Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Что произошло в 988 году на руси. Крещение руси князем владимиром как феномен древнерусской истории

Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году).

Христианизация народов Российской империи была длительным и тяжёлым процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков.

Термин и понятие

Выражение «Крещение Руси» есть в «Повести временных лет»:


В российской историографии Нового времени термин впервые употреблён В. Н. Татищевым («крещение славян и Руси») и Н. М. Карамзиным («крещение России»). Наряду с ним в литературе также с равным основанием используются термины «Просвещение Руси», «введение христианства», «реформа Владимира» и др.

Предыстория

Ряд авторов считает вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду. В византийских источниках описывается момент крещения руссов в период 842-867 гг, по другим источникам во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).

"Когда этот епископ прибыл в столицу руссов, — повествуют, наконец, третьи, — царь руссов поспешил собрать вече. Тут присутствовало великое множество простого народа, а председательствовал сам царь со своими вельможами и сенаторами, которые по долгой привычке к язычеству более других были к нему привержены. Начали рассуждать о вере своей и христианской; пригласили архипастыря и спросили его, чему он намерен учить их. Епископ разверз Евангелие и стал благовествовать пред ними о Спасителе и Его чудесах, упоминая вместе о многоразличных знамениях, совершенных Богом в Ветхом Завете. Руссы, слушая благовестника, сказали ему: "Если и мы не увидим чего-либо подобного, особенно подобного тому, что, по словам твоим, случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить". Не поколебался служитель Божий, но, вспомнивши слова Христовы: Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 14, 14); веруяй в Мя, дела, яже Аэ творю, и той сотворит (Ин. 14, 12) , разумеется, в том случае, когда это просится не для тщеславия, а для спасения душ, смело отвечал язычникам: "Хотя и не должно искушать Господа, однако, если вы искренно решились обратиться к Нему, просите, чего желаете, и Он все исполнит по вашей вере, как мы ни ничтожны пред Его величием". Они просили, чтобы повергнута была в огонь, нарочито разведенный, самая книга Евангелия, давая обет непременно обратиться к христианскому Богу, если она останется в огне невредимою. Тогда епископ, возведши очи и руки свои горе, воззвал велегласно: "Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Прослави и ныне святое имя Твое пред очию сего народа", — и вверг священную книгу Завета в пылающий костер. Прошло несколько часов, огонь потребил весь материал, и на пепелище оказалось Евангелие совершенно целое и неповрежденное; сохранились даже ленты, которыми оно было застегнуто. Видя это, варвары, пораженные величием чуда, немедленно начали креститься".

В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.

Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира, княгиня Ольга († 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать, что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника.

Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и христианство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.

Крещение князя Владимира и киевлян

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет , князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:

Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет». В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.

Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: «<…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумъти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бъ всегда о благовърьнии земли Гречьскъ, христолюбиви же и сильнъ върою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дъются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовърьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови пръстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгоръ духомъ, яко быти ему христиану и земли его».

Учреждение церковной организации в Киеве

В XX веке была выдвинута и поддержана некоторыми церковными историками (М. Д. Приселковым и А. Карташёвым) гипотеза о том, что при Владимире Киевская Церковь находилась в канонической зависимости от Охридской иерархии Болгарской Церкви, которая в то время якобы обладала автокефалией (что не соответствует общепринятым фактам), большинство исследователей не склонны её разделять.

В русских летописных источниках фигурирует несколько разных имён первого Киевского митрополита. В Русской Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать им греческого (или сирийского) митрополита Михаила (Сириянина), который в месяцеслове именуется «первым митрополитом Киевским». Митрополиту Михаилу приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам — основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского.

Крещение других русских земель

Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом), Переяславская епархия.

На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.

Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты.

В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий — св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073 (согласно прологу, в 993). Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией († 15 мая 1090), восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.

Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».

Последствия принятия христианства

Цивилизационное значение

Цивилизационное значение крещения Руси трудно переоценить. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет:

Эти два события [принятие христианства Русью и Литвой], сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера… Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно здесь.

Политические последствия

Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс ) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.

Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»[

Культурные последствия

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие). Разрушались культовые сооружения — идолы, капища.

Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»).

Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.

В церковной историографии (истории Церкви)

В месяцеслове Русской Церкви никогда не было и нет праздника (воспоминания) в честь событий 988—989 годов. Вплоть до начала XIX века в России не было истории Русской Церкви как научной отрасли или учебной дисциплины: первым систематическим трудом стала «Краткая Церковная Российская История» митрополита Московского Платона (Левшина) (М., 1805 в 2-х ч.). Церковный историк начала XXI века В. И. Петрушко писал: "Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия «Росия» формально была открыта столетием раньше».

Русская церковно-историческая литература XIX — начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Так, один из наиболее авторитетных церковных историков конца XIX века Е. Е. Голубинский Первую главу своего фундаментального исследования «История Русской Церкви» обозначил как «Христианство на Руси до св. Владимира». Наиболее авторитетный русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) посвящает истории христианства в России до 988 года первые 2 части своего основного труда. Для обозначения же того, что произошло в Киеве в конце X века использовались различные термины (то есть не существовало устоявшейся, клишированной терминологии): «общее Руския земли крещение при Святом Владимире», «обращение князя Владимира», «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе». Сам князь Владимир обычно именовался «просветителем», как он именуется и в составленном в конце XIX века акафисте ему.

Официальное издание Московской патриархии в 1971 году писало: «По преданию, лучи христианской веры озарили пределы России уже в первые десятилетия христианства. Начало христианизации Руси это предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного, бывшего на Киевских горах <…> В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Всё это подготавливало величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и последовавшее за этим в 989 году крещение Руси». Указание 989 (а не 988) года соответствовало преобладавшей в то время точке зрения в советской исторической науке о том, что событие имело место после 988 года.

Однако, в «Православном церковном календаре» на 1983 год, когда началась подготовка к празднованию «1000-летия Крещения Руси», указывался 988 год, а событию придавалось значение начала процесса: «Крещение киевлян в 988 году положило начало утверждению христианства во всей Русской земле».

Юридически официальный Гражданский Устав РПЦ , зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года (позднейшие не публиковались), гласил: «Русская Православная Церковь ведёт свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире».

На введение христианства в качестве официальной религии в советской (до 1985 года) исторической науке существовало несколько точек зрения от негативной до в целом (с оговорками) позитивной.

Так, в изданной в 1930 году книге Церковь и идея самодержавия в России о крещении Руси говорится следующее: «Принесённое к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нём звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Само пьянствуя и подхалимствуя, древне-русское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой — проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокого чиновника княжеского — тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами».

«Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов» 1979 года издания называет введение христианства «второй религиозной реформой» Владимира I и даёт иную оценку: «<…> Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув „примитивное“ язычество, становилась теперь равной другим христианским народам <…> Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской культуры».

Юбилейные празднования

Впервые юбилей события официально праздновался в Российской империи в 1888 году. «Летопись церковных событий» епископа Арсения(Иващенко) упоминает открытие 15 июля того года благотворительных заведений для приюта старых и калек. Центром торжеств был Киев; присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев.

В русском зарубежье отмечалось 950-летие Крещения Руси.

1000-летие крещения отмечалось также и в СССР как внутрицерковный юбилей; основные торжества проходили в Москве 12 июня 1988 года в Даниловом монастыре.

1020-летие праздновалось в Киеве с 10 по 19 июля 2008 года на церковном и государственном уровнях; в торжествах приняли участие Вселенский Патриарх Варфоломей I и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (с 2008 года «День крещения Киевской Руси — Украины» объявлен государственным праздником Украины). Юбилей также праздновался 23 — 25 октября 2008 года в Белоруссии; торжества возглавил Патриарх Московский Алексий II.

Вроде бы простой вопрос о том, в каком году крещение Руси произошло, имеет довольно сложный ответ. Причина в том, что процесс христианизации древнерусского государства был долгим и противоречивым. Поэтому предлагаем разобраться в данном вопросе поэтапно.

Причины принятия крещения Русью

Прежде чем ответить на вопрос о том, в каком году крещение Руси осуществилось, выясним причины столь резкого изменение в культурной ориентации древнерусского общества. Государство Киевская Русь было создано из нескольких крупных племенных союзов восточных славян, которые исповедовали языческие культы. Каждое племя имело своих богов, обряды поклонения также разнились. Когда встал вопрос о необходимости консолидировать общество, то, естественно, возникла идея создания единой идеологии на основе успешной монотеистической религии. Последний факт, связанный с единобожием, был также очень важным, поскольку формировал представление о единой сильной власти одного князя над всеми, в том числе над внутриплеменной верхушкой. Среди соседей Руси особой властью и богатством выделялась Византия, с которой у Руси существовали тесные экономические и культурные, политические связи. Поэтому православная идеология как никакая другая подходила для государственного строительства.

Князь Владимир

Главным делом жизни Владимира Первого, повлиявшего и на его прозвище - Святой, - было крещение Руси. Дата, год этого события являются спорными из-за того, что обращение происходило постепенно. Сначала крестились князь и дружина, затем киевляне, а потом и жители других областей огромного государства. Сам князь пришел к идее принятия новой религии не сразу. В первые годы своего правления ярый язычник Владимир попытался создать единый для всех племен пантеон богов. Но он не прижился, да и не решал всех государственных задач. Задумавшись о принятии византийского религиозного культа, князь все же медлили с этим. Не хотелось русскому властителю склонять голову перед императором Константинополя. Долго готовилось крещение Руси. Сколько лет конкретно велись переговоры, не ясно. Но за период с 980 по 988 год и византийские послы побывали в Киеве (кстати, не одни: приезжали еще католики, представители Хазарского каганата, мусульмане), и русские послы посетили несколько стран, выбирая богослужебный культ, и велись переговоры о замужестве византийской принцессы Анны с киевским правителем. Наконец терпение у русского князя закончилось, и он принял решительные меры для форсирования процесса.

Взятие Херсонеса

И Киевская Русь, и Византия вкладывали политическую составляющую в факт принятия христианства по православному образцу. Византийские императоры нуждались в сильной армии киевского князя в качестве союзнической, а Владимир желал сохранить самостоятельность и независимость. Получение помощи императором против восстания Варды Фоки от русского князя было предусмотрено при условии династического брака последнего с представительницей императорского рода. Византийская принцесса должна была венчаться с Владимиром. Но обещание дать легче, нежели выполнить его. Поэтому Василий Второй - византийский император - не спешил с отправкой Анны в славянские земли. Владимир же, собрав войско, пошел на византийскую колонию в Крыму - Херсонес. После длительной осады он сумел захватить город. Угрожая продолжением боевых действий, он потребовал от византийского правителя выполнения обещаний. Анна была отправлена в Крым, но при условии, что Владимир крестится. Повесть временных лет указывает время этих событий - 988 год. Крещение Руси тогда еще не было проведено в полном смысле слова. Обряд принял только князь и небольшая часть его дружины.

Крещение киевлян

Вернувшись в столицу христианином, с новой женой, Владимир продолжил прилагать усилия к внедрению новой христианской идеологии. Первым делом был уничтожен языческий пантеон богов. Статуя Перуна была сброшена в воды Днепра, предварительно претерпев надругания и насмешки. Летописец свидетельствует о том, что горожане плакали и рыдали по Перуну, но сделать ничего не смогли. Крестив ближайших помощников из бояр, своих многочисленных детей, бывших жен и наложниц, Владимир взялся за граждан. Все киевляне, от мала до велика, были согнаны на берег реки и буквально загнаны в ее воды. Обращаясь к подданным, Владимир заявил, что все, противящиеся крещению, противятся и воле князя. И отныне будут его личными врагами. В страхе, рыданиях и причитаниях, под благословения византийских священников с берега совершился этот грандиозный обряд крещения. Исследователи спорят о том, в каком году крещение Руси состоялось вообще и киевлян в частности. Большая часть историков склоняется к тому, что это события 988-990 годов.

Методы обращения славян

Трудно себе представить, что кто-то может искренне верить в то, что, выйдя из вод Почайны (притока Днепра, где происходило массовое крещение), народ сразу стал христианским. Довольно сложным был процесс отваживания от старых, привычных норм поведения и языческих обрядов. Строились храмы, читались в них проповеди, велись беседы. Миссионеры прилагали немалые усилия, направленные на то, чтобы переломить языческое мировоззрение. Насколько это получилось, тоже спорный вопрос. Многие до сих пор утверждают, что русское православие представляет собой двоеверие, некий синтез христианских и языческих представлений о мире. Чем дальше от Киева, тем крепче были языческие устои. И в тех местах действовать приходилось еще жестче. Посланные провести обряд крещения в Новгород столкнулись с сопротивлением местных жителей, в том числе вооруженным. Войско князя подавило недовольство, крестив Новгород "огнем и мечом". Выполнить обряд насильно можно, но как вложить в умы людей новые представления? Это дело не одного, и даже не десятка лет. Еще на протяжении нескольких столетий волхвы призывали народ противиться новой религии, поднимали восстания против князей. И находили отклик у населения.

Официальная дата крещения Руси

Признавая факт того, что точно назвать год крещения Руси невозможно, православная церковь и государство все же стремились установить официальную дату этого важного события. Впервые празднование крещения Руси было проведено по предложению руководителя Синода К. Победоносцева. В 1888 году в Киеве торжественно отмечалось 900 лет христианизации Руси. И хотя исторически правильно считать 988 год временем крещения только князя и его сподвижников, именно это дата положила начало всему процессу. Во всех учебниках истории на вопрос о том, в каком году крещение Руси произошло, дается четкий ответ - в 988 от Рождества Христова. Современники пошли дальше, установив точную дату крещения. 28 июля отмечался раньше как день памяти равноапостольного святого Владимира. Теперь в этот день официально поводятся торжественные мероприятия, посвященные крещению.

Где происходило крещение Руси? К сожалению, история не дает точного ответа. Во-первых, в различных летописях, у разных авторов называются различные местности. А во-вторых, само крещение не было краткосрочным, однодневным событием. Следовательно, не могло оно состоятся и в одном определенном месте.

Крещение князя и дружины

Общепризнанно, что официально крещение Русь приняла в годы княжения Владимира I Святославовича. Именно он стал инициатором принятия новой веры всем народом, и признал христианство государственной религией.
Сам князь вместе со своими дружинниками крестился по мнению одних летописцев и историков в Киеве, других - в Васильеве (недалеко от Киева). Однако наиболее правдоподобной все же считается утверждение о том, что новую веру Владимир и его сподвижники приняли в древнем Херсонесе, который славяне называли Корсунью.
В те времена этот населенный пункт, расположенный неподалеку от современного Севастополя, находился как раз на границе Византии и Руси.
Именно сюда князь киевский прибыл для того, чтобы сочетаться браком с царевной Анной - родной сестрой византийского правителя.
Сам обряд проходил в церкви св. Василия, который располагался прямо в центре города на торговой площади.
Впоследствии эта святая обитель была разрушена, и лишь после долгих поисков ее руины удалось обнаружить графу Уварову - известному русскому археологу.
На месте разрушенной базилики по инициативе Александра II в 1867 году был заложен новый собор. Первый его этаж занимал храм Рождества Богородицы, одну из стен которого образовывало то самое древнее строение, «видевшее» крещение самого Владимира.
При советской власти храм разграбили. В годы Великой Отечественной войны он и вовсе был разрушен до основания. Вновь восстановили его лишь в 2006 году.

Крещение киевлян

Вернувшись в свой стольный град вместе с греческими и корсунскими священнослужителями Владимир повелел крестить своих отпрысков и знатных киевских бояр. По преданию это таинство свершилось в источнике известном как Крещатик, ставшим одним из мест крещения Руси.
Что касается всеобщего массового крещения жителей Киева, то оно проходило по одним данным в реке Почайне, по другим - в Днепре или в месте слияния этих двух водных артерий.
Однако крещением киевлян, распространение христианства на Руси не закончилось, а только началось. И жители каждого города принимали крещение там, где это было удобно им и священникам, разосланным Владимиром по всем уголкам страны.

Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Бесспорный факт - князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:

  • Сварог
  • Жив и Жива
  • Перун (14-ый в общем списке).

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года


Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

  • На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
  • Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю. Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
  • «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

Православные или правоверные?

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка - христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.

Первые упоминания о Киевской Руси как государственном образовании относятся к 30 годам IX века. К этому времени славянские племена жили в северо-западных районах современной Украины. Эти места издревле носят название Волынь. Они также обустроились в бассейне Припяти, по берегам Днепра, Оки и притокам этих рек. Жили славянские племена и в болотистых землях Южной Белоруссии. Это племя дреговичи. Название его произошло от древнеславянского слова «дрягва» - болото. А в северных областях Белоруссии неплохо устроились венеды.

Главными врагами славян являлись русы. У историков нет единого мнения об их происхождении. Кто-то считает их выходцами из Скандинавии, кто-то славянским племенем. Бытует также убеждение, что русы вели кочевой образ жизни в степных районах Западного Казахстана и Южного Урала. Со временем они переселились в Европу и стали досаждать славян вооружёнными набегами.

Борьба длилась долго и закончилась полным поражением славян. Начало этому было положено при одном из вождей русов Рюрике . Когда родился Рюрик - неизвестно. Умер ориентировочно в 879-882 году. Более вероятно в 879 году, согласно древней летописи под названием «Повесть временных лет», написанной иноком Нестором в Киево-Печёрской лавре в начале XII века.

Варяги или наёмники

Считался Рюрик варягом (наёмный воин) и вроде как имел тесные связи с франкским королём Карлом Лысым (823-877). В 862 году он появился в Новгороде. Пользуясь поддержкой некоторых старейшин, сумел захватить власть в городе. Правил самозванец недолго - чуть больше года. Новгородцы подняли восстание против пришлого руса. Народное движение возглавил Вадим Храбрый. Но свободолюбивым славянам трудно было тягаться с профессиональными наёмниками. Вадим Храбрый был убит в 864 году, а власть опять оказалась в руках Рюрика.

Честолюбивый рус создал государство, в которое вошёл Новгород, а также прилегающие к нему области. Это Белоозеро, Изборск и Ладога. В Изборск Рюрик направил сильную дружину из ближайших соратников. Белоозеро поручил охранять ближайшим родственникам. Сам сел княжить в Новгороде. Главной опорой ему здесь служил варяжский посёлок на Ладоге.

Таким образом, русы получили реальную власть над славянами. Рюрик, его соратники и родственники положили начало многочисленным княжеским династиям. Их потомки правили русскими землями более тысячи лет.

После своей смерти Рюрик отставил сына. Звали того Игорем. Мальчик был совсем маленьким, поэтому наставником при нём стал воевода по имени Олег. Судя по летописям, тот являлся ближайшим родственником Рюрика.

Обосновавшимся в Новгороде захватчикам северных земель оказалось мало. Они начали поход на юг по великому пути «из варяг в греки». Начинался он на речке Ловать, где ладьи по суше перетаскивали к Днепру. Двигаясь к Киеву, русы, возглавляемые Олегом и малолетним Игорем, захватили Смоленск. После этого захватчики двинулись к Киеву. В городе жили славяне, и стояла дружина русов, возглавляемая Аскольдом. Последний представлял собой тип волевого и бесстрашного вождя. В 860 году он совершил набег на земли Византии. Это было первое нашествие русов на земли великой империи.

Киевская Русь в X веке

Но по прошествию 20 лет военное счастье изменило Аскольду. Олег выманил его и Дира (вождь славян) из Киева якобы для переговоров. На берегу Днепра их коварно убили. После этого жители города сдались без всякого сопротивления. Произошло это историческое событие в 882 году.

В следующем году Олег занял Псков. В этом городе малолетнему Игорю нашли невесту. Звали её Ольга. Детей обручили, и они стали во главе сильной державы, раскинувшейся от земель Новгорода до южных степей. Получила эта держава название Киевская Русь.

При определении возраста Ольги возникают некоторые нестыковки. Княгиня ездила в Византию в 946 году. Она произвела такое впечатление на императора, что он даже изъявил желание жениться на ней. Если княгиню обручили в 883 году, то перед глазами басилевса должна была предстать старая женщина, которой уже было за 60. Скорее всего, Ольга родилась ориентировочно в 893 или 903 году. Обручение с Игорем, таким образом, состоялось не в 883 году, а на 10, а может и на 20 лет позже.

Наравне с Киевской Русью росла сила и мощь Хазарского каганата . Хазары - это племена Кавказа, жившие на территории современного Дагестана. Они объединились с тюрками и евреями и создали государство между Азовским и Каспийским морями. Располагалось оно севернее Грузинского царства.

Сила хазар крепла день ото дня, и они стали угрожать Киевской Руси. С ними воевал наставник Игоря воевода Олег. История его знает под именем Вещий Олег. Он умер в 912 году. После этого вся власть оказалась в руках Игоря. Тот совершил поход против Хазарского каганата и попытался захватить их город Самкерц на берегу Азовского моря. Этот поход окончился полным разгромом дружин Киевской Руси.

В ответ на это хазарский полководец Песах осуществил поход на Киев. В результате русичи были разбиты и оказались в положении данников у Хазарского каганата. Князь Игорь вынужден был каждый год собирать дань со своих земель, чтобы отдать её хазарам. Закончилось это для киевского князя плачевно. В 944 году он был убит древлянами, так как те отказались выплачивать деньги и отдавать продукты неизвестно кому. Здесь опять нестыковка дат, так как возраст Игоря к этому времени был уже глубоко старческим. Можно допустить, что люди в X веке жили очень долго.

Принятие православия княгиней Ольгой в Константинополе

Княжеский престол переходил по праву к сыну Игоря Святославу. Тот был ещё ребёнком, поэтому вся власть сосредоточилась в руках его матери княгини Ольги. Для борьбы с хазарами ей нужен был сильный союзник. Таковым могла стать только Византия. В 946 году, по другим данным в 955 году, Ольга посетила Константинополь. Чтобы заручиться поддержкой басилевса, она крестилась и приняла православие. Таким образом, было положено начало крещению Руси. Сама же Ольга стала первой святой русской православной церкви.

Князь Святослав

Возмужав и взяв власть в свои руки в 960 году, князь Святослав организует поход против хазар. Состоялся он летом 964 года. Войско русичей дошло до города Итиля - столицы Хазарского каганата. Союзниками киевского князя выступили гузы и печенеги. Итиль располагался в устье Волги на большом острове. Его жители вышли сражаться с союзными войсками в чистое поле, и были разбиты наголову.

После этого Святослав двинул дружины к Тереку. Там находился второй по значимости хазарский город Семендер. Город был хорошо укреплён, но не смог противостоять русичам. Он пал, а победители разрушили крепостные стены. Князь повелел называть покорённый город Белой Вежей, а свои войска повернул домой. Дружины дошли до Дона и осенью 965 года оказались в родных землях.

Поход 964-965 годов очень высоко поднял авторитет Киевской Руси в глазах византийцев. К Святославу басилевс направил послов. Ловкие дипломаты во главе с Калокиром заключили выгодный договор. Умело играя на честолюбии молодого князя, они уговорили его выступить против Болгарского царства и принудить его к покорности.

Святослав собрал дружину, высадился в устье Дуная и встретился с войском болгарского царя Петра. В бою русичи одержали полную победу. Пётр бежал и вскоре умер. Его детей отправили в Византию, где заточили в темницу. Болгарское царство перестало представлять собой политическую силу.

Византийский император или басилевс

Всё складывалось очень удачно для Святослава. На свою беду он сблизился с византийским послом Калокиром. Тот лелеял мечту занять императорский трон в Византии. От устья Дуная до Константинополя было совсем недалеко. Святослав вступил в сговор с честолюбивым послом, но данный факт дошёл до престарелого Никифора II Фоки - басилевса Византийской империи.

Упреждая заговорщиков, в устье Дуная двинулось сильное войско. Одновременно Фока договорился с печенегами, что они нападут на Киев. Святослав оказался между двух огней. Родные земли, мать и дети оказались дороже. Святослав оставил Калокира и ушёл с дружиной защищать Киев от печенегов.

Но, оказавшись у городских стен, он узнал, что нашествие печенегов окончилось, ещё не начавшись. Город спас воевода Претича. Он подошёл с севера с сильным войском и преградил дорогу кочевникам. Печенеги, увидев силу и мощь русичей, решили не связываться с ними. Их хан в знак дружбы обменялся с Претичей оружием, заключил мир и приказал повернуть коней в приднепровские степи.

Святослав встретился с матерью, пожил в городе и увидел, что жизнь в столице сильно изменилась. Ольга, приняв христианство, организовала в Киеве многочисленную общину. Тех, кто исповедовал веру в единого бога, становилось всё больше и больше. Число желающих креститься росло. Этому в немалой степени способствовал авторитет княгини Ольги. Сам же Святослав являлся язычником и христиан не жаловал.

Мать просила сына не покидать Киев. Но тот чувствовал, что становится чужим в родном городе. Основная причина заключалась в религиозных взглядах. Точку в этом вопросе поставила смерть Ольги в конце 969 года. Оборвалась последняя ниточка, связывавшая Святослава с Киевом. Князь собрал дружину и поспешил обратно в Болгарию. Там его ждало покорённое царство и борьба за византийский престол.

Тем временем в Византии произошёл политический переворот. Фока был стар и некрасив, а его жена Феофано молода и прекрасна. Это был её второй муж. Первым являлся император Роман Молодой. Когда он умер в 963 году, ходили упорные слухи, что Феофано отравила его. В 969 году наступила очередь престарелого второго мужа.

Коварная императрица вступила в любовную связь с Иоанном Цимисхия, родственником Фоки. В результате возник заговор. Феофано пропустила злоумышленников во дворец, и те убили старого императора. Басилевсом стал Цимисхия.

В отличии от Романа Молодого и Фоки у него хватило ума отдалить Феофано от себя. Взяв власть в свои руки, новый император тут же приказал арестовать вдову и всех тех, кто участвовал в убийстве. Но он проявил по истине царское великодушие, не казнив политических преступников, к числу которых принадлежал и сам. Заговорщики были сосланы на маленький остров в Эгейском море. Вернулась Феофано в императорский дворец лишь в 976 году после смерти басилевса. Но это уже была сломленная судьбой женщина.

Тем временем Святослав вернулся в Болгарию. Но и в этих землях ситуация кардинально изменилась. Войска Цимисхия вторглись в земли Болгарского царства и захватили город Преславу. Население страны тут же в массовом порядке стало переходить на сторону победителей. Несостоявшийся басилевс Калокир бежал в город Переяславец. Дальнейшая его судьба ни в одной летописи не упоминается.

Святослав с небольшой дружиной оказался между двух огней. С одной стороны его теснили войска византийцев, с другой докучали восставшие болгары. Князь укрылся в Переяславце, но город вскоре осадили кадровые войска великой империи. В Дунай вошла греческая эскадра, насчитывающая 300 кораблей.

Святослав дал бой византийцам. Сопротивление его войск было столь мужественным и упорным, что ромеи вынуждены были пойти на переговоры. С флотом приплыл сам император Цимисхия. Встречу киевскому князю он назначил посреди Дуная.

Встреча князя Святослава с императором Цимисхия

К роскошной ладье басилевса подплыл невзрачный челнок. Одним из гребцов на нём был сам князь Святослав. Вождь русичей сидел в длинной белой рубахе и по внешнему виду ничем не отличался от рядовых воинов. У князя была бритая голова, длинный чуб, усы и серьга в ухе. Он не был похож на христианина, а выглядел как настоящий язычник, кем и являлся не только внешне, но и внутренне.

Ромеям не нужна была жизнь Святослава и его воинов. Византийцы великодушно согласились дать русичам уйти. За это киевский князь пообещал отступиться от Болгарского царства и больше никогда не появляться в этих землях. Княжеская дружина погрузилась в ладьи, спустилась по реке в Чёрное море и поплыла на северо-восток. Побеждённые воины добрались до острова Буяна, что в Днестровском лимане, и ушли на остров Березань. Произошло это в конце лета 971 года.

То, что случилось дальше на острове, не укладывается ни в какие рамки. Всё дело в том, что княжеская дружина состояла из язычников и христиан. В боях они сражались бок о бок. Но теперь, когда поход бесславно закончился, дружинники стали искать виновных в своём поражении. Вскоре язычники пришли к мнению, что причиной разгрома были христиане. Они навлекли на войско гнев языческих богов Перуна и Волоса. Те отвернулись от княжеской дружины, лишили её защиты, поэтому византийцы и победили.

Результатом этого стало массовое истребление христиан. Их мучили и зверски убивали. Часть христиан во главе с воеводой Свенельдой отбились от потерявших человеческий облик язычников. Эти дружинники покинули остров Буян и, поднявшись по Южному Бугу, оказались в Киеве. Естественно все жители города тут же узнали о зверствах творимых Святославом и его подручными.

Результатом этого стало то, что Святослав не пошёл в Киев, то есть не вернулся в свой родной город. Он предпочёл пересидеть суровую зиму 971-972 года на острове Буяне. Его оставшееся воинство голодало, мёрзло, но не покидало князя. Все они понимали, что понесут суровую ответственность за убийства невиновных христиан.

В Киеве во главе христианской общины после смерти матери встал сын Святослава Ярополк. Он не мог простить отцу гибель его братьев по вере. Ярополк связался с печенежским ханом Курей и раскрыл ему место нахождение своего отца. Печенеги дождались весны, и когда Ярослав со своими воинами язычниками оставил остров, напали на него. В этой битве все русичи были уничтожены. Погиб и Святослав. Хан Куря приказал сделать из черепа киевского князя чашу. Из неё он пил вино всю оставшуюся жизнь, а после смерти чаша досталась его наследникам.

С гибелью Святослава приверженцы язычества на Руси значительно ослабли. Христианская община стала набирать всё больший вес. Но её влияние распространялось лишь на Киев и на ближайшие к нему земли. Основная же масса жителей Киевской Руси продолжала верить языческим богам. Продолжаться такое долго не могло.

Крещение русской земли

После смерти Святослава власть в Киеве перешла к Ярополку. Тот был христианином и перенял всё лучшее от своей бабки, княгини Ольги. Казалось бы на него и должна была лечь почётная миссия крещения Руси. Но человек предполагает, а бог располагает. В Новгороде безраздельно властвовали сторонники языческого бога Перуна. В этом городе князем сидел Владимир - средний сын Святослава. Ярополку он приходился сводным братом, так как был рождён наложницей Святослава Малушей. При нём неотлучно находился его дядя Добрыня.

В Овруче, исконном городе древлян, княжил младший брат Олег. Он не признал власть Ярополка и объявил свои земли независимыми. Тут надо сразу пояснить, что на момент смерти Святослава его сыновьям было по 15-17 лет. То есть они были совсем молодыми людьми и, естественно, не могли принимать самостоятельных политических решений. За ними стояли опытные мужи, связанные родственными и финансовыми интересами.

Шло время, и юноши взрослели. В 977 году Ярополк совершил набег на Овруч. В результате Олег был убит, а древляне признали власть киевского князя. Владимир, страшась участи Олега, бежал из Новгорода в Швецию. На Руси на короткое время установились покой и тишина. Все города безоговорочно признавали власть Киева. Можно было начинать крещение Руси, но этому помешал князь Владимир.

Он вернулся в Новгород и объявил себя ярым приверженцем языческих богов. Незначительная кучка христиан, обосновавшихся в северной столице, была убита. Под знамя князя-язычника встали варяги и новгородцы.

Это войско двинулось на Полоцк и захватило город. Его жители даже не сразу поняли, что стали данниками Новгорода. Сидевший на княжении в Полоцке христианин Рогволода был убит. Были также убиты все его сыновья. А дочь князя Рогнеду Владимир зверски изнасиловал и умертвил. Язычники безжалостно расправились с приверженцами православной веры и двинулись дальше на юг. Они захватили Смоленск и в 980 году подошли к Киеву.

Ярополк попытался оказать Владимиру достойное сопротивление, но в окружении киевского князя нашлись предатели. Одним из них являлся воевода Блуд. Он уговорил Ярополка встретиться со своим братом на нейтральной территории для переговоров. Киевский князь вышел из ворот города и направился к большому шатру, который захватчики разбили недалеко от городских стен.

Но, войдя внутрь, Ярополк не увидел брата. На князя набросились затаившиеся в шатре варяги и зарубили его мечами. После этого Владимира признали киевским князем, а соответственно и владыкой всей Руси.

Настал черёд расплачиваться с варягами. Но новый киевский князь отличался не только патологической жестокостью, но и неимоверной жадностью. Добившись всего, чего хотел, он решил не давать денег наёмникам.

Варягов собрали на берегу Днепра якобы для расчёта. Но вместо гонцов с мешками денег перед наёмниками появились закованные в латы киевские дружинники. Они посадили жаждавших вознаграждения воинов в лодки без вёсел и пустили плыть вниз по широкой реке. На прощание посоветовали им добраться до Царьграда и поступить на службу к византийскому императору. Варяги так и сделали. Но ромеи распределили наёмников по разным гарнизонам. Те оказались в незначительном числе среди солдат-христиан. Дальнейшая судьба варягов неизвестна.

Владимир, несмотря на мерзкие черты характера, был человеком далеко неглупым. Очень скоро он убедился, что христиане занимают очень сильные позиции не только в Киеве, но и в других городах Руси. Не считаться с этими людьми он не мог. Тем более после того, как отправил варягов к грекам и навсегда лишился их поддержки, благодаря своей жадности.

Новоиспечённый киевский князь не питал никаких тёплых чувств к православию, видимо олицетворяя его в первую очередь с Ярополком. В то же время он понимал, что язычество доживает свои последние дни. В мире безоговорочно устанавливались три религии. Это ислам, католичество и православие. Нужно было делать выбор, чтобы вписаться в новую международную политическую систему.

В своей «Повести временных лет» Нестор нам вещает, что Владимир стоял на распутье. Желая разобраться в тонкостях каждой религии, князь отправил в разные страны посланцев, а затем принял у себя представителей различных вероучений. После этого Владимир категорически отмёл ислам, посчитав, что данная религия неприемлема для Киевской Руси.

Коран написан на арабском, а кто из русичей знал этот язык. Ислам запрещал пить вино и есть свинину. Князь понимал, что с такой верой он долго у власти не продержится. Пиры после удачного похода или охоты были обязательным атрибутом у славян и русов. При этом всегда жарили вепрей, а чучела их голов со страшными клыками украшали хоромы практически всех вельмож. Поэтому мусульмане были отправлены с миром домой, и князь обратил свой светлый взор на католиков.

Глядя на почтенных немецких священников, Владимир сказал лишь одну фразу: «Идите туда, откуда пришли. Ибо и отцы наши не приняли этого». В данном случае князь имел в виду визит в середине X века католического епископа Адальберта. Тот прибыл к княгине Ольге ещё до её поездки в Константинополь. Его миссия заключалась в крещении киевлян. Святому отцу было категорически отказано.

К этому времени Ольга уже сделала выбор в пользу Византии, видя в ней сильного союзника. К тому же немалую роль сыграло и то, что в те далёкие времена папский трон очень часто занимали, скажем так, неправильные папы. Ватиканский двор они превращали в вертеп разврата и порока. Эти служители господа сожительствовали со своими дочерьми, пьянствовали, пользовались услугами продажных женщин. Доходило даже до того, что они давали пиры в честь Сатаны. У православных греков подобные вещи были просто немыслимы.

Это и послужило причиной того, что Владимир отказал благочестивым католика. Но не приняв латинскую веру, князь не оставил себе выбора, так как из трёх ведущих систем мировоззрения наступила очередь православия.

Киевский князь, в конце концов, сделал правильный выбор. Он принял именно православную веру. Немалую роль в этом сыграл авторитет его бабки. Ольга и умерев, пользовалась огромным авторитетом у киевских христиан. Память о княгине хранили очень трепетно и бережно. Правильно действовали и святые отцы греческой церкви. Они не навязывали свою веру, тем самым подчёркивая свободу выбора. Константинопольский патриарх всегда отличался непосредственностью и искренностью, а очарование греческой литургии не шло ни в какое сравнение со службой в католическом храме.

Очень важным в выборе веры было то, что православие никогда не проповедовало идею предопределения. Поэтому ответственность за грехи, сотворённые по собственной воле, тяжким грузом ложилась на самого грешника. Для язычников это было вполне приемлемо и понятно. Нормы христианской морали не довлели на психику новообращённых, так как были абсолютно простыми и ясными.

Крещение Руси произошло в 988 году . Вначале крестили всех киевлян, а затем наступила очередь жителей других городов. В то же время к людям не применялось насилие. С языческой верой они расставались абсолютно добровольно, благодаря грамотной разъяснительной работе служителей православной церкви. Обязывали креститься лишь князей и воевод. Те должны были личным примером увлекать людей за собой. Таким образом, русичи навсегда расстались с Перуном и уверовали в Христа.

Лишь в некоторых городах сохранились отдельные языческие общины. Но они мирно уживались с христианскими. В одном конце города стоял православный храм, в другом располагалось капище языческого бога. По прошествию десятилетий капища исчезли. Оставшиеся язычники также приняли православие, поняв его несомненное преимущество. Крещение Руси дало высшую свободу русичам. Заключалась она в добровольном выборе между Добром и Злом. А полная победа православия даровала русской земле великую тысячелетнюю историю.

Cтатью написал ridar-shakin

Загрузка...