Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Пуштуны, таджики, узбеки и другие. Возвращение в Афганистан

Пуштуны - 10 миллионов человек. До 1979 года пуштуны составляли 51 процент населения страны. Однако 85 процентов из более чем 6 миллионов афганцев, бежавших в соседние страны, были пуштуны. Этнические пропорции изменились. Лишь после ухода советских войск беженцы стали возвращаться. Однако вернулись не все, и сегодня пуштунов в Афганистане, вероятно, чуть больше 40 процентов. Последние два века в стране с небольшими перерывами правили исключительно пуштуны. Свергнутый король Захир Шах, президент Наджибулла, мулла Мохаммад Омар, экс-премьер Гульбиддин Хекматиар - пуштуны. Так же, как и подавляющее большинство талибов. Правда, пуштуны воевали и на стороне Северного альянса. Например, нынешний министр иностранных дел Афганистана доктор Абдулло - пуштун. Политическую и военную поддержку пуштуны традиционно получают из соседнего Пакистана, где насчитывается более 17 миллионов пуштунов. Пуштунами и "настоящими афганцами" себя называют несколько племен, говорящих на языке пушту. Три из них наиболее многочисленны: западное племя - дуррани, восточное - гильзаи и племя карани. Подавляющее большинство пуштунов - мусульмане-сунниты. Пуштуны в основном расселены к югу от хребтов Гиндукуша. Племена дуррани живут в юго-западных областях, в районах от Кандагара до Фараха - на юге и до Герата - на западе, а также практически во всех крупных городах страны. Гильзаи проживают в южных и юго-восточных, граничащих с Пакистаном районах. Многие из них ведут кочевой образ жизни и на зиму стараются перебраться на территорию Пакистана. Со второй половины XIX века началось расселение пуштунов в области к северу от Гиндукуша, где возникло несколько пуштунских анклавов (в районах Кундуза, Меймене и Мазари-Шарифа). Общая численность пуштунов в Северном Афганистане не превышает 15 процентов всего населения этого региона. Таджики - 5 миллионов человек. Это второй по численности афганский этнос (более 20 процентов населения). Таджики - мусульмане-сунниты - традиционно в Афганистане составляют интеллектуальную элиту, поэтому их влияние в стране велико. Большинство министров, банкиров и крупных торговцев - таджики. Живут в основном в провинциях Бадахшан, Тахор, Герат, Джаузджан, Саманган, Балх, Кундуз, а также в Панджшерском ущелье и в долине Шамоли. Большинство кабульцев тоже таджики. Однако, не считая недолгого президентства Бурхануддина Раббани, таджики правили в Афганистане лишь дважды - в XIV веке и в конце 1920-х годов. Основной язык, на котором говорят афганские таджики, - дари. Язык близок к иранскому фарси, в северо-восточных регионах - к таджикскому языку. Кстати, использование термина "таджик" в Афганистане не всегда оправданно, поскольку так называют себя иногда и иные по происхождению группы, в том числе и пуштуны, говорящие на фарси. Как правило, это северные пуштуны, населяющие провинции Батгиз, Фариаб, Тахор и Кундуз. Таджики составили костяк Северного альянса. Покойный Ахмад Шах Масуд, президент Раббани, генерал Мохаммад Фахим, Исмаил Хан - таджики. Во время противостояния с талибами "северянам" активно помогали Россия и Таджикистан. Узбеки - 2,3 миллиона человек, третий по численности этнос Афганистана. Многие узбеки в Афганистане оказались в 1920-х годах, когда бежали из советской Средней Азии от преследований Красной Армии. Сегодня узбеки живут достаточно компактно в приграничных с СНГ провинциях, на территории с историческим названием Чор-Вилойет (четыре области), где ранее существовали независимые узбекские княжества, территориально практически совпадающие с провинциями Фариаб, Джаузджан, Балх и Кундуз. Местных узбеков часто называют "бывшими коммунистами". Их лидер Абдуррашид Дустум воевал на стороне просоветского кабульского правительства. Однако после ухода "оккупантов" предал президента Наджибуллу. Сейчас Дустум - один из лидеров Северного альянса и пользуется поддержкой в первую очередь Узбекистана. Афганские узбеки - мусульмане-сунниты. Говорят в основном на двух языках - узбекском и дари. Хазарейцы - 2 миллиона человек (9 процентов населения страны). Они считают себя потомками Чингисхана и его воинов, поселились на территории современного Афганистана в XIII веке. Исповедуют ислам шиитского толка и говорят на фарси. Изначально жили на границе с Персией. Однако в XVIII и XIX веках пуштуны-сунниты вытеснили хазарейцев в горные районы в центре страны. Сегодня хазарейцы населяют центр Афганистана. Живут они также в провинциях Урузган, Газни, Вардак, Гур, Герат и Кандагар. Хазарейцы-шииты - верные союзники суннитов из Северного альянса. Однако хазарейцев никогда и никто в Афганистане не приглашал разделить власть. Видимо, так же произойдет и на сей раз. Поддерживает хазарейцев главным образом шиитский Иран. Исмаилиты - 1 миллион человек, примерно 5 процентов населения. В Афганистане - две крупные исмаилитские общины: исмаилиты-хазарейцы, возглавляемые наследным пиром Сейидом Джаффаром Надири, и исмаилиты афганского Бадахшана, которыми руководят многочисленные наследные пиры. Исмаилиты-хазарейцы в основном живут в Хазараджате, в провинции Баглан, а также в Кабуле. Исмаилиты пользуются поддержкой Ирана. Туркмены - 500 тысяч человек. Туркмены-сунниты (2 процента) отдельными компактными группами проживают в северных, граничащих с СНГ районах. Киргизы - 15 тысяч человек. Населяют Ваханский коридор, достигающий границ с Китаем. В юго-западных районах Афганистана расселено около 200 тысяч белуджей, а в Кабуле и частично в Кандагаре - около 40 тысяч кызылбашей и афшаров, переселенных из Ирана в ХVIII веке. В Афганистане проживают также небольшие группы арабов, каракалпаков, бахтиар, курдов и выходцев из Индии. На Памире и в долинах рек Пяндж и Кунар проживают шугнанцы, ишкашимцы, ваханцы и мунджанцы. Их общая численность - несколько десятков тысяч человек.

Новости из Исламских стран

05.05.2014

Фаворитами президентских выборов считались доктор Абдулла Абдулла, Ашраф Гани Ахмадзай и Залмай Рассул. Предварительные данные свидетельствуют о том, что Абдулла и Гани далеко оторвались от других кандидатов.

Расклад полученных процентов на президентских выборах, на наш взгляд, дает довольно точную картину соотношения сил в самой стране, в отличие от предыдущих выборов. Например, выборы 2009 года были отмечены массовыми фальсификациями, низкой явкой избирателей, применением административного ресурса и другими нарушениями. В результате действующему на тот момент президенту Карзаю после многочисленных пересчетов все же не удалось набрать необходимые 50 % голосов для победы в первом туре, однако его соперник (тот же Абдулла Абдулла) отказался проводить второй тур, ссылаясь на невозможность обеспечения демократического голосования.

Выборы-2014 проводились в год, когда основные боевые подразделения американских, британских войск и их союзников должны покинуть Афганистан. Поэтому важно определить расклад сил перед тем, как в стране может обостриться ситуация после вывода большей части иностранных сил. В этом смысле выборы-2014 дают некоторые важные сведения.

В Афганистане традиционно главная борьба и соперничество разворачивается не столько между политическими партиями, а по этническим, клановым и религиозным линиям раздела. Именно этот срез является главным. Кандидаты в президенты тоже являются выразителями интересов крупных этнических и этнорелигиозных группировок.

Доктор Абдулла Абдулла считается политическим лидером и кандидатом таджиков Афганистана, хотя по матери он пуштун и хорошо владеет пуштунским языком, иногда даже называя себя "кабульским пуштуном". Абдулла был одним из лидеров "Северного альянса", который объединял в основном этнические меньшинства севера Афганистана и боролся с "Талибаном".

Ашраф Гани Ахмадзай и Залмай Рассул являются пуштунами, при этом Рассула поддержал брат нынешнего президента Афганистана Хамида Карзая Кайюм, который тоже одно время выдвигался на пост президента, но потом снял свою кандидатуру. Гани Ахмадзай и Рассул имеют многолетние связи с западными странами и институтами, особенно первый, который, несомненно, является полностью подконтрольной фигурой даже в большей степени, чем уходящий президент Хамид Карзай.

В Афганистане существует институт вице-президентов, так что каждый кандидат мог выбрать двух кандидатов. Абдулла выбрал хазарейца Мохаммада Мохаккика и пуштуна Мохаммада Хана, Гани - узбека Рашида Достума и хазарейца Сарвара Даниша, а Рассул - таджика Ахмада Зия Массуда и хазарейку Хабибу Сароби. Таким образом, получилась почти полная палитра представительства всех основных этнических групп.

Однако результаты выборов выявили четкое разделение по местам расселения этнорелигиозных групп населения. Большинство таджиков и хазарейцев проголосовало за Абдуллу, большинство пуштунов и узбеков - за Гани Ахмадзая, а Рассулу отдали голоса лишь часть пуштунов и таджиков.

Пуштуны составляют около 45-48 % населения Афганистана, таджики - около 35-38 %, а хазарейцы и узбеки - по 7-10 % (хазарейцев немного больше). При этом почти все хазарейцы являются шиитами, в отличие от других основных этнических групп, в том числе таджиков, хотя среди последних есть некоторое количество шиитов, проживающих в районе Герата.

Таким образом, в Афганистане довольно четко проступают контуры образования двух основных этнополитических группировок, которые будут бороться за власть в стране, но кроме них образуются и более мелкие лагери. Таджики и хазарейцы против альянса пуштунов и узбеков - это значит, что формат "северного альянса", в который входили таджики, узбеки и хазарейцы, остался в прошлом.

Хотя альянсы в Афганистане очень часто нарушаются и стороны все время образуют, казалось бы, странные союзы, но на сей раз, видимо, основной водораздел обозначился довольно прочно. Таджикско-хазарейский альянс будет бороться против возвращения талибов к власти и за реформу в стране, которая даст больше прав регионам. Пуштуны и узбеки, в свою очередь, могут использовать талибов в качестве орудия (ударной силы) для ослабления позиций таджиков и хазарейцев.

Если мы посмотрим на карту Афганистана, то четко видно, что в районах, где отмечается активность талибских армий, проживают значительные группы пуштунов или узбеков, либо обеих. И наоборот, в районах, где преобладает таджикское или хазарейское население, талибы почти не имеют опору.

Именно поэтому на севере Афганистана, где талибы были традиционно слабы, их активность за последние годы возросла в таких провинциях, как Кундуз, Тахар, Фариаб, где живет много пуштунов и узбеков. А в районе города Мазари-шарифа, который населен в основном таджиками, талибы не заметны. Такая же ситуация в провинциях Гор, Дайкунди и некоторых других, где живут хазарейцы.

Можно сказать, что западное присутствие в Афганистане привело к образованию мощного прозападного альянса, который объединяет, формально или неформально, совершенно разнородные силы. В одном лагере оказались вестернизованные, светские пуштуны (такие как Ашраф Гани, например) и талибы. К ним же примкнуло большинство узбеков, наиболее влиятельной фигурой среди которых до сих пор выступает бывший просоветский генерал Абдулрашид Достум.

Другой альянс, состоящий из хазарейцев, которые традиционно ориентируются на Иран (в силу своей религиозной принадлежности) и таджиков, стремится не допустить доминирование пуштунов в центральных органах власти, как это было десятилетиями. Тем более сейчас само существование этнических и религиозных меньшинств поставлено под вопрос, так как Запад и пуштуны Афганистана используют такую брутальную и жестокую силу, как вооруженные формирования талибана.

Можно утверждать, что некоторые лидеры таджиков и хазарейцев возлагают надежду на Россию и Иран, которые могут гласно или негласно оказывать им поддержку. Эти две группы населения составляют примерно 42-45 % населения, они имеют большинство в трех из четырех крупнейших городов Афганистана - в столице Кабуле, центре западного Афганистана Герате и центре северного Афганистана Мазари Шарифе. Предварительные результаты выборов показывают, что в Кабуле Абдулла набрал 50 % голосов (Гани 34 %), в провинции Балх (центр Мазари Шариф) - 57 %, а в провинции Герат - 66 %.

Если Россия и Иран не будут оказывать помощь группам населения, выступающим против талибов и доминирования в стране пуштунов, существует риск возобновления крупномасштабных столкновений. В свою очередь, это грозит переносом дестабилизации в страны Средней Азии (особенно в Таджикистан и Узбекистан), что не входит в интересны Москвы. Именно эта часть пуштунских кланов может быть заинтересована в усилении позиций таджиков и хазарейцев, чтобы совместно с ними контролировать большую часть территории страны.

Вывод войск западной коалиции из Афганистана представляет еще одну угрозу для некоторых стран региона. Основной прежде маршрут движения грузов и войск - через Пакистан - оказался под натиском различных группировок боевиков в Пакистане. В результате Запад обратился с просьбой к среднеазиатским странам и России провести грузы, возвращаемые в Европу, через эти страны. Для этого на территории России, в районе Ульяновска, даже был создан центр транзитных перевозок.

Однако под предлогом осложнения отношений с Россией западные страны стали разрабатывать маршрут, проходящий через Туркменистан и Кавказ (Азербайджан, Грузия). Азербайджанские власти предлагали воспользоваться железной дорогой Баку - Тбилиси - Карс, однако график строительства данной дороги пока отстает от намеченного.

Тем не менее небольшая часть грузов уже поступает из Афганистана в Турцию и Европу через кавказский регион. Если этот поток усилится, он может привести к усилению позиции США в Азербайджане и Грузии, где вслед за военными грузами могут появиться транзитные и временные (или постоянные) базы с западным военным персоналом. В свете разговоров о предоставлении Грузии т.н. MAP (плана по членству в НАТО) усиление военного сотрудничества США с кавказскими странами представляет угрозу интересам региональных стран (прежде всего, России и Ирана).

Image caption В Афганистан были призваны более 15 тысяч таджикистанцев

Афганская война для многих жителей советского Таджикистана началась задолго до официальной даты ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Первыми по заданию компартии были подняты резервисты, которым на сборы дали ровно час.

В начале декабря, за месяц до начала вторжения, без предупреждения офицер запаса Советской Армии Хусейн Хасанов был поднят буквально с постели и отправлен на таджикский военный полигон "Ляур", а затем в узбекский Термез, на узбекско-афганскую границу.

"Собирали офицеров запаса и солдат. Поднимали нас прямо с постели. Не давая возможности попрощаться с семьей. На полигоне собрали целую вооруженную армию в полной боевой готовности. Через некоторое время нас направили в Термез. Нам сказали - на военные учения. Про Афганистан никто ничего не говорил", - рассказал Хусейн Хасанов.

Image caption За месяц до начала вторжения Хусейн Хасанов был отправлен на узбекско-афганскую границу

О сложной военно-политической ситуации в соседнем Афганистане жители Таджикистана узнавали из сообщений в СМИ. Программы иновещания республиканского радио прокручивали обращение лидеров НДП Афганистана, просивших помощи у Советского Союза. Понять просьбу афганских коммунистов Кармаля и Тарики, говоривших на дари, было не сложно. Таджикский, персидский и дари – один язык.

Паника и слухи

Вскоре жители Душанбе и приграничных районов республики стали свидетелями переброски тяжелой техники, которая шла в одном направлении, на юг, в сторону Афганистана. Между тем, никаких официальных сообщений не было, что вызывало панику и множество слухов среди населения, рассказывает участник афганской войны Вали Саерабеков.

"По танкам на улице начали догадываться, что происходит что-то на границе. Но никакой информации официальной не было. Начали появляться слухи. Встретил знакомого, который собрал всю свою семью, оставил дом и срочно перебрался в горы прятаться. Многие думали, что началась масштабная война. Америка напала не только на Афганистан, но и собирается напасть на Таджикистан", - вспоминает те дни офицер-переводчик Вали Саерабеков.

Image caption Офицер Саттор Джалилов встречал ограниченный контингент в Афганистане

Многие советские солдаты о своем направлении в Афганистан узнавали перед самым вылетом в Кабул. О месте прохождения службы не извещали и родных. Офицер Саттор Джалилов встречал ограниченный контингент в Афганистане.

"Когда ввели туда войска наши, солдаты и офицеры не думали, что им придется воевать. Многие полагали, что они вошли для поддержки и защиты правительства и национальной армии Афганистана. В первые дни советским войскам противостояли небольшие группировки, состоящие из 10-15 человек. Война потом началась", - говорит военный.

Получив сообщение о вводе войск, Саттор Джалилов не предполагал, что речь идет не об очередной спецоперации, а о крупномасштабной войне. О планах руководства знали единицы. Не только в Афганистане, но и в Союзе.

"На аэродром Баграм каждые две минуты садился советский борт. И при включенном двигателе оттуда выезжали тяжелая техника, танки, и на ходу десантируются солдаты. И так до утра", - говорит Саттор Джалилов.

Душман и предатель

Офицер Вали Саерабеков рассказывает, как сложно приходилось советским мусульманам. Он вспоминает до сих пор вопрос, который чаще других задавали ему мирные афганцы и командиры моджахедов: как тысячи советских мусульман согласились воевать с единоверцами. Это обстоятельство сильно осложняло службу и среди своих.

Image caption Вали Саерабеков служил в Афганистане офицером-переводчиком

"С проявлениями недоверия боролись, но чаще всего это происходило среди рядовых солдат. Дедовщина была очень сильна в советской армии, даже в условиях войны. Молодой таджик рассказал мне, что готов перебежать к моджахедам или расстрелять своих сослуживцев. Причина была в том, что они называли его душманом и предателем и говорили, что не доверяют солдату", - вспоминает Вали Саерабеков.

По официальным данным, выполнять интернациональный долг в Афганистан были призваны более 15 тысяч таджикистанцев. 366 из них погибли. Почти в каждом полку, разведотделе служили таджики, которые выполняли роль переводчиков.

Груз-200

Военный термин, вошедший в обиход после войны в Афганистане и обозначающий транспортировку убитых или умерших людей в запаянном цинковом гробу до места захоронения. Произошел от названия документа, сопровождавшего труп - типовая форма № 200. Если транспортировался раненый, а не убитый, заполнялась форма № 300 - отсюда термин "Груз 300".

По словам Вали Саерабекова, в середине войны моджахеды поменяли тактику ведения войны. Это была не просто партизанская война, противники убивали простых солдат. На родине, особенно в советских азиатских республиках, груз-200 встречали и хоронили целыми селениями. Росло народное недовольство. В Кремле об этом знали, и в последние годы число призывников из Центральной Азии на службу в Афганистан заметно уменьшилось.

"В последние годы моджахеды старались уничтожать живую силу. Они понимали, как это ощутимо. Назревало недовольство среди людей. Понимали это и в руководстве Советского Союза. Старались решить", - делится воспоминаниями офицер.

Решение о вводе советских войск в Афганистан многие участники афганской войны и жители страны считают политической ошибкой руководства Советского Союза. Однако отвечать за эти ошибки должны не солдаты, выполнявшие приказ, а ответственные лица, принявшие это решение.

Таджикистан и Афганистан разделяют 1500 километров границы. Эти участки до сих пор считаются опасными. Непрекращающиеся попытки трафика наркотиков и оружия через таджикско-афганскую границу вызывает озабоченность властей страны.

Этническая карта Таджикистана. Памирцы и ягнобцы из таджиков не выделены.

Пожилой таджик.

Области расселения таджиков в Средней Азии и Афганистане не образуют цельного ареала. С одной стороны это связано с тем, что оседлое таджикское население издавна привязано к земледельческим оазисам и долинам, разделённым пустынями и горными хребтами. С другой стороны таджикские поселения часто отделены между собой порой значительными массивами узбекской и пуштунской этнической территории, что отражает исторические процессы вытеснения персоязычия из Средней Азии динамичными тюркской и пуштунской общностями, начавшиеся соответственно в XI и XIV веках. Население многих таджикских областей является смешанным, в ряде местностей таджикские селения представляют собой островки среди иноязычного окружения, являясь по сути реликтами древнего сплошного таджикского ареала.

Таджикоязычные города

Таджики составляют около 45 % населения Кабула, приближающегося к 3 миллионам человек. Другими крупными городами, где преобладает таджикский язык являются:

  • В Афганистане: Газни, Герат, Мазари-Шариф
  • В Таджикистане: Душанбе, Худжанд

Из них особое положение занимает Душанбе — столица Республики Таджикистан, созданная в отличие от остальных городов, ведущих свою историю со Средневековья или со времён Античности, в советский период. Из 679,4 тыс. населения Душанбе 83,4 % составляют таджики.

Северные таджики

Таджикская женщина. Душанбе

Носители северотаджикских говоров таджикского языка населяют области к северу от Памиро-Алайских гор и некоторые прилегающие районы к югу от него: Ферганскую долину, бассейн Сырдарьи, Зеравшана, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Варзоба, — расположенные в Согдийской области, Варзобском и Гиссарском районах Таджикистана, Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Джизакской, Ташкентской, Наманганской, Ферганской областях Узбекистана, а также прилегающих районах Киргизстана. Традиционно в этих областях таджикское население живёт чересполосно с узбекским. Основные таджикские ареалы на севере: Бухарский оазис, Самаркандский оазис, Чуст, Касансай, Байсун, Дербент, Верхний Чирчик — в Узбекистане; Худжанд, Канибадам, Исфара, Истаравшан, Ашт, Пенджикент, Варзоб — в Таджикистане.

  • Согдийская область Таджикистана — 77,9 %
  • Всего по Узбекистану — 9,1 %, включая:
    • Сурхандарьинская область — 13,7 %
    • Самаркандская область — 8-10 %
    • Наманганская область — 8,9 %
    • Ферганская область — 5,7 %
    • Кашкадарьинская область — 5,8 %
    • Ташкентская область — 4,9 %
    • Бухарская область — 3,6 %
    • Андижанская область — 1,7 %
    • Джизакская область — 2,4 %
    • г. Ташкент — 1,0 %

Проблема таджиков в Узбекистане. Тюркизация Средней Азии

Таджикская женщина.

Официальная статистика оценивает долю таджиков в населении Узбекистана ок. 5 %. Между тем таджикский язык является родным для многих из числа жителей страны. При этом многие таджикоязычные граждане Узбекистана по паспорту записаны узбеками и сами идентифицируют себя с узбеками, что особенно характерно для больших городов, таких как Бухара и Самарканд, где до сих пор таджикский язык остаётся основным языком коренного населения старого города. Данный феномен объясняется, во-первых, особенностями советского национального строительства, когда при создании Узбекской ССР таджикоязычное население массово записывалось «узбеками», и последующей политикой «узбекизации», продолженной и в независимом Узбекистане. С другой стороны, это отражает нечёткость таджикской самоидентификации вне соответствующего национального государственного образования и прагматичный подход к определению своей национальности.

Советская и постсоветская «узбекизация» таджиков Узбекистана является продолжением давнего исторического процесса тюркизации оседлого населения оазисов Средней Азии и вытеснения персоязычия в пределы городов или отдалённые горные области. Вытеснение персо-таджикского языка происходило и со стороны других тюркских языков, например, древний персидский город Мерв перешёл на туркменский язык в XVII веке. Этот процесс особенно усилился в XIX веке, и был остановлен только созданием Таджикской ССР с персоязычной элитой.

На сегодняшний день таджикский язык не обладает никаким статусом на территории Узбекистана и имеется устойчивая тенденция к его вытеснению. Поскольку узбекское население, сформированное на значительном иранском субстрате, культурно практически идентично таджикам, интеграция последних в узбекскую общность происходит без существенных трудностей. Общее количество таджикоязычного населения Узбекистана не подсчитывалось и может быть оценено лишь приблизительно. Некоторые источники называют цифру в 25-30 % населения страны.

Южные таджики

Южные таджики занимают районы Таджикистана к югу от Душанбе в долинах Кафирнигана, Вахша и Пянджа: Гиссар, Каратегин, Хатлон, Дарваз, Ванч и др. Отдельные таджикоязычные кишлаки располагаются также на Памире в ГБАО. В Гиссарской долине и Хатлоне таджикские кишлаки также сильно перемешаны с узбекскими.

Доля этнических таджиков в указанных областях:

  • Районы республиканского подчинения Таджикистана — 81,4 %
  • Хатлонская область — 78,6 %
  • Горно-Бадахшанская автономная область — 32 %

Таджики Афганистана

Определение доли таджиков в населении Афганистана наталкивается на значительные трудности, как и сам подсчёт его. Связаны они не только с отсутствием полноценного учёта населения, но и с нечёткостью национальной самоидентификации, наличием разных региональных и племенных персоязычных групп и массовой эмиграцией в период гражданских войн. Разные источники приводят разные оценки: от 27 % населения страны до 38 %. Это может составлять от 8 до 11 млн чел.

Таджики составляют большинство в северо-восточных и западных провинциях Афганистана: Балх, Тахар, Бадахшан, Парван, Панджшер, Каписа, Баглан, Гор, Бадгис, Герат. Значительные группы таджиков населяют также другие провинции страны. Как и в Средней Азии, таджикские этнические области сильно разобщены как пустынными областями, так и этнической территорией узбеков, туркменов, пуштунов, хазарейцев, чараймаков и др.

Таджиков Афганистана можно разделить на следующие группы:

  • Таджики Балха и Бадахшана, продолжающие южнотаджикский ареал Таджикистана.
  • в районах Кабула, Парвана и Газни.
  • Фарсиваны запада — преимущественно шиитское население бассейнов Герируда и озера Хамун, продолжающее персов Иранского Хорасана и Систана.

Таджики Пакистана

В Пакистане насчитывается около миллиона персоязычных жителей, сосредоточенных прежде всего в больших городах. Проживает также более 200 тыс. таджикских беженцев из Афганистана. Интересное явление представляет архаичная персоязычная община Читрала, населяющая деревню Мадаклашти к юго-востоку от административного центра округа и насчитывающая ок. 1,5 тыс. чел. — потомки таджикоязычных кузнецов из Афганистана, переселившихся в Читрал в начале XVIII века.

Таймани

Афганская война началась задолго до официальной даты ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

По официальным данным, выполнять интернациональный долг в Афганистан были призваны более 15 тысяч таджикистанцев. 366 из них погибли. Почти в каждом полку, разведотделе служили таджики, которые выполняли роль переводчиков.

Таджикские "афганцы" считают, что участники той войны незаслуженно забыты, хотя честно выполняли свой долг перед страной, которой уже нет.

Одина Мухиддинов, 51 год

Я получил повестку в 1983 году. Группа, в составе которой я оказался в Туркмении, состояла в основном из таджиков. Кроме военной подготовки нас обучали арабскому шрифту.

Вопросы, конечно, были - зачем мы учим арабский алфавит, но никто из нас не решался спрашивать об этом офицеров. Служба родине была для всех священным долгом, так нас воспитывали.

Я узнал об отправке в Афганистан от руководства военной части, новобранцев попросили связаться с родными и рассказать им о месте службы.

Шел третий год войны, уже были погибшие, поэтому нам позволили попрощаться с родителями. Ко мне приехал отец. Понимал ли я, что это может быть нашей последней встречей? Конечно, нет.

До службы в Афганистане я не интересовался этой кампанией. Все, что я знал, ограничивалось новостными репортажами, которые очень сильно отличались от реальности, которую я увидел позже.

Советским солдатам из мусульманских республик было непросто. Афганцы осуждали нас. Но таджикам было еще сложнее, потому что нас с афганцами объединял не только язык, но и общая в прошлом история и культура. Это несколько напрягало руководство, которое не до конца доверяло своим солдатам.

Однажды в районе афгано-пакистанской границы я задержал афганского военного, воевавшего против правительственных войск. Я его разоружил, привел в часть. Офицеры были очень недовольны мной. Они пытались выяснить, почему я его не убил, а привел в часть, разоружив. Появилось недоверие ко мне. Мне было сложно убедить военное начальство в том, что мне, 18-летнему парню, сложно, глядя человеку в лицо, видя его глаза, расстрелять его.

До войны, на которую я попал, часто смотрел фильмы про войну с фашисткой . Я и предположить не мог тогда, что увижу боевые действия наяву.

Никто не хотел воевать. Наверное, каждый про себя задавал себе вопрос, а зачем я здесь, но вслух никто никогда этого не произносил. Мы выполняли приказ. Никто не спрашивал нашего желания.

Считаю ли я ошибкой ввод войск в Афганистан? Я полагаю, что СССР очень много сделал для афганского народа. Велось активно строительство школ, больниц, дорог, мостов. Афганцы относились к нам неплохо, хотя постоянно спрашивали о том, что мы делаем в чужой стране.

За участие в афганской войне мне присудили орден, который я до сих пор не получил. В списках минобороны я значусь, но орден до меня не дошел.

Аскарали Баротов, 55 лет

Ранним утром 1981 года наш полк, расквартированный в узбекском Термезе, разбудили и приказали идти. Никто не знал, куда мы направляемся. О том, что мы в Афганистане, ребята поняли по надписям на улицах. Но никто и не представлял, что значило наше место службы.

Что такое война, я понял практически в первые дни после прибытия в Афганистан. Гуманитарный конвой, который я сопровождал, попал под обстрел, длившийся почти 12 часов. Это было как в кино, но только по-настоящему. Было очень страшно. Нас обстреливали, мы отстреливались. Мы проходили узкий горный участок, а позиции моджахедов располагались повыше. Мы плохо знали местность, не были подготовлены к ведению боевых действий в горных условиях. Наши противники были у себя дома и отлично владели техников боя.

Трудно передать словами картину, которую я увидел, когда все закончилось. Повсюду лежали тела погибших солдат, стонали раненые. Наш командир не выдержал и заплакал, ведь большинство убитых в бою были недавние призывники.

Солдаты не обсуждали эту войну между собой, но воевать никто не хотел. Умирать никто не хотел. Это был приказ. Мы принимали это как судьбу. Мы были обречены.

Иногда по службе мы выходили в город. Особенно интересно было прогуливаться по афганским рынкам. Часто покупали фрукты, особенно те, что видели впервые. Многого не было в СССР. Таджики и узбеки покупали лепешки. В военной части выпекали хлеб, а мы скучали по лепешкам.

Самым тяжелым моментом стал случай с моими однополчанами. Во время одного из проездов мы попали под обстрел. Двое из наших сослуживцев, чью машину взорвали, не смогли догнать БТР. На следующее утро мы поехали их искать. Нашли через пару часов их изуродованные и изувеченные тела. Их жестоко пытали, а потом убили. Мы все плакали, глядя на тех, с кем еще вчера шутили и мечтали о будущем. Никто не стеснялся своих слез.

После возвращения домой я еще в течение долгого времени боялся выходить ночью на улицу. Ничего не мог с собой поделать.

Тогда мы были уверены, что выполняем свой долг.

Многих из "афганцев" уже нет в живых. Умерли молодыми от последствий контузий, ранений, стрессов, депрессий. Афганская война навсегда изменила судьбы всех тех, кто в ней участвовал.

Мне было 22 года. Я заканчивал учебу в госуниверситете Ленинграда, на факультете восточных языков. Со мной учились еще четверо моих земляков из Таджикистана.

Перед самым выпуском к нам приехали представители генштаба СССР. Они предложили пройти службу в Афганистане.

Теоретически мы могли отказаться от этого предложения, но все мы хорошо понимали, что в дальнейшем отказ может негативно отразиться на нашей карьере.

Это был 1985 год. К тому времени советских солдат извещали о месте прохождения службы.

Война шла уже шесть лет. Росло число погибших, нарастало социальное недовольство и возмущение людей. Каждый привезенный из Афганистана груз-200 вызывал огромный общественный резонанс.

Вокруг люди жили в мире, уже был определенный достаток, а тут привозят тела молодых ребят. Солдат отправляли на войну в чужую страну, и делалось это принудительно.

На родине, особенно в советских азиатских республиках, груз-200 встречали и хоронили целыми селениями. Росло народное недовольство. В Кремле об этом знали, и в последние годы число призывников из Центральной Азии на службу в Афганистан заметно уменьшилось.

Открыто критиковать советское руководство боялись, но известны случаи, когда убивали представителей минобороны, доставлявших груз-200.

Я попал в самую горячую точку - в Панджшер. К тому времени там фактически не осталось мирного населения. Оно было полностью эвакуировано.

Самые масштабные операции советских войск против моджахедов прошли на севере Афганистана.

Высокогорные кишлаки были заминированы. Одно неосторожное движение, подрыв - лишаешься ног, рук, умираешь. Уходя из части на задания, никто не знал наверняка, что вернется.

Все войны бессмысленные, не исключение и афганская война СССР.

Вроде хотели добра, а в итоге получили сотни, тысячи убитых, искалеченных молодых мужчин. Не зря говорят, что благими намерениями устлана дорога в ад.

В самом начале военной кампании более половины афганцев одобряли ввод советских войск, но уже в конце войны отношение к СССР сильно изменилось.
Война продолжалась, гибли люди, росло недовольство.

Росло недовольство и в афганской правительственной армии. Афганцев силой забирали в армию. Воевать никто не хотел. Началось массовое дезертирство из афганской армии. Люди покидали расположение своих военных частей. Убегали по тем самым заминированным тропам и подрывались. Это были дехкане (крестьяне - Би-би-си), насильно призванные в армию.

Война в Афганистане была большой политической ошибкой СССР. Печально, что интересы политиков и государства нередко стоят выше человеческой жизни.

Загрузка...