Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Почему Бог допускает страдания, смерть детей и теракты? Почему Бог допускает трагедии.

Как любящий и всемогущий Бог может допускать страдания на земле? Не мог бы Он вмешаться и создать мир, в котором бы не было страданий? Не мог бы удалить всю боль?

Это сложный, но в то же время очень распространенный вопрос. Чтобы лучше понять вопросы на эту тему, нам нужно рассмотреть Божий план в целом.

В начале Бог создал мир, в котором не было страданий. До грехопадения были только небо и земля. Все ангелы и всё творение жило в гармонии с Богом. Там был мир. Радость. Совершенство. Все было именно так, как желал Бог.

Однако, сатана – один из ангелов, решил поступать по-своему. Он возвысил себя и решил, что может быть равным Богу или лучше Него. Это стало первым грехом, разделившим Бога и сатану. Путь сатаны не был благословлен Богом и потому был проклят.

Божье творение было совершенным. Первые люди – Адам и Ева, получили свободную волю. Они были чистыми и, поэтому, имели прямой контакт и общение с Богом. Сатана, будучи полон злобы, захотел разрушить эту гармонию. Он считал, что, если людям предоставить право выбора, тогда они бы предпочли грешить, вместо того, чтобы быть послушными Богу. Бог мог бы просто заставить сатану замолчать или изменить свое мнение. Но Он слишком уважает свободную волю, даже волю тех, кто решил ослушаться Его. Поэтому, вместо того, чтобы заставить сатану вернуться к свету, Богу пришлось показать, что путь греха приведет лишь к страданиям.

Причина страданий на земле

Когда Бог создал землю, Его целью было, чтобы она стала продолжением мира и гармонии небес. Тем не менее, сатана получил доступ к земле. Он пришёл, искушая Еву в Эдемском саду. Когда он предложил Еве выбрать между путем Иисуса и путем греха, Бог горячо надеялся, что она выберет Его путь. Всё, чего желал Бог – это, чтобы люди были счастливы, и Он показал, что единственный путь к счастью – быть послушными. К сожалению, Ева выбрала путь сатаны, путь проклятия, и она убедила Адама сделать то же самое. По причине большого уважения к их свободной воле, Богу пришлось отступить назад и позволить Адаму и Еве пожинать последствия своих действий.

Все страдания, вся боль и каждая пролитая на земле слеза, прямым или косвенным путем являются результатом греха. /div>Все страдания, вся боль и каждая пролитая на земле слеза, прямым или косвенным путем являются результатом греха. Даже стихийные бедствия происходят потому, что мир был проклят.(См. Римл. 8:20-21) Грех всё испортил. С течением времени, всё шло хуже и хуже. Когда человек согрешил, ему пришлось пожинать страдание, вокруг страдали люди, даже земля пострадала. Сама природа была поражена терниями и волчцами. Это было естественным результатом законов, созданных Богом задолго до создания земли. Он знал, что грех влечёт за собой страдания. Поэтому Он прилагает все усилия, чтобы помешать нам грешить.

Почему Бог не сделает так, чтобы страдания прекратились?

Бог мог бы вмешаться в любой момент и прекратить страдания. Он мог бы протянуть Свою руку и спасти нас от боли. Несмотря на всё, Он же всемогущ. Но если бы Он сделал это, то никогда бы не смог доказать, что сатана совершил ошибку. Грех влечёт за собой страдания. Бог знает это. Теперь Он хочет доказать это всему творению.

Богу очень грустно видеть, как Его творение страдает. Он хочет, чтобы это закончилось, и, чтобы Он мог протянуть нам руку помощи. Его конечная цель – прекратить страдания навсегда. Он хочет, чтобы всё Его творение пребывало в совершенной гармонии, как это было в начале. Но, на этот раз, Он хочет быть уверен, что никто не заразит грехом это новое творение. Поэтому Ему необходимо доказать, что грех влечет за собой только несчастье и страдания. И чтобы доказать это, Богу предстоит следовать тем законам, которые Он сам создал.

Божий замысел

Божья цель заключается не только в том, чтобы доказать нам, что грех приносит страдание. Еще важнее доказать, что жизнь без греха приносит радость, мир и гармонию.

«Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия.» Ефес. 3:8-10.

Это и является целью Божьего плана для человечества – окончательный и губительный удар сатане. Посылая Своего Сына Иисуса на землю, в образе человека, Бог раз и навсегда смог доказать, что возможно победить сатану. Как человек, Иисус был искушен во всем, как и мы, но во всех испытаниях Он избирал исполнять волю Божью, а не свою. Таким образом Он никогда не согрешил. (Евр. 4:15, Евр. 5:7-9) Когда Иисус вися на кресте воскликнул «Свершилось!» – это была окончательная победа. Сатана так и не смог получить власть над духом Иисуса, который вернулся к Богу в совершенстве и с полнотой Божеского естества.

Но на этом Его дело не остановилось. Иисус сделал это, чтобы показать путь другим. Теперь Бог готовит невесту для Иисуса Христа, которая, живя чистой и святой жизнью, покажет, что победа над грехом приносит истинное и вечное счастье и мир. Это церковь, через которую Божья многогранная мудрость откроется всему творению.

И эта радость является не только наградой, которую мы получим в вечности. Ты получаешь её уже сейчас.

Несмотря на то, что Бог позволяет земле пожать возмездие за грех, на самом деле, Он намного более заинтересован в том, чтобы дать тем, кто выбирает служить Ему, пожать преимущества, которые даёт такая жизнь.

«Страдания во плоти»

Все страдают. И страдания, которые люди испытывают на земле, не обязательно находятся в прямой пропорциональной зависимости от грехов, которые они совершили. Ученики Иисуса Христа, Божьи служители, знают, как извлекать из страданий для себя пользу.

В 1 Петра 4,1 написано: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить. .» Физические страдания сами по себе не могут положить конец греху. Наоборот, когда человек переживает боль, потери, трагедии, тогда грех, живущий в них, начинает заявлять о себе, и люди могут искушаться к гневу, горечи и унынию. Но ученик поступает, как его Учитель – Иисус поступал: Он отвергает эти мысли и умерщвляет их. Грех, который был обнаружен во время испытания, умирает. Это называется «страдать во плоти», потому что помешать плоти следовать своим похотям – это то же, что отвергать свою волю, и это вызывает боль. Так поступал Иисус, находясь на земле, и это является Божьей волей для нас. В результате грех будет побежден и ему на замену придёт добродетель.

Когда достаточное количество людей будет сознательно выбирать страдать во плоти вместо того, чтобы грешить, Бог сможет наконец сказать сатане: «Смотри, твой способ не сработал. Грех приводит лишь к страданиям, но некоторые люди выбрали Мой путь. Они выбрали не грешить. Это доказывает снова, что тебе больше нечего сказать! !»

Тогда настанет час расплаты.

Вечность

Вы можете представить себе гнев Божий по отношению к сатане, который обрушится на него в день суда. После восстания сатаны, Бог вынужден был наблюдать за страданиями своего творения, год за годом, век за веком. Он с долготерпением ожидал, когда люди обратятся к Нему и будут послушны Его воле, чтобы Он мог искоренить грех.

Но, наконец, настанет время мира. Когда всё будет сделано и сказано, сатана будет брошен в огненное озеро, и все страдания, вся боль, все бедствия исчезнут навсегда.

Если мы исполняем волю Божью, вместо своей собственной, которая испорчена грехом, тогда мы на Божьей стороне и участвуем в осуществлении Его плана. Чем больше мы выбираем жить в послушании Богу здесь, на земле, тем скорее настанет час расплаты. Чем больше людей выбирает страдать во плоти (умерщвлять свой грех) и не следовать греховным страстям и желаниям, живущих во плоти человека, тем скорее Иисус вернется и положит конец страданиям.

Что я могу сделать?

Трудно стоять в стороне, наблюдая за тем, как страдания распространяются по всему миру, не зная, что делать. Но те, кто верен Богу, получили власть и несут ответственность за то, чтобы облегчить страдания и сделать мир немного лучше.

Мы можем также молиться. «Много может усиленная молитва праведного.» Иак. 5:16. Молитва является сильным оружием против этого тёмного мира. Если мы живем в праведности, наша молитва могут помогать. Мы можем молиться об исцелении и милости, за бедных и нуждающихся, за мировых лидеров и правительство, молиться о том, чтобы на землю пришло, как много больше света, жизни и благодати. Бог слышит эти молитвы.

И чем больше мы ведём праведную жизнь, чем больше мы умерщвляем наш грех и боремся со тьмой, тем скорее придёт судный день. Тогда придёт конец для греха и страданий. «Тогда какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают.» 2Петра 3:11-12.

Этот день скоро настанет. День, когда Иисус вернется, чтобы забрать свою невесту, чистую, без пятна и порока, которая всегда избирала Божий путь.

Затем настанет время великого финала. Сатана будет связан и брошен в огненное озеро навсегда. (Откровение 20:10) Он больше не сможет искушать людей идти его путём, и доставлять им несчастья и страдания. Тогда, наконец, Бог сможет создать новые небеса и новую землю в совершенном мире, радости и в гармонии. Не будет плача и слёз, не будет горя, искушений и греха. Не будет воин, конфликтов или непослушания. Мы будем жить вместе с Иисусом и со всеми святыми. Во вселенной уже никогда больше не будет и малейшего следа от страданий.

Наконец-то всё будет хорошо, навеки веков.

Почему Бог вообще допускает страдания детей? Почему происходят чудовищные злодеяния, и Бог - молчит? Это страшный вопрос. Для многих он - камень преткновения и повод навсегда отказаться от веры. Верить в Бога, допускающего голод, болезни, смерть, страшные эпидемии - не просто странно. Это даже безнравственно, как будто бы мы поклонялись безжалостному существу без капли сострадания, видящего в нас лишь рабов себе для развлечения. Но реальность сложнее.

Не всегда цель оправдывает средства. Не всегда можно получить нужный результат путем могущества или сверх-знаний. Мы забываем, что у нас есть желания, мечты, мы чего-то хотим, к чему-то стремимся. Прямо скажем, миллиарды людей на планете тянут ее в разные стороны противоречивыми желаниями.

Представьте, что Вы прямо здесь и сейчас хотите, чтобы не было войн. Чтобы не было голода. Чтобы весь мир процветал. Можете ли вы утверждать, что того же хочет и бандит из Чикаго или член китайской триады? Или политик из юго-восточной Европы? Можете ли вы гарантировать, что каждый на планете готов отказаться от куска хлеба, чтобы африканский ребенок не голодал? Что мы должны сделать с теми, кто спонсирует войны, разрабатывает оружие, кормится с преступной деятельности?

Мы вынуждены признать, что все люди разные. Есть те, кому нет дела до страдания чужих детей. Есть те, кому вообще, в сущности, плевать на страдания соседа (даже если человек сочувствует страданию, не факт, что он говорит от сердца). И есть те (их много!) кто на страданиях зарабатывает.

Давайте представим себе, что мы собрали денег на лечение и обеды детям в Африке. Можем ли мы гарантировать, что каждая копейка дойдет до каждого ребенка? Можем ли мы гарантировать, что коррупционеры не разворуют деньги, отпущенные для детей? Не можем.

И если допустить, что мы чудом собрали денег и накормили Африку, можем ли мы дать гарантию, что африканские дети не будут развращены таким подходом - за ними ухаживают, ничего не просят взамен? Это очень сильный мотив стать нахлебниками, не дающими планете ничего взамен. Разве было бы справедливо, чтобы умные, грамотные, трудящиеся в поте лица люди свои деньги и здоровье тратили на поддержку чужой лени?

Бог просто не может решить проблемы этой планеты тем способом, который нам представляется очевидным в справедливой горячке. И потому Бог старается решить наши проблемы путем работы с нашим сознанием. Мы сами (каждый из нас) должны сами дозреть до высокой культуры взаимоотношений, основанной на любви.

Допустим, Бог хочет навести порядок согласно нашим представлениям. Для этого Ему надо убрать с планеты преступников, коррупционеров, продавцов оружия, создателей некачественных продуктов и лекарств. Оставив лишь праведников, жаждущих служить другим. Разве подход такого Бога не был бы чудовищен? Ведь пришлось убрать бы всех, кто планете не полезен. Возможно, среди них оказались бы вы или я.

Часто ревнители "доброго" и неравнодушного Бога сами не понимают, какого Бога они просят (или о каком мечтают). Бог, который управляет этот планетой физически, ничем не отличается от тирана, потому что Он установил бы свой прямой диктат каждому из нас. И законы исполнялись бы абсолютно. Вряд ли нас удовлетворил бы закон, немедленно карающий смертью за грубое слово и не дающий шансов на исправление. Планета была бы идиллической оранжереей, в которой росли бы люди-овощи.
По этой теме есть очень интересный фантастический мини-сериал под названием "Конец детства". Сюжет непредсказуем и интересен - на космическом корабле прилетает некий "сверхправитель" и наводит на земле порядок - прекращает войны и распри (силой), дает воду и продукты каждому. И люди перестали быть счастливыми.

Исчезла борьба за выживание, исчезла жажда познания, исчезла эволюция. Закрылись научные центры (ведь сверхправитель давал все в готовом виде). Итогом сюжета стал конец света. Человечество и вся наша планета исчезли с карты вселенной. Потому что за этот путь пришлось заплатить слишком дорого.

Ценность Бога-Троицы, Бога православных в Его доверии. Мы верим, что Бог создал и дал нам эту планету, чтобы мы на ней учились быть людьми, прошли путь от каменных топоров до звездных принцев, прекрасных и пламенных. Прямо скажем, Бог не воспринимает эту планету как нашу конечную точку. Наша планета - суровое воспитание младенцев для будущей жизни во вселенной.

Так что же? Войны, разруха и страдания детей на земле будут всегда?

Христиане верят, что Бог Иисус Христос вернется в свое второе пришествие и сделает как раз то, в отсутствии чего упрекают Бога сегодня. Наведет порядок. Подготовительно-отборочный этап в жизни нашей планеты будет завершен. И, как понятно из названия, этот процесс будет страшным. Потому что все зло будет изолировано навсегда. И это будет окончательная точка в нашей истории. Закончится старое и начнется новое, пока нам неведомое и для хороших людей - прекрасное.

Мы ждем нашего Бога, ждем с нетерпением, потому что мы Его любим. Но мы и боимся, потому что мы тоже можем оказаться среди тех, кто не оправдал надежды небес. И тогда горе нам, потому что смерти по втором пришествии не будет - люди обретут полное физическое бессмертие. И для плохих душой и оскверненных телом это будет на беду. Вечную беду. Нас просто переселят в мир, где все такие, как мы - жадные, мелочные, грубые. Мы будем с подобными себе же...

Бог будет причиной наших мук?

Нет, мы по своему характеру будем мучить друг друга. Своими собственными недостатками. И это - самая худшая кара. И не дай Бог, в самом деле, нам оказаться на стороне тех, кто жил и был во вред этой планете. Грубых, нетактичных, неделикатных, немилосердных, и совершенно не умеющих любить. Не надо далеко ходить, чтобы увидеть ад.

Достаточно уже сегодня, сейчас, посмотреть на поведение интернет-троллей, на хамство в соц. сетях и горячую ругань на форумах. Представьте себе сообщество ненавидящих весь мир и самих себя людей и получите зримую картину того, что может ожидать каждого из нас, если мы не изменимся.

За словом "грешник" легко не увидеть правду о нас. Легко нарисовать себе гротескного персонажа из средневековых комиксов про колдунов и ведьм. Что же, давайте дадим нам всем современный термин. Немного грубияны, немного непочтительны, несколько жадны, немного неверны, слишком эмоциональны в спорах, непочтительны с родителями, деспотичны с детьми, завистливы и по пятницам хотим убить коллег по работе. Не похоже на райские навыки, увы.

Мы не сходим с ума на этой планете просто потому, что есть ОНИ. Люди, которых с нетерпением ждут к себе небеса. Хорошие люди, люди, живущие по небесным законам. Улыбнулся тебе небесный человек - и жизнь уже не кажется столь невыносимой. Посидел с тобой небесный человек и отер твои слезы. Рай - это когда небесные ВСЕ. Ад - это когда ты остался один среди ненавидящих друг друга интернет-троллей, завистников и грубиян. Когда больше не видно светлых глаз сынов Неба. Когда ты видишь лишь налитые лютой ненавистью глаза озлобившихся. Когда ты и сам наполнился ненавистью до краев.

Нам нужно быть острожными с нашими желаниями. Потому что Бог наведет порядок в Африке. И дети больше НИКОГДА не будут голодать. И для многих этот день станет самым страшным, отправляющим навеки к себе подобным. И небесные возликуют. Справедливо возликуют, увидев вокруг себя таких же - ясноглазых и чистых.

И знаете. Легко увлечься, впасть в зависть к неким "небесным", забыв о том, что у вас в груди есть удивительное, сияющее лазурным светом зерно. Зерно небесного человека. Просто дайте ему прорасти, откройте Евангелие, познайте темные стороны вашей души и окропите их слезами горячего раскаяния перед небом. И мы вместе полюбуемся на прекрасный распустившийся цветок вашей души.
Отвечает Василий Юнак, 01.02.2013


Анна пишет: "Почему Бог допускает такое, как смерть прекрасных. здоровых, красивых молодых людей, как авикатастрофы, войны и т.д.? Почему умирают молодые, почему страдают дети, ведь Бог любит всех? Почему одни ездят на автомашинах с бамперами из чистого золота, а дети в Африке пухнут от голода? Ведь Бог справедлив. Где же Он, Бог? Где его любовь и справедливость. Что плохого сделал ему и чем согрешил 3-х летний ребенок, которому фашисты вспороли живот штыком. Как мне любить и верить в такого Господа, допускающего ТАКОЕ? А если не верить, зачем жить?"

Это очень важный вопрос, который задают многие, хотя и в разной форме. Почему Бог допустил зло однажды и допускает его до сих пор? Я мог бы сейчас процитировать десятки библейских текстов по этому поводу, но пожалуй, я лучше скажу все своими словами. Думаю, что так будет доступнее и конкретнее; при этом я заверяю, вас, что любую мысль из своего пояснения могу подтвердить Словом Божьим, то есть, мои слова - это не выдумка, а отображение библейского учения.

Бог создал всю вселенную и наш мир совершенными, без греха и зла. Все было весьма хорошо, и везде царил закон совершенной любви. Но по причине того, что любовь подразумевала добровольное подчинение всего творения своему Творцу, Бог создал разумных существ со свободной волей. В этом был определенный риск, так как в какой-то момент кто-либо мог избрать неповиновение и непослушание. Но Творец желал общения со свободным творением, а не с роботами, запрограмированными на послушание. В то же самое время, Бог в Своей мудрости предвидел, что рано или поздно такое отступление произойдет. Потому Он предусмотрел выход из возможной ситуации.

Бог - свят и совершенен. Ничто несовершенное не может существовать в присутствии святости. Подобно тому, как напроказничавший малыш чувствует себя неуютно перед другими, или нарушитель перед поступающими правильно, так грешник не может жить в присутствии святости. Потому, грешник погибает от славы Божьей; возмездие за грех - смерть. Бог является не только источником жизни, но Он также и поддерживает жизнь, так как никто и ничто во вселенной не имеет бессмертия, кроме Самого Бога. Грех производит разделение человека с Богом, а потому, не имеющий жизни в себе самом, человек постепенно стареет и умирает.

И вот однажды грех проявился. Один из высших ангелов, херувим, осеняющий престол Божий, от красоты своей и от возвышенного положения своего возгордился и пожелал более высоких почестей. Его грех привел к восстанию на небе, когда он увлек за собой в открытое противление Божьему правлению любви третью часть ангелов. Нельзя сказать, что это был каждый третий ангел, но все небожители разделились на три группы - те, кто остались верными Богу; те, кто последовали за восставшим ангелом; и те, кто остались в глубоком смятении, не зная, кто же прав - Бог или Люцифер, утверждавший, что его правление было бы лучшим.

Господь мог бы по справедливости уничтожить восставшего ангела, который стал сатаной и дьяволом. Бог даже мог бы изгладить из памяти всех небожителей эту мрачную сцену. Но подобное действие Бога не разрешило бы проблемы греха, так как на протяжении бесконечной вечности подобные случаи возникали бы опять и опять. Более того, Кто-то из сомневавшихся мог бы сделать вывод, что Бог уничтожил сатану только потому, чтобы избавиться от конкурента, который действительно имел хорошие намерения. Тогда, вместо истребления греха, это породило бы новую, более обширную волну восстания против Бога. И потому Господь решил пойти по другому пути. Этот путь требовал больших жертв поначалу, но давал более гарантированный результат. При этом, не требовалось поступать несправедливо, удалять из памяти небожителей воспоминания о восстании, отнимая при этом их свободу выбора. И хотя Божий путь был не без жертв и потерь, но все эти жертвы были ограничены и во времени и в численности.

Что же Бог предпринял? Он поступил так, как поступил бы всякий мудрый начальник, против которого выступил бы его подчиненный. Представим себе директора завода, один из инженеров которого начал проводить кампанию против своего начальника говоря, что у него есть лучший метод управления заводом. Если бы директор тут же уволил инженера за клевету и разложение дисциплины, то кое-кто посчитал бы, что "правда глаза колет" директору. Но мудрый директор призовет такого инженера, и предложит ему один цех и определенный срок для того, чтобы тот проявил себя не на словах только, но и на деле. И тогда пусть все станут судьями: если у инженера действительно получится лучше, то директор готов ему уступить свое кресло. А если нет? Ну, тогда такому инженеру нет места на этом заводе... То же самое сделал и Господь с сатаной. Волей случая этим "цехом" стала наша земля.

Адам и Ева были предупреждены об опасности, и они могли вполне отказать сатане и не поддаться на его уловку. Но Ева более поверила словам змея, нежели словам Бога. Тем самым человечество признало падшего ангела своим "богом" и уступило ему право владычества на земле. Сатана, в своей злобе давно уничтожил бы нашу землю, если бы Господь не сдерживал Его. Но земля и человек были Божьим творением, потому Бог продолжал контролировать события, происходящие на мятежной планете. Справедливость Божья не позволяла Ему препятствовать сатане действовать, если эти действия были добровольно разрешены человеком. Бог уважает волю человека. В то же самое время, для тех людей, которые пожелают выйти из подчинения сатане и греху, Бог предусмотрел искупление в лице Своего Сына. Обетование Искупителя было дано Адаму после его грехопадения, и смерть жертвенного ягненка, из которого Господь сделал человеку кожанные одежды для укрытия его наготы, символизировала смерть Сына Божьего, чья одежда праведности покрывает грехи раскаивающегося грешника.

Под влиянием греха сатана ведет наш мир к саморазрушению. Если бы Бог не дал смерть грешнику, то адские мучения были бы невыносимыми. Но в своей милости к человеку Бог ограничил дни жизни человека на земле смертью. Сатана же пытается и эту смерть сделать для человека наиболее мучительной. Почему же Бог до сих пор ждет, и не положит конец правлению сатаны? Неужели история горя и страданий на земле еще не достаточно показали характер сатаны? Вначале Бог дал достаточно времени сатане развить свое правление и показать свои истинный характер, чтобы и та третья часть небожителей, которые оставались в недоумении относительно притязаний Люцифера, также смогла признать любвеобильный характер Божий. Затем Спаситель мира пришел на землю, жил как человек, чтобы показать всем нам образец благочестивой жизни, и затем умер нашей смертью, чтобы мы могли жить Его жизнью. Своей смертью на Голгофе Христос совершил победу над грехом и сатаной. Казалось бы, зачем еще ждать? Вселенная уже знает, кто есть кто. Может быть стоит покончить с сатаной навсегда? Но теперь Бог ждет уже людей. Он не желает, чтобы кто-либо погиб, не имея возможности узнать о спасении и избрать жизнь. И как только благая весть о спасении будет возвещена по всему миру, тогда Христос прийдет во второй раз, чтобы положить конец злу и сатане, и дать вечную жизнь тем, кто пожелал следовать истине. Сатана также знает, что он проиграл, но подобно тому воину, который попав в окружение держит наготове последнюю гранату, чтобы взорвать себя вместе с наибольшим количеством врагов, когда они подойдут поближе к нему, так и сатана сейчас прилагает все усилия для того, чтобы увести с собой в погибель как можно больше людей прежде, чем они узнают о предлагаемом им спасении, или соблазнить грехом даже тех, кто уже принял Спасителя верой.

Вот, почему сейчас, в последнее время, так много страданий. И вот почему те, кто живут нечестно, сегодня пользуются всеми благами мира - сатана использует их для обольщения других и для проявления своей власти. Но Господь обещал нам, что мы, страдая в этом мире и терпя лишения ради Него, получим несравненно большую награду в вечности, так что все эти кратковременные страдания наши будут казаться нам весьма малой жертвой с нашей стороны ради приобретения вечного спасения.

Как я уже отметил в начале, я мог бы процитировать десятки текстов из Священного писания в подтверждение каждой фразы в этом объяснении. И если какой-либо момент в этом ответе кажется вам непонятным или не соответствующим библейскому учению, спрашивайте. Я готов обосновать все, что я написал.

Читайте еще по теме "Бог есть любовь!":

Бог дал человеку свободу выбора, и мы выбрали себе всё по грехам нашим - и образ жизни, и власть. Вот последствие наших решений.

Претензии к Творцу

– В апреле 2017 года в Кемерово прошёл массовый молебен о защите от пожаров, – пишет блоггер, намекая, что таки не помогло обращение к Богу.

– Помолились год назад, один раз, и сочли, что застраховались? – Недоумённо спросила я.

Когда ищут виноватых в очередной трагедии, Бог тоже в списке – почему допустил?

Интернет-истерия отметает здравый смысл, френд-лента в визгах и воплях, все ищут виноватых, тут же скандалят и обставляются фотографиями свечек на чёрном фоне – так демонстрируют сострадание.

Сострадать в виртуальном мире удобно – это не требует затрат.

Где-то в комментариях я робко заметила, что вообще-то в Великий пост развлекаться православным не след. Так чему удивляться, если люди, нарушая каноны своей религии, страдают? В ответ вспылила пожилая дама:

– Мракобесие! Днище! Вы считаете, что Бог сжигает людей за просмотр кино в пост?

Я уже не раз поясняла в статьях, что Бог сам не наказывает, он просто отворачивается от человека, который не чтит его. Бог - личность. Вы сами разве не отворачиваетесь от тех, кому вы не интересны, кто не уважает вас? Но когда мы становимся безразличны Творцу, на его место приходит Дьявол. Вот он и сжигает, он рушит, он губит. Потому что мы сами принимаем его власть.

– Я вообще не православная! – Сообщила собеседница.

Но примечательно то, что представители других религий на постсоветском пространстве тоже не отличаются набожностью. В Москве я из любопытства заходила в храмы разных конфессий – как правило, на будничных службах присутствовали 20-25 человек.

Поэтому – какие претензии к Богу? Его просто игнорируют.

В детстве я жила недалеко от Дома культуры, где демонстрировались различные фильмы. В пост и под православные праздники бабушка-церковница запрещала мне посещать сеансы, поскольку это грех. Однако мама была не столь ортодоксальна и разрешала ходить в кино в любое время. Но она опасалась обидеть бабушку, которая часто приезжала в гости. Поэтому порой происходила такая сцена. Я сижу в кинозале, заходит мама, вызывает меня, говорит:

– Сейчас из церкви вернётся бабушка, иди домой, иначе она расстроится.

И я шла домой. И так продолжалось до девятого класса.

Наверное, ни у кого из погибших в кинозале детей не было такой вот надоедливой бабушки, которая заявила бы:

– В пост никуда не пойдешь! Никаких развлечений!

Мракобесие? А сколько бы людей уцелело…

– РПЦ видит причину в том, что плохо молимся! – Заходятся в соцсетях либеральные соотечественники.

Да, молимся скверно, точнее вообще не молимся – только когда дело доходит до чьей-то панихиды, вспоминаем про иной мир.

Конечно, в случае трагедий, подобных кемеровской, с рациональной точки зрения, виноваты и владельцы, и чиновники, и охранники, и спасатели. Не просчитали, не успели, не сообразили… И не были действительно верующими людьми! Потому что в религиозном обществе такие трагедии были бы невозможны. Там сделали бы всё ради блага ближних, ради их безопасности. Не врали бы, не воровали, не подписывали фальшивых документов о безопасности здания, не медлили, когда требуется помощь.

Бог дал человеку свободу выбора, и мы выбрали себе всё по грехам нашим – и образ жизни, и власть. Вот последствие наших решений.

Без Бога - не до порога

Конечно, невинное развлечение в пост само по себе не преступление. Но проблема в повседневном мышлении россиянина – абсолютно не религиозном. Он лба не перекрестит перед едой, перед поездкой, перед работой. А потом грозит кулаком небу: как Ты допустил?!

Сама атмосфера, в которой мы живём, лишена благодати.

Раньше даже речь человека была полна упоминаний о Всевышнем: «Ступай с Богом!», «Ради Бога, послушай», «С Божьей помощью сделаю», «По Божьей милости получилось», «Слава Богу, всё хорошо».

Сегодня, по моим наблюдениям, в провинции разговорным языком является мат. Особенно у мужчин и, увы, подростковых компаний. Они не ссорятся, они так общаются – мирно и дружелюбно. Не только междометия, но и существительные и глаголы заменяет виртуозное сквернословие. И вот уже кто-то полез чистить колодец, а его завалило. Или трое въехали на машине в электрический трансформатор. Или гуляли летом свадьбу, а детей оставили в надувном бассейне – один там и утонул. И снова вопли над гробом: «Почему ушёл такой молодой?» «Почему такой маленький?» Горько, страшно, несправедливо.

Смотрела я ролик с пожара, где мужчины пытаются выломать дверь, чтобы спастись. Что там звучало? «Ё…ный в рот, мужики!» Даже в такой обстановке люди не просили: «Господи, помоги!» Ну непривычно это для них.

И кто из нас, начиная день, просит Всевышнего о защите? «Господи, благослови. Спаси и сохрани от внезапной лютой смерти». Монахи, священники да старушки.

Современный демотиватор

Грядёт сезон отпусков. Не раз на знойном юге слетали в пропасть туристические автобусы. Но о чём волнуется отдыхающий, садясь в такой автобус? Не забыл ли купить минералку и шоколадку! А про дорожную молитву не слышал. И некому вслед перекрестить.

Заткнул уши наушниками, а там любимый рэп и снова – здравствуй, матерщина. Что рядом с такими людьми делать ангелу-хранителю?

И к вопросу: почему гибнут дети? Придётся напомнить, уже сказанное в предыдущей статье о катастрофах – за грехи родителей.

«Если родители за детей не молятся, к Богу их не приучают, как Господь будет их хранить?» – задаёт риторический вопрос Паисий Святогорец.

Толерантное православие

Что интересно, когда происходят массовая гибель людей, даже на православном форуме нет религиозного осмысления трагедии, только вскрики: «Какой ужас!»

Тем, кто пытается найти в происходящем смысл, затыкают рот – мол, родственникам погибших это не нужно, не надо искать логику в случившемся.

Но у Бога есть логика. Это не бессмысленная стихия, которой поклонялся пещерный человек. И я не могу верить, отключив мозги ради толерантности. Неужели святые отцы также, как некоторые сегодняшние пастыри, говорили, что не следует искать причинно-следственную связь в происходящем?

Почти все современные люди блудили или блудят, все осуждают ближних, кто-то травит тех, кто от них зависит, кто-то попивает, кто-то подворовывает, но все считают, что на них это никогда не отразится! А если отражается, считают, что пали жертвами слепой судьбы. И для остальных это так же не становится уроком. Они слышать не хотят о Боге, они считают себя мудрыми, добрыми, чистыми. Случилась беда? Не повезло! Напортачили политики, чиновники. И только.

Но свечки надо ставить не в интернете, а в храме!


Современный священник Александр Уминский когда-то по поводу другой трагедии пояснил: «По большому счету все войны и все теракты по отношению друг другу мы устраиваем сами – пусть и маленькие, микроскопические, но жуткие. Когда мстим друг другу, воюем друг против друга, ненавидим, не прощаем друг друга. Эти теракты есть в нашей жизни, но мы их не замечаем, потому что они гомеопатического размера.

И такие теракты мы устраиваем ежедневно – оскорблением, проклятьем, пожеланием другому сдохнуть. Они происходят в нашем мире постоянно, случаются с нами ежедневно, а мы обращаем на них внимание и воспринимаем их как трагедию только тогда, когда они вырастают до катастрофических размеров».

Мои оппоненты могут сказать: значит, в том, что что-то где-то горит, рушится, взрывается, не виноваты ответственные лица? Разумеется, виноваты. Их долг заботиться о технической безопасности. Но всем не помешает забота о безопасности духовной!

Как защитить себя молитвой?

В современном обществе бытует заблуждение, что для молитвы предназначены только определённые места – церкви, часовни, святые родники. Туда приходят в трудные минуты. Однако молиться следует ежедневно, а по мнению святых отцов, ежеминутно.

Но поскольку современный человек не отшельник и многие профессии требуют сосредоточенности, то

нужно хотя бы утро начинать с обращения к Богу, креститься, начиная важное занятие, вспоминать ангела-хранителя, отправляясь в путь и отходя ко сну.

Вот как говорит об этом святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894):

«Надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи!» Кончаешь дело - говори: «Слава Тебе, Господи», и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымается - говори: «Спаси, Господи, погибаю»».

Ждет ли нас в будущем еще что-то, подобное Всемирному потопу? Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?

За что Бог посылает людям бедствия, подобные потопу, землетрясению и т. п.?

Сама подобная постановка вопроса - «за что?» - с христианской точки зрения неверна. Когда речь заходит о страдании целого народа во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии. Правда, и в Ветхом Завете тоже можно найти упоминания о гневающемся на людей Боге, о Боге - мстителе за зло, о Боге - погубителе грешников. Но ветхозаветное Откровение было дано одному, вполне конкретному народу, исходя из его уровня интеллектуального, нравственного и общекультурного развития. А в те времена этот уровень у народа Израиля мало чем отличался от культуры окружавших Израиль языческих племен. И образ грозного Бога, карающего людей за их грехи, был просто наиболее понятным для иудеев ветхозаветной эпохи. Святитель Иоанн Златоуст прямо об этом пишет: «Когда ты слышишь слова „ярость“ и „гнев“ в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

С пришествием Христа - воплотившегося Бога, любые иносказания, образы и культурологические трактовки стали излишни и бессмысленны. Евангельский рассказ о Христе прямо, без всяких аллегорий показывает, каковы на самом деле свойства Бога. Может ли Он повелевать стихиями? Да, конечно. Но не стирает Христос с лица земли города вместе с их жителями, напротив - укрощает бурю, смертельно испугавшую галилейских рыбаков. Не обрушивает на головы еретиков-самарян огонь с неба, но запрещает своим ученикам думать о Нем в ветхозаветных категориях: …и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк 9:52–56).

На страницах Евангелия раскрывается такая полнота представлений о Боге, которую даже ученикам Христа было непросто воспринять. «Не погубить, а спасти» - как понять эти слова, если речь в них идет о том же Боге, Который сказал когда-то во времена Ноя: И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни (Быт 6:17).

Казалось бы - вот, прямое и ясное указание на причину катаклизма, погубившего допотопное человечество: Бог истребил людей за их грехи. На таком понимании Библии были воспитаны апостолы, подобным же образом они собирались поступить и с жителями самарянской деревни - грешниками, отказавшимися принять у себя Мессию. И вдруг - слышат от Христа упрек в том, что их понимание отношений Бога с грешниками - неверное. Такой же упрек потом, в Гефсиманском саду, услышит апостол Петр, попытавшийся с мечом в руках защищать Христа от пришедшей за Ним храмовой стражи. Если внимательно рассмотреть все подобные ситуации, описанные в Евангелии, вывод окажется вполне однозначным: Христос - воплотившийся Бог, много раз показывал Свою ничем не ограниченную власть над природой и стихиями, но ни разу не употребил эту власть для наказания людей за их грехи. Он чудесным образом восполнял недостаток еды и питья, исцелял болезни, возвращал людям зрение и способность двигаться, воскрешал мертвых. Но нигде мы не найдем в Евангелии упоминания о том, как Христос навел потоп или устроил землетрясение.

Хотя, конечно же, связь человеческого греха и происходящих на земле катастроф в христианстве ни в коем случае не отрицается. Но сводить эту связь лишь к примитивной схеме «человек согрешил - Бог покарал» было бы принципиально неверно. Как такое может быть, чтобы добрый Бог был способен убить во время Потопа почти все человечество?

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их (Быт 6:5–7).

Этот библейский текст в самом деле звучит очень страшно и вызывает множество нареканий как у самых разнообразных критиков христианства, так и у некоторых верующих. Но, помня мысль Антония Великого о том, что «…нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих», было бы столь же нелепо считать, будто Господь и в самом деле может «восскорбеть» или «раскаяться». Все это, безусловно, лишь образы, призванные показать всю глубину нравственного развращения допотопного человечества, по словам прп. Ефрема Сирина, «…дошедшего до такой степени невоздержания, что ни в чем не раскаивающегося Бога как бы доводит до раскаяния».

Бог ни в чем не раскаялся и не перестал любить людей даже после того, как вся жизнь их стала сплошным злом. И, конечно же, Бог участвовал в судьбе погрязшего в грехах человечества, вот только характер этого участия был совсем иным, нежели может показаться на первый взгляд.

В Библии сказано, что Господь повелел единственному праведнику допотопного мира строить огромный корабль. Это была очень тяжелая, трудоемкая работа, на которую у Ноя ушло сто лет. Но посмотрите, какими удивительными словами комментирует это строительство прп. Ефрем Сирин: «…Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников». По мнению авторитетнейшего толкователя Библии, Бог не желал потопа! Так почему же потоп все-таки обрушился на землю? Дело в том, что, творя зло, человек нарушает вовсе не какие-то формальные и внешние по отношению к нему повеления Бога, а идет наперекор собственной богоданной природе, мучает и разрушает ее своими грехами. Но ведь природа человека не является чем-то изолированным от остального творения, а напротив - теснейшим образом связана с ним. Более того, церковное Предание прямо называет человека венцом творения, неким средоточием всего сотворенного бытия. Поэтому все, что происходит в духовной жизни человека, неизбежно оказывает сильнейшее влияние на окружающий его мир. Так, Писание прямо свидетельствует, что грехом Адама была проклята земля, потерявшая после грехопадения способность обильно плодоносить, и что именно из-за людских грехов вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.

Наглядный пример этой связи духовного состояния человечества со всей природой - экологический кризис, в который люди ввергли свою планету всего за одно только столетие научно-технического прогресса. Марина Цветаева еще в первой половине прошлого века писала:

Мы, с ремеслами, мы, с заводами,

Что мы сделали с раем, отданным

Нам?.. Планету, где все о Нем -

На предметов бездарный лом?

Слава разносилась реками,

Славу возвещал утес.

В мир - одушевленней некуда! -

Что же человек принес?

В ответ на горький вопрос Цветаевой сегодня можно с еще большей горечью констатировать: ничего хорошего. Уничтожение лесов, истребление целых видов животных, загрязнение рек, атмосферы, ближнего космоса… Нравственное состояние человечества эпохи НТР оказалось вопиюще не соответствующим тому уровню власти над миром, который люди получили с помощью науки и техники. Конечно, и озоновые дыры, и дефицит пресной воды, и глобальное потепление с религиозной точки зрения можно считать наказанием Божиим за людское сребролюбие, сластолюбие и славолюбие (которые, собственно, и являются причиной сегодняшнего безудержного развития материального производства и потребления). Но вот вопрос: если алкоголик сгорел заживо на собственном матрасе, который он спьяну поджег непотушенной сигаретой, то можно ли считать такую смерть наказанием от Бога? Наверное, все же разумнее предположить, что Бог просто предоставил ему возможность следовать собственной греховной воле, в которой он так упорствовал всю жизнь и которая его в конце концов убила.

Очевидно, нечто подобное происходило и с допотопным человечеством, мысли которого были зло во всякое время. Библия не говорит, в чем конкретно выражалось это зло, но понятно, что столь беспрецедентное стремление людей к греху неминуемо должно было вызвать такой же беспрецедентный катаклизм в природе. Всеведущий Бог знал о надвигающейся катастрофе и еще за сто лет до ее начала повелел Ною строить ковчег спасения, тем самым предупреждая о грядущей беде все человечество. Ведь Ной строил свой ковчег не таясь, на виду у всех, и само это строительство по сути уже было пропо­ведью покаяния. Любой человек мог бы при желании построить себе такой же корабль и спасся бы так же, как и Ной. А если бы все люди осознали серьезность грозящей им опасности и начали строить себе ковчеги, это уже означало бы, что они поверили Богу и покаялись. И тогда вполне возможно, что никакого потопа не было бы вообще. Ведь уцелела же Ниневия, жители которой также получили предупреждение от пророка Ионы о том, что мера их грехов превысила критический порог и через сорок дней Ниневия погибнет. Жители обреченного города перестали грешить, и город уцелел. Но не Бога они ублажили, не «гнев» Его отвели от себя, а покаявшись, устранили саму причину надвигавшейся катастрофы.

К сожалению, допотопное человечество оказалось менее разумным и не вняло Божиему предостережению, хотя им было отпущено для этого гораздо больше времени. Ефрем Сирин пишет:

«Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою. Удивительно… то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои». Трудно себе представить, будто все это Бог совершал для того, чтобы уничтожить грешных людей. Описанные прп. Ефремом Сирином события напоминают скорее спасательную операцию, во время которой подавляющее большинство терпящих бедствие почему-то вдруг отказалось от спасения. Опять, как и в Райском саду, человек не захотел поверить Богу. А ведь любой поверивший мог бы спастись, подобно Ною, и именно к этому призывал Бог всех людей древнего мира накануне катастрофы. Но, увы, никто, кроме Ноя и его семьи не внял призыву Господа. И то, что произошло с допотопным человечеством, вполне можно определить как массовое самоубийство посредством неверия Слову Божиему.

Наверное, главный урок этой трагедии в том, что любое стихийное бедствие не случайность и не карательная акция со стороны Бога, а прямое следствие человеческих грехов. И когда нежелание людей следовать добру становится для них основным жизненным принципом, Господь не казнит их, а просто перестает защищать от последствий их же собственной греховной жизни. Не «гнев» Божий был причиной человеческих страданий и гибели во все времена, а злоба и безжалостность людей друг к другу и к самим себе.

Согласно Библии, нас ожидают еще глобальные потрясения в будущем?

Да, в Библии прямо говорится об этом. Апостол Петр пишет о финале истории человечества: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10).

Апостол Иоанн в Откровении говорит, что предшествовать этой последней глобальной катастрофе будет ряд других катаклизмов: И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.

И всякий остров убежал, и гор не стало, и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая (Откр 16:18–21).

Точно так же можно было бы спросить, например: «Правильно ли считать, что цирроз печени посылается алкоголику за его грех пьянства?» Безусловно, праведная или греховная жизнь отдельного человека или целого народа влияет на внешние обстоятельства их жизни. Таким обстоятельством вполне может оказаться и катастрофа - землетрясение или наводнение.

Эта зависимость жизни людей от их нравственного состояния называется у святых отцов законом духовным. К сожалению, сегодня люди об этом законе практически ничего не знают, поэтому и не находят для себя ответы на вопросы о соотношении человеческих грехов и последующих за ними воздаяний. Поэтому приведем здесь слова преподобного Марка Подвижника, в которых святой подробнейшим образом разъясняет эту проблему именно с точки зрения закона духовного:

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; Он не приводится к действиям страстью гнева, не вымышляет способов к наказанию за согрешения, не изменяется соответственно достоинству каждого, но все сотворил премудро, предопределив, чтоб все было судимо по духовному закону. По этой причине Он не сказал Адаму и Еве „…в тот день, в который вы вкусите запрещенного плода, Я умерщвлю вас“; но, предостерегая и утверждая их, предъявил им закон правды, сказав: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму, и злому, последовало естественно надлежащее возмездие. Воздаяние не вымышляется при каждом случае, как думают некоторые, не знающие закона духовного».

На первый взгляд, здесь можно усмотреть прямую аналогию с кармическим принципом воздаяния или с атеистическим детерминизмом, при котором каждое событие в жизни мира является неизбежным следствием предшествующих событий. Однако это лишь кажущаяся аналогия. Согласно христианскому вероучению, помимо духовных причин и их следствий в мире действует еще и всемогущий Бог, способный разорвать связь между человеческим грехом и его, казалось бы, неизбежными результатами. Говоря образно, в кармических учениях пущенная стрела обязательно должна поразить цель, даже если пустивший ее человек вдруг с ужасом понял, что эта стрела направлена в его сына. В христианстве же такую «греховную стрелу» Бог может остановить даже в миллиметре от цели или даже после поражения цели. Поэтому даже самые страшные катастрофы, которые люди или целые народы уже навлекли на себя своими грехами, Бог может предотвратить, если люди покаются, осудят свой греховный образ жизни, и начнут жить праведно. Именно такая ситуация описана в библейской истории о пророке Ионе, когда покаяние жителей Ниневии спасло их город от неминуемой гибели.

Поэтому правильнее было бы говорить, что бедствия не посылаются людям, а попускаются любящим их Богом, но попускаются лишь в той мере, которая может оказаться полезной для нас. Это и есть наказание Божие. Но не в юридическом смысле, а в исходном, корневом значении этого слова - наказ, научение, средство к исправлению. Здесь есть еще один очень важный момент: наше личное отношение к таким попущениям Божиим. Если рассматривать наводнения, катастрофы или даже обычную болезнь какого-либо человека в категориях «за что» и считать эти бедствия наказанием, посланным от Бога за грехи, тогда очень легко можно и самому впасть в осуждение этого человека или даже целого народа. Действительно, почему бы не подражать Богу в Его отношении к наказанным грешникам? Однако Бог не посылает людям бедствия, а лишь попускает им произойти - как следствию человеческих грехов. И ждет от нас не безжалостного осуждения таких наказанных людей, а совсем другого к ним отношения. Вот как об этом пишет преподобный авва Дорофей: «…Всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани - всё сие бывает не по благоволению но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы - поскольку есть Его воля на разорение города - сами положили огонь и подожгли его или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно».

Правда ли, что верующим запрещено паниковать и бояться катастроф - ведь «на все воля Божия» и без нее «не упадет с головы человека даже волосок»?

Дело тут не в каком-то формальном запрете. И вовсе не грядущих катастроф нужно бояться человеку, а совсем других вещей, куда более близких и очевидных. Каждый верующий человек должен когда-нибудь задаться простым вопросом: каким же образом Бог участвует в воздаянии, которое мы получаем за соделанный нами грех? По здравому рассуждению, ответов на это может быть три:

Бог усиливает естественные последствия нашего греха, чтобы наказать нас как можно больнее.

Бог никак не участвует в этом наказании, полностью и безраздельно отнеся его в область действия некоего «автоматического» принципа воздаяния.

Бог различными средствами делает так, чтобы закономерные последствия наших грехов не уничтожили нас вконец и чтобы мы, даже согрешив, имели возможность покаяться и спастись.

Первый вариант даже рассматривать нет смысла: это картина, не имеющая и малейшего подтверждения в Евангелии. Второй тоже нельзя отнести к христианству: это кармическое миропонимание в чистом виде, где Богу попросту нет места. Лишь третий вариант соответствует тому знанию о Боге, которое нам открывают Священное Писание и Предание Церкви. Именно благодаря такому, действию Божьему, «сдерживающему» последствия наших грехов, мы всё еще существуем на этой земле, несмотря на то, что мир тысячелетиями лежит во зле из-за нашей греховной жизни.

Святой Исаак Сирин пишет: «Будь проповедником благости Божией, потому что Бог окормляет тебя, недостойного, и потому что много ты должен ему, а взыскания Его не видно на тебе; и за малые дела, соделанные тобой, воздает он тебе великим. Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен».

И уж коль скоро мы, христиане, веруем именно в такого - благого и благостного Бога, тогда вовсе не грядущих катастроф, потопов и землетрясений следует нам бояться. Все это будет лишь неким божественным инструментом нашего спасения в тот момент истории, когда все прочие способы окажутся для нас уже бесполезными.

И в какую бы безнадежную катастрофу мы себя ни ввергли, Господь всегда протягивает нам руку помощи. Нам остается только поверить Ему или, не поверив, - погибнуть. В этом и будет заключаться выбор людей в последние времена. Перед концом света отвергающие Бога будут …издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Лк 21:26). Тем же, кто сохранит веру, Христос говорит: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк 21:28). Одни и те же признаки приближающегося финала человеческой истории будут действовать на людей совершенно по-разному. Для одних эти приметы станут причиной страха, уныния и жестоких страданий. Для других - радостным известием о скором прекращении всех бед и несчастий человечества и наступлении новой эры в истории этого мира.

И бояться верующему человеку нужно не самих грядущих катастроф, а утраты веры в Бога, а также своей привязанности к благам этого мира. Бояться нужно собственных грехов, которые отделяют нас от Бога и заставляют полагать свое упование в земной жизни не на Его заступничество и помощь, а лишь на земные же учреждения: государство, МЧС, армию, полицию, мудрых правителей… Вот такого греховного устроения собственной души нужно бояться верующему человеку, а не потопов и землетрясений. Ведь в катастрофе ли, или в собственной постели - но каждому из нас раньше или позже предстоит дать ответ Богу и закончить свое земное существование. Потоп и землетрясение могут обойти нас стороной, но еще никто на свете не смог избежать смерти. Поэтому, хотя это и непросто, нужно учиться жить так, чтобы в любой день быть готовым умереть и предстать на суд Божий. Других рецептов от страха бедствий, грядущих на вселенную, у Церкви нет.

Мы просим Бога оградить нас от «землетрясения, голода, потопа, огня, меча», зная, что это по Божьему попущению может с нами случиться. О чем же именно эта молитва? Получается, мы, зная, что «всему этому надлежит быть», тайно надеемся, что нас минует чаша сия?

Это вовсе не тайная надежда. Слова «О еже милостивно услышати глас молитвы нашея и избавити нас от глада, губительства, землетрясения, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменник, междоусобныя брани и всякая смертоносныя язвы - Господу помолимся» священник вполне открыто произносит на православном богослужении в храме. И просьба эта основана на нашей вере в милосердие и долготерпение Божие. Мы просим Господа защитить нас от закономерного последствия наших же грехов, просим Его «…не помянути беззаконий и неправд людей Своих». Основание для надежды на то, что Бог может оградить покаявшегося человека от губительных результатов его прошлой греховной жизни, можно увидеть в Библии: …Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его (Пс 102:10–11).

Как не превратить готовность к любым бедам в постоянное депрессивное ожидание худшего, а смирение перед Божьей волей и Его Промыслом не спутать с апатией и отказом от борьбы за свою жизнь?

Говорить о том, как правильно настраивать свою душу в отношении к грядущим бедам, имеет моральное право лишь тот, кто эти беды пережил. Но все же какие-то минимальные представления об этом можно и даже нужно иметь заранее. В фильме «Титаник» (режиссер Р. Линдерман, 1996 год) есть короткий эпизод, где раскрывается вся глубина настоящего христианского отношения к катастрофе. В числе прочих пассажиров на корабле путешествует многодетная семья. Дети совсем еще маленькие, старшему нет и десяти. И вот, когда корабль уже начал погружаться в воду, семья выбралась, наконец, на палубу с нижних ярусов, и оказалось, что все шлюпки спущены на воду, а значит - они обречены на гибель. Отец семейства в отчаянии растерянно говорит:

Что я наделал? Какая жестокая шутка - вот так, отдать наши жизни ни за что… На что жена отвечает, глядя ему в глаза:

Мы никогда не боялись трудностей, мы всегда встречали их с поднятой головой. Ты хороший человек, Билли Джек. Ты честный, трудолюбивый и добрый. Ты сильный духом. И за это я тебя люблю. Они укутывают детей потеплее, садятся на скамейку и начинают читать молитву «Отче наш». А в это время мимо них по палубе носятся толпы обезумевших от ужаса людей, пытающихся спастись от неминуемой гибели…

Наверное, это и есть единственно верное отношение к грядущим бедам: до самого последнего момента делать все, что можешь, для спасения своих близких и себя, надеясь на Божью помощь. А если вдруг окажется, что дальнейшие усилия уже не имеют смысла - найти добрые слова для прощания с любимыми людьми, и просить у Господа сил на принятие неизбежного. Ведь молитва в подобной ситуации - это тоже борьба. Борьба против тех самых апатии и депрессии, которые обязательно поселяются в душе, утратившей молитву. Божию,но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы - поскольку есть Его воля на разорение города - сами положили огонь и подожгли его или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно».

Патриарх Кирилл, из слова в храме Архангела Михаила

У верующих людей есть понимание того, что Промысл Божий - благой и совершенный. Об этом трудно говорить перед лицом страдания. Мы своим человеческим разумом не можем проникнуть в эти таинственные, неведомые для нас пути Божии. Но знаем только одно - что, поскольку жизнь человеческая не кончается с физической смертью его тела, Бог творит с нами по воле Своей то, что имеет отношение и к земной жизни, и к вечности. А если нет вечности, то всё становится бессмысленным - и жизнь, и смерть, и радость, и страдание, - всё теряет свой смысл, всё становится неким безумием. Ибо скоротечна земная жизнь человека - 70, от силы 80 лет, как говорит слово Божие (Пс 89:10).

Но мы верим в вечную жизнь, мы ее чувствуем, мы ее духовно созерцаем в момент совершения Божественной литургии, в момент причастия Святых Христовых Таин. Каждая Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», потому что через Таинство мы прикасаемся к вечности. Именно в перспективе вечной жизни призван христианин взирать и на радости, и на скорби своей жизни, понимая ограниченность, конечность этих скорбей. Смерть не есть абсолютное явление, разрушающее человеческую жизнь. И это наш ответ на страдания, смысл которых так тяжело понять».

ТКАЧЕНКО Александр

Загрузка...