Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Тютчев есть в осени первоначальной читать. Сочинение Образ осени в стихотворении Тютчева «Есть в осени первоначальной…

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

There is a spell in autumn early,
One all too brief, of an enchantment rare:
The nights are radiant and pearly,
The days, pellucid, crystal-clear.

Where played the sickle and fell the corn, a mellow,
A warm and breathless stillness reigns supreme;
Spanning the brown and idle furrow,
A dainty thread of cobweb gleams.

The birds have flown, we hear no more their clamour,
But winter"s angry winds not soon will start to blow -
Upon the empty fields there pours the azure glow
Of skies that have not lost the warmth of summer.

Exists in the autumnal growing
A brief, but an enchanting phase:
The day - as if in crystal glowing,
The dusk - in the resplendent glaze.

Where ears fell to zesty sickle"s rending,
It"s bare around; through a widespread range
Glows only, thinning and unbending,
A web string on an idle trench.

The air"s depleting, quiet - birds have pealed,
Of nascent wintry storms there isn"t a clue,
And pours the warm and the transparent blue
Onto a resting field...

There is a fleeting, wondrous moment
during autumn"s early days:
time stands motionless, time"s a crystal,
evenings bathe in brilliant rays.

Where sickles swung and crops were toppled,
there"s just an empty wasteland now.
A strand of glittering web is all you notice
across an idle track cut by a plough.

The air has emptied. Birds no longer chatter,
though there"s some time to wait for winter"s snow and rain,
and pure and warm, a gentle blue is flowing
across the resting plains.

Jest chwila krótka w dniach jesiennej pory,
Przedziwnych chwila mgnień:
Powietrze czyste, kryształowy dzień,
Świetliste jeszcze wciąż wieczory...

Gdzie rześki błyskał sierp i padał kłos,
Dziś głucho wszędzie, opuszczona niwa;
I tylko cienki pajęczyny włos
Na śpiącej bruździe odpoczywa.

Wichrowe jeszcze śpią poświsty,
W powietrzu pustka, zmilkły ptaków spory,
I spływa lazur jasny, ciepły, czysty
Na pogrążone w sen ugory.

Я знаю в праосені пору,
Таку коротку і ясну.
Повітря чисте, день прозорий,
I вечір зве в далечину.

Де серп гуляв і падало колосся,
Усюди простір, пусто на стерні.
Лиш павутиння, мов тонке волосся,
Блищить на марній борозні.

Не чути птиць, повітря захололо,
Далеко ще до перших сніжних хуртовин,
Блакить прозора й тепла ллється з височин
На стомлене і тихе поле.

Er is, als de herfst amper is verschenen,
Een korte maar heerlijke tijd -
Alle dagen als door kristal beschenen,
En de avond een stralende heerlijkheid.

Waar eens de sikkel het koren luchtig deed vallen
Is het nu uitgestrekt en verlaten.
Alleen de spin weeft er nog zijn vallen,
Een schittering over stille paden.

In de lege lucht laat geen vogel zich horen.
De eerste winterstorm nog ver in "t verschiet,
Warm en zuiver is het azuur dat vliedt
Over de rustende voren..

U jesenskih je prvih dana
Kraćahna, ali divna dob -
Kad stoji dan ko" od kristala,
I večer sjaji blistavo…

Gdje šet"o čilo srp i klas gdje pad"o
sad tek je prostor svud - i pusto sve -
i paučine tanki vlasak samo
Treperi gdje je brazde pusti red.

Zrak samotan, ni ptica čuti više,
no daleko još je do prvih zimskih bura -
potoci toploga i čistoga azura
leže gdje polje mirno diše…

初秋有一段奇异的时节,
它虽然短暂,却非常明丽——
整个白天好似水晶的凝结,
而夜晚的天空是透明的……

在矫健的镰刀游过的地方,
谷穗落了,现在是空旷无垠——
只有在悠闲的田垄的残埂上
还有蛛网的游丝耀人眼睛。

空气沉静了,不再听见鸟歌,
但离冬天的风暴还很遥远——
在休憩的土地上,流动着
一片温暖而纯净的蔚蓝……

      一八五七年
       查良铮 译

Фёдор Иванович Тютчев – это великий поэт, который внес огромный вклад в формирование и развитие литературного направления в пейзажной лирике. Он воспевал прелести природы необыкновенно певучим языком.

Родился автор в декабре в 1803 году в Орловской губернии. Начальное образование он получал в домашних условиях. Ему очень сильно нравилась латынь, а также поэзия Древнего Рима. По достижению пятнадцати лет его отправляют учиться в университет, расположенный в Москве – в отделение, которое занимается словесностью.

В университете он задерживается до 1821 года. Далее он устраивается на работу в коллегию по иностранным делам. Здесь его назначают дипломатом и отправляют работать в Мюнхен. В Германии, а затем в Италии поэт проводит чуть более 22 лет. Именно здесь он встречает свою большую любовь - Элеонору. В браке у них рождается три дочери. Второй брак будет позже, после смерти первой супруги. На этот раз избранницей дипломата будет Эрнестина.

Творческий путь Фёдора Ивановича разделяется на три периода. Первый этап относится к более ранним годам – 1810-1820 гг. В это время он пишет легкие и непринуждённые произведения, которые отличаются архаичностью и не совсем похожи на произведения того времени. Во втором период лирика становится более качественной, особенно это касается времени, когда автор проживает за границей.


Имеется и третий период творчества Тютчева. Он относится уже к позднему времени, когда умудрённый жизненным опытом поэт влюбился как юноша и буквально осыпал свою избранницу стихами как восхваляющими, так и горестными текстами.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

Произведение под названием «Есть в осени первоначальной…» было представлено на обзор критикам в далеком 57-м году девятнадцатого столетия, а именно – 22 августа. Создано произведение спонтанно, во время возвращения Федора Ивановича Тютчева в Москву. Он ехал вместе со своей дочерью и так сильно вдохновился окружающей природой, что с легкостью написал строки в свою записную книжку.

Данное произведение относится к лирике, созданной уже в зрелом возрасте. На момент написания шедевра Фёдору Ивановичу уже исполнилось 54 года, и за его плечами был большой и плодотворный опыт. Впервые напечатано произведение в 1858-м году. Его опубликовал известный на то время журнал под названием «Русская беседа».

Представленная публике зарисовка очень сильно понравилась своим лиризмом. Здесь описывается осенний период года в самом начале. Именно это время называется в народе – «бабье лето».

То, что на улице было начало осени, указывает эпитет – первоначальной. Он создает особенное раздумье и настроение, позволяя читателю воссоздать в воображении начало осенней поры. Фёдор Иванович Тютчев считается признанным мастером. Он максимально красочно смог передать именно тот период, который олицетворяет смену лета на последующую пору года. Здесь представлена тонкая грань между цветущим летом и зарождением осени.

Особенности природы в произведении


Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в стихотворении играют используемые автором всяческие эпитеты. Они позволяют максимально точно раскрыть тончайшие грани натуральной природы. Фёдор Иванович Тютчев именует данную пору года особенным образом, называя ее дивной. Таким образом, автор старается показать читателю, что природа не только красива, и по-особенному необычна во время дней бабьего лета. Такое время особенно притягательно и завораживает своей красотой. Бабье лето – это своеобразный подарок человеку и прощальный жест, указывающий на скорый уход лета.

Не менее интересен используемый эпитет под названием «хрустальный». Он указывает на особенную игру света во время проходящих деньков. Одновременно с этим, его можно отнести и к прозрачности голубого неба, которое постепенно теряет краску, олицетворяющую летний период года. Словом хрустальный автор старается передать исключительную звонкость дня в осенний период. Таким образом, создается определенная хрупкость окружающей природы, которая вот-вот потеряет свою изначальную красоту.

Стоит особое внимание уделить и эпитету – лучезарные вечера. Такое словосочетание передает читателю, что в природе постоянно появляются все новые и новые цвета, которые создаются под действием заходящего солнца. Все земля в это время освещена по-особенному теплым светом. Вся картина закрепляется прозрачным и чистым небом, которое отмечает праздник прихода осеннего периода.

Следует отметить, что представленная в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» взаимосвязь натуральной природы и жизненного пути человека присуща практически всей лирике Фёдора Ивановича. В произведении особое внимание уделяется полю, которое закрепляется метонимиями, к примеру, падающий колос и прогулки серпа.

Особенности третьей строфы стихотворения


Третья строфа произведения «Есть в осени первоначальной…» особенна интересна. Здесь присутствует своеобразное напоминание, что в скором времени наступит зима, а с ней придут зимние бури.

В шедевре имеется восклицание лирического героя. Тютчев указывает на определенную пустоту, которая мотивируется звенящей тишиной. Такие строки несут только покой и полное умиротворение. Автор отмечает, что как и натуральная природа, так и сам человек рано или поздно нуждаются в перерыве, чтобы по-настоящему насладиться тишиной, а также разлившейся по пространству гармонией.

В строках приводится сравнение осеннего периода с закатом, который в определенный момент возникает на пути практически каждого человека. Фёдор Иванович отмечает не период старения, а время, которое принято называть зрелостью. Это период подтвержденный мудростью, полученной за прожитое время.

Автор старается охватить своим особенным лирическим взором все окружающее пространство – это и опустевшие красивые поля, и различные мелочи, к примеру, тонкий волос паутины. После принятия и изучение прошедших лет на жизненном пути, люди максимально остро начинают ощущать данные моменты. Они понимают свою роль, а также принадлежность к окружающему миру, особенное единство с натуральной природой.

Всё это позволяет максимально точно передать атмосферу осени и сформировать в воображении прозрачность, которые способны навеять легкую грусть и печаль на душе.

Произведение «Есть в осени первоначальной…» состоит из трех, гармонично сочетающихся между собой, строф. Все они написаны с помощью разностопного ямба. Следует отметить, что двухсложная стопа обладает ударением, располагающимся на втором слоге.

Следует также отметить, что весь ритм в произведении весьма музыкальный. Здесь чередуются в правильной последовательности как женские, так и мужские рифмы. Они могут быть как длинными, так и короткими, создавая определенное ощущение непостоянства и недолговечности, связанной с красотой натуральной природы.


Все произведение представлено читателю в виде трех предложений. В строках присутствуют повторения многоточий, которые создают особенную атмосферу для размышления. После прочтения остается ощущение недосказанности, которое способно нарисовать в воображении всевозможные ассоциации.

В произведении имеются не только эпитеты, но и множество иных средств выразительности, стоит рассмотреть основные из них:

Метафора – льется лазурь, которая чистая и теплая.

Сравнение – день стоит на месте, как будто он хрустальный.

Олицетворение – волос тонкой паутины.

Атитеза – пустое все, гуляющий серп.


Фёдор Иванович Тютчев в произведении «Есть в осени первоначальной…» применил особенную разновидность метонимии, именуемую как синекдоха. Это и гуляющий серп, и падающий колос, и тонкая паутина волос. Такие вещи весьма сильно укрепляют весь смысл произведения. Они придают весомость строкам и выделяют их из общего числа других.

Тютчев способен чутко понимать натуральную природу. Именно поэтому он смог показать увядающую пору года, которая пленит своей красотой. Ранняя осень в его произведении, наполнена различными одухотворенными образами, которые воплощают гармонию мира и спокойствия.

Надежда Королева
Литературный вечер «Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора»

Цели :

Воспитывать интерес к художественному слову, развивать интерес к стихам разных поэтов.

Активизировать работу с дошкольниками по использованию детской книги в их познавательно-речевом и художественно-речевом развитии.

Задачи :

Способствовать повышению интереса детей к поэзии;

Закреплять знания детей об осени , осенних месяцах , об осенней подготовке растительного и животного мира к зиме.

- Формировать у детей : желание уметь выразительно читать наизусть, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Развивать артистические способности детей.

Развивать внимание, память мышление и воображение.

Предварительная работа :

Чтение детям стихов и беседы по ним, расширение познавательных интересов через строчки стихов. Работа по проекту «Времена года» раздел осень .

Знакомство детей с Пушкиным через чтение стихов о природе.

Разучивание наизусть стихотворений.

Привлечение родителей к воспитанию интереса к поэтическому слову, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности детей. (Разучивание Стихотворения и чтение произведений с детьми)

Разучивание танцев

«Дождик кап- кап- кап» , Листопад – Чародей.

Оборудование :

Фонограмма песен «Дождик кап- кап- кап» , «Листопад – Чародей» , магнитафон.

Презентация c иллюстрациями фотографиями к стихотворениям детей, телевизор.

Выставка книг с осенними стихами . Портреты писателей : Пушкин, Есенин, Фет,Маршак,

Декоративные дополнения к стихам : деревенские домики, у стенки одного дровница с дровами, осеннее дерево , куклы - осенние месяца Сентябрь , Октябрь, Ноябрь, сова с книжками, подсвечник со свечой, перо – ручка. Мольберт с картиной осени , краски, кисточки.

Ход литературного вечера.

Есть в осени первоначальной ,

Короткая но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера .

Как чудесно поэты пишут об осени .

А что такое осень ?

Это время года.

Представьте себе, что вы художники, какого цвета краски вы возьмёте?

Скажите мне, кто может написать картину, не красками, а словами?

Поэты. К сегодняшнему дню мы с вами давно готовимся, каждый из вас выучил стихотворение. Каждое стихотворение это картина. Такие картины можно увидеть только в тишине. Вы готовы прислушаться к каждому слову в стихотворении, стихах- загадках? Тогда начинаем наш поэтический вечер (Денис) .

С летом год решил проститься,

Помутнела вдруг река,

Дружной стаей стали птицы

Собираться в отпуска.

И чтоб стало всё как в сказке,

Красоту земле даря,

Год разлил на осень краски

Из коробок сентября

Из чьей коробки ГОД достал краски ? Денис принеси нам сюда сентябрь (кукла - сентябрь)

Сентябрь (Максим)

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы” за моря

И открылась школа. С. Маршак

Круглый год. Октябрь. (Рита. П)

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек

С. Маршак

Про какой месяц Рита прочитала нам стихотворение? Рита ищи октябрь и ставь его рядом с сентябрём. Скажите зачем на зиму нужно заготавливать дрова?

(Никита)

Солнце мерзнет, в тучи прячась,

Ветер северный завыл,

Птицы в отпуск потянулись,

Дождь холодный зарядил.

Я про осень размышляю

У закрытого окна :

Осень очень любит Пушкин ,

Осенью родился я !

Кто такой Пушкин? Да верно это великий поэт он написал много стихов, и сказок с ними мы ещё с вами познакомимся, а сейчас, Юлиана прочитает отрывок

Из романа «Евгений Онегин»

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день ,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора ;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. Пушкин

Руслан загадает нам 2 загадки.

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает ?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

Осенью часто идут дожди , об этом проказнике поэты тоже написали стихи.

«Дождь по улице идет.» (Рома)

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы ,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень

Дождь идет (Илья)

Туча-кошка, хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча-лошадь, туча-жук.

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места.

Перессорятся все двести,

А потом заплачут вместе.

И кричит внизу народ :

«Разбегайся, дождь идет!»

Летят дождинки (Илья Л.)

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Густой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

Когда идёт дождик нам грустно или весело? …

А всё зависит, какое у нас настроение. Давайте мы с вами превратимся в дождик и немножко попроказничаем.

Танец «Дождик кап- кап- кап» .

Осень - дивная пора !

В воздухе летают листья,

Словно летом мошкара.

Об осенних листьях и осени есть много стихов

Осенний листок . (Саша)

За окошком лист осенний пожелтел ,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

Осень (Катя)

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила,

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Все кругом искрится,

Все переливается

Осень (Артём)

Осень ,

Осень .

В тучах отсырело -

Даже в полдень светит

Тускло и несмело.

Из холодной рощи

На тропинку,

Выдуло зайчонка -

Первую

Снежинку.

Осень (Соня)

Ходит осень по дорожке ,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень ,

Бродит осень .

Ветер с клена листья

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый -

Кленовый.

Листопад!

Листопад! Листопад! (Кирилл)

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами,

Расстелился под ногами!

Листик в ручки я поймаю,

Подарю любимой маме!

Осень листопадная ,

Самая нарядная!

Вы знаете, что осенью спускается на землю «Листопад – Чародей» и гуляет по улицам, паркам, а лес его любимое место для игр.

Танец Листопад – Чародей.

Максим загадает загадку.

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?

(птицы)

Видеоролик улетающих птиц. Кто это? что они делают? о них мы сейчас и почитаем стихи.

«Наступила осень (Даша)

Наступила осень ,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края

Стрижи (Рита Г)

Улетели сегодня стрижи.

А куда улетели, скажи?

А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им все-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

К зиме готовятся не только птицы, но и звери. Кирилл Юрьев расскажет нам про медведя.

Отыскал корягу Миша –

Есть одна стена и крыша .

Лёг к стене спиной, зевает.

Домик ветер продувает.

Беспокоиться не стоит :

Три стены зима достроит.

А Настенька у нас знает загадку об 1 из осенних месяцев . Попробуйте внимательно слушать и отгадать.

Лягушата, медвежата, (Настя)

И конечно барсучата,

В этом месяце опять,

На зиму ложатся спать!

Словно снег листва кружится,

И цветным ковром ложится,

Засыпает вся природа,

В какой же месяц года? (октябрь)

Давайте вспомним с вами как к зиме готовят припасы белки.

Осенние хлопоты

Сколько белкам хлопот! Поспевает орех,

яблоки, груши, рябины.

Надо белых грибов насбирать,

Нанизать их по веткам сосновым,

Конопатить дупло мохом новым,

Трав и листьев в гнездо натаскать.

Оттого-то в лесу суетня,

И без ветра в движенье верхушки,

Оттого вкруг косматого пня

Взрыты мхов разноцветных подушки.

А вы знаете, что всё это время за вами наблюдали ежик и лисёнок. Нам так понравился ваш литературный вечер , что мы решили подарить вам три свои любимые книжки, о том, как живут в лесу, заяц лиса и медведь. Воспитатель вам почитает, а пока вы можете посмотреть картинки. Только берегите эти книжки, они наши любимые.

На этом мы закончим наш литературный вечер , было очень приятно находится в вашем обществе, слушать чудесное чтение стихов. Я получила от вечера с вами большое удовольствие. Надеюсь на новые встречи.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Есть в осени первоначальной…

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году — оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты . Называя эту пору«дивной» , Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.

Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.

Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь» ) празднует вместе с землей наступление осени.

Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял» .

В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь» ). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все» ) появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле» ), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией. Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.

Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом ; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.

Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности : метафорами (льется чистая и теплая лазурь ), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный ), олицетворениями (паутины тонкий волос ), антитезой (серп гулял – пусто все ). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха : серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос . Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.

Ответы на вопросы по стихотворению Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Внимательно прослушайте музыкальное сопровождение этого стихотворения Ф. И. Тютчева. Какие оттенки настроения добавляет музыка тем чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая стихотворение?

1.Умиротворение, спокойствие, легкая ностальгия.

Изучая пейзажную лирику русской поэзии, обязательно следует читать стих «Есть в осени первоначальной» Тютчева Федора Ивановича. Обращает на себя внимание необычное построение произведения, состоящего всего лишь из трех предложений. Это стихотворение Тютчев написал в зрелом возрасте, в 1857 году. Как и многие другие описания пейзажей, созданные Тютчевым, оно основывается на личных наблюдениях поэта за природой родного края. Федор Тютчев относился к осени без особой любви, она для него ассоциировалась с увяданием природы и человеческой жизни. Именно поэтому чаще всего с наступлением осени он уезжал за границу.

В этом стихотворении автор описывает период «бабьего лета», когда осень только напоминает о себе тонким волосом паутины, летящем над землей. Называя день «хрустальным», поэт передает ощущение прозрачного воздуха, пронизанного последними теплыми лучами солнца. Описывая прекрасный пейзаж, Тютчев упоминает о том, что до холодной зимы еще далеко. Он специально пропускает период настоящей промозглой осени, с ее холодными дождями и голыми деревьями, потому что именно эта осень для него была нелюбимым временем года. А вот такой период перехода от лета к осени вызывает в душе поэта легкую грусть, он символизирует для него наступление зрелого возраста, освещенного мудростью прожитых лет.

В стихотворении поэт использует много эпитетов, метафор и сравнений, придавая своему творению яркость и выразительность. Эти строки звучат как прекрасная музыка, завораживая читателя с первых слов. Стихотворение написано так точно, что можно очень легко представить себе картину, описанную в нем. Готовясь к проведению урока литературы в классе, можно скачать весь текст стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной» или учить это произведение наизусть полностью в режиме онлайн.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Загрузка...