Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Внеурочные занятия "занимательный русский язык". Внеурочное занятие "путешествие в страну русского языка"

План-конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе

Тема: Волшебные слова

Цели: 1. Обогащение словарного запаса.

2. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, познавательной активности.

3. Воспитание вежливости.

Универсальные учебные действия: 1) формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение к окружающим;

2) формирование умения строить рассуждения в устной форме;

3) развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

4) учебно-познавательный интерес к предмету.

Оборудование: плакат «Вежливые слова», пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острее меча».

Место проведения: учебный кабинет.

Время проведения : 30 минут.

План-конспект занятия :

I . Оргмомент.

Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, слова на плакате. Как вы думаете, о каких словах сегодня мы будем говорить?

II . Ход занятия.

1. Игры

«Доскажи словечко»

(Дети по ходу чтения текста вставляют хором «волшебные» слова)

Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… (Здравствуйте).

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое!

(Шкатова Л.А.)

«Вежливые ребята»

(По мере надобности в рассказ хором вставляются «волшебные слова»)

Однажды Петя поехал в автобусе в кинотеатр. Войдя в салон автобуса, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов.

На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …(Садитесь пожалуйста). Бабушка была очень вежливой и сказала ему… (Спасибо ).

Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Петя чуть не упал и сильно толкнул молодого человека. Парень уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал… (Извините, пожалуйста ). Молодой человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает».

«Вежливое слово»

Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

2. Беседа .

(Дети дают развёрнутые ответы)

Какие «волшебные» слова вы знаете? (Плакат «Вежливые слова»)

Как надо произносить «волшебные» слова? («Волшебные» слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься).

Что никогда не делает вежливый человек? (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).

Почему так говорят: «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острей меча»?

3. Ролевые игры.

(Дети показывают, как бы они поступили, в небольших сценках с участием одноклассников)

(В сценке участвуют два человека. Алёша забыл учебник по математике дома). Мальчик просит у Вики учебник на один урок: «Вика, дай, пожалуйста, учебник на один урок».

Вика: «Бери, не жалко».

Алёша: «Спасибо , ты меня выручила».

(В сценке участвуют до10 человек, изображая давку в автобусе)

Данил «случайно» наступает на ногу Жене и говорит: «Извини меня, пожалуйста. Я случайно».

Женя улыбается, не сердится.

Класс. Звенит звонок. Дети сели на свои места, приготовились к уроку. Учитель у доски объясняет новое правило. Вдруг запыхавшись, в класс входит Саша и говорит: «Простите, пожалуйста , за опоздание, я проспал, потому что у меня сломался будильник»

Учитель: «Проходи на своё место и тихо готовься к уроку. Старайся не мешать одноклассникам»

4.Сценка «Волшебное слово»

(Сценку по одноимённому рассказу В.Осеевой готовят обучающиеся 5 класса)

Действующие лица: Павлик, старик, Лена, бабушка, брат.

(На скамейке сидит старик и зонтиком что-то чертит на песке. Рядом садится взлохмаченный, раскрасневшийся разъярённый мальчик).

Старик. Да ты только что кричал, плакал. Сердился.

Павлик. А Вам-то что? Я скоро совсем из дома убегу из-за одной Ленки. На одной краски не даёт, а у самой сколько! А бабушка меня из-за одной морковки из кухни прогнала тряпкой… Никто меня не любит и не жалеет…

Старик. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Павлик. А какое слово?

Старик. (Наклонился к мальчику и что-то прошептал)

Не забудь, как нужно говорить волшебное слово…

Павлик (Подбегает к сестре)

Лена, дай мне, пожалуйста, одну краску…пожалуйста…

Лена (Удивлённо)

Тебе какую?

Павлик

Мне синюю. (Подержав краску в руке, отдаёт её сестре).

Пойду к бабушке. (Павлик подошёл к бабушке и обнял её)

Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста…

Бабушка (Широко улыбнувшись)

Горяченького …горяченького захотел, голубчик мой!

Павлик (Подпрыгивая)

Волшебник! Волшебник!

Павлик (Обращаясь к старшему брату за столом)

Возьми меня покататься на лодке…пожалуйста…

Лена.

Возьми его. Чего тебе стоит.

Бабушка.

Конечно, возьми!

Старший брат.

Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Павлик (Выскакивая из-за стола)

Помогло! Опять помогло!

5. Итог занятия.

Какие вежливые слова мы сегодня вспомнили?

Как надо произносить эти слова?

    Конверт №3.

    Первый словарь иностранных слов

    Конверт №4.

    толкового словаря Слайд №5

    Задание по толковому словарю С.И.Ожегова.

    3) Очень большой. (Огромный)

    Конверт №5.

    Задание по этимологическому словарю Н.М. Шанского.

    Что общего между дачей и подарком? (Дарят.)

    Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда?

    Конверт №6.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие кружка «Загадки русского языка». «Путешествие по страницам словарей»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа №23 им. Надежды Шабатько г. Новокубанскамуниципального образования Новокубанский район

«Путешествие по страницам словарей»

Саркисова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы

МОБУООШ № 23

г. Новокубанск

Занятие кружка «Загадки русского языка».

« Путешествие по страницам словарей»

Учитель: Саркисова Е.В. Предмет: Русский язык

Класс : 5 Цель: познакомить учащихся с многообразием словарей.

Задачи:

образовательные: создать условия для того, чтобы обучающиеся умели пользоваться лексикографическими источниками.

развивающие: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, логического мышления.

воспитательные:

воспитание активного интереса к изучению уже существующей информации и созданию своей собственной.

УУД: ЛичностныеУУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов, формирование границ собственного «знания-незнания», объективное оценивание своего вклада в совместную деятельность.

Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, умения работать в группе.

Коммуникативные УУД: формирование умения строить логичные полные ответы на поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников.

Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять продукт собственной деятельности.

Предметные:

Знать виды словарей, принцип их построения.

Уметь работать со словарями, составлять самому словарные статьи.

Личностные: стремление к активному участию в любом виде деятельности, желание развиваться, учиться всему новому, не бояться трудностей, искать нестандартные способы решения предложенных задач.

Метапредметные: сформированные навыки наблюдения, сравнения, анализа, поиска информации.

Основные понятия: словарь, словарная статья, лексикография.

Межпредметные связи: могут быть любыми, если дать задание найти словарную статью слова из любой научной области или области искусства.

Ресурсы:

Словари: толковый словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова, орфографический, этимологический, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов и др.

Формы урока

Г- групповая.

Индивидуальная.

Технология – поисково-исследовательская.

Оформление:

Выставка словарей.

Карта сказочного леса словарей.

Презентация.

Конверты разных цветов с заданиями.

Плакат, на котором изображен пейзаж.

Ход занятия.

Уч. Ребята, Добрый день. На нашем занятии мы будем работать в группах (Приложение 1). Я вам желаю творческого настроя, будьте активны, внимательны, доброжелательны, терпимы к высказываниям своих одноклассников. Слайд №1

Уч. Вспомним о правилах работы в группах (Приложение 2).

Правило активности.

Всякий должен быть активным

Группа станет очень сильной.

Правило корректности.

Не оценивать суждений.

Говорить о том, что нас

Здесь волнует и сейчас.

Правило конструктивности.

Ситуация проста:

Должен каждый говорить

и проблему обсудить.

Уч. Читая книгу, газету, журнал, слушая радио, смотря телевизор, общаясь с друзьями, наверняка, вы встречали незнакомые слова, выражения, которые вам непонятны.

И, конечно, возникает потребность понять их значение. К каким книгам вы в таких случаях обращаетесь? (К словарям)

А когда в диктанте сделали ошибку и необходимо выяснить написание орфограмм, к какой книге обращаетесь? (К словарям)

Вы изучаете английский язык, когда вы не знаете, как переводится слово, к какой книге обращаетесь за помощью? (К словарю)

Действительно, во всех перечисленных случаях мы обращаемся к словарям. Это необходимая книга, первый помощник в учебе.

Словарь – сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словари - наши помощники, они помогают нам учиться. Словари помогают правильно писать слова, объясняют их значение, дают сведения о самых разных предметах, рассказывают обо всём на свете.

Следовательно, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о словарях Слайд №2 .

Объявляется тема занятия.

Уч. Сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам словарей. Дорога наша будет пролегать через сказочный лес.

Мы познакомимся с разными словарями, будем учиться ими пользоваться, пополнять свой словарный запас, развивать в себе чувство слова.

Эпиграф: «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке»

А. Франс

Мотивация внеурочной деятельности.

Уч. Ребята, посмотрите, сколько у нас здесь словарей. Рассмотрите их внимательно. Что в них общего? (Учат, дают знания, расширяют кругозор) В чем их разница? (Разное назначение, разные авторы.)

А кто авторы, составители словарей? Назовите их. Это огромная, титаническая работа – составление словаря. Давайте, ребята, сегодня порадуем составителей словарей, выполнив задания, которые они нам прислали. Хотите их прочитать?

Я надеюсь, вы сегодня сами научитесь составлять словарь. А когда станете взрослыми, быть может, кто-то издаст свой собственный словарь.

Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Как вы думаете для чего? Для удобства.

Путешествие.

Мы с вами отправляемся в путешествие, на пути будем любоваться лужайками с травой, кустарниками, деревьями (Плакат с пейзажем). Обратите внимание на доску, плакат с травой, кустом, деревом. Ваши книжечки – словари - в конце путешествия, если ваши ожидания сбудутся, поместите на дерево, если частично сбудутся – на куст, если совсем не сбудутся – на траву.

Ученики делятся на три группы.

1 группа- «Эрудиты»

2 группа – «Знатоки»

3 группа – «Уникумы»

На столы устанавливаются таблички с названиями групп.

За правильно выполненное задание дается команде ключ, на котором изображена буква. Из полученных ключей в итоге команды должны составить слово из семи букв. Чем больше команда заработает ключей, тем легче будет составить слово.

Итак, перед каждой командой лежат конверты разных цветов. Поочередно вскрываем конверты и выполняем задания? Каждая команда вскрывает два конверта.

Конверт №1 Уважаемые пятиклассники, вам нужно выполнить задание по орфографическому словарю Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова. Перед вами самый простой и распространенный из всех словарей – орфографический. Но для того, чтобы быстро найти нужное слово в словаре и узнать, как оно пишется, необходимо знать алфавит.

Расставьте слова в алфавитном порядке.

мастер март марево (марево, март, мастер)

Расставьте фамилии в алфавитном порядке.

Иванова, Иванов, Игонина

Кулаева, Кривошеев, Кулагина, Кислякова

Вставьте пропущенные буквы в слова:

ч..хол, ч..рнила, р..мень, в..н..грет;

сп..ртакиада, р..сцвет, с..лют, пи..нино.

Проверьте свой ответ по составленному мною орфографическому словарю. Я думаю вам полезно будет узнать, что орфографическим словарем разрешено пользоваться и на ГИА по русскому языку.

Лопатин Владимир Владимирович

Конверт №2.

Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, которые имеют переносный смысл.

Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники С.В. Максимова «Крылатые слова» , Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова»,

«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.

«Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют значение и нормы произношения.

Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.

    Яблоку негде упасть (тесно);

    Хоть глаз выколи (темно);

    Хоть пруд пруди (много);

    Кот наплакал (мало);

    Не успел оглянуться (быстро);

    Черепашьим шагом (медленно);

    Ни свет, ни заря (рано);

    Рукой подать (близко);

    Из рук вон (плохо).

Конверт №3.

Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был рукописным.Выделяется трехтомный словарь Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее время является «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова.

«Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение, грамматические особенности, нормы произношения и ударение.

Вам нужно определить, о каких заимствованных словах идет речь.

1.Учреждение, занимающееся собиранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей, греч.)

2.Мягкая подстилка для лежания, спанья. (Матрац, арабск.)

3. Мягкая мебель для сидения и лежания. (Диван, перс.)

Конверт №4.

По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление толкового словаря . Это научный подвиг ученого. Слайд №5

Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось много, иногда до обмороков. В.Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.

Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.

Задание по толковому словарю С.И.Ожегова.

Чтобы узнать лексическое значение слова, нужно обратиться к толковому словарю.

А вы сейчас попробуйте определить слово по лексическому значению.

1) Заранее намеченный путь. (Маршрут).

2) Мысленно представлять себе что-нибудь. (Воображать).

3) Очень большой. (Огромный)

4) Желтый, с красноватым оттенком. (Оранжевый).

5) Знаки для обозначения звуков речи. (Буквы).

6)Бледно-фиолетовый. (Лиловый).

Конверт №5.

Задание по этимологическому словарю Н.М. Шанского.

Чтобы узнать происхождение того или иного слова или выражения, мы должны обратиться к этимологическому словарю.

Что общего между дачей и подарком ? (Дарят.)

Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда?

(Да. Оба названия произошли от латинского слова «белый»: у лебедя белое оперение, а у лебеды белые цветы.)

Что общего между городом и огородом? (Город - ограда, забор, огород - огражденное место).

Конверт №6.

В этих словарях помещены слова – друзья и слова – враги, это «Школьный словарь антонимов русского языка» И.Р. Львова, где помещаются свыше 500 пар антонимов, и «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда.

В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов – синонимическими рядами.

Выполните задания по словарю синонимов и антонимов. Найдите в стихотворении синонимы и в загадках – антонимы.

Как много с ним канители,
«Бураны, вьюги и метели –
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!» -
Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила …

Я – антоним слова «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …

Я – антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех,-
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это …

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь …

Задание №7 Конкурс капитанов команд – составление синквейна .

Повторение жанра синквейна (Приложение 3).

ПАМЯТКА.

Синквейн - «белый стих», требующий синтеза информации в кратких выражениях. Слайд №3

Синквейн (от фр. Пять) – 5 строк

Существительное

Прилагательное Прилагательное

(описание темы)

Глагол ГлаголГлагол

(описание действия)

Фраза

(отношение к теме)

Существительное

(синоним, определяющий суть темы)

Составление синквейна - произведение из 5 строк (белый стих).

Словарь

Умный, большой.

Учит, помогает, подсказывает.

Словари – наши друзья.

Помощник.

Из ключей составляется слово СЛОВАРЬ.

А теперь, ребята, давайте, порадуем словари: запишем предполагаемые ассоциации к слову «СЛОВАРЬ» Слайд №5

Что такое словарь? Ваши предполагаемые ассоциации.

С – СЛОВО

Л – ЛЕКСИКА

О – ОРФОГРАФИЯ

В – ВСЕЛЕННАЯ

А – АКТУАЛЬНОСТЬ

Р – РАЗВИТИЕ

Ь – ПОИСК и др.

Рефлексия.

Ну и в конце путешествия я предлагаю взять каждому ваши словарики и прикрепить на дерево, куст или траву. Если ваши ожидания сбылись, поместите на дерево, если частично сбылись – на куст, если совсем не сбылись – на траву.

Посмотрим на наши растения сказочного леса.

Какое у нас получилось прекрасное дерево.

Шикарный куст, кому еще надо расти.

И роскошная травка, кому еще предстоит поучиться работать со словарями. Слайд №6

Список использованной литературы:

    Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. - М: ОЛМА Медиа Групп, 2009.

    Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М: Оникс, 2009.

    Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка.- М.: Дрофа, 2004 г.

    Ушаков Д. И., Крючков С. Е. – М: Дрофа, 2013 г.

    Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М: Дрофа, 2010 г.

    Фразеологический словарь под редакцией А.И. Молоткова.- М: Дрофа, 1998 г

Наталья Блохинова
«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи»

Внеурочное занятие в 3 «А» классе.

Тема : Великий , могучий русский язык

Цель : развитие интереса к родному языку ; показать красоту и величие русского языка ; воспитывать чувство уважения к родному языку ; развивать умение вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Оформление : плакат со словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий , могучий и свободный русский язык » (И. С. Тургенев)

Магнитофон

Аудиозапись «Гляжу в озёра синие»

План-конспект

Учитель : Русский язык - один из богатейших языков мира . Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А . С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Русский язык изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.

(звучит запись песни «Гляжу в озёра синие» )

Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса. Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён. Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка .

(Б. Захаров)

Учитель : Какие высказывания о русском языке вы знаете ?

(ученики называют высказывания о русском языке )

Учитель : Любовь к русскому языку выражали многие поэты, писатели.:

Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий . Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем , думаем, живём.

Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку . И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.

Суворов ободрял солдат На русском языке , Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке .

С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком .

«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык – это клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием ; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» сказал И. С. Тургенев

Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке )

Учитель : Учите русский -

Годы к ряду,

С душой, с усердием,

Вас ждет великая награда ,

И та награда - в нём самом.

Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке , о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.

Наш язык обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира . Есть слова. Утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха, прялка, зипун, кичка) или получают новое значение (спутник, гражданин) . Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.

Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.

Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.

^ 1. Разгадывание шарад :

Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.

Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…. (домна)

Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)

Корнем с «дорогой» роднится В сборе приставка таится, Суффикс-как в слове «дневник» , Целым же в космос проник (спутник)

2. Занимательные вопросы :

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

Каких камней не найдёшь в море? (сухих)

Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)

Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)

О чём ведётся разговор? – Это чёрная?

Нет, это красная! _ - А почему она белая? - -Потому, что зелёная.

3. Метаграммы

Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.

С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте. (колос-голос-волос)

С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

4. Анаграмма

Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово

Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)

Я прежде обувью служил,

Крестьянин мною дорожил.

Но если буквы переставишь,

Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)

Заключительное слово учителя :

Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку .

Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление ? Чему учат эти высказывания?

Русский литературный язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка ? Давайте изучать русский язык , бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык .

Публикации по теме:

Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры» МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Комплексно тематическое планирование «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта» Ноябрь (С чего начинается Родина) 1 неделя (31.10 –04.11) «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта». Задачи:.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Коррекционная школа. Русский язык 6 класс «Правописание безударных гласных в корне слова» Коррекционная школа. Русский язык 6 класс Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова» Задачи урока: Обучающие: Формировать.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Цель: Систематизация знаний о Великой Отечественной войне. Задачи:.

Данное внеурочное занятие напрвлено на обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам,на развитие навыков грамотной устной и письменной речи,а также на расширениекругозора и словарного запаса учащихся,воспитанию любви к русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Турнир грамотеев». Внеурочное занятие по русскому языку

Цели:

1.Обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам.

2. Развитие навыков грамотной устной и письменной речи.

3.Расширение кругозора и словарного запаса учащихся,

Воспитание любви к русскому языку.

В игре принимают участие 3. Б класс

1. команда- Везунчики

2.команда- Умники и умницы

3.команда- Грамотеи

1. Организационный момент.

Мы собрались не в последний раз,

Так как любим игры без прикрас.

Хорошо живётся только тем,

Кто умеет скуку отогнать,

Кто с раскрытою душой

Принесёт задор весь свой

Лучистый, добрый, озорной

И сегодня здесь, друзья,

Свела нас очень интересная игра- турнир грамотеев

Итак, команды, приготовьтесь, начинаем игру.

2.Выполнение заданий.

Первая остановка – Буквоград

1.Добавить букву перед каждым словом, чтобы получилось другое слово:

Рубка (трубка), дар (удар), клад (склад),

Усы (бусы), ель (мель), уран (буран),

Беда (ябеда), роза (гроза), кран (экран)

2. Уберите по одной букве из каждого слова так, чтобы получилось новое слово :

Стон (сон), банк (бак), всласть (власть),

Краска (каска), склон (слон), полк (пол),

Тепло (тело), беда (еда), горсть (гость)

3. Замените одну согласную букву так, чтобы получилось другое слово:

Роса – роза, липа – лиса, банка – ранка,

Роль – соль, ветка – сетка, волос – голос

Голод – город, точка – дочка, ваза – вата

Вторая остановка – Грамотейск

1.В словарных словах вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение: (4 слова каждой команде)

К_см_онавт, п_н_дельник, пр_вит_льство, р_сунок.

П_сс_жир, к_л_ндарь, з_мл_ника, г_ризонт.

Эл_ктрич_ство, к_м_ндир, б_бл_ _тека, к_ртофель.

2.Исправьте ошибки в предложениях:

Набирегу рос бальшой дуп.

Земой мидветь спит вберлоги.

Пушыстым хвастом леса замитает свои слиды.

Висной прилитают ласточьки и стрежы.

Мы чясто ходим наречьку лавить рыпку.

Влису свежый воздух и тешына.

3.Вставить пропущенные безударные гласные:

Прим_рять друзей, прим_рять платье

Отв_рить дверь, отв_рить картофель

Зап_вать в хоре, зап_вать молоком.

Третья остановка – Частереченск

  1. «Собери букеты » (на доске три вазы - ж.р., м.р., ср.р., слова-цветы разместить в нужную вазу)
  2. 3аменить данные словосочетания одним словом : (по три словосочетания каждой команде)

Храбрый человек (храбрец)

Умный человек (умник)

Добрый человек (добряк)

Болтливый человек (болтун)

Мудрый человек (мудрец)

Хвастливый человек (хвастун)

Богатый человек (богач)

Ленивый человек (лентяй)

Хитрый человек (хитрец)

Четвёртая остановка – Догадкино

  1. Собери пословицы из слов : (по две пословицы каждой команде)

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Корень учения горек, а плод сладок.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Не спеши языком, торопись делом.

Сначала подумай – потом говори.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

  1. Разгадать шарады:

1)Сперва назови ты за городом дом,

Конспект внеурочного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Интеллектуальная игра «Берегите русский язык»

(зачётное занятие курса внеурочной деятельности

«Язык есть исповедь народа»)

учителя первой квалификационной категории

Сапсай Анны Андреевны

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках курса внеурочной деятельность «Язык есть исповедь народа», предвещая неделю русского языка и литературы. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

Обобщить изученный материал по основным курса.

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

Воспитывать умение работать в группах.

Воспитывать любовь к родному языку.

Основными задачами игры являются:

1) создание для учащихся развивающей среды средствами русского языка на основе межпредметной интеграции;

2) реализация творческой инициативы учащихся, направленной на формирование активной гражданской позиции и национального самосознания в условиях межкультурной коммуникации;

3) развитие риторических умений; неподготовленной (спонтанной) речи, ораторского искусства;

4) развитие коллективного творчества учащихся.

Оборудование:

Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).

Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).

Планируемые результаты:

Личностные:

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

Осознание эстетической ценности русского языка;

Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

Готовность к самостоятельной творческой деятельности;

Толерантное сознание и поведение в обществе;

Навыки сотрудничества со сверстниками;

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

Умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Умение ориентироваться в различных источниках информации;

Умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

Умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

Владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

Сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

Способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

Свободное использование словарного запаса;

Сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;

Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

Владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.

Условия проведения игры:

Формируются две команды по 6 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Игру ведут 2 ведущих. За 1 минуту надо дать правильный ответ.

Ход игры

Ведущий 1.

В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен. Он формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. Совсем недавно мы отмечали Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры.

Ведущий 2.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!

Ведущий 1.

Сегодня мы будем общаться и познавать великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык.

Давайте вместе приоткроем таинственный занавес - проведем интеллектуальную игру «Берегите русский язык». Команды будут бороться за звание победителя, им предстоит пройти через увлекательные задания. А определять, кто с заданием справился быстрее и правильно, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли :

Председатель жюри - учитель русского языка и литературы;

Ученица 9 класса - отличница, лауреат различных конкурсов по русскому языку;

Ученица 9 класса - отличница, член Совета старшеклассников школы.

Ведущий 2:

Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и интеллектуальная игра не исключение.

Здесь правила таковы:

После того, как на слайде появится вопрос, у команды есть 1 минута на размышление, капитан команды, которая знает ответ поднимает карточку и команде предоставляется слово.

Ведущий 1:

Если ответ правильный, команда получает заслуженные баллы, если нет, - вопрос передается другой команде. В конце игры жюри объявит самую эрудированного команду.

Ведущий 2:

Участникам - занять свои места!

Ведущий 1:

- Итак, мы желаем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

Ведущий 2: Первое испытание - представление команд . Здесь учащиеся должны представить свою команду, назвав девиз и показав эмблему. Представление ведется капитаном команды. Максимальное количество баллов 5. Команды готовы! Кто же начнет? Определит жеребьевка! Прошу подойти ко мне капитанов команд.

Ведущий 1. Первыми в игру вступает команда ___________________

Просим представить себя вторую команду.

Ведущий 2. Тишина в зале! Итак, внимание, второй конкурс «Поговорки» :

У вас всего одна минута. За ответ на этот вопрос вы можете заработать сразу 4 балла, по 1 баллу за правильный ответ. Такова стоимость данного вопроса.

Запишите русские пословицы, близкие по значению данным китайским.

Внимание на экран:

Обсуждать надо часто - решать однажды.

Кто слишком спешит - позже справляется с делом.

Трудно схватить двух угрей двумя руками.

Когда стоит ясная погода, готовь зонт.

Ведущий 1.

Итак, следующий конкурс «Фантазия».

В данном туре вам нужно составить связный текст на тему «Весна в моем городе», в одном из предложений которого рядом бы стояли слова «облака», «падали». Максимальное количество баллов - 5

Ведущий 2.

Конкурс «Истоки»

Внимание на доску! Что такое кириллица и латиница? Напишите записку соседу по парте, используя только буквы А, В, Е (=Ё), К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. Эти буквы есть во многих европейских языках, использующих латиницу. Поэтому можно сказать, что эти буквы являются международными символами.

Ведущий 1.

Конкурс «Шарада» оценивается 1 баллом. Отгадайте шараду.

Первым можно расплатиться,

А второе станцевать,

В целом вы должны, ребята,

Континент родной назвать!

Ведущий 2.

Конкурс «Домисолька»

Придумайте предложение, в котором каждое новое слово начиналось бы с последующей ноты. Например: Добродушный Рекс мило фальшивил сольную лягушачью симфонию. Максимальное количество балов в этом конкурсе - 5.

Ведущий 1.

Конкурс «Забавные превращения».

«У Кати длинные пряди и красивая панама. И хотя по радио сказали, что в нашей области возможны бури, она всё равно пошла на пристань». Проанализируйте слова «пряди», «бури» и «пристань». Как, не меняя ни одной буквы, превратить их в глаголы? Напишите свои предложения, в которых эти слова обозначали бы действие, а не предмет. Максимальное количество баллов - 4.

Ведущий 2.

Конкурс «Расследование».

Прочитайте стихотворение русского поэта и писателя Генриха Сапгира и проанализируйте подчёркнутые слова. Какой троп здесь использован? Как ещё можно поэтично назвать месяц? За правильное определение тропа - 1 балл. За каждое поэтическое название месяца по 1 баллу. Время пошло!

«Meсяц»

Ночью на небе один золотистый апельсин.

Миновали две недели,

апельсина мы не ели,

но осталась в небе только

апельсиновая долька.

Ведущий 2.

Конкурс «Начало конца».

Впишите в каждую строчку ещё по три буквы так, чтобы получились пары слов по шесть букв каждое, первое из которых оканчивается на дописанные буквы, а второе с них же и начинается.

Ведущий 2. Наша игра подходит к финалу. Пока жюри подводит итоги, послушаем стихи о родном языке.

Красников Данил читает стихотворение Н. А. Филяевой «РОДНОЙ ЯЗЫК»

Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки -

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Песню «Зажигаем звезды» исполнит трио «Вдохновение».

Емельянова Арина читает стихотворение « Родной язык — народа достоянье»

Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить

Ведущий 1:

А сейчас спросим у нашего уважаемого жюри:

Кто победил?

Каков итог? Каких призов

Заслуживают игроки,

Большие наши знатоки.

Подведение итогов:

Слова ЖЮРИ:

В нашей интеллектуальной игре по русскому языку «Берегите русский язык» с результатом в _____________балов побеждает команда _________________

Нас всех объединяет чудо родного языка. «В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертны». Желаем всем успехов в мире слов, в мире знаний.

Спасибо за игру. Надеемся, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только развлекательный характер, но и познавательной.

А сейчас уважаемые игроки, нам хотелось бы услышать ваше мнение, что нового вы узнали, что вам понравилось.

Спасибо за вашем мнение!

Ведущие хором: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Загрузка...