Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Люди с ограниченными возможностями. Помощь людям с ограниченными возможностями

"Инвалид", "человек с ограниченными возможностями", "прикованный к коляске" - подобные выражения режут слух, но долгое время мне было неловко объяснять, почему так говорить не стоит. Но чем больше я общаюсь с людьми с инвалидностью, тем отчетливее понимаю - слова, которые мы произносим, и смысл, который в них вкладываем, не просто очень важны - они способны создавать стереотипы, или разрушать их. А это формирует самоощущение человека, с которым мы общаемся. Отношение к инвалидности меняется, и некоторые слова, которые когда-то были нормой, сейчас считаются некорректными. И я очень хорошо понимаю своих друзей без инвалидности, которые искренне хотят быть открытыми и вежливыми, и толерантными, но ломают голову над тем, «как бы это сказать поаккуратней». Думаю, что «погруженность в тему» позволяет мне привести здесь что-то вроде рекомендаций - и я очень надеюсь, что они будут полезны.

Слова и выражения, которые ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ, общаясь с людьми с инвалидностью:

  • Человек с инвалидностью
  • Человек с ограниченными возможностями здоровья
  • Незрячий (слабовидящий), неслышащий (слабослышащий), с инвалидностью по зрению (слуха)
  • Человек (ребенок) с синдромом Дауна
  • Человек (ребенок) с ДЦП
  • Человек, использующий инвалидную коляску
  • Человек с ментальной инвалидностью, ребенок с особенностями (психического, эмоционального) развития

Сравните: человек без инвалидности

НЕКОРРЕКТНО ЗВУЧИТ:

  • Инвалид
  • Человек с ограниченными возможностями
  • Больной; с проблемами здоровья
  • Жертва болезни или несчастного случая, страдающий заболеванием, прикованный к коляске
  • Парализованный, глухой или слепой
  • Даун, слабоумный, отстающий в развитии, умственно неполноценный
  • Страдающий ДЦП, дэцэпэшник

ПОЧЕМУ?

При общении с любым человеком мы определяем его через личные, а не физиологические качества. Это как с социальными ролями - когда один и тот же человек одновременно может быть мамой, милиционером, собачником, управдомом и коллекционером кактусов. Все эти роли связаны с личностью человека, его увлечениями, склонностями и способностями.
Но если мы начнем определять человека через его физическое состояние или, тем более, болезнь, мы автоматически отказываем ему в проявлении этих личных качеств, склонностей и способностей.
Так, называя человека «инвалидом», мы даем ему определение, которое переводится, как «неспособный».
«Инвалидность» же - это не определение, а описание физиологического состояния, в котором человек находится в данный момент. И говоря «человек с инвалидностью», мы ставим на первое место слово «человек», подразумевая, что тот, о ком идет речь, может играть много других социальных ролей, и его жизнь не ограничивается этой самой инвалидностью. Важно также, что говоря так, мы не исключаем, что это временное состояние.
По той же причине некорректно использовать определения человека через болезнь - «даун», «слепой», «парализованный».
Отдельно хочется сказать о наболевшем - «человек с ограниченными возможностями» . Вдумайтесь. Правильно ли допустить, что, называя кого-либо таким образом, мы подразумеваем, что есть еще и «люди с неограниченными возможностями»?
Есть термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с ОВЗ». Это скорее медицинский термин, но благодаря конкретизации он все же более уместен.

ПРО ТЯЖЕЛОВЕСНОСТЬ
Я понимаю, что все корректные слова и выражения, которые я привела здесь - более тяжеловесны, чем их некорректные аналоги. Действительно, проще произнести «инвалид», чем «человек с инвалидностью».
Но на самом деле все эти неудобные дополнительные предлоги - это такие мостики, которые незаметно переводят нас от чувства жалости, сострадания или негатива - к уважению и нормальному человеческому общению.
В качестве примера приведу чудесный диалог. Как-то раз мы с детьми гуляли на детской площадке, и к Алёшке подошел мальчик. Он внимательно рассмотрел коляску, а потом спросил (у меня): «Он что, инвалид?» Я немного растерялась, и ответила: «Ээээ… Нуу.. Ну, он на коляске». Мальчик выдохнул: «Ой, ну слава Богу, а то я уж подумал, что он инвалид..» Ну, и пошли ребята играть…

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, СОСТАВЛЕННЫХ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН

(из пособия «Культура общения с людьми с инвалидностью — язык и этикет» РООИ «Перспектива», С.А. Прушинский)

1.Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью , обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, — все Ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.

2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью , вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком , который плохо или совсем не видит , обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

4. Если Вы предлагаете помощь , ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.

5.Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.

6.Опираться или повиснуть на чей‑то инвалидной коляске — это тоже самое , что опираться или повиснуть на ее обладателе . Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека , который ее использует .

7.Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении , слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

8.Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями , расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9.Чтобы привлечь внимание человека , который плохо слышит , помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что‑либо в руки незрячему , ни в коем сл учае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».

Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

Выбирая слова, просто задумайтесь и примерьте их на себя - и многое прояснится само собой. И в конце концов, наши слова - это привычка, а хорошие привычки многое меняют к лучшему.

Марина Потанина

Президент фонда "Детям о детях" и мама

Язык влияет на поведение и отношение к другим. Слова из повседневной речи могут обижать, вешать ярлыки и дискриминировать. Это особенно важно, когда речь идет об определенных сообществах: людях с инвалидностью, детях без опеки родителей или людях с ВИЧ.

Материал написан в партнерстве с Коалицией за равенство, которая борется с дискриминацией и продвигает соблюдение прав человека в Кыргызстане.

Как стоит обращаться к людям с инвалидностью?

Именно это выражение - «люди с инвалидностью» - самое нейтральное и приемлемое. Если сомневаетесь в корректности ваших слов - спросите, как лучше обратиться. Например, слово «инвалид» допустимо в использовании, но обижает некоторых людей.

Пользователи коляски считают, что такие слова, как «колясочник» и «спинальник» корректны, а самое распространенное словосочетание «люди с ограниченными возможностями здоровья» использовать нежелательно.

Это обусловлено тем, что человека с инвалидностью часто ограничивает именно инфраструктура, а не его особенности.

«Человек с ограниченными возможностями здоровья - это не совсем правильно, ведь мы говорим о том, что инвалидность не всегда связана только с физическим здоровьем», - говорит гражданская активистка Укей Мураталиева.

Такого же мнения придерживается активист Аскар Турдугулов. Он считает, что некоторым людям могут не понравиться даже такие нейтральные слова, как «инвалид» или «человек с инвалидностью».

«Человек, в особенности получивший инвалидность при жизни, а не от рождения, всё равно внутри себя остаётся прежним. Поэтому он не любит лишний раз слышать слово “инвалид” в свой адрес. Много наблюдал такого в окружении», - говорит Турдугулов.

Дарья Удалова / сайт

Активисты отмечают, что не лишним будет уточнить и гендер человека. Например, женщина с инвалидностью или мальчик с инвалидностью.

Распространенная ошибка - говорить с позиции жалости и использовать такие слова, как «жертва». Человек с инвалидностью не нуждается в жалости и часто не одобряет такого отношения к себе.

Другой грубый промах - это говорить о людях, не имеющих инвалидности, как о «нормальных». Само понятие «нормальности» у людей разное, и не существует единой нормы для всех.

Правильно

Человек с инвалидностью

Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью

Пользователь коляски; Человек на коляске

Неправильно

Человек с ограниченными возможностями

Прикованный к коляске;
Жертва инвалидности

Нормальные люди; Обычные люди

Спорно

Колясочник; спинальник

Как правильно называть людей с различными особенностями?

Здесь действует правило, которое в английском языке называют «People first language». Идея в том, что сначала вы говорите о самом человеке, и только потом о его особенностях. Например, девушка с синдромом Дауна.

Но лучше всего познакомиться с человеком и обратиться по имени.

Распространенные слова «даун», «аутист» и «эпилептик» некорректны. Они акцентируют и ставят на первое место особенность, вместо самого человека. А еще такие слова воспринимаются как оскорбления.

Если в контексте разговора важно упомянуть такое отличие, лучше обойтись нейтральным выражением, например, «человек с эпилепсией». На тему слова «аутист» в мире до сих пор идут споры. Одни просят использовать выражение «человек с аутизмом», другие - термин «человек-аутист».

Первые считают, что сначала нужно выделить самого человека, ведь аутизм - это всего лишь особенность. Их оппоненты говорят, что аутизм во многом определяет их как личность.

Дарья Удалова / сайт

Неправильно говорить, что человек «болеет» или «страдает» аутизмом, синдромом Дауна или ДЦП, хотя вышеперечисленное есть в списке Международной классификации болезней.

Такие слова вызывают жалость и сочувствие к «страдающим», но это распространенная ошибка: люди с особенностями развития хотят равного отношения к себе.

Некоторые специалисты считают некорректным акцентировать внимание на заболевании.

«Нельзя говорить, что это недуг, и нельзя говорить - “люди, страдающие синдромом Дауна”. Потому что эти люди не страдают от такого состояния. Они рождаются с этим и не знают каково быть другими», - говорит Виктория Токтосунова, директор фонда «Луч добра».

«Нельзя говорить “даун” - по сути, это фамилия ученого, открывшего этот синдром, и вы называете человека чужой фамилией», - говорит она.

Правильно

Человек с синдромом Дауна

Женщина с аутизмом

Мужчина с эпилепсией

Люди с особенностями развития

Живет с эпилепсией / аутизмом

Живет с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна

Неправильно

Эпилептик

Больные, неполноценные

Страдает от эпилепсии / от аутизма

Мучается от болезни Дауна

Даунята, даунёнок

А как обращаться к людям с ВИЧ/СПИД?

Для начала разберёмся: ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, самая поздняя стадия ВИЧ.

Самая приемлемая формулировка - «люди, живущие с ВИЧ». Такое определение рекомендуется и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).

Дарья Удалова / сайт

По словам Чынары Бакировой, директора ассоциации «АнтиСПИД», ВИЧ-инфицированный - это медицинский термин, указывающий на наличие вируса иммунодефицита.

При этом, Бакирова отметила, что лучший вариант - обращаться к человеку просто по имени.

«Если говорить о снижении дискриминации, то лучше вообще не упоминать наличие вируса, не напоминать человеку и не акцентировать на этом внимание», - говорит она.

Правильно

Человек с ВИЧ-позитивным статусом

Люди, живущие с ВИЧ

Обратиться по имени

Неправильно

Больные ВИЧ;

Зараженные СПИДом

Вичовый / Спидозник

Спорно

ВИЧ-инфицированный

Как говорить о детях, у которых нет родителей?

В общении с детьми, главное - учитывать их мнение, считает представитель ассоциации по защите прав детей Мирлан Медетов. По его словам, не стоит акцентировать внимание на том, что ребенок лишился родителей.

«Если вы будете обращаться к ребенку и все время говорить “сирота” - это скорее не дискриминирует человека, а ненадлежащее отношение к нему. Такие слова могут обидеть и расстроить», - объясняет он.

Дарья Удалова / сайт

Лира Джураева, директор Общественного Фонда «SOS Детские Деревни Кыргызстана» рассказала, что термин «сироты» не используют в их организации. Этому есть свои причины - в момент, когда ребенок попадает к ним, он «перестаёт быть сиротой и обретает семью».

Джураева считает, что наиболее корректный вариант - «ребёнок, лишившийся родительской опеки», именно опеки, а не родителей. По ее словам, в Кыргызстане множество социальных сирот, у которых жив один из родителей, который не может позаботиться о своем ребенке. Причины этому разные - финансовые проблемы, алкогольная/наркотическая зависимость, социальная незрелость.

Джураева пояснила, что слово «сирота» имеет негативный оттенок и порождает стереотипы, которые сегодня очень сильны.

С ней согласна и Назгуль Турдубекова, руководитель фонда «Лига защитников прав ребёнка», который 10 лет продвигает права и свободы детей.

«Если в разговорной речи, напрямую или мимоходом, сказать слово “сирота” - это неэтично в отношении ребенка. Но такая терминология используется в госорганах. Например, в Нацстаткоме, в статистике так и пишут - “условное количество процентов детей-сирот”», - говорит она.

Турдубекова считает, что если журналист ссылается на Нацстатком, то допустимо использовать слово «сирота». Но лучшее обращение к такому ребёнку - просто по имени, без акцента на то, что он остался без родителей.

«Если мы посмотрим на историю русского государства, а потом и советского, то ценность человека стояла на самом последнем месте, а это соответственно отражается и на языке», - считает профессор.

Дарья Удалова / сайт

Другой филолог Мамед Тагаев добавил, что в русском языке существуют циклы, в течение которых смысл слова может меняться. Профессор считает, что даже такое слово, как «калека», изначально было нейтральным, а с течением времени стало оскорбительным. Тогда на замену ему пришло иностранное слово «инвалид».

«Но и слово “инвалид” с течением времени в сознании людей начинает вбирать тот же уничижительно-оскорбительный смысл», - рассказывает Тагаев.

Активистка Сыйнат Султаналиева считает, тема политкорректного обращения стала активно подниматься только в недавнее время. По ее мнению, в этом помогает культурный обмен.

«Я бы посчитала это следствием все большей открытости граждан нашей страны глобальным процессам через программы обучения, стажировки, знакомства и дружбу с людьми из других стран. Мы учимся по-другому смотреть на вопросы, которые раньше казались непоколебимыми», - говорит Султаналиева.

На мобильность и способность к движению может влиять множество причин и условий. Наиболее распространена неспособность эффективно пользоваться ногами, руками или туловищем в силу паралича, окостенения тела, боли и других нарушений. Это может быть результатом пороков развития, болезни, возраста или несчастных случаев. Такие ограничения здоровья могут изменяться изо дня в день и могут породить другие ограничения возможностей, такие как проблемы с речью, потеря памяти, карликовость и потеря слуха.

Людям с нарушениями мобильности и движения может быть сложно участвовать в жизни общества в силу социальных и физических проблем. Довольно часто встречаются мужественные и независимые люди, испытывающие желание делать все, на что они способны. Некоторые из них в полной мере независимы, другим требуется нерегулярная или постоянная помощь.

Чем можно помочь

  • Свои отношения стройте на принятии и равноправии, не сосредотачиваясь на ограничениях возможностей человека.
  • Получите больше сведений об ограничении возможностей и о том, чем вы можете помочь. Ближе познакомьтесь с самим человеком и/или лицом, помогающим ему.
  • Проявляйте сострадание, чуткость и искренность, уважая пожелания человека. Поддерживайте равновесие, помогая человеку и позволяя ему расти, заботясь о самом себе.
  • Перед началом церковных собраний и мероприятий подготовьте всё необходимое для людей с ограничениями физических возможностей. Это может включать в себя пологие спуски для инвалидного кресла, подбор места, доступ ко всему необходимому (включая кафедру для выступающих) и аудио- и видеооборудование. Оборудование должно быть доступно для людей, использующих инвалидные кресла, костыли, протезы и т. п. либо собак-поводырей.
  • Для людей с различными физическими потребностями должна быть доступна как минимум одна специальная уборная.
  • При беседе присядьте или опуститесь на колени, чтобы вам обоим было удобно.
  • Приглашайте людей с ограничениями физических возможностей участвовать в событиях и служить. Предлагайте им возможности вносить духовный вклад.
  • Ничего страшного, если вы спросите, желает ли человек вашей помощи, но не начинайте помогать без разрешения. Не упускайте из виду вопросы безопасности и ответственности.
  • Говорите с людьми, имеющими ограничения физических возможностей, точно так же, как вы говорите с окружающими. Ограничения физических возможностей еще не означают, что у человека есть проблемы с интеллектом или слухом.
  • В разных ситуациях помогайте людям не терять чувство собственного достоинства. Избегайте таких ситуаций, при которых человек с ограничением физических возможностей может испытать смущение или страх.
  • Помните, что всем детям Бога важно участвовать в занятии. Люди с ограничениями физических возможностей могут вносить свой вклад так же, как все остальные.

Если у вас опускаются руки и нет сил покорять очередную вершину, вспомните об исторических личностях и современниках с физическими недостатками, прославившихся на весь мир. Назвать их инвалидами просто язык не поворачивается. Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, показывают всем нам пример мужества, стойкости, героизма и целеустремлённости.

Всемирно известные личности

Удивляют и вдохновляют многочисленные истории людей с ограниченными возможностями. Добившиеся успеха личности часто известны всему миру: о них пишут книги, снимают фильмы. Не является исключением и немецкий музыкант и композитор, представитель венской школы - Людвиг ван Бетховен. Уже будучи известным, он начал терять слух. В 1802 году мужчина полностью оглох. Несмотря на трагические обстоятельства, именно с этого периода времени Бетховен начинает творить шедевры. Получив инвалидность, он написал большинство своих сонат, а также «Героическую симфонию», «Торжественную мессу», оперу «Фиделио» и вокальный цикл «К далёкой возлюбленной».

Болгарская ясновидящая Ванга - ещё одна историческая личность, заслуживающая уважения и восхищения. В 12-летнем возрасте девочка попала в песчаный ураган и ослепла. Одновременно внутри неё открылся так называемый третий глаз - всевидящее око. Она начала заглядывать в будущее, предсказывая судьбы людей. Ванга привлекла внимание к своей деятельности во время Второй мировой войны. Тогда по деревням пошёл слух о том, что она способна определить, погиб или нет воин на поле боя, где находится пропавший без вести и есть ли надежда его найти.

Люди во время Второй мировой войны

Помимо Ванги, во времена немецкой оккупации были и другие люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха. В России и за её пределами всем известен храбрый лётчик Алексей Петрович Маресьев. Во время сражения его самолет был сбит, а сам он - серьезно ранен. Долгое время добирался до своих, из-за развившеся гангрены потерял ноги, но, несмотря на это, сумел убедить медкомиссию, что способен летать даже с протезами. Храбрый пилот сбил ещё много вражеских суден, постоянно брал участие в боевых сражениях и домой вернулся героем. После войны он постоянно ездил по городам СССР и всюду отстаивал права инвалидов. Его биография легла в основу «Повести о настоящем человеке».

Ещё одна ключевая фигура Второй мировой войны - Франклин Делано Рузвельт. Тридцать второй президент США тоже был инвалидом. Задолго до этого он заболел полиомиелитом и остался парализованным. Лечение не дало позитивных результатов. Но Рузвельт не унывал: он активно работал и добился потрясающих успехов в политике и на дипломатическом поприще. С его именем связаны важные страницы мировой истории: участие США в антигитлеровской коалиции и нормализация отношений американской страны с Советским Союзом.

Русские герои

В список прославленных личностей входят и другие люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Из России в первую очередь нам известен Михаил Суворов - писатель и педагог, живший во второй половине XX века. Когда ему было 13 лет, он потерял зрение от взрыва снаряда. Это не помешало ему стать автором шестнадцати сборников стихов, многие из которых получили широкое признание и были положены на музыку. Суворов также преподавал в школе для слепых. Перед смертью ему присвоили звание Заслуженного учителя РФ.

А вот Валерий Андреевич Фефёлов работал на другой ниве. Он не только боролся за права инвалидов, но и был активным участником в Советском Союзе. До этого работал электромонтёром: упал с высоты и сломал позвоночник, оставаясь до конца жизни прикованным к креслу-коляске. Именно на этом нехитром приспособлении он путешествовал просторами огромной страны, зазывая людей по возможности помогать созданной им организации - Всесоюзному обществу инвалидов. Деятельность диссидента власти СССР сочли антисоветской и вместе с семьёй его изгнали из страны. Беженцы получили политическое убежище в немецком ФРГ.

Известные музыканты

Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха своими творческими способностями, у всех на слуху. Во-первых, это слепой музыкант Рэй Чарльз, проживший 74 года и умерший в 2004-м. Этого человека можно по праву назвать легендой: он является автором 70 студийных альбомов, записанных в стиле джаза и блюза. Ослеп в семилетнем возрасте из-за внезапно развитой глаукомы. Болезнь не стала преградой для его музыкальных способностей. Рэй Чарльз получил 12 наград Grammy, его отметили в многочисленных залах ставы. Сам Фрэнк Синатра называл Чарльза «гением шоу-бизнеса», а известный журнал Rolling Stone вписал его имя в десятку своего «Списка Бессмертных».

Во-вторых, мир знает ещё одного слепого музыканта. Это - Стиви Уандер. Творческая личность оказала колоссальное влияние на развитие вокального искусства в XX веке. Он стал основоположником стиля R’n’B и классического соула. Стив ослеп сразу после рождения. Несмотря на физический недостаток, он занимает второе место среди исполнителей эстрады по количеству полученных статуэток Grammy. Этой награды музыкант был удостоен 25 раз - не только за успехи в карьере, но и за жизненные достижения.

Популярные спортсмены

Особого уважения заслуживают люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в спорте. Их очень много, но в первую очередь хочется отметить Эрика Вайхенмайера, который, будучи слепым, первым в мире забрался на вершину грозного и могучего Эвереста. Скалолаз стал незрячим ещё в 13-летнем возрасте, однако сумел закончить обучение, получить профессию и спортивный разряд. По приключениям Эрика во время его известного покорения горы сняли игровой фильм под названием «Коснуться вершины мира». Кстати, Эверест - не единое достижение мужчины. Он сумел залезть на семь самых опасных пиков в мире, среди которых Эльбрус и Килиманджаро.

Ещё одна всемирно известная личность - Оскар Писториус. Став инвалидом практически с первых дней своей жизни, в будущем он сумел перевернуть представление о современном спорте. Мужчина, не имея ног ниже колена, на равных правах состязался со здоровыми атлетами-бегунами, причём достиг огромных успехов и многочисленных побед. Оскар является символом людей с ограниченными возможностями и примером того, что инвалидность - не помеха для нормальной жизни, в том числе и для занятий спортом. Писториус - активный участник программы поддержки граждан с физическими недостатками и главный пропагандист активного спорта среди этой категории людей.

Сильные женщины

Не забывайте, что люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в своей карьере, не являются исключительно представителями сильного пола. Среди них очень много женщин - например, Эстер Вергер. Наша современница - голландская теннисистка - считается самой великой в этом виде спорта. В 9 лет из-за неудачной операции на спинном мозге у неё но она села на коляску и сумела перевернуть теннис с ног на голову. В наше время женщина - победительница «Большого шлема» и других турниров, четырехкратная олимпийская чемпионка, семь раз она становилась лидером на мировых соревнованиях. С 2003 года она не потерпела ни одного поражения, став победительницей 240 сетов подряд.

Элен Адамс Келлер - ещё одно имя, которым можно гордиться. Женщина была незрячей и глухонемой, но, овладев знаковыми функциями, освоив правильные движения гортани и губ, она поступила в высшее учебное заведение и закончила его с отличием. Американка стала знаменитой писательницей, которая на страницах своих книг рассказывала о себе и таких, как она. Её история легла в основу пьесы Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо».

Актрисы и танцовщицы

У всех на виду люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Фото самых красивых женщин часто любят печать таблоиды: среди таких талантливых и прекрасных дам стоит отметить В 1914 году французской актрисе ампутировали ногу, но она продолжала выходить на сцену театра. Последний раз благодарные зрители увидели её на подмостках в 1922 году: в 80-летнем возрасте она сыграла роль в пьесе «Дама с камелиями». Многие выдающиеся деятели искусства называли Сару образцом совершенства, мужества и

Другая известная женщина, покорившая публику своей жаждой жизни и творчества, - Лина По, балерина и танцовщица. Её настоящее имя - Полина Горенштейн. В 1934 году, после перенесённого энцефалита, она осталась слепой и частично парализованной. Выступать Лина больше не могла, но она не пала духом - женщина научилась лепить. Её приняли в Союз советских художников, работы женщины постоянно экспонировались на самых знаменитых выставках страны. Главное собрание её скульптур теперь находится в музее Всероссийского общества слепых.

Писатели

Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, жили не только в наше время. Среди них много исторических личностей - например, писатель Мигель Сервантес, живший и творивший ещё в XVII веке. Автор знаменитого на весь мир романа про приключения Дон Кихота не только проводил время за сочинением сюжетов, он также состоял на военной службе во флоте. В 1571 году взяв участие в битве при Лепанто, был серьёзно ранен - потерял руку. Впоследствии Сервантес любил повторять, что инвалидность стала мощным толчком для дальнейшего развития и совершенствования его таланта.

Джон Пулитцер - ещё одна личность, прославившаяся на весь мир. Мужчина ослеп в 40 лет, но после трагедии стал работать ещё больше. В современном мире он известен нам как успешный писатель, журналист, издатель. Его называют родоначальником «жёлтой прессы». После своей смерти Джон завещал заработанные им 2 миллиона долларов Большая часть из этой суммы пошла на открытие Высшей школы журналистики. На остальные деньги основали премию для корреспондентов, которую вручают с 1917 года.

Учёные

Среди этой категории также есть люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в жизни. Чего только стоит известный английский физик Стивен Уильям Хокинг - автор теории о первичных чёрных дырах. Учёный болеет амиотрофическим склерозом, который вначале лишил его возможности двигаться, а затем и говорить. Несмотря на это, Хокинг активно работает: он управляет инвалидным креслом и специальным компьютером при помощи пальцев правой руки - единственной подвижной части своего тела. Сейчас он занимает высокую должность, которая три столетия назад принадлежала Исааку Ньютону: он профессор математики в Кембриджском университете.

Стоит отметить и Луи Брайля - французского тифлопедагога. Будучи маленьким мальчиком, он поранил глаза ножом, после чего навсегда утратил возможность видеть. Чтоб помочь себе и другим незрячим людям, он создал специальный рельефно-точечный шрифт для слепых. Им пользуются и в наши дни во всём мире. На основе тех же принципов учёный придумал и специальные ноты для слепых, что дало возможность незрячим людям заниматься музыкой.

Выводы

Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в наше время и в прошлые века, могут стать примером для каждого из нас. Их жизнь, труд, деятельность - огромный подвиг. Согласитесь, как иногда тяжело преступить преграды на пути к мечте. А теперь представьте, что у них эти барьеры более обширные, глубокие и непреодолимые. Несмотря на трудности, они сумели взять себя в руки, собрать волю в кулак и приступить к активным действиям.

Перечислить всех достойных личностей в одной статье просто нереально. Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, составляют целую армию граждан: каждый из них демонстрирует своё мужество и силу. Среди них известный художник Крис Браун, имеющий всего лишь одну конечность, писательница Анна Макдональд с диагнозом «интеллектуальная неполноценность», а также телеведущая Джерри Джевелл, поэт Крис Нолан и сценарист Крис Фончека (все трое больны детским церебральным параличом) и так далее. Что уже говорить о множестве спортсменов без ног и рук, принимающих активное участие в соревнованиях. Истории этих людей должны стать для каждого из нас эталоном, символом храбрости и целеустремлённости. И когда опускаются руки и кажется, что весь мир против вас, вспомните об этих героях и двигайтесь дальше к своей мечте.

Студенты и сотрудники Университета ИТМО в составе российской делегации приняли участие в Японо-российском молодежном обмене опытом работы с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями (ОВЗ). Поездку в Токио организовал японо-российский центр молодежных обменов при поддержке Японского консульства в Санкт-Петербурге в рамках года сотрудничества между Японией и Россией. В рамках мероприятия участники проходили тренинги, посещали реабилитационные центры, центры обслуживания инвалидов, музеи, общественный транспорт и даже жилые дома людей с ОВЗ, чтобы понять, как именно формируется для них доступная среда в Токио. Начальник Управления по развитию студенческих инициатив Университета ИТМО Андрей Зленко и выпускница программы «Ты нужен людям!» Наталья Старцева рассказали ITMO.NEWS о развивающихся в Японии технологиях, связанных со средой для людей-инвалидов, о восприятии людей с ОВЗ и о главных отличиях волонтерской деятельности в России и Японии.

Поездки на общественном транспорте

Наталья Старцева : Люди-инвалиды в Японии больше воспринимаются как люди с дополнительными потребностями, а не с ограниченными возможностями. Если я не могу сама постричь себе волосы - я обращаюсь за помощью к парикмахеру. Так же поступают и инвалиды в Японии - на каждую их потребность находится решение. Например, весь общественный транспорт в Японии - доступная среда для инвалидов. В автобусах существуют откидные пандусы, а в автомобилях такси двери открываются автоматически, причем это удобно не только для людей с ОВЗ, но и для всех граждан.

Андрей Зленко : На достигнутом японцы не останавливаются, продолжая развивать доступную среду. Например, сегодня откидные пандусы в японском транспорте пока что ручные, но ведутся разработки по установке автоматических пандусов, которые смогут завозить людей самостоятельно. Также в такси сегодня используются специальные погрузки, которые облегчают колясочникам посадку в автомобиль, однако известная японская автомобилестроительная компания Toyota считает этот метод не очень удобным, поэтому сейчас разрабатывает такси с выездным пандусом, который позволит коляске заезжать внутрь автомобиля, чтобы человеку не приходилось вставать на время поездки с коляски. Все эти разработки японцы готовят к Летним паралимпийским играм в 2020 году.


Закон о безбарьерной среде для людей с ограниченными возможностями

Наталья Старцева : В Японии существует закон, который обязывает организации создавать доступную среду для инвалидов и иметь в рабочем штате представителей этой категории населения. Для тех, кто не соблюдает это правило, предусмотрены высокие штрафы. Компания обязана взять работника-инвалида, обучить его и официально трудоустроить. Существует специальная организация, которая следит за тем, как исполняется закон в области трудоустройства инвалидов.

Андрей Зленко : Также на законодательном уровне определена государственная финансовая поддержка любой активности, нацеленной на помощь инвалидам. Например, к каждому инвалиду-колясочнику приставлен социальный помощник, труд которого оплачивается из средств государства. Второй пример: любой инвалид-колясочник при нехватке собственных средств на покупку инвалидной коляски, управляемой с пульта, может попросить государство о финансовой помощи, причем неважно, сколько собственных средств он может вложить в покупку - 300 долларов или 600. К слову, стоимость такой коляски составляет порядка 15-20 тысяч долларов.


Наталья Старцева : Политика активной помощи людям с ограниченными возможностями проводится в Японии с 70-х годов XX века, однако в последние 20 лет формирование доступной среды получило наибольшее развитие. За это время произошли существенные изменения: полностью была создана доступная среда в общественном транспорте, на улицах города и в домах, законодательная база приобрела новый вид, учитывающий потребности людей-инвалидов. Кроме того, в Японии большая статья расходов государственного бюджета направлена именно на здравоохранение.

Жилое помещение лиц с ограниченными возможностями

Наталья Старцева : Мы ездили в гости к девушке-колясочнице, нам показывали, как ее дом обеспечен базовыми механизмами, упрощающими быт. В Японии запущена муниципальная программа оборудования домов, в которых проживают инвалиды, по их запросу. Например, в спальне мы увидели специальное крепление, которое управляется с пульта и позволяет поднять тело человека и переместить на кровать.

Disability Equality Training - кто такие инвалиды ?

Наталья Старцева : На одном из тренингов нам объясняли, кто такой инвалид. Сначала нам дали возможность описать свое представление этого человека, а после тренинга мы должны были сформировать его заново - отличие было колоссальным. На тренинге мы отвечали на наводящие вопросы, а затем нам показали видеоролик, главный герой которого - здоровый человек, живущий в мире инвалидов. На протяжение всего ролика он сталкивается с проблемами - на улице с ним общаются на непонятном для него языке жестов, в такси его не сажают, потому что все автомобили предназначены для людей с ОВЗ, на собеседовании ему отказывают в работе, ссылаясь на то, что работают только люди-инвалиды. Таким образом, нам дали понять, что инвалидность - не проблема человека, а проблема неприспособленности среды . Если среда не приспособлена для твоих потребностей, ты будешь чувствовать себя неполноценным.


Лекция о лицах с ограниченными возможностями в Японии

Андрей Зленко : Одну из лекций нам проводила незрячая девушка, в руках которой было специальное устройство для чтения, основанное на шрифте Брайля - с него девушка и считывала информацию. В Японии работают эксперты в области консультирования людей, которые совсем недавно получили степень инвалидности и испытывают психологические барьеры и высокий уровень стресса. Эти специалисты объясняют людям, что они такие же, как и другие члены общества, помогают им адаптироваться к условиям в новом состоянии. Девушка-лектор как раз является таким специалистом - она работает с инвалидами, оказывая им психологическую поддержку.

Реабилитация инвалидов и спорт

Наталья Старцева : Мы посетили реабилитационный центр для инвалидов, значительная часть деятельности которого направлена на спорт для такой категории граждан. Это действительно потрясающее место, которое предлагает много возможностей. Например, мы познакомились с баскетболом для инвалидов-колясочников, в котором кольцо расположено ниже обычного, с настольным теннисом для людей, лишенных зрения, удалось даже поиграть. Говоря о видах спорта для незрячих, надо понимать, что они ориентированы на слух. Вскоре кураторы центра хотят освоить батутный спорт для людей с ОВЗ.


Андрей Зленко : Самое интересное - голбол. Это спортивная игра (официальная дисциплина Паралимпийских игр), в которой команда из трёх человек должна забросить мяч со встроенным колокольчиком в ворота соперника. Голбол был создан после Второй мировой войны с целью помочь реабилитации ветеранов войны - инвалидов по зрению. К слову, Россия до недавнего времени была чемпионом мира в этом виде спорта, затем первенство одержала сборная Японии. В этой игре также нужно ориентироваться на слух. Поле размечено полосками, на ощупь можно определить, в какой части поля ты находишься, а, чтобы передать пас игроку, нужно назвать его имя вслух. Игру в голбол можно использовать для тимбилдинга, так как во время игры на высоком уровне необходимо ощущать партнера. Важны сыгранность и договоренность - именно это помогло нам с Наташей забить гол команде-противнику и победить.

Наталья Старцева : Радует, что в этот центр государство вкладывает средства, так как он включает в себя множество важных подразделений. Например, там же есть свой колледж по обучению персонала для работы с инвалидами, научно-исследовательский центр, который при необходимости изучает проблему конкретного инвалида с целью оказать оперативную реабилитацию с помощью новых технических средств.


Восприятие людей-инвалидов

Андрей Зленко : Надо понимать, что доступная среда - это не только техническое оснащение. Это значит, что все члены общества приспособлены к жизни, все понимают ситуацию и принимают ее. Существуют некоторые отличия в восприятии нами людей с ОВЗ и японцами. Мы привыкли, что обычно, когда кто-то видит человека-инвалида, он испытывает различные эмоции - жалость, шок, стресс и многое другое. Через эти эмоции необходимо пройти и выработать адекватное отношение к таким людям, основанное на равенстве. В Японии это понимание есть. Мы попали в центр трудоустройства для инвалидов, где находились люди с очень тяжелыми формами инвалидности, например, с полной атрофией мышц и различными видами нарушений ментальности. Не могу сказать, что всем участникам нашей делегации было легко видеть таких людей - мы не подготовлены. При этом все они работают - в основном создают различный хенд-мейд, который можно приобрести, и который активно продается. То, что население охотно идет на взаимодействие с людьми с ОВЗ, - отдельная особенность Японии.

Волонтерство для людей с ограниченными возможностями

Наталья Старцева : В рамках программы была предусмотрена встреча, на которой мы рассказали о том, как развивается волонтерская деятельность в отношении аудитории инвалидов в Санкт-Петербурге. Мы рассказали про три проекта, которые получили развитие.


Андрей Зленко : Мы общались с представителями организаций, при которых есть волонтеры - например, с представителями японского Красного креста. Коллег удивило, что такой работой у нас занимаются студенты. В Японии студенты не так сильно вовлечены в волонтерскую и проектную деятельность в целом, и в этом одно из главных отличий Японии и России. Зарубежные коллеги удивились, что российские студенты подходят к волонтерской деятельности как к внеучебной активности, а не дисциплине в рамках образовательной программы и могут получить грантовую поддержку. Другое отличие волонтерства в наших странах: заказчики волонтерских услуг в России всегда обеспечивают добровольцев минимальным набором условий - питанием и проездом. Волонтер в Японии должен самостоятельно обеспечить свою деятельность. Однако надо заметить, что отличаются и направления волонтерства. В Японии больше развиты технологии устранения последствий стихийных бедствий, уборка улиц, у нас такого практически нет. При этом у них не развито событийное волонтерство и обслуживание мероприятий так, как у нас. Сейчас они готовятся к Паралимпийским играм в 2020 году и переживают, так как традиции событийного волонтерства попросту нет. Те же волонтеры, которые являются социальными помощниками и помогают инвалидам, получают за свою работу деньги. Для такой работы в Японии волонтеров не привлекают - у нас же любой центр старается привлечь волонтеров для работы на безвозмездной основе с обещанием выдать благодарность для портфолио.


Токийский центр региональной поддержки информационной технологии для людей с ограниченными возможностями

Наталья Старцева : В этом центре нам показали множество гениальных устройств, предназначенных для людей с ОВЗ. Здесь нам объяснили, что уже разработано и какие проекты находятся в разработке. Именно здесь мы познакомились с устройством для незрячих, основанном на шрифте Брайля, и возможностью введения текста с помощью взгляда (для этого камера калибруется под глаза человека, и он, смотря на монитор и задерживая взгляд на буквах, может вводить слова и предложения). Одна из топовых разработок - умные шумопоглощающие наушники. Режим шумопоглощения позволяет человеку, надевшему наушники, среди потока ненужного шума отчетливо услышать того, кто к нему обращается. Наушники анализируют амплитуду звуковой волны, направленную на человека, и отфильтровывают остальные шумы. Во время поездки мы ознакомились с разработками экзоскелетов. Сейчас у японских разработчиков есть цель - создать такие экзоскелеты, которые позволят людям без ног и рук быть полностью обеспеченными протезами. Также мы увидели, как один из сотрудников центра - лежачий инвалид - с помощью перемещающегося по центру сигвея и прикрепленного к нему планшета может работать, не находясь в здании.

Андрей Зленко : В этот центр люди с ОВЗ приходят за техническими средствами реабилитации (ТСР). Если в наличие есть необходимые, они могут их приобрести по доступной стоимости. Если же нужных приспособлений нет, сотрудники центра отправляются в исследовательский блок с целью оперативно придумать и реализовать решение проблемы. Все девайсы для инвалидов разрабатывает специализированный центр в Токио.

Загрузка...