Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

При венчании кто держит короны. Правила венчания в церкви

Одно из семи Таинств Православной Церкви это Венчание, в котором дается благословение на брак и рождение детей. А вступающие в брак дают при свидетелях обещание перед Богом соблюдать супружескую верность, быть вместе и в радости, и в горе.

Таинство Венчания

В этом Таинстве люди не только дают обещание и на них возлагается ответственность перед Богом, но и получают благодатную помощь на всю дальнейшую супружескую жизнь.

Венчание в церкви допустимо после регистрации брака в ЗАГСе

Сам обряд занимает не столь продолжительное время и состоит из следующих моментов:

  • перед венчанием происходит обручение, во время которого жених и невеста обмениваются кольцами, в старые времена между обручением и браком проходило какое-то время, сейчас все это делается сразу;
  • после того как прошло обручение, жених и невеста с зажженными свечами подходят к аналою, на котором лежат крест и Евангелие;
  • священник читает молитвы, произносит великую ектению, затем, благословив, надевает на головы жениха и невесты венцы;
  • читаются соответствующие места из Апостола и Евангелия, священник опять молится (читает ектению), читает «Отче наш»
  • брачующимся дают из одной чаши выпить разведенное теплой водой вино;
  • священник трижды ведет жениха и невесту вокруг аналоя под пения хора «Исайя ликуй» и прочее.

После этого снимаются венцы, и священник читает завершающие молитвы. Теперь вступившие в брак люди полноценные муж и жена.

Что означают венцы

Брачные венцы, надеваемые при венчании на головы жениха и невесты, имеют глубоко символическое значение:


Венцы для венчания были приняты в Церкви не сразу. В первые века существования христианства, члены общины христиан, вступавшие в брак, в этот день вместе причащались из одной чаши. Однако для брачных церемоний венки использовали с глубокой древности и почти во всех культурах. Поэтому считалось это лишний обряд, имеющий много общего с язычеством. Но с IV века, когда христианство фактически получило статус государственной религии венцы, становятся непременным атрибутом свадебной церемонии.

Интересный факт! Форма этой брачной принадлежности на Руси со временем менялась: в XVI в. это были обычные обручи, наподобие диадем, из железа, серебра и даже лубка. С XVII в. стали употреблять венцы похожие на короны западноевропейских монархов, ну а чуть позже они приобрели ту форму, которая есть сейчас.

В настоящее время венчальный головной убор представляет из себя обруч-корону изготовленную из металла, венчает ее крест, по бокам четыре иконы, в лобовой части у жениха, это образ Иисуса Христа, у невесты Божией Матери.

По правилам Церкви венцы именно одеваются на головы жениха и невесты, но допускается, что их можно держать во время всей церемонии следуя за брачующимися. Кто может держать венцы на венчании? Этой чести удостаиваются свидетели или как их называли раньше дружки жениха и невесты.

Первым значением символики венцов, используемых на , можно считать надевание на главы брачующихся царских корон. То есть молодожены, приступающие к таинству венчания, не только создают ячейку общества - семью, но и малую Церковь.


Все величие личностей новобрачных можно определить наименованиями короля и королевы. Как король , так и супруг должен управлять всеми семейными делами и являться главой домашней Церкви. Жена же, подобно королеве, должна являть собой великую женственность и быть хранительницей семейного очага.



Исповедание веры, по учению православной Церкви, должно быть даже до смерти. То есть православный не должен отрекаться от Бога в тяжелых жизненных ситуациях. Примером стойкости веры являются святые , которые претерпевали даже смерть за имя Христово.


Новобрачным надеваются венцы в знак того, что теперь они обязуются сохранять не только чистоту семейной жизни, но и православной веры. Вместе, в единстве молодожены должны стремиться к нравственному идеалу - Христу. А за благочестивую жизнь, по учению православной Церкви, Господь сподобит своих чад нетленных венцов Царства Небесного.



В какие дни не совершается Таинство венчания?

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех многодневных постов ( , и ), в Неделю мясопустную (воскресение накануне масленицы), в сырную седмицу (масленица), в Неделю сыропустную (Прощенное воскресение), Пасхальную седмицу (неделя после праздника Пасхи), в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу (накануне воскресного дня), а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.

Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

Разобравшись с препятствиями к совершению венчания и днями, в которые запрещены венчания, стоит коснуться и некоторых других вопросов, связанных с совершением этого Таинства. Часто спрашивают о свидетелях на венчании и их обязанностях.

Кого можно пригласить в свидетели на венчание и каковы обязанности свидетелей?

В дореволюционной России, до отделения Церкви от государства, церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой. Он заключался при поручителях (в современной практике – свидетелях). В народе их называли дружками. Поручители подтверждали своими подписями акт совершившегося браковенчания в метрических книгах. Но это была не единственная роль поручителей, они принимали участие в богослужении – обручении и венчании, во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Однако, наиболее ярко выражают обязанности поручителей богослужебные книги, называющие поручителей восприемниками. Обязанности восприемников схожи с обязанностями крестных родителей. Как и крестные родители, опытные в духовной жизни, прилагают все силы для воспитания и руководства своих крестников в вере и благочестии, так и восприемники берут на себя обязательство перед Богом духовно руководить создаваемой семьей. Очевидно, что восприемники должны соответствовать этому требованию. Поэтому готовящимся сочетаться священными узами брака стоит серьезно задуматься о кандидатурах восприемников. Поручители обязательно должны быть православными, желательно воцерковленными людьми. Они должны быть вхожими в создаваемую семью для духовного руководства.

Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. Это, конечно же, плоды духовной неграмотности и той «моды» на венчание, которая имеет место среди наших соотечественников. Поэтому думается, что возрождение старых благочестивых традиций было бы делом далеко не лишним в современной церковной практике.

Согласно одной из древних практик оглашение имело место не только перед принятием Святого крещения, но и перед браковенчанием. Эта практика до наших дней сохранилась в Католической Церкви. Но и в православных храмах в последнее время стали вводить обязательную практику оглашения перед венчанием. По большей части, это оглашение представляет собой беседы священника с женихом и невестой, в которых до них в доступной форме доносится православное учение о браке, разъясняются взаимные обязанности супругов и будущих детей.

Эти беседы позволяют выявлять людей, не по велению веры и сердца пришедших в храм за благословением брака, а случайных, попавших в храм отдать дань «моде» или в угоду родителям. Такое отношение к Таинству брака недопустимо и священник должен приложить все усилия, чтобы донести до таких людей истинное христианское учение о браке. Если же усилия священника не возымеют действия и люди останутся при своем мнении, то это вполне может стать поводом для отказа в совершении Таинства браковенчания. Церковь не может и не должна быть неким «бюро добрых услуг», где будут венчать всех подряд без разбора. Также оглашение позволяет выявлять препятствия к браку (о которых я говорил ранее), если таковые имеются. Нелишним было бы проводить оглашение будущих супругов в присутствии поручителей.

Поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи. Вторые же, открыто живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не престанут от своего богопротивного занятия.

Понятно, что найти поручителей согласно всем вышеуказанным требованием, для многих пар будет весьма затруднительно. Поэтому вполне допустимо совершение браковенчания и без свидетелей. В современном обществе Церковь отделена от государства и церковный брак не имеет гражданской юридической силы. Подписей в церковных метрических книгах поручители теперь не ставят. У них остается только обязанность духовного попечения о созданной семье. Поэтому совершение венчания без свидетелей было бы лучше, чем обременение номинальных восприемников «бременами неудобоносимыми» (Мф. 23, 4), за которые им придется отвечать перед Господом на Страшном Суде. О желании венчаться без свидетелей обязательно нужно поставить в известность священника. Вообще, все вопросы, связанные с духовной жизнью, лучше всегда обговаривать с духовником (если такового нет, то с любым священников в храме).

Можно ли венчаться в тайне от всех?

Это допустимо, но лишь в особенных случаях. Все зависит от причин, которые побудили супругов обвенчаться тайно. Если желание это связано с покрытием одной из причин, которая может стать препятствием к браку (к примеру, отсутствие родительского благословения, кровосмешение или покрытие блудного сожительства), то в таком венчании должно быть отказано. Желание обвенчаться тайно может быть связано с безверием родителей и родственников супругов, противостоящих венчанию. В этом случае венчание допустимо.

Также желание тайного венчания может возникнуть у супругов, втайне от родственников и окружающих исповедующих христианство. И в этом случае венчание допустимо. Вообще, каждый случай и просьбу о тайном венчании стоит рассматривать сугубо отдельно. Поэтому священнику нужно быть предельно внимательным, осторожным и тактичным по отношению к таким просьбам. Было бы не лишним получение благословения епископа на совершение тайного венчания. Однако не могу сказать, что это каноническое требование, т.к. в канонах нет указаний на тайное совершение браковенчания. Подводя итог этому ответу, хотелось бы всем напомнить слова Спасителя: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10, 26).

Продолжение следует…

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

О Таинстве Брака сегодня много сказано. И, слава Богу, что большое количество книг написано о данной важнейшей теме как церковной, так и общественной жизни.

Сегодня среди православных людей существует устоявшееся мнение, что гражданский брак (имеется в виду не сожительство, но брак, зарегистрированный в органах регистрации гражданского состояния) является блудом. Это не так. Церковь признает зарегистрированный в соответствующих государственных органах брак как законный. Потому что в таком случае мужчина и женщина при свидетелях, в том числе и чиновниках органов РАГСа, создают семью для совместного проживания, объединения имущественных прав, рождения и воспитания детей. Они скрепляют такой союз клятвой при свидетелях и обменом кольцами, т. е. обручением.

Обычное же сожительство с лазейкой типа «если не понравится: уйду» без раздела имущественных прав, без желания рождения детей, а если таковые появились, то без участия в их воспитании, действительно осуждается Церковью как грех блуда. Потому что в таком случае человек роняет свое Божественное достоинство и опускается до животного уровня.

В первом же случае брак, заключенный при свидетелях и зарегистрированный в государственных органах, и был, в сущности, браком в Римской империи, например, и в ее наследнице Византии. Долгое время и в Византийской империи, и в Киевской Руси венчались только члены императорских фамилий, аристократия и бояре. Крестьянам достаточно было при свидетелях объявить о помолвке.

Отсюда в каноническом праве уравнивание в правах и обязанностях как уже повенчавшихся, так и еще только обручившихся.

Венчание как Таинство в церковной традиции сформировалось довольно поздно. В первые века христианства на Литургии желающие вступить в брак исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, потом епископ читал над ними определенные молитвы и возлагал на их головы венцы. Позже брак оформился как самостоятельное Таинство. Это если говорить об обрядовой стороне.

Но установление брака по сути, конечно, является Божьим повелением. Вот как об этом пишется в «Настольной книге священнослужителя» (4-й том): «Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею...ˮ (Быт. 1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев. 20:10), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучаетˮ (Мф. 19:3–6)».

Почему в этой статье хочется сказать о том, что Церковь не осуждает гражданского, зарегистрированного государством, брака? Потому что до венчания человеку нужно дорасти.

Вспомним девяностые годы. Венчались из-за моды, «мол, красивый обряд», венчались, потому что папа или мама, или бабушка с дедушкой настояли. А потом архиерейские приемные наводнялись печальными людьми. И у большинства просьбы сводились к одной теме: «Развенчайте нас. Просим церковного развода».

И что лучше? Пожить в невенчанном, но законном браке, чтобы со временем дорасти до Таинства Венчания? Или венчаться в то, что «Бог сочетал, да человек не разлучит», а потом разорвать эту духовную святыню и развестись? Вот в чем вопрос, как писал классик.

Нужно понять, что человек может дорасти до законного брака, может хотеть его и иметь в нем необходимость. Ну, и пусть с Богом вступает в него. Но он является еще неофитом, не понимает сути Таинства Брака церковного. Так зачем его насиловать?! Нужно мягко, может быть, даже длительное время подводить его к этой мысли, воспитывать в церковной жизни. Чтобы однажды к нему, как благодатная вспышка-озарение, пришла не мысль, но твердое убеждение в необходимости венчаться.

Ведь Таинство Брака – это не только дети, хотя и они тоже, и не только совместное имущество и прожитая жизнь, хотя и это тоже. Но еще что-то гораздо высшее, неизмеримо высшее! Потому что Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание. Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная. И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью. Но до этого нужно дорасти.

Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.

Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.

И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью.

Иерей Андрей Чиженко

Инга Маяковская


Время на чтение: 7 минут

А А

Венчание – важное событие в жизни каждой христианской семьи. Редко, когда пары венчаются в день свадьбы (чтобы сразу «убить двух зайцев») – в большинстве случаев, пары все-таки подходят к этому вопросу обдуманно, осознав важность этого обряда и испытывая искреннее и обоюдное желание стать полноценной, согласно церковным канонам, семьей.

Как проходит этот обряд, и что нужно о нем знать?

Как подготовиться к таинству венчания правильно?

Венчание – не свадьба, где 3 дня гуляют, падают лицами в салат и бьют их друг другу по традиции. Венчание – это таинство, через которое пара получает благословение от Господа, чтобы в горе и радости прожить вместе всю жизнь, быть верными друг другу «до гробовой доски», рожать и воспитывать детишек.

Без венчания брак считается Церковью «неполноценным». И , конечно, должна быть соответствующей. И речь не об организационных вопросах, которые решаются за 1 день, а о духовной подготовке.

Пара, которая подходит к венчанию серьезно, обязательно учтет те требования, о которых забывают некоторые молодожены в погоне за модными фотографиями с венчания. А ведь духовная подготовка – эта важная часть венчания, как начала новой жизни пары – с чистого (во всех смыслах) листа.

Подготовка включает в себя 3-дневный пост, в течение которого нужно готовиться к обряду молитвенно, а также воздерживаться от интимных отношений, животной пищи, скверных мыслей и пр. Утром же перед венчанием муж и жена исповедуются и вместе причащаются.

Видео: Венчание. Пошаговая инструкция

Обручение – как проходит обряд венчания в православной церкви?

Обручение – это своего рода «вводная» часть таинства, предшествующая венчанию. Оно символизирует свершение брака церковного перед лицом Господа и скрепление взаимных обещаний мужчины и женщины.

  1. Обручение не зря совершают сразу после Божественной Литургии – паре демонстрируют важность таинства брака и тот душевный трепет, с коим они должны в брак вступать.
  2. Обручение в храме символизирует принятие мужем его супруги от самого Господа : священник вводит пару в храм, и с этой минуты их совместная жизнь, новая и чистая, начинается перед лицом Бога.
  3. Начало обряда – это каждение : священник 3 раза благословляет по очереди мужа и жену со словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В ответ на благословение каждый осеняет себя крестным знамением (прим. — крестится), после чего священник передает им уже зажженные свечи. Это символ любви, пламенной и чистой, которую теперь должны питать друг к другу муж и жена. Кроме того, свечи – это символ целомудрия мужчины и женщины, а также Божьей благодати.
  4. Крестовидное каждение символизирует присутствие рядом с парой благодати Святого Духа.
  5. Далее происходит молитва об обручающихся и об их спасении (души) , о благословении на рождение детей, об исполнении тех просьб пары к Богу, которые относятся к их спасению, о благословении пары на всякое благое дело. После чего всем присутствующим, включая мужа с женой, следует преклонить головы перед Богом в ожидании благословения, пока священник читает молитву.
  6. После молитвы Иисусу Христу следует обручение : священник надевает кольцо жениху, «обручая раба Божьего…» и 3 раза осеняя его крестообразно. Далее он надевает кольцо невесте, «обручая рабу Божию…» и осенняя ее крестным знамением трижды. Важно отметить, что кольца (которые должен дарить жених!) символизируют при венчании вечный и неразрывный союз. Лежат кольца, до момента их надевания, по правой стороне святого престола, что символизирует силу освящения пред лицом Господа и его благословение.
  7. Теперь жених и невеста должны обменяться кольцами трижды (прим. – во слову Пресвятой Троицы): жених свое колечко надевает невесте как символ его любви и готовности помогать супруге до конца дней своих. Невеста свое кольцо надевает жениху как символ своей любви и готовности принимать его помощь до конца дней своих.
  8. Дальше – молитва священника о благословении и обручении Господом этой пары , и посылании им Ангела-хранителя, что будет руководить ими в их новой и чистой христианской жизни. Обряд обручения на этом завершается.

Видео: Русское венчание в православной церкви. Обряд венчания

Таинство венчания — как проходит обряд?

Вторая часть таинства брака начинается с выхода жениха и невесты на середину храма со свечами в руках, как с духовным светом таинства. Перед ними идет священник с кадильницей, что символизирует важность следования по пути заповедей и вознесение их добрых дел, как фимиама к Господу.

Хор встречает пару пением псалма 127.

  • Далее пара становится на расстеленный перед аналоем белый рушник : оба перед лицом Бога и Церкви подтверждают свое свободное волеизъявление, а также отсутствие в их прошлом (прим. – с каждой стороны!) обещаний вступления в брак с другим лицом. Священник задает эти традиционные вопросы невесте и жениху, по очереди.
  • Подтверждение добровольного и нерушимого желания вступить в брак закрепляет естественный брак , который теперь считается заключенным. Только после этого начинает таинство венчания.
  • Чин венчания начинается с провозглашения сопричастности пару Царствию Божьему и трех пространных молитв – к Иисусу Христу и к Триединому Богу. После чего священник знаменует (по очереди) жениха и невесту венцом крестообразно, «венчая раба Божьего…», а потом «венчая рабу Божию…». Жених должен поцеловать образ Спасителя на своем венце, невеста – образ Божьей Матери, что украшает ее венец.
  • Теперь для жениха и невесты в венцах наступает самая главная минута венчания , когда со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» священник, как связующее между людьми и Богом звено, трижды благословляет пару, трижды читая молитву.
  • Благословение брака Церковью символизирует вечность нового христианского союза, его нерасторжимость.
  • После происходит чтение Послания к Ефесянам св. апостола Павла , а потом Евангелие от Иоанна о благословении и освящении брачного союза. Затем священник произносит прошение об обвенчавшихся и молитву о мире в новой семье, честности брака, непорочности сожительства и жизни совместной по заповедям до самой старости.
  • После «И сподоби нас, Владыко…» все читают молитву «Отче наш» (ее следует выучить заранее, если до момента подготовки к венчанию не знали наизусть). Эта молитва в устах обвенчанной пары символизирует решимость исполнять волю Господа на земле через свою семью, быть преданными и покорными Господу. В знак чего муж и жена преклоняют под венцами свои головы.
  • Приносят «чашу общения» с кагором , и священник ее благословляет и подает в знак радости, предлагая трижды испить вина сначала главе новой семьи, а потом его супруге. Пьют вино по 3 крохотных глоточка в знак нераздельного отныне бытия.
  • Теперь священник должен соединить правые руки обвенчавшихся, покрыть их епитрахилью (прим. – длинная лента на шее священника) и положить сверху свою ладонь, как символ получения мужем своей супруги от самой Церкви, что во Христе соединила этих двоих навеки.
  • Пару трижды обводят по традиции вокруг аналоя : на первом круге поют «Исаие, ликуй…», на втором – тропарь «Святии мученицы», а на третьем прославляется Христос. Данное хождение символизирует вечное шествие, что с этого дня начинается для пары – рука об руку, с общим крестом (тяготами жизни) на двоих.
  • С супругов снимают венцы , и священник приветствует новую христианскую семью торжественными словами. Потом читает две молитвы-прошения, во время которых муж с женой преклоняют головы, а после окончания запечатлевают чистую взаимную любовь целомудренным поцелуем.
  • Теперь по традиции обвенчавшихся супругов ведут к царским вратам : здесь глава семьи должен поцеловать икону Спасителя, а его супруга – образ Божьей Матери, после чего они меняются местами и снова прикладываются к Образам (только наоборот). Здесь же они целуют крест, который подносит священник, и получают от служителя Церкви 2 иконы, которые теперь можно хранить, как семейную реликвию и главные обереги семьи, и передавать следующим поколениям.

Свечи после венчания хранят в киоте иконы, дома. А после смерти последнего супруга ему эти свечи (по русскому старому обычаю) кладут в гроб, обе.

Задача свидетелей на обряде венчания в церкви – что делают поручители?

Свидетели должны быть верующими и крещеными – друг жениха и подруга невесты, которые после венчания станут духовными наставниками данной пары и ее молитвенными хранителями.

Задача свидетелей:

  1. Держать венцы над головами венчающихся.
  2. Подавать им обручальные кольца.
  3. Стелить рушник перед аналоем.

Впрочем, если свидетели не знают своих обязанностей – это не страшно. О них поручителям расскажет священник, желательно заранее, чтобы не возникло «накладок» при венчании.

Важно помнить, что церковный брак расторгнуть нельзя – Церковь разводов не дает. Исключение – смерть супруга или его потеря рассудка.

И напоследок — пара слов о свадебной трапезе

Венчание, как сказано выше – не свадьба. И Церковь предостерегает от возможного непристойного и неблагоговейного поведения всех присутствующих на венчании после таинства.

Приличные христиане после венчания скромно обедают, а не пляшут в ресторанах. Причем, на брачном скромном пиру не должно быть каких-либо неприличий и невоздержаний.

Загрузка...