Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Если ребенок получил 2 в школе. Что делать, если ребенок получил двойку по поведению

Ну, как - по школе соскучились? Вижу, соскучились. Там всё равно веселее, чем во дворе бегать, но работать теперь придется по-настоящему. В этом году уже оценки ставить буду. Первый месяц обойдемся без двоек, а потом - кто на что учился…

Это вам не игрушки

Разговор с первой учительницей оказался неформальным. Встретились на улице за несколько дней до первого сентября. Увидела нас, искренне разулыбалась. Видно, сама тоже соскучилась. Наш ребенок идет во второй класс, и все понимают - детский сад закончился только сейчас. Начинается настоящая школа. Без скидок на возраст, капризы и природную неусидчивость. Трудиться придется и ребенку, и учителю, и родителям. Именно сейчас закладывается будущий результат. Как говорится, это вам уже не игрушки!

Не доверять учителю нет оснований. Познакомились еще в подготовительно классе, когда бежали на уроки из детского сада. Человек она очень требовательный и где-то непростой. Год назад, 1 сентября, когда наши дети пошли в первый класс, она первым делом разрешила брать с собой на уроки маленькую плюшевую игрушку. Малыши есть малыши, даже если они первоклассники. При этом все отчетливо понимали: подобная доброта не отменяет ее отношения к учебе, не зайдет дальше допустимых границ, где возникает ощущение вседозволенности.

Наш первый учитель – человек той, советской, закалки, когда само понятие педагог вызывало тихий трепет у детей и родителей. Да, она действительно не ставила нашим детям плохие оценки в первом классе. При этом не забывала указать на слабые места, над которыми нужно основательно поработать.

По этому поводу даже случались какие-то конфликты, но заканчивались они неизменно фразой:

— Во время ЕГЭ чье-то мнение никого интересовать не будет!

Машина, в отличие от человека, оценивает только результат. За красивые глаза и хорошее поведение оценку никто не улучшит, «вытягивать» дополнительными вопросами ребенка тоже не будут. Каким бы он ни был золотым.

Педагогика без двоек

Я считаю, нам повезло. Беспристрастность, пожалуй, главное деловое качество нашего учителя. Весьма далекое от распространенных представлений о современной педагогике. Жалеть точно не будет. Если сказала, что будет ставить оценки, то она будет ставить и двойки. Думаю, спасет тем самым не одну детскую душу, а возможно и жизнь.

Я же в прошлом году взяла дополнительный класс. Учительница совсем молодая у них, приболела. Меня и попросили поработать с ними во вторую смену, - словно читая мои мысли, продолжает этот случайный диалог наша первая учительница. - Журнал классный открываю, а там… Ни одной двойки! Вы можете себе такое представить? Не первый десяток лет в школе работаю, а такое впервые увидела. Она им в принципе не ставит двойки. Травмировать не хочет. Я контрольную с ними провела и ужаснулась. Говорю детям: «Звоните родителям, говорите, что задержитесь после уроков. Будем переписывать. Иначе весь класс двойки получит». А они жалобу на меня коллективную написали. Как они жить собрались, если обжигаться не умеют? В жизни столько разных ситуаций, и жалобы писать бывает бесполезно. До самоубийств потом доходит…

В общем, школа - это хорошая закалка. И возможность научиться важному - исправлять свои ошибки. Во взрослой жизни тоже будут «плохие отметки» и «падение успеваемости». Жизнь сама по себе - полоса серая, полоса белая. Вот только родителей в школу уже не вызовет, после уроков не оставит и на путь истинный наставлять будет иначе…

Волнуйтесь на здоровье

Мы с женой отправляем своих детей 1 сентября в школу уже тринадцатый год подряд. Есть опыт, есть определенные взгляды на многие вопросы. Добрые учителя, не умеющие ставить двойки, жалеющие и сердобольные, вызывают недоверие. Чему может научить человек, который не дал возможности ребенку самому подняться на ноги? Ведь прежде надо споткнуться и упасть, набить шишку – и тогда запомнить «грабли».

Ошибки совершают все, идеальных людей не бывает. Чтобы это понять надо самому пройти через определенные переживания. Выпускник, который стоит перед экзаменационной комиссией без тени волнения - либо гений, либо бездарь, - настраивал на выпускные экзамены мой классный руководитель четверть века назад. - Поэтому волнуйтесь, переживайте. Тогда все у вас получится.

Мы действительно умели волноваться и переживать. Потому что нас никто не жалел и каждая отметка в классном журнале воспринималась как объективная реальность. Наверное, поэтому мы и трепетали перед учителем…

В общем, настраиваемся на хорошую учебу, но морально готовимся к двойкам. Многое зависит не от того, кто их поставил, а как отнеслись к этому дома. Насколько трезво оценили ситуацию самые близкие люди.

Чтобы проще относиться к житейским неприятностям, нужно побыть немножко двоечником. Чтобы сберечь психику своего ребенка, нужно побыть немного родителями двоечника.

У нас это постоянная проблема, хотя сын уже в шестом классе. Т.е. он запросто за проработанный и понятый материал может получить двойку на контрольной. От чего это зависит, понять не могу до сих пор. Реагирую по-разному. Когда-то жалею его, когда-то с ним переживаю, а когда-то хочется и надавать ему хороших пинков. Единственно, в его школе все эти двойки можно ходить отрабатывать или пересдавать, что он регулярно и делает. 14.12.2001 17:05:55, Ольга*

Если я получал тройку (или тем более двойку), то мама всегда разбиралась почему я ее получил. И если дело было не в лени, то прощала. А так как тройки ее волнуют только по английскому и русскому (просто других я почти не получаю), то получается что дело почти всегда в лени. Так как понимать там нечего, а надо учить. Но можно еще доказать, что тройку поставили несправедливо. Для этого я должен показать, что все знаю. Правда мама не всегда верила, что я знал и на уроке тоже. Говорила, что я наверное все выучил к ее приходу. Так оно часто и было и я даже признавался. И хотя мама меня иногда после этого и наказывала, толк все равно был. Ибо как уже было мной сказано: выдирание выдиранию рознь.
Но если Вы знаете, что сын тему отлично знает а по контрольной все равно два, тогда ругать и наказывать нельзя. Мало ли что случилось. Все равно он не виноват, так как все знал и Вы это проверили. А еще если слишком строго наказывают, то всегда нервничаешь и делаешь ошибки. Я тоже нервничал пока меня папа ругал. А потом мы с мамой договорились, что я только перед ней буду отчитываться. Даже когда она на месяц уезжала, я со всеми тройками сидел и ждал пока приедет. Вот в тот раз я и выбрал отключение компьютера, уж очень много всего накопилось.
А первокласников вообще глупо ругать за оценки. С ними же все равно родители вместе уроки делают. 14.12.2001 23:03:08, Dima

Я, конечно, понимаю, что нельзя всех судить по себе. Но в глубине все-таки надеешся, что твой ребенок хоть что-то возьмет от своих родителей. Я никогда не была отличницей, но и троек у меня не было тоже. Более того, я считаю, что если ты хотя бы один раз прочитал материал, то оценка не ниже четверки тебе уже гарантирована. Мой сын учится в 6-м классе. И на мой взгляд ничего особенно заумного они еще не прошли. Вместе с тем тройки в четверти у сына бывают регулярно. Мое мнение, что человек должен учиться не для того, чтобы его дома не наказывали, а для того, чтобы стать образованным человеком, найти себе хорошую работу и зарабатывать нормальные деньги, чтобы содержать себя и свою семью, а не сидеть не шее у родителей до старости. Хочу сказать, что мой сын постепенно этой мыслью проникается. Думаю, когда он совсем это усвоит, то дела пойдут гораздо успешнее. Кстати, я своего никогда не наказывала лишением компьютера или еще чего-то. После получения тройки или двой он должен проучить материал заново и пойти его пересдать. Для него это худшее наказание. 17.12.2001 12:59:30, Ольга*

От кого:

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

Я согласен. Конечно я учусь не для того, чтобы не наказывали! Да и меня кажется уже наказывать перестали. Я еще не совсем в этом уверен. Тем более что от меня это тоже зависит.
Тройка в четверти у меня только один раз была. С тем что достаточно один раз прочитать я не согласен. Попробуй выучи целую страницу слов с транскрипцией и правописанием! Тут и десяти раз не хватит. А по математике можно вообще весь учебник наизусть выучить и ничего не понять. У нас в классе такие есть.
А пойти и перездать это не наказание. Он же все равно должен был выучить. Получается, что надо учить только тогда, когда уже поймали. А еще папа давно запретил наказывать меня работой. Потому что от работы надо стремиться получать удовольствие. А от наказаний все совсем наоборот. Потом к учебе будет отвращение, если учебой наказывать.
А что учеба нужна я еще в детском саду усвоил. Но все равно лень. Я и сейчас еле себя заставляю английским заниматься. Даже не смотря на то, что уже могу Толкиена читать и даже интересно. Но тоже если незнакомые слова пропускать. А если выписывать и выучивать, то уже совсем не интересно становится. А если все слова незнакомые, как раньше было! Понять что полезно принимать холодный душ одно. А лезть в него каждый день совсем другое. Я так и не залез!
Поэтому я на маму не обижаюсь. Попадало мне правда часто, но не сильно. И только за дело. Это лучше чем у некоторых моих однокласников, которые в день родительского собрания домой как на казнь собирались. А потом снова месяц двойки коллекционировали.
А сами Вы совсем без троек без всяких наказаний учились? И по всем предметам? Это здорово! Я только сейчас это могу. Но я уже в 10-ом классе и мне уже все легко. Не зря же мама меня гоняла! 17.12.2001 21:03:44, Dima

Каждому родителю школьника хоть раз, но приходилось видеть в дневнике своего ребенка отметку «2». Но мало кто знает, как правильно к этому относиться. Кто-то берется за голову, а кто-то за ремень. Чтобы адекватно реагировать на такую ситуацию, нужно разобраться в следующих вопросах.

Оценка. Ее суть, смысл и содержание

Мы, как взрослые, выросшие и быстро позабывшие свои школьные годы, помним только свои эмоции, связанные с такой оценкой, как «2». Эти переживания, как правило, негативные, вот и при виде двойки у своего любимого ребенка приходим в негодование. У нас возникают сожаление, обеспокоенность и злость. Это НАШИ прошлые, осевшие глубоко «в сердце» (а на самом деле в подкорке головного мозга) чувства. И вот, некоторые родители, не понимая этого, сразу же берутся за ремень и делают тем самым большую ошибку, но об этом несколько позже.

Итак, отбросив свои собственные переживания, подумаем. Оценка - это показатель уровня успеваемости ребенка. Это показатель того, как ученик освоил ту или иную тему, тот или иной предмет. Об этом дети пока не думают. Для них оценка - это престиж, авторитет среди одноклассников и родителей. А от того, чей авторитет преобладает, зависит: будут оценки с показателем «+» или с «–». Кроме того, оценка несет в себе психологическую нагрузку - для ребенка это поощрение или наказание. И что же получается: ученик получает двойку, потом его наказывают дома, и он оказывается дважды наказанным. Где вы видели дважды осужденного за одно преступление? Такое возможно только по отношению к ребенку.

Потом, нужно помнить, что в обучении две стороны трудятся: учитель и ученик. Обучение ― это двусторонний процесс. И оценка «2» ― это оценка работы и педагога.

Но мы знаем, как бывает: по какой-то причине в оценку учитель вкладывает не только критерии оценивания, но и свое личное отношение. Это непрофессионально, это подло по отношению к детям, но, к сожалению, такое бывает.

Но не все учителя такие. Существуют и педагоги от Бога, они вообще выступают против системы оценивания. Среди них грузинский педагог Ш. А. Амонашвили, отечественные А. И. Савченко, Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин, Н. Ф. Талызина и др. Сейчас многие современные школы стремятся к безурочной и безоценочной системе образования. Это школы будущего. Их принцип: ребенка нужно мотивировать на обучение, а не держать в эмоциональном напряжении: «Какую оценку получу?». Да и поставьте сами себя на место ребенка: вам бы хотелось, чтобы вас 5–6 раз в день оценивали?

Почему ребенок приносит двойки

Прежде чем ругать ребенка за двойку, нужно понять, почему она оказалась в его дневнике или тетрадке.

Я в школе была примерной ученицей, училась только на «5», и редко ― на «4». Да вот беда, русский язык мне не давался. Как-то я, сдав свою тетрадь на проверку (а она была новенькая, чистенькая, там всего 4 работы было), обратно получила ее всю исписанную красными чернилами, с отметками «3» и «2». Мне так стыдно было. Потом я жутко переживала, что скажет моя бабушка (росла я с ней). Выход был такой: я спрятала ту «стыдную» тетрадку, взяла чистую, все переписала. Дальше была более внимательна, стала больше читать. Это был шестой класс. Спустя 8 лет я достала «свой грешок» и показала его бабушке. Мы посмеялись. Но в тот момент, когда я получила свою неудачную работу назад, мне было страшно, тревожилась: а вдруг бабушка узнает? И представление того, как она будет меня отчитывать, не давало мне покоя.

Так вот, первой причиной неуспеваемости ребенка является его ненаученность: мало упражнялся, не дочитал, не дописал. Все это от спешки: детям так много всего надо успеть! И поиграть, и творчеством заняться, и на кружки/секции сбегать, да еще и уроки выучить. Поэтому родители должны правильно расставить приоритеты для себя и для ребенка. Определить его способности, наклонности, и уже от этого отталкиваться: где-то помочь, где-то направить, а где-то отнестись с пониманием и закрыть глаза. А. С. Пушкин, например, имел двойку по математике, но это не помешало ему стать великим поэтом.

Второй случай. Обратились ко мне родители пятиклассника: мальчик стал плохо учиться, скатился практически на «3» и «2», чего прежде никогда не было. В процессе работы с этой семьей оказалось: мальчик был слишком послушным и неуверенным в себе. Дети это чувствовали, видели и начали над ним смеяться, из-за чего он стал переживать и еще больше закрываться. Он боялся отвечать на уроках, так как в случае ошибки был высокий риск для него быть осмеянным.

Хороших учеников в классе не очень любят. Они «заучки» и «зануды». Это проблема тех детей, которые не успевают, но эмоционально устойчивы ― они начинают высмеивать успешных, доводя их таким образом до своего уровня. «Не высовываться» ― вот такой выход нашел для себя мой клиент. Классный руководитель тоже как-то мало на это обращала внимания. Другие же учителя, не зная особенностей конкретного ребенка («Учеников много, разве каждого узнаешь?», ― а должны узнать), видели в мальчике только ленивого, неуспешного ученика. Вот так и появляются педагогически запущенные дети, среди неуспешных они составляют 60%.

Вот еще из практики. Девочка, восьмой класс. Учиться совсем не хочет. Родители заняты работой, а ей постоянно нанимают репетиторов. Последние меняются каждый месяц, так как «безграмотные», «не найдут подход к ребенку» и т.п. На самом же деле, своей неуспеваемостью девочка добивалась авторитета среди одноклассников, а авторитет родителей был не авторитет. Ребенку просто не хватало родительского внимания, понимания. И в какой-то момент она нашла его среди друзей. Она отдалялась от родных, так как они ей казались равнодушными. Нужно понимать и помнить, что никакие материальные блага не заменят живого, эмоционального общения с родным человеком. Это тоже ведет к педагогической запущенности.

Еще причиной неуспеваемости ребенка являются его особенности: уровень интеллектуального развития, волевой сферы, эмоциональной, темперамент, состояние здоровья. Так, детям с гиперактивностью трудно сосредотачивать свое внимание на предмете изучения (они страдают синдромом отсутствия внимания), детям с дефектами физического и психологического здоровья тяжело эмоционально находиться в группе других детей, им плохо дается представление, понимание учебного материала.

Как известно, страдают неуспеваемостью и дети из неблагополучных семей ― это социальный фактор.

О причинах школьной неуспеваемости более подробно смотрите в видео

Как правильно реагировать родителям, когда ребенок получил двойку

Итак, прежде чем реагировать на двойку чада в дневнике, нужно выяснить причину: почему учитель ее поставил? Подумать самому, сравнив мнение учителя со своими представлениями и знаниями о ребенке, его особенностях, особенностях среды и обстоятельств дома и в школе. Кто, как не родители, поймут и заступятся за своего ребенка? В случае необходимости нужно обратиться за помощью к психологу.

Помните, что одна двойка ― это не приговор о неуспеваемости, но и не повод расслабиться и проигнорировать. Это сигнал к действию. Нужно остановиться и присмотреться, где упускаем в воспитании, мотивации, а может просто в общении с ребенком.

Если двойки появляются в дневнике систематично, срочно за консультацией, и дальше работаете, исходя из причин отставания.

Как-то недавно услышала интервью одного психолога: «Детей нужно наказывать» ― и меня обдало жаром. Как психолог такое может говорить?! ДЕТЕЙ НУЖНО ПОНИМАТЬ! Тогда и причин наказывать не будет. К углу, лишениям они привыкают, крик, ремень их унижает, наказания типа «теперь будешь мыть посуду, убирать» отбивает желание к данным видам деятельности, потому что это нормально, это хорошо и правильно. А в комплексе это убивает в них детей, доверие к людям. Это обижает, злит и дает право делать так же.

Наказывать вниманием и любовью! Об этом короткое видео

Понимания вам, милые родители! Успешности и успеваемости вашим детям!

Скажите откровенно, читатель, вы сами ни разу в жизни не получали ? А ваш друг или брат? Не можете ли вы припомнить те обстоятельства, при которых произошло это событие? А чувства, что тогда теснились в груди? Как вы думаете, не может ли ваш ребенок оказаться в числе моих корреспондентов, письма которых взывают к нашей неразбуженной справедливости?

«...У меня появилась одна двойка и за эту двойку очень били и стучали по голове. Мы слушаем радио, но мои родители вас не понимают. Прошу вас, чтобы написали им письмо. Пишите побыстрей!
Нина, Валя, Таня, ст. Быково »

«...Пишет вам ученица 2А класса Надя С. Когда я получу 3 или 2, меня ругают и бьют. Мне очень обидно. Я говорю, что буду учиться лучше, но мне не верят. Помогите мне и моим родителям.
г. Магнитогорск »

Двойка - это сигнал бедствия, сигнал тревоги, это огорчение для всех - ребенка, родителя, учителя (поверьте мне, что нет таких учителей, которые любили бы эту отметку, - ведь она есть мерило не только успехов ученика, но и качества работы самого педагога).

В порыве гнева , в порыве огорчения, вызванного злополучной двойкой, нагромождаются одна на другую ошибки взрослых и детей.
- Ах, она поставила мне двойку, так я теперь сроду не буду учить ей стихотворений! (Будто он не знает, что учится отнюдь не для учителя!)
- Ах, ты снова получил двойку!? Так ты, кроме порки, еще и лишаешься воскресного похода в лес. (Будто не помнят, как это с ними в детстве было. Будто и не слышали, что дважды не наказывают.)
- Ах, ты снова не приготовил урок!? Значит, первая двойка тебя ничему не научила? Придется поставить еще одну и вызвать родителей к завучу. (Будто никогда и не поясняли родителям, как важно беречь в ребенке желание учиться и верить в свои силы.)
Вот и замкнулся этот трагический треугольник, все участники которого видят только следствие, а не причину, скользят по неровной поверхности явления, не заглядывая в его суть. Каждый видит виновного в другом, каждый обижен по крайней мере на двоих, порою ни в чем не виновных.
- Да разве так бывает? - возразят мне некоторые. Обратимся к фактам.
Мать вызвали в школу.
- Ваша девочка стала вертеться на уроках. Она мешает мне и детям.
- Оля, ты же обещала, что больше не будешь. Значит, не сдержала свое обещание?
- Не сдержала, -соглашается девочка, опустив глаза.

Как видит читатель , это уже не первый разговор с беспокойной ученицей, она своей вины не отрицает. Может быть, ее надо наказать? Случай ведь так ясен. «А ясен ли?» - переспрошу я.

Во-первых , девочка получила за свой поступок двойное наказание - от учителя и от матери. Сотни детских писем, подобно тем, что приведены выше, свидетельствуют отнюдь не об исключительности подобной ситуации.

Во-вторых , девочка не привыкла вступать в пререкания со старшими, оправдываться и искать причину вне себя. Она была несколько замкнута и застенчива. Она действительно вертелась за партой, получала замечания и считала себя виноватой.

В-третьих , она сама не очень-то понимала, почему ей было так неуютно за этой новой для нее партой, у которой сиденье было слишком высоким, так что ноги не доставали до перекладины. Когда же Оля пыталась немного сползти вниз, чтобы поудобнее поставить ноги, ее передник оказывался сзади приколот к спинке парты булавкой. Это Толик так подшучивал над ней. Она оборачивалась, чтобы оторваться, а Толик корчил ей устрашающую гримасу, в это время учительница делала ей замечание. Мальчик же успевал изобразить на своем лице полное внимание к словам учителя. Наблюдая эту сцену со своего обычного места в классе, я поняла, что от учительского стола действия шалуна практически не заметны.

В-четвертых , когда учительница пересаживала их ряд к окну, Оля, оказывается, просила посадить ее сзади Толика, потому что уже знала - он будет дергать ее за косички. Но в ответ услышала: «Не капризничай. Я пересаживаю всех по правилам» (но разве нет даже в самых строгих правилах исключений?). Правда же, она вовсе тогда не собиралась капризничать. Оля просто думала, что плохо жаловаться учительнице на товарища и лучше будет, если ей позволят сесть на место. Уж она-то приставать к нему не станет, и все наладится, успокоится, потому что, если косичек нет перед глазами, ему и не будет хотеться их дергать.
Так выглядит реальный факт после его объективного анализа.

Но возьмем еще один подобный же случай из параллельного класса . Случай, который можно было бы описать теми же словами: «Ваш мальчик вертится на уроках...»

Более внимательное наблюдение за мальчиком позволило установить, что в его поведении нет никакого злого умысла. Он хочет хорошо учиться и прилагает к тому немало усилий. Хочет, но не может быть усидчивым и сдержанным, так как у него ярко выраженный, неуравновешенный тип нервной системы, который осложнен неблагоприятной обстановкой в семье.

Из 100 проанализированных случаев только в трех учащиеся младших классов злонамеренно нарушали дисциплину. Они делали это «на зло» взрослым, нанесшим им несправедливую обиду.

В подавляющем большинстве неверное поведение ученика - лишь повод, но не причина, толкающая его в конфликтную ситуацию. Взрослые же, видя только форму поведения и не вникая в его причины, допускают, в свою очередь, ряд ошибок (система наказаний растет иной раз по принципу цепной реакции). Рассматривая глубоко то, что на первый взгляд выглядит как нерадивость, каждый раз убеждаешься, что это проявление объективно существующих сложностей перехода ребенка от дошкольного воспитания к обучению.
Порою корни плохого поведения ученика 3-го класса отыскиваются в первых промахах букварного периода обучения, неопознанных взрослыми трудностях.

Но можно ли наказывать человека за испытываемые им трудности? Он ведь и так уже наказан тем, что не может как другие что-то преодолеть. Ему просто следует помогать. Помогать осваивать грамоту, помогать быть собранным, помогать быть хорошим товарищем, а не ябедой. Помогать, а не подталкивать невольно к дурному. В случае с непоседливой Олей вполне могло случиться так, что девочка стала бы жаловаться сначала на Толика, а потом и на других, чтобы отстоять себя, огородить от наказаний.

Значит, первая группа причин детских ошибок обусловлена перестройкой их психологии в сложный период адаптации.


Вторую группу причин следует искать в возрастных особенностях младших школьников - слабые еще внимание и усидчивость, быстрая утомляемость при умственном труде, большая потребность в движении, недостаточная выдержанность и собранность.

Взрослые должны разными способами развивать в ребенке недостающие качества, нацеливать его на самовоспитание, поддерживать уверенность в себе, но не наказывать за то, что он еще не успел приобрести. Третья группа причин внешне неверного поведения ребенка имеет в основе особенности типа нервной деятельности и соответствующего ему темперамента. Взрослых в равной степени раздражают дети-меланхолики, от которых трудно добиться быстрой реакции, и слишком подвижные, возбудимые и недостаточно сдержанные сангвиники.

Никакими наказаниями нельзя изменить специфику протекания нервных процессов. Но длительными упражнениями, опирающимися на внутреннюю потребность ребенка достичь лучшего, стать более активным или более сдержанным, можно воспитать такой тип поведения ученика в коллективе, который сгладит острые углы его природного темперамента.

Четвертая группа причин , приводящих к срывам в поведении младших школьников, относится к области физиологии. После перенесенных инфекционных заболеваний дети больше утомляются, становятся вялыми, раздражительными, вспыльчивыми. При правильном, ровном обращении с ними в такой момент все отрицательные черты поведения со временем проходят. Если же взрослые не поймут состояния ребенка, он может ожесточиться и на этой почве у него станут развиваться дурные черты характера.

Дети , обладающие какими-либо физическими недостатками (например, заики, картавые), особо легко травмируются. Неумелое обращение с ними может привести к глубокой жизненной трагедии.
По всей вероятности , к объективным причинам, создающим условия для появления такого типа поведения, следует отнести также отрицательный микроклимат в семье. Ребенок, помимо своей воли, неосознанно становится носителем этого отрицательного микроклимата. Но это опять-таки его беда, а не вина.

Итак, существует целый ряд объективных причин , провоцирующих неверное поведение младшего школьника. Эти причины, подобно болезни, требуют внимания, изучения и лечения. И наказание в подобных случаях никак не может быть лекарством.

Быть может, читателю покажется странным, что, поставив вопрос о развитии ума, я говорю не столько о процессе обучения, сколько о воспитании. Но это не случайно. Логика нашего с вами разговора обусловлена тем, что родители прежде всего интересуются отметкой, характеризующей учебные успехи, а процесс становления личности в их сознании отодвинут на второй план: «Не дружит с ребятами из своего звена - эка важность. А вот ошибок в диктанте понаделал - дело серьезное. Придется принять меры».

Такая позиция содержит две ошибки : во-первых, нельзя ни принижать роль воспитания по отношению к обучению, ни разрывать эти двуединые процессы, определяющие становление личности развивающегося человека. Во-вторых, поведение ребенка не только обусловливает его учебные успехи, но и является прямым показателем наличия познавательных интересов.

Если по своей природе ребенок очень подвижен, любит озорничать, но у него уже разбужен интерес к познанию, его не заставит даже самый близкий друг отвлечься на уроке. Любовь к знаниям, радость встречи с новым, непознанным будут управлять его поведением. И чем больше узнает такой школьник, тем больше начинает ценить знания, тем глубже, серьезнее его интерес к окружающему миру, тем реже он становится на путь формальной зубрежки, тем чаще он сам проявляет инициативу в поисках новых фактов и сведений, тем легче он применяет полученные знания в жизни и тем более радостным, творческим становится его учебный труд.

Поэтому мой добрый совет - бойтесь погасить в глазах ребенка пытливость и любознательность. Не отмахивайтесь от постоянных «почему», «зачем», «для чего», «отчего», «а правда, что...» Пофантазируйте с любознательным, согрейте его своим вниманием к этим, быть может, наивным или нелепым вопросам, предположениям. Своевременно бейте тревогу, если ваш ребенок не задает вопросы об окружающей жизни. Тогда ведите его в лес, поле, показывайте и рассказывайте об удивительном мире живых существ, о движении облаков и звезд, о превращениях Луны, о том, как маленькое зернышко стало душистым караваем, как можно на груше вырастить яблоки, как строят дом, что нужно для очистки воздуха в городе, - словом, обо всем том, чем живет человек.

И еще - накупите ему много книг, чтобы по вечерам в дружной беседе обсудить, что нового они принесли в ваш дом. Не бойтесь прочесть малышу из взрослого журнала «Наука и жизнь», «Вокруг света», о далеких странах, о подвигах ученых, об их труде и находках, о плаваниях и удивительных экспериментах. Не проходите мимо забавных страниц истории «О чем писали газеты 100 лет назад». Но пусть ваша девочка узнает, что и тогда вершились великие дела, современные знания покоятся на пытливой мысли наших предшественников.

Умейте восхищаться и удивляться новым фактам , новым знаниям. Это эмоциональное отношение к познанию, радость умственного труда - драгоценный подарок вашему ребенку.

Ну-ка, что новенького мы найдем в журнале, - говорите вы вечером и вычитываете, скажем, о том, как была разгадана тайна «прячущегося озера» -озера, которое периодически то возникает, то исчезает.

Помогите ребенку понять, что за всяким интересным открытием стоят не только знание, талант первооткрывателя, но и годы упорного, кропотливого, повседневного труда.

Не считайте, что сообщения о трудовых успехах , о соревновании не относятся к развитию познавательного интереса. Попробуйте обсудить с сыном вопрос: какие качества нужны человеку, чтобы перевыполнить план так, как это делает передовик, о котором сообщает газета. Пусть он поймет, что знание своего дела и отношение к нему тесно сплетены между собой.

Мне бы не хотелось как-то классифицировать причины , отрицательно влияющие на процесс обучения, ибо для каждого неуспевающего ученика они будут иными. И все же необходимо подчеркнуть, что недостатки трудового воспитания в дошкольный период являются одним из самых сильных тормозов, мешающих маленькому школьнику спокойно овладеть своими новыми обязанностями повседневного умственного усилия.

Борьба за хорошие отметки , неверные представления о возрастных возможностях ребят, о сложности новых программ привели к тому, что дети в очень многих семьях полностью освобождаются от всех видов домашнего труда и даже порой отвлекаются от общественно полезных дел в школе. В результате такого воспитания у школьника формируется эдакое эгоистическое жизненное кредо: делать только то, что нужно мне для личных успехов, а там - хоть трава не расти.

Если для вашего сына ученье - тягостная обязанность, лишенная смысла и радости, вините в этом себя. Значит, вы не позаботились о развитии его познавательных интересов, о воспитании трудолюбия. Поэтому и нет у вас оснований бранить его за такую нелюбимую вами тройку.

Ну а каково отношение к тройке у самих ребят? Думаю, что взрослым будет не только интересно, но и полезно познакомиться с их мнением.

Большинство ребят считают эту отметку плохой, «обидной отметкой», называют ее подругой двойки, считают, что «она рождает двойку». Но для них оценка сама по себе не существует. Они как бы примеряют ее к себе, к товарищам, к официальным требованиям школы.
Смотрите-ка ! Они подходят к вопросу дифференцированно.

«Для меня это отметка даже очень плохая потому, что я могу учиться хорошо. А для тех, кому учиться трудно, - это отметка хорошая».
«Эта отметка для слабого ученика - шаг вперед, она рождает надежду».
«Лучше твердая тройка, чем натянутая четверка», - сколько справедливого достоинства в этих словах.
«Тройка хуже единицы и двойки».

Несколько неожиданно ? Но послушаем автора этого высказывания дальше. После тройки, считает он, очень трудно в глазах учителя завоевать авторитет и получить 4 и 5. Так и будешь век ходить в сереньких середнячках. Ведь за тройку учителя не ругают. Поэтому уж лучше получить двойку или даже единицу, тогда тебе и помогать будут, и исправить можно.

Отметки, отметки, отметки в табелях наших ребят . Давайте же серьезно задумаемся - а что стоит за ними? Трудности или нерадивость, случайность или запоздалое проявление закономерности; нужно чем-то помочь или разумнее выждать, дать ребенку самому позаботиться, справиться с собой или ситуацией. Быть может, излишняя нервозность и опека приведут только к конфликту.

Когда дети начинают посещать школу, плохих оценок избежать просто невозможно. Рано или поздно в школьном дневнике появляется первая двойка. Главная задача родителей – разобраться в причине неуспеваемости, помочь ребенку справиться с проблемами в школе и не допускать их в дальнейшем.

Что значит первая двойка для ребенка и родителей: взгляд изнутри

Ребенок попадает из среды, где его поведение никто никак не характеризовал кроме слов «хорошо» и «плохо», в новый мир, в котором его знания и способности оцениваются учителями.

Двойка глазами ребенка

Первоклашки, получившие двойку, скорее всего, никак не отреагируют на это событие. Для них это новая ситуация и система оценок еще непонятна. Тем более они не догадываются, какова будет реакция родителей. Все, что некоторые дети знают об оценках, – это «двойка-плохо, пятерка-хорошо». Но для маленьких детей ни двойка, ни пятерка в дневнике не несет никакой информации до тех пор, пока эту разницу не объяснят родители или учителя.

У более взрослых детей, которые уже поняли значение оценок на примере других детей или рассказов родителей, первая двойка почти наверняка вызовет испуг от того, что им грозит наказание. Естественная реакция ребенка в таком случае – скрыть оценку в надежде, что родители об этом не узнают.

Важно! Ругать за первую двойку не следует ни в каком возрасте, в противном случае можно потерять доверие ребенка. При первой плохой оценке необходимо спокойно поговорить с юным школьником и разобраться в ситуации.

Двойка глазами родителей

Для большинства родителей первая плохая оценка – это точно такой же испуг, как и для ребенка. Взрослые чувствуют себя некомфортно, когда получают выговор на работе или штраф за вождение. Ситуация с первой двойкой аналогична: подсознательно родитель получает сигнал, что в воспитании ребенка есть существенный пробел, и виноваты в этом родители.

Важно помнить о том, что плохие оценки детей – это сигнал к тому, что необходимо обратить внимание на процесс обучения, а не срываться на ребенке, вселяя в него неуверенность и комплекс неполноценности. Двойка – это всего лишь плохая оценка, порой даже поставленная несправедливо.

Почему же ребенок получил двойку?

Причины плохих оценок могут быть самые разные, и в некоторых ситуациях ученик, может быть, и не виноват:

  • Адаптация . Одна из главных причин плохих оценок – адаптация к новой среде.Ребенок в прямом смысле слова не успевает усваивать материал. Школьная программа рассчитана на определенный объем знаний без учета индивидуальных особенностей развития детей. Попав из тепличных условий детского сада в более жесткую школьную атмосферу, ребенок может не успеть перестроиться на новый режим и образ жизни. До тех пор, пока не пройдет адаптация, рассеянность ученика может приводить к плохим оценкам.
  • Темперамент . Каждому типу детского темперамента присуще то или иное поведение. К примеру, сангвиник может схватывать материал на лету и быстро реагировать на требования учителей, а флегматик может с таким же успехом усваивать материал, но не так быстро собираться с мыслями для ответа у доски. Зная характер ребенка, родителям необходимо предупредить учителя о том, что ученику в некоторых ситуациях нужно чуть больше времени для ответа или выполнения задания, чем остальным в классе.
  • Подача школьного материала . Объясняя новый материал классу, у учителя не всегда имеется возможность донести его в доступной форме каждому из порядка 25 учеников за один урок. Одни дети успевают усвоить новую тему, а другим нужно повторное объяснение. Результатом непонимания предмета становятся плохие отметки. В этой ситуации родителям очень важно вовремя подключиться к учебному процессу, помочь своему ребенку разобраться в сложныхдля него моментах и догнать одноклассников.
  • Усталость . Любящие родители стараются дать ребенку все для разностороннего развития. Секции, кружки и дополнительные занятия помимо школы и выполнения уроков отнимают у ребенка много времени и сил, не оставляя возможности для полноценного отдыха.Переутомленный мозг включает защитную реакцию и перестает воспринимать часть информации. В результате ребенок может стать рассеянным, пропускать часть учебного материала и даже не слышать, какое домашнее заданиедают, получив однажды за это плохую оценку. Если ребенок жалуется на усталость и стал сонливым, необходимо пересмотреть график дополнительных занятий и, возможно, временноисключить часть факультативов.
  • Конфликт с учителем . Ученик может не поладить с учителем, который будет придираться к малейшему промаху. Не исключена ситуация, когда у учителя плохое настроение и ребенок попадает под горячую руку. Обычно это легко выясняется и решается родителями разговором с педагогом.
  • Отсутствие мотивации . Дети очень часто недооценивают необходимость учебы. Им сложно работать на результат, который будет виден лишь через много лет. Именно поэтому им становится лень изучать некоторые предметы, что неизбежно приводит к плохим оценкам.
  • Семейные проблемы . Если некогда прилежный ребенок приносит домой двойку и начинает придумывать совершенно нелепые причины плохой успеваемости, это повод обратить внимание на отношения внутри семьи. При конфликте между родителями ребенок, желая обратить внимание на себя, может намеренно получать плохие оценки. Если имеется подобные проблемы, родителям необходимо поговорить с ребенком и сделать так, чтобы он не видел ссор между мамой и папой.
  • Реакция родителей на первую двойку

    Первая реакция некоторых родителей на двойку – отругать ребенка и обвинить его в отсутствии прилежания в учебе. Если это плохая оценка получена впервые, то родителям необходимо проявить терпение и помочь ребенку справиться с ситуацией после выяснения причины.

    Несколько советов для тех родителей, чей ребенок впервые принес двойку:

    • Двойка – это всего лишь оценка. Нет необходимости тратить собственные нервы, а тем более нервы ребенка на такой пустяк.
    • Плохая оценка – сигнал для родителей о том, что ребенку требуется их помощь и необходимо обратить внимание на учебный процесс или семейные отношения.
    • Ругань и негативные эмоции совершенно бесполезны и дают кратковременный результат. Более того, таким поведением можно оттолкнуть от себя ребенка и лишиться его доверия.
    • Выяснять причины плохих оценок родителям рекомендуется, будучи в хорошем настроении. Если мама или папа устали и напряжены, лучше отложить разговор до тех пор, пока эмоциональное состояние родителей не придет в равновесие.
    • Сотрудничество с учителем – лучший способ помочь ребенку справиться со сложностями в учебе.
    • Воспоминания о своей первой двойке и реакции родителей могут помочь найти причину проблемы и правильно решение.
    • Возможно, ребенок слишком устает от дополнительных занятий и ему нахватает сил на то, чтобы справиться со школьной нагрузкой.В такой ситуации необходимо обратить внимание на физическую и эмоциональную нагрузку ребенка.

    Плохая оценка в дневнике ребенка естественно вызывает негативные эмоции у родителей и даже может задевать их самолюбие. Но, вовремя обратив внимание на школьные проблемы, есть возможность помочь преодолеть сложности с учебой сразу же и предотвратить возникновение подобной ситуации в дальнейшем.

    Самое главное – любить своего ребенка таким, какой он есть, и не лишать его родительского внимания независимо от оценок в школе.

    Загрузка...