Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Внутренняя политика Николая I. Внутренняя и внешняя политика Николая I кратко

Главными приоритетами внутренней политики Николая I были стремление укрепить социально-экономическое положение страны и, не затрагивая крепостнической основы экономики, ускорить развитие промышленности; усилить самодержавие, которое воспринималось как единственная сила, способная не допустить революционное движение в стране, обеспечить политическую стабильность и порядок. Вместе с тем, часть верхов осознала неизбежность изменений.

С правлением Николая I связано укрепление самодержавия. Роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств была заменена, до определенной степени, Собственной Его Императорского величества канцелярией. Она состояла из V отделений.

В 1826 г. было создано II отделение императорской канцелярии, приступившее к кодификации законов и их систематизации. Эта мера была призвана регламентировать жизнь общества, утвердить принцип верховенства закона, т.е. показать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами. Под руководством М.М. Сперанского к 1833 г. были систематизированы и изданы все законы, принятые с 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи», 30 томов), а также составлен «Свод действующих законов Российской империи» (15 томов), включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.

В 1826 г. учреждено III отделение, занимавшееся политическим сыском и политическими преступлениями. Начальнику отделения А.Х. Бенкендорфу с 1827 г. подчинялся корпус жандармов. Появились новые министерства и ведомства. Император использовал свою канцелярию, создавал различные секретные и специальные комитеты и, минуя министерские органы, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов. Это привело к увеличению бюрократического аппарата, усилению управленческого централизма и режима личной власти. Николай I осознавал пагубность крепостничества, которое могло вызвать новую «пугачевщину», задерживало экономическое развитие, ослабляло военный потенциал. Признавая, что крепостное право есть зло, но, опасаясь общественных потрясений, вызванных его отменой, он считал, что «прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Император провел ряд мер, не затронувших основы крепостничества: запрещено продавать крестьян поодиночке и без земли (1841 г.); безземельные дворяне лишены права приобретать крестьян (1843 г.); вышел указ «Об обязанных крестьянах» (1842 г.), по сути, дублировавший указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах».

Более активно и целеустремленно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа 1837-1841 гг. министра государственных имуществ графа П.Д. Киселева упорядочила отношения государства с государственными крестьянами, которые получили свободу и наделы земли, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и школ. Однако реформа сохранила и увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними. В целом, крестьянский вопрос вел к обострению экономического положения страны.


Тяжелым было финансовое положение – очень большие внешние долги и инфляция. Денежная реформа министра финансов Е.Ф. Канкрина 1839-1841 гг. упорядочила денежное обращение в России. Она сдерживала расходование средств государственной казны. Серебряный рубль стал главным платежным средством.

В результате утверждения жесткого внутриполитического курса была подавлена не только оппозиция, но и любое свободомыслие в стране; бюрократизация государственного аппарата и государственная опека всех сторон жизни общества достигли апогея. Поэтому правление Николая I называют «апогеем самодержавия ». Хотя осознавалась вредоносность крепостного права, но оно было сохранено, а отдельные реформы лишь регламентировали повинности, упорядочивали отношения крестьян с государством. Внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, привела к застою и отставанию от передовых стран Запада.

На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825-1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики - не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

Предварительные замечания

Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ самого Николая I (рис. 2) и его тридцатилетнего правления, которое, с легкой руки академика А.Е. Преснякова, назвали «апогеем самодержавия».

Конечно, Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания - А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.

Рис. 1. Бенкендорф ()

По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией (рис. 3).

Рис. 2. Николай I ()

Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи - А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие - были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.

Рис. 3. Чиновники «николаевской России» )

Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797 г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г. , Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:

I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.

II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.

III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти - генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.

Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.

Рис. 4. Первая в России железная дорога ()

Реформы Николая I

а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 - март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия - «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный - высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830-1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.

На первом этапе кодификационной реформы(1828-1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.

На втором этапе кодификационной реформы(1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1-3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4-8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе - гражданские и межевые законы. В 11-14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.

в) Сословная реформа Николая I (1832-1845)

После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней - «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV-X классов и выпускников высших учебных заведений.

Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.

г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.

Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837-1841 гг.

Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838-1839 гг. , для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг. , реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.

После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.

Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

Рис. 5. Кредитный билет после реформы Канкрина ()

С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г. , были введены государственные кредитные билеты (рис. 5), которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Список литературы

  1. Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. - СПб, 2001.
  2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. - М., 1958.
  3. Зайончковский П.К. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
  4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. - М., 1981.
  5. Корнилов А.А. Курс истории России в XIX веке. - М., 1993.
  6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.
  7. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1999.
  10. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб., 2007.
  1. Omop.su ().
  2. Rusizn.ru ().
  3. EncVclopaedia-russia.ru ().
  4. Bibliotekar.ru ().
  5. Hrono.ru ().

и его супруги - Марии Федоровны. Как только Николай Павлович родился (25.06.1796г), родители записали его на военную службу. Он стал шефом лейб-гвардии конного полка, в звании полковника.

Через три года, царевич впервые надел мундир своего полка. В мае 1800 года Николай I стал шефом Измайловского полка. В 1801 году в результате дворцового переворота, был убит его отец - Павел I.

Настоящей страстью Николая I стало военное дело. Увлечение воинским делом, видимо передалось от отца, причем на генном уровне.

Солдатики и пушки были любимыми игрушками великого князя, за которыми вместе с братом Михаилом он проводил много времени. К наукам, в отличие от брата , не тяготел.

13 июля 1817 года состоялось бракосочетание Николая I и прусской принцессы Шарлотты. В православии Шарлотта была наречена Александрой Федоровной. Кстати, женитьба состоялась в день рождения супруги.

Совместная жизнь царской четы была счастливой. После свадьбы, он стал генерал-инспектором, заведовавшим инженерными делами.

Николай I никогда не готовился, как наследник русского престола. Он был лишь третьим ребенком Павла I. Так вышло, что у Александра I не было детей.

В таком случае престол переходил к младшему брату Александра, и старшему брату Николая - Константину. Но, Константин не горел желанием взваливать на свои плечи ответственность и становится русским императором.

Александр I хотел сделать своим наследником Николая. Это долго было тайной для русского общества. В ноябре Александр I неожиданно скончался, и на престол предстояло взойти Николаю Павловичу.

Так вышло, что в день принятия русским обществом присяги новому императору, произошло . Благо, что кончилось все хорошо. Восстание было подавленно, а Николай I стал императором. После трагических событий на Сенатской площади он воскликнул - «Я Император, но какой ценой».

Политика Николая I имела ярко вороженные консервативные черты. Нередко историки обвиняют Николая I в излишнем консерватизме и строгости. Но как по-другому мог вести себя император, после восстания декабристов? Именно это событие во много задало курс внутренней политики во время его царствования.

Внутренняя политика

Важнейшим вопросом внутренней политики Николая I, становится крестьянский вопрос. Он считал, что надо всеми силами пытаться облегчить положения крестьян. За время его правления было выпущено множество законодательных актов, облегчающих жизнь крестьянства.

В условиях строжайшей секретности работали целых 11 комитетов, которые пытались продумать решения крестьянского вопроса. Император вернул к активной государственной деятельности Михаила Сперанского и поручил ему упорядочить законодательство Российской Империи.

Сперанский блестяще справился с заданием, подготовив «Полное собрание законов Российской Империи за 1648 -1826 годы» и «Свод законов Российской Империи». Министром финансов Канкриным была проведена прогрессивная денежная реформа, которая привела в чувство экономику страны.

Больше всего историки критикуют Николая I за деятельность 3-его отделения Императорской канцелярии. Этот орган осуществлял надзирательную функцию. Российская империя делилась на жандармские округа, заведовали которыми генералы, имевшие в своем подчинение большой штат.

Третье отделение занималось расследованием политических дел, пристально следило за цензурой, а так же за деятельностью чиновников различных рангов.

Внешняя политика

Внешняя политика Николая I стала продолжением политики Александра I. Он стремился поддержать мир в Европе, руководствуясь при этом интересами России, развить активную деятельность на восточных границах империи.

Во время его правления, в России появились талантливые дипломаты, выбивавшие из «наших партнеров» выгодные условия сотрудничества. Постоянно велись дипломатические битвы за влияния в мире.

Русские дипломаты выиграли множество таких баталий. В июле 1826 года русская армия повоевала в Иране. В феврале 1828 года был подписан мир, благодаря усилиям Грибоедова, к России отходили Нахичеванское и Эриванское ханства, так же империя приобретала исключительное право на наличие военного флота в Каспийском море.

Во время правления Николая I, Россия воевала с горскими народами. Была и успешная война с Турцией, показавшая миру военный талант . Следующая русско-турецкая война обернулась для России настоящей катастрофой. После , в котором русские корабли под командованием Нахимова одержали потрясающую победу.

Англия и Франция, боясь усиления России, вступили в войну на стороне Турции. Началась Крымская война. Участие в Крымской войне показало проблемы, имевшиеся в русском обществе. Прежде всего, это технологическая отсталость. стала хорошим и своевременным уроком, положившая начало новому развитию России.

Итоги

Николай I умер 18 февраля 1855 года. Правление этого монарха можно оценивать по-разному. Несмотря на усиление контроля и подавление инакомыслия, Россия сильно увеличила свою территорию, выиграла множество дипломатических споров.

В стране была проведена денежная реформа, обеспечивавшая экономическое развитие, был ослаблен гнет на крестьянство. Все эти послабления во многом стали базой для будущей .

Внутренняя политика Николя 1 началась с жесткого курса. Виной тому восстание декабристов в день присяги. Каковы были действия нового правителя? Что дали его реформы стране? Сейчас узнаем.

Главной задачей нового императора было усиление личной власти и подавление всякого инакомыслия. Именно поэтому он начинает активную борьбу с революционными настроениями, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. В это время Россию будут называть жандармом Европы. Основные направления внутренней политики Николая 1 следующие:

Устранение этих проблем можно разделить на две группы: первая - это решение первых трех задач, вторая - последних трех.

Внутренняя политика Николая 1: усиление личной власти

Первая группа задач стала основной для императора, что и определило жесткий характер действий. Для того чтобы усилить свое значение как правителя, Николай 1 поручает Уварову создать своего рода официальную теорию, которой будут все подчиняться. Ее лозунгом стали известные три слова: православие, народность и самодержавие. Эти три кита должны были сплотить русский народ. Также Николай принимает серьезные меры в связи с распространением революционных изданий среди дворянского населения - так называемый Чугунный цензурный устав. Такой ход власти заставляет тайные общества еще больше настроиться против правительства государства. Еще одним решительным действием считается создание Третьего отдела канцелярии, которая называлась Тайной политической полицией. Политический сыск в стране набирал обороты, но в большинстве своих случаев он не был эффективен.

Внутренняя политика Николая 1: реформы в экономике и социальной сфере

Политика императора была удачна в других сферах жизни общества. Например, денежная реформа Канкрина привела страну к финансовой стабильности, а введение серебряного рубля - к устойчивости валюты. Не забывал Николай и о крестьянах: реформа Киселева была начата для того, чтобы поднять уровень жизни этого слоя населения. В ее рамках было создано самоуправление, увеличилось число наделов и школ для крестьян. Завершил реформу новый Указ об обязанных крестьянах. В социальной же сфере учредилось новое сословие - потомственные и почтенные граждане, также было возобновлено единонаследие. Стоит отметить и еще некоторые реформы, например, Университетский указ, который ограничивал автономию высших учебных заведений.

Заключение

Внешняя и внутренняя политика Николая 1 показали, что для царя важны стабильность и устойчивость общества внутри страны, что ему небезразлично благополучие граждан, но недопустимо инакомыслие. Как он будет с этим бороться, Николай показал в самом начале своего правления с помощью расправы над декабристами. Это и определило его курс, который можно описать в двух словах: жесткость и рациональность.

Николай – третий сын в семье императора Павла I и Марии Федоровны. Его шансы унаследовать престол были приближены к нулю; по этой причине основной акцент в его образовании был сделан на военное дело. Мальчик был воспитан матерью в спартанских условиях.

После смерти старшего брата – Александра I – Николай первый присягнул на верность Константину, своему среднему брату, следом то же самое сделали и войска Российской Империи. Но Константин Павлович не собирался вступать во власть, он отрекся от престола в пользу Николая. За это время в стране начали возникать возмущения. Недовольные дворяне готовили переворот в стране, их целью было свержения царя и уничтожение всего рода Романовых.

Переприсяга Николаю I была назначена на 14 декабря, на эту же дату декабристы наметили свершение своего коварного плана. Благодаря грамотным действиям войск и самого императора восстание было подавлено. За время столкновений на площади перед дворцом погибли около 1300 человек, среди которых было примерно 80 женщин и 150 детей.

Николай I – внутренняя политика

После неудачного восстания к следствию были привлечены больше полутысячи человек. Но как выяснилось, во время расследования декабристы давали ложные показания, чтобы придать массовость заговору.

После проведенного суда больше сотни человек были преданы гражданской казни с лишением всего благосостояния, 99 человек были сосланы в Сибирь, а 36 приговорены к смертной казни.

Николай I, в свою очередь, принял решение смягчить наказание декабристам и подписал соответствующий приказ. В итоге к повешению были приговорены всего пятеро человек, которые являлись зачинщиками бунта.

Женам казнённых декабристов император выплатил компенсации из своих личных средств, кроме того, назначил пожизненную пенсию. Семьям осужденных были назначены пособия, которые выплачивались на протяжении 20 лет. Дети из таких семей были устроены в образовательные учреждения на полном обеспечении государства.

Все проекты декабристов по велению государя были направлены в специально учреждённый комитет. А граф Павел Киселев, славившийся своими отрицательными высказываниями по поводу крепостного права и числившийся среди декабристов, был привлечен Николаем к разработке крестьянской реформы.

Во время правления Николая I крепостное право было превращено в «институт натуральной ренты». Отныне помещикам запрещалось отправлять крестьян на каторгу и продавать их без земли. Помимо этого, крестьяне получили свободу перемещения и имели право заниматься предпринимательством. А также благодаря реформе увеличилось количество крестьянских школ с 60 до двух с половиной тысяч.

В середине 30-х годов императора Николая I заинтересовала идея создания железной дороги на территории Российской Империи. Царь внимательно изучил все предложенные ему проекты и уже через год началось строительство первой чугунки из Петербурга в Царское Село. А через 3 года было принято решение строительства дороги Петербург – Москва.

За время правления Николая I было проложено больше 1 тысячи верст железнодорожных путей, что способствовало росту машиностроения в 30 раз. Кроме этого были построены первые шоссейные дороги с твердым покрытием.

Николай I разработал идеальную систему управления. Главным учреждением в стране становится Канцелярия.

  • I отделение собственной Его Величества канцелярии отвечало за подготовку высочайших указов и отслеживало их исполнение.
  • II отделение. Подготовка единых законов Российской Империи.
  • III отделение. Политический сыск, цензура, розыск фальшивомонетчиков.
  • IV отделение находилось в ведомстве супруги императора и занималось благотворительностью.
  • V отделение занималось подготовкой крестьянской реформы.

Николай I – в нешняя политика

Во время правления Николая I в Европе образовалась коалиция против России, правители стран были недовольны развёрнутой деятельностью императора.

За 25 лет Российская Империя выиграла 2 войны, с Турцией и Персией. А также подавила 2 восстания, в Польше и Венгрии. После чего Николай I получил прозвище «Жандарм Европы».

Осенью 1853 года началась Крымская война, но уже в ноябре российские войска разбили турецкую армию, а в Синопской бухте был повержен турецкий флот.

Спустя всего 4 дня после Синопской битвы в Черное море вошли английские и французские эскадры, а уже к весне следующего года Россия была втянута в войну с Англией, Францией, Турцией и Сардинией.

Военные действия развернулись в трех точках. На Белом море и Кавказе российская армия одержала победу, но в Крыму дело обстояло куда плачевнее. При обороне Севастополя погибли 127 587 солдат, при этом общие потери армии за время войны составили около 140 тысяч человек.

Поражение в Крыму сильно подорвало здоровье Николая I. 18 февраля 1855 года в возрасте 59 лет царь скончался от пневмонии.


Загрузка...