Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Можно ли во время месячных посещать монастырь. О так называемой женской нечистоте

В большинстве случаев время для того, когда можно посетить церковь, - добровольный выбор каждого православного верующего, вне зависимости от его самочувствия и состояния здоровья. Люди посещают церковь, не задумываясь о том, что для этого могут быть какие-либо запреты. Посещение храма зачастую является духовной потребностью.

Тем не менее, бытует расхожее мнение, что для похода в святое место есть ряд ограничений. Особенно это касается женщин. Распространено мнение, что женщинам нельзя посещать православную церковь, когда у них наступают месячные. Почему нельзя ходить в церковь во время месячных, с чем связано данное обстоятельство, почему стоит учитывать это ограничение, можно ли заходить в церковь или нельзя – вопросы, которые волнуют многих верующих женщин. Попробуем разобраться вместе!

Запрет на посещение женщинами церкви во время месячных появился впервые в Ветхом завете, когда ограничений для посещения святого места было несколько:

  • проказа;
  • семяистечение;
  • прикосновение к трупу;
  • гнойные выделения;
  • женское кровотечение (месячные, маточное кровотечение);
  • время после родов (40 дней для женщин, родивших мальчика; 80 дней – родившим девочку).

Почему на посещение храма накладывались такие запреты? В основном, эти ограничения были обусловлены физической «нечистотой». Такие физиологические процессы косвенно считались грехом. По сути же они безгрешны, так как свидетельствуют только о физическом состоянии верующего.

Однако время, когда подобные запреты имели место быть, прошло с установлением канонов Нового завета, в котором, тем не менее, всё же осталось 2 ограничения для посещения церкви:

  • женщинам в срок 40 дней после родов (независимо от пола рождённого ребёнка);
  • женщинам во время месячных.

Таким образом, запрет на поход в церковь во время месячных является не совсем надуманным и необоснованным. Это связано не только со своеобразной физической «нечистотой», но и с тем, что в церквизапрещено любое пролитие крови. Если такая ситуация произойдёт, церковь необходимо будет освящать.

Существует ли запрет на посещение святого места в наши дни?

Вопрос, почему нельзя ходить в храм в критические дни, беспокоит тех верующих, которые считают, что гораздо важнее духовная чистота, нежели физическая. Тем более, в современное время существуют разнообразные гигиенические средства для женщин.

В наши дни ограничение на посещение храма в период месячных практически не действует. Женщины могутходить в церковь даже в то время, когда у них месячные. Однако в критические дни нельзя делать следующие таинства:

  • крещение;
  • исповедь.

Почему нельзя участвовать именно в этих процедурах? Первое связано исключительно с гигиеническими требованиями. Второе – с моральными представлениями о чистоте. Это относится как к физической чистоте, так и к духовной. Во время исповеди человек очищается. Поэтому чистым должно быть и его тело.

Стоит заметить, что многие священнослужители не разделяют взглядов о каких-либо запретах для посещения храма. Они недоумевают, почему православному христианину нельзя ходить в Божий дом по каким-либо причинам (тем более – по физиологическим обстоятельствам). Более того, противники ограничений считают, что такие запреты ходить в церковь берут своё начало со времён язычеств, когда женщины с месячными не допускались к определённым обрядам. В связи с тем, что язычество никак не причастно к православной религии и не может диктовать ей какие-либо ограничения и запреты, многие священники убеждены, что женщинам в критические дни можно посещать храм, молиться, ставить свечи.

Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод, что строгих запретов, касающихся физиологических особенностей и физического состояния человека, для посещения храма не существует. Ходить в святое местоможно в любое время как мужчинам, так и женщинам. Главное требование – иметь добрые помыслы и духовную чистоту.

Тем не менее, большинство современных женщин выдерживает некоторый период после родов, когда они не посещают церковь. Почему? Причина этого, вероятно, кроется не в каких-либо запретах, а скорее, в ослабленном физическом состоянии женщины в послеродовой период и необходимости её присутствия рядом с новорождённым младенцем. А вот по прошествии 40 дней с момента родов женщине можно ходить в церковь даже с малышом. Кроме того, на 40-ой день после рождения принято крестить ребёнка.

Можно или нельзя ходить в храм в критические дни: подведём итоги

Исходя из того, что православные служащие не накладывают строгие запреты для посещения храма, женщинам во время месячных можно ходить в церковь. Посещение церкви не должно зависеть от протекания физиологических процессов у женщины. Даже беременным разрешено посещать святые места и участвовать в некоторых богослужениях.

Те верующие, которые придерживаются мнения, что ходить в церковь с месячными нельзя, не должны менять свои представления. Если это их убеждение – оно имеет право на существование, и не будет осуждаться церковью или другими верующими.

Таким образом, вопрос, почему нельзя совершать поход в храм во время месячных, отпадает сам собой. Посещение церкви должно быть основано только на доброй воле и здравомыслии верующих.

По разным опросам, в России от 60 до 80 процентов населения считают себя православными. Из них воцерковленных всего 6-7 процентов. Многие россияне, к сожалению, даже не знают, как нужно себя вести в православном храме.

1. Мужчинам нельзя заходить в церковь в головном уборе.

«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

2. Женщина, напротив, не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши.

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5:

«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая».

3. Женщина не должна приходить в храм с ярким макияжем. Лучше перед посещением храма совсем не пользоваться косметикой. В церкви должно сохранять внимание к службе и молитве.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе» .

4. Не стоит входить в храм в шортах и коротких юбках. Для женщины достаточно закрыть колени и надеть любую одежду, которая будет закрывать руки, плечи и грудь. Мужчина должен быть в длинных брюках. Женщинам не подобает приходить в мужской одежде и наоборот.

Второзаконие, 22:5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это».

5. Большинство священников пускают женщину в храм во время критических дней, но она не имеет права участвовать в таинствах. В редких случаях, до таинства женщину допустить могут, не не разрешат прикладываться к святым реликвиям.

6. В православных храмах нельзя креститься слева направо.

В книге «Псальтирь» сказано в «кратком изъявлении»: «...полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра «.

В католичестве крестятся слева-направо. Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».

7. В церкви следует отключать мобильные телефоны или звук звонка. Храм – место для уединения, и общению с Богом ничего не должно мешать. Если телефон зазвонит во время службы – вам будет стыдно, а окружающим – неприятно. И уже тем более православный храм - не место для мобильных игр, вроде Pokemon Go.

8. В церкви нельзя шуметь, смеяться и громко разговаривать. В храмах сильная акустика и это может серьезно мешать богослужению.

9. Дети часто еще не умеют правильно себя вести в храме. Если дети гиперактивные, то лучше воздержаться от того, чтобы брать их с собой на службу. Кричащие или плачущие дети в церкви отвлекают от молитвы. Если ваш ребенок заплакал, спокойно выйдите с ним из храма.

10. Женщины в храме не могут исполнять функции священнослужителя. Это глубоко закреплено в православной традиции.

Диакон Андрей Кураев: «Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» .

Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва – без души».

12. Если вам необходимо перейти в другую часть храма – не проходите между священником и алтарной частью.

13. Во время богослужения не рекомендуется праздно ходить по храму и здороваться со знакомыми, это мешает прихожанам сосредоточиться на молитвах. Приветствовать знакомых людей стоит молча легким кивком головы. Держаться за руку в храме тоже не принято.

Преподобный Лаврентий: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш... А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».

14. Нельзя демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время службы и молитвы.

15. Не заходите в алтарную часть, даже если вам очень интересно. Там могут находиться только служители храма. Изредка туда допускаются представители власти.

Шестой Вселенский Собор постановил: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

16. Если кто-то рядом с вами ведет себя несоответственно ситуации – лучше промолчать или сказать об этом негромко и деликатно. Однако лучший выбор - сосредоточиться на молитве и не делать никаких замечаний в храме.

Иоанн Златоуст: «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным».

17. В храме нельзя ничего есть, пить и тем более входить в храм в нетрезвом состоянии. По уставу не принято приходить на утреннюю службу на полный желудок. Оступления возможны по немощи, с укорением себя.

18. Если вы куда-то торопитесь – лучше не идите в церковь. Поход в храм не терпит суеты, поэтому постоянно поглядывать на часы или спрашивать время у кого-то еще считается неуважительным.

Исаак Сирин: «Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим – и удобно приучишься ко вниманию. Молящийся ум должен находиться в состоянии вполне истинном. Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния божественной истины, вводит в состояние самообольщения и обмана, а потому оно и отвергается в молитве».

19. В церкви не стоит скрещивать руки за спиной. Откуда появился этот запрет, уже никто не помнит, но лучше не провоцировать окружающих. Скрещивание рук, как и «фига за спиной» - древнейшие символы защиты и неприятия чего-либо. В общении с Богом следует быть полностью открытым и искренним.

20. В записках о здравии и за упокой не нужно писать фамилии и отчества, а также нецерковные имена. Вносить в список некрещеных, иноверцев и самоубийц тоже не принято.

21. Не стоит вынимать отгоревшие свечи и вставлять свою на их место. Это могут делать лишь служащие храма после завершения обрядов.

22. В храм нельзя ходить с животными, особенно – с собаками. В Библии собака считается нечистым животным, у иудеев ее считали воплощением всего презренного.

23. Мнение служителей церкви сильно различается относительно неношения нательного крестика в церкви. Некоторые считают, что это большой грех, другие призывают быть терпимее к человеку. Без крестика вас могут пустить в церковь, но к таинствам не допустят.

24. Прикладываясь к иконе, не целуйте лики Христа, Божьей матери и святых. Нельзя целовать рамку иконы, так как этот обычай – отголосок еретической традиции. Целующий раму невольно поддерживают ересь иконоборчества.

25. В церкви и во дворе церкви запрещается курить.

Существует мнение, что женщине в период месячных запрещено входить в церковь и присутствовать на богослужениях. Этот запрет соблюдается на протяжении многих веков, поэтому до сих пор верующие женщины сомневаются, можно ли им ходить в церковь во время месячных. Может быть, кровотечения делают их нечистыми, поэтому им не место в церкви?

Можно ли посещать храм или церковь, если у женщины месячные?

Откуда возник запрет на посещение храма во время регул, так ли он актуален в XXI веке? Некоторые женщины продолжают строго соблюдать это предписание и очень беспокоятся, чтобы менструация не началась в церкви. Другие же спокойно посещают богослужения в храме, считая такие предостережения устаревшими. Можно или нельзя при менструации ходить в церковь? Ответ на этот вопрос может дать изучение Ветхого и Нового Заветов.

По Старому Завету

Согласно Ветхому Завету, первая женщина Ева поддалась искушению и вкусила плод с Древа познания добра и зла, а затем уговорила своего мужа Адама съесть его. За это Бог наказал Еву. Наказание за проступок было наложено на весь женский пол. Рождение детей с тех пор происходит в страданиях, а ежемесячные кровотечения являются напоминанием о совершенном грехе.

В Старом Завете содержится предписание, по которому женщинам в некоторых ситуациях запрещается приближаться к храму и входить в него:

  • во время регул;
  • после рождения мальчика – в течение 40 дней;
  • после рождения девочки – в течение 80 дней.

Священнослужители объясняли это тем, что женский пол несет отпечаток грехопадения человека. В период менструации женщина становится грязной, нечистой, поэтому ей не следует осквернять дом Божий. Кроме того, в доме Божием совершается Святейшая Бескровная Жертва - молитва, поэтому любое кровопролитие в его стенах недопустимо.

По Новому Завету

С приходом Иисуса Христа акцент смещается с физиологического на духовное. Если раньше, во времена Старого Завета, человек считался осквернителем из-за физической грязи, то теперь значение имеют только помыслы. Каким бы чистым внешне ни был человек, если у него грязные мысли и намерения, нет веры в душе, все его дела считаются бездуховными. И, наоборот, даже самый грязный и больной верующий может быть чист душой как младенец.

В Новом Завете описана история, которая произошла во время того, как Христос шел к больной дочери архисинагога Иаира. К нему подошла женщина, которая много лет страдала от кровотечений, прикоснулась к краю одежды Иисуса – и тут же истечение крови прекратилось. Почувствовав исшедшую от него силу, Иисус Христос спросил учеников, кто прикоснулся к нему. Женщина призналась, что это была она. Христос же ответил ей: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Истоки возникновения запрета

Откуда в сознании общества возникла мысль, что женщина в период менструации является нечистой? Такая точка зрения являлась распространенной в древности среди многих народов, которые не понимали, почему у женщины бывает кровотечение, поэтому пытались объяснить это явление всеми возможными способами. Поскольку многие физиологические выделения считались признаком болезни, регулы стали олицетворять телесную грязь.

Языческий период

Во времена язычества в разных племенах отношение к женщине в период кровотечений было практически одинаковым. Как у человека может проливаться кровь, считающаяся признаком ран и болезней, каждый месяц, но при этом он остается жив? Древние народы объясняли это связью с демонами.

Девочки, стоящие на пороге полового созревания, проходили обряд инициации, который напрямую был связан с менархе. После этого они считались взрослыми, их посвящали в женские таинства, они могли вступать в брак и рожать детей.

В некоторых племенах женщин в период кровотечений изгоняли из дома. Они должны были жить в специальной хижине и только после этого, очистившись, могли вернуться домой. В отдаленных уголках планеты подобные обычаи сохранились до сих пор.

Времена Ветхого Завета

Исследователи считают, что период, когда создавался Ветхий Завет, относится к I–II тыс. до нашей эры. Чтобы понять, почему в Библию были внесены запреты по отношению к женскому полу, необходимо обратить внимание на социальное положение женщин в то время.

Женский пол в древнем обществе считался по статусу ниже, чем мужской. Жены и дочери не имели одинаковых с мужьями и сыновьями прав. Они не могли владеть имуществом, вести дела, не обладали правом голоса. Фактически женщина была собственностью мужчины – сначала отца, потом мужа, а затем сына.

Представление о грехопадении человека, виновницей которого стала Ева, объясняло, почему женщина должна занимать низшее положение по сравнению с мужчинами. Другая причина, почему менструации делали женский пол нечистым, скрывается в представлении о болезнях. У древних народов не было знаний о том, что вызывает различные заболевания.

Кровь и гной были опасны, потому что являлись очевидным признаком болезни, которая могла заразить другого человека. Именно поэтому во времена Ветхого Завета в церковь запрещалось входить не только во время менструаций, но и тем, кто имел гнойные раны, болел проказой или прикасался к трупам.

Какие ограничения на посещение святого места существуют в наши дни?

Несмотря на то, что Новый Завет поставил духовную чистоту выше физической, мнение священнослужителей многие века оставалось неизменным. Например, в киевском «Требнике» начала XVII века есть предписание о том, что если женщина с месячными войдет в храм, на нее следует наложить наказание в виде 6-месячного поста и ежедневных 50 поклонов.

В наши дни такого строгого запрета на посещение храмов нет. Женщине можно идти в церковь, молиться, ставить свечки. Если же она беспокоится о возможном осквернении своим присутствием святого места, то может просто постоять в стороне, у входа.

Однако некоторые ограничения по-прежнему остались. Церковь не рекомендует совершать Таинства во время месячных. Причастие, крещение, исповедь и венчание - эти события лучше перенести на другие дни цикла.

Кроме того, прихожанка не должна забывать о других правилах посещения церквей. Женщинам положено входить в храм только с покрытой головой и в юбке. Не допускаются слишком глубокие вырезы и мини-юбки. Однако многие церкви, особенно те, которые находятся в туристических местах, стали относиться к внешнему виду верующих лояльнее. Если женщина почувствует непреодолимое желание зайти внутрь, она может сделать это в брюках и без платка.

Как относятся другие религии к менструации женщины?

В исламе мнение по этому вопросу неоднозначное. Некоторые мусульмане считают, что от посещения мечети лучше воздержаться. Другие же настаивают на том, что от подобных запретов следует отказаться. Мечеть запрещено осквернять телесными выделениями, но если мусульманка использует гигиенические средства (тампоны, прокладки или менструальные чаши), она может войти внутрь.

В индуизме женщинам во время регул заходить в храмы нельзя. В буддизме, в отличие от других религий, запрет на посещение никогда не существовал. Женщина в любое время может войти в дацан.

Мнение священнослужителей

Католические священнослужители считают, что древний запрет на посещение церквей был связан с низким уровнем гигиены в прошлые века. Не имея возможности регулярно мыться и менять белье, женщины часто заражались инфекциями. Во время регул от них неприятно пахло, а капли крови могли стекать на пол церкви. В связи с тем, что сейчас проблема гигиены решена, запрет входить в храм не имеет первоначального смысла.

Мнение православных священников не столь однозначно. Некоторые из них продолжают придерживаться строгих запретов и рекомендуют воздержаться от совершения Таинств, но объясняют это заботой о здоровье прихожанки. Венчание, крещение, исповедь длятся долго, а верующая во время месячных может почувствовать себя плохо, из-за запаха ладана у нее может закружиться голова. Другие же священнослужители уверяют, что женщина сама должна принять решение. Если она чувствует необходимость посетить церковь, ей не стоит ограничивать это желание.

Если прихожанка боится нарушить запреты и сомневается, стоит ли ей посещать богослужение в дни регул, ей стоит спросить у духовного наставника. Служитель церкви сможет развеять сомнения женщины и успокоить ее.

(4 оценили на 4,50 из 5 )

Так уж задумано природой, что ежемесячно у женщин наступают критические дни. Они влияют на самочувствие и образ жизни, но, помимо этого, месячные вызывают споры о том, можно ли в этот период ходить в церковь? Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. По этому поводу существуют разные мнения, даже среди священнослужителей.

До сих пор единого четкого мнения на этот счет нет. Споры о женской «нечистоте» ведутся веками. И авторитетные богословы по-разному объясняли, как дочерям Евы вести себя в дни менструаций.

Сегодня в разных храмах существуют свои правила для посещения и участия в обрядах женщин, переживающих критические дни. Сводятся они к 3 основным вариантам поведения:

  • Женщинам во время месячных нельзя даже заходить в храм, не говоря уже об участии в таинствах.
  • Посещать церковь можно, но нельзя ставить свечи, пить святую воду, прикасаться к иконам и прочим святыням. Запрещено причащаться и участвовать в таинствах крещения, венчания, елеосвящения.
  • Не существует никакого запрета на посещение храма и участие в любых обрядах.

Истоки запрета

Стоит отметить, что речь идет о христианских традициях. Но вопросы о допустимости приходить в церковь в «эти дни» беспокоят только православных прихожанок. У западных христианок таких сомнений не возникает, они свободно посещают храмы, причащаются, ставят свечи, прикасаются к иконам.

В российском православии с этим все намного сложнее. Потому наши батюшки так часто слышат вопросы от своих прихожанок, как же им быть в дни месячных. Ответы могут быть разными.

Отношение к менструации как к проявлению «нечистоты» женского тела отражено еще в ветхом завете. Нечистой считалась и сама женщина, и любой, кто к ней прикоснется.

Истечение крови воспринималось как греховное уничтожение зародыша новой жизни, напоминание о смертности людей. Когда, таким образом, проявлялась искаженная грехопадением Адамы и Евы природа человеческая, следовало держаться подальше от божьего храма.

Но есть и другое толкование запрета присутствия женщины с месячными в церкви. Дело в том, что в святом месте нельзя проливать кровь. А в те далекие времена у женщин не было надежных средств гигиены, так что в любой момент могла случиться неприятность.

Но ветхозаветные времена давно миновали, а на вопросы прихожанок, почему им в критические дни нельзя в церковь, так и нет однозначного ответа.

Мнения авторитетных богословов

Еще святой Климент Римский в III веке писал, что дух святой присутствует с верующими всегда, и женщина не лишается его в дни естественного очищения. Ведь ее именно такой создал сам господь, ничего «мерзкого» в этом нет.

Нельзя винить представительниц прекрасного пола в том, что от них не зависит, а дано природой - об этом писал и святой Григорий Двоеслов. Святитель был против запрета не только на посещение, но и на принятие святого причастия. Если женщина сама, из великого почтения и благоговения не дерзнет участвовать в этом таинстве, тогда другое дело, это достойно похвалы. Но, если она захочет причаститься, то обвинять ее в том, что она совершила прегрешение, не стоит.

Все, кто в этом споре вставал на сторону женщин, вспоминали описанную в библии историю о кровоточивой женщине. Она посмела прикоснуться к краю одежды Иисуса и тут же исцелилась. И Господь не только не прогневался на болящую, но и ободрил ее добрыми словами.

Само понятие «ритуальной нечистоты» в новом завете Иисусом Христом отделяется от всего телесного, не зависящего от человека. Естественные физиологические процессы не могут быть оскверняющими. Бояться нужно грязных мыслей и поступков и стремиться к чистоте духовной.

Современные взгляды церкви

В наше время многие прихожанки недоумевают по поводу запрета посещать церковные службы, даже обижаются такому к себе отношению. Но точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

Большинство церковнослужителей и богословов считают, что предвзятое отношение к особенностям женского организма является суеверием и пережитком. Но ведь есть и другое мнение. А поскольку в традициях православия в женщине приветствуется смирение и послушание, прихожанки часто просто не знают, кого слушать.

Например, аргумент тех, кто на стороне прекрасного пола, звучит так - церковь всегда была и остается приютом для всех, кого одолевают немощи, беды и скорби. А женщина в критические дни слаба не только физически, ей тяжело и в моральном плане. Так зачем же усугублять ее скорби пусть временным, но отлучением от встречи с господом в его доме?

А само признание женщины нечистой в такие дни унижает ее достоинство, превращая во второсортное существо. Протоиерей Константин Пархоменко, редактор православного интернет-портала «Азбука веры» и преподаватель Духовной семинарии, полностью на стороне женщин. Он уверен, что человека оскверняет только совершенный им грех, а не естественные процессы организма.

Многие служители церкви считают запрет на присутствие в храме и участие в обрядах устаревшим каноном. Сегодня во многих храмах женщины работают без оглядки на их месячный цикл - они наводят порядок, пекут просфоры, продают свечи, иконы, книги в церковной лавке.

С тем, что женщине во время месячных можно присутствовать в храме и молиться, согласно большинство служителей церкви. А вот с таинствами дело обстоит по-другому. До сих пор современные батюшки против, чтобы женщины причащались, принимали крещение и венчались во время менструации. Исключение делается только для смертельно больных и в том случае, если кровотечение продолжается длительный период и связано с тяжелым заболеванием.

Однако стоит отметить, что в храме никто не спрашивает прихожанку, есть ли у нее в данный момент месячные. Можно свободно приходить и участвовать в церковной жизни.

Чтобы не мучиться вопросом, идти или нет в критические дни в храм, лучше придерживаться порядков своего прихода. Если ваш священник против посещений, то лучше, подождать и со спокойной совестью прийти на богослужение в другой день. Своеволие и бунтарство не свойственны православным христианкам, поэтому получить разрешение (или запрет) на то, чтобы присутствовать в храме в «эти дни», нужно у своего духовника.

«Можно или нельзя ходить в церковь с месячными?» – важный вопрос, который не имеет четкого ответа. У него есть как ярые сторонники, отстаивающие церковно-исторические правила и понятия, так и активные противники, защищающие женское бессилие перед естественными процессами организма. И те и другие правы, но что в это время делать женщине?

Запрет Ветхого Завета

История вопросов и ответов по теме посещения церкви в критические дни уходит корнями глубоко в древние времена – в эпоху Ветхого Завета. Это Священное Писание объединяло в себе две религии – христианство и иудаизм, и являлось своеобразной конституцией христианского верования.

Ветхий Завет выделял определенную группу «нечистых» людей, которые не имели права причащаться, исповедоваться, молиться в стенах святого места, то есть доступ в храм им был категорически запрещен. К категории «нечистых» относились:

  • прокаженные люди;
  • люди с гнойно-воспалительными инфекциями в организме;
  • мужчины во время семяизвержения и с дисфункцией предстательной железы;
  • прикасавшиеся к трупу люди, тем самым осквернившие себя;
  • женщины во время кровянистых выделений из влагалища (менструация, послеродовые лохи и тому подобное);
  • мужчины и женщины с любым видом кровотечения.

Почему же нельзя ходит в храм женщинам в критические дни, когда менструация считается естественным процессом, который принимает непосредственное участие в деторождении? Ответ церкви таков: месячные – это отторжение женским организмом человеческой жизни, которая могла зародиться и развиться в ее чреве. «Нечистота» людей в Ветхом Завете ассоциируется со смертью. То есть, грубо говоря, основное предназначение женщины – рождения потомков. Она должна пребывать в постоянно беременном состоянии, так как месячные – это смерть не зарождённого эмбриона и, соответственно, грех. Ответ несправедлив, но это факт.

Подобное отношение церкви к женщинам чем-то напоминает дискриминацию. Притеснение по половому признаку наблюдается даже в сроках, отведенных на очищение после родов: если родился мальчик – 40 дней, если девочка – 80. В это время женщина должна сидеть дома и ждать, когда закончатся строго отведенные церковью дни для кровотечения.

Исключением считались тяжелобольные и умирающие женщины – на их менструальные выделения вера закрывала глаза.

Корректировка запрета Новым Заветом

Во время главенствования Нового Завета осмысление церковной принадлежности человека поменялось и список «нечистых» подвергся корректировке. Церковь стала относиться к женщинам более снисходительно, и тема менструации могла рассматриваться разве что с точки зрения гигиены.

После того как Иисус Христос принял смерть, тем самым взяв на себя все грехи, совершенные человеком, и заново вернулся к жизни (воскрес), его понимание божественной принадлежности стало иным – физическое тело ничто в сравнении с духовной силой человека, стремящегося к единению с Богом. То есть религия не смотрит на то, как выглядит человек и в каком состоянии сейчас пребывает его организм. Для религии остается одно важное понятие – душа. Таким образом, женская менструация не является запрещающим поводом для посещения храма.

Церковь не запрещала женщине в «эти» дни ходить в храм, причащаться, исповедоваться, молиться. Но все же приветствовала решение женщины в дни менструации оставаться дома, а не идти в Божий дом.

Современный взгляд церкви

Точки зрения современных священнослужителей, как и в древние времена не совпадают. Почему можно ходить? Почему нельзя ходить? Когда можно, а когда нельзя? Ответы на эти вопросы зависли во времени. Одни считают, что женщине запрещено ходить в храм, другие разрешают совершать молитвы в стенах храма, исповедоваться, причащаться, несмотря на «красные» дни календаря.

Ни одни ни другие не могут убедительно отстоять свою точку зрения, не имея никаких аргументов в защиту или обвинение.

Аргументы сторонников запретного ритуала

«Защитники» запрета объясняют почему нельзя в «эти» дни ходить в церковь, причащаться и исповедоваться, опираясь на традиции Ветхого Завета и тот факт, что во время менструации организм женщины освобождается от неоплодотворенной и умершей яйцеклетки. Но однозначно ответить, какое отношение физиология процессов имеет к духовной силе они не могут.

По их мнению, женщине в критические дни в стенах храма Божьего запрещено абсолютно все: входить в храм, прикасаться к святым иконам и книгам, ставить свечи, причащаться, исповедоваться. Осквернять святое место любым кровотечением – большой грех. Даже поранившемуся священнику вход в церковь закрыт.

Аргументы противников запретного ритуала

Другая сторона Православного христианства считает запрет посещения женщинами церкви в критические дни морально несостоятельным. Еще Святой Иоанн Златоуст (IV век) считал пропаганду «запретного ритуала» суеверием и подобное поведение церкви называл недостойным веры.

Стоит также отметить, что, по мнению противников «менструального табу», запрет был создан еще во времена язычества, а эта религия не имеет точек пересечения с православием и не может диктовать свои правила и законы.

Однозначно можно ответить, что для Бога важнее внутренняя чистота помыслов, а поведение тела – вторично. Если женщина пришла к Богу во время месячных, но при этом с чистой душой и искренней верой, то никакие менструальные выделения не могут ей в этом препятствовать. Человек создан Богом, и то из чего он состоит, для Бога является ценным. Нельзя срамиться придуманных им менструации, и уж тем более считать их грехом.

Если же касаться эстетической стороны, то современные способы гигиены надежно защищают женщину и помещение храма от случайных кровопролитий. В древние времена подобных «казусов» очень боялись, ведь любое кровопролитие в стенах церкви считалось грехом, а женщины не следили за гигиеной должным образом.

Что разрешается в критические дни?

Очень огорчает тот факт, что церковь не имеет общих и единых взглядов. Если вера одна – православие – то и законы должны быть одинаковы. Почему тогда возникает спор по вопросу «можно или нельзя ходить в Дом Божий во время месячных, можно ли причащаться и, если нельзя, то почему?»

На сегодняшний день Божий дом открыт для всех женщин, независимо от их личного менструального календаря. Считается, что для Бога важны не физиологические проявления тела, а духовная чистота и помыслы, с которыми женщина обращается к святому в исповедовании или молитве.

В большинстве храмов религиозные женщины придерживаются законов критических дней и не посещают святое место пока не закончится менструация. Для них это дань многовековой священной традиции.

Итак, в наше время бытует две совершенно противоположные истины одной веры: ответ первой возлагает полное табу на посещение церкви, возможность причащаться и совершать молитвы женщинам в критические дни; ответ второй – все запреты, распространенные на женщин в дни менструации – устаревшие церковные предрассудки. Посещать храм можно, если того требует душа и вера.

Загрузка...