Подводная лодка - это судно, способное погружаться под воду и длительное время находится под водой, а также выполнять определенные военные операции. Подводные лодки используют в военной практике, как с разведывательной, так и с боевой целью. В мирных целях судна широко применяемы в исследовательских экспедициях.
Первые попытки
История подводных лодок очень глубока. Еще упоминал о похожих строениях, но отказался от идеи, опасаясь использования разрушительной силы в подводном мире. Согласно историческим данным, Александр Македонский пытался применять нечто похожее на подводный колокол с целью осуществления разведки. Запорожские казаки использовали особые лодки «Чайки», способные действовать в перевернутом виде.
Первая в истории подводная лодка появилась в 17 веке в Лондоне, будучи изобретенной физиком и механиком Корнелем ванн Дреббелем. Для приведения агрегата в рабочее состояние необходимо было 3 офицера и 12 гребцов.
Подводная лодка Корнелия ван Дреббеля
В 1634 году Иезуит Мерсен описал устройство подводной лодки, очень похожей на современный вариант.
Дэвид Бушнелл - американский изобретатель построил модель подводной лодки в 1776 г., впервые предназначавшейся для атаки врага. Лодка получила название «Черепахи» из-за внешнего сходства двух половин судна, спаянных между собой и напоминающих панцирь черепахи. В верхней половине был купол со стеклом. Однако при первой же попытке атаки лодка была уничтожена английским флотом.
Успехи и провалы конструкторов субмарин
В 1800 году Роберт Фултон разработал неплохую модель подводной лодки на 3 человека и представил ее Бонапарту. Однако многочисленные и дорогостоящие испытания судна показались Наполеону бесполезными, и он отказался от этой идеи.
Чертеж Роберта Фултона
В 1810 году была придумана лодка на 9 человек, но она погибла при одном из испытаний. Первый запуск ракет с подводной лодки был осуществлен с испытанной в 1834 году лодки Шильдера - российского изобретателя. Его гребные устройства отдаленно напоминали утиные лапы.
Гидростат Пейерна, разработанный в 1845 году впервые использовал в лодке разницу давлений. В последующие 10 лет лодка применялась для удаления подводных скал.
Первая подводная лодка, успешно участвовавшая в боевых сражениях, была американская «Ханли». У нее были несколько балластных цистерн, которые наполнялись водой для погружения и продувались вручную для всплытия. Для срочного поднятия лодки на поверхность были предусмотрены железные грузы, прикрепленные к днищу. Винт лодки вращался при помощи 7 матросов. В 1864 году субмарина потонула от взрыва, перед этим потопив вражеский шлюп.
Первая российская подлодка была построена на Балтийском заводе по чертежам Ивана Александровского в 1866 году.
В начале 20 века подводные лодки стали активно появляться в составе вооруженных сил многих стран мира.
Современные подводные лодки - точнее, большие подводные лодки, вооруженные ракетами с ядерными боеголовками - несут на борту самый мощный арсенал среди всех кораблей военного флота. Причем ракеты эти не предназначены для поражения кораблей или самолетов противника, а для нанесения ударов по целям на суше; их просто невозможно использовать против кораблей или авиации.
История подводных лодок. Первые подводные лодки. Современные подводные лодки.
«Линейные корабли сооружались только с той целью, чтобы вести боевые действия с линейными кораблями противника, и разве что в исключительных случаях вели обстрел целей на суше; а базирующаяся на авианосцах авиация предназначена для воздушных сражениний - другими словами, для отражения нападений самолетов противника и для того, чтобы атаковать бомбами или торпедами корабли противника, находящиеся в открытом море или порту. Но с появлением ракет дальнего радиуса действия подводным лодкам была предписана роль - ранее немыслимая для кораблей военного флота - передвижной невидимой пусковой площадки ракет с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения, то есть на борту такой подводной лодки находится не одна атомная бомба, а вплоть до десятка, причем все наведенные на разные цели.
Таким образом, в применении подводных лодок произошли коренные качественные изменения. Если в начале века подводные лодки предназначались в основном для уничтожения боевых кораблей, а в первую и вторую мировые войны немецкие подводные лодки стали грозой конвоев, то сегодня подводный флот - это грозное оружие уничтожения наземных целей. Считается, что у русских и американских баллистических ракет подводного базирования радиус. действия достигает 5-6 тысяч морских миль (примерно 10 000 км); то есть, подводная лодка, находясь, например, в Тирренском море, в состоянии подвергнуть бомбардировке цели в Швейцарии, Австрии и южной Германии, а среднюю часть США можно обстреливать из Атлантического или Тихого океана.
Та серьезная угроза, что представляют собой подводные лодки с ядерными баллистическими ракетами на борту, привела к тому, что появился тип кораблей, специально предназначенных для их поиска и уничтожения. Это могут быть противолодочные крейсера, фрегаты и эскадренные миноносцы, противолодочные субмарины.
Эволюция и история подводных лодок пока что привела к тому, что в настоящее время существует два основных типа субмарин: с атомной двигательной установкой, двадцатью-двадцатьючетырьмя баллистическими ракетамй с разделяющимися ядерными боеголовками на борту и водоизмещением 18 000-20 000 т, а также с обычной двигательной установкой и небольшим водоизмещением около 1 ООО т.
Обычно принято начинать рассказ о первых подводных лодках с таких древних аналогов, как построенная Бушнеллом «Америкен тертл» (которую пытались в 1776 г., во время американской Войны за независимость, неудачно применить против британского фрегата «Игл») или состоявший на вооружении флота конфедератов «Дэй- вид», умудрившийся 17 февраля 1864 г. потопить фрегат федерального флота «Хаусэтоник».
Но нас эти ранние аналоги не интересуют. Это не были настоящие подводные лодки, так как они могли действовать только на очень малой глубине. Также не представляют для нас большого интереса французский «Жимнот» (1888) с чисто электрической двигательной установкой, испанский «Пераль» (1887) и суда Норденфель- та с пароаккумуляторными двигателями 1885-1888 гг. Начнем лучше с первых настоящих субмарин - тех, что могли действовать и на поверхности, и под водой.
ВМФ Франции объявил конкурс на проект «полностью погружного миноносца» со следующими характеристиками: скорость на поверхности - 12 узлов; радиус действия на поверхности - 100 миль при скорости 8 узлов; вооружение - две торпеды; водоизмещение - не больше 200 т. Конкурс выиграл инженер-офицер французского ВМФ Лобеф, и построенный по его проекту «Нарвал» поступил на вооружение в 1900 г. У «Нарвала» было двенадцать установленных на корпусе торпедных аппаратов, водоизмещение 117/202 т (всюду далее водоизмещение, характеристики двигателя, скорость и радиус действия подводных лодок будут выражаться дробной цифрой, причем числитель будет относиться к надводному положению, знаменатель - к подводному) и экипаж из тринадцати человек. Учитывая технологию того времени, не удивительно, что для перемещения в надводном положении «Нарвал» был оборудован паровым двигателем. Продолжая строить подводные лодки с паровыми двигателя
ми, французский ВМФ экспериментировал и с другими типами двигательных установок. А в США первая подводная лодка, принятая на вооружение ВМФ (построенная Дж. Холландом), имела бензиновый двигатель. Дж. Холланд много лет занимался разработками подводных аппаратов, и в 1898-1899 гг. построенный им «Холланд-7» был куплен ВМФ США и 12 октября 1900 г. включен в состав флота под названием «55-1». Таким образом, две первых в мире настоящих подводных лодки вступили в строй в 1900 г. - одна с паровым двигателем, другая с бензиновым Бензиновый двигатель был компактнее и практичнее парового; лет десять он ставился на подводные лодки для движения в надводном положении, пока его не заменил дизельный, гораздо более безопасный в обращении. Немецкая субмарина «11-1», американская «Аддер», австрийская «и-3», французская «Сирее», итальянская «Фока» - все они оснащались бензиновыми двигателями.
После 1907-1908 гг. на вооружение различных ВМФ начинают поступать подводные лодки с дизельными двигателями: британские типа О (предыдущие, тип С, оборудовались бензиновыми двигателями с двенадцатью-шестнадцатью оппо- зитными цилиндрами), французские типа «Брюмер» в 1910-1911 гг. и пр.
История подводной лодки - Еще в конце прошлого века проблема ведения подводной войны заботила правительства многих стран и даже была предметом международной дискуссии. 3 мая 1899 г. на конференции в Гааге Россия предложила запретить создание подводного оружия; ее поддержали Германия, Япония, Италия и Дания. Франция, США, Австрия и еще четыре не столь влиятельные державы активно выступили против запрета. Британия же заявила, что одобрит запрет, если тот будет принят единогласно. На второй конференции в Гааге в 1907 г. проблема даже не поднималась, и первая мировая война разразилась прежде, чем удалось достичь каких-то международных соглашений в отношении подводного оружия.
Первая мировая война послужила для подводных лодок самым серьезным экзаменом и буквально с первых же дней выявила их грозный потенциал как наступательного оружия. Уже 5 сентября 1914 г. немецкая субмарина «1_1-21» потопила британский крейсер «Патфайн- дер», а 22 сентября «и-9» всего за несколько минут потопила сразу три крейсера, патрулировавших воды Ла-Манша - «Хог», «Абукир» и «Кресси». - После такого впечатляющего успеха Германия развернула полномасштабную программу строительства подводных лодок, и в 1914- 1918 гг. со стапелей немецких верфей их сошло триста тридцать восемь; причем использовались они не только против военных кораблей, но и против транспортных судов.
Первые подводные лодки были вооружены одними торпедами; только перед первой мировой войной они стали оснащаться также и артиллерийским вооружением. В 1912 г. на вооружение ВМФ России поступила подводная лодка «Краб», классифицированная как «минный заградитель»: на ее корпус крепились шестьдесят морских мин. Но больше всего подводных минных заградителей принял на вооружение германский ВМФ - сто восемнадцать. Флоты других стран проявляли к этому типу подводных судов гораздо меньше интереса; в британском ВМФ их было всего двенадцать, во французском четыре, а в итальянском - три. А ко второй мировой войне было разработано устройство, позволяющее ставить морские мины через обычные торпедные аппараты, так что специализированные подводные минные заградители стали строиться реже и реже.
К концу первой мировой войны первые подводные лодки имели большее водоизмещение и оснащались вооружением более мощным, чем в ее начале. Стоит отметить наиболее выдающиеся в этом смысле экземпляры: британские субмарины типа К с водоизмещением 1 880/2 650 т, паровой двигательной установкой и вооруженные восьмью торпедными аппаратами; британские же подводные лодки типа М (так называемые субмарины-мониторы) водоизмещением в 1 600/ 1 950 т и вооруженные одним 12-дюймовым (305 мм) орудием, а также две немецкие океанские субмарины «и-140» и «и-141» с водоизмещением в 1 930/ 2 483 т, построенные в 1918 г. Традиционные же субмарины - например, британские типа Ь 1918-1920 гг. постройки - имели водоизмещение 890/1 070 т, то есть на 25% больше, чем субмарины типа Е, выпускавшиеся в 1915-1917 гг. и имевшие водоизмещение 662/807 т. Американские подводные лодки типа Ь (прибрежные) имели водоизмещение 490/720 т, в то время как океанские АА - 1 100/1 490 т. Германские прибрежные субмарины Г1В (от «иВ-48» до «иВ- 249») имели водоизмещение 516/651 т. В период между мировыми войнами вопрос о подводных лодках поднимался на Вашингтонской конференции 1922 г. Британия внесла предложение запретить их сооружение и применение; предложение было отвергнуто. На Лондонской конференции 1930 Г. были введены ограничения на водоизмещение подводных лодок (2 ООО т) и на калибр устанавливаемой на них артиллерии - 5 дюймов (130 мм). Подводные лодки было решено относить к океанским, если их водоизмещение превышает 600 т, и к прибрежным, если не превышает. Была заключена договоренность, что США, Британия и Япония могут иметь подводный флот из океанских субмарин общим водоизмещением в 52 700 т; но об аналогичных предельных показателях для других держав или для прибрежных субмарин договориться не удалось. За годы между мировыми войнами никаких кардинальных прорывов в субмариностроении не происходило - ни в отношении общих конструктивных решений, ни в отношении устанавливающегося вооружения. ВМФ США и Японии строили подводные лодки дальнего радиуса действия, водоизмещением до 2 500-3 ООО т (то есть с нарушением положений Лондонского договора), на которых устанавливалось значительное количество торпедных аппаратов. В 1925-1930 г г. в США строился целый флот крейсерских океанских субмарин типа V с водоизмещением 3 ООО т в надводном положении, 4 ООО т в подводном и вооруженных двумя 6-дюймовыми (152 мм) орудиями и шестью торпедными аппаратами. Британия, Франция и Италия специализировались на небольших подводных лодках, например британские типа «Персеус» водоизмещением 1 475/2 040 т - 1928 г.; французские «Редутабль» водоизмещением 1 384/2 080 т - 1924-1930 гг.; итальянские «Балилья» водоизмещением 1 450/1 904 т - 1930 г. Субмарины, строившиеся перед самой войной, имели примерно такие же характеристики.
По Версальскому договору Германия не имела права держать подводный флот, поэтому новая программа строительства немецких подводных лодок начала разворачиваться только с 1935 г. Подписав в 1935 г. военно-морское соглашение с Великобританией, Германия умудрилась выторговать себе разрешение иметь подводный флот общим тоннажем в 45% от британского. В рамках этой новой программы намечалось построить тридцать две прибрежных, двадцать пять морских и пятнадцать океанских субмарин - в общей сложности семьдесят две, из которых к началу войны, к сентябрю 1939 г., были введены в строй только пятьдесят семь. За годы войны в Германии было построено около тысячи подводных лодок, в том числе, например, вспомогательные субмарины - подводные танкеры, доставлявшие до 600 т топлива подводным лодкам, находящимся на боевом патрулировании, увеличивая таким образом радиус действия последних. Также планировалась программа строительства вспомогательных субмарин, подвозящих торпеды, но до ее осуществления так и не дошло. Во время войны ВМФ Италии планировал построить двенадцать транспортных подводных лодок, из которых были введены в строй только две - «Ромоло» и «Ремо». Они должны были совершать дальние рейсы - вплоть до Японии - за отсутствующим в Европе стратегическим сырьем.
Самым существенным событием в теории и практике субмариностроения стало изобретение в конце войны шноркеля - устройства, позволявшего дизельным двигателям действовать и под водой; таким образом, теперь для перезарядки батарей стало не обязательно подниматься на поверхность.
ВМФ Германии построил несколько опытных экземпляров подводных лодок, оборудованных паровыми турбинами замкнутого цикла (двигатель Вальтера), но до конца войны довести их до промышленного производства так и не удалось.
После войны в США начались работы по созданию для подводных лодок атомной двигательной установки. Это позволило бы использовать один и тот же двигатель для перемещения как на поверхности воды, так и под водой - проблема, решить которую тщетно пытались немцы со своим двигателем Вальтера. Когда она была- таки решена, скорость субмарины в подводном состоянии - раньше существенно меньшая, чем в надводном, значительно увеличилась - радиус действия возрос практически бесконечно, это не говоря уже о мощности двигателей.
Внешние очертания подводных лодок и количество винтов с появлением атомных двигательных установок также претерпели изменения. Если раньше субмарины по форме напоминали сигару - то есть сужались и к носу, и к корме, - то теперь носовая часть имела бульбообразное утолщение (с точки зрения гидродинамики, такая форма предпочтительней при высоких скоростях).
Рубка - ранее по преимуществу приземистая и широкая - стала выше и уже, напоминая плавник; носовые горизонтальные рули стали нередко располагать по бокам рубки, а число гребных винтов (которых, начиная с 1905 г. устанавливалось, как правило, два, оба под корпусом) уменьшилось до одного на самой корме, и устанавливались коаксиально с корпусом. В результате этого, кормовые вертикальные рули, ранее располагавшиеся за винтами, стали размещать перед ними - один над корпусом, другой под корпусом; с учетом кормовых горизонтальных рулей, вся система хвостовых рулей стала напоминать в разрезе крест. Конструкция корпуса была многократно усилена, что позволило субмаринам погружаться на глубину до 1 ООО футов (300 м). Чтобы проследить динамику, вспомним, что в 1905-1915 гг. подводные лодки могли погружаться не более, чем футов на 100 (30-35 м), а в 1920-1945 гг. - на 350-400 футов (100-120 м).
Современные подводные лодки можно разделить на два основных типа: ракетные и ударные. Ракетные субмарины практически всегда оснащены атомной двигательной установкой, в то время как ударные (в американском, русском и французском ВМФ) могут быть оборудованы как атомным, так и обычным двигателем. В остальных же подводных флотах мира до сих пор практикуется использовать для надводного перемещения и шноркеления дизельный двигатель, а для подводного - электромоторы. Итак, подведем итог: развитие подводного судостроения от первых образцов до настоящего времени привело к созданию субмарин водоизмещением 14 000-16 000 т, глубиной погружения в 1 ООО футов (300 м) и единой на все режимы хода двигательной установкой, позволяющей развивать под водой такую скорость, которая еще во вторую мировую войну показалась бы совершенно невероятной. Что касается формы корпуса, то носовая часть его приобрела бульбообразную форму, рубка стала выше и уже, а рули погружения переместились с носа лодки на рубку.
Наблюдая за морскими обитателями, человек пытался подражать им. Относительно быстро он научился строить сооружения, способные держаться на воде и передвигаться по ее поверхности, а вот под водой... Поверия и легенды упоминают об отдельных попытках, предпринятых людьми в этом направлении, но понадобились века на то, чтобы более-менее правильно представить и выразить в чертежах конструкции подводного судна. Одним из первых это сделал великий творец эпохи Возрождения итальянский ученый Леонардо да Винчи. Утверждают, что Леонардо уничтожил чертежи своей подводной лодки, обосновав это следующим образом: "Люди настолько злобны, что готовы были бы убивать друг друга даже на дне морском".
На сохранившемся эскизе изображено судно овальной формы с тараном в носу и невысокой рубкой, в средней части которой расположен люк. Другие конструктивные подробности разобрать невозможно.
Первыми сумели реализовать идею подводного судна англичане Уильям Брун (1580 г.) и Магнус Петилиус (1605 г). Однако их сооружения нельзя считать судами, так как они не могли передвигаться под водой, а лишь погружались и всплывали наподобие водолазного колокола.
В 20-х годах 17 в. английская придворная знать имела возможность пощекотать себе нервы, совершив подводное путешествие по Темзе. Необычное судно в 1620 г. построил ученый - физик и механик, придворный врач английского короля Иакова I, голландец Корнелий ван Дреббель. Судно было изготовлено из дерева, обтянуто промасленной кожей для водонепроницаемости, могло погружаться на глубину около 4 м и находиться под водой в течение нескольких часов. Погружение и всплытие осуществлялись заполнением и опорожнением кожаных мехов. В качестве движителя изобретатель применил шест, которым надлежало отталкиваться от речного дна, находясь внутри судна. Убедившись в недостаточной эффективности подобного приспособления, следующее подводное судно (его скорость была около 1 узла) Дреббель оснастил 12 обычными вальковыми веслами, каждым из которых управлял один гребец. Чтобы внутрь судна не попадала вода, отверстия в корпусе для прохода весел были уплотнены кожаными манжетами.
В 1634 г. ученик Р. Декарта французский монах П. Мерсен впервые предложил проект подводной лодки, предназначенной для военных целей. Одновременно он высказал идею об изготовлении ее корпуса из металла. Форма корпуса с заостренными оконечностями напоминала рыбу. В качестве оружия на лодке предусматривались сверла для разрушения корпуса неприятельских кораблей ниже ватерлинии и две, расположенные на каждом борту, подводные пушки с невозвратными клапанами, предотвращающими попадание воды в лодку через стволы во время выстрела. Проект так и остался проектом.
В 1718 г. крестьянин из подмосковного села Покровское Ефим Прокопьевич Никонов, работавший плотником на казенной верфи, в челобитной Петру I писал, что берется сделать судно, которое может идти в воде "потаенно" и подходить к вражеским кораблям "под самое дно", а также "из снаряду разбивать корабли". Петр I оценил предложение и приказал, "таясь от чужого глазу", приступить к работе, а Адмиралтейств-коллегий произвести Никонова в "мастера потаенных судов". Вначале была построена модель, которая успешно держалась на плаву, погружалась и двигалась под водой. В августе 1720 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая в мире подводная лодка.
Что же собой представляла подводная лодка Никонова? К сожалению, пока не удалось обнаружить ее чертежей, но некоторые косвенные сведения из архивных документов позволяют предполагать, что она имела деревянный корпус длиной около 6 и шириной около 2 м, обшитый снаружи листами жести. Оригинальная система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днищевой части лодки. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. Позднее Никонов довооружил лодку "огненными медными трубами", сведений о принципе действия которых до нас не дошло.
Несколько лет строил и перестраивал Никонов свою подводную лодку. Наконец, осенью 1724 г. в присутствии Петра I и царской свиты она была спущена на воду, но при этом ударилась о грунт и повредила днище. С большим трудом корабль удалось извлечь из воды и спасти самого Никонова. Царь велел укрепить корпус лодки железными обручами, приободрил изобретателя и предупредил чиновников, чтобы ему "никто конфуз в вину не ставил". После кончины Петра I в 1725 г. "потаенным" судном перестали интересоваться. Требования Никонова на рабочую силу и материалы не удовлетворялись или умышленно задерживались. Неудивительно, что очередные испытания подводной лодки закончились неудачно. В конце концов Адмиралтейств-коллегия решила свернуть работы, а изобретатель был обвинен в "недействительных строениях", разжалован в "простые адмиралтейские работники" и в 1728 г. сослан в отдаленное Астраханское адмиралтейство.
В 1773 г. (почти через 50 лет после "потаенного судна" Никонова) в США была построена первая подводная лодка, изобретателя которой Давида Бушнелла американцы окрестили "отцом подводного плавания". Корпус лодки представлял собой оболочку из дубовых досок, стянутых железными обручами и проконопаченных просмоленной пенькой. В верхней части корпуса размещалась небольшая медная башенка с герметичным люком и иллюминаторами, через которые командир, совмещавший в одном лице весь экипаж, мог наблюдать за обстановкой. Внешним видом лодка напоминала панцирь черепахи, что нашло отражение в ее названии. В нижней части Черепахи располагалась балластная цистерна, при заполнении которой она погружалась. При всплытии вода из цистерны откачивалась помпой. Кроме того, был предусмотрен аварийный балласт - свинцовый груз, при необходимости легко отсоединяемый от корпуса. Передвижение лодки и управление ею по курсу осуществлялись с помощью весел. Оружие - пороховая мина с часовым механизмом (закреплялась на корпусе неприятельского корабля с помощью бурава).
Подводная лодка Д. Бушнелла:а - вид спереди; б - вид сбоку
В 1776 г. во время войны за независимость Черепаху использовали в деле. Объектом атаки стал английский 64-пушечный фрегат Игл. Но атака не удалась. Днище фрегата для защиты от обрастания оказалось обшитым медными листами, против которых бурав был бессилен.
Наутилус и другие
В конце 18 в. ряды изобретателей подводных лодок пополнил прославившийся позднее созданием первого в мире парохода Роберт Фултон, уроженец Америки, сын бедного ирландского эмигранта. Увлекавшийся живописью юноша отправился в Англию, где вскоре занялся судостроением, которому и посвятил дальнейшую жизнь. Для успеха в столь сложном деле были необходимы серьезные инженерные знания, для приобретения которых Фултон направился во Францию.
Молодой судостроитель сделал несколько интересных предложений в области подводного оружия. Со свойственным молодости максимализмом он писал: "Военные корабли, по моему мнению, являются остатками отживших воинских привычек, политической болезнью, против которой до сих пор еще не найдено средств; мое твердое убеждение, что эти привычки надо искоренить и самым действенным к тому средством являются подводные вооруженные минами лодки".
Ум Фултона был не только пытлив, но и практичен. В 1797 г. он обратился к правительству Французской республики с предложением: "Имея в виду огромную важность уменьшения мощи британского флота, я думал над постройкой механического Наутилуса - машины, подающей мне много надежд на возможность уничтожения их флота..."
Предложение было отвергнуто, но настойчивый изобретатель добился аудиенции у первого консула Наполеона Бонапарта и заинтересовал его идеей подводного корабля.
В 1800 г. Фултон построил подводную лодку и с двумя помощниками произвел погружение на глубину 7,5 м. Через год он спустил на воду усовершенствованный Наутилус, корпус которого длиной 6,5 и шириной 2,2 м имел форму притупленной в носовой части сигары. Для своего времени лодка имела приличную глубину погружения - около 30 м. В носу возвышалась небольшая рубка с иллюминаторами. Наутилус стал первой в истории подводной лодкой, имевшей раздельные движители для надводного и подводного хода. В качестве движителя подводного хода использовался вращаемый вручную четырехлопастной винт, позволявший развивать скорость около 1,5 уз. В надводном положении лодка двигалась под парусом со скоростью 3-4 уз. Мачта для паруса была укреплена на шарнире. Перед погружением ее быстро снимали и укладывали в специальный желоб на корпусе. После подъема мачты развертывался парус и корабль становился похож на раковину моллюска наутилуса. Отсюда и появилось название, которое дал своей подводной лодке Фултон, а спустя 70 лет заимствовал Жюль Верн для фантастического корабля капитана Немо.
Наутилус Р. Фултона
Нововведением был горизонтальный руль, с помощью которого при движении под водой лодка должна была удерживаться на заданной глубине. Погружение и всплытие осуществлялись заполнением и осушением балластной цистерны. Наутилус был вооружен миной, представлявшей собой два медных бочонка с порохом, соединенных эластичной перемычкой. Мина буксировалась на тросе, подводилась под днище неприятельского корабля и взрывалась при помощи электрического тока.
Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения.
Фото АПЛ РФ (21 фото)
Подборка фото АПЛ РФ различных проектов Северного и Тихоокеанских флотов в различных погодных условиях
Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще).
Дизель-электрическая» подводная лодка проекта 877, или «Варшавянка, более известная на Западе как лодка типа «Кило», была разработана в начале 1970-х гг. для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны советских военно-морских баз, береговых объектов и защиты морских коммуникаций, а также для несения дозорной службы и ведения разведки. Эти лодки средней дальности плавания сначала строились в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, а за тем в Нижнем Новгороде и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург). Первая лодка была заложена в 1979 г. и сдана флоту в 1982 г.
Проект 971 «Щука-Б» - атомные подводные лодки
АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.
Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») - серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач.
Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»
Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» - проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 по 1999 года. Всего было построено 2 подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.
Первая подводная лодка промежуточного проекта 641Б «Сом», предназначавшегося для замены лодок большой дальности плавания проекта 641 в операционных зонах Черноморского и Северного флотов, была собрана в 1972 г. в г. Горьком. Всего было по строено 18 единиц двух модификации, имевших незначительные отличия. Лодки поздней постройки были на несколько метров длиннее, возможно, в связи с установкой оборудования ракетных комплексов ПЛО. Носовое гидроакустическое оборудование внешне было аналогичным тому, которое устанавливалось в то время на современных советских атомных ударных подводных лодках, а силовая установка была испытана на последнем подтипе «Фокстротов».
АПКР К-18 "Карелия" - атомный подводный ракетный крейсер
После вступления в строй лодка входила в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ, а с сентября 2000 г. - в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ. Корабль до момента постановки в средний ремонт (в августе 2004 г.) предпринял двенадцать автономных походов на боевую службу, 26 раз нес боевое дежурство в пунктах базирования и выполнил четырнадцать практических пусков ракет Р-29РМ. В июле-августе 1994 г. К-18 под командованием капитана 1-го ранга Ю.И. Юрченко (старший на борту контр-адмирал А.А. Берзин) в охранении АПЛ Б-414 (пр. 671РТМК) предприняла поход в воды Арктики с всплытием в районе Северного полюса.
«Дельфин» - первая российская подводная лодка
"Дельфин" - первая боевая подводная лодка русского флота, послужившая прототипом для последующего развития отечественных кораблей данного класса вплоть до 1917 г. Проект был разработан специальной комиссией в составе И.Г. Бубнова, М.Н. Беклемишева и И.С. Горюнова. Главные балластные цистерны размещались в легких оконечностях и вентилировались внутрь ПК.
Строительство в 1958 г. первых советских подводных лодок проект 633 (по классификации NATO тип «Ромео») в г. Горьком, как усовершенствованных лодок проекта 613 совпало с успешным внедрением ядерных энергетических установок в ВМФ СССР. В результате только 20 дизель электрических подводных лодок этого проекта из 560 первоначально планировавшихся были действительно построены.
Подводные лодки типа «Касатка»
Подводная лодка "Фельдмаршал Граф Шереметьев" тип "Касатка"
Удачные испытания подводной лодки "Дельфин" доказали готовность отечественной промышленности к самостоятельной постройке подводных лодок. И.Г. Бубнов обратился в Морское министерство за разрешением приступить к разработке "подводного миноносца № 140". 1 сентября 1903 г. управляющий Морским Министерством разрешил разработку чертежей подводной лодки, 20 декабря 1903г.
Немецкие U-Boat - подводные лодки Второй мировой войны
Цветной фильм про немецкие подводные лодки второй мировой войны, которые торпедируют корабли союзников, в основном американские. Видео очень качественное и в цвете, что редкость для того времени.
Кета - подводная лодка
Лейтенант С.А.Янович, работая над проектом подлодки изобретателя Колбасьева, разработал интересное решение полупогружающейся лодки малой видимости. В его распоряжение выделили корпус старой лодки Джевецкого (1880 года), который переделали, увеличив в размерах и установив автомобильный двигатель. Корпус удлинили с 5 до 7,5 м и усилили двойными стенками. Образовавшееся междубортное пространство использовали в качестве топливных и балластных цистерн.
Тип «Сом» - подводные лодки 1904 - 1906 годов
12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в Санкт-Петербурге подписало с американской фирмой «Holland Torpedo Boat», принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России.
Форель - подводная лодка
Подводная лодка "Форель" построена в 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Р. Эквилея.
Тип «Осётр» - подводные лодки
Подводная лодка "Палтус" типа "Осетр"
Начавшаяся 26 января 1904 г. русско-японская война и последовавшие за этим потери русской эскадры потребовали от правительства России срочного усиления флота. Наряду с развитием строительства отечественных подводных лодок были приняты меры по приобретению подводных лодок иностранных фирм.
Подводные лодки тип «Карп»
24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х подводных лодок типа "Е" ПЛ «Карп», ПЛ Камбала, ПЛ «Карась». Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей - в феврале и марте того же года.
Изобретатель
: Дэвид Бушнелл
Страна
: США
Время изобретения
: 1776 г.
Создание подводной лодки - замечательное достижение человеческого разума и значительное событие в истории военной техники. Подводный корабль, как известно, обладает способностью действовать скрытно, невидимо, а следовательно, внезапно. Скрытность достигается, прежде всего, способностью погружаться, плавать на определенной глубине, не выдавая своего присутствия, и неожиданно наносить удары противнику.
Как и всякое физическое тело, подводная лодка подчиняется закону Архимеда, который гласит, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной телом жидкости.
Можно для упрощения сформулировать этот закон так: «Тело, погруженное в воду, теряет в своем весе столько же, сколько весит вытесненный телом объем воды».
Именно на этом законе основано одно из главных свойств любого корабля - его плавучесть, то есть способность удерживаться на поверхности воды. Это возможно тогда, когда вес воды, вытесненной погруженной в воду частью корпуса, равен весу судна. При таком положении обладает положительной плавучестью. Если же вес вытесненной воды меньше веса корабля, то корабль будет тонуть. В этом случае считают, что корабль обладает отрицательной плавучестью.
Для подводной лодки плавучесть определяется ее способностью находиться как в подводном, так и в надводном положении. Очевидно, лодка будет находиться на поверхности, если она имеет положительную плавучесть. Получая отрицательную плавучесть, лодка будет погружаться, пока не ляжет на дно.
Чтобы она не стремилась ни всплыть, ни тонуть, необходимо уравнять вес подводной лодки и вес вытесняемого ею объема воды. В этом случае лодка без хода займет в воде неустойчивое безразличное положение и будет «висеть» на любой глубине. Это значит, что лодка получила нулевую плавучесть.
Чтобы подводная лодка могла погружаться, всплывать или держаться под водой, она должна обладать способностью менять свою плавучесть. Это достигается очень простым способом - принятием на лодку водяного балласта: специальные цистерны, устроенные в корпусе лодки, то заполняются забортной водой, то вновь опорожняются. При их полном заполнении лодка обретает нулевую плавучесть. Чтобы подводная лодка всплыла, надо освободить цистерны от воды.
Однако регулировка погружения с помощью цистерн никогда не может быть точной. Маневрирование в вертикальной плоскости достигается при помощи перекладки горизонтальных рулей. Как в воздухе способен менять высоту полета при помощи рулей высоты, так и подлодка действует горизонтальными рулями или рулями глубины, не меняя плавучести.
Если передняя кромка пера руля выше задней, набегающий поток воды будет создавать подъемную силу, направленную вверх. И наоборот, если передняя кромка руля ниже задней, встречный поток будет давить на рабочую поверхность пера сверху вниз. Изменение направления движения подлодки в горизонтальном положении производится у подлодок, как и у надводных кораблей, изменением угла поворота вертикального руля.
Первой подводной лодкой, получившей практическое применение, была «Тартю» («Черепаха») французского изобретателя Дэвида Бушнелла, построенная в 1776 году в США. Несмотря на свою примитивность, она имела уже все элементы настоящей подводной лодки. Яйцеобразный корпус диаметром около 2,5 м был изготовлен из меди, а в нижней части покрыт слоем свинца. Экипаж лодки состоял из одного человека.
Погружение достигалось путем наполнения балластной водой специального бака, находившегося в самом низу. Погружение регулировалось при помощи вертикального винта. Всплытие осуществлялось путем откачки балластной воды двумя насосами, которые также приводились в действие вручную.
Движение по горизонтальной линии происходило при помощи горизонтального винта. Для изменения направления имелся руль, расположенный позади места человека. Вооружение этого судна, предназначенного для военных целей, состояло из мины весом в 70 кг, помещавшейся в особом ящике под рулем.
В момент атаки «Тортю», погрузившись, старалась подойти под киль вражеского корабля. Там мина освобождалась из ящика и, поскольку ей была придана некоторая плавучесть, всплывала, ударялась о киль судна и взрывалась. Такова была в общих чертах первая подводная лодка, создатель которой получил в США почетное имя «отца подводной лодки».
Лодка Бушнелла прославилась после удачной атаки, проведенной ею против английского 50-пушечного фрегата «Орел» в августе 1776 года во время войны США за независимость. В общем, это было неплохое начало истории подводного флота. Следующие ее страницы были связаны уже с Европой.
В 1800 году американец Роберт Фултон построил во Франции подводную лодку «Наутилус». Она имела обтекаемую сигарообразную форму при длине 6,5 м и диаметре 2 м. В остальном «Наутилус» по своей конструкции очень напоминал «Тартю».
Погружение достигалось путем наполнения балластной камеры, находившейся в нижней части корабля. Источником движения в погруженном состоянии была сила команды, состоявшей из трех человек. Вращение рукоятки передавалось на двухлопастный винт, который и обеспечивал лодке поступательное движение.
Для движения на поверхности использовался , крепившийся на складной мачте. Скорость хода на поверхности составляла 5-7 км/ч, а в погруженном состоянии около 2,5 км/ч. Вместо вертикального винта Бушнелла Фултон впервые применил два горизонтальных руля, расположенных сзади корпуса, как и на современных подводных лодках. На борту «Наутилуса» имелся баллон со сжатым воздухом, позволявший находиться под водой в течение нескольких часов.
После нескольких предварительных испытаний судно Фултона спустилось по Сене до Гавра, где состоялся его первый выход в море. Испытания прошли удовлетворительно: в течение 5 часов лодка со всем экипажем находилась под водой на глубине 7 м. Неплохими были и другие показатели - расстояние в 450 м лодка преодолела под водой за 7 минут.
В августе 1801 года Фултон продемонстрировал боевые возможности своего судна. Для этой цели на рейд был выведен старый бриг. «Наутилус» приблизился к нему под водой и взорвал при помощи мины. Впрочем, дальнейшая судьба «Наутилуса» не оправдала надежд, которые возлагались на него изобретателем. Во время перехода из Гавра в Шербур он был настигнут штормом и затонул. Все попытки Фултона построить новую подводную лодку (он предлагал свой проект не только французам, но и их врагам англичанам) не увенчались успехом.
Новый этап в развитии подводного корабля представляла собой подлодка «Подводник» Буржуа и Брюна, построенная в 1860 году. Своими размерами она значительно превосходила все подводные корабли, строившиеся до этого: длина 42,5 м, ширина - 6 м, высота - 3 м, водоизмещение - 420 т. На этой лодке впервые был установлен мотор, работающий на сжатом воздухе, что позволяло ей в момент атаки развивать скорость около 9 км/ч на поверхности и 7 км/ч под водой.
К другим особенностям этого корабля надо отнести его вооружение, более серьезное и практичное, чем у его предшественников. У «Подводника» мина укреплялась на конце стержня длиной в 10 м на носу корабля. Это давало серьезные преимущества, так как позволяло атаковать противника на ходу, что было совершенно невозможно для прежних лодок.
Во-первых, подводному кораблю ввиду его невысокой скорости было трудно подойти под днище атакуемого корабля, а во-вторых, если бы это и удалось сделать, то за то время, которое необходимо для всплытия пущенной мины, противник успел бы уйти. «Подводник» имел возможность, идя наперерез двигавшемуся кораблю, ударить его в борт миной, подвешенной на конце стержня. От удара мина должна была взорваться.
Однако сам «Подводник», находившийся на безопасном расстоянии 10 м, не должен был пострадать. Для погружения своего корабля Буржуа и Брюн применили комбинацию из нескольких способов. Подлодка имела цистерны для балластной воды, вертикальный винт и два горизонтальных руля. На «Подводнике» также впервые была предусмотрена продувка цистерн сжатым воздухом, что значительно уменьшало время всплытия.
Впервые подлодки получили применение во время гражданской войны в США 1861-1865 годов. В это время на вооружении у южан находилось несколько подводных лодок «Давид». Эти лодки, правда, не погружались совершенно под воду - часть рубки выступала над поверхностью моря, но все же, они могли скрытно подкрадываться к кораблям северян.
Длина «Давида» составляла 20 м, ширина - 3 м. Лодка была оснащена паровым двигателем и рулем погружения, расположенным в передней части корпуса. В феврале 1864 года одна из таких подводных лодок под командованием лейтенанта Диксона пустила на дно корвет северян «Гузатаник», ударив его в борт своей миной. «Гузатаник» стал первой в истории жертвой подводной войны, а подводные лодки перестали после этого быть объектом чистого изобретательства и завоевали себе право на существование наравне с другими военными кораблями.
Следующим шагом в истории подводного кораблестроения стали лодки русского изобретателя Джевецкого. Первая модель, созданная им в 1879 году, имела педальный двигатель. Экипаж из четырех человек приводил во вращение винт. От ножного привода работали также водяной и пневматический насосы. Первый из них служил для очищения воздуха внутри судна. С его помощью воздух прогонялся через баллон с едким натрием, поглощавшим углекислый газ. Недостающее количество кислорода пополнялось из запасного баллона. С помощью водяного насоса откачивалась вода из балластных цистерн. Длина лодки была 4 м, ширина - 1, 5 м.
Лодка была снабжена перископом - устройством для наблюдения за поверхностью из подводного положения. Перископ простейшей конструкции представляет собой трубу, верхний конец которой выдвигался над поверхностью воды, а нижний находился внутри лодки. В трубе устанавливались два наклонных : одно у верхнего конца трубки, другое - у нижнего. Лучи света, отражаясь сначала от верхнего зеркала, попадали затем на нижнее и отражались от него в направление к глазу наблюдателя.
Вооружение лодки состояло из мины с особыми резиновыми присосками и запалом, воспламенявшимся током от гальванической батареи (мину прикрепляли к днищу стоявшего корабля; затем лодка отплывала, разматывая провод, на безопасное расстояние; в нужный момент цепь замыкалась, и происходил взрыв).
На испытаниях лодка показала прекрасную маневренность. Она была первой серийной лодкой, взятой на вооружение русской армией (всего было изготовлено 50 таких лодок). В 1884 году Джевецкий впервые снабдил свою лодку электродвигателем, приводимым в действие от , который обеспечивал лодке движение в течение 10 часов со скоростью около 7 км/ч. Это было важное нововведение.
В том же году швед Норденфельд поставил на свою подлодку паровую машину. Перед погружением два котла наполнялись паром под высоким давлением, что позволяло подводному судну плыть четыре часа под водой со скоростью 7,5 км/ч. Норденфельд также впервые установил на свою лодку торпеды. Торпеда (самодвижущаяся мина) представляла собой подводную лодку в миниатюре.
Первая самодвижущаяся мина была создана английским инженером Уайтхедом и его сотрудником австрийцем Люппи. Первые испытания прошли в городе Фиуме в 1864 году. Тогда мина прошла 650 м со скоростью 13 км/ч. Движение осуществлялось за счет пневматического двигателя, к которому поступал сжатый воздух из баллона. В дальнейшем, вплоть до Первой мировой войны конструкция торпед не претерпела больших изменений. Они имели сигарообразную форму. В передней части размещались детонатор и заряд. Далее - резервуар со сжатым воздухом, регулятор, двигатель, винт и руль.
Вооруженная торпедами подлодка сделалась исключительно грозным противником для всех надводных судов. Стрельба торпедами происходила с помощью торпедных аппаратов. Торпеда по рельсам подавалась к люку. Люк открывался, и торпеда закладывалась внутрь аппарата. После этого открывался наружный люк, и аппарат заполнялся водой. Сжатый воздух подавался из баллона через соединение в ствол аппарата. Затем торпеда с работающим мотором, винтами и рулями выпускалась наружу. Внешний люк закрывался, и вода из него уходила по трубке.
В последующие годы подводные лодки стали снабжаться бензиновыми двигателями внутреннего сгорания для плавания в надводном положении и электродвигателями (с питанием от аккумулятора) для перемещения под водой. Подводные суда быстро совершенствовались. Они могли стремительно всплывать и исчезать под водой.
Это достигалось за счет продуманной конструкции балластных цистерн, которые разделялись теперь по своему назначению на два основных вида: цистерны главного балласта и цистерны вспомогательного балласта. Первые цистерны предназначались для поглощения плавучести подводного корабля при переходе его из надводного положения в подводное (они делились на носовую, кормовую и среднюю).
К цистернам вспомогательного балласта относились расположенные в противоположных оконечностях корпуса дифферентные цистерны (носовая и кормовая), уравнительная цистерна и цистерна быстрого погружения. Назначение у каждой из них было особое. С заполнением цистерны быстрого погружения подводная лодка обретала отрицательную плавучесть и стремительно уходила под воду.
Дифферентные цистерны служили для выравнивания дифферента, то есть угла наклона корпуса подводного корабля и приведения его на «ровный киль». С их помощью можно было уравновесить нос и корму подлодки, так что корпус ее занимал строго горизонтальное положение. Такой подводный корабль мог легко управляться в подводном положении.
Важным событием для подводных кораблей стало изобретение судового дизеля. Дело в том, что плавать под водой с бензиновым мотором было очень опасно. Несмотря на все меры предосторожности, летучие пары бензина скапливались внутри лодки и могли воспламениться от малейшей искры. Вследствие этого довольно часто происходили взрывы, сопровождавшиеся человеческими жертвами.
Первая в мире дизельная подводная лодка «Минога» была построена в России. Спроектировал ее Иван Бубнов - главный конструктор на балтийском судостроительном заводе. Проект дизельной лодки был разработан Бубновым в начале 1905 года. В следующем году приступили к строительству. Два дизеля для «Миноги» изготовили на заводе Нобеля в Петербурге.
Строительство «Миноги» сопровождалось несколькими диверсионными актами (в марте 1908 г. случился пожар в аккумуляторном отсеке, в октябре 1909 года кто-то подсыпал наждак в подшипники главных двигателей). Однако найти виновных в этих преступлениях не удалось. Спуск на воду состоялся в 1908 году.
Энергетическая установка «Миноги» состояла из двух дизелей, электродвигателя и аккумуляторной батареи. Дизели и электродвигатель были установлены в одну линию и работали на один гребной винт. Все моторы соединялись с гребным валом с помощью разобщительных муфт, так что по желанию капитана вал мог быть подключен к одному-двум дизелям или электромотору.
Один из дизелей мог соединяться с электродвигателем и приводить его во вращение. В этом случае электродвигатель работал как генератор и заряжал аккумуляторы. Батарея состояла из двух групп по 33 аккумулятора в каждой с коридором между ними для технического обслуживания. Длина «Миноги» - 32 м. Скорость в надводном положении - около 20 км/ч, под водой - 8,5 км/ч. Вооружение - два носовых торпедных аппарата.