Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Антонимы онлайн словарь по русскому языку. В помощь школьнику: определение, виды и примеры антонимов

Холодный и горячий, мелкий и глубокий, полезный и вредный, самостоятельный и зависимый, лето и зима, любовь и ненависть, радость и печаль, взлетать и приземляться, начинать и заканчивать, хорошо и плохо, серьезно и легкомысленно. Как вы думаете, это какие слова? Антонимы! Примеры таких слов, а также собственно понятие "антоним" мы представим в этой статье.

Антонимы: понятие

Итак, в лексике современного русского языка есть такое понятие, как "антонимы". Примеры слов с противоположными значениями можно приводить до бесконечности. Сладкий - горький; мило - мерзко; подниматься - опускаться; суета - покой. Именно такие слова называются антонимами.

Примеры слов, приведенные выше, доказывают, что назвать антонимами можно только такие слова, которые являются одной и той же частью речи. То есть слова "любовь" и "ненавидеть", "всегда" и "частый", "светлеть" и "темно" не являются антонимами. Можно ли назвать антонимами прилагательные "низкий" и "счастливый"? Нет, потому что сравнивать слова можно только по одному признаку. А в нашем случае их два. Кроме этого, если антонимы обозначают какое-то качество, то этим качеством они должны обладать или не обладать в равной мере. Так, "мороз" и "тепло" не являются полноценными антонимами, так как мороз - это высокая степень холода, а тепло - средняя степень температуры выше ноля.

Антонимы-существительные: примеры слов

В русском языке антонимы-существительные встречаются довольно часто. Следует отметить, что существительные, у которых есть антонимы, имеют в своем значении оттенок качества.


Например: принципиальность - беспринципность; минус - плюс; доходы - убытки; выход - вход; подъем - спуск; день - ночь; свет - мрак; слово - молчание; сон - явь; грязь - чистота; плен - свобода; прогресс - регресс; успех - неудача; молодость - старость; купля - продажа; начало - окончание.

Прилагательные с противоположным значением

Среди прилагательным можно встретить наибольшее количество пар антонимов.

Примеры слов: пустой - полный; дневной - ночной; задорный - унылый, счастливый - несчастный; легкий - тяжелый; простой - сложный; дешевый - дорогой; платный - бесплатный; уверенный - неуверенный; главный - второстепенный; значительный - пустяковый; реальный - виртуальный, родной - чужой; строптивый - покладистый; взволнованный - спокойный; гладкий - шершавый; искусственный - естественный; любимый - нелюбимый; сырой - сухой.

Наречия

Наречия в этом плане ничуть не уступают прилагательным. Среди них также много антонимов.


Примеры слов: легко - сложно; дешево - дорого; сразу - постепенно; глупо - умно; банально - оригинально; долго - недолго; достаточно - недостаточно; вразумительно - невнятно; правильно - неправильно, холодно - жарко.

Глаголы-антонимы: примеры слов в русском языке

Встречаются в русском языке и глаголы, противоположные по смыслу.

Например: ругать - хвалить; брать - отдавать; работать - бездельничать; болеть - выздоравливать; поправляться - худеть; отказываться - соглашаться; приучать - отучать; замечать - игнорировать; терять - находить; увеличивать - уменьшать; зарабатывать - тратить; зарывать - откапывать; уходить - возвращаться; прощаться - здороваться; поворачиваться - отворачиваться; гладить - мять; снимать - надевать; одеваться - раздеваться.

Таким образом, антонимами богаты почти все части речи. Их можно найти даже среди предлогов: в - из, на - под и т. д.

Упражнения

Чтобы закрепить изученный материал, полезно выполнить несколько упражнений.


1. Прочтите стихотворение известного детского поэта и найдите в нем все антонимы:

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда сидят на одном месте,

Не совершают путешествий.

Что далеко, совсем не близко.

А высоко, не очень низко.

И как приехать, не уехав.

И съесть орех, раз нет орехов.

Никто лежать не хочет стоя.

Лить из порожнего в пустое.

Не написать на белом мелом

И не назвать безделье делом.

2. Вставьте вместо точек антонимы:

  1. ... человека кормит, а... портит.
  2. ... ... не разумеет.
  3. ... телом, да... делом.
  4. ... на еду, да... на работу.
  5. ... оседлали, но... поскакали.
  6. День дню рознь: нынче..., а завтра...
  7. Готовь телегу..., а сани...
  8. Один брат..., а второй...
  9. Сегодня море..., а вчера было совсем...
  10. У Алеши легкий характер: он помнит... и забывает...
  11. Ты всегда так..., почему же сегодня...?
  12. Корень учения..., зато плоды...

Упражнение № 1: молчат - говорят; далеко - близко; высоко - низко; приехать - уехать; лежать - стоять; безделье - дело.

Упражнение № 2:

  1. Труд, лень.
  2. Сытый, голодного.
  3. Мал, велик.
  4. Здоров, хил.
  5. Рано, поздно.
  6. Тепло, мороз.
  7. Зимой, летом.
  8. Молчун, говорун.
  9. Бурное, тихое.
  10. Добро, зло.
  11. Весел, радостен.
  12. Горек, сладки.

Антонимы - это слова , принадлежащие к одной части речи, различающиеся по написанию и звучанию, и означающие прямо противоположные понятия.

Одна часть речи - это еще не единственное условие, при котором слова противоположного значения можно назвать антонимами. Между этими словами должен существовать некий общий признак. То есть, оба понятия должны описывать чувство, или время, или пространство, или качество и количество - и в таком случае они будут являться антонимами.

Примеры антонимов.

Разберем это определение на примерах.

Антоним к слову «Прежде».

Антонимом к слову «прежде» будет являться слово «ныне» . Оба слова являются наречиями - «когда? прежде» и «когда? ныне». Оба они объединены общим признаком - описанием времени. Но если слово «прежде» описывает ситуацию или событие, имевшее место когда-то в прошлом, то слово «ныне» относится к настоящему. Таким образом, слова противоположны по значению и являются антонимами.

Антоним к слову «Приветливо».

Антонимом для слова «приветливо» будет слово «недружелюбно» . Оба понятия относятся к одной части речи - наречию. Как и требует правило, они объединены общим признаком - то есть, описывают эмоциональный оттенок. Но если слово «приветливо» обозначает радость и удовольствие (допустим, от чьего-то присутствия), то «недружелюбно» имеет прямо противоположное значение - тот, чей вид или речь характеризуются этим словом, явно ничему не рад.

Антоним к слову «Слёзы».

Антонимом для слова «слезы» станет слово «смех». И то, и другое понятие относятся к существительным, оба они описывают эмоциональное действие. Но если в первом случае эмоция явно негативного характера - слезы горя, слезы печали, слезы боли - то слово «смех» означает радость, счастье и веселье. Слова противоположны по значению - и значит, являются антонимами.

Другие популярные антонимы.

Ниже мы приведём список слов и их антонимов.

  • Слово «Синоним», антоним – «Антоним».
  • Слово «Интересно», антоним – «Скучно».
  • Слово «Ветер», антоним – «Тишь».
  • Слово «Находить», антоним – «Терять».
  • Слово «Свежий», антоним – «Испорченный, чёрствый».
  • Слово «Прекрасный», антоним – «Отвратительный, ужасный».
  • Слово «Снег», антоним – «Дождь».
  • Слово «Жданный», антоним – «Внезапный, неожиданный».
  • Слово «Аккуратно», антоним – «Небрежно».
  • Слово «Солнце», антоним – «Луна».
  • Слово «День», антоним – «Ночь».
  • Слово «Быстрый», антоним – «медленный».

Надеемся, теперь Вы знаете, что такое антоним.

Татьяна Астахова
Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем , который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря , выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое «подключение» происходит прежде всего через простейшие формы речи , с использованием понятных слов , связанных с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Лексика (словарь ) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах : пассивный словарь (импрессивная лексика) - это те слова , которые, ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) - это те слова , которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром.

Многие авторы отмечают скачкообразное развитие активного словаря , в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением. Перевод слов из пассива в актив , т. е. актуализация, проходит ступенчато.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса , резком расхождении объема активного и пассивного словаря , неточном употреблении слов , многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря .

На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря , понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования , поскольку она быстро обогащается за счет производных слов . Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных ). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова . Таким образом, овладение словообразованием происходит на основе мыслительных операций, сравнения, синтеза, обобщения, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию детей .

Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно , но и необходимо развивать у детей словарь . А особенно обратить внимание на формирование и развитие , как активного, так и пассивного словаря , включая словарь антонимов .

Для обогащения и активизации лексики используются специальные задания, дидактические упражнения. Часто используется :

Речевой образец;

Повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

Объяснение происхождения слова ;

Ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой) ;

Договаривание слов , недосказанных воспитателем;

Различные игры, которые также будут способствовать развитию словаря антонимов .

На занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова , именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова : знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове .

Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развития его первенствующую роль, значение же слова - второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

Заботясь о расширении запаса слов детей надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления , а не слова – звука .

Все виды занятий по развитию речи служат этой цели. Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей . Их полезно проводить с детьми дошкольного возраста при условии ведения их живо , непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.

Вот некоторые из видов таких упражнений :

«Найди другое слово »

Цель : точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы .

Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется» . Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется» . Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

Качели папа делал летом. Но вот наступила. зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным) . Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее) .

Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек» ? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят : «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек) .

Объясните, что значат слова : «крепкая ткань» (прочная, «крепкий сон» (глубокий, «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком) . Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

Придумайте предложения со словом «крепкий» .

Я вам буду называть слова , а вы говорите мне слова с противоположным смыслом : длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова , противоположные по смыслу. Можете брать слова , которые мы только что называли.

Еще при работе со словами- антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот» .

Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь. («низко» ).

Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь. («близко» ).

Скажу я слово «потолок» , а ты ответишь. («пол» ).

Скажу я слово «потерял» , а скажешь ты. («нашел» !

Скажу тебе я слово «трус» , ответишь ты. («храбрец» ).

Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай. («конец» ).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели ) .

Логопед называет детям словосочетания , делая паузы. Ребенок должен сказать слово , которое пропустил логопед, т. е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон.

Луна видна ночью, а солнце.

Огонь горячий, а лед.

Река широкая, а ручей.

Камень тяжелый, а пух.

Закончить предложение и назвать слова - «неприятели» .

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый , а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня мне весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья часто ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

«Сравни!»

По вкусу : горчицу и мед.

По цвету : снег и сажу.

По высоте : дерево и цветок.

По толщине : канат и нитку.

По ширине : дорогу и тропинку.

По возрасту : юношу и старика .

По весу : гирю и пушинку.

По размеру : дом и шалаш.

Игра «Сравни наоборот» .

Используются слова : больше - меньше, тяжелее легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

Игра «Антонимы »

Ход игры : объясните ребенку, что антонимы - это слова с противоположным смысловым значением . Например, утро - вечер, темно - светло, холодно - жарко. Прочтите ребенку предложения. Попросите найти в них слова , противоположные по смыслу.

Зимой короткий день, а летом. (длинный) .

Жарко теплым летом, холодно. (зимой) .

Грустно поздней осенью, радостно. (зимой) .

Зверям голодно зимой, зверям сытно. (летом) .

Лето далеко, зима. (близко) .

В городе дороги широкие, в лесу тропинки. (узкие) .

Таким образом, в авторских методиках и рекомендациях приводятся целые системы работ по формированию словаря антонимов . Авторы берут разные части речи, стихи, чистоговорки, пословицы , на основе которых можно осуществляться данная работа логопедом, родителями, педагогами.

Список использованной литературы

1. Коноваленко, В. В. Антонимы . Картинный дидактический материал. Пособие для педагогов и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Издательство : ГНОМ и Д

2. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И Лалаева, Н. В Серебрякова– СПб.:СОЮЗ, 1999 – 160 с.

3. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) / Сост. В. П. Глухов, В. Б. Атрепьева, Т. И. Контрактова. – М.: АРКТИ, 2003.

4. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. / У. М. Сидорова - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

» греческого происхождения и переводится как «противоимя».


Антонимы - слова с противоположным значением, выражающие его с помощью парадигматических связей.


Антонимы - это очень интересное явление языка, т.к. в сознании человека хранятся в виде антонимической пары.


Несмотря на то что антонимы противопоставлены друг другу всем своим содержанием, их смысловая структура является в высшей степени однородной. Как правило, антонимы различаются одним дифференциальным признаком.


Например, пара антонимов « - » имеет общие семантические признаки (качество, настроение) и только один дифференциальный (положительное и отрицательное настроение).


Благодаря однородности смысловой структуры антонимы имеют почти полностью совпадающую сочетаемость.

Виды антонимов

Выделяют 2 вида антонимов:


1) разнокорневые и однокорневые.


Однокорневые антонимы обычно образуют бесприставочное и приставочное слова. Примеры: друг - недруг; плохо - неплохо; войти - выйти; подойти - отойти.


Разнокорневые антонимы полностью отличаются по своему вешнему виду. Примеры: черствый - свежий; жизнь - смерть.


2) градуальные, неградуальные и векторные антонимы.


Градуальные антонимы выражают противоположность, которая предполагает существование между двумя крайними точками промежуточных ступеней. Примеры: гениальный - талантливый - одаренный - средних способностей - посредственный - бездарный; - способный - толковый - неглупый - средних способностей - неумный - ограниченный - бестолковый - глупый.


Неградуальные антонимы называют понятия, между которыми нет и не может быть промежуточной степени. Примеры: истинный - ложный; живой - мертвый; свободно - занято; женатый - холостой.


Векторный антонимы обозначают противоположную направленность действий, признаков, качеств и свойств. Примеры: забывать - вспоминать; увеличивать - уменьшать; сторонник - противник.

Если у вас не получается подобрать к слову антоним, а попытки поиска в словаре оказываются безрезультатными, стоит задуматься: может, у данного слова нет антонима по определению?

Антонимы (от гр. anti – против, onyma – имя) – это слова одной части речи, имеющие соотносимые друг с другом противоположные значения. Например, ы «сближать» и «отдалять» имеют общий компонент значения «двигать в определенную сторону по отношению к какому-либо предмету», на основе чего происходит противопоставление «от» и «к».В не могут быть противопоставлены слова, у которых отсутствует общий компонент значения. Из этого ясно, что далеко не все слова имеют антонимы. Так, антонимы нельзя подобрать к именам собственным (Павел Чичиков), с конкретным значением (комната, телевизор), числительным (три, двадцатый). Чаще всего противопоставление происходит на основе качеств (бессовестный – честный, светлый - темный), количеств (много - мало), времени (рано – поздно,

Загрузка...