Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

В помощь школьнику. Анализ поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос

Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержание и анализ которой будут представлены вашему вниманию, была создана в 1863 году. Она посвящена в 1869 году его сестре А.А. Буткевич, которую он сразу предупредил, что это произведение будет печальнее всего уже им написанного.

Краткая история создания

После отмены крепостного права многие ожидали дальнейших бурных перемен в общественной жизни. Революционный подъем усилился, что вызвало репрессии правительства. Был сначала приостановлен выпуск (1862), а потом вовсе закрыт журнал Н. Некрасова «Современник» (1866 год). Полностью всю поэму поэт успел опубликовать в 1864 году. В ней он показал, что хотя крестьянский быт был мучителен и тяжел, но они сами полны духовных сил. Сейчас мы рассмотрим поэму «Мороз, Красный нос» Некрасова. Краткое содержание начинается.

Печальные слова сестре

Поэт объясняет причины, по которым он редко и неохотно пишет: "Я устал бороться с препонами жизни, которые ее отравляли. Преграды прошли мимо благодаря молитвам любимой сестры". Затем поэт вспоминает их сад, в котором отец посадил дуб, а матушка - иву, на которой начали вянуть листы, когда ночью маман умирала. Сейчас, когда он пишет поэму, за окном у него летит крупный, как слезы, град. В Петербурге не плачут только камни, подсказывает поэту сердце, изнывающее тоской. Он пишет новое произведение, в котором мы зримо представим картину крестьянской жизни, читая краткое содержание «Мороза, Красного носа» Некрасова. Произведение поэт разделил на две части.

Горе горькое - умер хозяин дома

Зимней студеной порой не стало в доме кормильца. Забегая вперед, скажем, что он простудился, везя на своем Савраске, торопясь в срок доставить товар. А вот теперь Прокл Севастьянович лежит мертвый на лавке у окна. Его семья молчаливо переживает страшную беду. Отец собирается копать могилу, мать нашла и привезла для него гроб. Жена Дарья у окна шьет саван, и только слезы, которых она удержать не может, тихо капают на последнее облачение мужа.

Женская доля

В жизни русской крестьянки есть три страшные доли: быть обвенчанной с рабом, стать матерью раба и до конца жизни ничем не перечить рабу.

Но остались еще на Руси величавые славянки.

Строгие, они цветут, удивляя всех своей красотой, к которой не липнет грязь. Они ловко справляются с любой работой, никогда не сидят без дела. Они редко улыбаются, но если посмотрят - «рублем подарят». Но в праздники они отдаются радости всей душой, и слышится их сердечный смех, которого ни за какие деньги не купишь. Такая женщина, которую только незрячий не увидит, спасет в любой беде. Она не жалеет нищих, так как считает, что они сами ленятся работать. Семья у неё всегда ухожена, нужды не испытывает: на столе всегда вкусный квас, дети сыты и здоровы, на праздники всегда наготовлено больше, чем в будни. Такой была и Дарья, вдова Прокла. Так продолжается поэма Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержаниекоторой мы пересказываем.

Проводы Прокла

Ничего не понимающих детишек отвели к соседям. Мать с отцом в полном суровом молчании обряжают сына в последний путь.

Только после этого семья позволяет себе причитания и слезы. Приходят соседи и староста проститься с Проклом Севастьяновичем, которого уважала вся деревня.

А утром сани увозят его в последний путь, к могиле, что выкопал отец. Вернулись домой, в нем холод, нет дров для печи. Дарья отправляется за ними в зимний лес.

Думы и сон Дарьи

Начинается вторая часть поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». В лесу Дарья нарубила столько дров, что не довезти на санях. Работая, Дарья ни на секунду не забывала о муже, разговаривала с ним, беспокоилась о будущем единственного сына Гришеньки, представляла, какой красавицей вырастет их Машенька, сколько теперь дел ляжет на плечи ей одной, и подмоги ждать теперь не от кого. От усталости и горя она прислонилась к высокой сосне. Вот тут-то ее и находит хвастливый воевода Мороз. Он зовет Дарью в свое царство. Дважды отказывает ему вдовица, но когда хитрец притворяется Проклом, Дарья застывает в заколдованном вечном сне. Только белка роняет комочек снега на несчастную женщину, которая оставила круглыми сиротами своих детей.

Некрасов, «Мороз, Красный нос»: главные герои

Дарья - та самая славянка, которой восхищается в первой части своего произведения автор. Поэма «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова подробно описывает этот образ.

Испробовав все способы спасти от горячки умирающего мужа, она идет в дальний монастырь за чудотворной иконой. Эта дорога не проста - десять верст лесом, где есть и волки. Но даже икона, за которую она заплатила последние деньги, не вернула ей любимого друга. После его похорон, усталая, она уходит в лес за дровами, где никто не увидит ни ее горя, ни слез - она по-прежнему горда. Душа, истомленная тоской, у нее надрывается. В ней происходят перемены. Забывая о детях, она думает только о муже. Замерзая с улыбкой в счастливом сне, она видит летний солнечный день, когда они с мужем дружно работали.

Прокл, который только что ушел из жизни, был кормильцем и надеждой семьи.

Трудолюбивый и предприимчивый, он трудился весь год: весной, летом, осенью - на земле, а зимой - на извозе. Его, статного, самого сильного, приветливого и дружелюбного, внимательного к жене, детишкам и родителям, уважала вся деревня.

Н.А. Некрасов, «Мороз, Красный нос»: анализ

Крестьянскую жизнь Некрасов знал прекрасно: быт, несчастья, радости, изматывающая работа, короткий отдых, редкие праздники описаны в поэме. Большую часть своего стихотворения «Мороз, Красный нос» Некрасов отдал русской женщине. Ему примерно в эти годы вторил Тютчев, описывая в коротком стихотворении, как мелькнут и исчезнут навсегда лучшие годы русской женщины под серым небом в безымянном краю.

Однако Н. Некрасов увидел в ней огромные скрытые возможности, которые с любовью описал: величавость и гордость, трудолюбие и верность, жертвенность ради счастья и здоровья близких и сопротивление всем обстоятельствам до конца сил.

Кульминация поэмы - ее часть, в которой погибает Дарья. А главная идея - внутренняя и внешняя красота героини. Возвышенная песнь простой крестьянской женщине исполнена Н.А. Некрасовым безупречно.

В этой статье мы познакомимся с произведением, созданным Николаем Алексеевичем Некрасовым в 1863 году. Опишем поэму этого великого автора, ее краткое содержание. Некрасова ("Мороз, мы впервые открываем для себя еще в школе. Но перечитывать произведения этого автора можно бесконечно.

Начинается поэма следующим событием. Страшное горе в одной крестьянской избе: умер кормилец и хозяин, Прокл Севастьяныч. Его мать привозит для сына гроб. Отец отправляется на кладбище для того, чтобы выдолбить в промерзлой земле могилу. Дарья, вдова крестьянина, шьет покойному мужу саван.

Русские крестьянки

Продолжаем описывать краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") всегда привлекали русские крестьянки. В своих произведениях он восхищался их силой, выносливостью, смелостью. Есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, покоряться до гроба рабу и быть матерью раба-сына. Все это выпало на долю русской крестьянки. Однако, несмотря на страдания, в русских селениях есть женщины, к которым грязь будто не липнет. Эти красавицы цветут на диво миру, ровно и терпеливо вынося и холод, и голод, при этом оставаясь во всякой одежде красивыми, а в работе - ловкими. Они безделья не любят по будням, но в праздники их лицо озаряется веселой улыбкой и таким сердечным смехом, какого не купишь за деньги. Женщина на Руси войдет в горящую избу, остановит на скаку коня. В ней ощущается и строгая дельность, и внутренняя сила. Русская крестьянка уверена, что ее спасение заключается в труде. Поэтому она не жалеет гуляющего без дела убогого нищего. Ей сполна воздается за труд: семья крестьянки не ведает нужды, дети сыты и здоровы, хата всегда тепла, к празднику есть лишний кусок.

Горе, выпавшее на долю Дарьи

Дарья, вдова умершего Прокла, была именно такой женщиной. Но горе теперь иссушило ее. Как ни старается девушка сдержать слезы, они падают на ее руки, шьющие саван. Мать и отец, отведя своих озябших внуков, Гришу и Машу, к соседям, обряжают покойника. Лишних слов не говорится при этом, никто не показывает слез. Кажется, что суровая красота умершего, в головах которого - горящая свеча, плакать не позволяет. И лишь потом, когда уже совершен последний обряд, начинаются причитания.

Преданная савраска

Савраска везет суровым зимним утром своего хозяина в последний путь. Много служил Проклу конь: и зимой, отправляясь с ним в извоз, и летом, во время работ в поле. Прокл простудился, занимаясь извозом. Он торопился вовремя доставить товар. Домашние лечили кормильца: с 9 веретен окатывали водой, водили в баню, спускали в прорубь, продевали через потный хомут 3 раза, клали его под куриный насест, возносили молитвы перед чудотворной иконой. Но Прокл уже не встал.

Дарья отправляется в лес за дровами

Как водится, соседи во время похорон плачут, жалеют семью умершего, хвалят покойника, а затем идут по домам. Дарья, вернувшись с похорон, хочет приласкать и пожалеть ребятишек, но у нее нет времени на ласки. Крестьянка видит, что ни полена дровишек не осталось дома, и, вновь отведя к соседке детей, отправляется на том же савраске в лес.

Слезы Дарьи

Вы читаете краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос". Это не текст самого произведения. Поэма Николая Алексеевича написана в стихах.

По пути через равнину, блестящую от снега, слезы показываются в глазах Дарьи - наверное, от солнца... И лишь когда она въезжает в лес с его могильным покоем, из груди девушки вырывается сокрушительный вой. Равнодушно лес внимает стонам вдовы, скрывая навеки их в нелюдимой глуши. Дарья, не отерев слез, принимается рубить дрова и думает о своем муже, говорит с ним, зовет его. Все это подробно описывает Некрасов Н.А. передает лишь основные события произведения.

Вещий сон

Девушка вспоминает сон, который видела перед Стасовым днем. Несметная рать обступила ее. Вдруг она превратилась в ржаные колосья. Дарья взывала о помощи к мужу, но тот не вышел. Крестьянка осталась одна жать рожь. Она понимает, что этот сон оказался вещим, и просит помощи у мужа в непосильном труде, ожидающем ее. Дарья представляет себе зимние ночи без Прокла, бесконечные полотна, которые она будет ткать к женитьбе своего сына. Вместе с мыслями о сыне возникает страх, что Гришу отдадут беззаконно в рекруты, так как заступиться за него будет некому.

Мороз-воевода

"Мороз, Красный нос" Некрасова в кратком изложении продолжается тем, что Дарья, сложив на дровни дрова, отправляется домой. Но затем, взяв машинально топор и прерывисто, тихо воя, подходит к сосне и под нею застывает. Тогда к ней подбирается обходящий владения свои Мороз-воевода. Он машет ледяной булавой над Дарьей, зовет ее в свое царство, говорит, что согреет и приголубит вдову...

Сверкающим инеем покрывается Дарья, ей снится недавнее жаркое лето. Девушка видит во сне, что она у реки, на полосах копает картофель. С нею дети, под сердцем бьется малыш, который к весне должен родиться. Дарья, заслонившись от солнца, смотрит, как воз уезжает все дальше. В нем сидят Гриша, Маша, Прокл...

"Заколдованный сон" Дарьи

Во сне Дарья слышит звуки дивной песни, с ее лица сходят последние следы муки. Ее сердце утоляет эта песня, в которой "дольнее счастье". В сладком и глубоком покое забвенье приходит к вдове вместе со смертью. Душа крестьянки умирает для страсти и скорби. На девушку роняет ком снега белка, а Дарья стынет в "заколдованном сне".

На этом заканчивается краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") называют певцом русского народа. Многие произведения этого автора посвящены его нелегкой доле. Это касается и интересующей нас поэмы. Мы начинаем сочувствовать судьбе русской крестьянки, прочитав даже краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") принято считать одним из величайших русских поэтов. Художественная сила этого произведения поражает. Вы можете убедиться в этом, познакомившись с поэмой в оригинале.

Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы. «Мороз, Красный нос», образы-персонажи, поэтика (речевая характеристика, портрет). Лирическое и трагическое в поэме. Мотив сна. Финал

Цель:

Углубить знания учащихся о жанре поэмы в творчестве Н.А. Некрасова, дать представление о поэме «Мороз, Красный нос», познакомить с ее образами-персонажами, определить идейно-тематическое своеобразие поэмы;

Развивать мышление, память, речь, эстетическое восприятие;

Воспитать гражданственность, активную жизненную позицию; формировать эстетический вкус; приобщать к искусству слова.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ…

Н.А. Некрасов

1. Беседа

Какое впечатление произвела на вас поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Что вам понравилось в этой поэме?

Что вызвало непонимание?

На какие особенности этого произведения вы обратили внимание?

Зачитайте особенно понравившиеся отрывки. Объясните, что в них привлекло ваше внимание.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

Развитие жанра поэмы в творчестве Н.А.Некрасова

В пореформенный период все мучительней становятся раздумья поэта о народной судьбе. Он создает целый ряд эпических полотен. Поэма «Коробейники» (1861) - это путешествие по всей русской земле с торговцами всякой всячиной. Поражает ее народный язык, насыщенный пословицами и поговорками, стилизованный иногда под народные песни: «Ой, полна, полна коробушка» и «Песня убогого странника».

В поэме «Коробейники» перед нами возникает картина распада народной жизни. Распад и разложение воцарились в крестьянском мире: целовальник, торговец спиртным, не без самодовольства восклицает: «Выше нет меня начальника, / Весь народ - работник мой». Вместо радости и праздника раздор и склоки приносят коробейники в крестьянские селенья: «Две снохи за ленту пеструю / Расцарапалися в кровь».

Богатеющих на народной доверчивости коробейников едва ли не ради шутки на глухой лесной дороге убивает «Христов охотничек», что «ростом мал и с виду слаб». Уличившие его в смертном грехе мужики, прежде чем сдать подгулявшего в кабаке убийцу в руки судьям, прикарманивают себе деньги, которые тот украл у своих жертв. И хотя народный философ Тихоныч причину бедствий народных видит в деяниях власти («Царь дурит - народу горюшко!»), это никак не снимает ответственности с самих мужиков за все с ними происходящее.

Осенью 1862 года в тяжелом настроении (под угрозой оказалось существование «Современника», пошло на спад крестьянское движение, подавляемое энергичными усилиями правительства) поэт навестил родные места: побывал в Грешневе и в соседнем Абакумцеве на могиле матери.

Итогом всех этих событий и переживаний явилась поэма «Рыцарь на час» - одно из самых проникновенных произведений Некрасова о сыновней любви к матери, перерастающей в любовь к родине. Настроения героя поэмы оказались созвучными многим поколениям русской интеллигенции, наделенной жгучей совестливостью, жаждущей деятельности, но не находящей ни в себе, ни вокруг себя прочной опоры для деятельного добра или для революционного подвига. Поэму эту Некрасов очень любил и читал всегда «со слезами в голосе». Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки Чернышевский, читая «Рыцаря на час», «не выдержал и разрыдался».

Польское восстание 1863 года, жестоко подавленное правительственными войсками, подтолкнуло придворные круги к реакции. В обстановке спада крестьянского движения некоторая часть революционной интеллигенции потеряла веру в народ, в его творческие возможности. На страницах демократического журнала «Русское слово» стали появляться статьи, в которых народ обвинялся в грубости, тупости, невежестве. Чуть позднее и Чернышевский в «Прологе» устами Волгина произнес горькие слова о «жалкой нации» - «снизу доверху все сплошь рабы». В этих условиях Некрасов приступил к работе над новым произведением, исполненным светлой веры и доброй надежды, - к поэме «Мороз, Красный нос».

Поэма «Мороз, Красный нос» (1863) во многом продолжала темы и идеи «Коробейников». Трагедия, разыгравшаяся в крестьянской семье, - это для поэта символ катастрофичности народного бытия, и тем страшнее изображенное в поэме, чем значительнее выведенные в ней образы. И умерший от непосильного труда Прокл, напоминающий в описании Некрасова былинного богатыря, и замерзнувшая Дарья - из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», - но даже их духовной и физической силы недостаточно, чтобы одолеть судьбу.

2. Анализ поэмы «Мороз, Красный нос»

Кому посвящена поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Поэма посвящена сестре поэта, Анне Алексеевне, и главный персонаж здесь тоже женщина, крестьянка Дарья, любимая героиня Некрасова (с ней он сравнил свою Музу).

Что нового внес Н.А.Некрасов в развитие крестьянской темы?

Конкретность бытописания и пафос высокой поэзии органически соединились в поэме, и такое сочетание было новым для крестьянской темы в литературе. Эпическая и лирическая линии развиваются параллельно, иногда переплетаясь. В бытовое описание событий первой части вторгается высокая тема «величавой славянки», красоты и нравственной силы крестьянской женщины.

Во второй части, с появлением Мороза, в бытовой сюжет входит сказочная фантастика. В то же время здесь, в думах героини о жизни, необычайно конкретно показан деревенский быт: все виды работ - пахота, сенокос, жатва, уборка огорода и др., постоянные беды народные - гибель скота, пожары, рекрутчина, смерть кормильца.

Какое символическое значение приобретает образ Мороза в поэме? Чем он отличается от героя русской народной сказки «Морозко»?

Образ Мороза у Некрасова существенно отличается от героя русской сказки «Морозко». Он олицетворяет суровую природу, среди которой живет народ, таинственные, стихийные силы, становится символом «русской всегубящей зимы» (сравним: картины счастья в сне Дарьи - «жаркое лето»).

Но в то же время Мороз - чародей, волшебник. Он помогает Дарье отвлечься от мучительного бытия, приглашая в сказочно прекрасный мир. Он даже обращается в Проклушку, любимого мужа Дарьи, чтобы «зачаровать» ее.

Какими показаны в поэме Прокл и Дарья?

Дарья и Прокл, их родители, дети, их жизнь в труде и заботах, умение быть счастливыми, а в горе сохранять стойкость и достоинство - все это передано Некрасовым с подкупающей правдивостью как характеристика лучших черт, которые можно увидеть в народной среде. Некрасову удалось предельно достоверно передать народное представление о любви - глубокой и целомудренной, о долге, семейном счастье.

Я ли о нем не старалась?

Я ли жалела чего?

Я ему молвить боялась,

Как я любила его!

Супруги едины в делах, помыслах, в трудностях и радости. Прокл в извозе, а Дарья прядет; ее бесконечные мысли о нем - как бесконечные нити, а нити - как его «чужедальная» белая дорога в лютую стужу, в открытой зимней степи...

Веретено мое прыгает, вертится,

В пол ударяется.

Проклушка пеш идет, в рытвине крестится,

К возу на горочке сам припрягается.

Как ни трудно было Дарье, она жалела мужа, понимая, что ему еще труднее: «Летом он жил работаючи, / Зиму не видел детей...»

Какие фольклорные образы и мотивы встречаются в поэме?

Поэма насыщена фольклорными мотивами и образами. Тут песни, сказки, причитания, игры, поверья, приметы, обычаи. В поэтической речи - характерные сравнения, эпитеты («сокольим глазком», «шелковыми кудрями»), отрицательные сравнения («не ветер бушует над бором...»), параллелизмы.

Найдите в тексте поэмы моменты, в которых говорится о савраске и роли лошади в жизни крестьянской семьи.

Саврасый конь, выпестованный, взращенный из сосунка, причастен ко всем заботам семьи, всем ее радостям и бедам: он в поле на работе, с ним забавляются дети, он и в извозе с Проклом, он и гроб везет - с трудом, увязая в зимних сугробах, на нем же Дарья отправляется в лес по дрова в свой предсмертный путь... Савраска неотделим от крестьянской семьи.

Ну, трогай, саврасушка! трогай!

Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи!..

Какое символическое значение имеют сны Дарьи?

Картина счастья, которая рисуется крестьянке Дарье в предсмертном сне, заключает в себе много общечеловеческого. Здесь главные основы человеческого счастья: любимый труд, доставляющий духовное удовлетворение и материальный достаток, гармоническое общение с природой, здоровые родители, любовь и согласие в семье, дети.

Предсмертные видения Дарьи - это ее сон счастья, но это и успокоение от жизни, как обычно понималась смерть в крестьянской среде.

В меркнущем сознании Дарьи возникает видение семейного счастья, и невозможность воплощения этого крестьянского идеала в действительности становится в поэме Некрасова нравственным приговором половинчатой крестьянской реформе. Но сон Дарьи - это и мечта о лучшем будущем народа, мечта, в которую так хотелось верить поэту.

На заработках в извозе Прокл простудился, и болезнь оказалась смертельной. Осиротели дети и старики-родители, овдовела молодая красивая женщина - авторское горестное сочувствие ощущается в каждой строке, в каждой детали. На протяжении всего повествования авторский голос сливается с голосами персонажей: или это Дарья вспоминает все, что было, или это кто-то из деревенских сочувственно рассказывает скорбную повесть, и временами мы не различаем, кто говорит.

Как показана смерть Дарьи?

Жалея свою героиню, автор дает ей успокоительную смерть посреди тихого, волшебно прекрасного леса, освещенного ярким зимним солнцем. Смерть Дарьи психологически очень достоверна, мотивирована вполне реально. Измученная уходом за больным, похоронами, убитая горем, Дарья все последние дни была на пределе сил, почти не спала, крепилась перед родителями, детьми, односельчанами. И вот теперь одна в лесу, нарубив целый воз дров, выплакавшись вволю, ослабевшая, она прислонилась к сосне, и ее сморил смертельный сон. Одновременно и реальный, и сказочный образ в конце - белка, роняющая на Дарью ком снега с вершины сосны.

3. Выразительное чтение отрывков из поэмы. Анализ особенностей поэтического текста

Определите стихотворный размер выбранного вами отрывка.

Назовите средства художественной выразительности, используемые поэтом.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Самостоятельная работа

Письменные ответы учащихся на вопросы учебника (стр. 56).

V . Этап информации о домашнем задании

2. Индивидуальные задания учащимся.

VI . Этап рефлексии

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Мороз, Красный нос". Образ «Мороза-воеводы»

Идеальный царь

Н. А. Некрасов в своем творчестве больше писал о жизни людей, их взаимоотношениях и тяготах бедняцкого существования. Обращаясь к описанию природы, автор стремился подчеркнуть ее величественную красоту, безмятежность и порядок во всем. Для наиболее яркого представления некоторых персонажей в своих произведениях, автор использовал описание пейзажей и наделял их образами. В стихотворении «Мороз-воевода», Некрасов описывает зимнюю природу и ее красоту, наделяя главного героя волшебными силами, который по мановению волшебной палочки может сделать все.

Для изображения «Мороза-воеводы», поэт олицетворяет его в образе живого существа, который выполняет много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”. Причем большинство его действия сильно преувеличены, это указывает на представление сказочного героя. В образе Мороза-воеводы, автор показывает сильного и властного хозяина, который шагает по своим владениям. На его появление природа реагирует с радостью и любовью, для этого используется олицетворение: «яркое солнце играет в косматой его бороде».

Эпитет «косматая борода» и «солнце играет», придают образу хозяина зимы особый колорит и нежные отцовские чувства, которые возникают между умудренными жизнью взрослыми и совсем маленькими детьми. Он рачительный хозяин, который очень тщательно следит за порядком в своих владениях, всему уделит свое внимание, ничто для него не является мелочью - все важно, все ценно. «Мороз-воевода» изображен всемогущим, сильным и суровым. Он представлен героем былины, который охраняет свою землю, борется с врагами. Владения свои он обходит с «палицей», что еще больше подчеркивает в нем былинного богатыря.

Автор для описания песни, которую поет Мороз-воевода, использует эпитет «хвастливую песню поет», этим он подчеркивает, что сила богатыря действительно сказочная, а эпитет «удалую песню» говорит о том, что это нужный герой, удалой во всем и тем самым одобряет его поступки. Мороз-воевода представлен богатым и не жадным хозяином: «богат я, казны не считаю, а всё не скудеет добро». Выражение «не скудеет добро» созвучно с народным обобщением «не скудеет рука дающего». В этом произведении, Некрасов представил образ желанного героя для своего народа.

Вскоре после крестьянской реформы 1861 года в России наступили "трудные времена". Начались преследования и аресты. Сослан в Сибирь поэт М. Л. Михайлов, арестован Д. И. Писарев. Летом 1862 года заключен в Петропавловскую крепость Чернышевский. Нравственно чуткий Некрасов испытывал неловкость перед друзьями, их драматическая судьба была для него укоризной. В одну из бессонных ночей, в нелегких раздумьях о себе и опальных друзьях выплакалась у Некрасова великая "песнь покаяния" - лирическая поэма "Рыцарь на час". Когда он писал ее, вспомнились задевшие его в свое время в письме покойного Добролюбова от 23 августа 1860 года укор и упрек: "И подумал я: вот человек - темперамент у него горячий, храбрости довольно, воля твердая, умом не обижен, здоровье от природы богатырское, и всю жизнь томится желанием какого-то дела, честного, хорошего дела... Только бы и быть ему Гарибальди в своем месте".

Ушел из жизни Добролюбов, сгорев на подвижнической журнальной работе, попал в крепость Чернышевский... А Некрасову стать "русским Гарибальди" так и не пришлось. И не потому, что не хватало твердости воли и силы характера: обостренным чутьем народного поэта он ощущал неизбежный трагизм революционного подвига в России. Подвиг этот требовал безоглядной веры. У Некрасова такой веры не было. А революционное "рыцарство" с оглядкой неминуемо оказывалось "рыцарством на час":
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано...

Осенью 1862 года в тяжелом настроении (под угрозой оказалось существование "Современника", пошло на спад крестьянское движение, подавляемое энергичными усилиями правительства) поэт навестил родные места: побывал в Грешневе и в соседнем Абакумцеве на могиле матери. Итогом всех этих событий и переживаний явилась поэма "Рыцарь на час" - одно из самых проникновенных произведений Некрасова о сыновней любви к матери, перерастающей в любовь к родине. Настроения героя поэмы оказались созвучными многим поколениям русской интеллигенции, наделенной жгучей совестливостью, жаждущей деятельности, но не находящей ни в себе, ни вокруг себя прочной опоры для деятельного добра или для революционного подвига. Поэму эту Некрасов очень любил и читал всегда "со слезами в голосе". Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки Чернышевский, читая "Рыцаря на час", "не выдержал и разрыдался".

Польское восстание в 1863 году, жестоко подавленное правительственными войсками, подтолкнуло придворные круги к реакции. В обстановке спада крестьянского движения некоторая часть революционной интеллигенции потеряла веру в народ, в его творческие возможности. На страницах демократического журнала "Русское слово" стали появляться статьи, в которых народ обвинялся в грубости, тупости, невежестве. Чуть позднее и Чернышевский в "Прологе" устами Волгина произнес горькие слова о "жалкой нации" - "снизу доверху все сплошь рабы". В этих условиях Некрасов приступил к работе над новым произведением, исполненным светлой веры и доброй надежды,- к поэме "Мороз, Красный нос".

Центральное событие "Мороза" - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. В то же время и в России, и за рубежом ее считают поэмой эпической. На первый взгляд, это парадокс, так как классическая эстетика считала зерном эпической поэмы конфликт общенационального масштаба, воспевание великого исторического события, имевшего влияние на судьбу нации.

Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов не только не ограничил, но укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное со смертью крестьянина, с потерей "кормильца и надежи семьи", уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на многовековые наши потрясения. Некрасовская мысль развивается здесь в русле довольно устойчивой, а в XIX веке чрезвычайно живой литературной традиции. Семья - основа национальной жизни. Эту связь семьи и нации глубоко чувствовали творцы нашего эпоса от Некрасова до Льва Толстого. Идея семейного, родственного единения возникла перед нами как самая насущная еще на заре русской истории. И первыми русскими святыми оказались не герои-воины, а скромные князья, братья Борис и Глеб, убиенные окаянным Святополком. Уже тогда ценности братской, родственной любви возводились у нас в степень национального идеала.

Крестьянская семья в поэме Некрасова - частица всероссийского мира: мысль о Дарье переходит естественно в думу о "величавой славянке", усопший Прокл подобен крестьянскому богатырю Микуле Селяниновичу:
Большие, с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо - и до рук борода.

Столь же величав и отец Прокла, скорбно застывший на могильном бугре:
Высокий, седой, сухопарый,
Без шапки, недвижно-немой,
Как памятник, дедушка старый
Стоял на могиле родной!

"У великого народа - своя история, а в истории - свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа,- писал Белинский.- Дух народа, как и дух частного человека, высказывается вполне в критические моменты, по которым можно безошибочно судить не только о его силе, но и о молодости и свежести его сил".

С XIII по XX век русская земля по меньшей мере раз в столетие подвергалась опустошительному нашествию. Событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, как в капле воды отражает исторические беды российской женщины-матери. Горе Дарьи торжественно называется в поэме как "великое горе вдовицы и матери малых сирот". Великое - потому что за ним трагедия многих поколений русских женщин - невест, жен, сестер и матерей. За ним - историческая судьба России: невосполнимые потери лучших национальных сил в опустошительных войнах, в социальных катастрофах веками отзывались сиротской скорбью прежде всего в наших семьях.

Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Испытывая на прочность крестьянский семейный союз, показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев, Некрасов держит в уме общенародные испытания. "Века протекали!" В поэме это не простая поэтическая декларация: всем содержанием, всем метафорическим миром поэмы Некрасов выводит сиюминутные события к вековому течению российской истории, крестьянский быт - к всенародному бытию. Вспомним глаза плачущей Дарьи, как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем. А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами. Вспомним, что эти слезы застывают в круглые и плотные жемчужины, сосульками повисают на ресницах, как на карнизах окон деревенских изб:
Кругом - поглядеть нету мочи,
Равнина в алмазах блестит...
У Дарьи слезами наполнились очи -
Должно быть, их солнце слепит...

Только эпический поэт мог дерзко соотнести снежную равнину в алмазах с очами Дарьи в слезах. Образный строй "Мороза" держится на этих широких метафорах, выводящих бытовые факты к всенародному бытию. К горю крестьянской семьи по-народному прислушлива в поэме природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза. Смерть крестьянина потрясает весь космос крестьянской жизни, приводит в движение скрытые в нем духовные силы. Конкретно-бытовые образы, не теряя своей заземленности, изнутри озвучиваются песенным, былинным началом. "Поработав в земле", Прокл оставляет ее сиротою - и вот она "ложится крестами", священная Мать - сыра земля. И Савраска осиротел без своего хозяина, как богатырский конь без Микулы Селяниновича.

За трагедией одной крестьянской семьи - судьба всего народа русского. Мы видим, как ведет себя он в тягчайших исторических испытаниях. Смертельный нанесен удар: существование семьи кажется безысходным. Как же одолевает народный "мир" неутешное горе? Что помогает ему выстоять в трагических обстоятельствах?

Обратим внимание: в тяжелом несчастье домочадцы менее всего думают о себе, менее всего носятся со своим горем. Никаких претензий к миру, никакого ропота, стенаний или озлобления. Горе отступает перед всепоглощающим чувством жалости и сострадания к ушедшему человеку вплоть до желания воскресить Прокла ласковым, приветливым словом:
Сплесни, ненаглядный, руками,
Сокольим глазком посмотри,
Тряхни шелковыми кудрями,
Сахарны уста раствори!

Так же встречает беду и овдовевшая Дарья. Не о себе она печется, но, "полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит". Мечтая о свадьбе сына, она предвкушает не свое счастье только, а счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу как к живому, радуется его радостью. Сколько в ее словах домашнего тепла и ласковой, охранительной участливости по отношению к близкому человеку. Но такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на "дальних" - на усопшую схимницу, например, случайно встреченную в монастыре:
В личико долго глядела я:
Всех ты моложе, нарядней, милей,
Ты меж сестер словно горлинка белая
Промежду сизых, простых голубей..

Дарью согревает в трагической ситуации тепло одухотворенного сострадания. Тут касается Некрасов сокровенного ядра народной нравственной культуры, того, на чем стояла и должна стоять Русская земля.

В поэме "Мороз, Красный нос" Дарья подвергается двум испытаниям. Два удара идут друг за другом с роковой неотвратимостью. За смертью мужа ее настигает собственная смерть. Однако и ее преодолевает Дарья. Преодолевает силой любви, распространяющейся у героини на всю природу: на землю-кормилицу, на хлебное поле. И умирая, больше себя она любит Прокла, детей, крестьянский труд на вечной ниве:
Воробушков стая слетела
С снопов, над телегой взвилась.
И Дарьюшка долго смотрела,
От солнца рукой заслонясь,

Как дети с отцом приближались
К дымящейся риге своей,
И ей из снопов улыбались
Румяные лица детей...

Это удивительное свойство русского национального характера народ пронес сквозь мглу суровых лихолетий от "Слова о полку Игореве" до наших дней, от плача Ярославны до плача вологодских, костромских, ярославских, сибирских крестьянок, героинь В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева потерявших своих мужей и сыновей. В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Поэма Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту и щедрость народного характера, главной особенностью которого является обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору - исключительный и глубоко народный поэт.

Загрузка...