Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Конспект нод в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «проделки опечатки в городе буквограде» - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. НОД в подготовительной группе

факия ишмухаметова
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте

Ход деятельности

Программное содержание

Образовательные :

Закрепить знание детей о гласных звуках. А О У Ы Е.

Способствовать развитию звуко буквенного анализа.

Обогащать словарь словами-предметами, действия, определения.

Познакомить со звуком Н,как согласным звуком и его условным обозначением-синий квадрат.

Учить определять место звука в словах и обозначать его на схеме используя условные обозначения синий- квадрат.

Познакомить с печатным написанием буквы Н.

Учить писать букву Н используя образец.

Учить писать слова "луна,мыло" с помощью условных обозначений и букв.

Учить проводить фонетический разбор этих слов.

Развивающие :

Развивать речь,внимание,мышление.

Способствовать развитию фонематического слуха.

Развивать зрительное восприятие.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу,желание говорить красиво,правильно.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы :

Словесный (вопросы,объяснение) .

Наглядный (картинки,показ артикуляции) .

Практический (упражнения) .

Игровой (добавь слог "на" в начале и в конце слова;Один-много;Кто?Что?;) .

Наблюдение за работой,советы.

Ход деятельности

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Вос-ль. Ребята,настал новый день!Я улыбнулась вам,а вы улыбнулись друг другу. И подумайте,как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры,мы здоровы. Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения,удачи.

Дети. Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться,а учиться и учиться.

Вос-ль. Ребята, посмотрите к нам пришла белочка в гости. Она хочет посмотреть на вас чему вы научились, что вы умеете делать. (Приглашает белочку сесть) .

Артикуляционная гимнастика " Лягушка ", " Хоботок ".

Вос-ль. Ребята, когда мы с вами говорим,что мы произносим.

Дети. Слова.

Вос-ль. Слова из чего состоят?

Дети. Из звуков.

Вос-ль. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Какие бывают звуки?

Дети. Гласные и согласные.

Вос-ль. Какие звуки относятся к гласным?

Дети. При произнесении гласных звуков воздух,выходящий изо рта не встречает преград. Они поются. Их можно долго и громко произносить.

Вос-ль. Назовите гласные звуки.

Дети. А, О,У,Ы, Э.

Вос-ль. Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Дети. Красным.

Вос-ль. Каким цветом согласные?

Дети. Синим,зеленым.

Вос-ль. Гласные и согласные звуки образют слоги. А слоги образуют слова.

Разбор слова " Мама"

Вос-ль. Сколько звуков в слове мама?Сколько гласных и согласных звуков? Назови первый слог,второй слог.

Вос-ль. Очень много слов на свете есть,всех их не перечесть. Я хочу чтобы вы научились говорить красиво,грамотно . В русском языке есть очень много разных слов. Какие вы знаете слова?

Дети. Слова-предметы,слова-действия,слова-признаки.

Вос-ль. Слова-предметы на какой вопрос отвечают?

Дети. Кто?Что?Одушевленный и неодушевленный.

Игра с мячом "Кто?Что?"

Вос-ль. Бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос Кто?Что?

Кто?-Кошка Что?-Снег

Вос-ль. На какой вопрос отвечают слова действия?

Дети. Что делает?Что делать?Что делают?

Солнце-что делает?-светит бабочка-летает

снег-идет корова-мычит

рыба-плавает собака-лает

Вос-ль. На какой вопрос отвечают слова-определения?

Дети. Какой?Какая?Какие?

Мама какая?Добрая,любимая,красивая,нежная.

Снег какой?Белый,пушистый. Слон-большой. Мяч-круглый. Чай-горячий.

Вос-ль. А вы, ребята какие?

Дети. Хорошие,добрые,озорные,красивые.

Физкультминутка

Дети. Садятся за столы.

Вос-ль. Ребята вас ждет Незнайка он хочет вам загадать загадку.

Загадка"Инструмент бывалый,не большой не малый. У него полно забот он и режет и стрижет".(ножницы) .

Вос-ль. А слово Незнайка с какого звука начинается?

Дети. Звук Н

Вос-ль. Это гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Вос-ль. Каким цветом Обозначается согласный звук Н?

Дети. Синим.

Вос-ль. Артикуляция звука Н. "Губы приоткрыты,язык прижимается к верхним зубам".Незнайка приготовил вам картинки. Назовите эти картинки и скажите где слышится звук Н. (в начале,в середине,в конце) .

Работа в рабочей тетради Е. В. Колесникова "от А до Я"

Пальчиковая игра "Разотру ладошки"

Игра добавь слог "на" в начале слова.

Кормить-накормить Оборот-наоборот

Резать-нарезать Смешить-насмешить

Лить-налить Писать-написать

Учить-научить

Игра добавь слог "на,но,ны" в конце слова.

Царская коро-на Сочные апельси-ны

Спелые мандари-ны Старая воро-на

Теплые шта-ны Плетенная корзи-на

Мылная пе-на Интересное ки-но

Глубокие карма-ны

Игра "один- много"

Магазин-магазины

Слон-слоны

Нога-ноги

Барабан-барабаны

Диван-диваны

Заучивание чистоговорки

На-на-на-на небе луна

Но-но-но-но распахни окно

Ну-ну-ну-ну полетим мы на луну

Публикации по теме:

Задачи: Образовательные: Знакомить детей с понятием «СЛОГ». Уметь делить слова на слоги, определять количество слогов, придумывать слова.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по Африке» Ребята сегодня у нас будет необычное занятие, а очень интересное! Мы с вами отправимся в путешествие по Африке. Чтобы начать наше путешествие,.

Конспект занятий по обучению грамоте в подготовительной группе. Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Различать гласные и согласные звуки. Учить выделять словесное.

Конспект занятия НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Автор: Блажеева Екатерина Цель: Закрепление ранее полученных.

Образовательные задачи:

1. Продолжать учить детей проводить фонетический разбор заданного слова.

2. Продолжать учить называть место звука в слове обозначать на схеме.

3. Определять первую букву в слове и составить пословицу.

4. Учить решать ребусы, ориентируясь по схемам и значкам.

5. Продолжать учить соотносить звук и букву;

6. Упражнять в умении писать слова печатными буквами.

Развивающие задачи:

1. Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

2. Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

3. Вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

4. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать навык самостоятельной деятельности;

2. Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

3. Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

4. Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материал демонстрационный: красные, синие фишки; буквы; указка.

Материал раздаточный: красные, синие фишки; карточка со схемой (домики для звуков).

Ход занятия

Воспитатель:

Туда хожу я каждый день.

Так нужно, даже если лень.

Так нужно для моей семьи.

Там хорошо и там свои.

Я всех уже так долго знаю,

Я с ними ем и сплю, играю.

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый … (ДЕТСКИЙ САД).

Тут играем и поём,

Дружно, весело живём.

Каждый день сюда идём,

Здесь, друзья, второй наш дом.

Ждет с утра он всех ребят

Наш весёлый… (ДЕТСКИЙ САД).

Дети: в детский сад.

Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами ходим в подготовительную группу детского сада. А вы, знаете, с какой страной можно сравнить детский сад?

Воспитатель: Правильно в детский сад ходят дети, так, значит, нашу страну можно назвать«Страна Детства». А вы, хотите, узнать в какую страну попадают дети после «Страны Детства»?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда нам нужно выполнить правильно различные задания, после каждого выполненного задания на экране будут появляться буквы, и когда все буквы появятся, мы с вами узнаем название этой страны. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: И так первое задание.

Первое задание:«Определи место звука и обозначь на схеме»

Воспитатель. — Ребята, вам нужно определить место звука «Н» в названии каждого предмета и нарисовать синий квадрат в соответствующем месте:в начале, в середине и в конце.

Воспитатель раздает карточки с изображениями и схемами. Дети выполняют задание.

Воспитатель. — Ребята, где нарисовали синий квадрат под изображением барабана?

Дети. — В конце, так как в слове «барабан» звук «Н» слышится в конце.

Воспитатель. — Где нарисовали синий квадрат под изображением ножниц?

Дети. — В начале, так как в слове «ножницы» звук «Н» слышится в начале.

Воспитатель. — Где нарисовали синий квадрат под изображением снеговика?

Дети. — В середине, так как в слове «снеговик» звук «Н» слышится в середине.

Молодцы! С заданием мы справились. Посмотрите на экран. Какая буква появилась? (на экране появляется буква «Л» ).

Второе задание: «Разгадывай пословицу».

Воспитатель. В этом ребусе спрятана пословица. Прочитать ее можно по первым буквам картинок. Вам необходимо определить первые буквы в каждом изображении и вписать эту буквы в клеточки снизу.

Дети выполняют задания.

Воспитатель. Давайте прочитаем то, что у нас получилось.

Дети. Делу – время, а потехе час.

Воспитатель. «О» ). Ребята, давайте, и мы с вами отдохнем.

Физкультминутка:

«Зима»

Наконец пришла зима.
(Разводят руки в стороны )

Стали белыми дома,
(Складывают руки над головой в виде крыши )

Снег на улице идет,
(Поднимают и медленно опускают руки )

Дворник улицу метет.
(Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо )

Мы катаемся на санках,
(Приседают, руки вытягивают перед собой)

Пишем на катке круги,
(Убирают руки за спину, поворачиваются кругом )

Ловко бегаем на лыжах
(Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

И играем мы в снежки.
(Выполняют движения, имитирующие метание)

Воспитатель. Хорошо мы отдохнули, молодцы, смотрим на экран, какая буква появилась? (на экране появляется буква «А» ).

Третье задание:«Отгадай загадку»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем отгадать загадку. Для этого на карточках нужно значки заменить буквами и прочитать загадку.

Воспитатель раздает карточки каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите, в таблице сверху написаны буквы, а под ними значки. Каждой букве соответствует определенный значок. А внизу, уже таблица, где изображены одни значки. Вам необходимо соотнести значки с буквами, и вписать их в пустые клеточки.

Дети вписывают буквы в пустые клеточки.

Воспитатель. Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Дети. После осени пришла и сугробы намела.

Воспитатель. Кто это?

Дети. Зима.

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Давайте посмотрим, какая буква появилась (на экране появляется буква «К» ). Правильно, ребята, после осени наступает зима – это самое холодное время года. Часто бывают морозы, идет снег. А какие еще приметы зимы вы знаете?

Дети. Земля покрывается снегом. Становится холоднее. Зимой бывают вьюги, метели, морозы, снегопады. День становится короче, ночи – длиннее. На сером небе – облака и тучи, из которых идёт снег. В холодную погоду снег идёт крупинками и иголочками, а в тёплую – снежинки слепляются в хлопья. Деревья и провода порываются красивым серебристым инеем. Реки замёрзли и покрылись льдом. Подо льдом живут рыбы. Лиственные деревья стоят голые (берёза, клён, а хвойные (ель, сосна) – в зелёных иголочках.Некоторые звери зимой спят (медведи, ежи, насекомые (мухи, осы). Голодные волки стаями бродят по лесу – ищут добычу, охотятся. Птицы перебираются ближе к человеческому жилью, что бы найти себе корм.

Воспитатель. А вы знаете название зимних месяцев?

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. А знаете ли вы, как называли эти зимние месяцы в старину?

Дети. Нет.

Воспитатель. А вы хотели бы узнать?

Дети. Да.

Воспитатель. В этом нам поможет следующее задание.

Четвертое задание:

Ребята, на схеме слева вы видите цифру 1 и стрелочку от этой цифры. А на схеме справа цифру 1 и буквы. Поставьте пальчик на эту цифру. Возьмите карандаш. Поставьте его на клеточку с цифрой 1. И проведите линию по буквам точно также как показано на схеме.

Вам нужно перенести эту линию на буквы в том направлении, как это показано слева

Воспитатель. А теперь прочитаем, как же назывались зимние месяцы в старицу.

Дети. Студенец, просинец и бокогрей.

Воспитатель. Как вы думаете, почему народ их так называл?

Дети. Декабрь – студень (Приходит стужа, становится студено, холодно, зимняя стужа). Январь – просинец (Потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись островки синего неба). Февраль – бокогрей. (Солнце в ясные дни начинает незаметно пригревать. Дни становятся длиннее, дело к весне идет)

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Давайте посмотрим, какая буква появилась (на экране появляется буква «Ш» ).

Ребята, давайте составим из этих букв слово и узнаем название страны, в которую попадают дети, после детского сада.

Дети составляют слово «Школа»

Сколько слогов в этом слове? (Два)

Назовите первый звук? («ш»)

Назовите второй звук? («к»)

Какой он? (согласный, твердый)

Какой кружочек положите на схему? (синий)

Назовите третий звук? («о»)

Какой он? (гласный, ударный)

Назовите четвертый звук в слове? («л»)

Какой он? (согласный, твердый)

Какой кружочек положите на схему? (синий)

Назовите пятый звук? («а»)

Какой он? (гласный, ударный)

Какой кружочек положите на схему? (красный)

Сколько букв в слове «школа»? (Пять)

Сколько звуков? (Пять)

А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое школа?

Дети рассказывают стихотворение про школу.

Что такое школа

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нём.

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:

О своём любимом крае,

О горах и океанах,

О материках и странах;

И куда впадают реки,

И какими были греки,

И какие есть моря,

И как вертится Земля.

В школе мастерские есть…

Интересных дел не счесть!

И звонок весёлый.

Вот что значит «школа»!

Воспитатель:

Родные ребята!

Детский сад был вашим домом -

Светлым, теплым и знакомым!

Промелькнут деньки, и вскоре

Предстоит учиться в школе!

Пускай всё сложится чудесно

И живется интересно!

Желаю хорошо учиться,

И с целым классом подружиться!

Свой детский сад не забывать,

И иногда к нам забегать!

Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.

  1. Закрепить выделять звук [л] среди других звуков, в составе слогов, слов
  2. Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.
  3. Совершенствовать умение детей четко произносить звуки.
  4. Развивать фонематический слух, восприятия, внимания и памяти
  5. Воспитывать умение слушать ответы товарища,
  6. Развитие общей и мелкой моторики.

Организационный момент, приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: “Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, ребята!

Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Ребята, нам пришло приглашение отправиться в путешествие в необычный город. В город Буквоград.

Восп: «Ребята, а как же мы попадем в Буквоград? На каком транспорте можно добраться из одного города в другой? (Ответы детей.)

Мы ведь отправляемся в сказочный город и транспорт нужен нам сказочный. (Варианты детей.) Предлагаю вам поехать на буквомобиле (буквопоезде).

Я сейчас раздаю Вам билеты с буквами. На посадочных местах такие же изображения букв. Задание: найдите билет с такой буквой, которая является начальной в вашем имени и занять посадочные места в соответствии с указанными буквами. Путешествие на буквомобиле осуществляется под музыку (буквопоезде).

Мы хотим отправиться в волшебную страну, поэтому и поезд у нас тоже непростой, а волшебный.

Ребята, чтобы поезд смог тронуться мы должны ответить на вопросы:

1Какие бывают звуки?

2) Чем гласные звуки отличаются от согласных.

3) Какими бывают согласные звуки?

4) Какие звуки всегда бывают только твёрдыми? (ж, ш, ц).

5) Какие звуки всегда бывают только мягкими? (й, ч, щ).

6) Чем отличаются буквы от звуков?

7) Сколько всего гласных букв?

Воспитатель: Вот мы и попали в Букоград, в этом городе есть улицы, вот улица “Певцов”

Дети отвечают: Здесь живут гласные звуки и буквы (а, о, у, э, и, я, е).

Воспитатель: Вот улица “Громкая” (к детям): “Какие звуки и буквы здесь живут?”

Дети: Здесь живут твердые согласные (б, в, д, г, ж, т).

Воспитатель: Вот улица “Тихая” (к детям): “Какие звуки и буквы здесь живут?”

Дети: Здесь живут мягкие согласные (б", в", д", г", ж", т").

Следующая улица «Веселая».

Игра «Назови брата» Поочередно бросаю мяч и называю твердый или мягкий звук, а ребенок, бросая мяч воспитателю, называет его пару. (б, п, в, г, к, р, л, н, п, с, т, д,

Игра «Поймай звук» нужно хлопнуть в ладоши, если услышите звук [Л]

а, у, л, и, к, л, ла, мо, пу, ло, лы, окно, луна, топор, стол, пенал…

Следующая улица «Путешествий» . А вот и наш поезд. Картинки в которых есть [Л] тоже хотят прокатиться на нашем поезде. Мы должны рассадить их по вагонам. У нас город же необычный и поезд тоже необычный у нас. Если, [Л] находится в начале слова, то картинку мы сажаем в первый вагон, если в середине – во второй вагон, в конце слова – в третий вагон. Договорились?

Молодцы, ребята, все картинки правильно рассадили по вагонам и мы можем двигаться дальше.

А сейчас встали из-за столов и прошли на ковер. Встали в круг. Поиграем игру «Скажи наоборот». Грустный - веселый, легкий - веселый, добрый - злой, сытый - голодный, жарко - холодно, темный - светлый, тонкий - толстый, шершавый - гладкий, говорить - молчать, гласный - согласный, черный - белый.

Следующая улица « Спортивная». Жители города Буквограда предлагают нам сделать физминутку и немного отдохнуть.

А теперь присаживаемся за столы. Ребята скажите мне пожалуйста, [Л] обозначает какую букву. Правильно букву Эл. И у нее сегодня день рождение, давайте приготовим ей подарок. Мы будем делать вот такую открытку с её изображением. Ребята, скажите мне пожалуйста, а почему буква эл именно синего цвета? Правильно, потому что согласная. Выполнили задание и прикрепили к доске. Молодцы ребята, имениннице обязательно понравятся ваши подарки.

Ребята, мы побывали на всех улицах сказочного города Буквограда.

Пришло время возвращаться в наш детский сад.

Закрываем глаза и отправляемся домой.

Открываем. Вот мы и в родном детском саду.

Понравилось вам путешествие в сказочный город? Что понравилось больше всего?

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!

НОД для детей подготовительной группы (6 - 7 лет).

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.

Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф" ].

Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.

Задачи: 1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [ ф ] [ ф" ], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.

2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,

Дисциплинированности.

Оборудование : С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка, иллюстрации петуха и шмеля (игра оформлена на основе книги Н.В. Новоторцевой «Учимся читать. Обучение чтению в детском саду. Ярославль, «Академия развития»,1998) иллюстрации моркови, капусты, лука, карточки - слоги для игры « Собери слоги - получи овощ», рисунок к игре «Наборщик», изображение ежа, синицы.

Ход НОД.

I. Организационный момент (Положительный настрой на работу).

II. Актуализация знаний.

1.Повторение букв а) Назвать только гласные буквы (петух) картина1.

Б) Назвать только согласные буквы (шмель) картина 2

Напечатайте буквы, из которых состоит шмель (дети Iварианта), все остальные печатают буквы, из которых состоит петух (дети IIварианта).

2 Работа по ленте букв.

*Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (А, О, У, Ы, Э).

*Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков (Е,Ё, Ю, Я,И)

3.Отгадайте загадки:

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (МОР - КОВЬ ) на доску иллюстрацию.

Сто одёжек - и все без застёжек. (КА - ПУС - ТА ) на доску иллюстрацию.

Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает (ЛУК ) на доску иллюстрацию.

Как назовём отгадки одним словом? Овощи.

Чем овощи отличаются от фруктов?

4.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И.Ожегова. Один из дошкольников читает значение слова.

Овощи - выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды

(стр.434 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,1995г.).

5.Составление схемы слова ОВОЩИ.

Вспомнить название других овощей нам помогут слоги. Ветерок подул и слово рассыпалось. Каждое слово обозначает овощ. Собери слово (все овалы со слогами рассыпаны на столе).

РЕДЬ - КА ТО - МА - ТЫ

ТЫК - ВА О - ГУР - ЦЫ

ПЕР - ЦЫ КА - БАЧ - КИ

6.К доске приглашаются два дошкольника. Пока они работают со слогами, воспитатель читает текст « Овощи» на карточке.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.Ох!

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку иль свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался не плох!

7.Беседа:

Вспомните, что принесла хозяйка с базара?

Из - за чего овощи завели спор? Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Что сделала хозяйка? Хозяйка тем временем ножик взяла, и ножиком этим крошить начала.

Что сделали овощи в крутом кипятке? Накрытые крышкою в душном горшке, кипели, кипели в крутом кипятке.

Каков оказался суп? И суп овощной оказался не плох.

Какой суп вы любите? А какой можно приготовить? (Молочный, рассольник, щи, борщ, гороховый и др.)

8. ПРОВЕРИТЬ СЛОГИ. КАКИЕ ОВОЩИ ПОЛУЧИЛИ?

9.-Поиграем. Игра « Наборщик». Набирая названия овощей - человек ошибся слогами. Помоги разобраться.

БО - ДИС БО - БЫ.

РЕ - БЫ РЕ -ДИС.

ЧЕС - СОЛЬ ЧЕС - НОК.

ФА - НОК ФА - СОЛЬ.

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV.Изучение нового материала.

1.Беседа:

Как фыркает ёж? Ф - ф -ф.(Иллюстрация).

Как поёт песенки синица? Фью - фью - фью!(Иллюстрация).

Какие новые звуки услышали? [ ф ], [ ф" ]. Эти звуки обозначаются буквой ф.

2.ПОКАЗ БУКВЫ.

3. На что похожа буква?

*ФЕДЯ ХОДИТ РУКИ В БОКИ
ЗНАЧИТ, ВЫУЧИЛ УРОКИ.

4.-Встаньте, пожалуйста, покажите, как ходит Федя.

5. Закройте глаза, напечатайте букву в воздухе.

V.Закрепление:

1.Чтение с доски:

ФА ФАР РАФ ФИЛИН - птица

ФО ФОР РОФ ФИАЛКА - цветок

ФУ ФУР РУФ ФОРМА - специальная одежда

ФЕ ФЕР РЕФ ФОРЕЛЬ - вид рыбы

ФИ ФИР РИФ ФОКУСНИК - цирковая профессия

2.Игра. Если вы услышали в слове новый звук - ХЛОПАЕМ, если звука нет, значит сидим спокойно.

Фартук, ваза, факир, ширма, фонтан, фикус, снег, фарфор, конфета, фрак.

Фартук - одежда, защищающая перед платья от загрязнения (стр.837)

Ваза - сосуд для фруктов (стр.64).

Факир - фокусник, демонстрирующий большую физическую силу (стр. 835).

Ширма - перегородка из рам (стр.884).

Фонтан - струя жидкости выбрасываемая вверх (стр.843).

Фикус - тропическое вечнозелёное дерево (стр.840).

Снег - атмосферные осадки (стр.727).

Фарфор - белый материал получаемый из глины, шпата, кварца (стр.837).

Конфета - сладкое кондитерское изделие (стр.286).

Фрак - род парадного сюртука с вырезом спереди полами и длинными узкими фалдами сзади (стр.845).

3.Работа с карточками. Чтение стихотворения дошкольником.

Фо - кус - ник во фрак одет,

Фа - кел пре - вра - тил в бу - кет.

Фе - я вы - ско - чит от -ту - да

Фо - кус это и - ли чу - до?

4.Работа над значением слов.

Какие слова непонятны? Объясните, как понимаете значение слова факел?

Факел - короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей (стр.835).

Подберите слова близкие по значению к словам: фея, фокус (Фея - волшебница, фокус - чудо - волшебство).

Как скажем о волшебнике мужского пола? (факир - маг).

5. Найдите и подчеркните новую букву карандашом в тексте четверостишия.

6.Напечатайте слово ФЕЯ в своих тетрадках карандашом.

7.Обведите шаблон феи и выполните штриховку сверху вниз и слева направо.

VI.Итог:

С какой буквой познакомились? (с буквой Ф).

Какие звуки она обозначает? [ ф ], [ ф" ].

К доске приглашаются 6 детей. Каждый получает задание изобразить новую букву разными средствами .

*Собрать букву из элементов конструктора.

*Вырезать букву из бумаги.

*Выложить букву камешками.

*Написать букву, подышав на окно.

*Сделать в крышке пластиковой бутылочки дырочку и водой написать на песке в тазу букву.

*Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее букву.

VII.Рефлексия:

Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось - нарисуйте солнышко жёлтым карандашом в тетрадке, где печатали; кому не понравился - красным, кто испытывал трудности в ходе работы - оранжевым.

Какое задание понравилось больше всех?

Где испытывали затруднения?

Проверить графическое изображение буквы Ф у каждого из приглашенных детей.

Список литературы:

Подготовила учитель - логопед

Старостина Марина Александровна

МБДОУ №30 город Чусовой

Цель: Продолжать вести профилактику оптической дисграфии в подготовительной группе. Доставить детям радость.

Задачи:

Коррекционно-воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку, положительное отношение к занятиям, вести контроль за собственной речью, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Коррекционо-обучающие: Провести коррекцию графического образа букв, которые дети пишут с ошибками (и я е ё к с э р ю в г з щ ч) ,совершенствовать навыки словообразования сложных слов, фонематического анализа и синтеза, ориентировку в пространстве, на листе бумаги

Коррекционно-развивающие: Развивать словотворчество, развивать словесно - логическое мышление через составление рассказа по сюжетным картинкам.

Оборудование:

большая магнитная доска, гелиевый шарик с письмом, предметные картинки с буквами на обратной стороне (буквы), маленький мольберт для крепления этих картинок, файлы с заданиями на доске, счётные палочки, пособие «мастерская букв», фонограммы записи голоса опечатки, фонограммы записей мелодий тревожная и торжественная, картинки родственных слов (ВОДОЛАЗ, ВОДЯНОЙ, НАВОДНЕНИЕ, ВОДОПОЙ. ВОДОПАД), посылка с сюрпризами, карандаши и листочки с заданиями.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Дети заходят в группу и здороваются с гостями, взявшись за руки говорят:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

  1. Сообщение темы занятия

Ребята, вы ничего не заметили в группе нового. Посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик. А к нему что-то привязано. Что это? (конверт) и явно не пустой.

Хотите узнать, что там написано. Тогда слушайте.

Чтение письма:

Дорогие ребята! Будущие школьники!

На наш город напала опечатка!!!

Стала устраивать там беспорядки!

В город поскорее поспешите

Эти неполадки найдите,устраните!

Жителям города скорее помогите!!!

Мы вам будем благодарны!!!

Вам стрелки укажут дорогу.

Жители города.

Вот такое интересное письмо. О чём там говорится?

Но кто такая опечатка? Ребята, вы знаете?(опечатка - это какая-то нелепая ошибка на письме)

И от каких жителей, из какого города?

Хотите узнать? От кого письмо нам помогут узнать эти картинки. Нужно выбрать первый звук в названии каждой картинки и прочитать слово.

Что это? Переворачиваем картинку буквой. Б у к в ы …..Баран-утка-корова-волк-ы

Ребята, почему на этом листочке сразу написана буква и нет картинки. (нет слов на букву ы)

Так значит нас просят о помощи буквы, которые живут в городе.. Ребята, а как вы думаете: как может называться город, в котором живут буквы.Давайте пофантазируем:

Я буду называть наши города России, а вы придумывать название города, в котором живут буквы:

Соликамск-Буквокамск

Липецк-Буквинск

Барнаул-Букваул

Горнозаводск- Буквозаводск

Зеленоград-Буквоград

Новороссийск - Буквороссийск

Междуреченск-Буквореченск

Значит отправляемся в город, в котором живут буквы, а стрелки вам укажут дорогу.

Только ребята чтобы попасть в город, надо пройти пароль. Вы знаете. Что это такое? Пароль - это установленные секретные слова, знаки, символы, цифры.

Вам нужно выстроиться в колонну друг за другом и каждому ответить на секретные вопросы пароля?

1. Сколько букв в русском алфавите?

2. Чего больше букв или звуков?

3. Сколько гласных звуков?

4. С какой буквы пишутся имена и фамилии?

5. Что ставится в конце предложения?

6. На что похожа буква ж?

7. Назови самый короткий звук?

8. Как называются звуки, которые поются и переливаются?

9. На что похожа буква о?

10. Как называется согласные буквы в зелёных одеждах?

11. Как называются буквы, имеющие во рту преграду при произнесении?

12. Из чего состоят буквы?

13. Что можно с буквами делать?

14. Как называется порядок букв в азбуке? (алфавит)

Какие вы молодцы! Совершенно верно ответили на трудные вопросы секретного пароля.

Вот мы и в самом городе.

(Звучит тревожная музыка № 2)

Ребята, в городе звучит какая-то музыка? Она какая? (грустная, загадочная, тревожная, таинственная).

(Звучит фонограмма № 11)

Ну что девчонки и мальчишки!

всё-таки попали в этот городишко!

Здесь побывала я - вредная Злодейка - Опечатка

Я обожаю всякую неразбериху и безграмотность и поэтому в городе Буквограде устроила беспорядок: буквы испортила; попрятала, сломала, перемешала. Хочу чтобы вскоре все забыли буквы и разучились читать и писать правильно!!! Ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Так вот как называется этот город - Буквоград, а мы думали, гадали!

Что же теперь будет с нами? Неужели мы и впрямь забудем все буквы и станем безграмотными. РЕБЯТА, ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ? НАДО ПОМОЧЬ БУКВАМ и выручить их из беды.

Нам нужно найти что? (неполадки) Где же они?

А вот и главные неполадки города!

Дети подходят к мольберту и видят проделки Опечатки.

Как же изменились буквы-жильцы каждого домика? Надо навести порядок в каждом домике, но с какого начать? Домики пронумерованы.

Домик № 1

Первое задание: Посмотрите - это за закорючки такие? От букв остались лишь кусочки. Что же здесь натворила опечатка? (она буквы постирала) Сможем догадаться какие были буквы? (К Ж Н Ю Б В ЫЕ Ё)

Домик № 2

Второе задание - буква «Е Ё К С В Г Б Ю Ы Р Ц Щ написаны в зеркальном отражении.(12 букв -трафаретов прицеплены на скотч к файлу)

А с этими буквами что случилось? Они перевёрнуты и смотрят не в ту сторону. А должны смотреть все вправо.

Надо буквам помочь. Обвести их по трафарету и подарить им красивое платьице. Мы с вами умеем это делать? А как же нам справиться с этим заданием по- быстрее. Сколько букв?12 , а нас12 человек. Предлагаю взять по одой букве и пройти к своим столам для работы.

Предлагаю напомнить самой букве как она должна выглядеть.

А вот и правильные буквы и смотрят все вправо как надо!!!

(педагог переворачивает файл на другую сторону, где напечатаны правильные буквы)

Домик № 3

Третье задание - Здесь опечатка спрятала какую-то букву. Она её закидала какими-то предметами. Ребята, вы уже догадались, что это за предметы и что за буква (И) Да, это буква и.

Раз, два,три, букву и из палочек изобрази. Изобразите её из палочек, с помощью рук. Сколько элементов показывает правая рука. Сколько левая?

Предлагаю выложить букву и в нашей мастерской букв.

А вот и правильная буква Ура!!!

Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

Тому, кто справа, улыбнись, тому, кто слева улыбнись

Тому, кто справа поклонись, тому, кто слева поклонись

Тому, кто справа руку дай, тому, кто слева руку дай

И в центр круга ты шагай

Тому, кто справа подмигни, тому, кто слева подмигни

Тому, кто справа обними, того, кто слева обними

Ну вот закончилась игра!

Буквы нам спасать пора!!!

Домик №4

Четвёртое задание - Буквы я в окошках. Здесь одну и ту же букву спрятала опечатка. Давайте внимательно посмотрим и узнаем её.

Сравни буквы Я

(дети сравнивают две буквы я на картинках)

Домик № 5

Пятое задание - Буквенная история.

С это буквой случилась такая история. Давайте составим рассказ по картинкам.

Буква упала в воду. А почему именно эта буква упала в воду, а не другая? Чтобы букве В выбраться из воды, надо подобрать родственные слова к слову вода. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте:

Человек, выполняющий работы под водой. (водолаз)

Затопление местности из-за таяния снега или долгих дождей. (наводнение)

Хозяин воды, обитающий сам в воде. (водяной)

Место падение воды с высоты в реку. (водопад)

Место, где поят скот или пьют воду животные. (водопой)

Назовите ласково слово вода.(водичка, водица)

А вот и буква В целая и невредимая вышла из воды сухая! Мы её спасли!!!

Подведение итогов.

Ребята, вы только полюбуйтесь на наши буквы. Они вновь стали правильными и красивыми!!! Мы спасли все буквы города Буковограда.

А сейчас нам их нужно ещё раз повторить. Я знаю про буквы несколько загадок. А ответы перед вами на доске - ищите буквы-отгадки!!!

Загадки

Узнаешь сразу ты её-

С двумя глазами буква….ё

Ходит с палочкой увы

По страницам буква….ы

Не получится борща

Если нет там буквы щ…

Половинку от жука

составляет буква К….

В алфавите буква Я..

На одной стоит ноге

Это буква- буква..Г

Я очки на нос одев

Сразу стану буквой..Ф

Тридцать три родных сестрички ростом невелички

Если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ. (буквы)

А что за секрет буквы таят?

Как букву можно запомнить? (сосчитать элементы, нарисовать, дописать, выложить из палочек, изобразить руками, телом, написать в воздухе….)

Тогда их правильно запомним и сможем писать и читать грамотно!!!

(Звучит фонограмма опечатки № 12)

Вот это да! Я от вас такого не ожидала! Вы смогли спасти жителей города и навели порядок в Буквограде! У меня в этом саду появились сильные соперники. Мне теперь здесь делать нечего. Ухожу в другой детский сад там свои порядки наводить! А вас в группе ждёт сюрприз! Раз вы такие молодцы!

(Звучит фонограмма № 5)

Ребята! Мы с вами молодцы! Мы победили Злючку-Опечатку, освободили город. Надеемся с ней больше не встречаться.

А нам пора в группу, ведь там нас ждёт…..сюрприз!

Дети возвращаются в группу и находят там посылку с блокнотами и ручками и печеньем в виде букв.

Загрузка...