Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Сказка э шима соловей и вороненок. Рассказы и сказки эдуарда шима

Ирина Ведерина
Старшая группа. Развитие речи: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Тема: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Воронено к».

Цель. Учить детей пересказывать текст по ролям.

Задачи:

Учить связному, логичному пересказу от лица героя, в мысленном перенесении на себя его свойств и качеств;

Развивать творческую мыслительную активность, творческое воображение;

Развивать связную, монологическую речь;

Воспитывать умение выслушивать до конца монолог товарища, быть внимательным и терпеливым.

Оборудование: аудиозапись «Пение птиц», изображение птиц (карточки «Мир в картинках. Птицы», «Расскажите детям о…птицах», маски птиц.

Структура НОД.

1. Мотивационно-побудительный этап.

Слушание пения птиц (аудиозапись - 1 мин.).

Какая птичка, по вашему мнению, поет лучше всех?

Загадки о птицах:

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

(Скворец)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

У хозяина. (орла)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"

(Кукушка)

Черный, проворный,

Кричит "крак" -

Червякам враг.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Верещунья белобока,

А зовут ее. (сорока)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

(Воробей)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и. (совы)

Кто в саду выводит трели

На рожке и на свирели?

Знать опять среди ветвей

Поселился.

(Соловей)

2. Организационно-поисковый этап.

Чтение сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».

– Кар-р! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Скажите, пожалуйста, сколько героев в этой сказке? (Два).

Как вороненок описывает Соловушко? (золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож).

А вороненок знал, как выглядит Соловушко (Нет).

Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (Пигалица серая, мелкая да писклявая).

Как вы понимаете слова: пигалица, пригож?

Пигалица – небольшая птичка.

Пригож, пригожий – красивый, милый, с привлекательной внешностью.

Работа с крылатыми выражениями.

Что значит выражение: «Золотой носок», («Серебряное горлышко»?

Клюв соловья бурого цвета с рыжевато-жёлтой окантовкой, особенно хорошо видно, когда соловей поёт, поэтому говорят «Золотой носок», золотой носик-клювик. (Показать на изображении поющего соловья.

Песня - набор повторяющихся свистов и щелканий, пение соловья очень красивое, звонко переливается чистый соловьиный свист, поэтому говорят «Серебряное горлышко».

А вы знаете, как выглядит соловей? Соловей - маленькая, чуть больше воробья, бурая птичка с рыжеватым хвостиком обитает на всей территории Европы и восточной Азии. Соловей - птица перелетная, поэтому зимует она в северной Африке и на юге Ближнего Востока. Как правило, обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей как насекомыми, так и ягодами и семенами растений.

Повторное чтение сказки.

Послушайте сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать.

Пересказ сказки.

Сказку по очереди пересказывают два ребенка. (По желанию).

Физкультминутка

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

И на место сели (улетают», садятся).

Чтение сказки в лицах

Давайте попробуем разыграть сказку по ролям. (С использованием масок птиц).

Кто пойдет на роль вороненка?

Кто - на роль соловушки?

(Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями-детьми).

3. Рефлексия.

Речевое упражнение «Назови ласково».

Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие …? (Крылышки).

Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький? (Клювик).

Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие…? (Глазки).

У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие …? (Перышки).

Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня…? (Головушка, головка).

Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький…? (Хвостик).

Ребята, давайте обсудим, что же мы с вами делали сегодня?

Что нового узнали?

Публикации по теме:

«Пересказ сказки, как одно из направлений работы по формированию связной речи» На занятиях по развитию речи одним из важных приёмов по развитию связной речи дошкольников является пересказ. Занятия по пересказу имеет.

Конспект интегрированного занятия «Пересказ сказки «Теремок» (вторая младшая группа) Программные задачи: связная речь: ­ формировать связную речь в процессе пересказа произведения (повествовательный рассказ); словарь: ­ закреплять.

БСУ СО МО Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Берёзка» Конспект коррекционного занятия по развитию.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун» Зиновьева Елена Гавриловна МБДОУ «Детский сад №8» г. Дзержинск Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе:.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Пересказ сказки «Курочка Ряба» Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Пересказ сказки «Курочка Ряба» Цель: рассказывание сказки «Курочка ряба» с использование.

Теперь Снег решил, что уж больше-то не скажет ни слова. Кому захочется умирать по своей воле, да ещё весной, когда повсюду, на земле праздник? А кроме того, Снегу было жаль расставаться со своими друзьями. Он ведь так старался, помогая им зимой, он так беспокоился за них! И теперь он хотел увидеть, как птицы совьют гнёзда и выкормят птенцов, как деревья оденутся листвой, а травы отцветут и принесут семена.

Под еловыми лапами было прохладно, сумрачно; ни один солнечный луч не мог пробиться сквозь них; и Снег, съежившись сугробиком, тихо лежал тут, невидимый для посторонних глаз.

Как-то ночью он услышал возле себя шорох. На земле шелестели сухие еловые хвоинки, будто кто-то осторожно разгребал их.

А на другой день Снег заметил, что из земли проклюнулись какие-то слабенькие, тонкие росточки.

Росточки долго отдыхали, - они измучились, раздвигая хвою у себя над головой. Затем они распрямились и начали медленно-медленно развёртываться.

У неё было всего по три листика на каждом стебельке, а сами стебельки были почти незаметны - как паутинки. Но Кисличка старательно приподнималась, растопыривала листочки и даже открыла первый цветок. Он тоже был крошечный, неприметный, словно одинокая снежинка, случайно упавшая в траву.

Кого мог привлечь этот цветок, кого остановить, кому приглянуться? Кисличка словно не думала об этом; весь день она весело кивала цветком, а к ночи бережно прятала его, наклоняя вниз и смыкая лепестки. Ей, как и всем жителям леса - и громадным деревьям, и кустарникам, и густым пахучим травам - тоже хотелось радоваться весне, расти, цвести, а потом разбросать вокруг себя семена, чтобы на будущий год выглянули на свет новые молоденькие Кислички.

И Снегу очень понравилась эта маленькая травка - хоть и слабенькая, а упрямая, хоть и бедная, но всё-таки весёлая. Снег нетерпеливо ждал, когда у Кислички раскроются другие цветы и вокруг них затолкутся, запляшут суетливые мухи и лакомки жуки.

Но ему не пришлось этого увидеть.

Пить… Пить…

И Снег увидел, что листочки у неё опущены к земле, стебель гнётся, а цветок вот-вот уронит лепестки. Земля под ёлкой была слишком сухая - сюда не попадали капли дождя, а болтливые ручьи бежали далеко внизу, по дну оврага. И Кисличка стала чахнуть от жажды.

Снег хотел было окликнуть её, ободрить, но тотчас вспомнил, что если заговорит, то умрёт. Ему стало страшно, и он похолодел и перестал смотреть на Кисличку. А она по-прежнему еле слышно просила:

Пить… Пить…

Снег знал, что никто не придёт, чтобы напоить Кисличку. Да её просто не слыхать - наверху шумит Ель тяжёлыми лапами, плещутся под ветром листья Берёз, свистят, перекликаясь друг с дружкой, неустанные птичьи голоса… Только он, Снег, может выручить эту крохотную травку, - и то, если пожертвует своей жизнью.

А ему страшно было умирать. И он попробовал не слышать голоса Кислички, не думать о ней. "Надо лежать так, словно я мёртвый…" - убеждал себя Снег.

Пить… Пить… - просила Кисличка.

"Надо лежать, как мёртвому…" - твердил Снег, и вдруг ему пришла другая, новая мысль: "Но зачем тогда жить на свете, если я буду совсем как мёртвый?" И он подумал о своих друзьях в лесу, - вот дикая Коза беспокоится о козлятах, вот серенькая Тетёрка бросается под ноги охотнику, отвлекая его от птенцов, вот даже крохотная Кисличка, расцветая в тени под ёлкой, заботится о семенах. И деревья, и травы, и птицы со зверями - все живут как живые: любя и тревожась, огорчаясь и радуясь…

"И я тоже полюбил Кисличку, - думал Снег, - и я волнуюсь за неё, тревожусь, и если Кисличка погибнет, то разве нужна мне будет моя долгая бесполезная жизнь? Для чего я один во всём лесу буду жить, как мёртвый?!" И ему стало легче от этих мыслей, и он больше не боялся за себя. "Нет, - думал он, - я так не хочу. Пусть лучше моя смерть обернётся жизнью!"

Не плачь, Кисличка! - сказал Снег звонко. - Я тебя выручу. Жаль только, что я не увижу прекрасные твои цветы и твоих де…

Снег собирался сказать "твоих деток", но поперхнулся, булькнул и умолк. Много ли надо времени, чтобы растаял небольшой сугробик?

На том месте, где лежал Снег, разлилась чистая вода, напоила сухую землю, - и Кисличка скоро подняла листья и опять закивала цветком.

Так, значит, Снег умер?

Может быть - да, а может быть - нет.

Снег растаял, превратился в воду. Вода напоила травы и деревья, ушла под землю, прошумела ручьями, по речным руслам утекла в моря.

А потом летучим туманом она поднялась в воздух, собралась в белые облака и седые тучи.

И высоко-высоко вверху, в холодной сверкающей пустоте вновь родился из воды Снег, чтобы в своё время выпасть на землю и укрыть её от морозов.

И опять случится с ним такая же история, и повторится вновь, бесчисленное множество раз, потому что всегда будут на земле доброта, красота и любовь, - а раз они есть, никто не ответит, где кончается смерть и начинается жизнь.

СОЛОВЕЙ И ВОРОНЁНОК

Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

В этих кустах Соловушко живёт - золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

А ты его видел?

Не привелось ещё. Но говорят - так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

Так глянь. Я и есть Соловушко!

ЛЯГУШОНОК И ЯЩЕРКА

Здравствуй, Ящерка! Ты почему без хвоста?

У Щенка в зубах остался.

Хи-хи! У меня, у Лягушонка, и то хвостик маленький есть. А ты уберечь не могла!

Здравствуй, Лягушонок! Где же твой хвостик?

Отсох у меня хвостик…

Хи-хи! А у меня, у Ящерки, новый вырос!

ЦВЕТЫ И СОЛНЫШКО

Шиповник, просыпаться пора! Уже четыре часа утра, уже светло кругом, уже ранняя птица носок прочищает!

Я проснулся, Солнышко.

Цикорий, открой голубые глазки! Уже шесть часов утра, уже туман растаял, уже люди на работу спешат!

Открываю, открываю.

Кульбаба, разверни золотые корзиночки! Уже восемь часов утра, уже роса высохла, уже ребятишки на улицу выбежали!

Ладно, ещё минуточку - и разверну…

Козлобородник, довольно спать! Уже десять часов, уже дневная жара настаёт, уже все лентяи глаза продрали!

Ао-о-у… Ну тебя, Солнце! Дай ещё часок подремать!

Эдуард Юрьевич Шим – современный писатель, автор многих книг для детей. Среди них наиболее известны: «След на воде», «Ливень», «Капель», «Лесные разговоры», «Мальчик в лесу», «Кто что умеет», «Жук на ниточке», «Деревянная книга», «Не кончаются заботы», «Неслышные голоса» и др. Писатель помогает увидеть и разгадать загадки природы, знакомит с интересными людьми, их судьбами, характерами, делами; рассказывает о сложных и хитрых секретах мастерства, о тех, кто умелыми руками помогает украшению родной земли. У него самого умелые руки: он и писатель, и садовник, и столяр-краснодеревщик, и токарь, и слесарь. И каждая книга его – это гимн природе, труду.

Тексты цитируются по книге:

Эд. Шим . Рассказы и сказки о природе. М.: Стрекоза-пресс, 2007.

ИЗЛОЖЕНИЕ

Жук на ниточке

1. Слово учителя об Эд. Шиме.

2. Чтение текста.

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утречком, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.

Тряхнешь деревцо – и жуки вниз посыплются, только собирай.

Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

– Это же вредитель, – говорит.

– Знаю, что вредитель!

– Чего же вам жалко?

– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!

– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

– Чего же меня жалеть, если я человек?

– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!

(149 слов)

3. Беседа о прочитанном.

Определим стиль речи, тип речи, тему, идею. (Стиль: художественный; тип: повествование с элементами рассуждения; тема: майский жук; идея: нельзя мучить живых существ ради забавы.)

4. Составление плана текста.

1. Вредители.

2. Как мы ловили жуков.

3. Жук на ниточке.

4. Спор с дедушкой.

5. Чтение текста, выполнение изложения.

СИНТАКСИС

ОБРАЩЕНИЕ

Цветы и солнышко

– Шиповник просыпаться пора! Уже четыре часа утра, уже светло кругом, уже ранняя птица носок прочищает!

– Я проснулся Солнышко.

– Цикорий открой голубые глазки! Уже шесть часов утра, уже туман растаял, уже люди на работу спешат!

– Открываю, открываю.

– Кульбаба разверни золотые корзиночки! Уже восемь часов утра, уже роса высохла, уже ребятишки на улицу выбежали!

– Ладно, еще минуточку – разверну...

– Козлобородник довольно спать! Уже десять часов, уже дневная жара настает, уже все лентяи глаза продрали!

– Ао-о-у... Ну тебя Солнце! Дай еще часок подремать!

Задание 1. Выпишите из текста предложения с обращениями, расставьте в них знаки препинания.

Задание 2. Что вы знаете об этих растениях? Узнайте в этимологическом словаре о происхождении названий этих цветов. Найдите фотографии этих цветов и нарисуйте их сами. Подготовьте небольшие тексты о цветах, используя разные стили речи: художественный, научный, деловой.

Чем плавунец дышит?

Ай, Жук-Плавунец помер! Глядите – вниз головой по воде плавает! Один хвостик малюсенький наружу! Ничего я не помер. А зачем же ты вниз головой повесился? Я подышать вылез. Подыш-а-ать?! Чем же ты дышишь-то? А что наружу выставил, тем и дышу. Вот так!

Соловей и вороненок

Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь! Почему? В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня? А ты его видел? Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть... Так глянь. Я и есть Соловушко!

Задание . Определите, сколько героев принимают участие в разговоре. Запишите тексты в виде диалога. Прочитайте выразительно тексты .

ОБРАЗЦЫ

Чем плавунец дышит?

– Ай, Жук-Плавунец помер! Глядите – вниз головой по воде плавает! Один хвостик малюсенький наружу!

– Ничего я не помер.

– А зачем же ты вниз головой повесился?

– Я подышать вылез.

– Подыш-а-ать?! Чем же ты дышишь-то?

– А что наружу выставил, тем и дышу. Вот так!

Соловей и вороненок

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть...

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

МОРФЕМИКА

Горе горькое

Ходит бабушка в огороде, печалится:

– Опять огурцам горе горькое...

– Почему, бабушка?

– Ночь холодная была.

– Ну и что?

– А огурец тепло любит, он нежный. Ему вредят холода.

– Да вон, – говорю, – какие листья здоровенные! Как лопухи. И вон огурчики висят. Ничего им не сделалось.

– Нет, сделалось.

– Да что же им сделалось?

– Бабушка, ну объясни ты, пожалуйста, русским языком: какое горе им сделалось?

– Сейчас объясню.

Сорвала бабушка огурец и мне протягивает. Огурец как огурец. Зеленый, с пупырышками. Аппетитный...

Надкусил я его – и сморщился. Тьфу ты! Хуже всякого лекарства!

– Ну, разобрал, какое горе у огурцов?

– Горькое, бабушка, горькое!

Задание. Как вы думаете: являются слова горе и горький однокоренными? Узнайте в этимологическом словаре о происхождении этих слов.

Зачем большая голова?

Волчонок вылез из темного логова, уселся посреди полянки, лапы растопырил. Жмурится.

Увидали его птицы с деревьев.

– Ой, – кричат, – какой головастый!

– Ой, какой смешной да нескладный!

– Зачем тебе голова большущая? Носить тяжело!

– Братцы, не мешайте головастику! Он думает!

– О чем задумался, Волчище?

Почесался Волчонок задней лапой.

– Еще чего, – говорит. – Охота была думать...

– Братцы, – кричат птицы, – он свою голову про запас носит! Хочет всех умнее вырасти!

– Волчище, ты скоро поумнеешь?

– Когда за ум возьмешься?

– Будет у нас в лесу мудрый Волк! Правда, лобастик?

Почесался Волчонок другой лапой.

– Подите вы, – говорит, – со своей мудростью...

– Братцы, – кричат птицы, – а может, для красоты такая голова? Для особенной волчьей красы?

– А может, для крепости? Чем больше да толще, тем крепче?

Спорят птицы, трещат, пересмеиваются.

А Волчонок поглядел на них да как зевне-ет!

В полголовы пасть открылась. А в пасти – зубки беленькие, зубки, зубки... Хоть малы, да уже видно, какими вырастут.

– Понятно? – Волчонок говорит.

И пасть со стуком закрыл.

Задание. Кто самый внимательный? Выпишите из текста все группы однокоренных слов, разберите слова по составу.

Ответ.

1. Волчонок, волчище, волк, волчьей.

2. Головастый, голова, головастик, полголовы.

3. Думает, задумался.

4. Ум, умнее, поумнеешь.

5. Мудрый, мудростью.

6. Красы, красоты.

7. Крепче, крепости.

8. Большой, большущая, больше.

9. Смешной, пересмеиваются.

10. Открылась, закрыл.

С.И. ЖУРАВЛЕВА,
дер. Ивановская,
Селивановский р-н,
Владимирская обл.

Вот События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае I, пославшем русские войска на завоевание кавказских земель. Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Вместе с ним в плену оказался и офицер Костылин, малодушный и трусливый человек. Жилин бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть. Содержание повести составляют впечатления и переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин) . Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.

Толстой тщательно выписал характеры обоих героев, ярко показал, как по-разному они ведут себя в одинаковых обстоятельствах. Жилин - скромный русский офицер, "хоть не велик ростом, а удал". Он мужествен, смел, прямодушен и гуманен. В его руках всякое дело спорится, умеет и часы починить, и игрушки из глины лепить для Дины. Жилину противопоставлен контрастный персонаж - товарищ по полку офицер Костылин. Это грузный, толстый, нерешительный и малодушный человек. В трудный момент, когда на офицеров по дороге напали татары, Костылин бросает товарища и скачет в крепость. Встретившись с Костылиным в плену, Жилин не покидает товарища, а во время бегства из плена даже несет его на спине, когда у Костылина заболели ноги. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость. Костылин же эгоистичен и крайне пассивен.

Замечателен образ татарской девочки Дины. Она обаятельна, добра, по-детски наивна. К Жилину она испытывает чувство сострадания и любви. Дина украдкой бегает к яме, где он сидит, носит ему молоко, лепёшки и, наконец, устраивает побег. Жилин - яркий представитель русского народа, которому свойственны стойкость, широта души, миролюбие.

Писатель явно симпатизирует главному герою. Да и фамилия у него подходящая: жилистый, двужильный - так говорят о выносливом человеке. Всем своим произведением Толстой призывает читателя с уважением относиться к обычаям и традициям людей всех национальностей. Писатель утверждает, что нет "хороших" и "плохих" национальностей, а есть хорошие и плохие люди, и при этом совершенно не важно, какого цвета у них глаза, волосы и кожа…

Заканчивается повесть трогательной встречей Жилина с казаками и солдатами. Повесть отличается чертами историко-бытового и приключенческого жанра. Она одинаково активно воздействует и на чувства, и на сознание читателя-ребенка. Ведь в произведении изображаются военные события. Нарисован образ мужественного героя, среди персонажей действует героиня-девочка. Повесть волнует детей острым сюжетом, энергично развивающимися событиями. Она доступна им своим образным языком, живым диалогом. "Кавказский пленник" - высокохудожественная, подлинно русская повесть.

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что сейчас он будет называть то звук ж, то звук з, а дети должны выполнять соответствующие движения: на звук ж нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук), на звук з легонько хлопнуть в ладоши(поймать комара).

Затем педагог произносит слова, содержащие эти же звуки. Дети выполняют задание сначала все вместе (зонт, желтый, зеленый, жарко, знойно) ; затем по подгруппам (желторотый, зверек, звенит, журчит, жадина, забияка, жонглер, злюка) . Воспитатель выясняет, все ли слова понятны детям; что означают слова знойно, жонглер.

Далее воспитатель проводит игру «Какой ряд победит?». Дети по очереди называют слова сначала со звуком ж, затем со звуком з. За каждый правильный ответ дается фишка. В конце игры воспитатель (или дети) подсчитывает количество фишек и объявляет победителей.

Педагог объясняет новое задание: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: жук, жужелица, жемчуг, жемчужинка ».

Анализируя слова со звуком з, дети выполняют аналогичное задание: земля, зигзаг, зубило, зазубринка.

Воспитатель интересуется, все ли слова знакомы детям и кому какое слово понравилось произносить.

Педагог 2–3 раза читает стихотворение Н. Венгрова «Застукалка»:

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Воспитатель выясняет у детей, видел ли кто-нибудь чижа и не догадываются ли они, почему эту птичку ласково называют чиженька. («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».) Педагог просит детей определить, сколько слов со звуком ж встречается в стихотворении. (Семь слов.)

Воспитатель предлагает детям быстро нарисовать на листе бумаги (листы лежат перед детьми) решетки с крупными ячейками.

Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Для анализа воспитатель предлагает следующие слова: журнал, лыжник, виражи, уж; зима, козлик, откажи, отказали. (Слова следует называть в разной последовательности, предлагать слова-обманки: уж, кошечка, лыжник, фигурист и т.п.)

Педагог помогает детям запомнить и четко произнести стихотворение С. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

Занятие 6. Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Цель. Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, какая птичка, по их мнению, поет лучше всех. Выслушивает ответы, хвалит ребят за то, что они много знают. Педагог подтверждает, что соловей поет так красиво, так самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его, а горожане («Кто это такие?») специально выезжают за город на соловьиные концерты.

«Как вы думаете, соловей яркая, красивая птичка?» – задает педагог очередной вопрос. И, выслушав ответы детей, читает сказку Э. Шима «Соловей и Вороненок».

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

«Узнали ли вы что-нибудь новое о соловушке?» – спрашивает педагог и просит детей прослушать сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать. Сказку по очереди пересказывают два ребенка.

Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями.

Если останется время, с желающими детьми (не участвовавшими в пересказе) можно поиграть в игру «Сова» (см. с. 25).

Занятие 7. Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Цель. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

Ход занятия

Педагог выясняет у детей, какое время года на дворе, какой сейчас месяц.

«Нравится ли вам это время года?» – интересуется воспитатель и предлагает послушать стихи о зиме.

Воспитатель называет стихотворение, имя и фамилию поэта и читает произведение (2–3 стихотворения (А. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…», С. Есенин «Поет зима – аукает…» (по выбору педагога)).

Педагог уточняет, какие строчки особенно понравились (запомнились) детям. Повторяет их, а также проговаривает строки с яркими запоминающимися сравнениями.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

А. Пушкин

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает…

С. Есенин

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

С. Есенин

Белый снег пушистый

В воздухе кружится…

И. Суриков

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной…

И. Суриков

Педагог читает детям отрывок из уже знакомого стихотворения И. Сурикова «Детство»:

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

Вот свернули санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья – мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Дети вместе с педагогом спокойно, размеренно читают первые пять строк. После строчек: «Вот свернули санки, и я…» – педагог жестом просит кого-нибудь из детей продолжить чтение (3–4 повторения).

Педагог уточняет, почему «над бедой» весело хохочут друзья пострадавшего.

«Действительно ничего серьезного не произошло, – соглашается воспитатель с детьми. – Подумаешь, все лицо и руки залеплены снегом».

Затем педагог просит детей определить, чья декламация была убедительнее. (Я считаю, что… Мне кажется, что… Я могу ошибаться, но Оля читала выразительнее.)

Завершая занятие, педагог читает стихотворение полностью.

Занятие 8. Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Цель. Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

Предварительная работа. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением обитателей морских глубин.

Ход занятия

«Накануне (это когда?) мы с вами рассматривали рыб, животных, растения – обитателей морских глубин, – начинает занятие педагог. – Сейчас кто-нибудь из вас создаст картину на фланелеграфе, а остальные будут рисовать картинки на бумаге. Затем вы расскажете о своих картинах. Начать рассказ можно так: „Однажды из батискафа я увидел (наблюдал) такую картину…“, „Как-то, плавая в море в маске и ластах, я…“».

Педагог напоминает: «Мы продолжаем учиться правильно говорить на русском языке, поэтому, рассказывая, не забывайте следить за своей речью».

Заслушивается 5–6 ответов.

В оставшееся время воспитатель предлагает детям поиграть. Они должны быстро отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?» (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Например: «Карп. Кто это? (Рыба.) Дуб. Что это? (Дерево.) Тюльпан? (Цветок.) Головной убор? (Шапка, берет, шляпа…) Кухонный прибор? (Мясорубка, блендер, соковыжималка…) Постельная принадлежность? (Простыня, пододеяльник, наволочка.) Часть самолета? (Крылья…) И так далее.

Февраль

Занятие 1. Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Цель. Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает, есть ли у детей друзья, и почему они дружат именно с этими ребятами.

Выслушивает ответы. Суть их чаще всего сводится к тому, что друг – это тот, с кем интересно, кто не дерется, не жадничает.

«А вы – хорошие друзья? – интересуется педагог и поясняет: – Дружить – дело непростое, быть другом надо учиться. В жизни бывает много случаев, когда, не разобравшись в чем-то, погорячившись и вспылив, можно обидеть друга.

Вот послушайте, какая история приключилась с моим любимым медвежонком Ушастиком.

Ушастик принес в игрушечный детский сад чудесный деревянный автомобильчик.

„Какой красивый! – восхитились малыши-звери. – Можно покатать его?“

„Конечно, конечно, играйте“, – разрешил Ушастик.

Сначала на автомобиле перевозили грузы на стройку. Потом в него влез ежик – захотел прокатиться. Следом за ежиком забрались заяц и утенок. Они так радовались и веселились, разъезжая в автомобиле, что и Ушастику захотелось покататься вместе с друзьями. Он сел в кузов, и автомобиль развалился. И Ушастик… Как думаете, что было дальше?»

Воспитатель выслушивает ответы детей. Затем говорит: «Видите, как по-разному можно поступить в подобном случае. Представьте себе, что Ушастик, увидев изуродованную машину, рассердился и закричал: „Зачем вы полезли в машину! Вы нарочно захотели ее раздавить, потому что у вас не было такого красивого автомобиля!“

А ежонок возразил ему: „Но и ты влез в машину! А там ведь уже не было места – ты же видел!“

„Это моя машина! – опять закричал Ушастик. – Захотел и влез в нее. А с вами я не хочу больше водиться. Уходите отсюда!“

Конечно, другой медвежонок, возможно, поступил бы так, как я рассказала. Но Ушастик повел себя иначе.

Увидев сломанную машину, Ушастик действительно чуть было не заплакал и не закричал на друзей, но спохватился: „Они же не нарочно это сделали. И я же сам тоже влез к ним в кузов – уж очень у них весело шла игра!“

Взглянул Ушастик на друзей. Они стояли растерянные, огорченные и не знали, что делать.

„Жалко автомобиль, – тихо сказал медвежонок, – но, может быть, еще удастся его починить?“

Все с облегчением вздохнули и обняли медвежонка.

Это рассказ про зверят, – продолжает разговор педагог. – А вот случай из жизни детей.

Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что здорово помяли цветы на клумбе.

– Это Андрейка виноват! – сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.

– Андрей, это ты виноват? – строго спросила воспитательница мальчика.

– Я, – ответил Андрейка и отвернулся от Саши.

– Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, – сказала Ольга Ивановна.

– А меня за что?! – захныкал Саша.

Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся и встал к Саше спиной.

– Тоже мне друг еще называется, – пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание. И правильно поступил. Вы со мной согласны?»

Воспитатель предлагает детям послушать еще одну историю: «У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля – самый лучший Юрин друг – забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику, – дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать, что ответил девочке Юра.

Дав детям высказаться, продолжает: «Юра улыбнулся и сказал: „Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок!“

Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом? Повторите слова, которыми Юра утешил Олечку».

Занятие 2. Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»

Цель. Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

Предварительная работа. Педагог предлагает детям рассказать о своих любимых игрушках. Он просит их дома внимательно рассмотреть свою самую любимую игрушку, чтобы потом рассказать о ней подробно и интересно, без повторов.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям о домашнем задании. Спрашивает, кто о какой игрушке хочет рассказать. («И так рассказать, чтобы, не видя игрушки, мы смогли хорошо ее себе представить».)

«А я буду слушать и делать кое-какие отметки в своем блокноте. Они позволят мне отметить достоинства рассказа», – говорит педагог и вызывает ребенка. Если это мальчик, он, скорее всего, будет рассказывать о машине.

Выслушав рассказ, воспитатель спрашивает, нет ли у ребят вопросов к рассказчику, не хотят ли они еще что-нибудь узнать про игрушку. Педагог сам задает вопрос, чтобы дети постепенно приобщались к форме совместного разговора, например: «Скажи, пожалуйста, как часто приходится менять батарейку в машине?»

Педагог предлагает другому ребенку рассказать о любимой машине при условии, что у него совсем иной автомобиль, чем у предыдущего рассказчика.

Воспитатель следит за тем, чтобы вступительные фразы рассказов не были стереотипными.

Затем просит кого-либо из детей рассказать о мягкой игрушке. И тоже просит детей, если необходимо, задать уточняющие вопросы. («Как давно у тебя эта игрушка? Откуда она у тебя?» И так далее.)

Педагог выслушивает еще одного-двух рассказчиков.

Завершая занятие, воспитатель сообщает детям о том, что собирается выяснить, смогут ли они назвать слова, противоположные по значению тем, которые он сейчас назовет: «Темно, сыро, солнечно, веселый, жадный, трусливый, высокий, близко, громкий, толстый…»

Воспитатель хвалит детей за то, что они поняли, что такое слова – противоположные по значению. И говорит, что будет очень хорошо, если на прогулке ребята вспомнят и назовут слова, противоположные по значению.

Примечание. Воспитатель напоминает детям рассказ о медвежонке Ушастике и о том, что игрушки, в которые они позволяют играть сверстникам, иногда ломаются (см. Февраль, занятие 1).

Занятие 3. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Цель. Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).

Ход занятия

Воспитатель как присказку читает детям отрывок «У лукоморья дуб зеленый…» из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Этот отрывок желательно читать перед чтением каждой программной сказки.)

Педагог перечисляет русские народные сказки, с которыми дети уже знакомы. Затем читает новую сказку«Царевна-лягушка».

Только в русских сказках живут Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кащей; стоит избушка на курьих ножках с Бабой-ягой; и царь дает три задания невесткам – женам сыновей. А чтобы злое колдовство победить, надо быть упорным, сильным и добрым.

Кто из вас, дорогие мои царевичи, согласился бы взять в жены лягушку, не ведая, что это заколдованная красавица?»

Примечание. Сказку «Царевна-лягушка» надо обязательно прочитать детям еще раз вне занятий, прослушать в аудиозаписи. Следует рассмотреть рисунки к ней.

Загрузка...