Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье» Фета. Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», анализ которого мы проведем, написано в первый период творчества Фета (1840—1850-е годы). Всего можно выделить три этапа, и восприятие природы в стихотворениях, созданных в каждый из них, проявляет различия в мироощущении.

В раннем творчестве автора выражение чувств проникнуто радостью от ощущения своей слитности с миром. Душевный подъем, стремление достичь гармонии освещают высшим смыслом не только его существование, но земное бытие в целом. Лирический герой главным считает восприятие жизни в свете эстетического идеала, так как красота — это и есть идеальная сущность мира. Заслуга художника видится ему в поиске ее примет в природе, искусстве, женском облике. Во второй период (1870-е годы) образ лирического героя в поэзии Фета меняется. Исчезает жизнеутверждающая доминанта в его настроениях, он остро переживает разрыв между идеалом и действительностью. Гармоничное мироощущение возвращается в 80-е годы, в красоте и многообразии мира находятся основания для того, чтобы не уставать вслушиваться в «Тихий плеск житейских волн» («Тяжело в ночной тиши...», 1892).

В анализируемом стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» любовные переживания лирического героя выражены благодаря параллелизму с пейзажем. Природное и человеческое одинаково прекрасны, вглядываясь в одно, можно понять невыразимые словами оттенки другого. Взаимопроникновением этих начал обусловлена возможность обрисовать ситуацию и ощущения в простом перечислении признаков, смешивая звуки шепота и соловьиных трелей, зрелище милого лица и серебристого ручья. Вплоть до заключительной фразы этой миниатюры каждая строчка заканчивается запятой, что позволяет воспринимать стихотворение как единое высказывание. В то же время оно делится на три строфы (четверостишия разностопного хорея, три четырехстопных, последняя — трехстопная).

В первой — контуры переживания едва намечены: в пейзаже и психологическом состоянии лирического героя нет определенности, что передают эпитеты: робкий, сонный, но оно прекрасно («серебро»), изменчиво («колыханье»), является кануном открытого проявления чувств (пока это шепот):

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья...

Упоминание о соловьином пении вносит в картинку поэтичный оттенок, но при этом и конкретизирует ее. Чуть заметными штрихами создается образ первого, робкого, вызывающего противоречивые ощущения свидания, происходящего на берегу ручья весенней ночью Во втором четверостишии выявляется доминанта в переживании. Для его обрисовки используются приглушенные тона, но в нем могут произойти «волшебные изменения». Пока в нем «тени без конца», ночная грусть, ожидание далекого рассвета:

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Важное значение в предощущении финала имеет восходящая интонация. Перечисление подробностей, признаков создает в сознании читателя представление о том, что голос лирического героя обретает звучность. В пейзаже и в мире человеческих чувств происходит эволюция, которую, помимо звуковых, помогают осознать цветовые и эмоциональные детали: шепот, трели соловья — восклицание; серебристая вода, «тени без конца», «дымные тучки» — «пурпур розы,/Отблеск янтаря»; «робкое дыханье» — «И лобзания, и слезы»:

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Заря, осветившая мир теней, становится утверждением вечного возрождения природы и метафорой торжества любви. Звучащий в этом слове «а» является тоникой всего стихотворения — на таком ассонансе построены рифмы всех трех строф: в первой и женская, и мужская (дыханье — колыханье, соловья — ручья), во второй и третьей — мужские (конца — лица, янтаря — заря). Перекличка с другими ассонансами (в первой строке «о» — шепот, робкое, серебро, сонного; во второй «е» — свет, тени, еще раз тени, волшебных изменений), а также с сочетаниями гласных с полугласными (робкое дыханье , колыханье , ручья — первое четверостишие; ночной , ночные , изменений — второе; стык в третьем — «лобзания и ») и аллитерациями, строящимися на сонорных (в первой строфе — тр ел и сол овья, сер ебр о и кол ыханье сонн ого р учья; во второй — н очн ой, н очн ые тен и, тен и без кон ца, вол шебн ых изм ен ен ий м ил ого л ица; в третьей — дымн ых, стык пур пур р озы, отбл еск ян тар я, л обзания , сл езы, зар я, зар я), придает стихотворному тексту музыкальность. Миниатюра превращается в гимн красоте земной жизни.

Ликующее настроение финала создается благодаря мотиву прорыва солнечных лучей сквозь тучи. Их образ снижается с помощью уменьшительной формы («В дымных тучках пурпур розы...»), и ничто не затемняет света, заря заливает весь мир — и природу, и внутреннюю жизнь лирического героя, испытывающего восторг, переживающего ощущение счастья.

Параллелизм с пейзажем дает возможность показать динамику состояний, ограничиваясь их «отблесками». Это свидетельствует о душевной тонкости, бережном отношении к чувствам (в стихотворении всего одна явная, открытая оценка: перед лирическим героем «милое лицо»). Кроме этого, смыкание психологического и природного планов, дающих один, слитный отсвет, позволяет обрисовать мир в его единстве и цельности. Он вызывает у лирического героя восхищение, представляется ему милым, волшебным, прекрасным. На этом завершим анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье...» Фета.

Фета называют мастером стихотворного слога. Предпочтение он отдает темам любви и природы. Среди фетовской лирики особенно выделяются стихи, продиктованные памятью о его истинной первой и последней любви - Марии Лазич, с которой, по его собственным словам, связано его рождение как поэта.

Но в его любовной лирике отсутствует индивидуализированный образ любимой девушки. И это передает радостное состояние первой влюбленности, когда окрыленный человек ощущает единство cо всем мирозданием, в центре которого оказывается боготворимая Она.

Образ ее сливается с трелями соловья, отражается в серебристой глади воды, в самом раннем рассвете. Например, мы это видим в стихотворении «Шепот, робкое дыханье» … В первый раз, прочитав стихотворение, я была удивлена тем, что в нем отсутствуют глаголы. Наверное, именно эта особенность придает произведению образность деталей, передающих субъективные ощущения и впечатления. Мы видим счастливые моменты свидания: томительное ожидание, за которым следует сладостный миг встречи. До нас доносится шепот, робкое дыхание, что говорит о том, что влюбленных переполняют чувства, что они взволнованны. С каждой минутой приближается момент расставания, но это не затмевает их счастья, потому что рады, что могут вообще вместе хоть немного.

Ночь уже полностью вошла в свои права, она придает окружающей природе томительность, загадочность и чем дальше, тем больше нас все интригует. Окружающий мир изменяется, но даже малейшее колебание в природе, проявляются волшебным образом в состоянии души героев.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В стихотворении гармонически слиты, взаимопроникая друг в друга, пробуждающаяся природа и встрепенувшаяся душа. Например, «серебро и колыханье сонного ручья» перекликаются с такими строками, как «ряд волшебных изменений милого лица». Реальная светотень соседствует с душевными движениями, дрожь сердца, течением мыслей.

Но ночь не вечна, а значит должен «прийти» рассвет. И тогда, когда небо начинает розоветь и сиять лучами утреннего солнца, все меняется: окружающий мир и действия героев. Нарастает и развивается темп происходящего: сначала были шепот и робкое дыхание, ночь, потом лобзания, слезы и заря, были тревожные ночные тени, потом свет торжествующего утра.

Для фетовских стихов характерны, по выражению исследователя Б. Эйхенбаума, «обильные лирические повторения», которые придают наибольшую точность, ясность всего происходящего.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор использует изобразительно-выразительные средства. Используются такие тропы, как эпитеты («волшебные изменения»), чтобы показать, как прекрасна природа в этот волнующий сердце момент - свидания; метафоры («серебро сонного ручья», «дымные тучки»), чтобы показать волшебность, необычность некоторых жизненных моментов.

В стихотворении используется как бессоюзие, так и многосоюзие. В начале мы видим, что действие принимает более динамичный, быстрый темп, но потом вдруг все замедляется, становится плавней.

И лобзанья, и слезы,
И заря, заря!

Многосоюзие передает душевное состояние героев, которые хотят отдалить расставание.

Стихотворение написано двусложным размером стиха, а точнее хореем, который обычно придает произведению ритмическую выразительность.

Шеʾпот, ро´бкое дыха´нье,
Треʾли соловья´…

Здесь за счет сильного удлинения стиха движение приобретает плавность, мелодичность, напевность. Рифма перекрестная, что дает стихотворению дополнительную мелодичность и выразительность.

Ж: Шепот, робкое дыха´нье,
М: Трели соловья´,
Ж: Серебро и колыха´нье
М: сонного ручья´.

Стихотворение мне очень понравилось, но некоторые современники Фета раскритиковали его от первой до последней строчки, считая, что от него веет развратом.

Они переделывали его под свой лад, и вот, что заметил на этот счет Щедрин: «Если это самое великолепное стихотворение представить вам в нескольких вариантах, то очень будет немудрено, что, наконец, и самая прелестность его сделается для вас несколько сомнительного». Лично я считаю, что каждый человек обо всем должен судить по своему, так как понимаю, что нельзя отталкиваться в своих мнениях от других, надо все всегда решать самому.

«Шёпот, робкое дыханье…»

Еще одно стихотворение из числа ранних -- лириче-ская пьеса «Шепот, робкое дыханье...». Как и два пре-дыдущих, это стихотворение подлинно новаторское. Оно было новым поэтическим словом как для русской ли-тературы, так и для самого Фета. Превосходно передает поэт «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Он необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Фет умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Стихотворение написано в конце 40-х годов. Впер-вые напечатано в журнале «Москвитянин» в 1850 году, во втором номере.

Из всех ранних стихотворений Фета «Шепот, робкое дыханье...» самое необычное и нетрадиционное. И оно не могло не обратить на себя внимания критики -- как положительного, так и отрицательного. О стихотворе-нии много писалось, и по разным поводам. Сочинялись пародии. Оно стало в представлении читателей и кри-тиков «самым фетовским стихотворением», своеобраз-ным поэтическим «автопортретом».

Относясь к поэзии Фета в целом отрицательно, Сал-тыков-Щедрин писал в статье 1863 года: «Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как следующее стихотворе-ние г. Фета...» -- и далее Щедрин приводил текст сти-хотворения «Шепот, робкое дыханье...». Однако уже в 70-е годы Щедрин способен увидеть в фетовском произ-ведении исключительно предмет для иронии. Описывая праздные ощущения праздных людей, великий сатирик вспоминает и стихотворение Фета: «Что за ощущения испытывались среди этой чарующей обстановки! Ше-лест, вздохи, полуслова...» И, процитировав «Шепот, робкое дыханье...», продолжает: «И поцелуи, поцелуи, поцелуи -- без конца».

Щедрин теперь подчеркивает в фетовском стихотво-рении его якобы эротический, любовно-чувственный ха-рактер. Интересно, что еще до Щедрина, в 1860 году, в журнале «Свисток» так же эротически трактовал сти-хотворение Фета Добролюбов. Об этом свидетельству-ет его остроумная и по-своему талантливая пародия на Фета:

Вечер. В комнатке уютной

Кроткий полусвет.

И она, мой гость минутный...

Ласки и привет;

Абрис миленькой головки,

Страстных взоров блеск,

Распускаемой шнуровки

Судорожный треск...

Критическому отношению к стихотворению Фета про-тивостояло, однако, и одобрительное. Высоко ценили стихотворение Тургенев и Дружинин, Боткин и Достоевский. В 1910 году, перед смертью, процитировав это стихотворение Лев Толстой, отозвавшись о нем с большой похвалой.

Теперь, спустя годы, у нас уже не осталось сомнений. Мы отдаем себе отчет в том, как по-разному могло восприниматься произведение Фета в бурную предре-волюционную эпоху второй половины XIX века. Но сей-час другая эпоха -- и многое в литературе воспринима-ется иначе, чем тогда. Для нас стихотворение Фета, бе-зусловно, один из лучших образцов его лирики.

Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихо-творении «Шепот, робкое дыханье...», иногда называют импрессионистской. Импрессионизм как художест-венное направление впервые возник в искусстве живо-писи, во Франции. Его представителями были худож-ники Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар. Импрессионизм происходит от французского сло-ва, означающего: впечатление. В искусстве, так назван-ном, предметы рисуются не в полном их объеме и конк-ретности, а в неожиданном освещении, с какой-то необычной стороны -- рисуются так, как они представля-ются художнику при особенном, индивидуальном взгля-де на них.

Параллельно импрессионизму в живописи возникло нечто подобное и в литературе, в поэзии. Как в запад-ной, так и в русской. Одним из первых «импрессионис-тов» в русской поэзии и стал Фет.

Как и в живописи, импрессионизм в поэзии -- это изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но эти «обрывки», взятые вместе, вместе воспринятые, образу-ют неожиданно цельную и психологически очень достоверную картину. Получается приблизительно так, как это описано Львом Толстым: «Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, и никакого как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь -- и в общем получается цельное впечатление».

Толстой здесь имеет в виду впечатление от произве-дения живописи, но это можно отнести и к произведе-нию поэтическому, созданному по законам импресси-онистского искусства. Конкретно это можно отнести и ко многим стихотворениям Фета.

Стихотворение строится на обрывках событий и явлений, на частной фиксации отдельных предметов - а в целом получается правдивый поэтический рассказ и высокое признание. Скрытое в подтексте взаимодействие слов более всего обусловливает развитие и смысло-вое решение темы. Но то, что слова оказываются не са-моценными и не вполне предметными, как раз и снима-ет со стихотворения всякий возможный эротизм. Любовь даётся намёками, тонкими отсылками - и потому совсем не заземлённо, а высоко. Это не столько плотская, сколько духовная любовь, на что указывает и финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние сло-ва стихотворения -- И заря, заря... -- звучат не в ряду других, а выделенно. Заря -- это не очередное явление, а сильная метафора и сильная концовка. В контексте стихотворения заря -- высшее выражение чувства, свет любви.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы Росси.

Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью.

«Шепот, робкое дыханье» – знаменитое стихотворение поэта, которое вызвало массу откликов, и, можно сказать, стало визитной карточкой А.А. Фета. Говоря об истории создания этой миниатюры, следует вспомнить юношескую любовь унтер-офицера Афанасия, Марию Лазич. Несмотря на взаимные чувства, помолвка не могла состояться из-за финансовых трудностей молодых людей, поэтому Фет уехал продолжать службу, а Мария вскоре после разлуки трагически погибла. Позже Афанасий Афанасьевич разбогател, женился, но не забывал Лазич в своих стихах до глубокой старости. «Шепот, робкое дыханье…» он также посвятил ей.

Начиная анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» следует указать на главную особенность этого стихотворения – безглагольность, на что указывал еще Л.Н. Толстой. Несмотря на это мы наблюдаем динамику и градацию в изменении изображаемых картин: сначала перед нами томный вечер со стесненным «шепотом», «робким дыханием», после наступления ночи возлюбленная храбреет и лирический герой наблюдает «Ряд волшебных изменений // Милого лица», а уже перед зарей наступает время для «лобзаний» и «слез» из-за предстоящего расставания. Кроме того каждое «событие», произошедшее во время свидания, имеет свою параллель, отраженную в природе: шепоту и дыханию соответствуют «трели соловья» и «колыханье ручья»; изменениям мимики и выражениям «милого лица» девушки соответствуют сменяющиеся со светом «тени»; достигшая своего пика страсть освобождается словно заря, описанная с помощью искусной метафоры: пурпурная роза, пронзающая мрак.
В стихотворении четко прослеживается идея слияния с окружающим, а также указание на тонкую взаимосвязь между внутренними переживаниями влюбленных и природными явлениями.


Особенности «Шепот, робкое дыхание…» проявляются также в красоте и силе выразительности языка стихотворения. Мы наблюдаем здесь дивно подобранные эпитеты: «робкое» дыханье подсказывает, что свидания эти нечастые, тайные и волнительные для обоих, «сонный» ручей, «ночной» свет и тени тонко указывают на позднее время суток, а «волшебные» изменения лица отражают перемену настроения. Сравнения блеска воды с серебром, а зари с пурпуром розы и янтарем изящно рисуют в воображении нужные краски. Поэт пользуется также и мелодикой слов: ассонанс (повторяющиеся «о», «а») и аллитерация («р», «л») делают строки певучими, протяжными, плавными:

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья

Разная длина строк создает ритм прерывистой интимной беседы.

Несложно заметить, что стихотворение «Шепот, робкое дыхание…» богато не только художественными средствами (параллелизмы, метафоры, эпитеты, сравнения, звукопись (ассонанс, аллитерация)), но и содержит идею единства человека с природой, которую автор выражает не в одном своем стихотворении, воспитывая в людях внимание и чувствительность к окружающему нас миру.

А.А.Фет

Шепот. Робкое дыханье...

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

АНАЛИЗ

Это стихотворение особенно интересно тем, что за него А.А.Фету больше всего досталось упрёков от критики и больше всего похвал и восхищений от читателей. Литературоведы упрекали поэта в излишней описательности, в отсутствии действия как такового. Странно. Тогда что же привлекло в нём искушённого читателя? Именно обыватель если не увидел, то почувствовал здесь то, что ускользнуло от профессионала.

Итак, первая строфа… Романтический пейзаж. Краткость, размеренность, параллельность действия достигается путём использования бессоюзия. Метафора «серебро» и эпитет «сонный» передают неподвижность, спокойствие, статичность ручья. Описывается его металлический блеск, гладкая, будто шлифованная, поверхность. Первое четверостишие – это как бы указание на место действия. Но уже есть намёк на присутствие человека – «шёпот».

Вторая строфа демонстрирует время действия – это ночь. «Тени без конца» - видимо, тени в движении. И это не одинокий созерцатель природы. Людей, как минимум, двое. Далее можно догадаться о том, что это встреча двух влюблённых. Эпитет «милый» говорит о том, что человек любит кого-то. Возможно, он любим. Раз изменения лица «волшебные» (тоже эпитет), значит, к нему благосклонны.

Последняя строфа – это скрытое описание чувств. Метафора «пурпур розы» откровенно заявляет, что близится восход солнца. Самого светила ещё не видно, но оно будет оранжевым, ярким, жгучим, на что указывает метафора «отблеск янтаря». Многосоюзие здесь помогает раскрыть быстроту, стремительность, с которой нарастает свежее утро. А отсюда прощальные поцелуи и, конечно, слёзы, так как заря сулит расставание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама

Мастерская для 11 кл....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Загрузка...