Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация инвалидов

Реабилитационный процесс чаще осуществляется на уровне личности, субъекта деятельности и социального субъекта с учетом его индивидуальности. Однако все больше исходным становится состояние здоровья ребенка во всех сферах, включая душевно-духовную.

Разные авторы рассматривают четыре основные варианта понятия «реабилитация»: а) педагогическая реабилитация; б) медицинская реабилитация; в) психологическая реабилитация; г) социальная реабилитация, а также и множество их комбинаций и промежуточных вариантов: психолого-педагогическая реабилитация; социально-психологическая реабилитация; социально-педагогическая реабилитация; медико-педагогическая реабилитация; психолого-медико-педагогическая реабилитация и т. п.

Существуют различные точки зрения на явление реабилитации:

Реабилитация во всех видах есть результат воздействия не только на отдельные психофизические функции ребенка, но и на личность в целом.

Реабилитация есть последующая ступень адаптации. Если адаптация рас­сматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, то реабилитация есть восстановление, активизация личности. Таким образом, необходима опора на адаптаци­онный аппарат: физиологический, психологический, биологический, социальный.

Социальная реабилитация – непрерывный процесс, способствующий проявлению новых качественных характеристик ребенка.

Реабилитацию ребенка нельзя рассматривать в отрыве от воспитывающей его семьи, которая обязана способствовать раскрытию реабилитационных возможностей.

Социально-психологическую реабилитацию не следует понимать как абстрактную категорию, она имеет свою направленность и специфику для каждого возрастного этапа, конкретных особенностей развития ребенка (Н.В. Морова 1998).

Соединяя разные определения в один перечень, можно получить примерный список реабилитационных задач ,

1) восстановление самоуважения и жизнерадостности, веры в свои силы, чувства безопасности;

2) восстановление адаптационных способностей;

3) восстановление активности ребенка, подростка как субъекта своей жизнедеятельности;

4) восстановление своей социальной значимости и на этой основе выстраивание социально-ценных жизненных планов;

5) восстановление и укрепление общеучебных умений и навыков, способности к волевому усилию;

6) восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания, первичным коллективом, семьей и средой неформального общения;

7) восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.

Педагогический смысл реабилитации создание среды (условий) для восстановления потенциала естественного развития сил ребенка: познавательных, физических, эмоциональных, когнитивных, и главное – духовно-нравственных, его гармоничности и целостности.

Эффективность реабилитационного процесса, по мнению многих его исследователей, напрямую связана с комплексным подходом к нему. Подчеркивается первичность психолого-педагогических средств по отношению к медицинским, именно отсюда берет начало представление о социально-психологической реабилитации в ее комплексном понимании, которое стало получать особо отчетливые очертания в 90-е годы XX века.

Позиция Министерства образования РФ была сформирована в 1992 году, исходя из определения реабилитации как комплекса психолого-педагогических, а, при необходимости, и медицинских мероприятий, направленных на коррекцию, восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных психофизических функций. Дети с отклонениями в развитии, дети-сироты, дети-правонарушители, дети из семей, относящихся к группе социального риска, были обозначены как приоритетный объект реабилитации.

Предлагаемые изменения ожидаются при таком понимании в ходе взаи­мосвязанных процессов диагностики и коррекции. Очевидно, предполагается активное внешнее воздействие специалиста, в первую очередь специального психолога, проводящего диагностику и осу­ществляющего коррекцию. В то же время, без ведущей внутренней активности самого реабилитанта результат не будет достигнут.

На основании научных исследований можно заключить, что, практически, любая воспитательная и образовательная деятельность может иметь реабилитационный эффект.

Выделяются общие характеристики, присущие воспита­тельным, образовательным системам:

а) широкое использование реабилитационного потенциала учебно-воспитательного процесса;

б) создание благоприятного социально-пси­хологического климата, условий для развития каждого ребенка, независимо от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей, на­клонностей;

в) целенаправленное формирование навыков здорового образа жизни;

г) интеграция деятельности педагогов, психологов, медицинских и социальных работников.

Наиболее эффективно социально-психоло­гическая реабилитация протекает в условиях гуманистической воспитательной системы, которая изначально ориентирована на личность каждого ребенка, на восстановление и развитие его способностей, на создание особой обстановки социальной защищенности и творческого содружества воспитателей и воспитанников, что значительно влияет на развитие внутреннего реабилитационного потенциала.

Социально-психологической деятельности и социальной работе внутренне изначально присуща реабилитаци­онная составляющая. То есть сама специфика работы специального психолога предпо­лагает действия не в коррекционном плане, через внешнее вмешательство и исправ­ление, а через создание условий для возрождения, то есть в реабилитационном ключе.

Педагогическая реабилитация как восстановление человеческого в человеке, блестяще продемонстрированная А.С. Макаренко, В.Н. Сорокой-Росинским, С.Т. Шацким и др., осуществлялась гораздо шире и глубже, чем на уровне лишь восстановления собственно социальных связей и нормы поведения.

Психологическая реа­билитация в образовании тесно связана с другими ее видами и является усло­вием эффективности упомянутого реабилитационного комплекса социально-психолого-педагогических влияний с использованием прикладного медицин­ского знания.

В отличие от коррекционного реабилитационный подход опирается на внутренний восстановительный потенциал человека. Широко известны слова И.П. Павлова, что человек есть система в высочайшей степени само­регулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая.

Социально-психологическая реабилитацияесть процесс и результат восстановления максимально доступной ребенку с его «особенностями» целостности, гармоничности бытия и взаимодействия с окружающим миром, активной способности к самоосуществлению. Тем самым создаются условия для дальнейшего нормального, т. е. максимально возможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека.

Все больше в последнее время при обсуждении условий обеспечения социально-психологической реабилитации детей с нарушениями в развитии средствами образования встречаются и используются понятия «реабилитационное пространство», «реабилитационная среда», «реабилитационное поле», каждое из которых подчеркивает опосредованность реабилитационной работы, осуществление ее через формирование средовых качеств, в силу которых в каждом помещенном туда «проблемном» ребенке невольно и естественно запускаются внутренние, присущие человеку реабилитационные механизмы.

Реабилитационная среда соотносится с масштабом образовательного учреждения, она является частью реабилитационного пространства в социуме или его части. В рамках образовательной среды, может создаваться некое реабилитационное поле вокруг особо нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации детей в специфически созданных условиях и ситуациях.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите, как изменялось терминологическое обозначение детей, имеющих различные нарушения.

2. Дайте общую характеристику детей с нарушениями в развитии.

3. По каким параметрам (признакам) классифицируют нарушения развития?

4. Дайте определение «адаптации». Какие формы адаптации вы знаете?

5. В чем, на ваш взгляд, заключается дискуссионность проблемы (вопросов) интеграции?

6. Каковы основные задачи социально-психологической реабилитации?

7. От каких условий зависит эффективность социальной реабилитации?

Литература

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: SVR – Аргус, 1994.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

3. Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Дисс. на соискание уч. степени доктора пед. наук / РАО. – М., 1998.

4. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; Под ред. Д.С. Шилова. – М.: «Академия», 2001.

5. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Холостовой Е.И. – М., Институт соц. работы Ассоциации работников соц. служб, 1996.

6. Симоно К.К. К вопросу о терминологии // Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. – М., 1992.

7. Теория и методика социальной работы: Краткий курс / МГСУ, Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.

8. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


Похожая информация.


Увеличение удельного веса пожилых людей в составе населения, изменение социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом Краснова О. В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. -- 1998. -- № 3. -- с. 34-59..

Основные принципы работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям.

Пожилой человек должен помнить, что всегда есть специалисты, которые могут разобраться в тяжелой жизненной ситуации.

Социально-психологическая реабилитация органично связана с другими ее формами. Социально-психологическая реабилитация позволяет пожилому человеку успешно адаптироваться в окружающей среде и обществе в целом, обрести морально-психологическое равновесие, уверенность в себе, устранить психологический дискомфорт, зажить полноценной полнокровной жизнью.

Сущность реабилитации может быть глубже понята позиций системного подхода. С точки зрения данного подхода, реабилитация представляет одновременно и цель (восстановление и сохранение статуса личности) и процесс (имеющий биопсихологические и социальные механизмы) и метод подхода к человеку, нуждающемуся в реабилитации. Зоткин Н. В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы. -- Самара: Издательство «Самарский университет», 1996. -- С. 7-12 Реабилитация - это система отношений «человек - среда», где человек выступает как организм и личность, как открытая система, а среда как единство биологических и социальных факторов.

Социально-психологическая реабилитация является одним из приоритетных видов реабилитации. Это объясняется тем, что современная концепция старости значительно расширила и сделала более полным понимание всех аспектов этого явления. В частности, стал очевидным психологический аспект проблемы, который раньше игнорировался. Пришло понимание того, что пожилой человек изменился психологически. Люди пожилого возраста представляют собой группу с точки зрения психологической и социально-психологической дезадаптации, проявляющейся в нарушении взаимодействия между человеком и его социальным окружением. Причиной тому служат ограничение жизнедеятельности и социальная изоляция.

Социально-психологическая реабилитация подразумевает обретение пожилым человеком устойчивости, гармоничности, бодрости. Социально-психологический аспект реабилитации направлен на то, чтобы максимально задействовать все сохранившиеся ресурсы личности, для реализации реабилитационной задачи, направлять, корректировать, оптимизировать личность на пути достижения поставленных реабилитационных целей.

В социально-психологической реабилитации пожилых людей основная задача социального работника «не избавить от проблемы», с которым пришёл к нам клиент, а научить жить максимально использую компенсаторные возможности психики и особенности личности.

Пожилым людям в нашем обществе требуется высокая эмоциональная устойчивость, оптимизм, чтобы выделить для себя позитивное направление саморазвития, нацеленное на сохранение себя как личности, на продолжение активной жизнедеятельности.

Проблема социализации и социально-психологической реабилитации пожилых людей является в настоящее время одной из самых актуальных не только для психологической науки, но и для общества в целом. Исследование особенностей протекания кризиca пожилого возраста у людей, находящихся в разной общественной и социальной ситуации, позволяет выявить новые, не известные до настоящего времени факторы и закономерности генезиса психики. С точки зрения социальной практики, для общества, тем более общества, переживающего переходный период, психологический комфорт и устойчивость большой группы людей, которая увеличивается в последние десятилетия, служат важными показателями общественного устройства и фактором социальной стабильности.

Анализ общих закономерностей социальной реабилитации пожилых людей требует строгого определения этого понятия и соотнесения его с близким понятием социализации. Социальную реабилитацию признают одним из механизмов социализации. Во-первых, она позволяет «личности (группе) активно включиться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения». Во-вторых, она дает индивиду возможность принимать социальные роли в процессе адаптации. Социализацию и социальную реабилитацию рассматривают как процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Краснова О. В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. -- 1998. -- № 3. -- с.43

В то же время не возникает ни малейших сомнений в том, что проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Успешная социализация пожилых людей - одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Психологическая составляющая стиля жизни является одной из наиболее острых и на сегодняшний день мало исследованных проблем, связанных с пожилыми людьми. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни

Говоря о социальной адаптации и реабилитации применительно к пожилым людям, М.Д.Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе. Некоторые авторы называют старость «возрастом плохой адаптации», которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей обстановке» . Н.В.Панина , изучая проблемы адаптации и реабилитации пожилых людей к статусу пенсионера при помощи личностно-ролевого подхода, предположила, что социальная адаптация пожилых заключается во вхождении в круг ролей, соответствующих статусу пенсионера. При этом адаптация представляется в составе двух компонентов: социального - ролей, соотносящихся с данным статусом (нормативные модели поведения), и личностного - деятельности индивида по выполнению этих ролей. Роли, соотносящиеся с данным статусом (нормативные модели поведения), зависят от конвенциональных ожиданий, т.е. нормы и требования, предъявляемые к индивидам, достигшим границ определенного возраста, изменяются в зависимости от ожиданий окружающих. Изменяются не только нормативные параметры ролей, но и сам круг определенных ролей, соотносящихся с данным возрастом и социальным статусом. На уровень конвенциональных ожиданий, предъявляемых к роли в социальной микросреде, оказывают влияние общекультурные нормы и ценности, характерные для конкретной общественной системы, а также нормы и требования малых социальных групп (коллектива, семьи, групп общения). В период, когда статус индивида стабилен, ожидания в большинстве случаев приведены в соответствие с результатами деятельности - индивид находится в состоянии психосоциального баланса - адаптивности. При изменении статуса может наблюдаться дезадаптация.

Для пожилого возраста характерны довольно сильные эмоции. Старость, как известно, является «возрастом потерь», поэтому для пожилых людей более, чем для представителей других возрастных категорий, характерны утраты, состояние острого горя, фрустрации, одиночества, чувство невостребованности, которые, в силу возрастных изменений психики, носят особенный характер. Это требует от социального работника как непосредственного участника процесса взаимодействия, обязанного профессионально способствовать улучшению условий жизнедеятельности клиента, но и учета их в непосредственной работе. Следовательно, социальный работник должен обладать особым по сравнению со специалистами других сфер деятельности профессиональными знаниями и навыками, среди которых важное место занимает знание психологии и умение применять, в том числе дифференцированно, знания, полученные в ходе обучения, в своей конкретной деятельности.

Основной задачей социально - психологической реабилитации является восстановление социально - психологического статуса, устранение или снижение уровня социально - психологической дисфункции, иных нарушений социально - психологической регуляции, явившихся следствием трудных жизненных ситуаций.

Иными словами, конечной целью социально-психологической реабилитации людей пожилого возраста ставится адаптация данной группы к реальным условиям жизни, помочь почувствовать нужность в обществе.

К сожалению, кладовая современной психотерапии небогата методами, разработанными специально для людей пожилого возраста. Более известны и распространены методы, адресованные к более ранним возрастам, но адаптированные к психологическим особенностям возрастов поздних. В настоящее время в отечественной психологии незаслуженно мало внимания уделяется разработке методов психотерапии пожилых. Но центрально место среди них занимает психологическое консультирование. В принципе это начальная стадия реабилитационных мероприятий. В процессе консультирования социальный работник по мере возможности выясняет проблемы, с которыми пришёл пожилой человек. В зависимости от проблемы далее ищется её решение.

Психологическое консультирование - это оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, для более эффективной организации их поведения и жизнедеятельности.Большой психологический словарь. Под. Ред. В. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.- с. 321.

Используя данный метод, психосоциальный работник может помочь личности посмотреть на себя «как бы со стороны», осознать ее проблемы, с которыми сам клиент не справляется, изменить его установки к другим и соответственно скорректировать свое поведение. Консультирование - это работа с клиентами (а не с пациентами), т.е. в целом со здоровыми людьми, но у которых есть психологические проблемы вне патологии (например, стресс, беспокойство, повышенная тревожность и пр.).

Основные цели психологического консультирования - помочь человеку жить полноценной жизнью без всяких психологических дискомфортов, позитивно относиться к миру и окружающим.

Психологическое консультирование возможно и нужно, если природа психологического дискомфорта не в соматике, а в особенностях личности клиента, его взаимодействия с окружающими. Клиент объективно не является и субъективно не признает себя больным, но находится в состоянии предболезни в группе риска. На основе методов и приемов психологического консультирования идет психологическая реабилитация клиента, т.е. восстановление его психического настроя, освобождение от груза эмоционально-чувственных негативных переживаний.

Психологическое консультирование занимает пограничное место между психотерапией и обычным процессом обучения, основанном на информации, советах и рекомендациях. Акцент, в психоконсультировании, по мнению современного российского исследователя В.Е. Кагана, в отличие от психотерапии делается не на болезни, а на проблемной ситуации клиента и его личностных ресурсах. В отличие от обучения важнейшая задача психоконсультирования в побуждении клиента к самостоятельному принятия решения.

Отсюда определенные различия в определении психоконсультирования и психотерапии. По В.Е. Кагану, психологическое консультирование - это специфическая деятельность по оказанию психологической помощи клиентам в проблемных ситуациях, сущность которой заключается «в специальной организации процесса общения, помогающей человеку актуализировать его резервные и ресурсные возможности, обеспечивающие успешный поиск возможностей выхода из проблемной ситуации». Психотерапия определяется данным автором в самом общем виде как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышения качества жизни.Каган В.Е. Понимая себя: Взгляд психотерапевта. М.: "Смысл", 2002. - с. 139.

При этом о потребности в консультации можно говорить только в случае, если пожилой человек не отказывается от самостоятельного воздействия на ситуацию, от самостоятельной деятельности по решению возникшей у него проблемы. Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального консультирования как вида социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности социальных работников и других специалистов.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - с. 44.

В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности:

  • - монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;
  • - диалог, свободная беседа клиента и консультанта;
  • - ответы консультанта на прямые вопросы клиента;
  • - разнообразные тестирования;
  • - различные тренинги и обучения и т.п.

Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, во-первых , искреннего желания помочь человеку, во-вторых , деликатности при контакте с ним, и, в-третьих , тщательности, осторожности и постепенности в работе.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - с. 48.

Психологическое консультирование, таким образом, включает элементы и психотерапии и методов обучения.

Следующий методом социально-психологической реабилитации можно назвать психологические тренинги с пожилыми людьми.

Для того чтобы человек оказался способен раскрыть себя другим, сначала он должен открыть сам себя таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны.

Использование психотерапевтических методов в геронтопсихологической практике связано с отходом в последний период от дефицитарной модели старения, согласно которой этот процесс характеризуется общим снижением интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В настоящее время психотерапевтическая практика исходит из положения о том, что поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного переживания. Специфичным в использовании психотерапевтических программ является принцип активации и реактивации ресурсов пожилого человека, так как невостребованные функции угасают.

Анализируя зарубежный опыт использования психотерапевтических методов в работе с пожилыми людьми, Б.Д.Карвасарский указывает, что наименее эффективными являются глубинно-психологические и психоаналитические методы, в то же время активно развивается поддерживающая психотерапия пожилых и поведенческая психотерапия. Поддерживающая психотерапия направлена на стабилизацию и поддержание удовлетворительных эмоциональных состояний, помощь в разрешении имеющихся у пожилого человека трудностей, конфликтных ситуаций, в перестройке нарушенных отношений. В зависимости от особенностей личности пожилого человека, его отношения к собственной старости, от характера складывающихся у него межличностных связей поддерживающая психотерапия может применять различные методы: рациональную психотерапию, аутогенную тренировку, различные варианты поведенческой терапии, тренинги.

Обучающие процессы помогают людям пожилого возраста вести себя адекватно постоянно меняющимся требованиям окружающей среды. Часто способность пожилых людей к обучению недооценивается, тогда как в большинстве случаев в результате тренинга они не только восстанавливают утраченные функции и навыки, но и вырабатывают новые.

На Западе широкое распространение получил тренинг когнитивных навыков, считающихся одним из самых эффективных и развитых методов психотерапии в работе с пожилыми. Э.Д.Смит приводит отдельные фрагменты тренинга когнитивных навыков, которые просты, доступны любому старому человеку и способствуют значительной компенсации слабовыраженной когнитивной дефицитарности. Такие занятия, как разгадывание кроссвордов, пополнение знаний языков, истории или иной дисциплины путем чтения, посещения специальных лекториев или клубов, - особенно эффективная форма обучения, поддерживающая функции внимания, памяти, логического мышления Смит Э.Д. Стареть можно красиво. -- М.: Кромм-Пресс, 1995..

В то же время зарубежные специалисты рекомендуют крайне осторожно использовать групповые психотерапевтические методы в работе с пожилыми людьми. Основной механизм этой системы методов - создание эффективной обратной связи, позволяющий человеку адекватнее и глубже понять себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, - ввиду особенностей изменения личности в поздних возрастах может создать ситуацию, провоцирующую повышение уровня тревожности, озабоченности пожилых людей, углубление депрессии. В связи с этим среди противопоказаний к использованию групповых техник в работе с пожилыми людьми специалисты отмечают выраженные «заострения» личностных черт пожилых, сильные депрессивные симптомы, снижение слуха, затрудняющее участие в групповых дискуссиях.

В то же время групповые занятия могут быть полезны, когда пожилые люди объединены общими заботами и интересами, разделяют проблемы друг друга, могут использовать группу для получения информации и организации поддержки.

Надо заметить что, для каждой группы необходимо готовить свою программу, содержательные и формальные аспекты которой зависят от ряда факторов: целей и задач, поставленных ведущим, ситуации в стране, конкретных событий, происшедших в последнее время в городе и районе, количественного состава группы, личностных особенностей участников группы, общей психологической культуры, возраста. Наполнение программы может варьироваться, меняться с учетом особенностей групповой составляющей. Вместе с тем наши тренинги имеют достаточно устойчивую структуру, включающую обязательные содержательные блоки и процедурные моменты.

Очень важную роль в социально-психологической реабилитации пожилых людей имеет вовлечение их в трудовую и физическую активность. Регулярная трудовая и физическая активность способствует улучшению физиологического характера, которое, в свою очередь снижает показатели старения. Труд, особенно физический, важен тем, что у лиц, занимающимся им, лучше мобилизуются защитные силы и компенсаторные возможности, наблюдается отвлечение от пагубных привычек.

Крайне важно, чтобы реабилитационный процесс не имел перекосов, например, подавляющее преобладание какого - то одного начала - медицинского, социального или трудового. Только гармоничный баланс этих направлений в работе создаст условия для дальнейшей реабилитации пожилых людей. Именно системный подход к процессу реабилитации, когда во главу угла ставится взаимодействие социальной, медицинской, психологической, социокультурной и трудовой реабилитации даёт оптимальный эффект. В основу реабилитационных мероприятий положен принцип многоаспектности, который отражает множественную патологию, являющуюся основой ущербности здоровья, а также сочетания комплексного подхода и индивидуализации.

При активном и пассивном вовлечении пожилых людей в реабилитационные процессы, наблюдается сохранение социальной активности, появление новых межличностных связей, заинтересованность в общении, интерес к жизни пансионата и, конечно, высокий уровень собственного достоинства. Привлечение инвалидов и пожилых к трудовым процессам ведёт не только к сохранению, но и получению новых профессиональных навыков, положительных установок на труд, а так же заинтересованность в результатах своего труда, что также ведёт к осознанию своей социальной значимости. Необходимо отметить, что сохранность бытовых навыков и навыков по самообслуживанию, влияет на самоутверждение, на бытовую независимость.

Целью социально-психологических реабилитационных мероприятий в отношении лиц пожилого возраста является сохранение или восстановление их "независимости" в физическом, психологическом, социальном, а в ряде случаев, и в профессиональном аспекте, восстановление потребности трудиться.

Трудовая деятельность приобретает исключительно важное значение для лиц пожилого возраста. Занятия трудом раскрывает перед этими людьми перспективу оживления прежнего опыта, восстановление способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к истинно человеческой деятельности.

В последнее время имеют место инновационные технологии социально-психологической реабилитации людей пожилого возраста.

Активное участие пожилых людей в социокультурных и массовых мероприятиях является важной составляющей инновационных технологий в реабилитации.

Социокультурная реабилитация - это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Термин «технологии социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». «Социальное» указывает, что данная технология обращена к личности пожилого человека и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. Понятие «культурное» обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. Наполняет процесс реабилитации конкретным содержанием, освоением культурных ценностей, норм, традиций, сферу художественно-творческой активности, а так же на результат и качество их творчества в процессе социокультурной деятельности. «Социальное» предусматривает различные формы взаимодействия пожилых между собой и с окружающей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия.

Досуговые виды деятельности выбираются, как правило, самостоятельно, по индивидуальной инициативе и направлены на усвоение информации и получение новых знаний, направленных на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

Досуг и отдых играют особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено.

В распоряжении специалистов по реабилитации имеются игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные и другие технологии. Среди них особую роль играет культурно-досуговая деятельность пожилых людей, которая включает:

  • - занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;
  • - проведение праздников, конкурсов, фестивалей и др.;
  • - спорт, активное движение, экскурсии, игры;
  • - деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;
  • - спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.).

Такое разнообразие видов деятельности в реабилитационном процессе позволяет учитывать возможности каждого клиента, имеющего те или иные функциональные нарушения сенсорной сферы, опорно-двигательного аппарата, других органов и систем.

Одним из основных элементов социокультурной реабилитации является анализ ситуации, характеризующий образ жизни пожилых, а так же свойственные им идеалы, нормы поведения, духовные ценности и культурно-досуговые интересы. Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т. д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. Динамика изменения мотивации служит основанием для оценки реабилитирующего воздействия досуга, который осваивает человек с ограниченными возможностями.

В практике разнообразной по формам и видам социокультурной деятельности индивидуальные интересы отличаются различными проявлениями, каждое из которых может характеризоваться определенным показателем реабилитирующего воздействия на личность пожилого человека.

При организации культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми учитывается:

  • - личность самого человека;
  • - отношения и контакты пожилых людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;
  • - культурно-досуговые формы и методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.

Основное назначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в новом для них окружении, что в значительной степени зависит от участия в нем разных специалистов (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов по культуре и специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции пожилых в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов.

При проведении работы с пожилыми людьми необходимо создать доступную, безбарьерную среду жизнедеятельности. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи.

Существуют различные психологические реабилитационные виды досуга.

Библиотерапия. Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Реабилитационное воздействие библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания человеком своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения). Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Изотерапия. Терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду.

Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями. Человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок может выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением - рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование может служить и способом решения психологических, личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях человека. Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом и др.

Музыкотерапия. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Музыкотерапия - это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.).

Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени.

Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.

Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов.

Отдельно стоит поговорить о такой форме социально-психологической реабилитации, как приёмная семья.

Приемная семья предоставляется одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе, наблюдении и семейной заботе. Основные задачи этого вида социального обслуживания - создание семейного окружения для гражданина, психологическая реабилитация личности и оказание социально-бытовых услуг.

Приемная семья позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в семье и в обществе в целом. Новая форма «Семья для пожилого» является одним из вариантов решения проблем жизнеустройства одиноких пожилых людей.

Семья поднимает социальный статус пожилого человека, он чувствует себя более защищенным, не нарушается привычный ритм жизни.

Помимо этого, у пожилого человека не будет страха перед одиночеством, появится возможность общения, оказания посильной помощи и передачи накопленного жизненного опыта другим членам семьи.

Следует обратить особое внимание на социальную значимость приемной семьи для пожилого человека Захарова О. Г. Приемная семья для пожилых граждан как новая технология социального обслуживания / О. Г. Захарова // Работник социальной службы. - 2006. - № 1. - С. 18;:

  • - во-первых, сразу снимается проблема жизнеустройства одиноких пожилых граждан;
  • - во-вторых, им обеспечивается постоянный уход;
  • - в-третьих, предупрежден резкий рост очередности на стационарное обслуживание;
  • - в-четвертых, дополнительно оказывается поддержка семьям, принявшим пожилого человека.

Пожилой возраст это сложный период адаптации и реабилитации. В этом возрасте человек приспосабливается к потере физической силы и здоровья, выходу на пенсию, потере супруга (супруги), организации повседневной индивидуальной деятельности. Он присоединяется к новой для него возрастной группе пожилых людей и вынужден принять новые социальные роли. В пожилом возрасте социально-психологические черты человека могут варьировать от высокой сохранности структуры личности и мотивов поведения до полного их разрушения. В какой бы степени сохранности личность ни находилась, ей сложно адаптироваться к новой действительности без посторонней помощи. При этом социально-психологическая поддержка приемной семьи может иметь разнообразные виды: эмоциональная поддержка, материальная помощь, организация повседневной индивидуальной деятельности, информационное содействие, моральное содействие, оказываемое пожилому человеку другими членами семьи. Участие в группе и вступление в контакты с другими людьми повышают самооценку пожилых людей и облегчают их социализацию вне группы.

Именно поэтому социально-психологическая поддержка семьи, в том числе и приемной, является основой адаптации пожилого человека к позднему периоду жизни. Благодаря этой поддержке у пожилого человека возникает чувство защищенности, он понимает, что о нем заботятся, его ценят и уважают. Социально-психологическая поддержка также дает человеку понимание того, что негативные чувства, испытываемые им в ситуации старения нормальны, т.к. соответствуют его возрастным особенностям и положению. Она стимулирует пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей, повышает самоуважение Примако, Л. В. Пожилые люди в России: проблема социальной напряженности / Л. В. Примако // Вестник общественного мнения. - 2010. - N 2 (апрель-июнь). - С. 105. Кроме того, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам приемной семьи вести домашнее хозяйство, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помогает ему в определенной мере адаптироваться к периоду старости.

Таким образом, с точки зрения автора, приемная семья для пожилого человека является хорошей возможностью в дальнейшем отказаться от деятельности домов-интернатов для престарелых, в которых пожилые люди доживают свою жизнь в прямом смысле этого слова. Зачастую находясь в тесном кругу таких же беспомощных и никому ненужных стариков, пожилые люди перестают радоваться жизни, неохотно идут на контакт, всё чаще задумываясь о смерти. Что касается приемной семьи, то здесь наоборот, пожилой человек, перестает думать о своей ненужности. Здесь его окружают люди, которые намного моложе его, и с которыми он чувствует себя моложе, а значит и более увереннее, что благоприятно влияет на его здоровье.

Реабилитация – сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящей к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество.

Цель: оказать психологическую помощь инвалиду в установление контактов с окружающими людьми в формировании адекватного отношения к себе, к своему дефекту, возможностям и способностям, а также в преодолении негативных психологических последствий инвалидизации.

Условия эффективности: эффективность реабилитационного процесса зависит не только от внешних факторов но и от меры его сопричастности потребностям и интересам, идеалам и ценностям, сущности и существованию человека., нуждающегося в реабилитации. Результатом реабилитационного воздействия является формирование у не страдавшего активного отношения к нарушению его здоровья и восстановление положительного отношения к жизни, к семье, обществу и к самому себе! Можно сказать, что личность человека является подлинным объектом реабилитационного воздействия, но ее активное творческое начало с неизбежностью превращает ее в субъекта, реабилитации. Важнейшей задачей психолога в работе с людьми с ограниченными возможностями является создание предпосылок личностного роста, формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь.

Принципы реабилитации:

1) принцип партнерства и аппеляции к личности инвалида;

2) принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни инвалида;

3) принцип единства психоциальных и биологических методов воздействия;

4) принцип ступенчатости прилагаемых усилий. Проводимых воздействий и мероприятий.

Реабилитационное воздействие охватывает различные сферы – профессиональную, культурно-образовательную, досуговую, психологическую. Это связано с тем, что выраженное и стойкое нарушение здоровья или развитие приводит к функциональной недостаточности в самых низких сферах – в труде, в межличностных отношениях, в проведение свободного времени, в мобильности, организации быта, в супружеских и сексуальных отношениях, в воспитании детей, в формировании собственности линия поведения.

К направлениям социальной реабилитации следует отнести: реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых и престарелых людей; участников боевых действий; лиц отбывших наказание в местах лишения свободы; дезадаптированных детей и подростков и др. Из перечисленного выделим реабилитацию инвалидов. Социальная защита именно этой категории населения объявлена одним из приоритетов современной социальной политики. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вызваны нарушением здоровья со стойким расстройством организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса.

Основными видами реабилитации инвалидов:

  • 1. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование, лечебная физкультура, психотерапия и др.
  • 2. Социально-средовая реабилитация инвалидов- это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимым в бытовом плане. Особенности реализации социальной профилактики//Дети с ЗУР-социальный портал[Электронный ресурс]-URL://http://www.deti-s-zur.ru/article/361.html
  • 3. Профессионально-трудовая реабилитация. Этот вид реабилитации дополняет медицинскую и физическую, является важной составной частью индивидуальной программы реабилитации и призван улучшить качество жизни и адаптировать к трудовой деятельности путем остаточной трудоспособности.

При этом используются:

  • -профессиональная ориентация;
  • -профессиональное обучение;
  • -рациональное трудоустройство.
  • 4. При социально-экономической реабилитации определяется трудоспособность больных. Определяются показания и противопоказания в выполнении профессиональных обязанностей, а также степень трудоспособности, в соответствии с этим осуществляется перевод на инвалидность. Проведение реабилитации должно учитывать:
    • -индивидуальные особенности реабилитируемого;
    • -выраженность имеющихся нарушений жизнедеятельности и трудоспособности;
    • -характер проводимых реабилитационных мероприятий, их продолжительность. Профессионально-трудовая реабилитация//домашний доктор-интернет-поликлиника-[Электронный ресурс]-URL:http://www.help-help.ru/reabil/1/
  • 5. Психологическая реабилитационная работа показывает положительную динамику, как отдельного инвалида, так и общую положительную динамику всей группы инвалидов: снижается уровень психического напряжения, повышается уровень коммуникации. У некоторых инвалидов, уже на первом реабилитационном игровом занятии наблюдается «психологический прорыв», инсайт, осознание своих психологических трудностей, проблем и способы их решения. Также позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом. Психологическая реабилитация инвалида проводится психологом и психотерапевтом, включая психологическое консультирование, психокоррекцию, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения.Падун М.А.,Соколова Д.А./Технология реабилитации инвалидов-[Электронный ресурс]-URL:http://aupam.narod.ru/pages/sozial/tekhnologiya_socialjnoyj_reabilitacii_invalidov/

Основными методиками реабилитации инвалидов являются:

  • 1. Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно: восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен получить возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности. Современные исследования в области музыкотерапии развиваются в двух направлениях:- изучение художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществляется в эстетических, музыкально-теоретических и музыкально-психологических работах.- психофизические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов. Таким образом, музыкотерапия рассматривается в двух позициях: как область музыкальной психологии, занимающуюся исследованием психофизиологических механизмов воздействия музыки на человека, и как область медицины, использующая объективные закономерности воздействия музыки на пациента в целях восстановления его здоровья. Представляется целесообразным использовать музыку и в целях социально-психологической реабилитации пациентов, когда музыкальные произведения, воздействуя на людей влияют на изменение динамики их эмоциональных состояний, создают условия для поднятия и укрепления духа пациентов, восстанавливают, (а иногда и формируют) навыки позитивного мышления и общения, укрепляют чувства уверенности в себе. Методики реабилитации//СОГУ «Областной центр реабилитации инвалидов»-[Электронный ресурс]-URL:// http://www.reability.su/Musictherapy.htm
  • 2. Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Искусство используется в арттерапии как терапевтический фактор. Значение метода возрастает в связи с повышением роли искусства в жизни современного человека: более высокий уровень образования и культуры обусловливает интерес к искусству. С одной стороны, в арттерапии отчетливо выступает трудотерапевтическая составляющая (подготовка материала, обработка его - кропотливый труд, сам по себе не представляющий для пациента большого интереса). С другой стороны, в арттерапии, как в творческой деятельности пациента, учитывающей его самооценку, уровень притязаний и другие личностные особенности, прослеживается также психотерапевтическая составляющая, которая может иметь в конкретных случаях преимущественно седативную, активирующую, катарсическую и иную направленность. Методики реабилитации//СОГУ «Областной центр реабилитации инвалидов»-[Электронный ресурс]-URL:// http://www.reability.su/Arttherapy.htm
  • 3. Изотерапия - это терапия художественным творчеством инвалидов универсальный, психотерапевтический, междисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы). Метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или на уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков формирование способностей к трудовой, игровой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества.

Основной задачей терапии творчеством, является восстановление индивидуальной и общественной ценности инвалидов, а не только восстановление утраченных функций организма. Коррекционное исправление отклонений и нарушений, развивающий оптимизацию, стимулирование, обогащение содержание развития. Единство всех видов задач обеспечивает единство коррекционно-развивающей программы. Занятия изотерапией направлено на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями, занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалами. Проводимые занятия, упражнения создают благоприятный, эмоциональный фон, стимулирует положительные эмоции. Использование терапии предполагает две формы это - групповая и индивидуальная. Основным методом воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог, партнерство.

Развитие мелкой моторики клиентов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму. Методика занятий лепкой:

Упражнения, предполагают работу с разными изобразительными материалами, где цель это- активизация и развитие сенсомоторной сферы.-лепка (пластик, пластилин, глина, соленое тесто)-бумага - пластика. Методики реабилитации//СОГУ «Областной центр реабилитации инвалидов»-[Электронный ресурс]-URL:// http://www.reability.su/Izoterapy.htm

Благодаря различным комплексам мер, инвалиды успешно адаптируются в окружающей среде, устанавливается утерянный статус и утраченные общественные связи и возможности. А также активно привлекаются к различной досуговой деятельности.

1. Общество и люди с ограниченными возможностями

2. Социально-психологичесая реабилитация инвалидов

3. Понятие абилитация

4. Социальная и педагогическая интеграция

Общество и люди с ограниченными возможностями

В истории человечества выделяются четыре основные позиции по отношению к лицам с психическими и физическими недостатками:

· изоляции,

· преувеличенной заботливости,

· интеграции,

· социальной ценности.

Позиция изоляции реализуется в ограничении прав, запрещении или ограничении возможности получить образование, квалифицированную работу, эксплуатации их труда (исправительные работы или трудотерапия и пр.). Институт изоляции - наиболее распространенная социальная практика по отношению к лицам с нарушениями психики. Его изобретение и внедрение в практику относится к XVII в. Такая политика вызывает у аномальных людей реакцию избегания и ухода от социальных контактов или агрессию.

Позиция преувеличенной заботливости (патерналистская) ограничивает самостоятельность индивида и развивает у него нежелательную зависимость от общества «нормальных». Созидание душевного и телесного благополучия является делом профессионалов: в «исцелении» активная роль принадлежит не «страдающему», а его исцелителю, представляющему и реализующему определенную социальную практику помощи.

При позиции интеграции специальная забота направлена на создание условий для максимально возможного развития и актуализации аномальными людьми их способностей с целью включения их в процесс труда и общественную жизнь.

В позиции социальной ценности функции специального образования и социальной реабилитации рассматривались как приобщение человека с ограниченными возможностями к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию дефекта, чтобы инвалид не был обузой для общества.

В СССР позиция социальной ценности мотивировалась идеями советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. Поэтому в стране сформировалась и многие десятилетия существовала практика своеобразной изоляции людей с ограниченными возможностями.

Последствиями изоляции инвалидов, в том числе детей с отклонениями в развитии, в обществе стали:

- воспроизведение культуры бедности такими людьми: их образование не обеспечивало высокий уровень социальной адаптированности, они оказались не конкурентоспособны на рынке труда, не имели престижных профессий и высокой квалификации, правовой защищенности, и всё это заставляло их мириться с низким качеством жизни, мизерной пенсией или пособием;

- стойкая маргинализация, т.е. неучастие в социальной жизни, культурной и политической жизни общества, отсутствие полноценной семейной жизни;


- формирование иждивенческих установок: многие инвалиды не приучены считать свой труд средством материального обеспечения жизни, ориентируются только на социальную помощь, пенсионное обеспечение, благотворительность.

Подавляющее большинство респондентов социологических опросов, проводившихся в нашей стране, характеризуют инвалидов прежде всего с негативной стороны и отмечают особое чувство напряженности и настороженности, возникающее в ситуациях вынужденного общения с ними. Это не враждебность, а скорее страх «непредсказуемости» человека, обладающего какими-то «особыми» свойствами и качествами. Одновременно степень информированности общества о положении и проблемах инвалидов крайне незначительна, что обусловливает жесткость установок по отношению к ним.

В обыденном сознании до сих пор доминирует представление о том, что уменьшение функциональных возможностей человека автоматически приводит к сужению круга его потребностей, и не только элементарных, но и определяющих сущность жизни.

Проблема отношений общества и лиц с отклонениями в развитии имеет особый аспект в процессах социализации и индивидуализации последних.

Всякий биологический недостаток, как отмечал Л.С. Выготский, прежде всего сказывается на отношениях с людьми, реализуется как ненормальность поведения, особая установка, нарушение всей системы социальных отношений. Все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьба как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом.

Разносторонняя функциональная недостаточность, возникающая как следствие первичного нарушения, приводит прежде всего к отклонениям в «социальном поле». В чем это выражается?

Нередко нарушается адекватное восприятие других людей с их достоинствами, недостатками, проблемами. Но и собственная личность, в том числе внутренняя картина болезни или дефекта, представляется искаженно, а неадекватность собственных установок не осознается.

Болезнь человека имеет как индивидуальное, так и социальное содержание.

Индивидуальное содержание болезни проявляется в личных страданиях, контактах с другими людьми в связи с болезнью. Межличностные отношения устанавливаются и подчинены собственному неблагополучию.

Социальное содержание болезни определяется необходимостью других людей заботиться о больном, брать на себя долю ответственности за характер и течение его болезни, за его жизнь в целом. Социальная забота и внимание к болезни могут стать содержанием их собственных переживаний и деятельности. Это относится прежде всего к представителям профессий, связанных с заботой о больных и инвалидах. Они окружены социальной заботой, благодаря чему с них снимается та степень ответственности, которую они и не могут (или не хотят) нести сами.

Страдающий человек через видимое проявление своего страдания получает возможность воздействовать на большие группы людей, манипулировать ими, чтобы снять с себя ответственность за преодоление своего страдания. Некоторые больные возводят собственное страдание в ранг добродетели, требуют особых знаков внимания со стороны других людей. Этим пользуются обычно лица, имеющие во внутренней картине болезни концепцию сверхценности своего страдания по отношению ко всем другим мотивам жизни. Такие люди подменяют свои жизненные цели только одной - потреблением социального внимания как обязательной реакции всех других.

Сохраняющийся неравный статус (не только материальный, но и социальный) здоровых и инвалидов определяет маргинальное последних. Налаживание отношений сотрудничества, отказ от дискриминации, явной и скрытой, создание современной культуральной модели интеграции общества в разных областях его жизни - таковы приоритеты формирования гуманистической парадигмы равноправных отношений отдельных членов общества и его социальных групп.

Социально-психологическая реабилитация инвалидов

Социально-психологическая реабилитация - это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологиче­ских и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество.

В процессе реабилитации особая роль принадлежит психологу, именно он способен оказать профессиональную помощь инвалиду в установлении продуктивных контактов с окружающими людьми, в формировании адекватного отношения к себе, своему дефекту, возможностям и способностям, а также в преодолении негативных психологических последствий инвалидности.

Процесс реабилитации подразделяется на этапы:

1. восстановительное лечение;

2. реадаптация - развитие возможностей приспособления инвалида к условиям внешней среды; ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего;

3. собственно реабилитационный этап - восстановление прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.

Основными принципами реабилитации являются:

Принцип партнерства и апелляции к личности инвалида;

Принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни инвалида;

Единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

Ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.

Реабилитационное воздействие охватывает различные сферы - профессиональную, культурно-образовательную, семейную, досуговую, психологическую. Это связано с тем, что выраженное и стойкое нарушение здоровья или развития приводит к функциональной недостаточности в самых разных сферах.

В основе психической жизни больного лежат те же закономерности, что и у здорового человека. Психическая жизнь меняется потому, что психические механизмы действуют в особых условиях, которые вызваны и изменены болезнью. Хронические заболевания протекают длительно и связаны с перестройкой всей жизни человека. Острые заболевания кратковременны, но они могут повлиять на его жизнь своими последствиями (например, травма).

В работах отечественных психологов сформулированы критерии, по которым оцениваются изменения личности больного:

· изменение мотивации;

· сужение круга отношений человека с обществом,

· нарушение степени критичности и снижение уровня самоконтроля.

Психологические проблемы инвалида требуют формирования у него прежде всего психологической защищенности, которая включает правильное использование механизмов психологической защиты; адекватную самооценку; способность правильно определять свою и чужую ответственность; внутренний локус контроля - поиск причин поведения и событий в себе; реалистичность уровня притязаний. Поэтому психологическая помощь в качестве стратегической линии предполагает прежде всего восстановление утраченного или несформированного чувства личностной ценности, отказ от защитных стратегий самосознания, утверждение своей индивидуальности через конструктивное поведение и общение.

Социально-психологическая реабилитация предполагает создание таких условий, при которых больной человек или инвалид встречает минимальные препятствия в реализации своих личностных ценностей. Реабилитационные мероприятия опираются на разные уровни компенсаторных процессов:

· медицинская обращена к биологическому уровню;

· психологическая - к сознанию; семейная,

· педагогическая (переобучение),

· трудовая, досуговая, креативная и социальная в широком смысле слова (государственная политика в отношении инвалидов, формирование сообществ инвалидов) - к социальному и социально-психологическому уровням.

Между уровнями протекания компенсаторных процессов нет четких границ, соответственно нет и жесткого разделения разных форм реабилитационных мероприятий.

Понятие абилитация

Термин «реабилитация» означает восстановление способности, пригодности к труду. По отношению к детям с ограниченными возможностями, инвалидам детства термин «реабилитация» неправомерен, поскольку речь идет о создании социальной пригодности и способности, поэтому применительно к детям употребляется понятие «абилитация».

В дословном переводе с латыни абилитация - это приобретение способности к чему-либо. В отношении детей с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании.

Л.С. Выготский отмечал, что само действие дефекта всегда оказывается вторичным, отраженным: своего дефекта ребенок непосредственно не ощущает, но воспринимает те затруднения, к которым тот приводит. Непосредственное следствие - снижение социальной позиции ребенка по сравнению с другими детьми. Такой ребенок в процессе приспособления к социальной среде будет сталкиваться с препятствиями и трудностями, и это повлияет на формирование его характера.

Система формирования способов действий у ребенка с врожденным дефектом должна пониматься как реакция, как ответ на трудности приспособления к социальной среде.

Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушение одного его компонента на определенном этапе неизбежно скажется на остальных, поэтому формирующаяся личность особого ребенка подвержена изменениям.

Анализ субъективных, личностных критериев отклоняющегося развития детей провел словацкий исследователь И. Кулка.

1. Если у аномального ребенка потребности длительное время не удовлетворяются, это приводит к переживанию неудовлетворенности, которая оказывает на развивающуюся личность деструктивное влияние.

2. Хроническое переживание страха, тревог, стрессы и различного рода фрустрации, которым подвержены дети с различными дефектами, приводят к формированию неадекватной самооценки.

3. Дефект может привести к неустойчивой саморегуляции ребенка.

4. Аномальный ребенок повышенно зависим от своего социального окружения, поэтому протекционистское (покровительственное) воспитание оказывает на него деформирующее воздействие.

5. У детей с сенсорными и интеллектуальными дефектами адекватность восприятия действительности не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений, хотя всегда существуют предпосылки для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов и систем.

6. В результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто встречается деформация самопознания. Повышенная тревожность приводит к формированию комплекса неполноценности в процессе самопознания или, наоборот, к сверхкомпенсации. Поэтому целостность личности аномального ребенка обычно не достигается в достаточной мере, причем обе тенденции могут наблюдаться одновременно.

7.У аномальных детей и подростков толерантность к фрустрации снижена из-за недостатка доверия к себе и недооценки себя.

8. Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые влияют на формирование целостности личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности. Аномальный ребенок склонен к уединению, «уходу в себя», ощущает беспомощность и безысходность, порождающие тревожность, иногда переходящую в панику.

9. Аномальные дети плохо приспосабливаются к среде из-за своего дефекта и связанной с ним ограниченностью возможностей включения в нормальную общественную жизнь.

10. Таким детям сложно самореализоваться, поскольку уже из самого дефекта следует определенная недостаточность и несовершенство возможностей для полноценной жизни.

11. У аномальных детей и подростков сужается сфера интересов и потребностей, снижается общая активность, ослаблена мотивационная сфера, доминирует мотив избегания неудач.

Поэтому в отношении таких детей недопустим статичный подход к их личностным характеристикам и внутриличностным процессам. Нарушения в их психической деятельности имеют динамику, соответствующую развитию ребенка в онтогенезе, т.е. следует учитывать сразу две переменные - динамику нарушений психической деятельности и динамику ее формирования, обусловленную созреванием мозговых структур. В целом же учитываются и возрастные, дизонтогенические и индивидуальные типологические особенности.

Психогенное патологическое формирование личности, связанное с хронической психотравмирующей ситуацией в микросреде и неправильным воспитанием у детей определяется как патохарактерологическое развитие (О.В. Кербиков).

Выделяются два основных психогенных механизма этого процесса:

-закрепление личностных реакций (протеста, отказа, гиперкомпенсации и др.), возникших в ответ на психотравмирующее воздействие;

-возможное стимулирование неправильным воспитанием тех или иных нежелательных черт характера.

В зависимости от особенностей психогенных факторов и индивидуальных психических свойств (темперамента, психомоторики, психических реакций) происходит закрепление тех или иных отклонений характера. Постепенно они складываются в патохарактерологический синдром

Среди механизмов патологического формирования личности можно выделить: реакцию на осознание дефекта; физическую неполноценность; более или менее выраженную социальную депривацию в связи с дефектом; неправильное воспитание; своеобразное отношение окружающих к «неполноценному» ребенку; церебрально-органическую недостаточность, нарушения физического и полового созревания и др.; частичную или полную сенсорную депривацию.

Таким образом, патология формирования личности аномальных детей является результатом интеграции влияния многих факторов: психологических, социально-психологических, биологических.

Среди общих клинико-психологических особенностей детей с нарушениями развития присутствует та или иная (в зависимости от возраста и психической сохранности) степень осознания своей неполноценности. Она становится более отчетливой с 10-11 лет и обусловливает преобладание пониженного фона настроения, тенденцию к самоограничению социальных контактов с уходом в мир внутренних переживаний («псевдоаутизация личности»).

Своеобразная психологическая атмосфера в семье с особым щадящим отношением к аномальному ребенку способствует закреплению тормозимых, а иногда истероидных компонентов характера, формирует иждивенческую установку. Нарушения темпа физического развития в сочетании с инфантилизирующим воспитанием формируют у таких детей и подростков психофизический инфантилизм с незрелостью личностных установок, наивностью суждений, слабой ориентировкой в бытовых и практических вопросах.

Рассматривая психогенные расстройства у детей, В.А. Гурьева выделяет шесть уровней детских проблем:

Отсутствует безопасность существования - внешний мир «не несет ни ребенку, ни семье надежной защиты»;

Семья не обеспечивает безопасности ребенку, нужного направления в его развитии, коррекции и положительных примеров преодоления стресса;

Ребенок не приобрел умения ориентироваться в обществе и справляться с различными проблемами;

Ребенок находится в конфликте с самим собой, полон устрашающих мыслей и побуждений, имеет отрицательное представление о себе и тревожное о мире;

Регуляторные личностные механизмы недостаточны, ребенок легко впадает в панику или становится агрессивным;

Вследствие нарушенного развития (чаще при органических поражениях) искажены механизмы нейрофизиологической регуляции.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности актуальны все перечисленные проблемы, но проявляются они в разном сочетании и с большей или меньшей степенью выраженности.

Наиболее частым у аномальных детей является тормозимый вариант с преобладанием астенических и псевдоаутических черт характера. Для него характерны: повышенная эмоциональность, отгороженность от сверстников, выраженное стремление к ограничению контактов с ними из-за боязни привлечь внимание к своему дефекту, обидчивость, ранимость, склонность к компенсаторному и гиперкомпенсаторному фантазированию, когда дети представляют себя сильными, мужественными, красивыми или, наоборот, неуверенность в себе, противоречивость чувств и желаний, моральный дискомфорт, психическая напряженность, эгоцентризм (сосредоточенность на своих переживаниях).

Реже в группе детей с аномальным развитием встречаются истероидный и неустойчивый варианты патологического формирования личности. Первый из них проявляется демонстративностью, стремлением привлекать к себе внимание, эгоистической установкой. В препубертатном и пубертатном возрасте появляется склонность к истерическим реакциям в ответ на различные психотравмирующие ситуации, неудовлетворение требований подростка.

При неустойчивом типе наблюдается зависимость поведения от минутных желаний и влечений, подверженность постороннему влиянию, неумение и нежелание преодолевать малейшие трудности, отсутствие навыка и интереса к труду. Эти черты в более старшем возрасте свидетельствуют о задержке созревания личности, что обусловливает повышенную склонность подростков к имитации форм поведения окружающих, в том числе и отрицательных - уходы из школы, мелкое воровство, употребление алкоголя и др. Затем на патохарактерологическое развитие наслаиваются явления микросоциально-педагогической запущенности, что становится одним из источников правонарушений у детей.

В обоих вариантах, истероидном и неустойчивом, закреплению патологических черт способствует психофизический инфантилизм.

Встречается также диспропорциональный вариант, своеобразно сочетающий опережающее интеллектуальное развитие с парциальным психическим инфантилизмом и личностной незрелостью. В основе этого варианта - неправильное воспитание больного ребенка с преждевременным поощрением интеллектуальных интересов и занятий и ограничением двигательной активности, запрещением подвижных игр, изоляцией от сверстников.

Личностный реабилитирующий подход к ребенку требует знания не только особенностей его формирующейся личности, но и характера личностного реагирования на заболевание или дефект.

Хронические заболевания, нарушения в развитии сопровождаются у детей различными патологическими реакциями адаптации.

Чаще всего встречаются реакции компенсации и гиперкомпенсации, под которыми понимают усиление личностных проявлений и форм поведения, маскирующих слабую сторону личности или являющихся средством «психологической защиты» от переживаний собственной неполноценности. При реакциях гиперкомпенсации защитные формы поведения могут приобретать гипертрофированный, нередко карикатурный характер и стать поэтому источником трудностей поведения и адаптации.

Проявления реакций компенсации и гиперкомпенсации крайне разнообразны, но мало изучены. К ним относят компенсаторные фантазии защищающего характера, компенсаторные игры, внешнюю показную браваду, нарушения школьной дисциплины, самооговоры из стремления завоевать авторитет, усиленные занятия интеллектуальными видами деятельности. Такие реакции наиболее часто возникают при ситуации эмоциональной депривации (у детей-сирот, при неполных семьях, при малом внимании близких к ребенку) и в случае «чувства неполноценности» при физических и психических дефектах.

Особую реакцию представляет реакция типа аномии - смирения или примирения с фактом тяжелой, часто неизлечимой болезни. При этом ребенок переживает «потерю перспективы», испытывает чувство отчаяния, у него нет стремления к контактам с окружающими, он сторонится всего нового, пассивен, равнодушен к окружающему.

Патологические реакции адаптации к болезни у детей и подростков часто проявляются в форме «ухода в болезнь». Это частично ограждает больного ребенка от требований повседневной жизни, примиряет с собственной физической, психологической и социальной несостоятельностью.

Другая форма патологической адаптации - стойкий депрессивный сдвиг настроения, который иногда сочетается с агрессивными, псевдосадистскими проявлениями и повышенной сексуальностью. Патологические реакции адаптации к болезни у подростков могут сопровождаться алкоголизмом, употреблением наркотических и токсических веществ, носящим псевдокомпенсаторный характер.

Л. Пожар выделяет ряд общих черт личности аномальных детей. Независимо от вида и степени дефекта, можно наблюдать одну общую черту: они «другие», не такие, как остальные люди, и именно эта разница в значительной мере определяет их жизненный путь, отличающийся от обычного.

Отклонения в развитии таких детей вызываются прежде всего нарушениями в области познания и коммуникации, но они могут приводить и к вторичным нарушениям эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, становится причиной патологических форм поведения. Чаще, чем в норме, наблюдается переоценка или недооценка собственных сил, возможностей, знаний, положения в группе и соответственно завышенный или заниженный уровень притязаний.

Многие психологи определяют связь между экстремально повышенным чувством неполноценности и дефектом как однозначно необходимую. Они объясняют это тем, что человек с дефектом, будучи ослабленным или бросающимся в глаза, наталкивается на определенные ожидания и требования. Это усиливает чувство неполноценности. Выраженные и стабильно пониженные самооценка и самоуважение ослабляют способность личности к активной адаптации и самореализации, к изменению внешних жизненных обстоятельств, использованию благоприятных моментов и ситуаций.

Сущностью социально-психологической абилитации детей является формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми. Это может быть достигнуто только на основе социально-психологической адаптации личности ребенка.

Такая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми и обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека.

В зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта и его компенсации - копинг-поведения.

Копинг - это деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и собственными возможностями. Копинг-поведение реализуется через применение копинг-стратегий на основе личностных и средовых ресурсов.

Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессом.

· С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ;

· эмоциональной - разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания;

· с поведенческой- отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность.

Важнейшим направлением абилитации детей с отклоняющимся развитием является работа с родителями.

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте четыре основные позиции по отношению к лицам с психическими и физическими недостатками.

2. Перечислите последствия для личности позиции социальной изоляции.

3. Что такое социально-психологическая реабилитация?

4. Дайте определение понятию абилитация.

5. Какие патохарактерологические изменения возможны у аномальных детей?

Загрузка...