Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Империя мин. Мин (династия)

В 1368 г. Чжу Юань-чжан объявил себя императором новой династии Мин (1368—1644 гг.). Со времен Тан границы отодвинулись далеко на север, а в целом Минская империя была обширнее любой другой предшествовавшей ей китайской империи. Чжу Юань-чжан был правителем жестоким, но ему удалось вернуть страну к процветанию.
Династия Мин стремилась укрепить свои позиции путем централизации власти и упорядочения экономики. Самодержавная власть императора усилилась. В провинциях власть губернаторов была разделена между отдельными административно-финансовыми, военными и судебными учреждениями. В 1382 г. Чжу Юань-чжан воссоздал трехступенчатую экзаменационную систему, просуществовавшую в Китае до начала XX в.
Земли, принадлежавшие монголам и сотрудничавшим с ними китайцам, были объявлены государственной собственностью. Таким образом, государственный земельный фонд значительно вырос. Особую категорию землевладения составили «должностные поля», передававшиеся служилому чиновничеству за службу в государственном аппарате.
В отличие от казенных земель, «народные поля» облагались государственными налогами. На правах частной собственности землей владели часть дворянства, богатые торговцы, ремесленники и промысловики, ученое сословие, военачальники, мелкое чиновничество, сельские старосты и др. К разряду «народных» земель относились и мелкие крестьянские владения. Основной фигурой в деревне стал самостоятельный крестьянин- землевладелец.
Минский двор произвел опись всех земель. Созданные реестры и кадастры стали документами, по которым исчислялось налоговое обложение и определялись повинности населения. Дворы объединялись в группы, связанные круговой порукой.
Помимо наделения большого количества крестьян пахотной землей, Чжу Юань-чжан снизил налогообложение, отменил некоторые категории податей, ликвидировал крестьянские задолженности. Рабы были освобождены.
После смерти Чжу Юань-чжана придворные возвели на престол его внука Чжу Ди. При нем возобновилась борьба с монгольскими ханами. Но теперь Китай уже не оборонялся, а наступал. Затем наступательные устремления обратились на северо-восток. Под власть Китая отошла вся Манчжурия и даже район нижнего течения Амура. Вассалом минских императоров стала соседняя Бирма. Китайской армии удалось ненадолго завоевать Вьетнам.
При третьем императоре — Юн Лэ (1403—1424 гг.) — минский Китай достиг процветания и могущества, расширились международные связи и произошло усиление его международного влияния.
В XVI в. небывало высокой степени достигла концентрация земли в частных руках, происходило массовое обезземеливание крестьян. На землях крупных землевладельцев начинает широко применяться наемный труд.
Применение наемного труда стало заметным явлением и в городском производстве. В период правления Мин в городах сосредоточивалась значительная часть населения империи.
В городском шелкоткачестве, фарфоровом производстве и на некоторых добывающих промыслах начали складываться централизованные частные мануфактуры. Однако государственные предприятия типа мануфактур по своим размерам значительно превосходили частные.
Минский период ознаменовался новыми успехами в области кораблестроения. В XV в. корабли были вооружены пушками. А уже в XVI столетии журналистика стала общественной профессией.
Но постепенно подъем сменился упадком. Показателем кризиса, как всегда, были народные выступления против властей, отмеченные с начала XVI в. Обостряется и политическая борьба, развернувшаяся при императорском дворе. В чиновничьем аппарате царили произвол и коррупция. Вдобавок к внутренним неурядицам, северные кочевники постоянно нарушали спокойствие.
В минскую эпоху китайская цивилизация впервые стала отставать от общемирового, особенно европейского прогресса.
И именно в это время европейцы появляются у берегов Китая. Первыми стали португальцы. В 1557 г. они добились концессии на Макао. В 1624 г. голландцы захватили южную часть о. Тайвань. Англичанам было разрешено торговать в Кантоне. Первое русское посольство в Китай осуществил в 1618 г. томский казак Иван Петлин. Следует отметить, что сальдо в торговле с европейцами складывалось все-таки в пользу китайцев.
Все внешние достижения династии Мин нейтрализовались тем, что положение основной массы населения ухудшалось. В конце концов разразилось одно из наиболее продолжительных и мощных в истории Китая народных восстаний — война 1628—1644 гг.
Наиболее влиятельным и популярным вождем восставших войск становится Ли Цзы-чэн. В 1644 г. его армия занимает столицу.
Отказавшись признать Ли Цзы-чэна императором, главнокомандующий У Сань-гуй попросил маньчжурских князей помочь ему отбить Пекин. Он открыл проход в Великой Стене и 6 июня 1644 г. маньчжуры заняли столицу. Пока У Сань-гуй гнал распавшуюся армию повстанцев на запад, укрепившиеся в Пекине маньчжуры провозгласили одного из сыновей хана Абахая императором Китая. С этого времени началось правление в стране маньчжурской династии Цин (1644—1912 гг.).

Правление династии Мин датируется 1368-1644 годами.

До воцарения династии в Китае сохранялась власть монгольских завоевателей (монгольская династия Юань, воцарившаяся в конце XIII века). Монгольское господство пало в результате широкого народного движения, предводителем которого был Чжу Юань-чжан.

Чжу Юань-чжан, выходец из крестьян, позже - бродячий монах, затем солдат и, наконец, вождь повстанцев, был объявлен императором новой империи и стал основателем династии Мин. За краткое время минские войска изгнали из страны монголов и завершили объединение страны.

Однако, невзирая на победу повстанческих сил, внешнеполитическая опасность продолжала сохраняться. Окончательное изгнание монгольских феодалов и верных им местных властителей из окраинных провинций продолжалось еще в течение почти 20 лет после основания династии Мин. Кроме того, силы монгольских ханов за пределами Китая еще не были сломлены, и существовала угроза нового вторжения. Помимо этого, на пути к победе и власти Чжу Юань-чжану пришлось преодолевать сопротивление не только монгольских завоевателей, но и других, соперничавших группировок повстанцев - среди которых находилось немало могущественных и влиятельных феодалов. Поэтому после восшествия на престол новый император был вынужден предпринять определенные шаги для стабилизации положения в стране.

Чжу Юань-чжан проводил политику укрепления армии и военной мощи, а также налаживания экономической жизни страны. Основным направлением его политики стало укрепление императорской власти, с каковой целью была создана система уделов во главе с сыновьями императора. По замыслу Чжу Юань-чжана, введение системы уделов должно было обеспечить укрепление центральной власти сразу по нескольким линиям. Во-первых, это поднимало первенствующее положение всего царствующего дома. Во-вторых, появление в отдаленных от центра районах лиц, непосредственно связанных с императором, и обладавших немалым политическим влиянием (хотя и без четких прав), служило противовесом местным властям. Искусственно создавалась двойственность управления в провинциях, что при необходимости могло использоваться центром в своих интересах. В-третьих, расположение многих уделов на окраинных территориях предполагало также их оборонительное предназначение на случай внешней опасности.

Однако на деле расчеты императора Чжу Юань-чжана не оправдались. С течением времени ваны (властители уделов), начали стремиться к получению все большей власти на местах, к меньшей зависимости от центра, а затем и к сепаратизму. Тем самым они скорее затрудняли централизацию, нежели обеспечивали ее. Вместе с тем, деспотические методы правления императора порождали недовольство масс и мощные волнения, выливавшиеся в крестьянские войны. И зачастую лидеры этих движений находили поддержку у местных властителей.

В 1398 году, после смерти Чжу Юань-чжана, на престол взошел его внук, Чжу Юнь-вэнь. Основным направлением его деятельности стали попытки упразднения ставших опасными уделов. Эта политика привела к конфликту центрального правительства с местной властью. Во главе мятежных сил встал один из ванов, сын Чжу Юань-чжана, Чжу Ди. Противостояние императора и уделов вылилось в войну "Цзиннань" (1399-1402), окончившуюся победой Чжу Ди. Он стал третьим императором минской династии, сместив с престола своего племянника Чжу Юнь-вэня.

После восшествия на престол Чжу Ди оказался в оппозиции к тем силам, которые еще недавно возглавлял. Не желая мириться с нараставшим сепаратизмом удельных властителей, правительство Чжу Ди (1402-1424) предприняло ряд шагов для обуздания их силы: у них постепенно отобрали войска, а частично и подчиненных им чиновников, отдельные властители были лишены уделов; противостояние местных властей и центра продолжалось. Его кульминацией стал мятеж удельного правителя Хань-вана, после подавления которого правительство окончательно оставило идею поисков опоры в лице удельных властителей. Вместо этого Чжу Ди пошел по пути дублирования управленческого аппарата и перемещения военного и хозяйственного центра на север страны, перенеся свою столицу из Нанкина в Пекин.

Вместе с тем Чжу Ди, в отличие от своих предшественников, заметно ограничил влияние титулованной знати, состоявшей из родичей императора и так называемых заслуженных сановников, получавших титулы от императора. Заслуженными сановниками могли быть как представители древних аристократических родов, так и выдвиженцы новых императоров - Чжу Юань-чжана и самого Чжу Ди. Император сохранил за титулованной знатью ее прежние привилегии, однако нещадно карал за любые прегрешения и нарушения установленного закона.

Методом угроз, поощрений и проверок Чжу Ди пытался добиться идеальной работы бюрократического аппарата. Бюрократия в данный период составляла одну из существенных прослоек господствующего класса. Чиновничество формировалось главным образом из представителей богатых семей. Оно же являлось неотъемлемой частью государственной машины. Чжу Ди признавал ту роль, которую бюрократия традиционно играла в жизни страны и даже возвышал ее значение - противопоставляя титулованной знати и предоставляя ей более широкие полномочия, чем кто-либо из его предшественников. Однако, вместе с тем, он пытался установить над ней более жесткий контроль, подчиняя бюрократический аппарат нуждам центральной власти.

Помимо укрепления бюрократического аппарата, император проводил политику усиления военной мощи. Заняв престол в результате военной победы, Чжу Ди не мог недооценивать значимость регулярной армии. Однако же, стремление императора наградить своих военных соратников посредством пожалования бывшим командирам земель и поместий привело к размыванию офицерского состава. Одновременно, стремясь увеличить численность армии, император позволял привлекать на военную службу людей, совершивших преступление или преследуемых законом. Таким образом, деятельность императора привела к ослаблению, а затем и разложению армии.

С другой стороны, административная и экономическая политика императорского правительства и достижение определенного баланса в отношениях с удельными властителями, в целом успешное подавление возмущения народных масс, дальнейшая внутренняя колонизация и проведение активной внешней политики - все это укрепило позиции Чжу Ди на престоле. Во время его правления внутриполитическое положение в стране заметно стабилизировалось.

В целом на протяжении первого века своего существования династия Мин проводила успешную политику, как внутреннюю, так и внешнюю, хотя и происходили разного рода инциденты. Так, в 1449 году один из монгольских ханов, предводитель племени ойратов Эсен, сумел совершить удачную экспедицию вглубь Китая вплоть до стен Пекина. Но это было лишь эпизодом; практически столице минского Китая ничто не угрожало, как и империи в целом.

Минские императоры после Чжу Ди, за редкими исключениями, были в основном слабыми правителями. Делами при их дворах обычно заправляли временщики из числа родни императриц или евнухи.

Многое поражало тех, кто впервые попадал в Пурпурный Запретный город - дворцовый комплекс императоров династии Мин. Восхищали и дворцы, и парки, и павильоны, и кричащая роскошь. Среди прочего поражал и вид тысяч странных, одинаково одетых людей, сновавших здесь. Раскованные в речах и манерах, они имели отталкивающую внешность. У них отсутствовали следы пола и возраста. Старые не имели бороды, а молодые выглядели как женщины, одетые по-мужски. Много встречалось толстых и рыхлых. Одни говорили девичьим голосом, другие - неприятным фальцетом, зачастую срываясь на визг. При ходьбе они слегка сгибались, наклоняясь вперед, и семенили мелкими шажками. От многих дурно пахло, как от страдающих ночным недержанием мочи. Это были дворцовые евнухи (тайцзянь), но не «постельная стража» мусульманских гаремов, а служители с самыми различными обязанностями. В отличие от Европы дворец монарха наполняли не обычные слуги, а слуги-кастраты. В традиционном Китае император, или Сын Неба, считался почти божеством. Поэтому простолюдины не только не могли обслуживать Августейшего господина, но и видеть его. Пребывание во внутренних помещениях дворца, а тем более в личных покоях Сына Неба надлежало доверить особой категории лиц. Для этого и потребовался институт евнухов - людей «третьего пола», лишенных естества и ставших как бы тенью государя. Дворцовые нужды и охрана обеспечивались приказами, сплошь состоявшими из скопцов. Последние обслуживали императорскую семью и двор, снабжая их всем необходимым. Существовал особый «табель о рангах» для евнухов. Состоял он из 10 чинов, 5 рангов и 24 должностей. Имея свою внутридворцовую должность, евнухи как бы вводились в систему имперского чиновничества.

Служба при императорском дворе в Китае была престижной и выгодной. Удачная карьера дворцового евнуха давала близость к Сыну Неба, власть, почести и богатство. Стать таким «придворным» в период Мин стремились многие бедняки и люди среднего достатка. Служба евнухов была почетной. Дворцовые скопцы стояли лишь на ступеньку ниже победителей на столичных экзаменах. Для многих это был прямой путь к богатству, почету и власти. Успешная карьера кастрата могла облагодетельствовать его семью и род на ряд поколений. Многие евнухи еще до кастрации имели собственных, а после оскопления - приемных детей. Чаще всего скопцы усыновляли своих племянников, передавая им все права и привилегии наследования. Быстрый рост числа кастратов в Китае начался с середины XV столетия. Причины были разные. Бедняки, спасаясь от голода и лишений, нередко отдавали сыновей и внуков под нож хирурга еще в детском возрасте. Другие делали оскопление, дабы избежать государственной трудовой повинности. Третьи мечтали о чинах и богатстве. Четвертые не хотели работать в поте лица, но рассчитывали на спокойную и сытую жизнь. Иногда евнухами становились не только мальчики, юноши и молодые мужчины, но и люди в летах.

Запретный город в Пекине и летние загородные дворцы императора кишели евнухами. Скопцы обслуживали дворцы его сыновей и внуков в столице и ее окрестностях. Много кастратов состояло при дворцах и усыпальницах в двух других столицах империи - Нанкине и Фэнъяне. Евнухи сновали во дворцах удельных князей. Они управляли поместьями и иными владениями родни правящего дома Чжу. Рассеянные по стране по городам и рудникам, они выполняли специальные функции надзора и руководства. Кроме того, еще большее число кастратов не получили места на службе и влачили жалкое существование. К концу правления династии Мин при дворе насчитывалось более 10 тыс. евнухов, а всего по стране- около ста тысяч.

Между тем в начале эпохи Мин наблюдалась совсем иная картина. Скопцов было мало, политического веса они не имели, и положение их было незавидным. В Китае издавна существовало довольно настороженное отношение к евнухам. С их усилением и деятельностью связывали падение династий Поздняя Хань (I-III вв.) и Тан (VII-X вв.). На это, в частности, указывал в своих поучениях потомкам и сам основатель династии Мин Чжу Юаньчжан (1368-1398), который недоброжелательно относился к евнухам и считал их только слугами. «Они могут лишь подавать вино, подметать полы, передавать приказы, но им нельзя давать никаких поручений», - писал Чжу Юаньчжан. Согласно его указу, евнухи не имели права вмешиваться в политику, не могли покидать дворец и столицу. Первый минский император, стремившийся «держать евнухов в узде», распорядился на воротах дворца укрепить медную доску с надписью:

«Евнухам запрещается участвовать в государственных делах. Нарушивший это правило будет обезглавлен». Стоило скопцу заговорить о делах правления, как его выгоняли со службы при дворе. Евнухам запрещалось изучать конфуцианские каноны. Они должны были постоянно жить в Запретном городе. Для выхода из него требовалось специальное письменное разрешение. Чжу Юаньчжан советовал будущим правителям и провинциальным чиновникам не слишком доверять евнухам, ибо среди них преобладают порочные люди. Он заставил скопцов подчиниться жестким общеимперским правилам и стремился понижать ранг должностей евнухов.

После раскрытия заговора канцлера Ху Вэйюна в 1380 г. Чжу Юаньчжан упразднил кабинет министров и посты канцлеров. Всю военную и политическую власть он сосредоточил в своих руках. Себе в помощь он создал Императорскую канцелярию (Нэйгэ), а ее секретарям отвел лишь роль советников. При его преемниках все важные государственные дела должны были решать сами императоры. После упразднения постов канцлеров, верховного главнокомандующего и ликвидации Центрального правительственного совета (Чжуншу) между императором и более низкими уровнями исполнительной власти возник вакуум. Последний заполнялся при преемниках Чжу Юаньчжана по-разному, в том числе путем допуска евнухов к внедворцовым делам управления.

Уже при третьем минском государе Чжу Ди (1402-1424) скопцы резко пошли в гору. Сей император совершил государственный переворот, опираясь на евнухов. Не доверяя старым сановникам своего деда, новый государь развязал скопцам руки. В его царствование евнухи добились права осуществлять дипломатическое представительство, решать вопросы войны и мира, инспектировать армию и командовать войсками на местах. Чжу Ди выдвигал евнухов в противовес штатской бюрократии и военным, рассчитывая обрести в них верную опору своего самодержавия. Именно при Чжу Ди начался быстрый количественный рост этой касты. Евнухов стали посылать военными наместниками в пограничные провинции. Им даровали одеяния князей низших степеней (гун, хоу) и ставили выше военачальников. При Чжу Ди началось широкое использование дворцовых евнухов на «внедворцовой» службе. Их назначали специальными уполномоченными на местах, дипломатическими представителями и инспекторами войск. Скопцы стали контролировать столичную гвардию, внешнюю морскую торговлю, заниматься политическим сыском и выполнять функции цензоров-контролеров. В итоге практическое решение многих вопросов после смерти Чжу Ди перешло к евнухам. Абсолютная власть Сына Неба стала плавно «перетекать» в их руки. Само собой разумеется, что политическим влиянием и властью пользовались главные евнухи, в том числе руководители дворцовых учреждений.

Чжу Юаньчжан строил госаппарат империи Мин так, чтобы в военной, бюрократической и дворцовой системах не мог появиться лидер. В начале XV в. этот принцип был отброшен. Ведущая роль при дворе перешла к Управлению церемоний, т.е. органу, находившемуся в руках евнухов. Его начальник стал главой придворных кастратов. Ему были подвластны воинские подразделения евнухов, тайная полиция и дворцовая охрана.

Если Чжу Юаньчжан запретил давать кастратам классическое конфуцианское образование, то один из его преемников открыл специально для этого Придворную школу евнухов. Более того, их допустили к государственным экзаменам на получение ученых степеней. После этого их стали назначать на руководящие административные посты наравне с представителями ученого сословия (шэньши). Если основатель династии Мин запретил перемещение евнухов по стране, то его наследники, забыв этот наказ, распространили их власть и за пределы столицы. Так, они ведали охраной Нанкина, делами провинции Хугуан и канцеляриями военных наместников. Вскоре евнухи сами стали наместниками. Свыше ста лет (1425-1529) они занимали должности военных наместников во всех провинциях страны. Правда, позднее с этой практикой было покончено. Если Чжу Юаньчжан назначил контролеров над евнухами, то при его преемниках кастраты сами захватили функцию надзора за чиновниками. В 1420 г. была создана пресловутая «Восточная ограда» (Дунгуан) - орган секретной и сыскной службы евнухов. Его начальник, один из самых влиятельных среди главных евнухов, даже получил право на личную охрану. «Восточная ограда» занималась исключительно борьбой с заговорами, изменой и «коварными речами». Здесь арестованных допрашивали, пытали и держали за решеткой.

Так уже ближайшие преемники основателя династии Мин пренебрегли его предостережениями в отношении скопцов. С начала XV в. евнухи «вышли» за пределы чисто внутридворцовых дел и «вторглись» в гражданское управление, военное дело и надзор. Введение принципа единоначалия в системе внутридворцовых учреждений позволило евнухам обрести значительную самостоятельность по отношению к власти Сына Неба. А это, в свою очередь, открыло дорогу к бесконтрольному росту числа придворных кастратов. Чжу Юаньчжан считал пребывание свыше тысячи скопцов при дворе одной из возможных причин ослабления и падения династий. После его смерти этот численный предел был превзойден многократно.

В отличие от Чжу Юаньчжана его преемники возлюбили кастратов. Императоры крайне ценили личную преданность своих скопцов. Сыны Неба питали пристрастие к кастратам по ряду причин. Во-первых, скопцы не были обременены семейными заботами. Во-вторых, не являлись ставленниками знати. В-третьих, целиком зависели от монарха и не могли ему противостоять. В-четвертых, всегда находились при государе и лучше всего подходили для выполнения срочных и специфических поручений. В-пятых, императоры долгое время считали евнухов всего лишь послушными проводниками своей воли и не предполагали, что именно они фактически узурпируют власть монарха.

При дворе евнухи держали в своих руках двенадцать «управлений», четыре «отдела» и восемь «отделений». Всего же в ведении скопцов находилось пятьдесят четыре учреждения. Из них самые обширные полномочия имело Управление церемоний. Стоявшие во главе его евнухи от имени императора накладывали резолюции на доклады сановников и чиновников, объявляли указы от имени Сына Неба, практически подменяя монарха и явочным порядком узурпируя его власть. Многие резолюции и указы просто не проводились через Императорскую канцелярию. Последняя оказалась полностью безвластным органом. Без согласия евнухов ее секретари ничего не предпринимали, боясь за свою карьеру. Впрочем, и инициатива секретарей, если бы она имела место, была бы похоронена скопцами. Поэтому члены Императорской канцелярии смотрели в рот главным евнухам. А те по своему усмотрению вершила все дела, толковали законы в свою пользу и творили произвол. При последних императорах династии Мин евнухи обсуждали секретные дела, выносили приговоры, миловали приговоренных к смерти, ведали столичной тюрьмой. Все это они делали самостоятельно, без участия придворных сановников. Получив право карать и миловать, скопцы резко усилили свою реальную власть над госаппаратом. Именно они готовили проекты императорских указов, ведали государственными печатями, оглашали резолюции Сына Неба. Именно к ним поступали прошения с мест и из столичных учреждений. К ним перешел контроль за чиновными назначениями и пожалованиями, за государственными монополиями на соль и чай, за особыми судебными делами. Евнухи держали в своих руках императорскую сокровищницу и казну, ведали усыпальницами императорской семьи, казенными шелкоткацкими мануфактурами Нанкина, Сучжоу и Ханчжоу, морскими таможнями и соляными промыслами.

Кастраты командовали столичным гарнизоном, охранявшим Запретный город и самого императора. Здесь скопцы оттеснили на второй план Парчовую охрану, т.е. лейб-гвардию. Сына Неба оберегали уже не «одетые в парчу», а подменившие их евнухи-телохранители. Сама лейб-гвардия попала под начало кастратов. Офицеры Парчовой охраны по приказу евнухов производили аресты, содержали под стражей подозреваемых в темных замыслах чиновников, в том числе нелояльных по отношению к евнухам. Скопцы занимались вопросами снабжения армии - производством и складированием оружия, снаряжения и боеприпасов. Евнухов назначали главами дипломатических миссий, главнокомандующими и адмиралами. Таковым был знаменитый Чжэн Хэ - мореплаватель и дипломат, руководивший семью экспедициями в страны Южных морей. Кастраты командовали крупными военными соединениями, сражавшимися против маньчжуров, возглавляли войска нескольких провинций. Они выступали военными и штатскими инспекторами, закупали товары для дворцовых нужд, собирали внутренние таможенные пошлины, продовольственные и рудничные налоги. На все крупные инспекторские должности назначались евнухи. Среди них были рудничные, налоговые, соляные инспекторы и инспекторы по жемчугу.

Получая все новые и новые назначения, евнухи тем самым сужали сферы деятельности штатской бюрократии, военных, цензоров, придворной стражи и даже фрейлин. Евнухи при династии Мин стали по сути третьей особой категорией имперской бюрократии (наряду со штатскими чиновниками и военными). Причем это была наиболее привилегированная часть госаппарата, его элита, воспринимаемая самими монархами как особо доверенная и максимально преданная династии Мин.

Установлению господства евнухов способствовали личные качества императоров, сидевших на «драконовом троне» после Чжу Ди. Это была вереница тупых посредственностей, жестоких самодуров, безмолвных ничтожеств, самовлюбленных жуиров. Всех их объединяли лень и отвращение к государственным делам. Думая лишь о развлечениях и наслаждениях, эти по сути номинальные государи отдали управление страной на откуп придворным кастратам. Свое безделье Сыны Неба - преемники Чжу Юаньчжана и Чжу Ди считали высочайшей привилегией, стараясь не слушать и не говорить о делах. Так, император Цзяньшэнь (1464-1487) за 23 года своего царствования лишь один раз принял сановника, да и то с чисто ритуальным визитом. Хоучжао (1505-1521) за 16 лет правления ни разу не принимал своих сановников. Хоуцун (1521-1566) и Ицзюнь (1572-1620) по двадцать с лишним лет не прикасались к государственным делам. Их августейшее время было слишком «драгоценно», а их дух - слишком «возвышенным», чтобы заниматься низменными и скучными административными вопросами. Зато на свои прихоти Сыны Неба не жалели ни времени, ни денег. Один из императоров держал в Западном парке Пекина леопарда. Ухаживать за ним он приставил 240 человек. Под загон хищника отвели свыше 60 га земли. На прокорм зверя и этих служителей ежегодно тратилось почти 170 т продовольствия. Расточительство принимало поразительные масштабы. Так, один из монархов на свое бракосочетание истратил свыше 33 млн. лянов, или более 1235 т серебра. Небывалый размах приобрела погоня за редкими драгоценностями.

Гаремные утехи, изысканные трапезы, обильные возлияния и пышные церемонии занимали их почти целиком. В остальное время один император увлекался охотой, другой - столярным делом, третий азартно играл в ножной мяч - прообраз футбола. Этим всемерно пользовались евнухи. Кастраты «освобождали» столь «занятых» Сынов Неба от «утомительных» повседневных забот правления и решали все дела за государей. По такому молчаливому и добровольному «соглашению» реальная власть «перетекла» от императоров и семейства Чжу к особой касте кастратов. Во главе империи Мин оказался «третий пол», реализовавший монархическую власть. Сложилась ситуация, когда «свита правит королем» и «хвост вертит собакой». Так из обслуживающего персонала в стенах дворца эта каста превратилась во властную структуру и руководящую силу в масштабах всего Китая. Причем господство евнухов зачастую не отделялось современниками от прерогатив Сына Неба. Тем самым кастраты как бы драпировались в одежды императорской власти. А это была власть азиатской деспотии со всеми вытекавшими отсюда последствиями. Череда ничтожеств, занимавшая «драконовый трон», не отказывала себе в удовольствии карать подданных и давать волю своим капризам, самодурству и жестокости.

Отношения между государем и сановниками в Китае приравнивались к отношениям господина и рабов. На аудиенции у Сына Неба сановники и министры должны были докладывать, стоя на коленях. Император мог по своему усмотрению казнить их ияи подвергнуть телесным наказаниям, т.е. бить палками, которые именовались «придворными батогами». По приказу монарха сановника могли арестовать. В этом случае человека передавали в руки «Парчовой охраны». Этот придворный гвардейский отряд помимо охраны Сына Неба занимался тайным сыском, арестами и следствием над подозреваемыми. Иногда расправа над сановниками приобретала массовый характер. Так, Хоучжао пришел в ярость, когда 107 придворных пытались отговорить его от увеселительной поездки на юг. Всех их он приговорил к пяти суткам стояния на коленях перед воротами дворца, а затем к 30 палочным ударам. Кто и после этого остался при своем мнении, получил еще по 40-50 палок. Всего было наказано «придворными батогами» 146 человек, 11 из них умерли. В другой раз придворные вздумали отговорить Хоуцуна от необдуманного решения. Тогда император арестовал 134 сановника, более 180 человек получили «придворные батоги». При этом 19 «упрямцев» скончались. Такого рода репрессии вселяли в сановников страх. А их боязнью и осторожностью пользовались евнухи. Насаждая среди придворной, столичной и провинциальной бюрократии раболепное послушание, они укрепляли свою власть над госаппаратом. Евнухи умело парализовывали усилия прогрессивных политиков - сановников, чиновников и ученых, прежде всего цензоров-контролеров и членов придворной Академии Ханьлинь, и сводили на нет предлагаемые ими реформы.

Власть скопцов достигала своего апогея, когда кто-то из них становился могущественным временщиком. На протяжении полутора веков такие фавориты вместе с кликами своих сподвижников по крайней мере трижды становились полновластными правителями Китая. В конце XV в. руководство империей перешло в руки евнуха Ли Гуана. Однако в 1498 г. его принудили покончить с собой. Позже его место занял всесильный Лю Цзинь, который тоже плохо кончил. В 1510 г. его разрубили на куски, а несметные богатства конфисковали. В 1620-1627 гг. фактическим правителем империи Мин стал Вэй Чжунсянь. Но в 1628 г. его заставили покончить самоубийством. Согласно китайской традиции, такая смерть считалась почетной, поэтому новый император приказал казнить его труп. Так карали немногих слишком зарвавшихся и одиозных лидеров. В целом же мощь касты евнухов, ее позиции при дворе и в империи оставались величиной более или менее постоянной. Императоры все чаще становились марионетками в борьбе придворных группировок, действуя по указке могущественных евнухов.

Зачастую и родня императора - удельные князья были игрушкой в руках евнухов, управлявших их дворцами, поместьями и владениями. Власть евнухов была им на руку. Дело в том, что она ослабляла контроль штатской бюрократии за произволом, творимым в уделах. Терпели власть скопцов сановники и чиновники, ибо в этих условиях возрастала их бесконтрольность и прекращалась борьба цензоров с самоуправством, коррупцией и казнокрадством. И минская аристократия, и столичные сановники стремились к союзу с верхушкой евнухов. Их поддержки искали лидеры различных придворных группировок и клик. В содействии скопцов нуждались те силы, которые стремились добиться своих целей в обход официальной бюрократической системы. Специфические условия эпохи Мин делали главных евнухов прямыми и влиятельнейшими представителями интересов таких сил. Именно они становились лоббистами этих неформальных, чаще всего региональных группировок. При Хоуцуне все дела в государстве вершили Ся Янь и Янь Сун - секретари Нэйгэ (Императорская канцелярия) и временщики, действовавшие в тесном союзе с евнухами. Низкопоклонство перед всемогущими кастратами становилось чуть ли ни нормой. А в разрастающейся борьбе придворных и региональных группировок, в вязкой трясине интриг скопцы демонстрировали особое искусство закулисных комбинаций.

В условиях минского Китая императорские фавориты чаще всего выдвигались именно из среды придворных евнухов, наиболее приближенных к «священной особе» Сына Неба. Многие из них были столь влиятельными, что пользовались всей полнотой власти. Наиболее яркими среди них были Лю Цзинь и Вэй Чжунсянь. Первый фактически правил страной за императора Хоучжао, а второй - за Юцзяо. К императору в Китае обращались с пожеланием «Десять тысяч лет жизни!». Евнухи же приветствовали Вэй Чжунсяня словами «Девять тысяч лет жизни!». Тем самым они ставили его почти вровень с императором. А потерявшие стыд министры и сановники восклицали «Девять тысяч девятьсот лет!». Подобострастные провинциальные чиновники соперничали друг с другом в сооружении жертвенных храмов, посвященных Вэй Чжунсяню. Сам же он пожаловал себе титул «верховный князь». Император целыми днями занимался столярным делом, а управление государством целиком передал Вэй Чжунсяню.

Пользуясь своей властью и безнаказанностью, евнухи сколачивали при дворе различные группировки и измывались над придворными. Скопцы вымогали у сановников и провинциальной бюрократии колоссальные взятки. Они захватывали казенные и частные земли, убивали простолюдинов и захватывали их имущество, накапливая огромные богатства. У Лю Цзиня в подвалах хранилось более 92 т золота и около 2 тыс. т серебра, груда драгоценных камней, 500 золотых сосудов и прочие богатства. После смерти главного евнуха Ван Чжэня в его помещениях обнаружили более 60 кладовых, набитых золотом и серебром. Евнухи присваивали значительную часть собранных налогов, из-за чего образовалась огромная задолженность в выплате жалованья воинским частям. Они захватывали казенные земли или отбирали поля у частных владельцев, становясь земельными магнатами. Так, евнух Ван Чжи присвоил более 20 тыс. цинов целины (1 цин равен б га), Гу Даюн - 10 тыс. цинов, а Вэй Чжунсянь- около 10 тыс. цинов частных земель. Не только сами евнухи, но зачастую их родня владела огромными поместьями. Лю Цзинь, захватывая казенные земли в черте столицы, снес без малого 4 тыс. казенных и частных строений. При этом он приказал срыть около 3 тыс. могил простолюдинов, что являлось, по тогдашним понятиям, святотатством. Правитель Ляо-дуна евнух Лю Гун прибрал к рукам большой клин казенной земли и принудил тысячу солдат обрабатывать ее.

Хозяйственная деятельность скопцов открывала им дорогу к личному обогащению. Евнухи, управлявшие императорскими поместьями и владениями удельных князей, силой отнимали у простолюдинов землю и имущество, убивали арендаторов. Под предлогом выявления залежей руд и налаживания их добычи они нещадно грабили население. Увидев плодородное поле и красивый дом, они объявляли, что под ним обнаружено ценное месторождение и конфисковывали землю и жилища в свою пользу. Евнухи-инспекторы обирали горнодобытчиков и горожан, арестовывали и убивали не только простолюдинов, но и чиновников. Они создавали все новые и новые таможенные заставы, вводили особые виды обложения и обирали проезжих купцов. Произвол евнухов-инспекторов привел к свертыванию работы мануфактур, мастерских и шахт, к разорению купцов и тружеников. Подручные таких инспекторов выбивали из населения произвольно установленные поборы. Их агенты врывались в дома, насиловали женщин или уводили тех в инспекторские канцелярии. В ответ на это в 1601-1606 гг. в более чем десяти городах произошли волнения, бунты и восстания. Многотысячные толпы ткачей, шахтеров, ремесленников, наемных работников и торговцев громили и жгли налоговые управления, канцелярии инспекторов, дома и усадьбы присланных из столицы евнухов, убивали их подручных и агентов.

С властью евнухов связаны многие трагические страницы в истории империи Мин. Особенно жестоким было самовластное правление Вэй Чжунсяня. Вокруг него сложилась мощная клика евнухов. Именно она разгромила движение реформаторов Дунлинь. Свора кастратов сотнями выгоняла со службы и казнила непокорных сановников и чиновников. Ограбление и угнетение народа достигло наивысшего предела. Деспотизм Вэй Чжунсяня и его клики привел к обострению кризиса в империи и ускорил гибель династии Мин.

Когда крестьянская армия 26 апреля 1644г. победоносно вступила в Пекин, десять тысяч евнухов бежали из Запретного города. С императором Юцзянем остался лишь один кастрат. Символично, что вдвоем они и повесились на кривом стволе ясеня, сделав из своих поясов петли. Правящая клика скопцов перебралась в Нанкин - Южную столицу и создала здесь свое правительство во главе с главным евнухом Ма Шиином. Завоевывая Китай, маньчжурская армия 22 июня 1645 г. подошла к Нанкину, и Ма Шиин со своим окружением бежал на юг. Так рухнула империя Мин - царство евнухов.

Как закончилось монгольское господство?

Со смертью Хубилай-хана в 1294 г. начинается упадок монгольского владычества. Имперским властям не удалось подчинить северные племена кочевников. Начались междоусобицы. Разгорелись бунты, монгольские чиновники обогащались, в то время как китайские крестьяне нищали все больше.

Одним из повстанцев был Чжу Юаньчжан (1328-1398 гг.), познавший на себе все тяготы крестьянской жизни в годы монгольского владычества. Во время великого голода он укрылся в буддийском монастыре. В 23 года примкнул к восставшим и, возглавив их, одерживал победы одну за другой. В 1368 г. Чжу Юаньчжан завоевал Даду, нынешний Пекин, изгнал монголов и основал в Нанкине династию Мин. В следующие десятилетия планомерно укреплял и расширял свою власть и принял императорское имя Тайцзу. Он приступает к восстановлению страны, освобождает крестьян от налогов и передает им в собственность земельные наделы. С установлением династии Мин (1368-1644 гг.) Китай освободился от чужеземного владычества.

Блестящий период династии Мин наступает с ее третьим императором Юнлэ, правившим с 1402 по 1424 г. Он перенес столицу из Нанкина обратно в Пекин и приступил к строительству императорского города, который частично уцелел до наших дней.

Кто построил «запретный город»?

Императорский город - самая протяженная резиденция на земле. Он был окружен 7-километровой стеной, а площадь его составляла 720 ООО кв. м. Город состоял из многочисленных дворцов, храмов, домов, садов и озер. Все здания были покрыты желтыми крышами (желтый - цвет императора). Внутри императорского города находился «запретный город» -дворцовый ансамбль, куда непосвященным запрещалось входить под страхом смертной казни.

Сам Юнлэ прожил в роскошном дворце всего лишь 4 года.

До прихода к власти династии Мин Китай был политически раздроблен. На протяжении трех веков правления Мин единство империи удавалось сохранять. Для защиты от монголов они укрепили Великую стену. Они усовершенствовали сеть каналов, но прежде всего воскресили традиции китайских династий. Однако стремление опираться на историческое прошлое страны все больше изолировало Китай от остального мира, неизбежно обрекая на культурный застой.

Эпоха Мин стала также эпохой великих мореплавателей. Китай не только раздвинул свои границы на суше, но и превратился в крупнейшую морскую державу. Португальским и испанским мореплавателям еще только предстояли великие открытия, а китайцы уже владели превосходной техникой кораблестроения.

Кто превратил Китай в морскую державу?

При дворе Мин евнухи были советниками и слугами императора. Они осуществляли повсеместный контроль, подчиняя себе даже тайную полицию. К концу правления династии Мин при императорском дворе насчитывалось предположительно 70 000 евнухов.

Одним из них был мусульманин Чжэн Хэ. Родом он был из Аньнаня, его настоящее имя - Ма, в 1404 г. он сменил его на китайское. Сделал карьеру, прислуживая в женских покоях императора Юнлэ, затем как военачальник. Однако прославился семью морскими экспедициями, в которых побывал с 1405 по 1433 г. Он плавал в Юго-Восточную Азию, Индийский океан, Персидский залив, Красное море и к восточному побережью Африки.

Флотилия Чжэн Хэ насчитывала несколько сот огромных джонок. Снабжение более 20 ООО моряков и преодоление таких гигантских расстояний сами по себе являются поразительным достижением. Помимо моряков на кораблях несли службу бесчисленные отряды переводчиков, врачей и чиновников.

В первом путешествии участвовало более 300 кораблей. Три первых экспедиции направлялись в Индию. Целью следующих были Ормуз в Персидском заливе и восточно-африканское побережье. Благодаря экспедициям Чжэн Хэ укрепились торговые связи Китая со многими странами. В отличие от европейских мореплавателей, которые через несколько веков после китайцев совершили экспедиции на Дальний Восток, Чжэн Хэ не сооружал баз, страны обкладывались данью лишь в связи с оказией.

В 1368 году в Китае на смену династии Юань пришла династия Мин, шестнадцать императоров которой правили Поднебесной на протяжении последующих 276 лет. Империя Мин получила власть вследствие народного восстания и была свергнута армией Ли Цзычэна и маньчжурами в 1644 году, в ходе Крестьянской войны. Сегодня мы с вами познакомимся с историей династии Мин: ее императорами, а также предпосылками для основания и падения.

Чжу Юаньчжан

Основателя династии Мин, под предводительством которого была свергнута династия Юань, звали Чжу Юаньчжанем. Он произошел из небогатой крестьянской семьи, которая зарабатывала на жизнь промыванием золотого песка и сельским хозяйством. Когда в результате восстания «красных повязок» пала монгольская династия Юань, Чжу Юаньчжану было сорок лет. Свергнув былую власть, он стал императором и нарекся тронным именем Тай Цзу. Столицей Китая новый император сделал город Нанкин, по периметру которого он велел построить тридцатимильную стену.

Тридцатилетнее правление первого императора династии Мин в Китае запомнилось жесточайшими репрессиями: любой проступок, даже самый незначительный, карался смертной казнью. Не забывая о своем происхождении, Тай Цзу всеми силами старался защитить крестьян, а чиновников, которые, пользуясь своим положением, притесняли простой народ, он жестоко наказывал, начиная с клеймения и заканчивая каторгой и казнью.

Несмотря на жестокую манеру правления императора, внутри государства было довольно спокойно, а экономика стремительно развивалась. Династия Мин укрепила свои позиции в Маньчжурии, освободила провинции Сычуть и Юань от монголов и даже сожгла Каракорум. Без серьезных проблем тоже не обошлось, одной из них стали набеги пиратов из Японии.

Чжу Ди

В 1398 году первый император и основатель династии Мин умер. Власть перешла в руки законного наследника трона, мягкого и образованного Цзянь Вэня. В 1402 году он пал от рук высокомерного и властолюбивого князя Чжу Ди - среднего сына первого императора Мин. В следующем году князь провозгласил себя новым императором и приказал ученым переписать историю Китая, дабы доказать свою легитимность. Невзирая на узурпацию трона и жесткую манеру правления, особенно на начальных этапах, историки считают Чжу Ди великолепным правителем.

Чтобы успокоить протестное настроение населения и избежать бунтов, император поощрял проведение буддистских праздников и обрядов, придерживался конфуцианских норм и пересмотрел административный строй империи. Особое внимание он уделял борьбе с коррупцией и тайными обществами. Благодаря восстановлению системы экзаменов в правительство пришло новое поколение чиновников и офицеров.

Кроме того, Чжу Ди работал над восстановлением экономики. С его подачи были освоены земли дельты Янцзы, увеличено производство ткани и продуктов, прочищены русла рек, перестроен и расширен Великий китайский канал.

С точки зрения внешней политики, правление императора было более успешным на море, чем на суше. На верфях города Нанкина строили огромные океанские корабли - девятимачтовые джонки, длина которых составляла 133, а ширина - 20 метров. В состав китайского флота входило порядка трехсот таких суден. Под руководством адмирала Чжэн Хэ (одного из придворных евнухов) флот совершал походы на Цейлон, Индию, Юго-Восточную Азию и даже Персидский залив. В результате этих походов было взято в плен много иностранных правителей, за которых минское государство получало немалую дань. Благодаря морским экспедициям династия Мин в значительной степени расширила свое влияние. Стоит отметить, что они считаются величайшими морскими исследованиями в истории человечества, опередившими эпоху европейских географических открытий на несколько десятков лет.

Именно во времена правления Чжу Ди столица государства была перенесена в Пекин, где началось строительство Запретного города, которое в полной мере завершилось лишь в 1420 году. Волею судьбы император наслаждался новым дворцом недолго: в 1424 году, возвращаясь из похода на Монголию, он скончался.

Сюань Цзун

После смерти Чжу Ди трон перешел к его старшему сыну, который умер менее чем через год из-за сердечного приступа. Тогда власть попала в руки внука Чжу Ди, которого звали Сюань Цзуном. В страну вновь вернулись мир и спокойствие, равно как и на границу государства. Постепенно налаживались дипломатические взаимоотношения с Кореей и Японией. Когда в 1435 году император Сюань Цзун умер, китайские историки нарекли его образцом конфуцианского монарха, склонного к благожелательному правлению и сведущего в искусствах.

Ин Цзун

После смерти Сюань Цзуна престол перешел к одному из его сыновей - 6-летнему Ин Цзуну. Так как новый император был совсем молод, власть находилась у регентского совета, в состав которого вошли три евнуха. Главным из них был Ван Цзинь. Обстановка в государстве стала ухудшаться: наводнения, засухи, эпидемии и вновь обрушившийся на крестьян тяжелейший труд... Простые люди, вынужденные участвовать в изнурительных масштабных строительствах, восставали против власти. Несколько из таких восстаний было крайне сложно подавить.

Вместе с тем с северной стороны государства стали подступать монгольские войска. Под руководством Ван Цзиня, который ничего не понимал в военном деле, император собрал 500-тысячное войско и двинулся навстречу врагу. Монголы полностью разбили китайскую армию и взяли 22-летнего императора в плен. Это военное поражение стало одним из величайших в истории Китая.

Когда Ин Цзун попал в плен, трон перешел к его сводному брату, взявшему имя Цзин Цзун. Ему удалось отразить нападение монголов, защитить Пекин, реформировать армию и провести масштабные работы по восстановлению государства. Несколько позже Ин Цзуна отпустили из плена, и он в результате дворцового переворота вновь стал императором Китая. Вскоре его сводный брат скончался - согласно некоторым источникам, его задушил один из придворных евнухов.

Сянь Цзун

Когда Ин Цзун умер, трон достался его сыну Сянь Цзуну (Чжу Цзяншеню). В период его императорства была реконструирована и полностью достроена Великая Китайская стена. Согласно некоторым оценкам историков, возведение этого величайшего фортификационного сооружение стоило жизни 8 миллионам человек. Еще одним примечательным событием времен правления Сянь Цзуна была 10-летняя война Китая с Монголией, в результате которой ситуацию с набегами удалось стабилизировать.

Кроме официальной бездетной супруги, у императора была старшая жена - его бывшая няня по имени Вэн. Вэн была вдвое старше Сянь Цзуна. Когда ее единственный ребенок умер, она была готова пойти на все, чтобы у императора не появилось детей от других наложниц. В этом стремлении Вэн даже готова была пойти на убийство. Однажды она все-таки просчиталась: в результате случайной связи Сянь Цзуна с девушкой из племени Яо родился мальчик, появление которого скрыли от Вэн. Император увидел своего сына, когда тому уже исполнилось пять лет. Именно это мальчик стал следующим императором, взяв тронное имя Сяо Цзун.

Сяо Цзун

С приходом нового правителя, как обычно, последовали ссылки и казни. Император избавился от чиновников, получивших свою должность нечестным путем, алчных евнухов, нечестных служителей церкви и развратных любимцев предыдущей императорской четы.

Сяо Цзун строго исповедовал конфуцианские принципы: заботился о благополучии крестьян, исполнял все ритуалы, доверял высокие должности только конфуцианцам и был верен своей единственной супруге - госпоже Чань. Эта женщина была единственной слабостью императора, которая в конечном счете сыграла с ним злую шутку - нанесла весомый урон казне. Супруга императора была крайне расточительной и наградила титулами и землями всех своих родных и близких.

Постепенно росло количество евнухов при дворе. В итоге их было более 10 тысяч человек. Этот огромнейший аппарат начал работать параллельно с гражданской администрацией, конкурируя с ней за должности и уровень влияния на императора. Ситуация стремительно усугублялась, особенно когда император Сяо Цзун скончался, а его место занял 13-летний сын по имени У Цзун.

У Цзун

Новый император не унаследовал положительных качеств своего отца: он не только предпочел компанию евнухов обществу законной супруги, но и стал заядлым алкоголиком, наводившим на все государство ужас и панику. В некоторых источниках встречается информация о том, что У Цзун во время путешествий по стране любил похищать из домов женщин, и это была лишь одна из его забав. В конце концов, в 1522 году 21-летний император скончался, не оставив после себя положительных воспоминаний и наследника.

Ши Цзун

После очередной дворцовой интриги правление династией Мин досталось 15-летнему Ши Цзуну - двоюродному брату императора. Новый правитель отличался крутым нравом и мстительностью. Его боялись все, даже наложницы. Однажды несколько из них решили убить императора, однако покушение прошло безуспешно - Ши Цзуна спасли, а девушек мучительно казнили.

Императоры династии Мин кардинально отличались своей манерой правления. Ши Дзун находился на троне 44 года, однако никаких выдающихся достижений за этот долгий период не произошло. Он предпочитал вести затворническую жизнь, не покидая Дворца Вечной Жизни, находящегося на западе Запретного города. Опасаясь шпионов и опасных контактов с представителями других стран, император вел изоляционную политику. Поэтому в стране была запрещена торговля, которая могла бы существенно поправить ее экономическое положение. В результате восточное побережье Китая страдало от набегов пиратов из Японии и жило только за счет контрабанды.

Постепенно Ши Цзун стал отдаляться от дел и все больше времени уделять гаданиям и поиску эликсира бессмертия. Один из главных даосских советников императора прописал ему лекарство, в состав которого входили красный свинец и белый мышьяк. Из-за этих пилюль здоровье императора сильно подорвалось. В 1597 году, будучи совсем слабым, Ши Цзун скончался в Запретном городе.

Шэнь Цзун

Наследником престола стал старший сын императора Лун-цин, однако он задержался на троне всего пять лет, вмешиваясь в управление страной минимальным образом. В 1573 году трон достался сыну Лун-цина, которого звали Шэнь Цзун. Он отличался разумным и трезвым подходом к государственной деятельности. Тем не менее с каждым годом интерес императора к политике угасал, а его противоречия с чиновничьим аппаратом росли. По данным историков, во второй половине своего правления Шэнь Цзун стал попросту игнорировать чиновников, которые собирались толпами около Запретного города и, стоя на коленях, выкрикивали имя императора, дабы привлечь его внимание.

Приблизительно в те времена стало понятно, что годы династии Мин сочтены. Плохо слаженная работа правительства стала не единственной проблемой Китая того времени - угроза с Запада становилась все серьезнее. В 1578 году, получив разрешение Китая на закупку товаров в Кантоне, в Макао стали заниматься торговлей португальцы. Постепенно они и вовсе обосновались в городе, что привлекло внимание к Азии испанцев, которые отправили экспедицию для колонизации Манилы, где господствовали китайцы. В 1603 году разгорелся конфликт на Филиппинах, в результате которого китайцев изгнали из архипелага.

Кроме филиппинского противостояния, забравшего жизни 20 тысяч человек, в стране периодически возникали внутренние конфликты, в частности, между правительством и непокоренным племенем Мяо, а также между китайцами и японцами, вторгшимися на корейские земли. Однако определяющим событием в судьбе Поднебесной империи стала кампания против чжурчжэней - племенного союза между монголами и тунгусами, который возник в XII веке и был вытеснен на северо-восточные земли. Когда чжурчжэни смешались с корейскими мигрантами и представителями некоторых других соседних народов, они стали называться маньчжурами.

На закате XVI века 24-летний маньчжурский вождь Нурхаци объединил в единую империю маньчжурские аймаки и провозгласил себя императором. Чтобы избавить свой народ от вассальной зависимости, он предпринял ряд военных походов на Китай. Все они закончились удачно для Нурхаци и пагубно для империи Мин: экономический кризис в стране усугубился, что повлекло за собой повышение налогов и народное недовольство. Кроме того, военные неудачи плохо сказались на самочувствии императора. В 1620 году Шэнь Цзун скончался.

После смерти императора положение страны резко начало ухудшаться. Падение династии Мин было лишь вопросом времени. На тот момент население Китая уже превышало 150 миллионов человек. Из-за инфляции, перегруженности городов, разрыва между богатым и бедными, пиратства и стихийных бедствий люди организовывали восстания. Особенно тяжело экономический кризис сказался на жизни крестьян: на севере Китая несколько лет свирепствовали суровые зимы, повлекшие за собой жестокий голод, во времена которого фиксировались даже случаи каннибализма. Многим семьям приходилось продавать детей в рабство. Молодежь бралась за любую работу. Часть ее хлынула в крупные города, а часть пошла по безнравственному пути: парни становились разбойниками, а девушки служанками или проститутками.

Кроме внутренних восстаний, над Китаем нависла серьезная внешняя угроза: начиная с 1642 года маньчжуры возобновили набеги, захватив в конечном итоге 94 города. Маньчжуры и мятежники со всех сторон осаждали императорский двор. В 1644-м восставшие крестьяне под руководством Ли Цзычена подошли к Пекину. Последний император династии Мин - Чунчжэнь - не стал бежать и повесился прямо в дворце, дабы, согласно верованиям, вознестись на небеса верхом на драконе. Через 20 лет маньчжуры казнили минского князя Юн-ли, бежавшего в Бирму. Так наступил закат эпохи династии Мин.

Заключение

Сегодня мы с вами рассмотрели такой значимый период китайской истории, как правление династии Мин. Туристам, приезжающим в Китай, предлагают познакомиться с этим периодом еще ближе: гробницы династии Мин, парк городской стены и другие достопримечательности ждут всех желающих. Ну а для тех, кто хочет больше узнать о духе империи Мин, не выходя при этом из дома, есть несколько художественных фильмов об этой эпохе. «Император - основатель династии Мин» (2007), «Смельчак эпохи правления династии Мин» (2016), «Падение династии Мин» (2013) - главные из них.

Загрузка...