Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

О трудоустройстве инвалидов на своих территориях. Порядок и особенности трудоустройства инвалидов в россии

Введение

По общим правилам каждый имеет равные трудовые права, и никто не может быть ограничен в возможности их реализации из-за положения, возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами. Прием на работу инвалидов вызывает множество вопросов, ответы на которые, представляется, недостаточно разработаны в законодательстве и судебной практике. Как правило, работодателя интересует, не противопоказана ли данная работа инвалиду, не установлено ли какой-либо меры ответственности за прием на работу инвалида или неувольнение работника, ставшего инвалидом в процессе трудовой деятельности. Многие работодатели в подобных ситуациях начинают ожидать какой-либо проверки или даже наказания со стороны Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, налоговых органов, служб занятости и центров квотирования, инспекции труда и других органов. Особенно эти ожидания усиливаются, если работник скрыл инвалидность, и о ней стало известно по прошествии определенного времени. Этот вопрос очень актуален на сегодняшний день.

Цель: рассмотреть особенности приема на работу инвалидов и организацию труда конкретных категорий граждан.

Задачи: необходимо рассмотреть особенности приема на работу инвалидов, условия труда и режим работы и организацию труда для конкретных категорий инвалидов.

В данном реферате будут рассмотрены Санитарные правила СП 2.2.9.2510–09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов,» в которых говорится об особенностях организации труда для конкретных категорий инвалидов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором описаны наказания за нарушения обязанностей работодателем. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором описываются права инвалидов.

1. Особенности приёма на работу инвалидов

1.1 Документы, подтверждающие инвалидность

Информация об инвалидности соискателя должна быть подтверждена соответствующими документами. О наличии противопоказаний или особых рекомендаций по организации работы инвалида работодатель может узнать:

– из справки медико-социальной экспертизы, в которой указываются группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности (форма №1503004). Форма справки утверждена Постановлением Министерства труда России от 30.03.2004 №41 (Приложение №1);

– индивидуальной программы реабилитации инвалида. Образец формы индивидуальной программы реабилитации содержится в Приложении №1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н.

При устройстве на работу инвалид не обязан показывать документ подтверждающий инвалидность, поскольку в перечне документов, которые необходимо предъявлять при приеме на работу, их нет .

Однако в некоторых случаях с учетом специфики работы при заключении трудового договора соискатель должен представить дополнительные документы, например о состоянии здоровья.

1.2 Особенности приема на работу инвалидов

С целью обеспечения трудоустройства людей с ограниченными возможностями федеральное законодательство обязывает:

Органы государственной власти в собственных нормативных актах определять компаниям в независимости от организационно-правовых форм и форм собственности, штат которых состоит из более чем 100 сотрудников, долю для найма инвалидов пропорционально числу сотрудников (не меньше чем 2%, но не больше 4%). Данное предписание не распространяется на общественные организации инвалидов, уставной капитал которых складывается из вкладов общественных объединений инвалидов;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определять минимальное число отдельных рабочих мест с целью приема на работу людей с ограниченными возможностями для конкретных организаций, в рамках установленной доли найма на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для приема на работу инвалидов – рабочие места с расширенными мерами по организации трудового процесса, включая приспособление оборудования, аппаратуры и т.д. к персональным особенностям инвалидов. Работодатели согласно данной квоте приема на работу инвалидов должны:

– Создавать рабочие места для приема на работу инвалидов;

– Организовывать специальные условия трудового процесса с учетом персональной программы восстановления инвалида;

– Предоставлять сведения, необходимые для организации трудового процесса инвалида.

Анализ положений трудового законодательства Российской Федерации, а также законодательных актов о социальной защите инвалидов дает возможность сделать вывод о том, что работодатель не имеет права не трудоустроить инвалида (даже при отсутствии специальных рабочих мест), если организация трудового процесса на данном рабочем месте соответствует условиям труда с учетом персональной программы восстановления инвалида.

Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Артикул 5.42. Несоблюдение прав инвалидов в сфере устройства на работу и трудовой занятости:

1. Отказ работодателя в трудоустройстве инвалида в рамках квоты предусматривает взыскание административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей.

2. Неаргументированный отказ от постановки на учет в качестве безработного предусматривает взыскание административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Все вышеперечисленные особенности следует указать в трудовом соглашении.

1.3 Условия труда инвалидов и режим работы

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

Условия труда для работников с ограниченными физическими возможностями должны соответствовать:

1) действующему законодательству (п. 3.5.1 Санитарных правил);

2) общей и индивидуальной программам реабилитации инвалидов (п. 3.5.1 и ч. 1 п. 4.3 Санитарных правил).

Таким образом, работодателю нужно обратить внимание на противопоказания и рекомендации относительно доступных условий труда, которые содержатся в программе реабилитации. Например, на рекомендации по допустимому уровню шума, вибрации, электромагнитного излучения, пыли и т.д.

Возможно, сотрудник нуждается в работе:

1) с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой;

2) преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях – стоя или с возможностью ходьбы;

3) не связанной с переходами. При организации труда инвалидов работодатель обязан учитывать все эти факторы.

1.4 Режим работы

Режим работы для инвалидов должен устанавливаться с учетом действующего законодательства:

– продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I и II групп, не должна превышать 35 часов в неделю;

– продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов указана в медицинском заключении;

– к работе в ночное время, сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалиды могут быть привлечены только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья. Инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день;

– работающие инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году и ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

2. Организация труда конкретных категорий инвалидов

Туберкулез легких

Инвалиды II группы и, в виде исключения, III группы из числа бациллярных больных могут быть приняты на предприятия, использующие труд инвалидов вследствие туберкулеза легких.

Основные требования к помещениям, в которых работают такие сотрудники, и санитарно-гигиеническим условиям:

· окна должны выходить на солнечную сторону;

· здоровые и больные работники должны питаться и совершать гигиенические процедуры отдельно;

· в воздухе не должны присутствовать вещества с раздражающим действием на дыхательные пути.

Но самое главное требование – дезинфекция одежды и помещений. Контроль за выполнением дезинфекционных мероприятий осуществляет работодатель. На предприятиях, где работают инвалиды, больные туберкулезом легких, запрещено производить предметы детского обихода, изделия для пищевой промышленности и системы общественного питания.

Заболевания сердечнососудистой системы

На предприятия, использующие труд инвалидов вследствие сердечнососудистых заболеваний, направляются

· инвалиды III группы;

· в виде исключения, инвалиды II группы в соответствии с рекомендациями МСЭК;

· инвалиды вследствие других соматических заболеваний.

Окна производственных помещений должны выходить на теневую сторону. Если это невозможно, нужно предусмотреть защиту от прямых солнечных лучей. При расположении шкафов и конструкций стеллажей следует исключать вынужденные наклоны туловища. Полки необходимо разместить на уровне плеч и не выше человеческого роста.

На рабочих местах инвалидов, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, не должны присутствовать вредные химические вещества, тепловое и электромагнитное излучение, локальная вибрация, ультрафиолетовая радиация.

Заболевания органов зрения

Работа, которую могут выполнять инвалиды по зрению, зависит от состояния их основных зрительных функций. Инвалиды с потерей зрения не допускаются к работам с источниками локальной вибрации и шума.

Основное требование по организации рабочего места – обеспечение рабочих мест и технологического оборудования системой ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), которые помогут инвалиду ориентироваться на рабочем месте. Освещенность на рабочем месте должна устанавливаться с учетом заболевания инвалида. По мере снижения естественного освещения автоматически должно подключаться искусственное.

Заболевания органов слуха

Инвалиды с поражением органов слуха могут работать на предприятиях наравне со здоровыми людьми. Но они не допускаются к работам:

· с пожаро- и взрывоопасными веществами;

· движущимися механизмами;

· в условиях интенсивного шума и локальной производственной вибрации;

· по производству веществ, усугубляющих повреждение органов слуха и равновесия.

Заключение

В данной работе говорится об актуальной в настоящее время теме. По общему правилу каждый имеет равные права на труд, и никто не может быть ограничен в возможности их реализации из-за положения, возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами.

В настоящем реферате были рассмотрены особенности приёма на работу инвалидов: права инвалидов, заработная плата, охрана труда инвалидов.

В итоге можно сделать вывод, что граждане с ограниченными возможностями имеют право работать. Однако право на труд может быть ограничено, если это обусловлено заботой государства о лицах, которые нуждаются в повышенной социальной защите. Право инвалида может быть ограничено, если работа, на которую он претендует, ему противопоказана.

Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

Трудоустройство инвалидов – общие положения

Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.

Особенности трудоустройства инвалидов в России

Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:

  • Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
  • Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.

Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.

Как инвалиду трудоустроиться?

Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.

При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:

  • Основной документ гражданина – паспорт;
  • Документы об имеющемся образовании и прохождении курсовых и профессиональных подготовок и получении дополнительного образования;
  • Сведения о трудовом стаже или трудовую книжку;
  • Страховое и налоговое свидетельства;
  • Медицинские документы или иной документ, подтверждающий инвалидность.

В ходе приема решается вопрос о том, как встать на . Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.

Трудовой договор с инвалидом и его особенности

Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

  • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
  • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
  • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
  • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
  • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
  • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.

Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов

Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.

Инвалиды по зрению и особенности их труда

Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.


11.12.2019

Несмотря на инвалидность, каждый гражданин имеет право осуществление трудовой деятельности.

Трудовая деятельность инвалидов обеспечивается государством в лице уполномоченных должностных лиц, которые способствуют в трудоустройстве.

Гарантии государства предусматривают возможность в любой организации или на предприятии вне зависимости от формы собственности, трудоустроится инвалидам для получения заработка. Эта возможность проявляется в установлении квот на прием инвалидов в любой организации. При этом данная организация должна иметь обеспеченность специальными рабочими местами для инвалидов. Чтоб иметь возможность реализации трудовых способностей инвалидам, разрабатываются специальные программы по получению новых профессий. В центрах занятости устанавливаются резервные места для инвалидов, позволяющие им свободно трудоустраиваться по соответствующей профессии или специальности. Государство также гарантирует занятость инвалидов в предпринимательской деятельности .

На работодателей возлагается обязанность иметь наличие квот для инвалидов. Эта квота рассчитывается в размере 24 процентов на среднюю численность работающих по трудовому договору граждан. При этом квота подлежит установлению в том случае, если в организации трудится не менее 100 человек. При численности работников от 35 до 100 человека, на работодателя возлагается обязанность обеспечить рабочими местами не более 3 процентов инвалидов от числа работающих в данной организации. Не подлежат учету квоты в организациях, которые связаны с опасными или вредными условиями труда.

Не подлежат установлению квот рабочих мест в общественных организациях, где в составе находятся инвалиды, а также организации, имеющие уставной капитал, состоящий из вкладов общества инвалидов. Остальные работодатели обязаны для реализации права на труд инвалидов, предусматривать организацию рабочих мест таким образом, чтобы люди с отклонениями могли свободно трудиться.

На работодателей возлагается обязанность подавать в центры занятости информацию о наличии рабочих мест для инвалидов. Оборудование специальными рабочими местами Специальное рабочее место представляет собой такие условия для инвалидов, которые требуют принятие дополнительных усилий по трудоустройству, адаптации и реабилитации инвалидов. Как правило, рабочее место должно быть оборудовано средствами для передвижения инвалидов, дополнительными мерами безопасности рабочего места, а также специальное оснащение, позволяющее инвалидам свободно выполнять объемы работ по трудовому договору.

Оснащение рабочих мест производится за счет работодателей. Контроль за обеспечением рабочими местами инвалидов осуществляют органы исполнительной власти. Должностные лица осуществляют проверку на наличие минимальных мест для инвалидов. В случае выявления нарушений привлекают к ответственности работодателей, не обеспечивших условиями для работы инвалидов.

Осуществление трудовой деятельности инвалидами в организациях не зависимо от форм собственности должно сопровождаться разработкой индивидуальных программ по реабилитации инвалидов. Это выражается в том, что в процессе своей трудовой деятельности, лица, имеющие инвалидность, смогли выполнять необходимый объем работы. Рабочее время должно сопровождаться установлением специальных режимом времени отдыха, позволяющих инвалидам восстанавливать силы для трудовой деятельности как в течение дня, так в период отпусков. Так, например, трудовым законодательством устанавливаются более мягкий режим рабочего времени, а именно не более 35 часов в неделю. Пребывание в ежегодных отпусках предусматривают продолжительность основного отпуска в количестве 30 дней. Инвалиды не могут выполнять сверхурочные работы и привлекаться к работе в ночное время .

Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (РФ) рассматривалась государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

В соответствие с программой были установлены бюджетные ассигнования в размере 46888,33 млн. рублей, в том числе:

За счет средств федерального бюджета - 26900 млн. рублей;

За счет средств бюджетов субъектов РФ - 19718,99 млн. рублей;

За счет внебюджетных источников - 269,34 млн. рублей.

В рамках программы «Доступная среда» запланированы следующие мероприятия:

  • 1. Увеличение количества учебных заведений инклюзивного образования.
  • 2. Увеличение количества рабочих мест для инвалидов в организации.
  • 3. Увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами), содействующие их экономической активности.

В итоге реализации запланированных мероприятий, экономическая активность инвалидов позволит пополнить численность трудовых ресурсов, увеличить занятость населения и удовлетворить потребность в дефицитных специалистах предприятий.

Ссылаясь на слова директора Департамента по делам инвалидов Г. Лекарева для людей, имеющих инвалидность, желающих работать, важно создать условия, при которых они могут найти подходящее рабочее место.

В рамках Государственной программы «Доступная среда» в 2015 году Департамент осуществляет поддержку программ общественных организаций инвалидов по трудоустройству инвалидов на рынке труда.

В результате конкурсного отбора выбрано шесть общественных организаций, программы которых предусматривают трудоустройство 559 инвалидов, как на специализированных предприятиях, так и на рынке труда.

Подводя итоги деятельности общественных организаций, в 2014 году было трудоустроено 523 инвалида.

Государственное финансирование направлено следующим общественным организациям инвалидов:

  • 1. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ВОС) - 78,2 млн рублей;
  • 2. Общественная организация «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - «Общество инвалидов Республики Татарстан» (ТРО ВОИ) - 46,7 млн рублей;
  • 3. Общественная организация «Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидов» - 2,5 млн рублей;
  • 4. Белгородская региональная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - 10,4 млн рублей;
  • 5. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» - 8,6 млн рублей;
  • 6. Региональная Общественная организация инвалидов «Стимул» Московской области - 13,1 млн рублей.

Следует отметить тот, факт, трудоустройство 559 инвалидов в масштабах всей страны -- это низкий показатель, а финансирование шести организаций- говорит о поддержке не всех организаций работающих с инвалидами. Представляет интерес другая программа содействию занятости инвалидов, направленная на раскрытие их трудового потенциала утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела».

По данным Минтруда России из отчета о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» в 2014 году» количество адаптированных рабочих мест для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями здоровья увеличено в 2014 году лишь на 200 рабочих мест.

Безусловно, организация рабочего места для инвалида затратоемко для собственника бизнеса, и без субсидий со стороны государства не обойтись. Кроме финансовой поддержки, фискальная политика государства может создавать налоговые льготы для организаций, принимающих на работу граждан с ограниченными возможностями здоровья. Но целесообразно рассматривать те виды экономической деятельности, которые те требуют стационарного рабочего места и могут быть доступны без барьеров трудоустройства инвалидам. Согласно приказу № 515 Минтруда России от 04.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности» ,.

Направлениями трудоустройства студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата могут быть следующие виды экономической деятельности:

  • - сфера услуг (информационное консультирование);
  • - торговля;
  • - финансовая деятельность;
  • - образование и наука.

В современных условиях выпускникам высших учебных заведений необходимо поддерживать свой уровень квалификации за счет непрерывного обучения, которое возможно не только благодаря специальному обучению на предприятии, но и дополнительному профессиональному образованию. Для инвалидов, желающих осуществлять профессиональную деятельность в области управления персоналом возможны следующие направления профессиональной подготовки:

  • 1. Базовое образование в высшем учебном заведении (бакалавриат).
  • 2. Магистратура, (аспирантура в рамках программ дополнительного профессионального образования).
  • 3. Курсы повышения квалификации в учебных заведениях или образовательных центрах, школах бизнеса.
  • 4. Стажировки за рубежом.
  • 5. Программы по направлению «Мастер делового администрирования». Обобщая вышесказанное, предлагаем создавать условия для раскрытия трудового потенциала инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в направлении интеллектуального труда и творческой организации трудового процесса, что позволит сократить издержки по организации рабочих мест для инвалидов-колясочников. Актуальным остается вопрос открытия собственного дела гражданами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Минтрудом России разработаны методические рекомендации проведения мониторинга службами занятости по выявлению потребностей инвалидов в организации предпринимательской деятельности.

Таким образом, государственные программы содействия занятости инвалидов позволят увеличить их трудоустройство.

Источники права по регулированию трудовых прав работников-инвалидов:

  1. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46).
  2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с «СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила» (Требования)).
  4. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  5. Приказ Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Статус инвалида и подтверждающие документы работника

  • привлечение работников, которым присвоен статус инвалидов, к сверхурочной работе, работе в выходные или праздничные дни, в ночное время может производиться исключительно с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением ( , ). Работник имеет право дать согласие на предложенную работу или отказаться от нее. Оплата сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни работнику осуществляется в общем порядке. Таким образом, законодательно установлена обязанность работодателя надлежащим образом оформить:
    • уведомление сотруднику, имеющему право отказаться от сверхурочной работы (работы в выходные или праздничные дни, ночное время);
    • уведомление сотруднику о привлечении к сверхурочной работе (к работе в выходные или праздничные дни, ночное время);
    • письменное согласие работника на привлечение к сверхурочной работе (работе в выходные или праздничные дни, ночное время);
  • сотрудникам с ограниченными возможностями предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;
  • работнику-инвалиду по его письменному заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году.

ВАЖНО!

Инвалиды Чернобыля дополнительно имеют право:

  • на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время,
  • на дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней (выплачивается органами социальной защиты населения в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Работник-инвалид 2 группы: особенности кадрового учета

Исходя из того, что для таких сотрудников предусмотрен сокращенный рабочий день, сотруднику, отвечающему за табели, стоит проявить внимательность и указывать соответствующую ИПР длительность рабочего дня. На медицинские рекомендации необходимо опираться и при распределении рабочих заданий, ночных смен и командировок.

Перевод работника, имеющего статус инвалида

Подчиненного, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ). В других случаях перевод производится в общем порядке.

Расторжение трудового договора (увольнение) работника-инвалида

Если работник признан полностью неспособным к трудовой деятельности, трудовой договор расторгают в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ .

Если у работодателя происходит сокращение, то нужно учитывать, что, согласно ст. 179 ТК РФ , если производительность труда и квалификация работников равны, преимущественное право сохранить рабочее место отдается, кроме прочих категорий, сотрудникам, получившим у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий по защите Отечества.

Если указанные категории работников все же попадают под сокращение, им необходимо предложить перевод на вакантные должности (как соответствующие их квалификации, так и нижестоящие или нижеоплачиваемые), учитывая при этом состояние их здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Увольнение сотрудника в период временной нетрудоспособности по инициативе работодателя является незаконным. Уволить такого сотрудника можно только по его желанию. Либо если он до того, как оказался на больничном, написал заявление об уходе.

ВАЖНО!

Как уволить инвалида 2 и 3 группы

Несмотря на то, что трудовое законодательство находится на стороне сотрудников, являющихся людьми с ограниченными возможностями, существуют причины, по которым такие сотрудники могут быть уволены. Увольнение инвалида 2 и 3 группы по инициативе работодателя может быть произведено в следующих случаях:

  • отказ от перевода на должность, соответствующую ИПР, либо отсутствие такой вакансии в компании;
  • нахождение в состоянии опьянения на рабочем месте;
  • прогул без уважительной причины;
  • систематическое игнорирование трудовых обязанностей;
  • ликвидация организации, сокращение штата, реорганизация.

Стоит помнить, что говорит Трудовой кодекс: инвалиды подчиняются тем же правилам, что и остальные работники. В частности, труд инвалидов 2 группы в имеет такую же ценность, как и работа здоровых сотрудников.

Инвалиды: условия труда 2019

Работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу людей с ограниченными возможностями (статья 22 ).

Если труд инвалида или нарушение функций его организма и ограничения жизнедеятельности не требуют особых условий, оснащать для него специальное рабочее место не нужно.

Специальные рабочие места оснащаются индивидуально для каждого человека или для группы с однотипными нарушениями (ограничениями). Обустройство рабочих мест для людей с ограниченными возможностями не должно препятствовать выполнению трудовых функций другими работниками.

Оборудование рабочего места зависит от нарушения функций организма, ограничений жизнедеятельности инвалида и осуществляется с учетом его профессии (должности), характера труда, выполняемых обязанностей (п. 3 Требований).

Если в штате есть работники, имеющие статус инвалида, то работодатель обязан проанализировать их потребности в специальных рабочих местах, ориентируясь на ИПРА (ИПР), определить перечень мероприятий по оборудованию таких рабочих мест и реализовать эти мероприятия.

Примеры

Для сотрудника, передвигающегося на кресле-коляске, офис должен быть оборудован лестничными подъемными механизмами, площадь рабочего места должна обеспечивать возможность подъезда к нему, а санузлы оборудованы специальной сантехникой.

Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это различные поручни, пандусы, специальные дверные ручки.

Для людей с инвалидностью по зрению — тактильная плитка, разметка, специальные напольные покрытия, таблички со шрифтом Брайля, системы вызова персонала.

Подготовка личных дел получателей пособий в территориальном органе социальной защиты населения.

24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея­тельности.

Реабилитация включает в себя:

1.
Медицинскую реабилитацию.

2.
Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про­фессиональной ориентации, профессионального образования, про­фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

3.
Социальную реабилитацию.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе­деральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации путем проведе­ния следующих специальных мероприятий, способствующих по­вышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1.
осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен­ных объединений инвалидов;

2.
установления в организациях независимо от организацион­но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3.
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под­ходящим для трудоустройства инвалидов;

4.
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ­альных) для трудоустройства инвалидов;

5.
создания инвалидам условий труда в соответствии с инди­видуальными программами реабилитации инвалидов;

6.
создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых состав­ляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на рабо­ту инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их соб­ственности предприятия, учреждения, организации, хозяйствен­ные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.


Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать более высокую квоту для приема на ра­боту инвалидов.

Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязатель­ную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенно­го инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации пе­речисляет указанные суммы организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также обществен­ным объединениям инвалидов на создание специализированных пред­приятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного обору­дования, технического и организационного оснащения, дополни­тельного оснащения и обеспечения техническими приспособле­ниями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для тру­доустройства инвалидов устанавливается органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации для каждого пред­приятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением ра­бочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или про­фессиональное заболевание. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате сти­хийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-

го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо­устройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при­ема на работу инвалидов обязаны:

1.
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2.
создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди­видуальной программой реабилитации инвалида;

3.
предоставлять в установленном порядке информацию, не­обходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне­сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на­селения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп­латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ­ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра­фа не освобождает их от внесения задолженности.

Под трудоустройством граждан, частично утративших трудо­способность, понимается система государственных и обществен­ных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в обще­ственно-трудовую деятельность.

Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:

1.
Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро­вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­доспособности.

3.
При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­циальной защиты населения.

4.
Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин­валиды имели до наступления инвалидности.

5.
Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.

Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.

2.
На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер­дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.

3.
Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек­троэнергии, затраты на содержание средств производства, в том числе и личных.

Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают ре­жим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы приме­няются нормы выработки, установленные для специализирован­ных предприятий.

4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ­ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.

Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроитель­ная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.

5. В кооперативах. В настоящее время распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.

6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­щиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.

31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.

Загрузка...