Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Нужны ли сочувствие и сострадание. Почему важно сострадать другому человеку

В современном мире мало кто задумывается о том, что такое сочувствие. Ритм жизни, стресс, нестабильная экономическая ситуация и другие жизненные неурядицы заставляют человека думать о себе и своем благополучии. Подобная ситуация может привести к разложению общества и разрушению традиционных устоев, поэтому нельзя забывать о подобных человеческих качествах.

Сочувствие - что это?

Сочувствие - одно из важнейших , выражающее чувство переживания по поводу какой-либо ситуации или положения. Для чего нужно сочувствие? Оно дозволяет личности понимать чужие эмоции и оставаться человеком. Такое состояние может быть основано на следующих принципах:

  • привязанности;
  • понимании;
  • уважении.

Зачастую подобные эмоции выражают сопереживание другому человеку. Они могут выражаться по-разному:

  • нужными или нежными словами;
  • ободряющими действиями;
  • физической или материальной помощью.

Умение сочувствовать – хорошая , важно делать это вовремя и не быть навязчивым, так как порой возникают накаленные ситуации, при которых данный «жест» будет лишним и высока вероятность, что сочувствие нанесет психологический урон индивиду. Поэтому так важно искренне и в уместный момент проявлять рассматриваемое эмоциональное состояние.


Чем отличается сочувствие от сострадания?

Понимание того, что такое сочувствие и сострадание, будет полезным для развития характера и личности. Это похожие понятия, выражающие чувство сопереживания к другому человеку. Их отличие заключается в том, что сочувствие разрешает не только понять ситуацию, но и прочувствовать эмоции другого. Сочувствие и сострадание в равной степени должны присутствовать в жизни общества, иначе оно станет черствым и безразличным к окружающему миру.

Жалость и сочувствие - в чем разница?

Еще одно похожее понятие – жалость. Она проявляется в виде того же сопереживания, но без эмоциональной окраски, без переживания тех же эмоций и чувств. Иногда чувство жалости не сопровождается желанием поучаствовать в проблеме человека, а выражается только добрыми, ободряющими словами. В большинстве случаев, выражая жалость, человек передает свои чувства по отношению к другому, а не переживает чужие. Сочувствие и жалость в целом похожи по смыслу, но имеют разный подтекст.

Сочувствие - это хорошо или плохо?

Многие задаются вопросом, нужно ли людям сочувствие? Ответов на данный вопрос может быть два, и каждый из них имеет свое объяснение:

  1. Сочувствие необходимо, потому что оно укрепляет социальные связи в обществе, разрешает людям оставаться людьми и проявлять свои эмоции. Сочувствуя, мы показываем, что человек нам не безразличен.
  2. Если человек расстроен, то сочувствие может еще больше расшатать его душевное состояние, усилить проявление негативных эмоций и усугубить ситуацию. В данном случае сочувствие будет лишним.

Из рассматриваемых ответов можно сделать вывод, что сочувствие необходимо в определенные моменты в зависимости от ситуации и эмоционального состояния человека, к которому оно направлено. Важно не переусердствовать и знать, когда проявление такого эмоционального состояния будет уместным, чтобы поистине помочь человеку, а не напротив, усугубить положение.

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Очень сложный, немного философский вопрос - нужно ли сочувствие и сострадание людям? Большинство людей, скорее всего, скажут, что нужно. Подобные качества – проявление заботы, небезразличного отношения. О них важно донести детям при их воспитании и формировании личности. Постоянно получая порцию эмоций сострадания и сочувствия, человек может требовать их все чаще и чаще – он привыкнет к или будет ждать постоянного решения своих проблем. Он может манипулировать своим состоянием для достижения целей. Поэтому не зря существует выражение «все хорошо в меру».

Как научиться сочувствовать?

Ответ на вопрос о том, как выразить сочувствие, будет зависеть от конкретной ситуации. Важно уметь правильно и своевременно сочувствовать. Человеку необходимо показать, что его поняли, разделили его переживания, но при этом дали силы для выхода из сложившейся ситуации. Зачастую требуется:

Для более полного и глубокого понимания смысла данного термина можно обратиться к некоторым книгам, как взрослым, так и детским. Например:

  1. Книга автора Рут Миншулл «Как выбирать своих людей» повествует о том, на что можно обращать внимание при знакомстве с людьми и как выбрать тех, кого можно впоследствии назвать «своими». В книге есть отдельная глава, посвященная понятию сочувствие.
  2. Алекс Кабрера «Феи рассказывают о сочувствии» - отличная книга, дающая возможность донести до ребенка смысл данного понятия и научить его в нужные моменты проявлять сочувствие.

Книги о сочувствии и сострадании позволяют людям стать более открытыми и добрыми, научить детей быть неравнодушными в некоторых ситуациях. Периодически напоминая себе о том, что такое сочувствие, и что иногда без него никак не обойтись, можно сделать мир лучше. Проявление подобного чувства, наряду с состраданием и взаимопомощью, ведет к сплочению общества, налаживанию социальных отношений внутри него, поддержанию традиций и связи поколений. Это важно для развития полноценного, зрелого, стабильного общества.

Такие чувства, как сострадание и сочувствие очень важны в жизни каждого отдельного человека и общества в целом. Без них трудно представить себе современный мир, наверное, он был бы очень жестоким и несправедливым. Такие понятия как сострадание и сочувствие подразумевают умение сопереживать чужому горю, желание помочь совершенно незнакомому, но нуждающемуся в помощи человеку. Эти светлые чувства необходимо воспитывать в каждом человеке с раннего детства на примерах из жизни. Тема сочувствия и сострадания не перестаёт волновать писателей и поэтов, они олицетворяют эти качества, посвящают им целые произведения.

В своём рассказе «Кусака» Леонид Андреев затрагивает тему любви к братьям нашим меньшим, к животным, а точнее – к собаке. В этом рассказе мы наблюдаем за тем, как изменяется характер Кусаки, когда к ней проявляют сострадание, пусть даже это происходит кратковременно. Озлобленная на весь мир и кусачая собака со временем стала добрым преданным другом. Автор пишет об этом превращении так: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Но счастье её длилось недолго. Девочка, получив любовь и преданность собаки, бросила её и даже не попрощалась. Так Кусака снова осталась одна. Мне кажется, что после этой встречи у неё вообще не останется никакого доверия к людям. Но нельзя во всём винить маленькую девочку. Я думаю, ей непросто было расставаться со своим четвероногим другом. Это был первый поучительный урок сострадания в жизни девочки. Хочется верить, что он оставит след в её душе и, когда девочка вырастет, она не сможет пройти мимо нуждающегося в помощи животного или человека. Очень страшно то, что среди нас есть люди, для которых сочувствие и сострадание – это пустые слова.

На главного героя из рассказа Андрея Платонова «Юшка» не повлияло то, что все окружающие его люди, как дети, так и взрослые, всячески унижали и оскорбляли его. Юшка, не смотря ни на что, оставался человеком, он сохранил в себе те чувства, которые по отношению к нему никогда не проявлялись. Он терпел все побои и оскорбления и не озлобился по отношению к людям, этот герой верил в чудо. Это «чудо» должна была совершить девочка, которая хотела стать врачом. Юшка старался помогать ей и сохранял веру в то, что именно в её силах в будущем вылечить его. В этом рассказе меня поражает равнодушие взрослых по отношению к детям, взрослые даже не пытаются воспитать в детях такие качества как милосердие, доброта, сочувствие и сострадание.

Я считаю, что человеку, как существу, живущему в обществе, очень важно уметь и хотеть помочь в трудную минуту как своим близким, так и совершенно незнакомым людям. Ведь каждый из нас надеется, что если он окажется в трудной ситуации, то ему обязательно помогут.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?», 7 класс» читают:

Сочувствие, Сострадание и Сопереживание – очень важные позитивные человеческие качества, я бы сказал, что это способности духовно зрелой . Души человека, который имеет опыт и сам через многое прошёл и многое испытал в жизни. Некоторые считают сострадание и сочувствие слабостью или не нужными эмоциями, нунями и т.п., но это не верное отношение. Тот, чьё сердце не способно на сострадание и сочувствие – заслуживает только этого самого сострадания и сочувствия, ибо в его сердце живёт жестокость и не живёт (Любовь).

Кроме того, очень важно не путать сострадание с жалостью. Сострадание это светлое чувство, усиливающее того, к кому оно направлено. А жалость – чувство тёмное и разрушающее, и оно всегда делает ещё более слабым и ничтожным того, на кого жалеют. Сострадание – признак Великодушия, а жалость – показатель малодушия! Подробнее о Жалости – читайте .

Что такое Сострадание и Сочувствие?

Сострадание и Сочувствие – это способность души сопереживать, то есть понимать чувства другого человека, понимать то, что происходит у него в душе (понимать и сопереживать его победам и радостям, страданиям и боли).

Говорят, что если ты способен на сострадание, значит у тебя есть сердце, а в сердце твоём есть любовь. И это правда. Человек может испытывать сострадание только на основе опыта своей души, то есть его душа помнит (даже если сам человек этого не помнит), когда она сама была в подобной ситуации (в прошлой жизни или в этой) и что она тогда переживала (хорошее или плохое).

О Сострадании, Сочувствии и Сопереживании:

На сострадание и сочувствие способна только духовно богатая , с богатым жизненным опытом, которая прошла свои испытания достойно, не обозлилась, не очерствела, не стала накапливать обиды и злобу на свою судьбу и на Бога, а сохранила в сердце любовь, человечность, веру, светлые чувства. Такой человек способен утешить и ободрить другого, попавшего в сложную ситуацию и помочь ему, а не потопить его в страданиях своей жалостью.

Сострадание – это светлое чувство, когда из духовного сердца человека выходит поток светлой энергии (позитивного опыта, чувств) и входит в сердце другого человека, осветляя, исцеляя и помогая ему пережить его горе. Сострадание – это не значит страдать вместе с человеком, это не значит натягивать на себя проблемы и негатив другого, не значить убиваться вместе с ним разрывая его и своё сердце на части, нет! Это значить исцелять, в том числе правдой, умея говорить её с состраданием и любовью, даже если она очень горькая.

Сострадание и сочувствие предполагает последующие принятие проблемы (даже самой болезненной), всей правды о себе (признание своего греха, своей неправоты) и активное решение этой проблемы – “Любая неприятность – должна быть устранена!” .

Истинное сочувствие, как правило не заканчивается одним сопереживанием, а предполагает какие-то активные действия для помощи тому, кому эта помощь очень нужна. Жалость, сама по себе – бесплодна, а не предполагает ни каких активных и полезных действий.

О Жалости:

Жалость – это тёмное чувство, суть которого: “Давай пострадаем и по разрушаем себя и друг друга вместе…”, “Зачем ты будешь один страдать, давай вместе – я пожалею тебя, ты пожалеешь меня, страданём по полной, по разъедаем свою душу, по обвинениям судьбу, пожалуемся друг другу какой мир не справедливый, какая жизнь тяжёлая… так глядишь и делать ничего не придётся…” . Жалость – не предполагает активных действий по устранению проблемы.

Жалость разрушает веру человека, светлые чувства в сердце, убивает Любовь, хотя очень многие ошибочно полагают, что жалость – это одно из качеств любви. Это не так! Жалость – это в чистом виде потакание (оправдание) тому злу в человеке (его негативу, порокам и слабостям), которое эту самую любовь убивает! А пока человек своё зло жалеет и оправдывает, оно всегда будет в нём жить и разрушать душу, пока не разрастётся до беспредельных размеров и не погубит человека. Тут одно из двух – либо вы его, либо оно вас, третьего не дано!

Каждому нормальному и достойному человеку необходимо научиться чётко различать Сочувствие и Жалость. Научиться чувствовать и понимать переживания других так, чтобы не подпитывать в них всё темное, не достойное, порочное и слабое, а наоборот, побуждать их к освобождению от всего гадкого и разрушающего их душу. Чтобы вместо отвратительного чувства жалости к себе, беспомощности и собственной ничтожности, человек начинал чувствовать силу, позитивный заряд и решимость справиться со всеми проблемами, достойно и с честью пройти любые испытания судьбы! И чтобы он чувствовал, что его понимают, его любят, в него верят и всегда помогут.

Цели :

1. Обобщить знания учащихся по творчеству А. Платонова и Л Андреева.

2. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

3. Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение.

4. Развитие устной и письменной речи.

5. Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

Оборудование: Портреты А. Платонова, Л. Андреева, иллюстрации к их рассказам, эпиграфы, использованные на уроке, макет ромашки.

Эпиграфы.

“Дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие линии...”. А.П.Платонов.

“В рассказе “Кусака” героем является собака ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великим безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. Л. Андреев.

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Мы должны готовиться к домашнему сочинению- рассуждению “Нужно ли сочувствие и сострадание людям?” (По рассказам А. Платонова и Л. Андреева). Расскажите биографию авторов рассказов “Юшка” и “Кусака”. Биографию будем рассказывать вкратце, так как творчество А.Платонова и Л.Андреева изучим в старших классах.

Автором рассказа “Юшка” является А.П.Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1899 года в версте от Воронежа, в Ямской слободе. Литературный псевдоним от имени отца – слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова. Около полувека он работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских, потерял зрение и слух. Андрей Платонов тоже был известен в родном городе Воронеже как талантливый инженер, который готов был многое сделать для родного города. Мать – Мария Васильевна – дочь часового мастера. На ней держалось многочисленное семейство.

А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя от себя до скончания дней. Писатель чувствовал пожизненную ответственность перед замученной лишениями Ямской слободой и постоянное родство с ее людьми. В малолетстве он испытал тяжесть нищенской жизни за плечами. (Семья достигла десяти человек, а работал только один отец.) От голодной смерти умерли меньшие братья и сестры.

А.Платонов учился в церковно-приходской школе, затем поступил в Воронежское городское училище, которое закончить ему не удалось, надо было идти на работу. Подростком он познал непосильный наемный труд, с 15 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. В 1918-1922 годах учился в Воронежском политехникуме.

В литературу Платонов пришел как поэт. В 1922 году вышла его первая книга стихов “Голубая глубина”. А рассказ “Возвращение” (1946) был последним произведением, опубликованным при жизни писателя.

Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника и, несмотря на порой сокрушительную критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным. Он очень много писал для детей: это были рассказы (среди них рассказ “Юшка”), пьесы и киносценарии: “Избушка бабушки”, “Добрый Тит”, “Неродная дочь”. Он также занимался переработкой народных сказок “Финист – Ясный Сокол”, “Волшебное кольцо”.

Автор рассказа “Кусака” Л.Н.Андреев. Он родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец его, по профессии землемер, умер, когда Леонид учился в гимназии. Трудное материальное положение с юношеских лет и раннее честолюбивые помыслы пробудили в нем устойчивое недовольство окружающей жизнью. Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими чиновниками, ремесленным людом и прочей беднотой. Мелочность житейских интересов, грубость составляла повседневные впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому.

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.

Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы жизни в Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число самых известных писателей России начала ХХ века.

Устная речь

Учитель. На доске цветы, они необычные, они цветы сочувствия и сострадания. Они еще необычные потому, что на лепестках написаны задания по рассказам А. Платонова. Таким образом, проверим ваши знания рассказа. Прежде чем приступить к работе над рассказами, объясним значение ключевых слов нашего урока и сочинения.

Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека.

Сочувствие-

1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению

Учитель. Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание?

Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью. А Сочувствие имеет более широкий смысл. Это не просто отзывчивое отношение к чужому горю, а еще одобрительное отношение к чьему-либо начинанию.

Учитель. А теперь обратимся к нашим цветам, выполним задания.

1.(с) Кто такой главный герой Юшка?

2.(о) Как относились взрослые к Юшке?

3.(ч) Как относились дети?

4.(у) Куда уходил Юшка каждое лето?

5.) Смерть Юшки.

6.(с) Гостья Ефима Дмитриевича.

7.(т) Плоды Юшкиной любви.

8.(в) Среди людей бесчувственных как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?

9.(и) Почему умер Юшка?

10.(е) Как приняли окружающие смерть Юшки?

1. Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Юшка жил на квартире у хозяина кузницы. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай и сахар и одежда у Юшки были свои; получил семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

2. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться. Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

3. Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них, не закрывал своего лица. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его. Я бы сказал, зло у детей идет от родителей. Они же видят, как взрослые обижают Юшку. Об этом вот что сказал сам А.Платонов: “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многое лики”

4. Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.

5. Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:

Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.

Юшка первый раз в жизни сердился:

А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

6. Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Кузнец не понял, о ком она спрашивает. Спустя некоторое время только он догадался, что девушка пришла к Юшке. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.

7. Девушка-врач осталась навсегда в городе, где жил Юшка. Она работала в больнице для больных чахоткой, ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей. Все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки.

8. Среди людей бесчувственных как же удалось Юшке сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям? Прежде всего Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

9. Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полн людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?

10. Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.

Учитель. Слушали ваш подробный пересказ рассказа Платонова “Юшка”. Сжато перескажите содержание рассказа “Кусака” по плану:

1. Жизнь собаки до встречи с дачниками.

2. Как Кусака получила свою кличку.

3. В жизни есть счастье.

4. Уезжают.

5. Снова одиночество.

6. Кто виновато в одиночестве Кусаки?

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имен, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. Собака не поверила людям, потому что, с кем она не встречалась, все ее обижали. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи. Когда наступила весна, на дачу приехали хозяева. У них была дочка. Она хотела ласкать Кусаку. Кусака боялась людей и яростно вцепилась зубами в подол платья. После этого девочка назвала ее Кусакой. У Кусаки началась счастливая жизнь. Ее здесь каждый день кормили, с ней играли, она перестала бояться людей. Но счастливые дни оказались короткими. Наступила осень, хозяева начали собираться снова в город. С ними должна была уехать Леля. (Так звали девочку). Леля не хотела оставить Кусаку, попросила родителей, чтобы они разрешили ей взять с собой собаку. Но родители были против. Уехали, Леля даже забыла попрощаться с Кусакой. Кусака за машиной бежала по следам уехавших людей. Она не встретила Лелю. Отчаявшись, вернулась на дачу и завыла. Кусака опять одна, она опять бездомная собака, она опять потеряла веру людям. В этом виноваты сами люди.

“В рассказе “Кусака” героем является собака ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великим безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”

Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.

Письменная речь

Учитель. Приступаем к работе над сочинением.

1. Какие типы речи мы знаем?

Повествование, описание, рассуждение.

2. Какой тип речи называется рассуждением?

Рассуждение – тип речи, когда нужно рассмотреть самые важные свойства предметов и явлений и обосновать их причинно-следственные взаимосвязи.

3. На какие части делим рассуждение?

Тезис, доказательство, вывод.

Учитель. Тема нашего сочинения. “Нужно ли сочувствие и сострадание людям”.

На вопрос мы должны отвечать положительно или отрицательно. Исходя из изученных рассказов, как мы ответим?

Учитель. Это тезис сочинения. Какая вторая часть рассуждения?

Доказательство.

Учитель. Будем доказывать, ответив на вопросы.

  1. Что происходит, если эти чувства присутствуют?
  2. 2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

Учитель . 1 . Кто обладает чувством сочувствия и сострадания?

Чувством сочувствия и сострадания обладает Юшка. Прежде всего у Юшки доброе сердце. Во всем он видит только лучшее. “Дети его обижают. А он думает, что они его любят, что он им нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что сделать для любви, и поэтому терзают его”.

Учитель. А как Юшка объясняет, почему взрослые обижают его?

“У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью”.

Учитель. А сам Юшка умел ли любить? Что он делал для Любви? Составьте развернутый ответ на этот вопрос, цитируя текст рассказа.

В случае необходимости можно предложить ученикам примерный план рассказа.

1. Куда уходил Юшка каждое лето?

2. Смерть Юшки.

3. Гостья Ефима Дмитриевича.

4. Плоды Юшкиной любви.

Учитель. Как Юшке удавалось сохранять доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?

(От слов “В июле или августе …” до слов “об этом никому в городе не было известно”. Ответ после прочтения отрывка: Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему несложно найти точку приложения своей любви. Юшка помогает девочке-сиротке. Причем, не только материально, но как потом оказалось, что был единственным человеком, который окружал ее заботой и любовью.

Учитель. А как же понимает сочувствие и сострадание со стороны людей Кусака? Как она изменилась?

Кусака в городе совсем потеряла веру в людей. Поэтому когда Леля звала ее к себе, Кусака с каждым днем только на один шаг приблизилась к девочке. Она присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки. Когда Кусака увидела выразительные глаза и молоденькое, наивно-прелестное личико, второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят ее и приласкают. Ее приласкали. Она хотела выразить благодарность тем людям, которые вернули ей веру в жизнь. Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать.

Учитель. 2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

Юшке никто не сочувствует, его никто не принимает и не желает понять. А почему они не сочувствуют Юшке? Потому что они в своих бедах винят Юшку. Душевная черствость людей стоило Юшке жизни. Кусака злобилась, не встречая в людях сочувствия. Кусака, оставленная без признания одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.

Учитель. Какой вывод мы сделаем?

Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Отсутствие любви и сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным. Л. Андреев писал: “Когда бьют по одному честному лицу, все честные лица должны испытывать боль и муку попранного(хокуклары бозылган) человеческого достоинства”.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение “Нужно ли сочувствие и сострадание людям?”, используя готовые тезисы.

Тезисы к сочинению.

Сочувствие и сострадание необходимо.

Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).

Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.

2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

А) Смерть Юшки.

Б) Новое разочарование Кусаки.

Вывод словами А.Платонова: Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочувствие и сострадание - чувства, которые делают нас лучше. Действительно, если вдуматься в смысл этих слов, то сочувствие - это совместное переживание определенных чувств, а сострадание - совместное страдание из-за чего-то. Оба они значат, что человек вместе с кем-то переживает его горести и радости, страдания и беды. Именно об этом и состоялся сегодняшний разговор за круглым столом.

В ходе встречи ребята пытались понять, как много заложено в понятие добрый человек. Какими качествами он должен обладать. Воспитанники приняли участие в обсуждении статьи, в которой рассказывалось о том, что люди часто не замечают страданий других, и их безразличие приводит к трагедии.

Обсуждая жизненные ситуации, свидетелями которых они были сами, ребята честно признавались, что никогда особо не задумывались над тем, что испытывали, когда простое сочувствие могло помочь другим справиться с бедой или неприятностью. И сегодняшний разговор помог понять, насколько серьезное значение имеют сочувствие и сострадание в жизни каждого человека, что проявлять сочувствие - это значит выслушать человека и понять, о чем он говорит и что делает? «Чтобы сочувствовать, эмоции собеседника надо пропустить через себя, себя поставить на место этого человека», - к такому выводу пришли ребята в конце разговора. Сегодня ребята сделали еще один шаг к умению чувствовать боль другого человека и управлять своими эмоциями и чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Милосердие и сострадание"

Любовь бывает разной.Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любо...

Загрузка...