Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Определение виктимности в психологии. Виктимность в психологии - что это такое

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье Вы узнаете, что называют виктимностью, что это в психологии. Выясните, какие черты характеризуют данное состояние. Поговорим о факторах, влияющих на его возникновение. Разберемся в способах борьбы.

Определение понятия, классификация

В переводе с латинского «victima» — это жертва. Виктимность поведения — это желание навлечь на себя агрессивные действия со стороны окружающих людей. Виктимностью является комплекс различных черт человека, а также характеристика личности, которая повышает вероятность становления жертвой.

Комплекс виктимности чаще развивается в подростковом возрасте. У взрослеющего ребенка все еще незрелая личность и присутствует уязвимость перед негативными явлениями, обстоятельствами.

Человек интуитивно старается не демонстрировать слабости, при наличии потенциального врага он пытается не допускать конфликта, избегает опасности. Когда ему не удается это сделать, развивается поведение жертвы.

Различают три типа виктимных людей:

  • пассивно — подчиняемый;
  • псевдо – провоцирующий — человек неосознанно, на подсознательном уровне провоцирует своего оппонента к агрессивным действиям, может вести себя излишне откровенно или вызывающе;
  • неустойчивый тип — присутствуют смены двух вышеизложенных типов, характерно проявление непонимания и невнимательности, человек непоследователен в своих решениях и действиях. Присутствует повышенная тревожность , неадекватная самооценка, эмоциональная неустойчивость.

За классификацией Мудрика различают такие виды виктимов:

  • реальные;
  • потенциальные иди виды, имеющие отклонения психического характера, а также акцентуации личности ;
  • латентны.

По классификации Ривмана выделяют следующие виды:

  • агрессивная жертва – индивид, который при необходимости может наброситься на человека, желающего причинить ему вред;
  • инициативная – особа, которая несознательно привлекает к себе опасность;
  • пассивная – индивид, который может сопротивляться, но по неизвестной причине потакает противнику;
  • некритичная — по причине своего слабоумия или некомпетентности привлекает к себе опасность.

Самая распространенная классификация выделяет следующие виды виктимов.

  1. Девиантный или универсальный. Человек имеет определенные качества личности, что делает его уязвимым перед возможной опасностью.
  2. Ситуативный. Человек, у которого могут быть проявления виктимности в определенной ситуации при наличии определенных обстоятельств.
  3. Избирательный. Ситуация, когда человек подвержен определенному типу преступлений.
  4. Случайный. Речь идет о жертве определенных обстоятельств, их стечения.
  5. Профессиональный. Опасность может грозить в виду профессиональной деятельности.
  6. Массовый. Люди, у которых имеется потенциал быть уязвимыми. Может быть характерным для целого населения или отдельных его групп.
  7. Групповой. Отдельно взятые личности, которые подвержены факторам эффективности общего характера, в частности, религиозным, территориальным, этническим.

Возможные причины

Чаще всего причины, влияющие на возникновение виктимного поведения, скрываются в семейных отношениях. Повлиять на развитие виктимности могут:

  • синдром жертвы у мамы или у отца;
  • взросление в неполной семье;
  • наличие антисоциальных родителей;
  • напряженные отношения со сверстниками, учителями;
  • опыт былого насилия;
  • наличие травм или дефектов;
  • состояние в составе социальных группировок;
  • наличие у ребенка юных родителей, не имеющих возможность обеспечивать семью;
  • неустроенность в жизни одного из родителей;
  • общественная отстраненность.

Характерные проявления

Виктимность может проявляться по-разному:

  • тягой находится в подчинении;
  • неустойчивостью эмоций;
  • сложными отношениями, проблемами в общении;
  • невозможностью правильно воспринимать собственные чувства.

На наличие виктимности указывают определенные проявления:

  • легкая внушаемость;
  • высокое перенапряжение;
  • легкомыслие;
  • у человека присутствует застенчивость, нерешительность;
  • проблемы с концентрацией внимания, ухудшение памяти;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • сильное воздействие чужого мнения;
  • высокая тревожность;
  • характеризуется наличием , угнетенным состоянием, недовольством собой, внешним видом, потерей интересов;
  • отсутствие критичности, человек не имеет своего мнения по любому вопросу;
  • заниженная самооценка, чувство сожаления к самому себе;
  • наличие постоянного страха;
  • провокационное поведение, например, в ситуации, когда жена начинает отчитывать пьяного мужа, может нарваться на насилие;
  • противоречивое, конфликтное поведение (необходимость в чьей-то поддержке проявляется угрозой расставания, открытость проявляется высмеиванием и обвинениями, общительность — навязанными контактами с людьми).

Способы борьбы

Подход к лечению напрямую зависит от факторов, повлиявших на развитие виктимности. От поведения жертвы можно избавиться при помощи двух основных способов.

  1. Медикаментозная терапия: прием транквилизаторов, седативных препаратов или антидепрессантов.
  2. Психотерапия. Направлена на исправление чувств, поведения человека, обучение способу самоконтроля.

Медикаментозная терапия может в себя включать прием следующих групп медикаментов:

  • антидепрессанты — нормализуют настроение, помогают справиться с повышенной тревожностью, убирают напряжение;
  • транквилизаторы — убирают тревожность, а также страхи;
  • седативные средства — действуют успокаивающе, снимают эмоциональное напряжение;
  • нормотимики — стабилизируют настроение, убирают раздражительность.

Психотерапевтическое лечение в себя включает ряд направлений.

  1. Поведенческая терапия. Ее суть в укреплении формирования навыков, необходимых для адекватных действий, объяснении того, какие действия являются приемлемыми, а какие – нет, обучении способу избавления от дезадаптивного поведения.
  2. Когнитивная терапия. Происходит корректировка установок мыслей и представлений, ведущих к виктимному поведению.
  3. Рационально-эмоциональная терапия. Направлена на изменение подхода к жизни, помощь в формировании правильного варианта поведения.
  4. Музыкотерапия. Способствует повышению эмоционального состояния, гармонизации души и тела.
  5. Арт – терапия. Самовыражение при помощи искусства позволяет улучшить свое психологическое состояние.

Теперь Вы знаете, что такое виктимность личности. Нужно изменить свое отношение к событиям в прошлом. Помните о том, что именно в детстве формируются основы поведения человека. Способствуйте формированию правильного отношения к окружающим, к себе, повышайте самоуважение и самооценку, развивайте самоконтроль и коммуникативные навыки, избегайте стрессы, своевременно снимайте напряжение.

Виктимность (или «психология жертвы», «синдром жертвы», «феномен жертвы», «менталитет жертвы») – это комплекс физических, психических и социальных черт и признаков личности, повышающие вероятность ее преобразования в жертву (например, преступления, деструктивного культа, несчастного случая и т.д.).

Различают следующие виды виктимности:

Процесс приобретения виктимности, или иначе процесс и результат преобразования человека в жертву в психологии называется виктимизацией.

За последние десятилетия проводилось достаточно большое количество психологических исследований, направленных на изучение различных сторон феномена «виктимизация», согласно которым выделяются следующие причины и факторы риска возникновения и развития такого феномена как виктимность:

1) Особенности социально-психологического статуса семьи:

  • жизненная неустроенность, например у одного из родителей нет работы, либо у обоих из родителей невысоко оплачиваемая работа;
  • неполная семья;
  • чрезвычайно молодые родители, которые в силу своего возраста не в состоянии полностью обеспечивать семью.

2) Особенности норм и стиля семейного воспитания:

  • конфликты в семье;
  • аморальный образ жизни родителей (алкоголизм);
  • жестокое обращение с ребенком, использование несовершеннолетних как средства манипуляции и давления;
  • безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение ребенка;
  • занижение достижений ребенка, проявление негативных ожиданий по отношению к его действиями поступкам.

3) Неудовлетворительные отношения со сверстниками.

4) Негативные отношения с учителями.

5) Вовлеченность в антисоциальные группы.

6) Наличие опыта переживания насилия.

7) Наличие каких-либо травм или дефектов.

Перечисленные причины и факторы риска запускают процесс формирования неадекватной самооценки, тревожности и агрессивности, делают человека эмоционально неустойчивым, что повышает вероятность превращения человека в жертву.

Симптомы

У личности, у которой наблюдается виктимность, могут выделяться различные проявления поведения. К таковым можно отнести следующее:

Лечение патологии

Лечение такого расстройства как виктимность может осуществляться в двух направлениях: медикаментозно и посредством психотерапии.

Конкретного лекарства для лечения данного расстройства не существует, в связи с этим подбор лекарств и подходов в психотерапии зависит от факторов и причин возникновения нарушения.

Медикаментозная терапия

Может проводиться путем применения следующих групп лекарств:

Психотерапевтическое лечение виктимности

Оно может осуществляться в рамках следующих направлений:

Также в рамках психотерапии может применяться музыкотерапия, цель которой уравновесить эмоциональное состояние, гармонизировать тело и душу при помощи музыкальных средств. Также может применяться арт-терапия, цель которой гармонизация психического состояния личности через развитие навыков самовыражения, и достижение спокойствия и умиротворения.

Виктимология (лат. victima -- жертва, греч. logos -- наука) -- научное направление, в основе которого лежит концепция, согласно которой роль жертвы преступления предопределена специфическими личностными, характерологическими и нравственными качествами, чертами пострадавшего, его социокультуральными особенностями, взаимоотношениями с социальной (в том числе, преступной) средой, определенной ролью в механизме совершения преступления . Предметом виктимологии является поведение жертвы (виктимное поведение), а объектом -- сама жертва, то есть отдельная личность или группа людей, которым был нанесен определенный вред: физический, психологический, эмоциональный или моральный.

Вопросы виктимологии стали объектом научных исследований со времен Второй мировой войны. В 1945 г. на Японию были сброшены две огромные бомбы. В результате взрывов жертвами стали тысячи людей. Эта трагедия вышла за рамки индивидуальной и превратилась в национальное бедствие. Указанное событие подтолкнуло японских ученых к изучению причин жертвенности. В этом же году появились публикации по новому научному направлению -- виктимологии. Практически одновременно исследования в области виктимологии начали проводиться в США и ряде европейских стран.

Немецкий ученый Ганс фон Гентиг одним из первых в 1948 г. в своей статье привлек внимание к пострадавшему как к фактору возникновения преступления, а также выдвинул идею понимания преступности как отношений между причинителями вреда и их жертвами. Эта статья стала началом разработки теории виктимологии. Положения, которые были сформулированы Г. Гентигом в отрасли виктимологии, считают фундаментальными .

Несмотря на то, что в странах бывшего СССР пострадавшим от Второй мировой войны является практически все население, виктимология начинает свое развитие в конце 80-х гг. прошлого столетия. В 70-х гг. Л.В.Франк первым в СССР опубликовал труды из виктимологии , его поддержал Д.В. Ривман . Однако виктимология как самостоятельное направление научных исследований получила свое развитие лишь после распада СССР.

Проблемами изучения виктимологических аспектов поведения людей занималось немало ученых: М. Бариль, Є. Бафія, Е. Виано, Б.Л. Гульман, М. Йотсен, В.С. Минская, Н. Миядзава, О.М. Мойсюк, В.И. Плубинский, Д.В. Ривман, К. Уилсон, Л.В.Франк, К.Хигути, Б. Хомгет, Є.В. Христенко, В.В. Центров, Г.И. Чечель, Г. Шнайдер и др.

Общая теория виктимологии изучает закономерности проявлений виктимности в современном мире, феноменологические и этиологические характеристики виктимности, включая роль и значение социальных процессов виктимизации, анализ системных взаимосвязей между разными видами виктимности на разных уровнях социального обобщения, общие характеристики жертв, типологию жертв, механизмы становления индивидуального виктимного поведения, теоретические проблемы виктимологической профилактики социально-негативных проявлений, а также создание и реализацию концепций виктимологического планирования и прогнозирования .

Для решения такого широкого спектра заданий исследователи-виктимологи изучают:

Жертву (как лицо, которому индивидуально или коллективно был нанесен материальный, моральный или другой вред общественно опасными действиями);

Виктимность (как потенциальную или актуальную способность лица индивидуально или коллективно оказываться в качестве жертвы социально-опасного проявления) и ее виды;

Виктимизацию (как процесс превращения лица или социального сообщества в жертву социально опасного проявления);

Связи между жертвой и преступником (системно-структурные взаимодействия на информационном и социально-психологическом уровнях);

Виктимное поведение.

Главный признак виктимного поведения -- это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек или ребенок оказывается в роли потерпевшего (жертвы). В криминологии под виктимным (виктимогенным) понимают такое поведение, при котором жертва определенным образом способствует совершению преступления, сознательно или неосознанно создает объективные и субъективные условия для криминализации, пренебрегая мерами безопасности . Такое определение уместно относительно поведения жертв любого типа.

В качестве ведущих, виктимологи выделяют такие постулаты:

1. Поведение жертвы оказывает существенное влияние на мотивацию преступного поведения. Оно может облегчить и даже спровоцировать ее. Напротив, оптимальное поведение может сделать невозможным преступное посягательство (или свести его вероятность к минимуму или, по меньшей мере, избежать серьезных негативных последствий).

2. Вероятность стать жертвой зависит от особого феномена -- виктимности. Виктимность -- приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать ее склонной к превращению в жертву. Каждая личность может быть оценена: насколько велика вероятность ее превращения в жертву. Эта вероятность определяет виктимность человека (чем больше вероятность, тем выше виктимность).

3. Виктимность есть свойство определенной личности, социальной роли или социальной ситуации, которая провоцирует или облегчает преступное поведение. Соответственно выделяются: личностная, ролевая и ситуативная виктимность.

Уровень виктимности может изменяться. Процесс ее роста определяется как виктимизация, снижение -- девиктимизация. Влияя на факторы виктимности, общество может снижать ее и тем самым влиять на преступность.

Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения реализуется в совокупности социальных (статусные характеристики ролевых жертв и поведенческие отклонения от норм индивидуальной и социальной безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (интериоризациявиктимогенных норм, правил поведения виктимной и преступной субкультуры, виктимныевнутриличностные конфликты) проявлениях .

Рассматривая виктимность как форму отклонения от норм и правил безопасного поведения необходимо отметить возможность классификации форм виктимной активности в зависимости от интенсивности такого отклонения.

Д.В. Ривман указывал, что существует нулевой уровень виктимности, нормальная, средняя и потенциальная виктимность всех членов общества, обусловленная существованием в обществе преступности. Индивид не приобретает виктимность, он просто не может быть не виктимным .

Выдающийся японский виктимолог К.Миядзава выделял в этой связи общую виктимность, зависящую от социальных, ролевых и гендерных характеристик жертвы, и специальную, реализующуюся в установках, свойствах и атрибуциях личности. Он утверждал, что при наслоении этих двух типов друг на друга виктимность увеличивается .

Полагают, что по степени связи с преступным поведением виктимность может проявляться в двух основных формах:

1. Эвентуальная (лат. «эвентус» -- случай);

2. Децидивная (лат. «децидо» -- решение).

Эвентуальная виктимность, означающая возможность при случае, при известных обстоятельствах, при определенной ситуации стать жертвой преступления, включает в себя причиннообуловленные и причинносообразные девиации. Характеристики эвентуальной виктимности в основном определяются частотой виктимизации определенных слоев и групп населения и закономерностями, присущими такой виктимизации. Например, виктимность детей школьного возраста обусловлена уже их возрастом и статусом: любой взрослый сильнее физически, выше по уровню информированности, жизненного опыта. Чем сильнее эти различия между ребенком и взрослым, тем выше уровень виктимности школьника относительно данного взрослого в каждой конкретной ситуации. Однако в отношениях со сверстниками эвентуальная виктимность подростка может быть выше, так как в этих случаях виктимогенные ситуации (конфликты, ссоры, драки и т. п.) возникают чаще, чем в отношениях со взрослыми. К тому же дети достаточно часто оказываются случайными свидетелями или участниками конфликтов в силу стечения обстоятельств, собственного любопытства и других факторов, не прикладывая к этому никаких усилий. В этом и проявляется их эвентуальная виктимность.

Однако нередко дети школьного возраста (особенно из неблагополучных семей, социальные сироты, испытавшие депривацию) сами предпочитают «имидж жертвы» как в силу действия компенсаторных защитных механизмов, так и с целью манипулирования, получения определенных благ. В данном случае речь идет о децидивной виктимности, сформировавшейся осознанно и часто как последствие актуализации эвентуальной виктимности. Так, ребенок-сирота, испытавший недостаток родительского внимания и заботы, переживший последствия сенсорной и социальной депривации, познавший лишения и страдания (эвентуальная виктимность), попав в социально-педагогическое учреждение (детский дом, приют, интернат) и поняв, что рассказы о пережитых им лишениях приносят блага (сочувствие, заботу, внимание, ласку, сладости), может сознательно повышать децидивнуювиктимную активность с целью усиления притока конкретных ценных для него жизненных благ.

Децидивная виктимность, охватывающая стадии подготовки и принятия вспомогательного решения, да и саму виктимную активность, включает в себя целесообразные и целеобусловленные девиации. По мнению психологов, люди, сознательно или бессознательно избирающие социальную роль жертвы (установка на беспомощность, низкая самооценка, запуганность и пр.), постоянно вовлекаются в различные криминогенные кризисные ситуации с подсознательной целью получить как можно больше сочувствия, поддержки со стороны, оправданности ролевой позиции жертвы .

Например, результаты исследований Д. Сутула свидетельствуют о том, что классический портрет жертвы изнасилования включает черты фатализма, робости, скромности, отсутствие чувства безопасности, выраженную податливость внушению . Трусость и податливость могут сочетаться с повышенной агрессивностью и конфликтностью жертв-психопатов, истероидов, избирающих позицию «обиженного» с целью постоянной готовности к взрыву негативных эмоций и получению удовлетворения от обращения негативной реакции общества на них, усилению ролевых свойств жертвы.

Исследователи выделяют также категорию рецидивных «прирожденных» жертв. Такая жертва, как отмечают, чаще всего оказывается лицом, страдающим от дефицита жизненности, человеком, который очень опасается, что его невезучесть является его виной, не пытаясь это никак изменить. Рецидивных «прирожденных жертв» (как они сами себя воспринимают и оценивают) немало, к сожалению, и среди школьников. Это дети, наиболее часто подвергающиеся истязаниям, избиениям, оскорблениям и унижениям со стороны сверстников и взрослых, которые в результате начинают полагать, что такое отношение к ним является нормой и они ничего не в силах изменить. Такие дети часто предпочитают жить в мире собственных фантазий, прячась от реалий современного мира, поэтому стороннее воздействие, столкновение с действительностью, когда оно происходит, зачастую бывает фатальным .

Интериоризация виктимогенных норм, правил поведения виктимной и противоправной субкультуры, виктимные внутриличностные конфликты могут играть значительную роль в формировании у подростков провоцирующего поведения. Поведения, связанного с усвоением и воплощением в образе жизни ребенка виктимных стереотипов и состояний. Поведения, связанного с оценкой самого себя как жертвы, переживанием собственных бед и неудач как детерминированных исключительно личностными качествами либо, наоборот, -- враждебным окружением .

Полагают, что осознание себя жертвой, виновной в причинении ей вреда, покаяние и переживание этого состояния не могут не признаваться определенными отклонениями от нормативов безопасного поведения, ведущих к виктимным поведенческим реакциям .

Таким образом, между категориями жертва, виктимность, виктимное поведение и виктимизация существуют тесные взаимопроникающие связи. Так, жертва может считаться таковой в силу виктимизации; если виктимизация не произошла, индивид не подвергся каким-либо страданиям и, значит, не может считаться жертвой. В свою очередь виктимизация, жертвенность чаще всего возникает в силу виктимности личности и ее виктимного поведения. Индивид может стать жертвой в силу стечения обстоятельств (ситуационная виктимность), определенного социально-правового статуса (ролевая виктимность), или в силу определенных личностных качеств или психоэмоциональных состояний виктимогенного характера (личностная виктимность). При этом разные виды виктимности могут сочетаться между собой и образовывать причинноследственные связи (как, например, децидивная виктимность часто детерминируется эвентуальной).

Сказанное выше позволяет предположить, что детям подросткового возраста также свойственны определенные виды виктимности, обусловленные наличием у них возрастных и индивидуальных виктимогенных качеств и свойств и детерминирующие разные виды их виктимного поведения. Анализ механизмов виктимизации, виктимогенных особенностей подростков и видов их виктимности позволит, на наш взгляд, не только выявить наиболее типичные причины виктимизации школьников, но и определить наиболее эффективные пути профилактики виктимного поведения детей и подростков.

виктимология криминология преступление жертва

Главное, основное понятие виктимологии - жертва (лат. - victima, англ. - viktim, франц. - viktime, откуда и название самой науки). Но, несмотря на то что виктимология естественно является учением о жертве преступления, основным элементом предмета данной науки является виктимность.

Виктимность или виктимогенность - наследованные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, повышающие вероятность его превращения в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т. д.).

Виктимизация - процесс получения виктимности, или иными словами - это процесс и итог превращения человека в жертву.

В науке часто применяют термин «виктимное поведение», что, строго говоря, означает «поведение жертвы». Но, данное понятие чаще используется для обозначения неправильного, неосторожного, аморального, провоцирующего и т. д. поведения. Виктимной нередко называют и саму личность, имея в виду, что в силу своих психологических и социальных характеристик она может стать жертвой преступления.

Обычное поведение людей в конкретных ситуациях есть выражение их внутренней сущности. Каждый человек живет и действует в условиях конкретной социальной системы, выполняя множество разных социальных ролей, которые представляют динамическое выражение его социальных идей, статусов.

Сейчас существует много разработанных отечественными исследователями классификаций жертв преступлений. Но до настоящего времени не разработано единой классификации.

Так, например, B.C. Минская, разделяя формы поведения жертвы, отмечает, что в большинстве случаев насильственных преступлений поведение потерпевшего по существу провоцировало совершение этих преступлений. В проведенных автором изучениях убийств и причинения телесных повреждений вследствие отрицательного поведения потерпевших установлено, что непосредственно перед совершением преступления между потерпевшим и преступником в подавляющем большинстве случаев (95 %) происходила ссора. Осужденные в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей 12-18 ноября 2009. Выпуск 2: Е. М. Данилин, В. И. Селиверстов -- Москва, Юриспруденция, 2011 г.- 84 с.

B.C. Минская приводит классификацию поведения жертв преступлений в зависимости от степени общественной опасности. Она выделяет следующие виды поведения потерпевших:

Преступные действия потерпевшего - общественно опасное посягательство на интересы общества или конкретной личности, поставившие ее в состояние необходимой обороны или вызвавшее состояние сильного душевного волнения.

Менее общественно опасные, а значит, способные оказать меньшее влияние на опасность ответного преступного деяния действия потерпевшего, нарушившие нормы административного или гражданского права или дисциплинарного устава.

Еще менее опасные для общества (при прочих равных условиях) как причиняющие обществу меньший вред нарушения норм нравственности.

B.C. Минская приводит также классификацию, которая основана на поведении потерпевших прямо перед преступлением или в момент его совершения: физическое насилие; оскорбление; попытка применения физического насилия; психическое насилие - угроза физическим насилием, уничтожением или повреждением имущества виновному; необоснованный отказ оплатить бытовые услуги, освободить жилище; насильственное изгнание субъекта из его жилища; необоснованные имущественные притязания потерпевшего; кража.

Д.В. Ривман полагает необходимым осуществлять классификацию жертв также по возрасту, половой принадлежности; ролевому статусу; нравственно-психологическим признакам; тяжести преступления, от которого пострадала жертва; степени вины жертвы; характеру поведения потерпевшего. Лица, которые рискуют оказаться жертвами преступления, ведут себя по-разному: агрессивно или иным провоцирующим образом; пассивно уступают насилию; проявляют полное непонимание уловок преступников или элементарную неосмотрительность.

Их поведение может быть правомерным или, наоборот, правонарушающим и также преступным, а вклад в механизм преступления как минимальным, так, при конкретных обстоятельствах, и решающим. Исходя из их ситуативно ориентированных ролей, в такой классификации выделяются агрессивные, активные, инициативные, пассивные, некритичные и нейтральные жертвы.

Агрессивные жертвы. Такую группу наполняют жертвы, поведение которых заключается в нападении на причинителя вреда или иных лиц (агрессивные насильники) или агрессии в других формах - оскорблении, клевете, издевательстве и т. д. (агрессивные провокаторы).

Агрессивные насильники общего плана. Их агрессивность выражается в нападении, но не имеет жестко ограниченного адреса. По ведущей мотивации это - корыстные, сексуальные, хулиганы, негативные мстители, психически больные лица, страдающие расстройствами нервной системы.

Избирательно агрессивные насильники. Такая агрессия реализуется в нападении на лицо, как правило, стабильно связанное с нападавшим. По ведущей мотивации это - корыстные, сексуальные, семейные деспоты, скандалисты, негативные мстители, психически больные, страдающие расстройствами нервной системы.

Агрессивные провокаторы общего плана. Их агрессивное поведение не связано с физическим насилием и не имеет жесткого адреса. По ведущей мотивации это - хулиганы, негативные мстители, лица, психически больные, страдающие расстройствами нервной системы.

Избирательно агрессивные провокаторы. Их агрессивность реализуется без применения физического насилия и, как правило, направлена на стабильно связанное с потерпевшим лицо. По ведущей мотивации это - семейные деспоты, скандалисты, корыстные, сексуальные, негативные мстители, психически больные, страдающие расстройствами нервной системы.

Активные жертвы. В такую группу входят жертвы, поведение которых не связано с нападением или толчком в форме конфликтного контакта, но причинение им вреда происходит при их активном содействии: сознательные подстрекатели, неосторожные подстрекатели.

Инициативные жертвы. В данную группу входят жертвы, поведение которых приводит к причинению им вреда: инициативные по должности, инициативные по общественному положению, инициативные в силу личностных качеств.

Пассивные жертвы. В эту группу входят лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: объективно не способные к сопротивлению (стабильно или временно), объективно способные к сопротивлению.

Некритичные жертвы. В эту группу входят лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации: с низким образовательным уровнем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возраста, больные, в том числе психически больные, некритичные без очевидных «формализованных» качеств.

Последующие исследования, которые проводил Д.В. Ривманов, дали ему возможность изменить классификацию. Криминология. Избранные лекции: Ю. М. Антонян -- Москва, Логос, 2004 г.- 448 с. Следующая классификация основана на характере и степени выраженности личностных качеств человека, определяющих его индивидуальную виктимную предрасположенность:

Универсальный (универсально-виктимный) тип характеризуется явно выраженными личностными чертами, определяющими высокую потенциальную уязвимость в отношении различных преступлений.

Избирательный (избирательно-виктимный) тип - сюда относятся люди, обладающие высокой уязвимостью в отношении определенных видов преступлений.

Ситуативный (ситуативно-виктимный) тип - люди этого типа обладают средней виктимностью, и они становятся жертвами в результате стечения ситуативных факторов.

Случайный (случайно-виктимный) тип - сюда относятся люди, которые стали жертвами в результате случайного стечения обстоятельств.

Профессиональный (профессионально-виктимный) тип включает людей, виктимность которых определяется их профессиональной занятостью.

В.А. Туляков, в свою очередь, предполагает иную классификацию жертв преступлений, которая основана на характеристике мотивации ведущей виктимной активности личности (потенциальной жертвы):

Импульсивная жертва, характеризующаяся преобладающим бессознательным чувством страха, подавленностью реакций и рационального мышления на нападения правонарушителя (феномен Авеля).

Жертва с утилитарно-ситуативной активностью. Добровольные жертвы. Рецидивные, «застревающие» жертвы, в силу своей деятельности, статуса, неосмотрительности в ситуациях, требующих благоразумия, попадающие в криминальные ситуации.

Установочная жертва. Агрессивная жертва, «ходячая бомба», истероид, вызывающим поведением провоцирующий преступника на ответные действия.

Рациональная жертва. Жертва-провокатор, сама создающая ситуацию совершения преступления и сама попадающая в эту ловушку.

Жертва с ретретистской активностью. Пассивный провокатор, который своим внешним видом, образом жизни, повышенной тревожностью и доступностью подталкивает преступников к совершению правонарушений.

Следует также отличать потенциальных (в отношении которых реального причинения вреда еще не произошло), реальных (уже понесших ущерб), а также латентных (реальных, но по тем или иным причинам оставшихся вне официального учета) жертв. Криминология: Учебник / Под Ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - 3-е год.., перераб и доп. М.: Юристь, 2004. Для виктимологии латентные жертвы, жертвы, намеренно избегающие огласки факта причинения им вреда, представляют особый интерес.

Еще меньше изучений типов жертв существует собственно в некриминальной виктимологии. В процессе консультационной работы на телефоне доверия были выявлены следующие типы жертв:

Виноватые. Люди такого типа занимаются самоуничтожением, с готовностью берут на себя ответственность за независящие от них события, за все беды и напасти. Они доказывают свою вину, приводя убедительные - с их позиции - доводы, и продолжают применять вину в своих целях, часто по-детски наслаждаясь ею. Большинство из них редко совершает что-то противозаконное. Они могут использовать вину как орудие воспитания детей, передавая ее как эстафетную палочку своему ребенку.

Обвинители. Обвинители искренне верят, что желают изменить определенного человека или полученную ситуацию, на самом деле их цель - повесить вину на иную, снять с себя ответственность за свои чувства и поведение. «Обвинители» бывают злые, изобретающие удовлетворительные оправдания для своего праведного гнева; или печальные, обосновывающие свою грусть объективными с их точки зрения причинами.

Самозапугиватели. Страх и беспокойство - излюбленные эмоциональные реакции подобных людей на воображаемую опасность в настоящем или в будущем. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так же, как если бы они были настоящими. Жертва запугивает себя различными страшными случаями и историями на тему: «Я мог бы погибнуть», «Мне страшно остаться одной», «Я беспокоюсь о будущем своих детей». Многие фобии существуют за счет того, что человек заглядывает в будущее, а не живет в настоящем, в котором нет страшных для него событий. Надо помнить, что некоторые страхи могут быть и обоснованными. Например, страх перед реально опасным супругом, избивающим жену.

Супермены. Эти люди боятся проявления своих эмоций. Они недооценивают как себя, так и других, им не легко найти контакт со своими и чужими чувствами. «Я не знаю, что я чувствую. А что я должен чувствовать в этой ситуации?» - закономерное для них высказывание. Люди, подавляющие страх, рискующие своей жизнью, неосознанно стремятся к саморазрушению. Они развлекают публику леденящими душу подвигами и будут спорить и доказывать другим, что умеют заботиться о себе, а жизнь без риска была бы слишком скучной. Люди, подавляющие печаль, живущие с установкой - «никто не заставит меня плакать», играют роль «сильного» мужчины или «сильной» женщины. Те, кто подавляют свой гнев, кто боится стать «разгневанными», чтобы не сделать в этот момент что-нибудь дурное, рискуют стать жертвой.

Что такое жертва? Что такое виктимное поведение?

Роль жертвы — это прежде всего потеря контроля над собственной жизнью,
В общем смысле, жертвой также является человек, который является объектом манипуляции и обмана. Итак, ключевое слово здесь – контроль.

Как только вы перестаете контролировать и управлять собой и своей жизнью, вами сразу же начинают манипулировать другие.

Поведение жертвы в психологии называют виктимным поведением. Виктимология как наука изучает особенности поведения жертвы.

Виктимность и особенности поведения жертвы

  • Жертвы – это прежде всего те люди, которые проводят свою жизнь под диктовку своего окружения.
  • То есть совершают поступки, которые не приносят им удовольствие, как бы в удовольствие другим людям.
  • Жертвы часто добровольно переходят в подчиненное положение, позволяют помыкать собой, потому что часто считают себя недостаточно умными и сильными для того, чтобы быть ответственными за свою жизнь.

  • Роль жертвы выбирают те, кто боятся самостоятельно принимать решения, считают себя не состоятельным во всем и даже несчастным, второсортным человеком.

В поведении жертвы заметно самоуничижение, постоянное беспокойство, страх за самого себя, проявление слабости и не умение постоять за себя.

Виктимология утверждает, что человек редко становится жертвой в тех случаях, когда он сам того не допускает!

Виктимное поведение. Как же перестать быть жертвой?

Роль жертвы нам очень знакома. В детстве участь жертвы уготована человеку просто в силу занимаемого им в семье положения. Весь контроль над ребенком находится в руках родителей, и он едва ли может этому контролю сопротивляться. В детстве нам ничего не оставалось, как признать свою зависимость неизбежной реальностью.

Профилактика виктимного поведения. Как избавиться от роли жертвы?

Умение освободиться от роли жертвы включает выработку новых привычек:
— научиться оценивать жизненные ситуации;
— выработать запас ожиданий и настроений свободной личности;
— обрести умение распознавать наиболее распространенные в нашей культуре и повседневной жизни способы обращения в жертву:
— выработать ряд принципов, из которых следуют конкретные стратегии поведения в духе философии решительного отказа от статуса жертвы.

Чтобы избавиться от роли жертвы, вы должны научить других относиться к вам должным образом. А самим научиться противостоять тиранам, пытающимся превратить вас в жертву.

Все перемены личности начинаются с формирования новых взглядов! Как ещё можно избавиться от роли жертвы?

1. Для начала избавьтесь от ожидания неизбежности нападок и оскорблений. Поймите, что к вам относились плохо не потому, что это кому — то было выгодно. А потому что вы сами научили других так к себе относиться. Сфокусируйте свое внимание не на злонамеренности других, а на ваших собственных ожиданиях

2. Перестаньте жаловаться, если хотите избавиться от роли жертвы. Прекратите обвинять кого — либо в том, что к вам плохо относятся. Не допускайте выражений типа «Это он виноват, я здесь не при чем», «Я ничего не мог поделать» и так далее.

3. Если некоторые члены вашей семьи привыкли перекладывать на вас свои обязанности, а вы лишь жалуетесь и покорно тянете лямку, помните: вы сами научили их вести себя подобным образом. В следующий раз решительно ставьте всех на место.

4. Учитесь добиваться как можно большего не словами жертвы, а поведением свободного человека. Никому не прощайте оскорблений.

Чтобы избавиться от роли жертвы работайте над такими ответными действиями, которые будут шокировать потенциальных манипуляторов и тиранов. С самого начала освоения нового поведения проявляйте твердость в борьбе с ролью жертвы. Ваши сигналы о том, что вы не потерпите неуважительного отношения, должны быть громкими и недвусмысленными.

Коррекция виктимного поведения

5. Не позволяйте тирану вызывать у вас чувство вины за обретенную напористость. Боритесь с искушением пасть духом, когда манипулятор бросает на вас обиженный взгляд, жалобно умоляет о чем-то, пытается подкупить или изливает свой гнев.

Как правило, те, кого вы научили относиться к себе как к жертве, не знают, как реагировать на ваше новое поведение. Не путайте искреннюю обиду с продуманными попытками манипулировать вами с целью удержания в уже привычном состоянии безропотной жертвы.

6. Отказывайтесь выполнять обязанности, которые вам неприятны и которые вы выполнять не обязаны. И вообще учитесь почаще отказывать. Умение говорить «нет» дает отпор манипулятору и является важным качеством в борьбе с ролью жертвы.

Люди больше уважают решительный отказ, чем попытки ходить вокруг да около, скрывая истинные мысли и намерения. Да вы и сами начнете испытывать к себе большее уважение, научившись использовать в нужный момент это короткое слово.

7. Проявляйте твердость характера, независимо от встречных действий, которые в большинстве своем вполне предсказуемы. Так вы избавитесь от роли жертвы. И пройдет не так много времени, и окружающие, которые наконец проникнутся серьезностью ваших намерений, начнут относиться к вам так, как вы научите их это делать, – с должным уважением.

8. Старайтесь не сердиться, общаясь с теми, кого сами научили злить вас с тем, чтобы легче было вами манипулировать.

9. Ведите дневник, фиксируя словесные попытки других людей превратить вас в жертву. Измученной детьми матери рекомендуем записывать, сколько раз в день она слышит: «Мама, мама, что мне делать?», «Сделай это за меня» или «Ничего страшного, мама сделает».

Увидев, какие слова используют близкие, подчеркивая ваш статус жертвы, вы сможете лучше подготовиться к битве за независимость, так что дневник в подобных ситуациях крайне полезен.

10. Работайте над развитием свойств свободной личности, например, давая другим понять, что имеете право тратить часть времени по своему усмотрению. Относитесь к своему отдыху как к делу первостепенной важности, никому не позволяйте вторгаться в эту сферу вашей жизни.

Перестаньте рассчитывать на то, что со временем все само собой образуется. Если надеяться, что люди перестанут оскорблять вас, можно прождать всю жизнь. Приступайте к их воспитанию прямо сейчас, не ждите, что все само изменится к лучшему.

Загрузка...