Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Профессиональная реабилитация включает в себя. Профессионально-трудовая реабилитация

Реабилитация – это процесс, помогающий человеку стать более полезным и получить удовлетворение от жизни. Недостаток человека может быть результатом разных видов расстройств (физических, умственных или эмоциональных) и разных причин (например, родовая травма, болезнь, производственная травма, дорожно-транспортное происшествие, стрессы пережитые на войне, работе, в повседневной жизни). А также причинами нарушения здоровья могут выступать неблагоприятные условия культурного характера, вызванные социальными, финансовыми причинами или причинами, связанными с образованием. Например, ребенок из числа беженцев может получить расстройство в связи со стрессами, пережитыми на войне или потерей родителей и близких. Социальным нарушением может стать утрата социальной структуры, при которой ребенок мог бы жить в достатке и безопасности, или у него нет должного образования из-за его социальной системы. Реабилитационные программы нацелены на то, чтобы помочь таким людям обрести тот же статус, что и другие люди на планете и иметь возможность жить нормальной жизнью.

Целью реабилитации может быть не только трудоустройство и заработок, а также и другая полезная деятельность. Возможно, умирающая от рака бабушка чувствует, что она могла бы написать рассказ или сделать что-нибудь своими руками, чтобы ее семья вспоминала о ней после ее смерти. Этот процесс тоже является реабилитацией, так как дает ей причину жить, в то время как ее тело умирает.

Для того чтобы преодолеть проблемы, связанные с ограничением физических или умственных возможностей, программы реабилитации основаны на индивидуальном подходе к каждому человеку и включают оценку ситуации человека, его проблем, консультирование и планирование вместе с ним того, как начать разрешать его проблемы. Чаще всего требуются медицинская помощь, обучение и трудоустройство, но также может быть предложена и другая помощь.

К сожалению, значительная часть населения планеты стали инвалидами вследствие войн, нищеты и отношения правительства. Даже в самых развитых странах живут люди с ограниченными возможностями, которые нуждаются в реабилитации для того, чтобы стать самостоятельными и приносить пользу другим. Так как организм инвалида поражен частично, большинство таких людей могут выполнять ту или иную работу. Самыми серьезными препятствиями на пути реабилитации становятся невежество, стыд и предрассудки по отношению к инвалидам. Такое отношение к ним часто исходит от работодателей, членов их семей, друзей и даже от них самих.

Успех реабилитационных программ зависит от людей желающих реализовать эти программы. В некоторых странах этим занимаются государственные и частные компании . Для облегчения жизни инвалидов, в реабилитационных программах используются многие космические технологии. Результаты реабилитационных программ также зависят от людей желающих работать с инвалидами. Успех реабилитационных программ зависит от человека, с которым мы работаем. Он не просто цель нашей работы, он начинает нести ответственность за свою собственную жизнь и за те поступки, которые он совершает.

Самая главная цель реабилитационной программы – помочь инвалидам научиться помогать себе самим – знать о своих способностях и пользоваться ими. Не всегда это легко и не всегда это дает свои результаты, но у нас есть чьему примеру следовать – Иисус, Тот, кто изменил жизни многих людей и попросил нас заниматься той же силою, которую Он дает нам от Бога Отца. Иисус не только физически исцелял людей, но и духовно. Так же и мы не должны полагать, что если человек становится христианином, то все его физические проблемы решены. На пути становления тем, кем Бог хочет, чтобы он стал, нужно изменить и другие сферы его жизни. Мы понимаем, что достигли успеха, если отношение человека к семье и окружающим изменилось в результате познания Слова Божьего. Это и есть реабилитация. Точно также как Бог дает нам Свое Слово изменять духовные жизни, существуют практические знания, исследования и технологии, помогающие нам в других сферах жизни. Можно сказать, что реабилитация – это всеобъемлющее знание Господа и практическое знание, того, как помогать людям.

Осуществление программ профессиональной реабилитации было начато для того, чтобы помогать людям в поиске работы на конкурентном рынке. Спустя годы цели программ расширились и теперь они заключаются в получении хорошо оплачиваемой работы или выгодном трудоустройстве. В 80-х годах цели программ профессиональной реабилитации были еще шире и включали самостоятельное проживание человека, который не может работать, но может в определенной степени позаботиться о себе и может самостоятельно принимать решения. Последнее расширение понятия профессиональной реабилитации было включено потому, что это означало, что человек менее зависим от других.

Значение реабилитации
Реабилитация означает максимальное физическое, умственное социальное и экономическое восстановление способностей инвалида к тому, что он может выполнять. Если инвалидность оборачивается определенными ограничениями для человека, для этого существуют три основных курса действий:


1. устранение причины увечья посредством восстановления способностей

2. компенсация увечья посредством усиления других особенностей человека

3. изменение окружающей обстановки для того, чтобы свести на нет влияние увечья

Самой лучшей основой реабилитации будет использование всех трех подходов.

Всеобщая реабилитация включает физические, умственные, семейные, социальные, личные и профессиональные жизненные цели. Тем не менее, на самом деле увеличение способностей к работе (профессиональная реабилитация) и самостоятельной жизни вызывает сопутствующую корректировку других сфер жизни человека.

Вне зависимости от вида увечья и предлагаемых услуг, целью реабилитации является помощь каждому человеку в достижении тех жизненных перемен, которых он в состоянии достичь. Для некоторых людей этот прогресс заключается в способности не просто целый день находиться в лежачем положении, а научиться садиться в кресло-коляску. Для других целью является восстановление сил для возвращения к работе. Первый упомянутый пример называется «самостоятельная жизнь», а второй – «профессиональная реабилитация». Два этих примера и те жизненные изменения, которых достигает человек, находятся на прямой от самостоятельного принятия решений до полной самостоятельности. Изменения включают в себя концепции самостоятельности и продуктивности.

Вера в то, что каждый человек имеет право быть самостоятельным и продуктивным, глубоко укоренилась в программах реабилитации. Распространение концепции самодостаточности является правом человека быть самим собой, самому решать свои проблемы и самостоятельно принимать решения. Это НЕ означает, что мы оставляем инвалидов наедине со своими проблемами. Мы помогаем им в поиске необходимой информации, помогаем сделать выводы на основе этой информации, составить план действий и следим за тем, чтобы этот план был осуществлен. Реабилитация является методом, посредством которого инвалид получает возможность мобилизировать собственные ресурсы, решить, кем он хочет быть и заниматься, а также собственными усилиями достигнуть поставленных целей. «Помогая в чем-либо нужно сделать так, чтобы эта помощь стала ненужной».

Существует несколько видов реабилитации. Подберите к каждому виду определение:
А. Экономическая, Б. Социальная, В. Семейная, Г. Личная, Д. Психическая.

4. Помощь в обучении общаться с другими людьми в соответствии с общественно-принятыми нормам.
А, Б, В, Г,

5. Помощь в обучении составления бюджета.
А, Б, В, Г,

6. Помощь в записи на прием к психиатру или группе консультантов.
А, Б, В, Г,

7. Убеждение родителей в том, что необходимо позволять ребенку-инвалиду максимально самостоятельно обслуживать себя.
А, Б, В, Г,

8. Помощь в составлении плана для того, чтобы вовремя приезжать на работу.
А, Б, В, Г.

Клиент является первым человеком, который принимает решения о его собственной жизни. Ему необходимо нести полную ответственность за свои решения. Смыслом этого является преодоление зависимости от других. Реабилитация – это индивидуальный процесс, так как все люди разные. В реабилитационном процессе сначала мы советуем, потом руководим, потом консультируем. Это означает, что постепенно клиент начинает контролировать собственную жизнь. Осведомленность о его ответственности за собственную жизнь постепенно увеличивается.

Основные концепции процесса реабилитации, касающиеся людей:

1. Невозможно разделить человека на части, человек изменяется, когда он развивается. Это означает то, что недуг не исчезнет как нечто самостоятельное. Наибольшее количество инвалидов встречается среди безработных , людей, находящихся в социально невыгодном положении и тех, кто находится во вредных для здоровья условиях среды. Мы должны видеть человека целиком, а не только его работу. В больнице лежал молодой мужчина с ампутированной ногой. У него была работа и семья, но он любил выпить с друзьями. Он был пьян, когда попал в аварию. Когда мы с ним встретились, он беспокоился о своей семье, работе и отношениях с женой. Первоначальной проблемой было пьянство, но оно привело ко всем другим его проблемам.

2. Каждый человек должен вносить свой вклад в общественное развитие для процветания своей страны. Об этом часто говориться, но подобные лозунги не действуют в России и других странах. Тем не менее, продуктивность и успех страны связан с тем, как работают люди. Обычно работа означает надежность для семьи, а если семья прочно стоит на ногах, процветает и страна.

3. У каждого человека есть право быть таким же, как и другие. Хотя эта основополагающая идея часто повторяется, в мире она не является такой уж обязательной. Тем не менее, для Иисуса не было слишком маленького человека для его внимания. Поэтому у инвалидов есть право работать и по мере возможностей быть как все. Как христиане мы можем помолиться за исцеление инвалидов.

4. Наше внимание сконцентрировано на том, к чему привела инвалидность. Нужно считать способности, а не ограниченные возможности. Даже инвалиды принимают участие в спортивных играх и учатся новым профессиям.

5. Условия окружающего мира не всегда удобно устроены для инвалидов. Мы должны быть находчивы, особенно в России, в том, как помочь инвалиду справиться с этими неудобствами. Если он не может учиться из-за того, что не в состоянии покидать свой дом, можно предложить ему обучение на компьютере.

Реабилитационный процесс – это спланированная последовательность действий, направленная на помощь инвалиду. Например, пациент учится сидеть, стоять и ходить. Клиент обычно сталкивается с целым рядом проблем, осложняющих его жизнь. Консультант помогает ему выявить эти проблемы, и затем они вместе работают над их разрешением. Поэтому в течение первого семестра нашего курса мы рассказываем вам об оценке способностей и просим вас оценивать способности человека.

Некоторые вопросы

профессиональной реабилитации инвалидов

Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой и важнейшей частью системы реабилитации в целом и способствует социальной интеграции инвалидов в общество. В понятие профессиональной реабилитации входят профессиональное ориентирование таких людей, профессиональная подготовка и переподготовка, трудоустройство. Для большинства инвалидов вопрос трудоустройства и связанная с ним проблема обучения – одни из самых больных. Желание работать вызвано не только понятным стремлением к материальному благополучию, но и необходимостью социальной реабилитации – люди хотят использовать свои способности, умения, навыки и приносить этим пользу; находиться не дома, а в коллективе , общаться.

Вопросам профессиональной реабилитации посвящены Рекомендации Международной организации труда (МОТ) о переквалификации инвалидов (№года, № года), Конвенция МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (№ 000, 1983 года). Формы и методы обеспечения реализации права инвалидов на труд описаны в Докладе МОТ «Право людей с ограниченными возможностями на достойный труд».

По различным оценкам численность инвалидов, проживающих в Московской области на 1 января 2008 года, колеблется от 490 тысяч до 535 тысяч человек (по данным Московской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов), из них работающих – более 80 тысяч. По информации Главного управления государственной службы занятости населения Московской области , в 2007 году в органы службы занятости обратилось 6861 инвалид. В структуре общей численности безработных эта категория составила около 18% (4051 человек). Удалось трудоустроить 2728 человек.

Основу правового регулирования трудоустройства и занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья составляют:

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в котором признается право каждого, в том числе и инвалида, на справедливые и благоприятные условия труда;

8) стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры;

9) обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места;

10) поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;

11) поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов.

Статья 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает следующие меры:

1) установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

2) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

4) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

Квотирование

Закон Московской области /2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» устанавливает квоту для организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более 100 человек в размере 2% от этой численности. До внесения изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на предприятии, где работает более 30 человек, должно было быть не менее 1 трудоустроенного инвалида. Были предусмотрены штрафные санкции и создание целевых фондов за счет уплачиваемых работодателями штрафов для поддержки тех, кто берет на работу инвалидов. Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена ответственность за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Такое деяние наказывается штрафом в размере от двух до трех тысяч рублей. С увеличением численности работников, свыше которой вводится квотирование, до 100 человек, из системы квотирования исключили предприятия малого и среднего бизнеса, где в основном работали лица с ограниченными возможностями здоровья. В Подмосковье не так много крупных предприятий , которые могли бы предложить работу инвалидам. Кроме того, люди с ограниченными возможностями могут работать не во всех областях, поскольку многие производства являются вредными или связаны со значительной физической нагрузкой, зачастую непосильной для абсолютно здоровых людей. Как показали результаты мониторинга, проведенного Главным управлением по труду и социальным вопросам, далеко не все организации выполняют норму квотирования. В 2007 году только 40 процентов предприятий трудоустраивали инвалидов за счет квоты, 38 процентов выполняли ее менее чем наполовину, 15 процентов организаций не выполняли вообще. Работодатели предпочитали выплачивать штрафы, нежели тратить деньги на создание и адаптацию рабочих мест для инвалидов.

Таким образом, система квотирования показала себя малоэффективной и, видимо, уходящей в прошлое мерой трудоустройства инвалидов. Такой вывод согласуется и с данными исследования, осуществленного в 2000 году по заказу Европейской Комиссии и посвященного анализу политики занятости в 18 промышленно развитых странах . Не было выявлено ни одного примера, когда системы квотирования обеспечивали бы выполнение поставленных перед ними задач. Авторы сделали вывод, что в большинстве стран наметился отход от квотирования либо в сторону полной отмены (как в Великобритании), либо в пользу иных мер (активная индивидуальная помощь в трудоустройстве и/или усиление антидискриминационного законодательства).

Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов

В России утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих , овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (Постановление Минтруда РФ). Не смотря на то, что Перечень содержит не только рабочие специальности, но и профессии, требующие квалификации (такие, как программист, юрист, ювелир и другие), на практике, как правило, людей с ограниченными возможностями готовы принимать на низкоквалифицированную или неквалифицированную работу - сторожа, уборщика, подсобного рабочего, курьера. Такие вакансии зачастую не соответствуют ни индивидуальным трудовым рекомендациям, ни уровню образования, ни профессиональным навыкам тех, кто ищет работу. При приеме на работу работодатель должен оценивать в первую очередь реальную способность того или иного лица выполнять конкретную работу. Если человек имеет физический недостаток, это не значит, что он не может выполнять умственную работу. В результате в 2007 году при посредничестве службы занятости работу нашли всего 40 процентов инвалидов, желающих трудиться. При решении этой проблемы возможно использование зарубежного опыта – в ряде стран инвалидам обеспечивается предпочтительный прием на работу по некоторым специальностям (например, в Греции – курьеры, уборщики, садовники, секретари в приемной; в Словении закон обязывает некоторые организации при приеме на работу операторов телефонной станции оказывать предпочтение незрячим людям и т. д.). Большие возможности обучения и трудоустройства дает Интернет, такие сферы как веб-дизайн, программирование. С помощью компьютерных технологий может быть решена проблема занятости инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для которых передвижение составляет наибольшую сложность.

Но проблема далеко не всегда заключается в нежелании работодателя трудоустроить в свою организацию, предприятие, учреждение инвалида. Сами работодатели, представители органов социальной защиты населения и даже обществ инвалидов отмечают экономическую пассивность многих инвалидов, отсутствие у них мотивации для обучения и поиска работы. Имеющаяся сейчас в России система социальной защиты инвалидов (и это касается не только трудоустройства), скорее, способствует росту иждивенческих настроений среди инвалидов, а не вовлечению таких людей в жизнь общества наравне со всеми. Достаточно сказать, что максимальную пенсию по инвалидности получают люди, имеющие третью степень ограничения способности к трудовой деятельности. Намерение законодателя в этом вопросе очевидно – люди, которые действительно не могут работать, должны получать максимальную поддержку от государства. На деле же получается, что человек встает перед выбором: или получение более-менее приличной пенсии при 3 степени ограничения, но при этом он не сможет трудоустроиться; или изменение степени ограничения и трудоустройство, но при этом потеря в деньгах. Кроме того, возникает вопрос и о том, каким образом можно измерить способность к трудовой деятельности конкретного человека. Корректно ли применение в законодательстве такой дефиниции? В условиях рынка труда, когда спрос рождает предложение, инвалиды могут заниматься различными видами деятельности : если у человека нет ног или руки, он может работать за компьютером, то есть нельзя сказать однозначно, что он нетрудоспособен.

Стимулирование создания дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов

В Докладе МОТ «Право людей с ограниченными возможностями на достойный труд» приведены следующие меры финансового стимулирования работодателей к расширению занятости работников с ограниченными возможностями здоровья, применяемые в зарубежных странах:

Обучение инвалидов с целью трудоустройства

В рамках проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации на г. г.» с 2006 года в Московской области реализуются два направления: «Развитие доступности профессионального образования в системе комплексной реабилитации инвалидов» и «Комплексный подход к реабилитации инвалидов со зрением как способ улучшения качества их жизни».

В первый из них составной частью входит проект «Дистанционное профессиональное обучение молодых инвалидов», реализуемый Министерством социальной защиты населения Московской области и Международным независимым эколого-политологическим университетом (МНЭПУ). Основным результатом за первое полугодие 2008 года стало обучение 224 инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет по дистанционной форме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий . Сеть учреждений, реализующих цели и задачи проекта, в основном состоит из 13 учреждений, в ее составе:

· базовые учреждения – Егорьевский центр реабилитации инвалидов «Чайка», Егорьевский центр реабилитации для инвалидов «Исток», Клинский центр реабилитации для детей с ограниченными возможностями «Радуга», Клинский центр реабилитации инвалидов «Импульс», Балашихинский центр реабилитации детей с ограниченными возможностями «Росинка», Наро-Фоминский центр реабилитации для детей с ограниченными возможностями «Сказка» и Сергиево-Посадское профессиональное училище-интернат;

· учебные площадки – Жуковский реабилитационный центр «Радуга», Ивантеевский детский реабилитационный центр «Теремок», Чеховский реабилитационный центр и Химкинский центр реабилитации инвалидов «Надежда», Шереметьевский центр реабилитации инвалидов.

К каждому из базовых учреждений прикреплены находящиеся рядом города и районы, чьи жители – инвалиды обучаются во МНЭПУ. Факультеты, на которых обучаются молодые люди, - менеджмент, юридический, филология, правоведение , прикладная информатика и др.

Необходимо отметить, что в указанных учреждениях не только производится обучение, но и оказывается помощь в развитии и формировании таких социальных навыков, как поиск работы по специальности, составление резюме, взаимодействие с представителями официальных структур, осуществление телефонных переговоров, пользование компьютерами и Интернет-ресурсами, психологическая помощь , обучение технике общения и самопрезентации. Все эти мероприятия способствуют реализации инвалидами права на доступную среду жизнедеятельности, в частности права на доступ к информации. В целом, проблема обучения и трудоустройства тесно связана с проблемой формирования «безбарьерной» среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, ведь до места работы или учебы инвалиду нужно добраться (доступность жилых домов, транспорта, объектов социальной инфраструктуры). Кроме того, рабочее место необходимо создать или адаптировать, учитывая индивидуальные потребности и рекомендации к труду инвалида.

Базовым учреждением второго пилотного проекта – «Комплексный подход к реабилитации инвалидов со зрением как способ улучшения качества их жизни» - является Центр реабилитации Общероссийской общественной организации слепых (г. Волоколамск). В период с января по июнь текущего года участники проекта получали знания и закрепляли навыки ориентирования в пространстве, самообслуживания и домоводства, рукоделия , пользования системой Брайля, плоскопечатной машинописи, деревообработки , металлообработки и электросборки. Выпускники центра получили квалификацию по 11 специальностям: резьба по дереву, плетение из ивового прута, вязание на спицах, плетение макраме, ремонт обуви, наладка рабочих систем автомобиля, пчеловодство
, плодоовощеводство, птицеводство, игра на баяне и переплетное дело. Кроме того, внедряются и новые специальности, связанные с применением компьютерной техники . Большое внимание в центре уделяется профессиональной реабилитации инвалидов, включающей профинформирование, профориентацию, профконсультирование, профотбор инвалидов по зрению.

Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов

В зарубежной практике для стимулирования предпринимательской деятельности инвалидов применяются выдаваемые им дотации для организации собственного дела, создания кооператива. Особенно широко эта мера распространена в странах с большим удельным весом предприятий малого бизнеса (Греция, Италия). В статье 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов. В развитие этого положения законодательством предусмотрен ряд мер. Например, статьей 239 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели , адвокаты, являющиеся инвалидами 1, 2 и 3 группы, освобождаются от уплаты единого социального налога в части доходов от их предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение налогового периода.

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Новый порядок установления инвалидности


Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом стала реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2019 г. федеральное финансовое содействие предоставили 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Реабилитация инвалидов

2 марта 2017, 12:17 Окт 5, 2019 02:00

Профессиональная реабилитация инвалидов – состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

Социально-профессиональная реабилитация должна строиться с учетом того факта, что инвалиды значительно труднее адаптируются к негативным социальным изменениям, обладая пониженной способностью к самозащите, в силу чего они малообеспеченная часть населения.

Реабилитация включает в себя следующие аспекты:

Медицинская реабилитация состоящая из реконструктивной хирургии, протезирования, санаторно-курортного лечения;

Профессиональная реабилитация состоит из профессионального ориентирования, профессионального обучения и образования, содействие в трудоустройстве, производственной адаптации;

Социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-культурную реабилитацию, социально-бытавую адаптацию;

Физическую культуру и спорт;

Компоненты проф.реабилитац.процесса инвалидов:

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги: профессиональную ориентацию; психологическую коррекцию; обучение; создание специального рабочего места инвалида; профессионально-производственную адаптацию.

Профессиональная ориентация - это система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, а также для прогнозирования возможных мер содействия в его будущей профессии.

Цель: оказать содействие человеку в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с потребностями работодателей, рынка труда, личными интересами, способностями и возможностями путем профессионального консультирования, информации и психологической поддержки.

Задачи : информирование и консультирование инвалидов с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения;

ориентирование инвалидов в мире профессий (профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональная диагностика, психологическая поддержка); предоставление услуг по профессиональной информации инвалидам, включая инвалидов из числа учащейся молодежи, по психологической поддержке инвалидов, занятых трудовой деятельностью в период профессиональной адаптации.

Необходимой составляющей профориентационной работы является обеспечение выбора профессии в соответствии с его собственными интересами, склонностями и способностями.

- Психологическую коррекцию , включающую целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве препятствий для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.



- Обучение: персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками такими видами деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами;

Социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания;

Социальному общению, которое включает обеспечение реализации возможности инвалида посещать друзей, кино, театры; социальной независимости, которое должно быть направлено на возможность самостоятельного проживания, возможность распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности;

Оказание помощи в решении личных проблем, которое включает обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового воспитания, воспитания детей;

Консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать правовую помощь инвалиду в области социальной защиты и реабилитации;

Обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

- Создание специального рабочего места инвалида должна обеспечивать безопасность труда, исключать возможность ухудшения здоровья и травматизма.

Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, вида инвалидности, степени функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы. На специальных рабочих местах для инвалидов должны быть обеспечены оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды, работа с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками.

1 и 2 класс согласно «Гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденных Госкомсанэпидемнадзором России

- Профессионально-производственную адаптацию это система и процесс определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, с приспособлением к ним инвалидов.

Рациональное трудовое устройство - это система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспечение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей.

Роль социального работника в ее проведении. У частие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников. Использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу. Оказывает помощь в трудоустройстве инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях. При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

Ключевые слова

ИНВАЛИД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ / DISABILITY / VOCATIONAL REHABILITATION / EMPLOYMENT PROMOTION OF PEOPLE WITH DISABILITIES / SOCIAL PROTECTION OF THE DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Похвощев В.А., Колесникова О.А., Фирсова Ю.А.

Цель: Данная статья посвящена вопросу становления и развития системы социальной защиты инвалидов в России. Современная социальная политика страны ориентирована на обеспечение равенства прав и возможностей в реализации потенциальных способностей и индивидуальных ресурсов каждого члена общества. Актуальность выбранной темы обусловлена неизменно высоким числом лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным ООН каждый десятый человек на планете (более 750 млн. человек) имеет ту или иную форму инвалидности и не менее 25% населения страдают различными расстройствами здоровья. В настоящее время инвалидизация граждан трудоспособного возраста, особенно среди первично освидетельствованных, значительна. Ежегодно в России статус инвалида приобретают более 2 млн. человек, из них около 700 тыс. человек впервые, примерно половину которых составляют граждане трудоспособного возраста. Почти 80% инвалидов трудоспособного возраста не работают. Инвалиды как особая социальная категория людей нуждаются в значительных мерах социальной защиты. Эти виды помощи определены законодательством, однако, следует отметить, что данные нормативно-правовые акты касаются льгот, пособий, пенсий и др., направленных на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материального обеспечения. Вместе с тем люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой государственной поддержке, которая могла бы стимулировать их к общественно-полезной деятельности, подавляя иждивенческие настроения. По существу, речь идет о полноценной интеграции инвалидов в общество, которая является конечной целью их . В связи с этим в настоящее время в современной России назрела необходимость формирования научной концепции профессиональной реабилитации инвалидов , основанной на восстановлении социального и трудового статуса инвалидов и включения их в трудовую деятельность. Методология проведения работы: Данная статья основана на использовании графических методов обработки и обобщения информации, методов системного анализа, экспертных оценок и анализа эмпирических данных. Результаты работы: В процессе исследования показаны различные подходы к изучению аспектов профессиональной реабилитации инвалидов . Выводы: Практическая значимость исследования заключается в поиске путей повышения уровня занятости инвалидов в целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику страны, а также повышения уровня и качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Похвощев В.А., Колесникова О.А., Фирсова Ю.А.

  • Формирование в регионе условий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере Омской области)

    2019 / Гокова Ольга Владимировна
  • Повышение качества профессионального образования инвалидов на основе использования международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

    2019 / Мясников И.Р.
  • Факторы, определяющие трудовую деятельность инвалидов со значительными нарушениями здоровья

    2017 / Старобина Е.М., Владимирова Оксана Николаевна, Давыдов А.Т., Разумовский М.И., Кожушко Л.А.
  • Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае

    2016 / Артемова Елена Игоревна, Андреев Сергей Юрьевич, Мищенко Елена Анатольевна, Киященко Елена Александровна
  • К вопросу об экономической цене инвалидности

    2018 / Нацун Лейла Натиговна, Шабунова Александра Анатольевна
  • Теоретические основания социально-средовой реабилитации инвалида

    2018 / Рогачева Татьяна Владимировна, Шестакова Елена Васильевна
  • Трудовая реабилитация инвалидов в концепции связанного со здоровьем качества жизни

    2016 / Фадин Н.И.
  • Совершенствование межведомственного взаимодействия в программе комплексной реабилитации инвалидов

    2018 / Радченко Т.Е., Абрамова С.Б.
  • Социальное сопровождение инвалидов в Забайкальском крае

    2015 / Бейгуленко Ольга Владимировна, Ардашова Юлия Ивановна
  • Механизм содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных социально-экономических условиях

    2019 / Арбуз Анна Владимировна

Methodological basis of the vocational rehabilitation and employment promotion of people with disabilities

Purpose: this article focuses on the question of formation and development of the social protection system of disabled people in Russia. Modern social Russian policy is aimed at ensuring equal rights and opportunities in the realization of potential abilities and individual resources of each member of society. The importance of the chosen topic is connected with the consistently high number of people with disabilities. According to UN statistics, every tenth person on the planet (more than 750 million people) has some form of disability and at least 25% of the population suffer from various health disorders. Currently, the disability of working citizens, especially among initially examined, is very significant. Annually in Russia the status of a disabled person is acquired by more than 2 million people, among which about 700 thousand people for the first time, and this is a half of working people. Almost 80% of disabled people of working age don"t work. Disabled people as a social category of people need significant measures of social protection. These types of aid are defined by the legislation, however, it should be noted that these legal acts relate to privileges, benefits, pensions, etc., aimed at the maintenance of life, passive consumption of material support. However, people with disabilities need such state support, which would encourage them to socially useful activity, inhibiting dependency. Essentially we are talking about the full integration of disabled people into society, which is the ultimate goal of their vocational rehabilitation . In this regard, currently, in modern Russia there is a need for a scientific concept of vocational rehabilitation of invalids, based on the reconstruction of the social and labor status of people with disabilities and their inclusion into the labor market. Methods: this article is based on the use of graphics processing methods and synthesis of information, methods of system analysis, expert assessments and analysis of empirical data. Results: in the article different approaches to the study of aspects of vocational rehabilitation of people with disabilities are shown. Conclusions and Relevance: the practical significance of the research is finding ways to increase employment of people with disabilities in order to attract additional labor resources in the economy, and improve the level and quality of life of citizens with disabilities.

Текст научной работы на тему «Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 331, 364 Р01: 10.18184/2079-4665.2017.8.2.330-336

Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья

Владимир Александрович Похвощев 1 , Ольга Андреевна Колесникова 2*, Юлия Александровна Фирсова 3

1 Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт), г. Москва, Россия

2 Воронежский институт высоких технологий, Воронеж, Россия

3 Бюджетное учреждение Воронежской области «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста», Воронеж, Россия

* E-mail: [email protected]

Аннотация

Цель: Данная статья посвящена вопросу становления и развития системы социальной защиты инвалидов в России. Современная социальная политика страны ориентирована на обеспечение равенства прав и возможностей в реализации потенциальных способностей и индивидуальных ресурсов каждого члена общества. Актуальность выбранной темы обусловлена неизменно высоким числом лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным ООН каждый десятый человек на планете (более 750 млн. человек) имеет ту или иную форму инвалидности и не менее 25% населения страдают различными расстройствами здоровья. В настоящее время инвалидизация граждан трудоспособного возраста, особенно среди первично освидетельствованных, значительна. Ежегодно в России статус инвалида приобретают более 2 млн. человек, из них около 700 тыс. человек - впервые, примерно половину которых составляют граждане трудоспособного возраста. Почти 80% инвалидов трудоспособного возраста не работают. Инвалиды как особая социальная категория людей нуждаются в значительных мерах социальной защиты. Эти виды помощи определены законодательством, однако, следует отметить, что данные нормативно-правовые акты касаются льгот, пособий, пенсий и др., направленных на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материального обеспечения. Вместе с тем люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой государственной поддержке, которая могла бы стимулировать их к общественно-полезной деятельности, подавляя иждивенческие настроения. По существу, речь идет о полноценной интеграции инвалидов в общество, которая является конечной целью их профессиональной реабилитации. В связи с этим в настоящее время в современной России назрела необходимость формирования научной концепции профессиональной реабилитации инвалидов, основанной на восстановлении социального и трудового статуса инвалидов и включения их в трудовую деятельность.

Методология проведения работы: Данная статья основана на использовании графических методов обработки и обобщения информации, методов системного анализа, экспертных оценок и анализа эмпирических данных.

Результаты работы: В процессе исследования показаны различные подходы к изучению аспектов профессиональной реабилитации инвалидов.

Выводы: Практическая значимость исследования заключается в поиске путей повышения уровня занятости инвалидов в целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику страны, а также повышения уровня и качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инвалид, профессиональная реабилитация, содействие занятости инвалидов, социальная защита инвалидов

Благодарности. Авторы выражают благодарность и глубокую признательность научному руководителю, доктору экономических наук, профессору Похвощеву Владимиру Александровичу за чуткое руководство и отеческую опеку, ценные советы и замечания при работе над данной статьей.

Для цитирования: Похвощев В. А., Колесникова О. А, ФирсоваЮ, А. Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 2. С. 330-336. 001: 10.18184/2079-4665.2017.8.2.330-336

© Похвощев В. А. Колесникова О. А., Фирсова Ю. А., 2017

развитие

Methodological basis ofthevocational rehabilitation and employment promotion of people with disabilities

Vladimir A. Pohvoshev 1, Olga A. Kolesnikova 2* Yuliya A. Firsova 3

1 Moscow International higher business school MIRBIS, Moscow, Russian Federation

2 Voronezh institute of high technologies, Voronezh, Russian Federation

3 Voronezh regional rehabilitation center for young people with disabilities, Voronezh, Russian Federation * E-mail: [email protected]

Purpose: this article focuses on the question of formation and development of the social protection system of disabled people in Russia. Modern social Russian policy is aimed at ensuring equal rights and opportunities in the realization of potential abilities and individual resources of each member of society. The importance of the chosen topic is connected with the consistently high number of people with disabilities. According to UN statistics, every tenth person on the planet (more than 750 million people) has some form of disability and at least 25% of the population suffer from various health disorders. Currently, the disability of working citizens, especially among initially examined, is very significant. Annually in Russia the status of a disabled person is acquired by more than 2 million people, among which about 700 thousand people - for the first time, and this is a half of working people. Almost 80% of disabled people of working age don"t work. Disabled people as a social category of people need significant measures of social protection. These types of aid are defined by the legislation, however, it should be noted that these legal acts relate to privileges, benefits, pensions, etc., aimed at the maintenance of life, passive consumption of material support. However, people with disabilities need such state support, which would encourage them to socially useful activity, inhibiting dependency. Essentially we are talking about the full integration of disabled people into society, which is the ultimate goal of their vocational rehabilitation. In this regard, currently, in modern Russia there is a need for a scientific concept of vocational rehabilitation of invalids, based on the reconstruction of the social and labor status of people with disabilities and their inclusion into the labor market.

Methods: this article is based on the use of graphics processing methods and synthesis of information, methods of system analysis, expert assessments and analysis of empirical data.

Results: in the article different approaches to the study of aspects of vocational rehabilitation of people with disabilities are shown. Conclusions and Relevance: the practical significance of the research is finding ways to increase employment of people with disabilities in order to attract additional labor resources in the economy, and improve the level and quality of life of citizens with disabilities. Keywords: disability, vocational rehabilitation, employment promotion of people with disabilities, social protection of the disabled people Acknowledgements. The authors express their gratitude and deep appreciation to the scientific adviser, Doctor of Economics Sciences, Professor Pokhvoshchev Vladimir Aleksandrovich for sensitive leadership and paternal care, for the valuable advice and comments on the article.

For citation: Pohvoshev V. A., Kolesnikova O. A., Firsova Yu. A. Methodological basis of the vocational rehabilitation and employment promotion of people with disabilities. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2017; 8(2(30)):330-336. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.2.330-336

Введение

За последние почти 20 лет общее число инвалидов в Российской Федерации увеличилось почти на 3 млн. человек и по состоянию на 1 января 2017 г., по данным Росстата, составило 12,25 млн. человек - 11,9% от общей численности населения страны (146,8 млн. человек) .

Обзор литературы и исследований

Группа ученых (А. А. Шабунова, О. Н. Калачико-ва, Н. А. Кондакова и др.), исследовавших вопросы инвалидизации населения, пришли к выводу о том, что к 2030 году возможно увеличение численности инвалидов еще на 10%. В связи с этим проблема социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья становится наиболее важной и

актуальной, а неизменно высокая их доля в общей структуре населения представляет собой устойчивую тенденцию и может оказывать негативное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Важнейшим направлением реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является профессиональная реабилитация, под которой принято понимать «многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида или приобретение им новых профессиональных навыков в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда».

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия и услуги:

Источник: Положение инвалидов/ Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики. 2017. Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 25.06.2017).

Рис. 1. Динамика численности инвалидов в Российской Федерации, тыс. человек

Resource: The situation of persons with disabilities / Official statistics. Federal state statistics service. 2017. Mode of access: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rossta.. (date accessed: 25.06.2017) (in Russ.).

Fig. 1. Dynamics of the number of disabled people in the Russian Federation, thousand people

Профессиональную ориентацию (профессиональное информирование и консультирование, профессиональный отбор и подбор, коррекцию профессиональных планов);

Профессиональное обучение и переобучение;

Содействие в трудоустройстве, включающее рациональное трудоустройство в различных условиях и формах;

Производственную адаптацию инвалидов.

Материалы и методы

В качестве методической базы в статье использованы нормативно-правовые документы: Положение инвалидов. Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики. 2017; Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг. ГОСТ Р 53874-2010. Введ. 2011-10-01.

Результаты исследования

Государством определены комплекс реабилитационных мероприятий, гарантированных инвалидам федеральным и региональным законодательством и которые включают медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Комплексная профессиональная реабилитация, т.е. с их последующим трудоустройством, экономически выгодна государству. Проведение своевременной профессиональной ориентации и профессиональной подготовка является необходимым условием эффективной профессиональной реабилитации, так как именно они создают необходимый базис для реализации принципа равных возможностей инвалидов. Важно понимать, что средства, вложенные в профессиональное образование инвалидов, возвращаются государству

через уплату налогов. Обучение и последующее рациональное трудоустройство позволит инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечить им самостоятельных доход вне зависимости от государственной социальной помощи в виде пособий и пенсий.

Профессиональную реабилитацию как составную часть комплексной, многопрофильной реабилитации можно рассматривать как систему и как процесс восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда, сущностными признаками которой являются одновременно системный и процессуальный подход.

Рассматривая профессиональную реабилитацию инвалидов с системных позиций, нам представляется целесообразным определить ее следующими положениями:

Система профессиональной реабилитации -есть сложная система, эффективность которой основывается на множестве факторов (политических, экономических. социальных, психологических, правовых и др.);

Это система, включающая управляемую и управляющую подсистемы, целевые установки, задачи, принципы, направления, формы и методы, критерии эффективности деятельности системы и др. системообразующие элементы;

Данная система является социальной структурой, воздействующей на личность с инвалидностью и общество и, прежде всего, на создание условий для полноценной интеграции инвалидов в сферу труда;

Система профессиональной реабилитации является подсистемой более высокого порядка, определяющей и реализующей социальную политику государства в отношении инвалидов;

Рис. 2. Система интеграции инвалидов в сферу труда Fig. 2. The system of integration of disabled people into the world of work

В качестве составных элементов системы профессиональной реабилитации выступают другие социальные системы: социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, медико-социальной экспертизы, физической культуры и др.

На рис. 2 в общем виде представлена система интеграции инвалидов в сферу труда посредством комплексной реабилитации.

С другой стороны, вследствие многоплановости, сложности и многоаспектности профессиональной реабилитации инвалидов ее можно рассматривать как часть комплексной системы реабилитации инвалидов с аналогичными компонентами и

элементами. Опираясь на данные представления,

система профессиональной реабилитации инвалидов включает:

Концептуально-методологические основы;

Нормативно-правовой базис;

Научно-технические разработки;

Медико-социальную экспертизу;

Индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов (ИПРА);

Реабилитационную индустрию, включающую реабилитационно-восстановительные, реаби-литационно-образовательные, социальные, производственные учреждения и организации разной ведомственной подчиненности, где осу-

ществляются различные по видам и задачам мероприятия профессиональной реабилитации;

Органы организации и координации системы реабилитации инвалидов;

Общественные организации инвалидов и др.

С концептуально-системных позиций в системе профессиональной реабилитации инвалидов можно выделить три иерархически соподчиненных, но относительно самостоятельных уровня: 1) государственно-региональный (макроуровень); 2) процессуально-технологический (мезоуровень); 3) индивидуальный (микроуровень). В свете ратификации Российской Федерацией в 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов государством предпринимаются меры, направленные на полноценную интеграцию (реинтеграцию) инвалидов в социум. Концепция полноценной интеграции инвалидов в общество включает в себя следующие положения:

1. Люди с ограниченными возможностями здоровья должны жить в обычной среде и (при необходимой поддержке государства) вести полноценную жизнь наряду с обычными гражданами.

2. Инвалиды имеют право на получение гарантированной государством социальной помощи и реабилитации в обычных и специализированных учреждениях.

3. Люди с ограниченными возможностями здоровья принимают равноправное участие в социально-экономической жизни общества, включая реализацию права на достойный посильный труд.

4. Имеют равные обязанности с другими членами общества.

Тем не менее на пути интеграции в сферу труда инвалиды сталкиваются с различными барьерами. Для сравнения у инвалидов, состоящих на учете в службе занятости и признанных безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по сравнению с другими категориями граждан. Во Всемирном докладе об инвалидности обозначены основные барьеры и ограничения, связанные с инвалидностью:

1. Неадекватные меры политики и стандарты. При разработке политики не всегда учитываются потребности инвалидов, или не применяются на практике существующие меры политики и стандарты.

2. Негативное отношение. Предубеждение и предрассудки способствуют созданию барьеров на пути к образованию, занятости и участия в социальной жизни.

3. Недостаток реабилитированных услуг и проблемы с их предоставлением. Острый дефицит

реабилитационных услуг, слабая координация ведомств, недостаточное кадровое обеспечение и низкий уровень профессиональной подготовки негативно сказываются на качестве, доступности и адекватности социальной помощи инвалидам.

4. Недостаточное финансирование. Ресурсы, выделяемые на осуществление мер социальной политики часто недостаточны или неэффективно расходуются.

5. Отсутствие доступности. Многие здания и транспортные системы и информация не являются доступными для всех. Отсутствие доступа к транспорту для многих инвалидов является распространенной причиной отказа от поисков работы или фактором, ограничивающим доступность здравоохранения.

В ряде регионов Российской Федерации действуют программы «Содействие занятости населения», «Доступная среда», мероприятия которых отражают участие заинтересованных учреждений и организаций в части информационно-просветительской работы по толерантному отношению к инвалидам, формированию доступной среды для инвалидов, профессиональной реабилитации и содействия занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2016 г. за содействием в поиске подходящей работы обратились 142 929 инвалидов, из них только 55 758 человек нашли работу (доходное занятие). Услуги по профессиональной ориентации инвалидов получили 99 986 инвалидов. При этом уровень занятости инвалидов в 2016 г. составил всего 12,5%. На наш взгляд, основная проблема низкого вовлечения инвалидов в сферу труда состоит в том, что государство не учитывает, что работодателю требуется не инвалид, а эффективный работник, и комплексная профессиональная реабилитация состоит в том, чтобы сделать из инвалида конкурентоспособного работника.

В настоящее время потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста - соответственно 82,8% и 78,7%. В профессиональной ориентации нуждаются каждый пятый, а в профессиональном обучении - почти каждый десятый гражданин с инвалидностью. Потребность в трудовой адаптации испытывают 25,4%инвалидов. В рациональном трудоустройстве нуждаются 59,5% инвалидов . Недостаточность финансирования, низкая степень доступности учреждений профессионального образования сокращают возможности обучения в них инвалидов. В то же время специальные учебные заведения, зачастую, не обеспечивают конкурентоспособной профессиональной подготовки, а

M I R (Modernization. Innovation. Research), 2017; 8(2):330-336

некоторые из них готовят рабочие кадры, которые заведомо не пользуются спросом на рынке труда.

Ситуация в сфере профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, на наш взгляд, должна претерпеть значительные изменения, поскольку только обеспечение возможности быть финансово самостоятельными позволит людям с инвалидностью повысить уровень и качество жизни. Для осуществления этого должны быть предприняты более решительные шаги, предусматривающие совершенствование комплексной системы реабилитации инвалидов в части организации и развития эффективного межведомственного взаимодействия всех заинтересованных сторон на пути интеграции инвалидов в сферу труда и общество.

Список литературы

1. Проблемы социальной консолидации: инвалиды в региональном сообществе: монография / кол. авт. под рук. А.А. Шабуно-вой. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. 136 с. С. 2. URL: http://www. vscc.ac.ru/activity/view?id=1165 (дата обращения: 24.05.2017).

2. Всемирный доклад об инвалидности. Мальта, 2011. С. 9-11. Режим доступа: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/ summary_ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 24.05.2017).

3. Семенова О.В. К вопросу о профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвалидов в Российской Федерации // Материалы Международной научно-практической конференции. Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования / ред. проф. В.Н. Скворцова. Санкт-Петербург, 11 апреля 2014. С. 445-448. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22886150

4. Грибанов В.В. Становление и развитие концепции социального рыночного хозяйства как теоретической основы современного

социального государства // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского университета. 2013. № 2. С. 1-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20888258

5. Дарган А.А. Отражение детерминированности социального самочувствия и социальной мобильности людей с инвалидностью в моделях инвалидности // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2011. № 2. С. 158-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16381789

6. ДомбровскаяА.Ю. Социальная адаптация инвалидов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 57-65. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23211783

7. Кохно П.А. Слабовидящие люди в интеллектуальном производстве // Человек и труд. 2011. № 8. С. 33-35. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=20694638

8. Тихомирова В.В. Адресная социальная помощь в системе социальной защиты населения / под ред. к.э.н. Ю.А. Гаджиева. Сыктывкар: НЦ УрО РАН, 2013. 138 с.

9. Топилин К. Инвалиды на рынке труда: региональный аспект // Человек и труд. 2011. № 8. С. 27-32. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20694637

10. International Classification of Functioning, Disability and Health, Short Version. Geneva: World Health Organization, 2001. URL: http://icd-11.ru/icf

11. Bickenbach Jerome E. The International Classification of Functioning, Disability and Health and its Relationship to Disability Studies. In: Routledge Handbook of Disability Studies. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203144114.ch5

12. Moretti Marta, Alves Ines, Maxwell Gregor. A Systematic Literature Review of the Situation of the International Classification of Functioning, Disability, and Health and the International Classification of Functioning, Disability, and Health-Children and Youth Version in Education. American Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2012; 91:103-117. DOI: https://doi. org/10.1097/phm.0b013e31823d53b2

Поступила в редакцию: 28.05.2017; одобрена: 15.06.2017; опубликована онлайн: 26.06.2017

| Похвощев Владимир Александрович |, профессор, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) (109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп. 7), доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Колесникова Ольга Андреевна, профессор, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Воронежский институт высоких технологий» (394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 73а), профессор кафедры экономики труда и основ управления Воронежский государственный университет (394063, г. Воронеж, Университетская пл., 1) доктор экономических наук, профессор, [email protected]

Фирсова Юлия Александровна, Бюджетное учреждение Воронежской области «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста» (394044, г. Воронеж, ул. Калининградская, д. 110), кандидат экономических наук, [email protected]

1. Problems of social cohesion: people with disability in regional communities: monograph. Ed. A. Shabunova. Vologda: 2014. p. 2. Mode of access: http://www.vscc.ac.ru/activity/view2idH165 (date accessed: 24.04.2017). (In Russ.)

2. World report on disability. Malta, 2011. p. 9-11. Mode of access: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/sum. (date accessed: 24.04.2017). (In Russ.)

3. Semenova O.V. To the question on vocational rehabilitation and employment of disabled persons in the Russian Federation. In: Materials of the International scientific-practical conference "The

problems of personality socialization in the context of continuing professional education". V.N. Skvortsova, editor. Publishing house of the Leningrad state University A.S. Pushkin (Saint-Petersburg). 2014. p. 445-448. Mode of access: https://elibrary.ru/item. asp?id=22886150 (date accessed: 24.04.2017). (In Russ.)

4. Gribanov V.V. Formation and development of the concept of social market economy as the theoretical basis of the modern social state. Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Corporate Governance and Venture Investment of Syktyvkar University. 2013; 2:1-10. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=20888258. (In Russ.)

5. Dargan A.A. Reflection of the determinism of the social well-being and social mobility of people with disabilities in models of disability. Bulletin of the North-Caucasian State Technical University. 2011; 2:158-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp2idH6381789. (In Russ.)

6. Dombrovskaya A.Yu. Improvement of methods of social adaptation of the disabled in Russia. News of Tula State University. Humanitarian sciences. 2015; 1:57-65. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23211783. (In Russ.)

7. Kokhno P.A. Visionary people in Man and work 2011; 8:33-35. URL: asp?id=20694638. (In Russ.)

intellectual production. https://elibrary.ru/item.

8. Tikhomirova V.V. Targeted social assistance in the system of social protection of the population. In Yu.A. Hajiyeva, editor. Syktyvkar: SC UB RAS, 2013. 138 p. (In Russ.)

9. Topilin K. Persons with disabilities in the labor market: a regional aspect. Man and work. 2011; 8:27-32. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20694637. (In Russ.)

10. International Classification of Functioning, Disability and Health, Short Version. Geneva: World Health Organization, 2001. URL: http://icd-11.ru/icf. (In Eng.)

11. Bickenbach Jerome E. The International Classification of Functioning, Disability and Health and its Relationship to Disability Studies. In: Routledge Handbook of Disability Studies. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203144114.ch5. (In Eng.)

12. Moretti Marta, Alves Ines, Maxwell Gregor. A Systematic Literature Review of the Situation of the International Classification of Functioning, Disability, and Health and the International Classification of Functioning, Disability, and Health-Children and Youth Version in Education. American Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2012; 91:103-117. DOI: https://doi. org/10.1097/phm.0b013e31823d53b2. (In Eng.)

Submitted 28.05.2017; revised 15.06.2017; published online 26.06.2017

About the authors:

| Vladimir A. Pohvoshev|, Moscow International higher business school MIRBIS (34, Marksistskaya street, Moscow,109147), Moscow, Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation

Olga A. Kolesnikova, Professor, Autonomic not-commercial educational organization of higher education «Voronezh Institute of high technologies» (73a, Lenina str., Voronezh, 394043), Voronezh State University (1, University square, Voronezh, 394063), Voronezh, Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Professor, [email protected]

Yuliya A. Firsova, Budgetary institution of the Voronezh region «Voronezh regional rehabilitation center for young people with disabilities» (110, Kaliningradskaya str., Voronezh, 394044), Voronezh, Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

All authors have read and approved the final manuscript.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Список литературы

1. Дайте развернутую характеристику психологической структуры трудового поста в профессии музыканта-скрипача

Предмет - музыкальная деятельность, игра на скрипке.

Объективные цели - игра на инструменте для концертных мероприятий, выступлений и т.д.

Субъективные цели - совершенствование умений и навыков игры на инструменте, построение карьеры скрипача, известность, популярность, поклонники.

Средства и орудия труда: инструмент (скрипка), ноты, библиотека специальной литературы, место, которое способствует хорошему звучанию и спокойное (где можно спокойно репетировать).

Специфические условия трудовой деятельности: место, которое выбрано для репетиций, должно способствовать хорошему звучанию музыки, с другой стороны, не мешать окружающим людям (если это дома - то должна быть звукоизоляция), время репетиций не должно приходиться на слишком позднее или слишком раннее время.

2. Каковы особенности кризиса ревизии и коррекции профессионального выбора, имеющего место в ходе профессионального становления человека?

Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии.

Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе. Для кого-то все решено, кто-то вынужден уже профессионально определяться. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется и мотивация.

Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную. Кардинально изменяется социальная ситуация развития.

При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации. Старшеклассники, продолжившие учебу в 10-11-х классах, отчетливо переживают этот кризис в 16-17 лет, перед завершением школьного образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки.

Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию. Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся также коррективы в оформившуюся к этому возрасту "Я-концепцию". 2. На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии.

Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Таким образом, кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

3. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.

Уже при выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущей работе. В профессиональном учебном заведении оно значительно обогатилось. И вот наступило время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но они не становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями.

Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Возможны два варианта разрешения кризиса: конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

3. Какими факторами характеризуется профессиональная деятельность людей с ограниченными возможностями. Каковы Ваши предложения по психологической поддержке трудовой реабилитации таких людей

Все люди с ограниченными возможностями должны иметь доступ к мероприятиям и средствам восстановления их способностей к самостоятельной бытовой, общественной и профессиональной деятельности, включая информацию о технологиях самообслуживания и средствах адаптации.

Любой человек с ограниченными возможностями, каждая семья, имеющая в своем составе инвалида, должны получать реабилитационное обслуживание необходимое для оптимизации психического, физического и функционального состояния с целью развить способность человека с ограниченными возможностями вести самостоятельный образ жизни как и любой другой гражданин.

Людям с ограниченными возможностями следует отводить центральную роль в процессе составления индивидуальных программ помощи и реабилитации, и объединения людей с ограниченными возможностями должны иметь соответствующие ресурсы для разделения ответственности по планированию программ реабилитации и независимого образа жизни в национальном масштабе.

Реабилитация, базирующаяся на принципе оказания помощи по месту жительства, должна широко распространяться в национальном и интернациональном масштабах, как наиболее целесообразный, эффективный и поддерживающий подход в реабилитационном обслуживании многих стран.

В третьем тысячелетии задачей всех наций должна стать эволюция общества в сторону защиты прав людей с ограниченными возможностями путем поддержания их полномочий и включения их во все аспекты жизни общества

Каждый человек с ограниченными возможностями, и каждая семья, имеющая в своем составе инвалида, должны получать необходимое реабилитационное обслуживание, достаточное для достижения оптимального физического, психического и функционального уровня, дающего возможность инвалиду распоряжаться своей жизнью самостоятельно и вести независимый образ жизни как любой другой член общества.

Люди с ограниченными возможностями должны играть центральную роль при составлении индивидуальных программ помощи и реабилитации, и, таким же образом, объединения инвалидов должны иметь соответствующие ресурсы для разделения ответственности по планированию программ реабилитации и независимого образа жизни в национальном масштабе.

Список литературы

профессиональный выбор скрипач ограниченный

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспен - Пресс, 1999. - 376 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, Юнити, 1998. - 350с.

4. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд - во Союз, 2002. - 576 с.

5. Рыжичка И. Некоторые проблемы социальной психологии: Пер. с чеш. / Под ред. и предисловие Ю.А. Шерковина. - М.: Прогресс, 1981. - 215 с.

6. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия; Высшая школа, 2001. - 360 с.

7. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. - Киев.: Внешторгиздат, 1991. - 189 с.

Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Изучение процесса профессиональной ориентации школьников на физкультурную деятельность на старшей ступени школы. Оценка и исследование профессионального самоопределения школьников с ограниченными возможностями здоровья в сфере физкультурного образования.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2012

    Характеристика эмоционального развития подростков и факторы, его определяющие. Специфика эмоционального состояния подростков с соматическими заболеваниями. Понятия инвалидности и реабилитации детей с ограниченными возможностями в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2016

    Законодательная база в области особого ребенка и его семьи. Образование и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Аспекты социализации детей с ОВЗ в условиях семьи и образовательного учреждения, детско-родительские отношения.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    Понятие и структура Я-концепции. Исследование проблем становления личности молодых людей с особенностями психофизического развития. Характеристика социального интерактивного театра как метода работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2013

    Психологические особенности детей дошкольного возраста. Практическое исследование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями с помощью беседы-интервью и прямой проективной методики "Рисунок семьи".

    дипломная работа , добавлен 06.05.2011

    Правовые основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. Порядок и условия разработки, основные принципы формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    реферат , добавлен 10.06.2012

    Сущность, понятие, особенности психолого-педагогического сопровождения. Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в современных образовательных условиях.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Интернет-зависимость как разновидность аддиктивного поведения. Определение степени оснащённости компьютерами инвалидов. Программа социальной работы с Интернет-зависимыми лицами с ограниченными возможностями. Место виртуального пространства в их жизни.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2012

    Сущность и виды мотивации. Профессиональное становление личности. Динамика развития и пути эффективного влияния на мотивацию профессионального самосовершенствования студента. Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентов.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2010

    Понятие социальной адаптации детей-сирот и детей с ограниченными возможностями. Дезадаптированность сирот в социуме. Дезадаптированность детей с ограниченными возможностями. Проблемы адаптации детей в МДОУ. Актуальность исследуемого вопроса.

Загрузка...