Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Развлечение «Богатыри земли русской. Конспект занятия "богатыри земли русской"

БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА-игра для учащихся 5-х классов.

Звучит музыка.

Ведущий 1: Сильна и могуча Русь. Всегда Россия гордилась своими воинами-и солдатами, и генералами. Легендарный полководец Александр Васильевич Суворов считал, что нет лучше русского солдата: он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. Мы верим генералиссимусу не проигравшему не одного сражения,-русский солдат правдой богат.

Ведущий 2: Это Россия почти десять веков назад встала на пути монголо-татарских полчищ и заслонила собой Европу. Из России с позором бежал Наполеон, который к 1812 году завоевал почти полмира. Это наши солдаты в 1945 году освободили мир от немецко-фашистских захватчиков, подняли над Европой красное Знамя Победы и сегодня совершают подвиги, встают на защиту мирных людей.

Ведущий 1: Откуда же черпают русские воины свою великую силу? Говорят она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания,-от былинных богатырей. Издавна русский народ воспевает подвиги храбрых силачей, справедливых защитников, мудрых воинов.

Ведущий 2: Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах-о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называют такие песенные сказания о богатырях? (Былины, старины). Я не случайно говорю-«песенные сказания», ведь в старину былины сказывали под гусли.

Ведущий 1: Былинники-сказители были людьми с сильным голосом, с прекрасным музыкальным слухом и даром импровизаторов. Перестроил гусли на другой лад Боян-и получилось сказание о новых героях. Много в памяти своей хранили былинники. За то мудрыми слыли в народе.

Ведущий 2: Сказания о богатырях исполнялись во время княжеских пиров, народных собраний, и в воинских походах их хором пели княжеские дружинники. А в наше время композиторы часто используют былинные напевы, когда хотят донести до нас могучую красоту древних сказаний. Так, например, и сейчас для нас зазвучат слова древней былины…

Звучит фрагмент хора из оперы Садко.

Ведущий 1: А былина эта о русском богатыре по имени Вольга. В его честь сложена. Ведущий 2: Знаете ли вы богатыря по имени Вольга? А других русских богатырей? Сейчас мы это проверим. Внимание вопросы:

1. Когда родился Вольга?

2. Каким премудростям выучился Вольга?

3. Сколько «молодцов» было у Вольги в дружине?

4. А кто из богатырей не только воевал, но и землю пахал, да о себе говорил: «Меня любит мать сыра-земля?»

5. Как произошла встреча Вольги и его дружины с Микулой Селяновичем

6. Как былина говорит о силе Микулы Селяновича?

7. Какого еще богатыря удивил Микула Селянович?

8. Почему Святогор не смог поднять с земли сумку Микулы?

9. Что былина рассказывает о силе Святогора-богатыря?

10. Кому передал Святогор свой меч-кладенец?

Ведущий 1: Вот и богатыри, имена которых известны всем с детства. Их изобразил на знаменитом полотне художник Виктор Михайлович Васнецов.

Демонстрируется репродукция картины Васнецова «Богатыри».

Звучит первая часть богатырской симфонии Бородина А.

11. Ведущий 2: Картина эта давно известна каждому из вас. Она так и называется-Богатыри» Давайте поговорим об этих богатырях.

1. Назовите имена богатырей изображенных на картине.

2. Почему у Ильи такое прозвище-Муромец?

3. А где родились Добрыня и Алеша?

4. Мы помним отчество Добрыни-Никитич, а как уважительно называли других богатырей?

5. Из каких семей родом наши богатыри?

6. Какому князю служили богатыри и в каком городе он правил?

Ведущий 1: На высоких горах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы. Под Киевом трудились пахари, на речных берегах корабельщики строили челны: на лугах паслись стада…

Ведущий 2: За киевскими пригородами да селами тянулись дремучие леса. Бродили в чащах охотники, добывали зверей видимо-невидимо.

Ведущий 1: А за лесами тянулись степи без конца и без края. Приходило из этих степей горе горькое: налетали на русскую землю кочевники, жгли, грабили, уводили крестьян в плен…;

Ведущий 2: И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи богатырские заставы-маленькие крепости. Сторожили они путь на Киев, защищали от злых людей, от незваных гостей.

Ведущий 1: Разъезжали вокруг богатыри на могучих конях, зорко всматривались в степную даль: не видать ли вражеских огней, вслушивались — не слыхать ли вражеских коней?

Ведущий 2: Илья Муромец, Добрыня, Алеша — все они в чистом поле несли службу воинскую. Изредка съезжались богатыри к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, с друзьями потолковать.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 13th Июнь, 2015
Вы находитесь:

Цель: укрепление здоровья обучающихся, повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, военно-патриотическое воспитание.

1. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках физкультуры, в усложненных условиях.

2. Развитие ловкости и быстроты движений, ориентирования в пространстве, скоростно-силовых способностей.

3. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание правильного поведения при проведении спортивных мероприятий.

Межпредметные связи: литература и история, изобразительное искусство.

Участники: мальчики 4-х классов (2 команды по 8 человек).

Место проведения: спортзал.

Жюри: учителя физкультуры, учащиеся (5 человек).

Художественное оформление: эмблемы команд (готовятся детьми), плакаты с названием праздника, подбадривающими текстами, изображения Соловья-разбойника, двуглавого змея на листах ватмана, презентация “Богатыри Руси Великой”:

“Три богатыря”. Художник В.М. Васнецов ,

Иллюстрация к “Слову о полку Игореве”. Художник В. Фаворский,

“Богатырский скок”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Святогор-богатырь”. Художник С.П. Панасенко (Михалкин) 1990,

“Волхв-Всеславович”. Художник Б. Ольшанский,

“Вольга и Микула”. Художник К. Васильев,

“Святогор”. Художник К. Челушкин,

“Волхв Всеславич”. Художник В. Корольков,

“Один в поле воин”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Микула Селянинович”. Художник Н.К. Рэрих,

“Бой со змеем”. Художник К. Васильев,

“Пересвет на Куликовом поле”. Художник Б. Ольшанский,

“Добрыня Никитич и Татарский богатырь”. Художник Г. Юдин,

“Илья муромец и Соловей - разбойник”. Художник И.Я. Билибин,

“Илья Муромец и Идолище поганое”. Художник Г. Юдин.

Музыкальное оформление: русская народная музыка в современной обработке, песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”, песня группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

Литература: Былины / Составитель: Селиванов Ф.Б. - М: Советская Россия, 1988 - (Библиотека русского фольклора; Т. 1.)

Ход проведения

1. Организация. Сказ о богатырях русских. Приложение 1 (Презентация “Богатыри Руси Великой”) <Слайд 1>

<Слайд 2> Под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила” (Приложение 2) и аплодисменты зрителей участники заходят в спортзал.

<Слайд 3>

1 ведущий.

“Гой еси вы наши гости добрые!” - это былинное пожелание здоровья, от слова “гоить” - исцелять, живить. Былины – это русские песенные сказания.

<Слайд 4>

Особенно много преданий сложил народ про богатырей, защищавших Киевскую Русь.

<Слайд 5>

2 ведущий.

Первый среди них – крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Тридцать лет на печи лежал, а потом стал атаманом богатырской заставы. Он смелый, честный, верный, беззаветно любит Родину. Былины рассказывают о великой силе Ильи Муромца, о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым…

“Стал он силушку татарскую конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую,
А он силу бьет, будто траву косит”.

<Слайд 6>

3 ведущий.

Рядом с Ильей на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич, дерзкий и насмешливый Алеша Попович.

<Слайд 7>

1 ведущий.

Добрыня Никитич, роду боярского. Он статен и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, и прозвали его “тихий Добрынюшка”.

<Слайд 8>

2 ведущий.

Алеша Попович – поповский сын. Он и храбр, и умен, да нравом сварлив. Он не так силен, как напуском смел.

<Слайд 9>

3 ведущий.

Были и старшие богатыри: Святогор, Волх Всеславьевич, Микула Селянинович.

<Слайд 10>

1 ведущий.

“Святогор едет старый по святым горам. Тут колеблется мать сыра земля”.

<Слайд 11>

“Когда народился в Киеве могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич:
Подрожала сыра земля.
Стряслося славно царство Индейское,
А синее море сколыбалося.
Обучился он разным хитростям: соколом по небу летать, серым волком обертываться, оленем по горам скакать”.

<Слайд 12>

2 ведущий.

Микула Селянинович – пахарь, его любит мать сыра земля, на плече носит сумочку, а в ней вся тяга Земная. Управляется он с громадной сохой, которую “не сдвинуть 30 молодцам без единого”.

<Слайд 13>

3 ведущий.

Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет “выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего”.

1 ведущий.

У могучих богатырей страшные противники: Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Идолище поганое.

“Но, богатыри всегда сильнее их.
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря.
Широко раздолье по всей земле.
А сильные, могучие богатыри на славной Руси!”.

2. Представление команд. Представление членов жюри. Обмен приветствиями. Форма судейства сообщается перед каждым видом соревнований.

2 ведущий.

А теперь, давайте попробуем посоревноваться, померяться силушкой, как настоящие богатыри!

<Слайд 14>

3. Один в поле – воин! (Скакуны)

Одна команда (бегуны) занимает место внутри квадрата 8x10 м, другая (скакуны) становится за линией, ограничивающей квадрат.

Капитан команды скакунов посылает первого игрока своей команды в “поле”. Прыгая на одной ноге. Игрок старается салить игроков другой команды, которые спасаются от преследования, бегая на двух ногах. Осаленные покидают площадку. По команде “ Домой!” (через 15-20 с) игрок возвращается на свое место в шеренгу. И капитан посылает следующего. Игра продолжается до тех пор, пока все скакуны не побывают в “поле”. После этого команды меняются местами. Победитель определяется по количеству осаленных игроков. (1 балл)

  1. Игрок, которого коснулся скакун, покидает “поле”.
  2. Скакун, оступившийся на обе ноги, выходит за пределы площадки.
  3. В поле не могут находиться одновременно два скакуна.
  4. Теряет право участвовать в игре любой игрок, выбежавший за пределы поля.

<Слайд 15>

4. Победи двуглавого змея.

“Ветра нет, да тучу нанесло.
Тучи нет, да будто дождь дождит.
А дождя-то нет, да только гром гремит,
Гром гремит да свищет молния.
Как летит Змеище Горынище
О тыех о двух головах”.

Метание теннисного мяча в цель. Заранее к стене спортзала прикрепляется изображение двуглавого змея, нарисованное на листе ватмана. У каждого участника 1 попытка. Выигрывает команда, у которой количество попаданий больше.

<Слайд 16>

5. Встречная эстафета всадников .

“А теперь славные мои богатыри святорусские,
Вы скорешенько седлайте-ко добрых коней,
Да садитесь вы на добрых коней,
Поезжайте-ко раздольицем чистым полем”.

По команде учителя “Внимание!” вторые номера садятся верхом на спину партнеров, стоящих спереди. По команде “Марш!” первые пары начинают движение вперед к противоположным колоннам. Когда они достигнут стартовой линии, движение начинают следующие пары. Выигрывает команда, участники которой быстрее перебегут на противоположную сторону. Поменяются ролями и вернутся на свое место. (1 балл)

<Слайд 17>

6. Викторина. Вопросы задаются болельщикам. За правильный ответ - 1 балл.

Вопросы для болельщиков 1команды.

  1. Какую дань собирали с народа в стародавние времена? (Меха, холсты, деньги, мед, рыбу)
  2. Кто такая Забава Путятична, что с ней однажды приключилось? (Племянница князя Владимира, Змей унес её в пещеру)
  3. Сколько лет сидел на печи Илья Муромец, и как он вылечился? (30, вылечили его старички, которым он подал милостыню)
  4. Какими играми увлекались богатыри? (Шахматы, шашки)
  5. Знаете ли вы, как одевались древние воины, с каким оружием они воевали?
  6. Как называется железная одежда богатыря из металлических колец, которые мешают в бою и надежно защищают от ударов противника? (Кольчуга)

Вопросы для болельщиков 2 команды.

  1. Откуда родом Илья Муромец? (Из Мурома, из села Карачаева)
  2. Где жил Соловей-разбойник? (Сидел на дубу, у речки Смородины около города Чернигова)
  3. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка Косматушка)
  4. Что ели и пили богатыри русские по былинам? (Гусей-лебедей, серых уточек печеных, жаворонков жаренных, ковриги хлеба, пили квас, медовуху, зелено вино)
  5. Назовите старое оружие, которым делалась “секир башка”. (Секира)
  6. Почему щит и меч – неразлучны, но известные враги? (Меч - для нападения, щит – для защиты)

<Слайд 18>

7. Достань Соловья - разбойника .

Заранее к стене спортзала на расстоянии двух метров от пола прикрепляется изображение Соловья - разбойника, нарисованное на листе ватмана. Из самоклеющейся бумаги вырезаются стрелы, размером с ладонь.

“Сидит Соловей- разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей- разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по - соловьему,
Он кричит, злодей – разбойник, по-звериному.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Тёмны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей – то все мертвы лежат” .

Задача участников в прыжке с места вверх прикрепить стрелу к правому глазу Соловья Разбойника, т.к. по приданию Илья Муромец “стрелил в того-то Соловья-разбойника, ему выбил право око со косицею”. Звучит песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”. Приложение 3

<Слайд 19>

8. Цепная борьба. Игроки 4А строятся в шеренгу на средней линии зала, между игроками 4Б, лицом в разные стороны. Все играющие берутся под руки.

По сигналу преподавателя команда, не разжимая рук, стремиться сдвинуть противника за 3- метровую линию волейбольной разметки. Та команда, которой это удалось, считается выигравшей. (1 балл)

<Слайд 20>

9. Подведение итогов, награждение. Восстановление.Русский народный танец в исполнении девочек 4 классов.

Учитель физической культуры.

Дорогие ребята! Важно расти не только сильными и красивыми физически, но и добрыми, научиться уважать своих близких, уметь защитить их в трудную минуту. А это не так легко, как кажется. Что же поможет нам вырасти здоровыми и сильными, как богатыри? Правильно, воспитывая свою волю, каждое утро необходимо делать утреннюю гимнастику, посещать спортивные секции, закаливать свой организм и, конечно, всегда посещать уроки физкультуры.

Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!

Организованный уход из зала обучающихся под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижнеэтокский, ул. Шоссейная, б/н

Тел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh 25@ rambler .ru

Сценарий праздника «Богатырские забавы»

для учащихся начальных классов

Мероприятие разработала

Матафонова Марина Александровна,

учитель начальных классов

п. Нижнеэтокский

1. Создание условий для физического развития.

2.Развитие у детей интереса к занятиям спортом и народным видам борьбы.

3. Осуществление взаимосвязи физической культуры с народными традициями.

1. Знакомить детей с историческим прошлым России.

2. Совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей.

3. Воспитывать патриотические чувства.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ход мероприятия

Ведущий:

Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом.

Много раз враги, нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка.

Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: "Русский солдат сам не пропадет и товарища спасет, а где сила убудет, там смекалкой дойдет".

Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами.

Былина от слова "быль", т.е. действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной.

Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и несмотря на временные поражения славные русичи всегда оказывались победителями.

И я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Ай да во славном граде Нижнеэтокском,

Да во школе номер 25,

Жили, были, не тужили

На уроки все ходили

15 славных молодцов

Все красавцы нету слов!

Правили там делами учеными

Молодая княгиня Светлана свет Владимировна со боярынями.

Вот решила та княжна как-то раз

Издать такой указ...

Указ: (читает гонец)

А и гой еси, разудалы добры молодцы!

Собирайтесь-ка в дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Ведущий: И собрались наши воины сильные, выбирают себе предводителя.

Представление жюри.

Рассудить бои ратные мы попросим княгинь русских…

княгиня Марина свет Владимировна

княгиня Елена свет Леонидовна

1. Жеребьёвка названий команд.

Поприветствуем дружины наши славные.

1. Дружина: богатыря Ильи Муромца,

2. Дружина: богатыря Добрыни Никитича,

3. Дружина: богатыря Алёши Поповича.

Но перед началом боя давайте вместе дадим клятву.

Клятва богатырей

К клятве богатырей приготовиться! (Мальчики встают)

Клянемся! (Повторяют)

Старшим - помогать!

Слабых - не обижать!

Красных девиц - защищать!

Кулаками зря не махать!

В честном бою воевать,

Друга в беде не бросать!

Сильными и храбрыми - быть!

Про клятву - не забыть!

Землю русскую не посрамить!

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Первое испытание богатырское – «Шифровальщики».

В путь-дорогу снарядились,

На коня верхом садились.

По лесам, долам скакали,

Камень видят на дороге.

Началось наше предание

С зашифрованного послания.

Чтобы смысл его отгадать,

Надо ключик к нему подобрать.

Командам нужно разгадать при помощи шифра послание.

Налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь.

Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь.

Прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь.

Второе испытание «Богатырская викторина».

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

Своей смекалкой вы блеснули, молодцы!

Теперь похвастайтесь умом, юнцы!

(За каждый правильный ответ 1 балл)

Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (Кольчуга.)

Как называется богатырское оружие в виде тяжелого, с шипами шара на рукоятке? (Булава.)

Как назывался металлический головной убор воина на Руси? (Шлем.)

Отгадайте загадку: «Не крылата, а перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит». (Стрела.)

Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. Кто это? (Всадник.)

Морской дядька, который выводит из воды тридцать три богатыря. (Черномор.)

Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник.)

Сколько лет «сидел сиднем» Илья Муромец? (30 лет и 3 года.)

Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)

Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)

(в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")

С кем сражался Алеша Попович? (С Тугарином Змеем)

Третье испытание богатырское «Сильные духом»

Ум вы свой нам показали,

Верим не по слухам.

А теперь нам докажите,

Что сильны вы духом.

Чья команда быстрее надует шары, той и присуждается победа.

Четвёртое испытание богатырей - «Полоса препятствий».

Богатыри, для начала разомнитесь,

По веревочке пройдитесь.

Положить на пол веревку. Ребенок должен по ней пройти с закрытыми глазами или расставив руки в стороны и запрокинув голову вверх.

Ладно, хватит развлекаться,

В путь пора вам собираться!

Ну-ка, кто из вас вперед

Все преграды обойдет?!

Препятствия: для каждой команды кладутся 2 веревки на небольшом расстоянии друг от друга - овраг; ставятся средних размеров коробки - горы; а девочки держат обручи. Надо перескочить через "овраг", преодолеть "гору", проскакать через обруч. Вместо обручей можно использовать кегли, их надо будет обскакать.

Не удержать богатырей,

Вмиг вскочили на коней!

Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).

Вот преграды на пути!

Их непросто обойти!

Надо лихо проскакать,

Но барьеры не сбивать!

Ведущий дает старт. Игра "Полоса препятствий" (мальчики соревнуются между собой, чья команда быстрее и аккуратнее пройдет полосу препятствий).

Пятое испытание - «Борьба со Змеем Горынычем».

Ведущая: Все преграды покорились,

Но, увы, не тут-то было,

Вихрем все вдруг закружило!

Змей Горыныч трёхголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевали,

Лук и стрелы доставали!

Позабавьте-ка вы нас, добры молодцы,

Глазом зорким, рукой твёрдою!

Необходимо сбить 3 кегли (головы Змея Горыныча) шаром.

Шестое богатырское испытание «Собери щит»

Ведущая: Метко били все по цели

И змеюку одолели!

Он в овраг большой свалился,

Тут же наземь повалился,

Там издал последний вздох,

Да и сразу же издох...

Богатыри так рьяно бились,

Что щиты все их разбились.

Но молодцы не сдаются –

За работу берутся.

Из разрезанных частей нужно составить щит.

Седьмое испытание - «Принеси воду в ложке – Конкурс водоносов»

Новые щиты готовы!

В путь собрались бойцы снова.

И на радости такой

Скачут молодцы домой.

Вдалеке вдруг заискрилось!

Не беда ли там случилась!

Вот уж чувствуется жар

Видят молодцы - пожар!

Надо срочно потушить

Да водицы наносить!

Только вот одна беда -

Есть колодец, нет ведра!

Что же делать, как тут быть

Как водицы наносить?!

Решили время не терять,

Стали ложками таскать!

Стоят горящие свечи. Вносят ведро с водой и ложки. Проводится игра "Принеси воду в ложке", каждый участник тушит свечу.

Вариация 1: кто больше наносит ложкой воды за 1 минуту.

Вариация 2: Перед командой стоит пустой стакан, а на другом конце – ведерко с водой. По сигналу первый участник бежит с ложкой в руке, набирает воду, несет ее в стакан. Выигрывает команда, которая первой наберет стакан воды.

Восьмое испытание, последнее «Переберись через болото – Переправа через болото»

Ведущая : Только пламя затушили

Да домой уж заспешили,

Вдруг болото на пути,

Не проехать, не пройти

А Разбойник Соловей

Распугал им всех коней.

Дети разбиваются по 3 человека и встают на газетный лист. Берут второй газетный лист и переходят на него, передвигаясь таким образом в другой конец помещения.

Ведущая : Вот и кончились страданья

Да большие испытанья!

И с победою желанной

Едут витязи домой.

Славит их народ честной!

Но мы должны вспомнить о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит - не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Отдохнули мы на славу,

Победили вы по праву.

Похвал достойны и награды,

А мы призы вручить вам рады.

Слово предоставляется уважаемому жюри. (Слово предоставляется главному судье, он оглашает результаты состязаний в русском народном стиле и вручает награды.).

Победителям вручаются грамоты.

Девочки (читают стихотворение

Илоны Грошевой Будущим защитникам"):

Сегодняшний день

Постарайся запомнить

И в сердце его сохрани.

Ты сильный, ты смелый,

И враг вероломный

Боится к тебе подойти.

И есть еще в жизни

Большие дела,

Куда тебя честь

За собой не звала,

Ты смело ступай,

Наготове копье!

Борись за любимых,

За счастье свое!

Общее фото на память.

Всего всем самого доброго!

БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА-игра для учащихся 5-х классов.

Звучит музыка.

Ведущий 1: Сильна и могуча Русь. Всегда Россия гордилась своими воинами-и солдатами, и генералами. Легендарный полководец Александр Васильевич Суворов считал, что нет лучше русского солдата: он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. Мы верим генералиссимусу не проигравшему не одного сражения,-русский солдат правдой богат.

Ведущий 2: Это Россия почти десять веков назад встала на пути монголо-татарских полчищ и заслонила собой Европу. Из России с позором бежал Наполеон, который к 1812 году завоевал почти полмира. Это наши солдаты в 1945 году освободили мир от немецко-фашистских захватчиков, подняли над Европой красное Знамя Победы и сегодня совершают подвиги, встают на защиту мирных людей.

Ведущий 1: Откуда же черпают русские воины свою великую силу? Говорят она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания,-от былинных богатырей. Издавна русский народ воспевает подвиги храбрых силачей, справедливых защитников, мудрых воинов.

Ведущий 2: Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах-о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называют такие песенные сказания о богатырях? (Былины, старины). Я не случайно говорю-«песенные сказания», ведь в старину былины сказывали под гусли.

Ведущий 1: Былинники-сказители были людьми с сильным голосом, с прекрасным музыкальным слухом и даром импровизаторов. Перестроил гусли на другой лад Боян-и получилось сказание о новых героях. Много в памяти своей хранили былинники. За то мудрыми слыли в народе.

Ведущий 2: Сказания о богатырях исполнялись во время княжеских пиров, народных собраний, и в воинских походах их хором пели княжеские дружинники. А в наше время композиторы часто используют былинные напевы, когда хотят донести до нас могучую красоту древних сказаний. Так, например, и сейчас для нас зазвучат слова древней былины...

Звучит фрагмент хора из оперы Садко.

Ведущий 1: А былина эта о русском богатыре по имени Вольга. В его честь сложена. Ведущий 2: Знаете ли вы богатыря по имени Вольга? А других русских богатырей? Сейчас мы это проверим. Внимание вопросы:

1. Когда родился Вольга?

2. Каким премудростям выучился Вольга?

3. Сколько «молодцов» было у Вольги в дружине?

4. А кто из богатырей не только воевал, но и землю пахал, да о себе говорил: «Меня любит мать сыра-земля?»

5. Как произошла встреча Вольги и его дружины с Микулой Селяновичем

6. Как былина говорит о силе Микулы Селяновича?

7. Какого еще богатыря удивил Микула Селянович?

8. Почему Святогор не смог поднять с земли сумку Микулы?

9. Что былина рассказывает о силе Святогора-богатыря?

10. Кому передал Святогор свой меч-кладенец?

Ведущий 1: Вот и богатыри, имена которых известны всем с детства. Их изобразил на знаменитом полотне художник Виктор Михайлович Васнецов.

Демонстрируется репродукция картины Васнецова «Богатыри».

Звучит первая часть богатырской симфонии Бородина А.

11. Ведущий 2: Картина эта давно известна каждому из вас. Она так и называется-Богатыри» Давайте поговорим об этих богатырях.

1. Назовите имена богатырей изображенных на картине.

2. Почему у Ильи такое прозвище-Муромец?

3. А где родились Добрыня и Алеша?

4. Мы помним отчество Добрыни-Никитич, а как уважительно называли других богатырей?

5. Из каких семей родом наши богатыри?

6. Какому князю служили богатыри и в каком городе он правил?

Ведущий 1: На высоких горах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы. Под Киевом трудились пахари, на речных берегах корабельщики строили челны: на лугах паслись стада...

Ведущий 2: За киевскими пригородами да селами тянулись дремучие леса. Бродили в чащах охотники, добывали зверей видимо-невидимо.

Ведущий 1: А за лесами тянулись степи без конца и без края. Приходило из этих степей горе горькое: налетали на русскую землю кочевники, жгли, грабили, уводили крестьян в плен...;

Ведущий 2: И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи богатырские заставы-маленькие крепости. Сторожили они путь на Киев, защищали от злых людей, от незваных гостей.

Ведущий 1: Разъезжали вокруг богатыри на могучих конях, зорко всматривались в степную даль: не видать ли вражеских огней, вслушивались - не слыхать ли вражеских коней?

Ведущий 2: Илья Муромец, Добрыня, Алеша - все они в чистом поле несли службу воинскую. Изредка съезжались богатыри к князю Владимиру на двор - отдохнуть, попировать, гусляров послушать, с друзьями потолковать.

1. Каких еще богатырей вы знаете?

2. А у одного из богатырей была дочка. Выросла она смелой и умной. Однажды спасла она своего мужа от княжеского гнева. Как ее звали и как она смогла перехитрить князя?

3. Кого из богатырей называют старым казаком?

4. Какие еще умения, кроме воинских были у Добрыни?

5. Кто из богатырей носил прозвище «тихий»?

6. Какого богатыря описывают так: «Едет богатырь выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее»

7. Что обычно служило дорожным указателем для богатыря?

8. Какую новую надпись сделал на этом указателе Илья?

9. Какие матушкины наказы нарушил Добрыня?

10. Кто из богатырей сам ковал себе оружие?

11. Какой матушкин подарок помог Добрыне победить Змея и освободить Забаву Путятичну?

12. Алеша Попович был не только силен, но и хитер. Как он победил Тугарина Змеевича?

Ведущий 1: Но больше всего любили и уважали, да и теперь уважают, богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских святых. В день когда мы все празднуем Новый год (1 января), вспомните также, что это день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

1. Каким было житье Ильи Муромца до 30 лет?

2. Кто и как помог Илье обрести богатырскую силу?

3. Какое напутственное слово сказали странники Илье?

4. Какие советы давали Илье родители?

5. Как звали коня Ильи Муромца?

6. Какое испытание первым выпало Илье?

7. С кем еще сражался Илья?

Ведущий 1: О славном богатыре Илье Муромце много былин сложено, и поэты не забывают русского богатыря. Послушайте отрывки из стихотворения А. К. Толстого Чтец: Под броней с простым набором, Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором Дедушка Илья,

Едет бором, только слышно, как бряцает бронь,

Топчет папоротник пышный богатырский конь.

И ворчит Илья сердито: «Ну, Владимир, что ж?

Посмотрю я без Ильи то, как ты проживешь?

Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь!

Я мужик не прихотливый, был бы хлеба кус!

Правду молвить, для княжего не гожусь двора.

Погулять по свету снова без того пора!

Вновь изведаю я, старый,

Волюшку мою -

Ну же, ну, шагай, чубатый,

Уноси Илью!»

И старик лицом суровым просветлел опять,

По нутру ему здоровым воздухом дышать,

Снова веет воли дикой на него простор,

И смолой, и земляникой пахнет темный бор.

Ведущий 2: А в заключение давайте рассмотрим снаряжение русского богатыря (демонстрирует иллюстрации)

1. Как назывался головной убор богатыря

2. При создании какого военного головного убора в XX веке за основу была взята форма богатырского шлема

3. Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец?

4. Какое рубящее холодное оружие было у богатыря

5. Если воины сходились в поединке один на один, то с какого оружия обычно начиналось сражение?

6. Чем прикрывает себя богатырь от удара врага?

7. Как называется оружие - тяжелый с шипами шар на рукоятке?

8. Какое еще оружие было у богатырей?

9. На каком инструменте согласно былине играл Добрыня?

Ведущий 1: Вот такие они - богатыри, люди исключительные, наделенные невиданной силой, безграничной храбростью, умениями, талантами и огромной любовью к Родине. Ведущий 2: Они передали свою великую силу и воинам будущих поколений. Каждый воин, солдат встающий на защиту родной земли достоин того чтобы его помнили в веках. Звучит музыка. Подводятся итоги. Лучшие команды награждаются грамотами.

Ведущий (к зрителям). Ребята, помогите.

Соловей-разбойник: Два братца в воду глядятся, да никак не сойдутся, (берега) Живут два друга глядят в два круга (глаза и очки) Два раза родится, а один раз умирает, (птица)

Ведущий. Ну что ж ты. Соловей-разбойник. Отгадай наших музыкантов. Соловей-разбойник. Ну, ладно выходите. А то тут богатыри рядом, еще достанется.

Выходят музыканты с дудочками и бубнами. Исполняют русскую народную песню.

Ведущий. Ну, а теперь последнее задание. Нужно пробежать эстафету с мячом.

Эстафета между группами.

Жюри определяет победителей-команды богатырей. Выходят девицы-красавицы и заводят хоровод песня русская народная «Заинька».

Награждение победителей.

Ведущий. Поздравляем вас. А вы не расстраивайтесь, растите и мужайте, у вас еще все впереди.

Команде богатырей-победителей даются пряники на всю группу, и они идут пить чай.

МКДОУ №4 «Катюша»

Сценарий праздника «Русские богатыри», 2013г

Музыкальный руководитель

Белкова Н.А.

ЦЕЛЬ :

  • Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • Развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

ХОД ПРАЗДНИКА :

Под звуки фанфар в зал входят девочки и останавливаются в центре зала.

Девочка : Дорогие папы, деды

Мы вам рады от души.

С днем Защитников Отечества

Всех поздравить вас спешим.

Мы желаем вам здоровья,

Крепкого на много лет,

И от всей души сегодня

Шлем вам праздничный…..

Все девочки : Привет!

Ведущий : В древние, древние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня Защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую.

Мальчики входят в зал под песню « Богатырская сила» А.Н.Пахмутовой.

Ведущий : Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу богатырям!

И если богатырь стоит на страже,

То может быть из вас уверен каждый,

Что от врагов любых защищены

Все рубежи родной страны!

Звучит «Богатырская симфония» И.Бородина, в зал входит Илья Муромец с копьем и мечом. Он обходит зал, встает в центре.

Илья Муромец : Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон от нас, русских богатырей! Уж как мы старались в свое время, прославляли русское воинство! И с Чудом-юдом боролись, и с Соловьем-разбойником! Ничего не боялись!

Ведущий : А где же Алеша Попович и Добрыня Никитич?

Илья Муромец : Да на заставе остались землю русскую защищать. Да мало нас богатырей, вот и решили мы позвать к себе на помощь других богатырей. Помогите нам.

Готовы ли вы к богатырским состязаниям?

Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

А вы, девицы-красавицы, за молодых богатырей радейте, словом добрым помогайте, а коли надо – выручайте!

Ведущий : Рассудить бои ратные, забавы молодецкие мы просим судей неподкупных, княгинь русских…..

Богатыри, если вы выполните состязание первыми, вы получите 1 балл, да еще и правильно еще балл, т.е. всего 2 балла. Если правильно, но не первыми всего 1 балл, если первыми, но не правильно – тоже 1 балл. Если не правильно и не первыми- ни одного балла.

Илья Муромец: Начнем забавы богатырские. Поприветствуем дружины наши славные.

Приветствие команд.

«Витязи»: Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей.

И на честный поединок

Мы зовем богатырей!

«Богатыри»: Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

От богатырей отважных

Славным «Витязям» - привет!

Илья Муромец : А для начала молодцам надо размяться.

Под песню «Богатырская наша сила» А.Н.Пахмутовой

Илья Муромец : Вот теперь можно переходить к состязаниям.

1 состязание. «Проскачи на коне »

Илья Муромец : Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы умеют держаться на коне. Надо на коне объехать вон тот курган и вернуться обратно. Передать эстафету другому участнику.

2 состязание. «Назови оружие »

Илья Муромец : Забава эта трудная, поэтому на помощь молодым богатырям могут прийти девицы-разумницы.

(Дети из двух групп по очереди называют оружие, изображенное на картинках, которые лежат на столе)

3 состязание. «Составить щит »

Илья Муромец : Из разрезанных частей нужно составить щит.

4 состязание: «Борьба с булавами »

Илья Муромец : А теперь я вас испытаю на ловкость.

(участники из двух групп становятся на скамью и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, столкнуть соперника на пол)

Ведущий : Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, наши красны девицы их позабавят.

Танец «Матрешки »

5 состязание. «Баба-Яга»

Илья Муромец : Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Ну-ка, ребята, кто это?

(бег в мешке)

6 состязание. «Викторина»

1. Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

2. Как называется головной убор богатыря? (Шлем)

3. Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, который защищал тело богатыря? (Кольчуга)

4. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит)

5. Главное оружие Соловья-разбойника. (Свист)

6. Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)

Назовите пословицы и поговорки.

7 состязание .

Илья Муромец : Ну что ж убедился я, что вы не только сильные, но и умные. Значит пора на серьезное испытание отправляться. Победить Кощея. Чтобы победить Кощея, надо первым делом найти его смерть. А где она? Правильно! В яйце.

(дети должны пронести теннисный мячик до стойки и обратно)

8 состязание. «Перетягивание каната»

Илья Муромец : И последнее мое испытание. Хочу посмотреть я, какие вы дружные. Ведь не зря говорят: один в поле не воин.

Ведущий : Пока княгини подводят итоги состязаний, девицы прочтут стихи.

На лбу бывают шишки,

Под глазом - фонари.

Уж если вы – мальчишки,

То все – богатыри.

Царапины. Занозы.

Вам страшен только йод.

Тут, не стесняясь, слезы

Сам полководец льет.

Пусть голова в зеленке

И в пластырях нога,

Но есть еще силенки,

Чтоб разгромить врага.

Упрямые, с утра вы

Опять на бой, в дозор.

От тех сражений шрамы

Остались до сих пор.

Ведущий : Ну вот и справились наши ребята со всеми богатырскими заданиями. Показали свою силу, ловкость, смелость. Думаю, и нашу русскую землю смогут защитить. А теперь слово предоставляется нашим уважаемым княгиням.

(подведение итогов)

Илья Муромец : Да! Надежная дружина будет у нас.

Ни один враг не пройдет и не проедет.

Защитим землю русскую.

Не посрамим чести русской.

Дети исполняют рус.нар. песню «Солдатушки- бравы ребятушки»

Илья Муромец : Прощайте, люди добрые, пора мне в путь. Меня ждут богатыри-товарищи.

Ведущий: Защитники нашей прекрасной страны

Вы дороги нам и безумно нужны

И в этот прекрасный и радостный день

Нам тысячи раз пожелать вам не лень.

Пусть будет достаток на вашем столе,

Пусть мио укрепиться на нашей земле!

Загрузка...