Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Значение слова полюдье. Полюдье в древней руси - это вид налога Что такое полюдье определение по истории

Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

История

Полюдье - ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.

Первое упоминание полюдья в русских летописях , а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей », относятся к середине X века .

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян , дреговичей , кривичей , северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю . Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар . Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать

Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100-200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно - Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки .

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо . На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья - 7-8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf ).

Полюдье имело крайне широкое распространение в социально-политических системах Евразии и Африки с близким к древнеславянскому уровнем политико-культурной сложности .

Примечания

Источники

  • Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. - М., РОССПЭН , 2009. - 791 с.
  • Рыбаков Б. А. Рождение Руси

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Дам (значения)
  • Балагер, Хоакин

Смотреть что такое "Полюдье" в других словарях:

    ПОЛЮДЬЕ - ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля

    полюдье - объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 дань (12) объезд (… Словарь синонимов

    ПОЛЮДЬЕ - в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения (людей) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия

    полюдье - ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения (людей) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история

    Полюдье - ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия

    Полюдье - (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ПОЛЮДЬЕ - (хождение по людям) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Русская история в картинах. Клавдий Лебедев , Сто лет назад в издательстве И. Д. Сытина вышла серия плакатов, посвященных русской истории, с иллюстрациями Сурикова, Васнецова, Маковского, Лебедева и других русских художников. К 100-летию… Категория: Путеводители Серия: Галерея русской живописи Издатель: БЕЛЫЙ ГОРОД , Производитель: БЕЛЫЙ ГОРОД , Купить за 935 грн (только Украина)
  • Русская история в картинах. Выпуск 1. Русь Легендарная , С новым проектом издательства`Галерея русской живописи` у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полныетематические подборки… Категория:

О полюдье на Руси рассказал известный историк XIX века автор «Истории России с древнейших времен» М.С. Соловьев, изучавший древние монастырские летописи, исторические труды Византийского императора Константина Багрянородного (905-959г. от Р.Х).

Полюдьем в Древней Руси называли метод княжеского правления над удаленными городами и областями, включавший сбор дани, судебные разбирательства, которыми также занимался князь. Как только приближалась зима, и устанавливались санные пути, Князь со своею дружиной выезжал в подвластные ему, удаленные области.

В те области, которые находились в стороне от княжеского маршрута, и посещение которых не входили в княжеские планы, направлялся боярин из особо уважаемых и доверенных членов его дружины, со своими людьми для охраны.

Вместе с князем или его боярином едут тиуны – приказчики (или данщики), которые занимались сбором самой дани. Они знали, кто, что и сколько должны были сдать из каждой области, поселка, двора. Тиуны выезжали раньше князя и организовывали сбор дани со смердов – жителей подчиненных князю областей. Данщики следили за качеством собираемой дани. В те годы денег еще не было, поэтому дань собиралась натуральными продуктами: пушниной, медом, воском, зерном.

Часть дани шла на торговлю с иностранными государствами. На них закупались дорогое оружие, заморские ткани, вина.

Часть дани шла в кладовые князя и дружинников на собственные нужды. Особо ценные и качественные меха откладывались на подарки иноземным послам. Русские меха ценились во всей Европе и Азии.

Так все зимние месяцы князь со своей дружиной проводил в разъездах. Исследователи рассчитали, что во время полюдья князья проходили до 8 км в сутки. В среднем на каждый поселок князь тратил по 2-3 дня, в течение которых, собиралась дань, и вершился суд. Люди, подчиненные княжеской власти, обращались к нему с судебными тяжбами. Примечательно, что обе стороны должны были сами доказывать свою правоту – находить свидетелей свершившихся краж, или напротив способных подтвердить алиби обвиняемого.

Полюдье, представлявшее собою дань, за которою ездил князь с дружиною, была первоначальным, можно сказать, зародышевым видом подчинения племен общей, княжеской власти, связью с другими соподчиненными племенами.

Из летописей известно, что князь Игорь был убит непокорными древлянами во время его поездки в соподчиненные земли. Древляне не участвовали в походах князя Игоря на Византию, и поэтому князь по требованию своих дружинников, недовольных содержанием, отправился к древлянам. Он увеличил размер дани с каждого «дыма». Дружинники бесчинствовали, грабили жителей, творили насилие. Наконец, дружина, подобно пиявке, насосавшейся крови, решила уйти домой. Но на пути князь решил вернуться. Ему показалось, что его доля чрезвычайно мала. Он взял малую часть своей дружины и вернулся к древлянам. Не выдержав подобной наглости от князя, и без того обобравшего людей до нитки, жители собрались на совет со своим князем Малом, и решили убить Игоря, воспользовавшись малочисленностью его войска.

Люди, сталкивающиеся с историей возникновения государства у восточных славян, непременно встречали понятие «полюдье». Действительно, на раннем этапе существования страны этот процесс можно охарактеризовать как сбор налогов.

Формирование признаков государственности на Руси

Итак, что такое полюдье? Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно. В конце восьмого века на территории расселения складываются мощные межплеменные союзы, которые соперничали между собой за главенство. Наибольшее влияние и могущество приобрел племенной союз полян. Они постепенно подчинили себе большинство славян. Появились и первые признаки нарождающегося государства, как то: единый вождь, суд, законы, армия и, конечно, важнейший компонент этой системы - налоги. Вот что такое полюдье. Это - способ сбора налога с окружающих племен в пользу великого князя. Такая система была распространена во всех европейских странах на заре их появления, просто называлась по-разному в зависимости от национальных нюансов, но суть была одной у всех - это пополнение казны.

Система налогообложения у восточных славян

Русь не была в этом исключением. Дань, выраженная в обязательных налогах, была неотъемлемой частью государственного устройства. Однако князь, в свою очередь, также брал на себя определенные обязательства, в частности, он должен был охранять покой и мирную жизнь своих подданных от иноземных посягательств, защищать личность каждого человека, а на это все требовались значительные суммы денег. Что такое полюдье для жителя древней Руси? То же, что для современного населения нашей страны подоходный налог, с разницей лишь в способе отъема материальных ресурсов. Когда поляне освободили от хазар ряд то они обложили их обязательными выплатами в свою пользу. Но теперь, в отличие от хазарской дани, население могло вносить ее не только деньгами, но и продуктами, изделиями ремесленников.

«Подводные камни» полюдья

Таким образом налаживался необходимый для молодого государства приток необходимых финансово-денежных ресурсов. Эта система была далека от совершенства, тем не менее сохранялась в течение длительного периода. Поздней осенью великий князь вместе со своей дружиной начинал объезжать все свои владения, чтобы собрать положенные ему и его свите выплаты. «Ходить по людям» - вот что такое полюдье, определение очень точное, ведь во время этого путешествия князь останавливался в крупных населенных пунктах, в небольших поселениях. Так продолжалось до тех пор, пока все земли, принадлежащие киевскому князю, не были посещены им. При этом, помимо собственно выплат, население должно было содержать правителя и его свиту на протяжении всего времени их пребывания в той или иной местности. Разного рода несправедливость царила при сборе дани, а главной ее причиной было фактическое отсутствие фиксированной суммы налога.

Трагедия великого князя Игоря или неуемная жадность?

Именно это послужило причиной гибели Во время очередного полюдья он, взяв дань у племени древлян и поделив ее с дружиной, посчитал налог недостаточным. Тогда совместным решением князя и его воинов было решено вернуться за повторной данью. Они вновь приехали в земли древлян и потребовали заплатить еще раз. Конечно, это возмутило людей, и они просто перебили дружину вместе с князем. Так отсутствие порядка взимания налогов послужило причиной гибели Игоря. Смерть великого князя поставила государство на грань распада, однако жена Игоря, Ольга, оказалась очень умной и дальновидной женщиной. Она понимала, что этот способ налогообложения нужно изменить, и в первую очередь установить точную цифру необходимых платежей. Быстрыми и решительными шагами она усмирила взволновавшиеся племена и восстановила единство Руси.

Реформа взимания дани княгини Ольги

Затем Ольга приступила к первому серьезному реформированию системы сбора налогов с момента ее появления. Первым ее действием стало установление твердой суммы дани. Это в будущем позволит избежать многих злоупотреблений, и, как следствие, сделать этот процесс более законным. Кроме того, она понимала, что такое полюдье - это большая опасность для самого правителя, и поэтому решила, чтобы все собранные ресурсы свозились в определенное место, указанное из Киева. Такие места назывались погосты, именно туда свозили все собранные налоги разные племена, а затем уже оттуда их забирали представители княжеской власти. Таким образом одновременно и упростила систему налогообложения, и сделала ее более безопасной для самих сборщиков. Эта реформа позволила государству стать еще более консолидированным, все распри по поводу несправедливости дани постепенно уходят в прошлое.

Киевская Русь сделала важный шаг в своем дальнейшем развитии. Былая схема «данник-господин» уходила в прошлое. Вот что такое полюдье по истории России. Уход такой налоговой системы свидетельствует о прогрессе феодальных отношений внутри древнерусского общества, а реформы Ольги были велением времени, которые она очень точно уловила и не позволила государству разделиться на отдельные враждующие части.

А также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей », относятся к середине X века .

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян , дреговичей , кривичей , северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию .

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю . Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар . Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать .

Возникновение такого явления, как полюдье, было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100-200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся.

При этом активно использовался обычай гостеприимства, заставляющий хозяина содержать гостя, пока тот находился в его доме.

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно - Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки .

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо . На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья - 7-8 км в сутки.

На русских окраинах и вновь присоединённых землях полюдье как способ сбора дани практиковалось ещё очень долго (на Чукотке и Аляске - даже в XIX в.).

Полюдье имело широкое распространение также в догосударственных социально-политических системах Евразии и Африки (вождествах) . Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf ). Аналог русского полюдья - древненорвежская вейцла (veizla), буквально - «пир», «угощение», позже трансформировавшаяся в феодальную повинность.

Напишите отзыв о статье "Полюдье"

Примечания

Литература

  • Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. - М .: Алгоритм, 2012. - 400 с. - ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. - 1263 г.. - Москва: АСТ, 2005. - 190 с. - ISBN 5-17-028246-X .
  • Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. - М., РОССПЭН , 2009. - 791 с.

Ссылки

  • Рыбаков Б. А.

Отрывок, характеризующий Полюдье

– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.

Объ-езд князь-я-ми под-чи-нён-ной тер-ри-то-рии со взи-ма-ни-ем различных по-бо-ров с на-се-ле-ния; в XII - начале XVI веков оп-ре-де-лён-ный на-лог с на-се-ле-ния в русских зем-лях и кня-же-ст-вах, Русском государстве.

О полюдье со-об-ща-ет-ся в рас-ска-зах арабских гео-гра-фов X-XI веков, ис-поль-зо-вавших ин-фор-ма-цию, вос-хо-див-шую ко 2-й половине IX века. Под-роб-но полюдье опи-са-но в главе 9 трак-та-та «Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей» (середина X века) ви-зантийского императора Кон-стан-ти-на VII Баг-ря-но-род-но-го. Им-пе-ра-тор упот-реб-ля-ет славянский тер-мин в греческой транс-крип-ции (pol9udia), пе-ре-во-дит сло-во как «кру-же-ние». Со-глас-но его рас-ска-зу, суть полюдья со-стоя-ла в том, что «ар-хон-ты» (кня-зья) и «все ро-сы» (во-ен-но-дру-жин-ная вер-хуш-ка Древнерусского государства) объ-ез-жа-ли зем-ли под-чи-нён-ных Кие-ву восточно-славянских сою-зов пле-мён и «кор-ми-лись» (то есть, оче-вид-но, со-би-ра-ли и по-треб-ля-ли про-до-воль-ст-вие) там с но-яб-ря до ап-ре-ля. Фак-ти-че-ски о полюдье (хо-тя без упот-реб-ле-ния это-го тер-ми-на) го-во-рит-ся в ле-то-пис-ном рас-ска-зе о ги-бе-ли в зем-ле древ-лян ки-ев-ско-го князя Иго-ря (по ус-лов-ной хро-но-ло-гии «По-вес-ти вре-мен-ных лет» со-бы-тие от-не-се-но к 945 году, од-на-ко сам рас-сказ был на-пи-сан не ра-нее начала XI века). Из рас-ска-за сле-ду-ет, что в полюдье «дру-жи-на» со-би-ра-ла не толь-ко про-дук-ты для про-пи-та-ния, но и дань (на-лог по оп-ре-де-лён-ной став-ке) с под-чи-нён-но-го на-се-ле-ния. Упо-ми-на-ния полюдья в ис-точ-ни-ках XII века по-зво-ля-ют пред-по-ла-гать, что во вре-мя этих объ-ез-дов кня-зья ре-ша-ли так-же су-деб-ные, административные и хо-зяйственные во-про-сы.

Ве-ро-ят-но, уже в X веке и сбо-ры, и про-це-ду-ра их взи-ма-ния (мар-шру-ты объ-ез-да, мес-та ос-та-нов-ки и тому подобное) на-ча-ли рег-ла-мен-ти-ро-вать-ся, а кня-зья мог-ли пе-ре-да-вать пра-во на эти сбо-ры сво-им чи-нов-ни-кам и аген-там на мес-тах. Эта прак-ти-ка при-ве-ла к то-му, что полюдье пре-вра-ти-лось в на-лог. В та-ком зна-че-нии полюдье в ис-точ-ни-ках XII - начала XVI веков на-зы-ва-ет-ся так-же «дар» или «да-ров-ное». Этот на-лог вос-хо-дил к ис-кон-но-му пра-ву кня-зя на на-ту-раль-ные сбо-ры с на-се-ле-ния, но в XII-XVI века со-би-рал-ся не-ред-ко в ком-му-ти-ро-ван-ной фор-ме (ме-ха-ми или день-га-ми). Упо-ми-на-ния о полюдье име-ют-ся в ис-точ-ни-ках, от-ра-жаю-щих ис-то-рию прак-ти-че-ски всех русских зе-мель и кня-жеств, в том числе Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ки .

Близ-кие ана-ло-гии полюдья об-на-ру-жи-ва-ют-ся в со-сед-них ре-гио-нах: например, поль-ский стан (stan) и скандинавская вейц-ла (veizla). Рас-про-стра-не-ны так-же пред-став-ле-ния о полюдье как о все-мир-но-ис-то-рическом яв-ле-нии (Ю.М. Ко-би-ща-нов и другие).

Исторические ис-точники:

Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный. Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей: Текст, пе-ре-вод, ком-мен-та-рий. 2-е изд. М., 1991;

Пол-ное со-б-ра-ние рус-ских ле-то-пи-сей. М., 1997. Т. 1;

Древ-няя Русь в све-те за-ру-беж-ных ис-точ-ни-ков: Хре-сто-ма-тия. М., 2009. Т. 3: Вос-точ-ные ис-точ-ни-ки.

Загрузка...