Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Сценарий деловой игры для воспитателей ДОО на тему: " Калейдоскоп профессий". Сценарий деловой игры "путь к успеху" для педагогов доу

Деловая игра

Цель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов поведения в контактах с родителями.

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится,жури. Начнем нашу игру с названия команд.

1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

    Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

    Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

    Что такое родина? (это территория, на которой живёт наш народ).

    Что означает слово род? (это начало всего живого, сама жизнь).

    В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

    В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

    Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

    Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

2 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение 1 «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха - парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.

Вопросы к упражнению:

    Что было проще создать образ или угадать его?

    Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?

    Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Упражнение 2 «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы.

    Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

    Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

    Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

    Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

По завершении делается общий вывод.

3 часть.

1. Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки:

Воспитатель детского сада – это:

а) «Добрая лошадка всех свезет»

б) «Без матки пчелки – пропащие детки»

в) «И швец, и жнец и на дуде игрец».

Работа с родителями – это:

а) «Бумага некупленная, письмо домашнее»

б) «В добрый час молвить, в худой промолчать»

в) «По способу пешего хожденья»

Воспитать детей – значит:

а) «Служить семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет»

б) «Перемелется – все мука будет»

в) «Наказом воевода крепок».

Обучать детей – это значит:

а) «Что посеешь – то и пожнешь»

б) «Была бы нитка, дойдем и до клубка»

в) «В дорогу идти – пятеры лапти сплести»

4 часть. Ведущий: Напоминаю правила: я задаю по очереди двум игрокам каждой команды слова. За 30 секунд члены команды, пытаются объяснить друг другу заданное слово, не произнося его (допускается использовать жесты). За правильность ответов жюри начисляет один балл. Тот, кто уже поучаствовал, садится на место. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам, текстом внутрь).

Слова для первой команды – физкультура, прогулка, музыкальное занятие.

Слова для второй команды – тихий час, план, экскурсия.

5 часть. Игровое упражнение «Современная семья – какая она?»

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения: Одни изображают идеальную семью, другие современную. Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении. Рассказать о своём представлении семьи. (Подчеркнуть ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе).

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

5. Итоги педсовета.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Марина Владимировна Морозова

Деловая игра с педагогами ДОУ

«Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ»

Цель :

Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения, возрастных особенностей детей дошкольного возраста в контексте внедрения и реализации ФГОС ДО.

Задачи :

Активизировать мыслительную деятельности педагогов;

Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

Развивать умение работать в команде;

Выявить уровень компетенции педагогов по заданным направлениям.

Оборудование :

телевизор; мешочек с предметами (шарик су-джок, подушечка с травой, аудиодиск, лимон, мыльные пузыри, книжка со сказками, перчатка, цветок); деревянный бочонок с маленькими бочонками (от лото) внутри с номерами; раздаточный материал для команд (листы с кроссвордами, с пословицами и поговорками, картинки с воздушным шаром).

ХОД ИГРЫ:

Ведущий: Добрый день! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в деловой игре, под названием (слайд № 1) «Я всё умею и всё могу». Название выбрано не случайно, поскольку именно эти слова характеризует выбранную нами профессию. Вступительное слово: (притча) (слайд № 2) “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека".

(слайд № 3) Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас, и в каждом ребёнке. А забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей.

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

(Прежде чем начать игру нам необходимо разделиться на две команды.)

Ведущий: Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество и для начала провести упражнение-приветствие «Радостная встреча».

Ход упражнения:

Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: (слайд № 4) европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю всем участникам игры (гости тоже могут присоединиться) поздороваться с соседом слева по европейски, с соседом справа как эфиопы. Молодцы!

Итак, мы начинаем.

(слайд № 5)

СТАНЦИЯ №1 РАЗМИНКА «ЗАКОНЧИ МЫСЛЬ».

Участники команд должны продолжить пословицы о здоровье:

КОМАНДА № 1

Где здоровье – … (там и красота)

В здоровом теле – (здоровый дух)

Двигайся больше, … (проживёшь дольше)

Береги снову, … (а здоровье с молоду)

Ешь чеснок и лук – … (не возьмёт недуг)

КОМАНДА № 2

Здоров будешь – … (всё добудешь)

Здоровье сгубишь, …. (новое не купишь)

Кто долго жуёт, … (тот долго живёт)

Заболеть легко, … (вылечится – трудно)

Здоровье в порядке – … (спасибо зарядке)

(слайд № 6)

СТАНЦИЯ №2 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК».

Необходимо достать из мешочка предмет и ответить:

«Какую здоровьесберегающую технологию он отражает?»

1) шарик су-джок – су-джок терапия

2) подушечка с травой – фитотерапия

3) аудиодиск – музыкотерапия

4) лимон – ароматерапия

5) мыльные пузыри – дыхательная гимнастика

6) книжка со сказками – сказкотерапия

7) перчатка – пальчиковая гимнастика

8) цветок – цветотерапия.

(слайд № 7 и № 8)

СТАНЦИЯ № 3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ «КРОССВОРД».

Кроссворд № 1

По горизонтали :

5. Самое главное в жизни человека.

6. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечного напряжения.

По вертикали :

1. Циклическое движение осуществляемое посредством поочерёдного движения рук и ног.

2. Основной вид движения, которым овладевает ребёнок после умения ползать.

3. Ведущий вид деятельности в ДОУ.

4. Способность справляться с любой возникшей двигательной задачей.

Кроссворд № 2

По горизонтали :

3. Упражнение, способствующее развитию глазомера и точности движений.

6. Двигательная активность (одним словом).

По вертикали :

1. Невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

2. Быстрое, с отталкиванием, перемещение тела.

4. Состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.

5. Основной вид движения, которым овладевает ребёнок после того, как научится уверенно ходить.

(слайд № 9)

СТАНЦИЯ № 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ «УПРАЖНЯЛКИ».

Одной команде предлагается продемонстрировать две оригинальные пальчиковые игры, второй – две оригинальные физкультурные минутки.

Ведущий: Мы работаем не только с детьми, но и с родителями.

(слайд № 10)

СТАНЦИЯ № 5 СЕМЕЙНАЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ».

Назвать формы работы с родителями по формированию ЗОЖ.

(команды по очереди называют, кто больше)

Пример :Родительские собрания с привлечением мед. работника;

Совместные спортивные праздники и развлечения;

Сайт детского сада (группы);

Консультации;

Библиотека здоровья;

Дни открытых дверей;

Информационные уголки здоровья;

Тематические выставки;

Совместные прогулки и экскурсии;

Встречи за круглым;

Анкетирование родителей и другие формы работы.

(слайд № 11)

СТАНЦИЯ № 6 АКТУАЛЬНАЯ «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».

Участники игры достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы:

1. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее…

(3 – 4 часа)

2. Что необходимо провести в середине занятия?

(физкультминутку)

3. Сколько раз в неделю проводят физкультурные занятия с детьми 3-7 лет?

(3 раза в неделю)

4. Какая продолжительность занятия в старшей группе?

5. Сколько минут составляет перерыв между занятиями?

(не менее 10 минут)

6. Сколько длится сон для детей 1, 5 – 3 лет?

(не менее 3 часов)

7. Какая продолжительность занятия в средней группе?

8. Назовите основные виды движения

(ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье)

А закончить нашу деловую игру мне бы хотелось упражнением «Воздушный шар».

(слайд № 12)

Упражнение «Воздушный шар»

(о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

Сценка-этюд:

Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:

Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:

Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.

Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

Это потому, моя деточка, что по утрам не делала зарядку

Вот такая у нас сегодня установка.

(слайд № 13)

Название: «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»
Номинация: Детский сад, Деловая игра для педагогов дошкольного образования, конкурсные мероприятия, Педагоги

Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ СОШ №4 Дошкольные группы
Месторасположение: г. Куйбышев, Новосибирская область

Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.

Задачи:

  • Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  • Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и ситуаций, аналитические способности.
  • Активизировать деятельность педагогов ДОО по проектированию РППС

Оборудование: мультимедийная установка, презентация с игровыми заданиями, фишки, таблицы для игры «Волшебники», листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, маркеры, педагогический сундучок с предметом оборудования.

Время проведения: 20 минут.

Правила игры

Ведущий объясняет правила игры, которая включает в себя выполнение определённых игровых заданий. Все участники делятся на 2 команды и выполняют по ходу игры определённые задания. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Сценарий деловой игры

Ведущий приглашает педагогов ДОО принять участие в деловой игре. Все участники делятся на 2 команды и выбирают капитанов. Ведущий объясняет правила игры:

  1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала внимательно слушай и только потом отвечай!
  2. Право на ответ имеет тот, кто руку поднимает. При нарушении этого правила ответы не принимаются и баллы не засчитываются.
  3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ получает другая команда.
  4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Педагогическая разминка.

  • Игровое задание «Кто быстрее?» Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ: «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…»
  • Игровое задание «Выбери правильный ответ»

Для 1-й команды: Создание развивающей среды предметно-пространственной (РППС) в ДОО – это результат реализации какой группы требований ФГОС?

  • К результатам освоения Программы
  • К структуре Программы
  • К условиям её реализации

Для 2-й команды: Какое количество основных требований к РППС

в ДОО определено в Стандарте?

  1. Основная часть.
  • Игра «Волшебники» В таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (РППС). Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.
  • Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается отгадать загадки про оборудование РППС.

Загадка № 1. Загадывает ребёнок:

У меня есть огурец, огурец зелёный.

Только этот огурец не свежий, не солёный,

Он зовётся «дикий», ростом «невеликий».

С огурцом люблю играть, я могу его катать

По щеке и по руке – он даёт здоровье мне.

ЧТО ЭТО?

Загадка № 2. (Что лежит в «педагогическом сундучке»?)

Я удобный и простой – не соскучишься со мной!

Будешь строить и играть, мир со мною познавать

И движенья выполнять: прыгать, бегать и шагать,

Можешь просто отдыхать.

Тренажёр и балансир – я известен на весь мир!

КТО Я?

Загадка № 3.

Как называются напольные и настольные макеты в современном игровом пространстве ДОО?

  • Игра «Заполни пропуски» (об особенностях РППС В ДОО).

Командам предлагается коротенький текст в виде отдельных предложений об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Необходимо вставить в каждое предложение недостающие по смыслу слова или фразы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания.

  • Среда должна быть …………………….. каждому: и взрослому, и ребёнку.
  • Среда должна обеспечивать богатый выбор для………………………………………………………………. работы с детьми.
  • Чтобы ребёнок был успешным, среда должна давать ему право на………………………..
  • Для организации партнёрских взаимоотношений взрослого с детьми среда должна быть богата…………………………………
  • Игра «Модераторы РППС в ДОО»

Командам предлагается смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в группах ДОО по ЦЕНТРАМ АКТИВНОСТИ. Оценивается разнообразие названий и количества развивающих центров, оригинальность подходов и идей.

3. Подведение итогов.

По итогу деловой игры побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Награждения победителей и участников могут быть различными: победители получают дипломы, а остальные участники – поощрительные призы; победители и участники обмениваются улыбками, объятиями и рукопожатиями; дарят стихотворения и т.д.; можно поручить болельщикам (если таковые имеются) придумать способы поощрения для всех участников и т.п.

Правильные ответы

  1. Педагогическая разминка.
  • Игровое задание «Кто быстрее?» (Развивающая предметно-пространственная среда)
  • Игровое задание «Выбери правильный ответ» для 1-й команды (К условиям её реализации)

Для 2-й команды (6)

  1. Основная часть.
  • Игра «Волшебники»

(1 – НАСЫЩЕННОСТЬ

2 – ДОСТУПНОСТЬ

3 – ВАРИАТИВНОСТЬ

4 – ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

5 – БЕЗОПАСНОСТЬ

6 – ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ)

  • Конкурс капитанов. Загадка № 1. (Отгадка: Массажёр «Дикий огурец»). Загадка № 2. (Отгадка: Игровой набор мягких модулей. В «педагогическом сундучке» лежит один из элементов этого игрового набора ). Загадка № 3. (Отгадка: Маркеры игрового пространства)
  • Игра «Заполни пропуски» (…интересна…; …коллективной и индивидуальной работы…; …на ошибку…; …ситуациями… )

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций на тему:

« Калейдоскоп профессий»

Цель деловой игры: организация работы по повышению уровня профессио­нальной компетенции педагогов посредством организации рабо­ты по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Задачи:

    Совершенствовать воспитательно-образовательный про­цесс по расширению и уточнению представлений детей о раз­ных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материа­лах, необходимых для работы.

    Способствовать построению модели организации организованной образо­вательной деятельности при ознакомлении дошкольников с тру­дом взрослых.

    Активизировать деятельности педагогов по ознакомлению до­школьников с профессиями.

Планируемый результат работы. В про­цессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями: узнать о разнообразии профессий в современном мире; освежить в памяти технологию ознакомления детей с про­фессиями; обменяться имеющимся опытом по организации рабо­ты с детьми по ознакомлению с трудом взрослых; задать вопросы друг другу и старшему воспитателю.

Оформление музыкального зала : экран, проектор, ноутбук, на стенах буквами выложены слова «Ярмарка профессий», на другой стене картинки с профессиями, карусель.

Оборудование: карточки для игр «Найди пару», «Разложи профессии по возрастным группам», «Пословицы», сундук с монетами для подсчета очков команд, бумажные пряники с загадками - узор на пряниках 2 видов для разделения педагогов на две команды, столы для команд. Костюмы для ряженья воспитателям - ведущим семинар.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель в русском народном костюме - Хозяюшка, предлагает педагогам разделиться на команды, для этого предлагает с подноса взять пряник с загадкой. Отгадав загадку, педагог проходит в зал и садится на место указанное в прянике. Так педагоги поделены на две команды.

Ведущий: Ой, вы гости дорогие, приглашаю Вас на нашу ярмарку профессий. Для участия в нашей игре, отведайте моих пряничков. (Педагоги подходят к ведущему и угощаются пряниками).

Загадки для педагогов.

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

С ним, наверно, вы знакомы.

Знает он про все законы.

Не судья, не журналист.

Всем совет дает... (юрист)

На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он? (Милиционер)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник -

Делает нам стулья... (плотник)

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный... (капитан)

По мосту чтоб мчался скорый,

Чинит он на дне опоры.

Целый день за разом раз

Вглубь ныряет... (водолаз)

Кто движеньем управляет?

Кто машины пропускает?

На широкой мостовой

Машет жезлом... (постовой)

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (военный)

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (машинист)

В фильмах трюки выполняет,

С высоты на дно ныряет

Подготовленный актер.

Быстрый, смелый... (каскадер)

Тонкой палочкой взмахнет -

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? (Дирижер)

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь -

Как лечиться, знает... (врач)

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель -

Проведет урок... (учитель)

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня,... (воспитатель)

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги мы начинаем нашу работу, а о чем пойдет речь, предлагаю послушать стихотворение:

Четыре педагога в нарядах читают стихотворение:

1 Жил человек пещерный

В дебрях седых времен

Дом его был пещерой,

Не было мебели в нём.

Ел лишь сырое мясо

Без вилки, ложки, ножа.

Одеждой была лишь шкура,

Оружие камень большой.

2. Но человек всё думал,

И стал делать он орудия-

Топор, копьё, ножи.

Из шкур стали шить одежду,

Из дерева мебель творить.

Так стал человек разумным.

Детей стал своих учить.

3. Различным ремёслам да делу,

Чтоб им жилось веселей.

Уютными стали жилища,

Чтоб мебель, посуда была.

И двор со скотиной домашней,

И вдоволь еды и питья.

И стали уже развиваться

Профессии разные.

4. Много прошло столетий,

Древность угасла в веках.

Но человек собирает

Злаков зерно на лугах.

Воину нужны доспехи,

Людям продукты и кров.

5.Значит нельзя на свете

Обойтись без мастеров.

Сапожник, столяр, портниха,

Повар, пекарь, гончар,

Врач, музыкант, учитель

Работают и сейчас.

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, предлагаю вам отгадать зашифрованное слово на экране и по первым буквам угадать слово.

На экране слайд со словами: п ир, р ис, о гонь, ф рукт, е ль, с осулька, с лон, и рисблоко.

Старший воспитатель: Правильно, это слово-профессии. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.

Старший воспитатель . Согласно Д. Б. Эльконину, в дошколь­ные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в уста­новлении их контактов с взрослым миром. Формирование си­стемных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобра­зование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошколь­никам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоян­но развивающаяся система. Как же знакомить детей с профессия­ми взрослых?

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социа­лизации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрос­лых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети по­лучают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечи­вает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диа­логе позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к лю­дям, интереса к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, – возможность формирования созна­тельного отношения к труду, стремления к созидательной дея­тельности.

Сегодня мы с вами уточним свои знания о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах тру­да; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; поговорим о том, какими способами можно пробудить у детей любознательность, интерес к деятельности взрос­лых.

Итак, мы начинаем нашу игру:
Конкурс 1. «Доскажи пословицу»

Педагогам зачитывается первая часть пословицы, педагоги заканчивают пословицу.

    Врач должен иметь глаз сокола , сердце-льва , руки женщины .

    Если труд- удовольствие, то жизнь- наслаждение .

    За трудовую копейку – бейся, нетрудовой копейки – бойся .

    Легко добыто, легко и прожито .

    Не ленись за плужком - будешь с пирожком .

    От труда здоровеют, от лени болеют .

    Рукам работа, душе праздник .

    Чтобы хорошо жить, надо труд любить .

    Языком богу – молись, а руками работать не ленись .

Конкурс 2. «Соедини пословицу»

Пословицы разрезаны на 2 части и предложены командам, команда победитель та, которая первая правильно соединит пословицы и зачитает присутствующим.

1 . Если нет охоты – мало толку от работы.

2. Дело мастера боится.

3. Кто ловок в труде – кует счастье себе.

4. Тот человек в почете, чьи руки в работе.

5.Труд кормит, а лень портит.

6.Если не трудиться – можно в жизни заблудиться.

7. Кончил дело - гуляй смело .

8. От труда здоровеют, а от лени болеют .

9. На работу с радостью, а с работы с гордостью .

Конкурс 3. «Головоломка»

Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

Конкурс 4. «Самая – самая»
Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми-самыми денежными?».

Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.
Ведущий выписывает 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии.
Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников.
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
4. Самая волосатая (парикмахер...)
5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
7. Самая смешная (клоун, пародист...)
8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Старший воспитатель : Пока жюри считает очки, мы продолжаем дальше путешествие по нашей ярмарке профессий. Нас встречает хозяюшка и предлагает нам покататься на «Карусели профессий».

Хозяюшка: Предлагаю педагогам выйти из-за стола, и поиграть в карусель.

Водящий берет шест карусели, звучит музыка из мультфильма карусель, поехала карусель. Музыка останавливается, педагоги должны показать задание водящего : «Как делает врач», «Как делает повар», «Как делает шофер», «Как делает маляр»…

Старший воспитатель : Молодцы педагоги справились с заданиями «Карусели профессий», а теперь мы предлагаем занять свои места и мы продолжаем работу на ярмарке профессий, который очень широк и многообразен. Попробуем сориентироваться в нем и распределить профессии в группы по различным признакам.

Конкурс №5 для педагогов: « Разложи профессии по возрастным группам».

Цель: закрепить знания педагогов, в каких возрастных группах, с какими профессиями знакомить детей.

Оборудование: карточки с профессиями и возрастными группами.

Задание: Разложить группы по возрастанию и приложить к ним профессии в соответствии с возрастной группой. Выигрывает команда, которая первой соберет столбики.

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

воспитатель,

воспитатель,

воспитатель,

воспитатель,

воспитатель,

младший воспитателя,

младший воспитателя,

младший воспитателя,

младший воспитателя,

младший воспитателя,

музыкальный руководитель,

музыкальный руководитель,

музыкальный руководитель,

музыкальный руководитель,

музыкальный руководитель,

врач,

врач,

врач,

врач,

врач,

продавец,

продавец,

продавец,

продавец,

продавец,

повар,

повар,

повар,

повар,

повар,

шофер,

шофер,

шофер,

шофер,

шофер,

строитель

строитель

строитель,

строитель,

строитель,

учитель,

учитель,

почтальон

работников сельского хозяйства

транспорта, торговли,

транспорта, торговли,

связи

связи, работники банка

Конкурс № 6: «Ты мне, я тебе»

Цель: умение показать жестами содержание пословицы.

Задание: Команде дается по выбору одна пословица, команда готовится и без слов должна проиграть свою пословицу. Выигрывает та команда, которая первая угадает и озвучит пословицу.

Пословицы для команд.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Кто не работает, тот не ест.

    Глаза страшатся, а руки делают.

    Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

    Работа - с зубами, а лень - с языком.

    Кончил дело - гуляй смело.

    Делу - время, потехе - час.

    Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

    Труд кормит, а лень портит.

Конкурс № 7: «Музыкальный …»

Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить песни, в которых говорится о профессиях.

Выигрывает команда, которая вспомнит и пропоет больше песен о профессиях.

Конкурс № 8: «Вспомнить всё…»

Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы, которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями.

Предполагаемые ответы: организованная непосредственно образовательная деятельность; совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий; самостоятельная деятельность ребенка; познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка; наблюдения за трудом взрослых; коммуникативная деятельность; чтение художественной литературы; художественно-творческая деятельность; игровая деятельность; моделирование; целевые прогулки и экскурсии; культурно-досуговая деятельность; экскурсии и встречи с людьми разных профессий; встречи с интересными людьми; живой пример окружающих взрослых.

Старший воспитатель : Для подведения итогов нашей игры предоставляю слово нашему уважаемому жюри.

Члены жюри: игра была горячая, каждая команда правильно отвечала на поставленные вопросы, и при подсчете очков, количество очков равное, играли дружно, победила – дружба.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим - М.: "Педагогическое Общество России", 2000.

2. Алябьева Е.А.Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: КН I – М.: ТЦСФЕРА, 2006.

3. Ильчук Н.П. Хрестоматия для детей старшего дошкольного - М.: АСТ, 1998.

4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие: Изд-во "Николаев", 2004.

5. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.

6. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде-М.: Просвещение,1974.

7. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет-М.: ТЦ Сфера, 2008.

8. Мосалова Л.Л. Я и мир: конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста– спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

9. Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС ДО.

10. Материалы с сайтов: « Маам.ру, Дошкольник.ру и др.»

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад №23 «Золотой Ключик»

Населенный пункт: г. Сургут, Тюменская область

Тема: Сборник деловых игр для педагогов ДОУ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №23 «Золотой Ключик»

Сборник
деловых игр для педагогов ДОУ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Составила:
Миникаева Е. Н., воспитатель

Составитель
Елена Николаевна Миникаева

Сборник деловых игр для педагогов «Речевое развитие дошкольников» /Сост. Е. Н. Миникаева.

Данная подборка деловых игр проводится с педагогами дошкольных учреждений с целью повышения профессиональной компетентности по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи. 
В ходе деловых игр педагоги уточнят знания по данной проблеме, поупражняются в умении применять технологии в практической работе с детьми дошкольного возраста, будут совершенствовать умение 
планировать ход занятия по связной речи, структурировать его, разнообразить нетрадиционными методами и приёмами, способствующими активизации детей на занятии. Поупражняются в умении общаться и вырабатывать единое мнение в команде. Материал рекомендуется старшим воспитателям дошкольных учреждений.


Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС».

Деловая игра для воспитателей групп
«Развиваем связную речь».

Сценарий деловой игры для педагогов по развитию речи.

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Деловая игра для воспитателей.
«Знатоки детской художественной литературы».

Цель:
1. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
2. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
3.Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Ход игры:
Считается, что игра-ведущая деятельность дошкольника, На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети.
Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. Если вопрос адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно? Тогда приступим.
Разминка:
I. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
1. «По щучьему веленью, по-моему, хотенью…»
2. «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
3. «Спи, глазок, спи, другой! »
4. «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»
5. «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…»
6. «Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!»

II. Закончите пословицу:
1. «Что написано пером…» (не вырубишь топором)
2. «Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
3. «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
4. «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
5. «Что посеешь…» (то и пожнешь)
6. «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
7. «Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
8. «Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)

III. К какому виду творчества это относится?
1. «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
2. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
3. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
4. «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
5. «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
6. «Ехала машина темным лесом, 
 За каким-то интересом.
Инти-инти-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
IV. Загадки:
а) Весь мир кормлю, а сама не ем (земля).
б) Цветы ангельские, а коготки дьявольские (роза).
в) Бежать, бежать, не добежать, лететь, лететь-не долететь (горизонт).
г) Спит на земле, а утром исчезает (роса).
— Спасибо, коллеги! Вы справились с разминкой. Переходим к заданиям.
Задание 1.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:
1. Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)
2. Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (2-ая младшая группа)
3. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)
4. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

Задание 2.
Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»
(1-ая младшая группа)
2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»
(2-ая младшая группа)
3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя группа)
4. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)

Задание 4.
Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
1. …Ну, так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях и отце
В государевом дворце…
(П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
2… Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер…
(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

Задание 5.
«Составь слово из слогов и отгадай сказку»
(в форме финвордов)
Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
Кашечрохав («Хаврошечка»).
Боклоко («Колобок»)
Зоркомо («Морозко»)
Очвокамйюд Дюймовочка
Дыродйом Мойдодыр
Гукароснеч («Снегурочка»)
Комерет («Теремок»)
Щеинакатар («Тараканище»)

Задание 6.
«Чудесный мешочек» Предложить командам назвать одним словом
1. образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
2. короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
3. устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
4. основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
5. короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
6. устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
7. небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
8. вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
9. краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
10.короткая, из 2 или 4 строчек припевка, в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Подведение итогов деловой игры.
Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС»

Цель игры:
Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.
Предварительная работа:
просмотр методической литературы;
изготовление каждой командой пособия по развитию речи детей (плоскостные и объемные модели, дидактические игры, игрушки);
составление «презентации» для пособия;
заучивание, повторение фольклорных произведений.

1 станция — Теоретическая – «Педагогическая библиотека»
1 задание: каждой команде нужно разгадать ребус, в котором зашифрованы слова по теме игры: речь, слово, язык.
2 задание: дополнить и представить схему по теме «Развитие речи детей». Предлагается в помощь использовать методическую литературу.
Виды схем:
1. Функции речи ребенка.
2. Задачи развития речи детей в детском саду.
3. Методы развития речи детей в детском саду.
3 Задание: каждой команде составить 3 понятия (понятия «разрезаны» на части — в приложении)
1 Команда: речь, словарная работа, диалог;
2 Команда: развитие речи, формирование грамматического строя речи, монолог;
3 Команда: культура речи, связная речь, рассказ.
Ведущий: Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Наиболее важным для активного развития речи детей является ранний возраст детей. Уже со второго полугодия жизни ребенка у малыша развивается понимание слова, речи. Появляется элементарное неполное речевое общение, когда говорит взрослый, а ребенок отвечает только мимикой, жестом, движением, действием. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям взрослого. Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка обычно к концу первого года. К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к 2-м годам словарь значительно увеличивается – до 300 слов и более. К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 слов. Таким образом, именно ранний возраст является наиболее благоприятным для развития речи ребенка. А помочь ребенку в этом могут и должны и родители, и воспитатели. А для этого можно использовать самые различные формы работы, которым будут посвящены следующие задания.
2 станция –Психолого – педагогическая консультация
4 Задание: «решить задачи»:
1 команда: Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что – то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.
Вопрос: Как взрослый должен повторять слова ребенка, как он произносит или как надо взрослому?
Ответ: Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из — за несовершенства речедвигательного аппарата.
2 команда: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?
Автономная речь — употребляются облегченные слова (АВ – АВ, искаженные слова (МОКО – молоко, придуманные ребенком (ТОПА – ТОПА – пошел).
Ответ: Если ребенок, увидев птицу, произносит: «ГУЛИ – ГУЛИ», то взрослый должен поддержать его активно – радостное настроение и сказать: «Да это птица – ГОЛУБИ» Т. е. не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.
3 команда: Как должно осуществляться общение с ребенком 2 – 3 лет во время умывания, чтобы:
Расширить его словарный запас.
Воспитывать положительное отношение к водным процедурам?
Ответ: Во время умывания воспитатель должен «озвучить» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например, «Моем ручки водичкой тепленькой. Она журчит, льется. Мыло пенится. Ручки будут чистые» и т. д. Так как это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально – окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.
5 Задание: по характеристике определить уровень развития речи ребенка
1 команда: высокий уровень речевого развития
Характеристика: Рома Ш. – возраст 3 года 1 месяц.
Звуковой строй речи. Ребенку недавно исполнилось 3 года, а он произносит все звуки чисто, включая «р».
Коммуникативные умения. Общается легко с детьми и взрослыми, быстро вступает в контакт.
Словарный запас довольно богат, присутствуют все части речи, кроме числительных и деепричастий. Много прилагательных, сложных слов, глагольных форм.
Связная речь. Рома любит слушать, когда ему читают и готов заниматься «чтением» круглые сутки. После чтения задает много вопросов, долго рассматривает иллюстрации. Быстро запоминает характерные речевые обороты из сказок, сравнения, эпитеты.
Детям в группе предлагает «почитать»: берет книгу со сказками и почти дословно пересказывает содержание, глядя на картинки. Передает интонации. Расказывает четко, почти последовательно, о случаях из жизни.
Грамматический строй речи. Пользуется словами сначала, а потом, предлогами в, на, за, у, под. Грамматических ошибок, характерных для трехлеток, в его речи почти нет, за исключением ошибок в окончаниях существительных родительного падежа множественного числа: пальтов, сапогов, туфлёв и при образовании повелительного наклонения глаголов: нажмай.
Интересны его словообразовательные интонации: приземлился (упал, удобрилась моя мама (то есть стала добрее, перестала сердиться, защитничал (защищал).
Любит рифмовать слова. Создает тексты с ритмом, рифмой, но без смысла.
Здоровается, прощается, благодарит, извиняется без напоминания. (Влияние «семейной» речи).
Родители занимаются развитием сына, много читают ребенку, беседуют, доверительно общаются. Рома много рисует, лепит, рассказывает о своих рисунках, поделках, пытается даже «писать», рисуя каракули, и просит их прочитать.
2 Команда: средний уровень речевого развития
Характеристика: Маша С. – возраст 3 года 3 месяца.
Коммуникативные умения. Девочка контактна, легко вступает в общение с взрослыми и детьми. По просьбе произносит с гордостью слова вежливости.
Звуковой строй речи. Соответствует норме: речь звучит смягченно, большинство согласных, кроме шипящих и свистящих произносит ясно, звуки «р», «рь» заменяет на «ль» с призвуком «рь» (физиологическая картавость).
Интонационный рисунок речи меняет, когда, например, говорит в игре за куклу – дочку и за ее маму, папу. Пытается (но недолго) говорить громче или тише, если ее попросят.
Темп речи средний, речевое дыхание достаточное для произнесения 2 – 3 слов, говорит на выдохе. Повторы слогов при попытке произнести новое слово специфичны для ее возраста.
Словарный запас. Маша правильно называет почти все предметные картинки, на которых изображены знакомые животные, посуда, игрушки, мебель, одежда.
В разговоре названия – существительные заменяет жестами нечасто, но прилагательных в ее речи очень мало. Вместо любых прилагательных она обычно использует слово такой. Глаголов, обозначающих действия, недостаточно, они заменяются жестами, движениями.
Грамматический строй. Маша пользуется предложениями из двух – четырех слов. Много ошибок в использовании глагольных форм, в родовых и падежных окончаниях имен существительных.
В речи присутствуют «собственные» грамматические формы, особенно при образовании повелительного наклонения: пей вместо пой, ляж вместо ложись.
Связная речь. Девочка умеет поддерживать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопрос 2 – 4 словами. Не может рассказать о том, что с ней случилось, зато договаривает за воспитателем фразы из песенок, потешек. Рассказывает небольшие стишки, знает песенки, любит создавать и повторять рифмы, не имеющие смысла, типа туся – нуся – куся.
Не любит слушать, когда читают, так как привыкла смотреть телевизор, то есть понимает смысл не на слуховой, а на наглядной основе.
3 Команда: низкий уровень речевого развития
Характеристика: Миша В. – возраст 3 года 2 месяца.
Коммуникативные умения. Миша малообщителен, серьезен, любит в одиночестве играть с машинками, кубиками, конструктором.
Благодарит, здоровается, прощается, но слова вежливости произносит неразборчиво.
Звуковой строй его речи можно охарактеризовать как возрастное физиологическое косноязычие, но характерно оно для двухлетки, а не для трехлетки.
Артикуляционный аппарат развит плохо, уздечка языка немного укорочена. Необходимо делать специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, растягивания уздечки. Видимо, на формирование мышц, необходимых для произношения звуков, влияет недостаточная речевая активность.
Словарный запас пассивный, позволяет ребенку понимать обращенную к нему речь. Активный запас слов явно недостаточен, особенно мало глаголов. Мальчик заменяет слова мимикой, жестами, затрудняется в назывании действий, предметов.
Прилагательных в речи мало.
Грамматический строй. Миша использует двухсловные и трехсловные предложения, при этом родовые окончания путает: моя мама, моя папа, моя нос, моя стул.
Падежные окончания плохо различимы, предлогов почти нет, но грамматические конструкции с предлогами понимает правильно.
Связная речь. Диалог поддерживает однословными ответами. Рассказывать сам не умеет, но с помощью взрослого, его подсказок и вопросов, сказку по картинкам воспроизвести может.
Общее задание для всех команд
Речевое развитие, вызывающее тревогу педагогов.
Характеристика: Аня С. – возраст 3 года 2 месяца.
Звуковой строй речи. Девочке уже 3 года, а она до сих пор пользуется облегченными словами: мако (молоко, ка – си (колбасы) .
Дома не считают, что автономная речь Ани – причина тревоги и пересмотра отношений с ребенком. «Она не совсем здорова и потому не догоняет детей», — считает мама девочки.
Большинства звуков ребенок не произносит; достаточных для трехлеток словарного запаса и грамматизации нет.
Свои просьбы и требования выражает преимущественно жестами, мимикой, требовательной, капризной интонацией. Иногда все – таки произносит простые предложения типа Аня… дай.
Коммуникативные умения. Девочка пытается общаться с детьми, играть вместе, но дети ее не понимают, и Аня быстро раздражается, обижает детей, бьет их или кусает.
Простые просьбы и инструкции понимает частично, причем после их повторения.
Слушать не любит, во время чтения текстов потешек, сказок отходит от воспитателя; иллюстрации, если они достаточно яркие, красочные, иногда рассматривает, но вопросов не задает и изображенное называет редко, иногда комментирует так: киса мяу, ав – ав, би – би, бух.
Вызывает опасения и ее здоровье: постоянные выделения из носа, частые болезни носоглотки и ушей, что, конечно, влияет на развитие речи.
Какие рекомендации можно дать родителям? (посоветовать родителям обратиться к отоларингологу и невропатологу)
Р. С. Впоследствии при обследовании врачами у Ани были обнаружены проблемы со слухом. Девочка переведена в специализированный детский сад и в настоящее время занимается по программе для слабослышащих детей.
3 станция — Педагогическая копилка
6 Задание: каждая команда представляет по 2 дидактических пособия по речевому развитию детей, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.
7 Задание: показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности.
8 Задание: вспомнить и прочитать потешки, которые можно использовать в работе с детьми для обогащения речи детей.
9 Задание: работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием
1 команда:
Найдите лишнюю пословицу:
«Хвастать – не косить, спина не болит»
«Не спеши языком – торопись делом»
«Язык до Киева доведет»
«От слова до дела – сто перегонов»
(ответ: третья пословица)
Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»
(Ответ: «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, да несчастье помогло»)
Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.
2 команда:
Найдите пары пословиц:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Руби дерево по себе»
«Знания никому не в тягость»
«Без корня и полынь растет»
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
«По Сеньке и шапка»
(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)
Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу: «Коротка ночь до зари, коли много работы»
Ответ: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми
3 команда:
Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:
Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)
Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)
Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)
Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит»).
Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)
Закончите пословицы:
«Красна птица перьем, а человек… » (ученьем)
«Ученье – свет, а неученье… .» (тьма)
«Грамоте учиться – вперед… » (пригодиться)
«Ученье в счастье украшает, а в несчастье… » (утешает)
«Кто грамоте горазд – тому не … .» (пропасть)
Вспомните пословицы о любви к матери, к Родине.
4 станция — Педагогический аукцион
10 Задание: перечислить все возможные формы взаимодействия с родителями по развитию речи детей.
5 станция – Пресс – Центр
1. Обсуждение проблемных карт по речевому развитию детей (домашнее задание)
2. Все команды по очереди вытягивают и отвечают на вопросы по итогам работы деловой игры.
Вопросы:
— Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
— Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
— Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
— Какой материал был наиболее интересен?
— Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
— Пожелания коллегам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Педагогический словарь
Развитие речи детей дошкольного возраста
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица.


Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации).

Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).




Рассказ – описание – текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.
Рассказ – повествование – рассказ, сюжет которого развертывается во времени.
Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.
Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.
Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.
Дикция – внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.
Артикуляция – положение и движение органов речи (язык, губы, нижняя челюсть).
Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Скороговорка – ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.
Речевой слух – способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.
Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию.
Чтение воспитателя – дословная передача текста.
Рассказывание воспитателя — более свободная передача текста (допускаются сокращения текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.)
Беседа по произведению – комплексный прием, включающий в себя ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения.
Театрализация художественных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) – разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал, рассказал воспитатель.
Игра — драматизация – дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, или свободный пересказ текста (сюжетно – ролевая игра) .
Театрализованное представление – представление, в котором участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, при этом использующие театральные атрибуты (костюмы, декорации, куклы, игрушки и т. д.)
«Разрезные» понятия — 3 — е задание
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.
Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.
Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.
Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.
Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) .
Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений) .

Деловая игра для воспитателей
«Развиваем связную речь»

Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи через активные методы обучения.

Задачи:
Уточнить знания педагогов по проблеме формирования связной речи у детей дошкольного возраста
Упражнять в умении применять технологии ТРИЗ в практической работе с детьми дошкольного возраста.
Совершенствовать умение педагогов планировать ход занятия по связной речи, структурировать его, разнообразить нетрадиционными методами и приёмами, способствующими активизации детей на занятии.
Упражнять умение общаться и вырабатывать единое мнение в команде, развивать у педагогов смекалку, сообразительность, креативное мышление, творческое воображение.

Педагогам предлагается самостоятельно разделиться на 2 команды, придумать название команды, девиз. Выбрать капитанов команды.
Роли в игре:
-ведущий (руководитель проблемной группы) знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом,
-жюри: три опытных педагога из участников проблемной группы – производят подсчёт баллов, подводят результаты деловой игры.

Правила игры: Команды выполняют 6 заданий. На каждое задание выдаётся по одной карточке. По окончании выполнения каждого задания карточка передаётся членам жюри, которые подсчитывают баллы.
К карточкам № 3,4,5 выдаются вспомогательные материалы (см. Приложение 1,2,3).
Атрибуты к игре:
— Этикетки с названием команд.
— Табло для подсчёта наглядного представления баллов, полученных каждой командой.

Ход игры:

Все играющие делятся на 2 команды, выбирают капитанов. Придумывают девиз команды. Объясняются правила игры, обращается внимание на время выполнения каждого задания.

Разминка для капитанов: разложить серию картинок по порядку и составить рассказ, чётко соблюдая требования по составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Задания для проведения деловой игры:

Карточка №1
Выбрать правильные ответы.

Что из перечисленного не является формой коммуникативной функции связной речи (Диалог, монолог, доклад).
Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, пересказ литературного произведения).
Что из перечисленного не относится к типу монолога (описание, беседа, рассуждение, пересказ, рассказ, разговор воспитателя).
Назовите типы высказываний (описание, предположение, повествование, рассуждение, доказательство)
Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (повествование, описание, рассуждение)
Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование, описание, рассуждение)
Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку? (повествование, описание, рассуждение)
Что лишнее в структуре повествования (вступление, завязка, перечисление, кульминация, описание, развязка, доказательство)
Что не входит в структуру рассуждения (тезис, описание, доказательство, повествование, вывод)

Карточка №2

Определить возрастную группу для представленных задач
(для группы №1)
Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.
Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя.
Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.
Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке.
Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное
Учить детей видеть не только то, что изображено, но и воображать предшествующие и последующие события
Учить детей рассказывать по образцу.
Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картине.
Развивать связную речь на основе использования приема сравнения
Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам

Карточка №2
(для группы №2)
Составление сюжетных рассказов по серии игрушек
Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек.
В какой группе вводится коллективное рассказывание?
В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?
Учить детей коллективному составлению писем (специальных текстов).

Загрузка...