Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Как проверить безударное окончание имени существительного. Безударные падежные окончания имен существительных единственного числа

Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -а, -я

жена , земля

, -о, -е

конь, село , поле

ночь, лошадь

Р. п. -ы, -и

жены , земли

-а, -я

коня , села , поля

ночи , лошади

Д. п.

жене , земле

-у, -ю

коню , селу , полю

ночи , лошади

В. п. -у, -ю

жену , землю

,-а, -я, -о, -е

коня , село , поле

ночь, лошадь

Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

женой , землей

-ом, -ем

конём , селом , полем

-ью

ночью , лошадью

П. п.

жене , земле

-е, -и

коне , селе , поле

ночи , лошади

В падежных окончаниях единственного числа пишется:

  1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
  2. буква и :
    • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
    • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
    • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

Падежные окончания в фамилиях и названиях

В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

Падежные окончания существительных множественного числа

Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -ы, -и

жены , земли

а, -я, -ы, -и

кони , сёла , поля

ночи , лошади

Р. п.

жён, земель

-ов, -ей,

коней , сёл, полей

-ей

ночей , лошадей

Д. п. -ам, -ям

жёнам , землям

-ам, -ям

коням , сёлам , полям

-ам, -ям

ночам , лошадям

В. п. -ы, -и,

жён, земли

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов

коней , сёла , поля

-и, -ей

ночи , лошадей

Т. п. -ами, -ями

жёнами , землями

-ами, -ями

конями , сёлами , полями

-ами, -ями

ночами , лошадями

П. п. -ах, -ях

жёнах , землях

-ах, -ях

конях , сёлах , полях

-ах, -ях

ночах , лошадях

  1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
  2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
    У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
  3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных единственного числа.

Цель : «Открыть» с учащимися правило проведения орфографического

разбора существительных с безударными окончаниями,

развитие речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся, углублять словарный запас. Содействовать развитию монологической и диалогической речи, умению общаться, воспитывать добрые качества, трудолюбие толерантность, создать атмосферу радости совместного труда.

    Орг момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу.

Дети садятся, включается пение птиц в лесу.

- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Чистописание.

Птица рада весне, а младенец – маме.

Как понимаете смысл этой пословицы?

Написание каких слов можете объяснить?

Весне – безударная гласная в корне слова, проверяемая, ВЁСНЫ.

Младенец – млад.

Почему эту орфограмму нужно проверять? Какие гласные нуждаются в проверке?

Чему учимся на минутке чистописания?

Мы учимся красиво, аккуратно и быстро писать, правильно соединять буквы.

При быстром письме некоторые буквы, сочетания могут уподобляться друг другу. Какие?

т ш иц ещ е с мл ми ер уг

Массаж рук:

Мы капусту рубим, рубим. (ребром ладони)

Мы капусту солим, солим. (пальцами)

Мы капусту трём, трём. (кулаком по ладони)

Мы капусту жмём, жмём. (сжимаем и разжимаем пальцы)

Напишите правильно буквы, соединения. Спишите пословицу.

Найдите в этой пословице имена сущ.

Определи падеж имён сущ ( весне, маме. (Д. п))

В каком слове написание окончания не вызывает сомнения, а в каком мы задумаемся что писать? От чего это зависит.

Это зависит от ударения.

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Ударные и безударные окончания имён суш» (СЛАЙД 1)

Мы сегодня с вами сравним написание ударных и безударных окончаний имён сущ, познакомиться со вспомогательным приёмом проверки безударных окончаний.

3. Словарная работа.

На доске слова.

По д_роге, из глуши, в к__лективе, к _вце, по к_пусте, без меб_ли, на г_р_зонте, к к_ртине, о м_л_ке, в х_зяйстве, от т_тради, у м_ркови.

Какие задания мы можем выполнить со словарными словами?

Вставить пропущенные буквы.

Составить словосочетания гл+сущ и определить падеж сущ.

Разделить на группы м. р. , ж. р., ср, р.

Разделить на группы по склонениям.

Здорово! Сколько вы придумали заданий. Давайте разделим на 3 группы опираясь на знание склонений имён сущ..

Работа в группах.

1 группа – выписывает сущ 1 скл. Поставить ударение, выделить окончание.

2 группа – 2 скл.

3 группа – 3 скл

Карточки для 3 человек

По д_роге, в к__лективе, к _вце, по к_пусте,

на г_р_зонте, к к_ртине, о м_л_ке.

Взаимопроверка в парах

Как справились с работой. Может у кого возникли разногласия и нужна помощь?

4Исследование по новой теме

Объединитесь в группы по 4 человека. Перед вами задача: что общего у всех слов. Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

Имена сущ, стоят в одном падеже. (Д.п, П. п., Р.п.)

Слова одного склонения.

Лишнее слово.

    К ОВЦЕ – ударное окончание, одушевлённое, 2 слога.

Какое окончание у сущ 1 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

    О МОЛОКЕ – ударное окончание. В коллективе – двойная согласная.

Как переносятся слова с двойными согласными?

Какое окончание у сущ 2 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

    ИЗ ГЛУШИ – ударное окончание, 2 слога, не словарное слово.

Какое окончание у сущ 3 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

Что можете сказать об окончании?

Сущ одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Как вы думаете, этот вывод относится ко всем падежам?

Давайте проверим.

5.Работа с учебником.

Стр 94 упр 179 устно.

Чтение вывода в учебнике.

Безударные окончания в именах существительных можно проверить

Какие слова – помощники возьмём для проверки окончаний сущ 1 скл? 2 скл?

А для 3 скл лучше взять слова глушь, рожь. (СЛАЙД 3)

Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку

в правописании окончания имени существительного

Составим план действий. (СЛАЙД 4)

Поставлю ударение в слове

Окончание ударное?

Если да, то Написание соответствует произношению.

Если нет, то Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение.

Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже.

Пушу окончание, какое и в слове – помощнике.

Посмотрите на доску. Надо вставить пропущенную букву. Как это сделать?

Для полянк…, к тропинк… .

6.Закрепление.

1.Упр 180 стр 94.

Разбор слова зарядка подробно. (СЛАЙД 5)

Остальные по вариантам (по 1 чел у доски)

Какие слова -помощники?

2. Докажи письменно, какую гласную выбираешь в окончании.

По какому слову проверяем.

на ветке (на реке)

у сирен...

к пристан....

на поезд...

к бабушк…

из избушк…

3. Определи слабую позицию. Проверяй слабую позицию по сильной.

На л…сной опушк... выросла стройн… бере..ка. Распустила она св..и с..рё..ки, разметала густые, з...леные ветви. Скоро в этой гущ... в...твей пос...лились птицы. Росла и х...р...шела берё..ка!

Кто быстро справиться: разбор 1 предложения по членам, определите падеж и склонение имён сущ.

7.Домашнее задание.

С. 95 упр 182 –разбор.

8. Рефлексия.

Какую цель ставили на уроке

Что вам больше всего удалось на уроке?

Над чем стоит ещё поработать?

Мы обязательно включим такие задания на следующем уроке.

Кто доволен своей работой?

Нужен вам сегодняшний урок и зачем? (Чтобы построить грамотно предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь склонять слова, определять падеж).

Спасибо за урок. Урок окончен.

Грамотная речь - ключ от многих дверей к успеху. А в деловом мире для ведения переговоров понадобится грамотность в письме. Чтобы не спотыкаться о каждый непростой случай написания слов, следует запомнить несколько правил русского языка.

Например, как проверить безударные окончания существительных. Здесь важно склонение: 1-е - мужской и женский род на -а/-я (книга, семья) ; 2-е - мужской род без окончания (стул, лось) и средний род на -о/-е (дело, сердце) ; 3-е - женский род на -ь (быль) . Окончания в родительном, дательном и предложном падежах в зависимости от склонения будут такими: у 3-го во всех случаях -и; у 1-го в родительном -и/ы, а в двух других -е; у 2-го -а/я, -у/ю и -е соответственно.

А в других трудных случаях как правильно написать окончание? У существительных женского рода на -ия, мужского на -ий и среднего на -ие в предложном падеже (у женского - еще и в родительном и дательном) будет писаться окончание -и (в созвездии) . После суффиксов -ушк-, -юшк, -ишк-, -ышк- у существительных женского и одушевленных мужского рода будет окончание -а (мальчишка) ; а среднего и неодушевленных мужского рода -о (пальтишко) . После суффикса -ищ- в единственном числе у существительных мужского и среднего рода следует писать -е (дубище) , женского -а (силища) ; во множественном числе у мужского и женского рода окончание -и (зубищи, ручищи) , у среднего рода -а (оконища) .

Чтобы понять, как проверить безударные окончания прилагательных, может быть достаточно поставить к ним вопрос "какой? " в нужном падеже и роде: о (каком?) синем небе и т. п. Непростой случай - притяжательные прилагательные на -ий, -ье, -ья, -ьи. В именительном (кроме муж. рода) и косвенных падежах (кроме винительного в муж. роде) у них в окончании обязательно будет мягкий знак: лисьей шубы, заячьего следа и т. п. Есть прилагательные, которые в именительном падеже, единственное число, мужской род будут писаться в краткой форме. Это слова на -йный: буйный - буен.

Главное в том, как определить безударное окончание глагола, - выяснить, к какому спряжению тот относится. Оно в случае безударного окончания определяется по суффиксу инфинитива. Ко 2-му спряжению относятся глаголы на -ить (за исключением "брить", "стелить") , а также "гнать", "дышать", "держать", "слышать", "терпеть", "вертеть", "обидеть", "зависеть", "ненавидеть", "видеть", "смотреть". Все остальные глаголы - 1-го спряжения. Производные глаголов относятся к тому же спряжению, что и те, от которых они образованы.

Итак, со спряжениями понятно. Теперь - как определить личное окончание глагола. Глаголы 1-го спряжения в безударных личных окончаниях заканчиваются на -е, -у/-ю: плачешь, плачет, плачем, плачете, плачут; 2-го спряжения - на -и, -а/-я: гонишь, гонит, гоним, гоните, гонят. Есть несколько так называемых разноспрягаемых глаголов: "бежать", "хотеть", "чтить". То, как они изменяются по лицам и числам. лучше всего просто запомнить: бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут; хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят/чтут.

Грамотный человек многими воспринимается как умный и образованный. А значит, может больше вызывать доверия и уважения к себе. Кроме того, грамотные люди лучше поймут друг друга. А это уже много значит - и не только в деловом мире.

Загрузка...