Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Сражение при цусиме краткое содержание. Неравные силы противников

Фото из открытых источников

27-28 мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра была разгромлена японским флотом. "Цусима" стала нарицательным обозначением фиаско. Мы решили понять, почему эта трагедия произошла.

1 Дальний поход

Первоначально задачей 2-ой Тихоокеанской эскадры была помощь осажденному Порт-Артуру. Но после падения крепости на эскадру Рожественского возлагалась весьма туманная задача самостоятельного завоевания господства на море, которая без наличия хороших баз была труднодостижима.

Единственный крупный порт (Владивосток) достаточно далеко находился от театра военных действий и имел слишком слабую для огромной эскадры инфраструктуру. Поход, как известно, проходил в чрезвычайно тяжелых условиях и сам по себе являлся подвигом, поскольку удалось без потерь в корабельном составе и серьезных аварий сосредоточить в Японском море армаду из 38 разнотипных кораблей и вспомогательных судов.

Командованию эскадрой и командирам кораблей приходилось решать массу проблем, начиная от тяжелейшей погрузки угля в открытом море и до организации досуга экипажей, быстро терявших дисциплину во время длительных однообразных стоянок. Все это, естественно, делалось в ущерб боевому состоянию, а проводимые учения хороших результатов не давали и дать не могли. И это скорее правило, чем исключение, поскольку в военно-морской истории не найдется примеров, когда эскадра, совершившая длительный тяжелый поход в отрыве от баз могла добиться победы в морском бою.

2 Артиллерия: пироксилин против шимозы

Нередко в литературе, посвященной Цусимскому бою, подчеркивается жуткое фугасное действие японских снарядов, рвавшихся даже от удара об воду, в противовес русским боеприпасам. Японцы в Цусимском бою стреляли снарядами с мощным фугасным действием, вызывавшим большие разрушения. Правда, у японских снарядов было и неприятное свойство рваться в стволах собственных орудий.

Так, при Цусиме, крейсер «Ниссин» лишился трех из четырех орудий главного калибра. Русские бронебойные снаряды, снаряженные влажным пироксилином, обладали меньшим фугасным действием, а нередко прошивали легкие японские корабли, не разрываясь. Из двадцати четырех 305 мм снарядов, попавших в японские корабли восемь не разорвались. Так, в конце дневного боя повезло флагману адмирала Каммимуры крейсеру «Идзумо», когда русский снаряд с «Сисоя Великого»попал в машинное отделение, но, к счастью для японцев, не разорвался.

На руку японцам сыграла и значительная перегрузка русских кораблей большим количеством угля, воды и различных грузов, когда главный броневой пояс большинства русских броненосцев в Цусимском бою оказался ниже ватерлинии. А фугасные снаряды, которые не могли пробить броневой пояс, наносили жуткие по своим масштабам повреждения, попадая в обшивку кораблей.

Но одной из основных причин поражения 2-й Тихоокеанской эскадры стало даже не качество снарядов, а грамотное применение японцами артиллерии, сосредоточивших огонь на лучших русских кораблях. Неудачная для русской эскадры завязка боя позволила японцам очень быстро вывести из строя флагманский «Князь Суворов» и нанести гибельные повреждения броненосцу «Ослябя». Главным итогом решающего дневного боя стала гибель ядра русской эскадры - броненосцев «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Бородино», а также быстроходного «Ослябя». Четвертый броненосец типа «Бородино» - «Орел» получил большое количество попаданий, но сохранил боеспособность.

Надо учесть, что из 360 попаданий крупных снарядов около 265 приходилось на долю вышеупомянутых кораблей. Русская эскадра вела менее сосредоточенный огонь, и хотя главной целью являлся броненосец «Микаса», в силу невыгодного положения русские командоры были вынуждены переносить огонь на другие корабли противника.

3 Низкая скорость

Преимущество японских кораблей в скорости стало существенным фактором, обусловившим гибель русской эскадры. Русская эскадра вела бой на скорости 9 узлов; японский флот - 16. Однако следует отметить, что большинство русских кораблей могли развивать куда больший ход.

Так, четыре новейших русских броненосца типа «Бородино» не уступали противнику в скорости, а корабли 2-го и 3-го боевых отрядов могли дать скорость в 12-13 узлов и преимущество противника в скорости не было бы столь значительным.

Связав же себя тихоходными транспортами, который все равно невозможно оказалось защитить от атак легких сил противника, Рожественский развязал руки противнику. Имея преимущество в скорости, японский флот вел бой в выгодных для себя условиях, охватывая голову русской эскадры. Дневной бой был отмечен рядом пауз, когда противники теряли друг-друга из вида и у русских кораблей был шанс прорыва, Но опять же невысокая эскадренная скорость приводила к тому, что противник настигал русскую эскадру. В боях 28 мая невысокая скорость трагическим образом отразилась на судьбе отдельных русских кораблей и стала одной из причин гибели броненосца «Адмирал Ушаков», крейсеров «Дмитрий Донской» и «Светлана».

4 Кризис управления

Одной из причин поражения в Цусимском бои стала безынициативность командования эскадрой - как самого Рожественского, так и младших флагманов. Каких-либо конкретных инструкций перед боем выработано не было. В случае выхода из строя флагмана, эскадру за собой должен был вести следующий в строю броненосец, держа заданный курс. Это автоматически сводило на нет роль контр-адмиралов Энквиста и Небогатова. А кто вел в дневном бою эскадру после выхода из строя флагмана?

Броненосцы «Александр III» и «Бородино» погибли со всем экипажем и кто реально вел корабли, заменяя выбывших командиров кораблей - офицеры, а может и матросы - это уже никогда не будет известно. Реально после выхода из строя флагмана и ранения самого Рожественского эскадра сражалась фактически без командующего.

Только вечером Небогатов принял командование эскадрой - точнее тем, что смог вокруг себя собрать. В завязке боя Рожественский начал неудачное перестроение. Историки спорят, мог ли русский адмирал перехватить инициативу, воспользовавшись тем, что ядру японского флота пришлось первые 15 минут вести бой, фактически сдвоив строй и проходя точку поворота. Гипотезы разные....но известно лишь одно - ни в тот момент, ни позже решительных действий со стороны Рожественского не последовало.

5 Ночной бой, прожекторы и торпеды

Вечером 27 мая после завершения дневного боя русская эскадра подверглась многочисленным атакам японских миноносцев и понесла серьезные потери. Примечательно, что были торпедированы только те одиночные русские корабли, которые включали прожекторы и пытались отстреливаться. Так погиб почти со всем экипажем броненосец «Наварин», а получившие попадания торпед «Сисой Великий», «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах» затонули утром 28 мая.

Для сравнения, во время боя в Желтом море 28 июля 1904 года русская эскадра также подверглась атакам японских миноносцев в темное время суток, но тогда, соблюдая маскировку, успешно вышла из боя, а ночной бой ознаменовался бесполезным расходом угля и торпед, а также злоключениями японских миноносцев.

В Цусимском бою минные атаки, как и во время сражения в Желтом море, были плохо организованы - в результате многие миноносцы были повреждены огнем русской артиллерии или в результате аварий. Миноносцы № 34 и № 35 были потоплены, а № 69, затонул после столкновения с «Акацуки-2» (бывший русский «Решительный, незаконно захваченный японцами в нейтральном Чифу).

Цусимское сражение. Поход на дно Японского моря

Русско-японская война по праву считается одной из самых трагичных страниц в истории нашего государства. Были ли основной причиной поражения промахи русской дипломатии, бесхребетность и нерешительность царских полководцев, отдаленность театра боевых действий или же виной всему неблагосклонность госпожи Удачи? Всего понемногу. Почти все ключевые сражения данной войны прошли под знаменем обреченности и излишней пассивности, результатом чего стало полное поражение. Цусимское сражение, в котором схлестнулись силы 2-й Тихоокеанской эскадры Российской Империи с силами Японского флота, является тому примером.

Война для России началась не столь удачно, как планировалось. Блокада в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадры, потеря в сражении у Чемульпо крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» стали причинами попыток Петербурга кардинально изменить положение на театре боевых действий. Такой попыткой стала подготовка и отправление 2-й, а затем и 3-й Тихоокеанской эскадры. Буквально через полмира прошли 38 боевых кораблей, сопровождаемые вспомогательными транспортами, нагруженные провиантом так, что ватерлинии основательно находились под водой, ухудшая и без того слабую бронезащиту русских кораблей, которые были покрыты броней лишь на 40%, в то время как японские – на все 60%.


Командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский

Изначально поход эскадры считался многими теоретиками русского флота (например, Николаем Лаврентьевичем Кладо) уже заранее проигрышным и бесперспективным. Более того, весь личный состав – от адмиралов до простого матроса – чувствовали себя обреченными на провал. Бесперспективности добавила нагнавшая эскадру на Мадагаскаре новость о падении Порт-Артура и потери почти всей группировки 1-й Тихоокеанской эскадры. Узнав об этом 16 декабря 1904 года, командующий эскадры контр-адмирал Зиновий Рожественский пытался с помощью телеграмм переубедить вышестоящее начальство в целесообразности продолжения похода, но вместо этого получил приказ ждать на Мадагаскаре подкрепления и предпринять попытку прорваться во Владивосток любым способом.

Приказы обсуждать не принято, и 1 мая 1905 года эскадра, уже добравшаяся к тому времени до Индокитая, взяла курс на Владивосток. Прорываться было решено через Цусимский пролив – самый близкий путь, так как проливы Сангарский и Лаперуза не рассматривались из-за удаленности и проблем в навигационном обеспечении.

Цусимский пролив

Некоторые броненосцы, такие как «Император Николай I», были вооружены устаревшей артиллерией и были вынуждены использовать чрезвычайно дымный порох, из-за которого корабль заволакивало дымом после нескольких залпов, в результате чего дальнейшая пристрелка ощутимо затруднялась. Броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», исходя из названия своего типа, вообще не были предназначены для дальних походов, так как данный класс судов создавался для защиты береговых укреплений и чаще в шутку звался «броненосцем, берегами охраняемым».

Большое количество транспортных и вспомогательных судов вообще не следовало тащить с собой в бой, так как в сражении они пользы не приносили, а лишь затормаживали эскадру и требовали для своей защиты значительного количества крейсеров и миноносцев. Скорее всего, им следовало разделиться, уйдя в нейтральный порт, или попытаться пройти во Владивосток далекими обходными путями. Маскировка русской эскадры тоже оставляла желать лучшего – ярко-желтые трубы кораблей являлись хорошим ориентиром, в то время как японские суда были оливкового цвета, из-за чего нередко сливались с водной поверхностью.

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Накануне сражения, 13 мая, было принято решение провести учения в целях повышения маневренности эскадры. По результатом данных учений стало понятно, что эскадра совсем не готова к согласованным маневрам – колонна кораблей постоянно разрушалась. Неудовлетворительно обстояло дело и с поворотами «все вдруг». Некоторые суда, не поняв сигнала, делали в это время повороты «последовательно», внося в маневр путаницу, а когда по сигналу с флагманского броненосца эскадра переходила в строй фронта, получалась полная неразбериха.

За потраченное на маневры время эскадра могла бы пройти самую опасную часть Цусимского пролива под покровом ночи и, возможно, ее бы не увидели японские суда-разведчики, но в ночь с 13-го на 14-е мая эскадра была замечена японским разведывательным крейсером «Синано-Мару». Хочется заметить, что, в отличие от японского флота, активно проводившего разведывательные действия, русская эскадра шла почти вслепую. Было запрещено вести разведку из-за опасности раскрытия местоположения противнику.

Курьезность момента дошла до того, что было запрещено преследовать разведывательные крейсера противника и даже мешать им телеграфировать, хотя на вспомогательном крейсере «Урал» стоял беспроволочный телеграф, способный перебивать донесения японцев о местоположении русской эскадры. В результате такой пассивности адмирала Рожественского командующий силами флота Японии адмирал Хэйхатиро Того знал не только местоположение русского флота, но и его состав и даже тактическое построение – достаточно, чтобы начать бой.

Броненосец «Император Николай I»

Почти все утро 14-го мая японские крейсера-разведчики шли параллельным курсом, лишь ближе к полудню туман скрыл эскадру Рожественского от их взора, но ненадолго: уже в 13:25 был установлен визуальный контакт с японской эскадрой, шедшей наперерез.

Головным шел броненосец «Микаса» под флагом адмирала Того. За ним следовали броненосцы «Сикисима», «Фудзи», «Асахи» и броненосные крейсеры «Кассуга» и «Ниссин». Вслед за этими кораблями выступили еще шесть броненосных крейсеров: «Идзумо» под флагом адмирала Камимура, «Якумо», «Асама», «Адзума», «Токива» и «Ивате». За основными силами японцев следовали многочисленные вспомогательные крейсера и миноносцы под командованием контр-адмиралов Камимуры и Уриу.

Состав русской эскадры к моменту встречи с вражескими силами был таков: эскадренные броненосцы «Князь Суворов» под флагом вице-адмирала Рожественского, «Император Александр III», «Бородино», «Орел», «Ослябя» под флагом контр-адмирала Фелькерзама, который еще задолго до сражения умер от инсульта, не выдержав тягот и испытаний долгого похода, «Сисой Великий», «Николай I» под вымпелом контр-адмирала Небогатова.

Адмирал Того

Броненосцы береговой обороны: «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков»; броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»; крейсера «Олег» под флагом контр-адмирала Энквиста, «Аврора», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Светлана», «Изумруд», «Жемчуг», «Алмаз»; вспомогательный крейсер «Урал».

Эскадренные миноносцы: 1-й отряд – «Бедовый», «Быстрый», «Буйный», «Бравый»; 2-й отряд – «Громкий», «Грозный», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый». Транспорты «Анадырь», «Иртыш», «Камчатка», «Корея», буксирные пароходы «Русь» и «Свирь» и госпитальные суда «Орел» и «Кострома».

Эскадра шла в походном строю двух кильватерных колонн из боевых кораблей, между которыми шел отряд транспортов, имея в охране с обеих сторон 1-й и 2-й отряды миноносцев, выдавая при этом скорость от силы 8 узлов. Сзади эскадры шли оба госпитальных судна, благодаря яркому освещению которых и была накануне замечена эскадра.


Тактическое построение русской эскадры перед боем

Хоть список выглядит внушительным, лишь первые пять боевых кораблей являлись серьезной боевой силой, способной потягаться с японскими броненосцами. Вдобавок, общий ход в 8 узлов был обусловлен медлительностью транспортов и некоторых устаревших броненосцев и крейсеров, хотя основной костяк эскадры мог выдать скорость едва ли не в два раза большую.

Адмирал Того собирался предпринять хитрый маневр, развернувшись перед самым носом русской эскадры, при этом сосредотачивая огонь на головных броненосцах – выбивать их из строя, а затем выбивать следующие за головными. Вспомогательные японские крейсера и миноносцы должны были добивать торпедными атаками выбывшие из строя вражеские корабли.

Тактика же адмирала Рожественского заключалась, мягко говоря, «ни в чем». Стояла главная директива – прорываться во Владивосток, и в случае потери управления флагманскими броненосцами их место занимал следующий в колонне. Так же миноносцы «Буйный» и «Бедовый» были приписаны к флагманскому броненосцу как эвакуационные суда и обязаны были спасти вице-адмирала и его штаб в случае гибели броненосца.

Капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр в молодости

К 13:50 раздались выстрелы орудий главного калибра русских броненосцев по головному японскому «Микасе», ответ не заставил себя долго ждать. Воспользовавшись пассивностью Рожественского, японцы произвели охват головной части русской эскадры и открыли огонь. Больше всех страдали флагманские «Князь Суворов» и «Ослябя». Через полчаса боя броненосец «Ослябя», охваченный пожаром и огромным креном, выкатился из общего строя, а еще через полчаса перевернулся кверху килем. Вместе с броненосцем погиб его командир – капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр, до последнего руководивший эвакуацией моряков с тонущего корабля. Также погиб весь состав механиков, инженеров и кочегаров, находившихся в самой глубине броненосца: во время боя следовало накрыть машинное отделение бронеплитами от защиты осколков и снарядов, а во время гибели корабля матросы, назначенные поднять эти плиты, разбежались.

Вскоре выскочил из строя объятый пламенем броненосец «Князь Суворов». Место во главе эскадры заняли броненосцы «Бородино» и «Александр III». Ближе к 15:00 водную гладь окутал туман, и бой прекратился. Русская эскадра взяла курс на север, потеряв к тому времени еще и госпитальные суда, шедшие в хвосте эскадры. Как выяснилось позднее, их захватили легкие японские крейсеры, тем самым оставив русскую эскадру без медицинской помощи.

Последние минуты жизни броненосца «Ослябя»

Через 40 минут бой возобновился. Вражеские эскадры вышли на довольно близкие расстояния, что привело к еще более быстрому уничтожению русских кораблей. Едва поспевали за основными силами броненосцы «Сисой Великий» и «Орел», имеющие на своем борту больше мертвых, чем живых членов экипажа.

К половине пятого дня 2-я Тихоокеанская эскадра взяла курс на северо-восток, где соединилась с крейсерами и транспортами, которые вели бой против шальных крейсерских отрядов японского адмирала Уриу. Тем временем с броненосца «Князь Суворов», который чудом держался на воде, был снят миноносцем «Буйный» раненый вице-адмирал Рожественский и весь его штаб. Основная часть экипажа отказалась покидать броненосец и, имея в строю лишь кормовые малокалиберные орудия, продолжала отбиваться от атак противника. Через 20 минут «Князь Суворов», окруженный 12 кораблями противника, был расстрелян почти в упор с минных аппаратов и затонул, унося с собой на дно весь экипаж. Всего за время боя по броненосцу было выпущено 17 торпед, в цель попало только три последних.

Окруженный, но не сломленный «Князь Суворов»

За полтора часа до заката, не выдержав большого количества попаданий и не в силах парировать увеличивающийся крен, утонули один за другим головные броненосцы «Бородино» и «Александр III». Позднее из воды японцами был спасен единственный выживший с экипажа «Бородин» – матрос Семен Ющин. Экипаж «Александра III» полностью погиб вместе с кораблем.

Броненосец «Бородино» во время ходовых испытаний

С наступлением сумерек в дело вступили японские миноносцы. Благодаря своей незаметности и большому количеству (порядка 42 единиц), миноносцы подбирались на критически близкие расстояния к русским кораблям. В итоге за время ночного боя русская эскадра потеряла крейсер «Владимир Мономах», броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», «Адмирал Нахимов» и миноносец «Безупречный». Экипажам «Владимир Мономаха», «Сисого Великого» и «Адмирала Нахимова» повезло – почти все моряки данных кораблей были спасены и взяты в плен японцами. С «Наварина» было спасено всего три человека, а с «Безупречного» и вовсе ни одного.


Ночные атаки японских миноносцев на разрозненную русскую эскадру

Тем временем отряд крейсеров под командованием контр-адмирала Энквиста, потеряв за время боя крейсер «Урал» и буксир «Русь», настойчиво пытался взять курс на север. Помехой этому служили практически ни на час не прекращающиеся атаки японских миноносцев. В итоге, не выдержав давления и потеряв из виду все транспорты и крейсеры кроме «Авроры» и «Олега», Энквист увел эти крейсеры в Манилу, где они были разоружены. Таким образом был спасен самый знаменитый «корабль революции».


Контр-адмирал Оскар Адольфович Энквист

Начиная с самого утра 15-го мая 2-я Тихоокеанская продолжила нести потери. В неравном бою, потеряв почти половину личного состава, был уничтожен миноносец «Громкий». Не вынесла боя «один против трех» бывшая царская яхта «Светлана». Эскадренный миноносец «Быстрый», видя гибель «Светланы», пытался уйти от погони, но, не в состоянии сделать этого, выбросился на берег Корейского полуострова; его экипаж был взят в плен.

Ближе к полудню были окружены и сдались оставшиеся на ходу броненосцы «Император Николай I», «Орел», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин». С точки зрения боевых возможностей данные корабли могли лишь героически погибнуть, не нанеся противнику какого-либо урона. Экипажи броненосцев были измотаны, деморализованы и не имели никакого желания сражаться против главных сил японского броненосного флота.

Сопровождавший уцелевшие броненосцы быстрый крейсер «Изумруд» прорвался из окружения и оторвался от посланной погони, но насколько был смел и славен его прорыв, настолько же бесславна была и гибель этого крейсера. Впоследствии экипаж «Изумруда», уже находясь у берегов Родины, заблудился и, постоянно терзаемый страхом погони со стороны японских крейсеров, в горячке посадил крейсер на мель, а затем взорвал его. Замученный экипаж крейсера дошел до Владивостока уже сухопутными путями.


Крейсер «Изумруд», взорванный экипажем в заливе Владимира

К вечеру сдался и сам главнокомандующий эскадрой адмирал Рожественский, находившийся к тому времени вместе со штабом на миноносце «Бедовый». Последними потерями 2-й Тихоокеанской эскадры были гибель в бою крейсера «Дмитрий Донской» у острова Дажелет и героическая гибель броненосца «Адмирал Ушаков» под командованием Владимира Николаевича Миклухо-Маклая, брата известного путешественника и первооткрывателя Австралии и Океании. Командиры обоих кораблей погибли.

Слева командир броненосца «Адмирал Ушаков», капитан 1-го ранга Владимир Николаевич Миклухо-Маклай. Справа к омандир крейсера «Дмитрий Донской» капитан 1-го ранга Иван Николаевич Лебедев

Результаты Цусимского сражения для Российской империи были плачевны: погибли в бою от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино», «Ослябя»; броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»; крейсера «Светлана», «Дмитрий Донской»; вспомогательный крейсер «Урал»; эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный»; транспорты «Камчатка», «Иртыш»; буксирный пароход «Русь».

Погибли в бою в результате торпедных атак эскадренные броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах».

Уничтожены своим личным составом из-за невозможности дальнейшего сопротивления противнику эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый», крейсер «Изумруд».

Капитулировали японцам эскадренные броненосцы «Император Николай I», «Орел»; броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и эскадренный миноносец «Бедовый».


Схема с предположительным обозначением мест гибели кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры

Интернированы и разоружены в нейтральных портах крейсера «Олег», «Аврора», «Жемчуг»; транспорт «Корея»; буксирный пароход «Свирь». Захвачены неприятелем госпитальные суда «Орел» и «Кострома».

Прорваться во Владивосток удалось лишь крейсеру «Алмаз» и эскадренным миноносцам «Бравый» и «Грозный». Внезапно героическая судьба выпала транспорту «Анадырь», который самостоятельно вернулся в Россию, а в дальнейшем успел повоевать во Вторую мировую войну.

2-я Тихоокеанская эскадра российского флота из 16170 человек потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек. В плен были взяты 7282 человека, в том числе 2 адмирала. Ушли в иностранные порты и были подвергнуты интернированию 2110 человек. Во Владивосток сумели прорваться 910 человек.

У японцев потери были значительно меньше. Было убито 116 и ранено 538 человек. Флот потерял 3 миноносца. Из них один был потоплен в бою – предположительно крейсером «Владимир Мономах» – в ночную фазу боя. Еще один миноносец был потоплен броненосцем «Наварин» также при отражении ночных минных атак. Остальные корабли отделались лишь повреждениями.

Разгромное поражение русского флота породило целую цепь скандалов и судов над виновниками. В ходе судебного процесса Военно-морского суда Кронштадтского порта в Санкт-Петербурге по делу о сдаче в плен противнику кораблей отряда контр-адмирала Небогатова: броненосцев «Император Николай I» и «Орел» и броненосцев береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин» суду были преданы контр-адмирал Небогатов, командиры кораблей, сдавшихся в плен, и 74 офицера тех же 4 кораблей.

На суде адмирал Небогатов брал вину на себя, оправдывая своих подчиненных вплоть до матросов. Проведя 15 заседаний, суд вынес приговор, по которому Небогатов и капитаны кораблей были приговорены к смертной казни с ходатайством перед Николаем II о замене ее заключением в крепость на 10 лет; флаг-капитан штаба контр-адмирала Небогатова капитан 2 ранга Кросс был приговорен к заключению в крепости на 4 месяца, старшие офицеры кораблей «Император Николай I» и «Адмирал Сенявин» капитан 2 ранга Ведерников и капитан 2 ранга Артщвагер – на 3 месяца; старший офицер броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» лейтенант Фридовский – на 2 месяца. Все остальные были оправданы. Впрочем, не прошло и нескольких месяцев, как Небогатов и командиры кораблей были досрочно освобождены по решению императора.


Контр-адмирал Николай Иванович Небогатов

Контр-адмирал Энквист, почти предательски уведший с поля боя крейсеры, вообще не получил никакого наказания и был уволен со службы с повышением в вице-адмиралы в 1907 году. Глава разбитой эскадры – вице-адмирал Рожественский – был оправдан в виду тяжкого ранения и почти бессознательного состояния на момент сдачи в плен. Под давлением общественного мнения император Николай II был вынужден уволить со службы своего дядю, главного начальника флота и Морского ведомства генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, прославившегося больше своей активной светской жизнью в Париже, чем грамотным руководством Императорским флотом.

Еще один неприятный скандал связан с колоссальными проблемами русского флота в области снарядов. В 1906 году броненосец «Слава», который на момент формирования 2-й Тихоокеанской эскадры еще стоял на стапелях, принимал участие в подавлении Свеаборгского восстания. За время восстания броненосец произвел обстрел орудиями главного калибра укрепления Свеаборга. После подавления восстания было замечено, что ни один из снарядов, выпущенных со «Славы», не взорвался. Виной тому было вещество пироксилин, которое было весьма подвержено влиянию влаги.

Броненосец «Слава», 1906 год

Броненосцы 2-й Тихоокеанской эскадры также использовали снаряды с пироксилином, более того: перед дальним походом было принято решение о повышении количества влаги в снарядах боекомплекта эскадры, дабы избежать непроизвольной детонации. Последствия были вполне предсказуемы: снаряды не сдетонировали и при попадании в японские корабли.

Японские флотоводцы же использовали для своих снарядов взрывоопасное вещество шимозу, снаряды с которым нередко взрывались прямо в каналах стволов. При попадании в русские броненосцы или даже при соприкосновении с водной поверхностью такие снаряды почти стопроцентно взрывались и производили колоссальное количество осколков. В итоге удачное попадание японского снаряда производило большие разрушения и часто вызывало пожар, а русский пироксилиновый снаряд оставлял после себя лишь ровное отверстие.

Пробоина от японского снаряда в корпусе броненосца «Орел» и сам броненосец после боя

2-я Тихоокеанская эскадра была не готова к битве ни в тактическом плане, ни в плане вооружения, и фактически шла на добровольное самоубийство в Японское море. Война дает дорогостоящие и важные уроки, и Цусимское сражение – один из них. Любая слабость, любая расхлябанность, любое пускание дела на самотек приводит к примерно таким результатам. Мы должны научится ценить уроки прошлого – из каждого поражения должны быть извлечены максимально всеобъемлющие выводы. В первую очередь, во имя и для будущих наших побед.

Тяжело сказать, что и как было на самом деле. Ни кто, из тех кто был в этот момент с адмиралом Рожественским на мостике флагманского броненосца, кроме самого адмирала, не уцелел в сражении. А сам адмирал Рожественский хранил по этому поводу молчание, так нигде и никогда не объяснив мотивы и причины своих действий в сражении. Попробуем сделать это за него. Предложив свою версию этих событий. Событий так сильно сказавшихся на судьбе России.

В мае 1905 года русская эскадра медленно входила в Цусимский пролив. И казалось, что было сделано всё, для того, что бы дозорные корабли противника её обнаружили. Эскадру сопровождали несколько транспортных и вспомогательных судов. Которые ограничили её скорость 9 узлами. А два госпитальных судна, по требованиям того времени, светились всем огнями, подобно новогодним ёлкам. И первая же линия японских дозоров обнаружила русские корабли. И именно по этим «ёлкам». Тут же заработали японские радиостанции, передающие информацию, о русских кораблях. А на встречу русской эскадре вышли главные силы японского флота. Радиостанции, на которых так же работали не переставая. Осознав опасность командиры русских судов предложили командующему эскадрой адмиралу Рожественскому отогнать японских разведчиков. А командир вспомогательного крейсера «Урал», имевшего первоклассную, для своего времени радиостанцию, предложил заглушить работу японских радиостанций.

Госпитальное судно «Орёл».

Вспомогательный крейсер «Урал». Ещё четыре подобных корабля отделились от русской эскадры и приступили к рейдерским операциям у берегов Японии. «Урал» остался при эскадре.

Но адмирал всё запретил. И открывать огонь по японским разведчикам и заглушать работу их радиостанций. А вместо этого приказал перестроить эскадру из походного порядка в боевой. То есть из двух колонн, в одну. Но за 40 минут, до начала сражения Рожественский распорядился снова перестроить эскадру. В точности наоборот из одной колонны в две. Но теперь эти колонны броненосцев располагались уступом вправо. И стоило русским закончить перестроение, как на горизонте показались дымы кораблей главных сил японского флота. Командующий которым, адмирал Того заканчивал манёвр, гарантирующий ему победу. Ему надо было только повернуть вправо. И поставить строй своих кораблей, поперёк движения русской эскадры. Обрушивая огонь всех своих орудий на головной корабль противника.

Адмирал Того

Но увидев, что русские броненосцы идут походным порядком вместо этого адмирал Того, повернув влево. На сближение с наиболее слабыми кораблями русской эскадры. Намериваясь атаковать в первую очередь их. И тут же, русская эскадра, начала перестроение в одну колонну. И открыв огонь, буквально засыпала японский флагман градом снарядов. В какой-то момент сражения по японскому флагману вели огонь одновременно шесть русских кораблей. За короткие 15 минут в «японца» попало более 30 крупнокалиберных снарядов. Адмирал Рожественский, сделал то ради чего на флоте и существует командующий, он привёл свою эскадру без потерь и переиграл японского адмирала. Заставив того подставить свои корабли под сосредоточённый огонь стремительно приближающихся русских броненосцев.

Схема начала Цусимского сражения.

Рожественский сделал то, что хотел, воспользовавшись единственным шансом на победу. Он дал возможность противнику выявить эскадру, дал понять, что она тихоходна и идёт восточным, узким проливом. Он не стал мешать передачи информации разведчиками. И работе радиостанций главных сил японцев. А в последний момент, перед столкновением перестроил эскадру. Точно рассчитав время столкновения. Зная, что адмирал Того, уже не успеет получить расшифрованную информацию об его манёвре.

Броненосец «Сагами» ведет колонну кораблей

Скорее всего адмирал Рожественский рассчитывал и на находящиеся во Владивостоке два броненосных крейсера. Которые за три дня до Цусимского сражения вышли из порта. По официальной версии для проверки работы радиостанций. Но как раз во время, что бы подойти к Цусимскому проливу вместе с главными силами русского флота. Но тут вмешалась случайность. За год до этого японцы на фарватере поставили минное поле. Несколько раз русские крейсера свободно проходили это минное поле. Но именно накануне Цусимского сражения флагман этого отряда броненосный крейсер «Громобой» коснулся мины и вышел из строя. Отряд вернулся во Владивосток. Лишив возможности адмирала Рожественского усилить свою эскадру уже в ходе сражения. На то что это планировалось, указывает наличие в составе эскадры того же вспомогательного крейсера «Урал». Предназначенного для рейдерских операций на коммуникациях и совершенно не приспособленного для боя эскадр. Но имеющего лучшую в эскадре радиостанцию. С помощью, которой и должен был вывести крейсера из Владивостока к месту боя.

Броненосный крейсер «Громобой» в сухом доке Владивостока.

Сделал это, адмирал Рожественский точно зная, где находиться японская эскадра. И в этом ему помогли сами японцы. Точнее их радиостанции. Опытные радисты, по силе радиосигнала, или по «искре», как тогда говорили, могут определить расстояние, до другой радиостанции. Узкий пролив указывал точное направление на противника, а сила сигнала японских радиостанций показывала расстояние до него. Японцы рассчитывали увидеть одну колонну русский кораблей. А увидели две, и поспешили атаковать наиболее слабые корабли. Но русские колонны шли уступом вправо. Это и дало возможность Рожественскому перестроить эскадру и попытаться самому атаковать наиболее слабые корабли японцев. Прикрывая которые адмирал Того вынужден был продолжить манёвр. Буквально развернув последовательно свои броненосцы. Чем и подставил свой флагман, под сосредоточённый огонь лучших русских кораблей. В это момент, в японский флагман и попало около 30 крупнокалиберных снарядов. А следующий в строю броненосец 18. В принципе этого было достаточно, что бы вывести вражеские корабли из строя. Но к величайшему сожалению только в принципе.

Повреждения русского и японского броненосца в сражении.

Парадоксально, но самым большим японским секретом того времени, были русские снаряды. Точнее их ничтожное воздействие на корабли противника. В погоне за бронепробиваемостью русские инженеры уменьшили вес снаряда, на 20%, по отношению к зарубежным снарядом аналогичного калибра. Что предопределило более высокую скорость снарядов русских орудий. А что бы сделать свои снаряды безопасными их снаряжали взрывчаткой на основе пороха. При этом предполагалось, что, пробив броню снаряд, взорвётся, за ней. Для этого поставили очень грубые взрыватели, которые не взрывались даже при попадании в не бронированную часть борта. Но мощности взрывчатки, в снарядах, порой не хватало, даже на то что бы разорвать сам снаряд. И в результате русские снаряды, попадая в корабль, оставляли аккуратненькое круглое отверстие. Которое японцы быстренько заделывали. Да и взрыватели у русских снарядов оказались не на высоте. Боёк получился слишком мягким и не накалывал капсюль. А эскадру Рожественского вообще снабдили бракованными снарядами. С повышенным содержанием влаги, во взрывчатке. В результате даже попавшие в японские корабли снаряды массово не разрывались. Именно качество русских снарядов и предопределило, что японские корабли выдержали массированный огонь русских. И сами, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости стали охватывать голову русской колонны. Вот тут даже возникает сомнение в том, что если бы японцы не знали об посредственном качестве русских снарядов, то Того рискнул бы выполнить свой рискованный манёвр. Нет, он не мог знать об отвратительном качестве снарядов находившихся на снабжении второй эскадры. Но вполне возможно, что он правильно оценил риск для своих кораблей и совершил свой манёвр. Который потом назовут гениальным, но который не совершит ни один находящийся в здравом уме флотоводец. А в результате японцы победили, в Цусимском сражении. Не смотря на героизм русских и выигрыш Рожественского на манёвренном этапе боя.

Картина посвящённая героической гибели броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»

И всё же в этом поражении виноват лично Рожественский. Будучи начальника Главного морского штаба, он лично курировал технические вопросы во флоте. И именно на его совести, оказались эти не годные снаряды. Да и в составе японского флота, были 2 корабля, которые могли бы быть в составе его эскадры. Но от которых он лично так опрометчиво отказался. В Италии строились 2 броненосных крейсера, для Аргентины. Корабли были уже готовы, когда заказчик от них отказался. И итальянцы предложили эти корабли России. Но Рожественский, будучи начальником Морского Штаба, отказался от них. Мотивируя, тем, что эти корабли не подходят Русскому флоту по типу. Японскому же флоту они подошли. Японцы их сразу же перекупили. И как только эти корабли, достигли Японии, началась война. В это же время на Средиземном море находилась эскадра из двух броненосцев, трёх крейсеров и более десятка миноносцев. Шедшая на Тихий океан. И была выдвинута идея, сопровождать эти корабли своими кораблями. И под угрозой уничтожения этих кораблей, не дать возникнуть войне до усиления нашего флота. Но для этого, было необходимо оставить миноносцы, без опеки крупными кораблями. И Рожественский, запретил сопровождать японцев, приказав конвоировать миноносцы. В результате эта эскадра, до начала войны, не спела усилить наш Тихоокеанский флот. А перекупленные японцами броненосные крейсера успели.

Броненосный крейсер «Касуга», который мог служить и в Российском императорском флоте

Адмирал Рожественский, вполне справедливо, мог бы показать себя одним из величайших флотоводцев России. Который привёл флот без потерь через три океана, и сделал все, что бы разгромить японцев. Но как администратор, он проиграл войну, ещё до её начала. Упустив возможность усилить свой флот, ослабить флот противника. И не сумев обеспечить вверенные ему силы боеприпасами надлежащего качества. Чем и опозорил своё имя. В конце концов, оказавшись в плену у японцев.

Корабль оправдавший своё название. На нём адмирал Рожественский попал в плен к японцам.

Как известно незнание истории приводит к её повторению. И недооценка роли бракованных снарядов в Цусимском сражении ещё раз сыграло в нашей истории негативную роль. В другом месте и в другое время. Летом 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Тогда основным нашим танковым и противотанковым боеприпасом был 45-мм снаряд. Который должен был уверенно пробивать броню немецких танков метров до 800. Но реально, наши танки и противотанковые пушки этого калибра были бесполезны метров с 400. Немцы, это выявили сразу и установили безопасную дистанцию для своих танков в 400 метров. Оказалось, что в погоне за увеличением выпуска снарядов, произошло нарушение технологии, их изготовления. И массово шли перекалённые, а значит и более хрупкие снаряды. Которые просто раскалывались, при попадании в немецкую броню. Не причиняя особого вреда немецким танкам. И позволявшие немецким танкистам практически беспрепятственно расстреливать наших солдат. Совсем как японцам наших моряков при Цусиме.

Макет снаряда 45мм

И в помощь ему на Балтике была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра (7 броненосцев, 8 крейсеров и 9 эсминцев). В октябре 1904 г. она была послана на Дальний Восток под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского. В феврале 1905 вслед за ней из Балтики отправилась 3-я Тихоокеанская эскадра во главе с контр-адмиралом Николаем Небогатовым (4 броненосца и 1 крейсер). 26 апреля обе эскадры соединились у берегов Индокитая и под общим командованием Рожественского продолжили путь к боевому театру.

Теперь, после падения Порт-Артура и окончательной гибели 1-й Тихоокеанской эскадры в его гавани, ситуация для Рожественского значительно осложнилась. Местом базирования новой эскадры предполагалось сделать Владивосток, куда Рожественский и направлялся. Его задачей являлась защита российского Приморья. Невзирая ни на что, 2-я Тихоокеанская эскадра представляла довольно мощную силу. Возобновление борьбы на море, наряду с непрерывно шедшим наращиванием русских сухопутных войск в Маньчжурии, могло бы привести бы к гибельному для Японии затягиванию войны.

В мае 1905 прошедшая 15 тыс. миль 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский пролив, держа курс на Владивосток. 14 мая 1905 у Цусимских островов, в Корейском проливе, путь ей преградил японский флот адмирала Того (4 броненосца, 48 крейсеров, 21 эсминец, 42 миноносца, 6 других судов). Он превосходил русскую эскадру численностью, качеством кораблей и силой орудий. Японские моряки, в отличие от русских, имели богатый опыт боевых действий. Перед боем адмирал Того сигнализировал своим экипажам: «От этого боя зависит судьба Японии».

Цусимское сражение. Морские легенды

Корабли Того сосредоточили огонь с дальних дистанций на головной части российской эскадры. Концентрированным огнем фугасными снарядами японцы сумели уничтожить у русских 4 броненосных флагмана. После ранения Рожественского эскадру возглавил контр-адмирал Небогатов. Гибель флагманов привела к потере управления эскадрой. Она рассеялась на отряды, ставшие жертвой ночных атак вражеских миноносцев, которые потопили еще 1 броненосец и крейсер. Русские суда потеряли связь друг с другом. Часть их устремилась во Владивосток, часть обратно, в нейтральные порты. 15 мая в плен японцам сдались 4 корабля во главе с Небогатовым, а также эсминец «Бедовый», на котором находился Рожественский. За сдачу кораблей Небогатов был приговорен к расстрелу, замененному 10 годами тюрьмы; Рожественский оправдан ввиду героического поведения в бою и тяжелого ранения. Не подчинился приказу о сдаче только экипаж крейсера «Изумруд» во главе с капитаном II-го ранга бароном Ферзеном. Он прорвался сквозь строй японских кораблей, ушел на Владивосток, однако в заливе Св. Владимира «Изумруд» сел на мель и был взорван экипажем. За проявленную доблесть царь наградил В. Н. Ферзена золотым оружием

Другая группа кораблей (2 броненосца, 3 крейсера и 4 эсминца) продолжала сражаться и геройски погибла. Из спасшихся судов 3 крейсера ушли в Манилу, 1 эсминец – в Шанхай, крейсер «Алмаз» и 2 эсминца – во Владивосток. В Цусимской битве погибло более 5 тысяч русских моряков. Японцы потеряли 1 тысячу человек и три миноносца. Такого разгрома русский флот не знал ещё никогда.

Цусимское сражение стало одной из крупнейших морских битв мировой истории. Оно явилось и последним сражением эпохи броненосных кораблей, которые вскоре начали заменяться дредноутами. Гибель Тихоокеанского флота поставила окончательную точку в русско-японской войне. Дальневосточные рубежи России были теперь беззащитны от нападения с моря, а японские острова стали неуязвимыми.

Летом 1905 японцы почти беспрепятственно овладели островом Сахалин. Наспех собранное здесь под командованием генерала Ляпунова ополчение (3,2 тысячи человек, отчасти из каторжников) было неспособно с регулярными дивизиями и 18 июля 1905 сдалось в плен. Угроза атаки с моря нависла над всем российским Приморьем и Камчаткой.

Загрузка...