Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Интересные факты из жизни жанны дарк. Глеб Панфилов "Жизнь Жанны д'Арк" (отрывок: осуждение и казнь)

А царевич Иван ходит – ищет тебя по провинциям.
Молодой, холостой, он не знает отбоя от баб.
Но, поверив однажды волхвам,
Колдунам и провидцам,
Он целует лягушек, но они превращаются в жаб.

А целует девиц – и краснеют они, и смущаются,
Но в лягушек тотчас превращаются все до одной.
Он стреляет из лука,
Но стрелы назад возвращаются,
Словно с юга на север голодные птицы весной.


Пилигримы

Посвящается
А. МАЛИНИНУ


Акробаты, клоуны и мимы,
Дети горькой правды и отваги,
Кто мы в этой жизни? – пилигримы,
Вечные скитальцы и бродяги.

Женщин заменяют нам дороги,
И, питаясь ветром и туманом,
Бродим мы – печальные, как боги,
По убогим и богатым странам.

Секут нас, как плети,
Ветра и дожди,
Мы вечные дети
На Млечном Пути.
Звезда наших странствий,
Гори – не сгорай.
Мы ищем, мы ищем
Потерянный рай.

Звездочеты, плясуны, поэты,
Внуки синеокой ностальгии,
Не для нас фонтаны и кареты –
Мы не продаемся, как другие.

Сколько раз мы, словно на расстреле,
Глядя в дуло времени, стояли!
Кто мы в этой жизни? – менестрели,
Чьим гитарам чужды пасторали.

Секут нас, как плети,
Ветра и дожди,
Мы вечные дети
На Млечном Пути.
Звезда наших странствий,
Гори – не сгорай.
Мы ищем, мы ищем
Потерянный рай…

Темнота, ненастье, стужа,
Женщина ушла от мужа,
Женщина ушла от мужа
Прочь.

Женщина ушла из дома,
Женщина ушла к другому,
Женщина ушла к другому
В ночь.

А над ней, над головою,
Неба зеркало кривое,
И холодный ветер воет
Вслед.

А она идет сквозь ливень,
В мире нет ее счастливей,
В мире нет ее счастливей,
Нет.

Предназначенный судьбою,
Ей любимый дверь откроет,
И волнения не скроет
Он.

Он звонком ее разбужен,
Ослеплен, обезоружен,
И ему уже не нужен
Сон.

Погибавший от разлуки,
Он возьмет ее на руки,
Он возьмет ее на руки
Вдруг.

К небесам ее поднимет,
И печаль, как платье, снимет,
И прошепчет ее имя
Вслух.

И исчезнет все на свете:
Ночь, побег, осенний ветер,
Слухов молнии и сплетен
Дождь.

Будут только эти двое,
Небеса над головою,
Слезы счастья и объятий
Дрожь.

Гости на поминках

– Он не имел ни любовниц, ни жен,
Жил, как бирюк, один.
От слабых нервов скончался он
И от крепких вин.

– Да что вы! Он был хладнокровный атлет,
На грудь никогда не брал.

– Так отчего же в расцвете лет
Он взял и в ящик сыграл?

– Самоубийство!

– Не может быть!

– Клянусь вам!

– Какой резон?

– Всю жизнь не мог сам себе простить,
Что он – не Ален Делон.

– С рожденья был он… покойник… слаб.

– Кто? Он? Да вовсе нет.
Умер он от дешевых баб
И дорогих сигарет.

– Прошу вас учесть один момент,
Мне брат его говорил:
Покойник при жизни был импотент
И никогда не курил.

– Глупости! Знал он и в бабах толк,
И выпить был не дурак.
Но у него был карточный долг,
Страшнее, чем СПИД или рак.

– И что же?

– Убили! ЧЕЧЕНЦЫ!

– Ну этот! Ну, генерал.
Он каждый вечер с ним тысяч на сто
В очко и в буру играл.

– Бредни! Усопший был шахматист.
А карты терпеть не мог.

– Да нет, он любил преферанс и вист
И в покер играл, как бог.

– Верно. Я в покер с ним сам играл
Три года назад в Баку.

– В Баку? Он там никогда не бывал.
Вам налить коньяку?..


Виват, Король!

(Многие слышали эту песню Т. Гвердцители... Но мало кто знает, кому же она все-таки посвящена?..)

Посвящается
ОЛЕГУ БЛОХИНУ

«Жизнь – игра! – Шекспир сказал. –
И все мы в ней – актеры».
Ты игрой сердца пронзал,
Рождал восторг и споры,
За то, что ты с душой играл,
Народ тебя короновал,
И даже враг твердил порой,
Скрывая страх, что ты – Король!


Покоя ты не знал.
Без пушек, без солдат своей игрой
Ты страны покорял.
Меня же покорил, что верным был,
Что был самим собой,
И не была игрой, пустой игрой
Твоя любовь.
Виват, Король! Виват! Виват, Король!
Виват, Король! Виват! Виват, Король!
Ты был, ты был самим собой!
Виват, Король! Виват! Виват, Король!
Виват, Король! Виват! Виват, Король!
Виват! Виват, моя любовь!

Лишь со мной одной деля
Все горести и беды,
Ты другим дарил всегда
Золото победы,
Ты так играл! Ты был артист!
И вот настал твой бенефис!
Ты так играл! Ты был Король!
И вот теперь – вакантна роль.

«» –
Тебе поют кругом.
Как жаль, не вечен май, не вечен гром –
Аплодисментов гром.
Печаль, в глазах печаль. А в сердце – боль.
И каждый грустным стал.
Прощай, Король! Прощай! Сегодня твой
Последний бал!
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Навек прощаешься с игрой.
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Теперь, теперь ты только мой!
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Не плачь, мой милый, не горюй!
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Лишь я «прощай» не говорю.
1986

Сіла птаха білокрила на тополю,
Сіло сонце понад вечір за поля.
Покохала, покохала я до болю
Молодого, молодого скрипаля.

Покохала, зачарована струною,
Заблукала та мелодія в гаю.
В гай зелений журавлиною весною
Я понесла своє серце скрипалю.

Йшла до нього, наче місячна царівна,
Йшла до нього, як до березня весна.
І не знала, що та музика чарівна
Не для мене, а для іншої луна.

Белая ворона

Белая ворона - это мое самое любимое произведение Рыбчинского и один из моих самых любимых русскоязычных мюзиклов, который, к сожалению, не нашел своего логического продолжения быть поставленным на сцене. Да и в оцифрованном виде его не найти- поэтому привезла с собой в Америку пластинку с этой записью и ради нее купила проигрыватель.

Замечательные умные стихи, прекрасная музыка и отличное исполнение этой рок-оперы звездами советской эстрады! Не устаю слушать ее уже более 25 лет!

Приведу несколько отрывков из либретто:

Благословенны средние века.
Нам по сердцу их заповедь простая:
Чтоб не носить колпак еретика,
Будь средним – будь всегда таким, как стая.

Будь средней, Жанна! Будь такой, как все!
Торгуй, как мы, своей душой и телом!
Не то ты прослывешь вороной белой
И жизнь свою закончишь на костре!

Легенду о Деве, как песнь соловья,
Не похоронишь заживо!
Многих девчонок, таких же, как я,
Она по ночам будоражила.
Многие слышали голос мечты,
Как строки святого припева:
«Может быть, может быть, может быть, ты
И есть та самая Дева?»

Многих, признайтесь, не раз и не два
Совести голос тревожил
И повторял, как заклятье, слова:
«Если не ты, то кто же?»
Но отвечали вы все в тот же миг,
Голосу страха внемля:
«Я? Почему? Чем я лучше других?
Мне ли спасти свою землю?»

И годы летели, как ворох листвы,
Без вдохновенья, без цели.
Легенду о Деве я так же, как вы,
Знала давно – с колыбели!
И так же, как вас, дерзкий голос мечты,
Когда я на звезды глядела,
Однажды спросил меня: «Может быть, ты
И есть та самая Дева?»

Я помню, как я испугалась в тот миг,
И сердце забилось голубкою,
И страх прошептал: «Чем ты лучше других –
Нежная, слабая, хрупкая?»
И вдруг закружилась моя голова,
Мороз пробежал по коже,
И я повторила заклятья слова:
«Если не я, то кто же!»

Ливни лето отпели-отплакали.
И однажды в студеную ночь
В стае черных ворон одинаковых
Родилась непокорная дочь.

Непокорная, гордая, смелая.
Но уродиной звали ее,
Потому что была она белая –
Не такая, как все воронье.

И решили тогда братья-вороны
Суд над белой сестрой учинить.
Семь ночей они думали-спорили
И решили ее очернить.

Непокорную, смелую, гордую
Искупали в болотной грязи.
– Ты теперь это платьице черное
До последнего вздоха носи!

Если мы черны,
Будь и ты черна! –

А она от обиды забилася,
Зарыдала, душою чиста,
И от грязи слезами отмылася –
Стала снова такой, как была:

Непокорная, гордая, смелая,
Беззащитна, как сердце мое;
Как туманы осенние, белая,
Не такая, как все воронье.

Стая черных ворон оголтелая,
Мои перья не втаптывай в грязь!
Разве я виновата, что белая?
Я такою на свет родилась.

В славном городе Руане собирались горожане…
Давка, ругань, перебранка,
Шарк подошв, вороний карк…
В славном городе Руане собирались горожане
Посмотреть смертельный номер
В исполненье некой Жанны,
Пресловутой Девы-Жанны,
Еретички Жанны д’Арк.

В славном городе Руане
Собирались в жаркий день
Все жантильные дворяне,
Все престижные мещане,
Все елейные монахи,
Ну и все кому не лень:
Жуиры, потаскухи,
Фонарщики, слепцы,
Бесполые старухи,
Двуполые юнцы.

На площади в Руане –
И шум, и гам, и гуд.
И вдруг толпа отпрянула:
– Глядите-ка! Ведут!

Внезапную, как молния, сквозь тучную толпу
Вели ее – крамольную – к позорному столбу.
И сопляки бесстрашно в нее плевали с крыш.
И патриот вчерашний показывал ей шиш.

Орали старушки преклонные
В агонии с пеной у рта:
– В костер эту девку! В огонь ее!
За то, что она – молода!

И карлик от счастья приплясывал
И щурил кощунственный глаз:
– В костер эту дылду проклятую!
За то, что она – выше нас!

Святоша гнусавил:
– Девица!
Ну что?! Походила в святых?
Святая – одна инквизиция!
Не надобно Богу двоих! –

А шлюха язык ей показывала:
– Не мы станем пеплом, а ты!
За то, что все кажутся грязными
На фоне твоей чистоты!

Лишь бабник вздыхал: «Боже праведный!
Да чтобы такую – дотла!
За что же? А впрочем, все правильно:
За то, что ни с кем не спала!»

И по проходу узкому,
По лезвию судьбы
Шла девушка, как музыка,
Средь мусора толпы…

С ума сойти! Уже цветет сирень!

С ума сойти, как солнце светит в очи!

Скажи, палач, какой сегодня день?

Как для кого! А для меня – рабочий!

Быть в этом мире палачом – не грех,
Раз между тьмой и светом стерты грани!
Не я один – все убивают всех,
Кто на дуэли, кто – на поле брани.

Так, видно, Богом создан человек.
Любой из нас – убийца по природе.
Чем не палач охотник на охоте?
Чем не палач в дубраве дровосек?

На каждом человеке есть тавро,
Есть Каина печать у всех на лицах.

Но есть Добро!

Прекрасно! А Добро,
Зло убивая, разве не убийца?

Ты болен!

Я?.. Что ж, может быть… Наверно,
К весне всегда, как жалкие гроши,
Кончаются запасники души.
Как зубы, расшатались мои нервы.
Бессонница замучила меня.
Когда ж усну – химера прилетает,
И снится, что я – дикая свинья,
Которая сама себя сжирает.
А то вдруг снится, что в гнездо змеи
Меня, птенца, подбросила кукушка…
Я просыпаюсь – вся в крови подушка…
И все лицо… и вся душа – в крови.
Я в зеркале не узнаю себя.
И сам себе порою рожи корчу…
Все ты!.. все ты!.. все ты!..

При чем здесь я?

Ты, ведьма, на меня послала порчу!
При чем здесь ты?! На эшафот, как тать,
Взойдешь ты только раз. А я обязан
Всю жизнь потом себя четвертовать,
За что, скажи, я так судьбой наказан?

Не плачь, палач!

Легко сказать – «не плачь!».
Я, может, убивать веду впервые…

Но кто тебя заставил красный плащ
Надеть, скажи?

Не может быть!

Палач сбрасывает с лица капюшон. И Жанна видит,
что перед ней – Жюльен.

О Боже!
Так это ты?

Если не я, то кто же?!

6 января 1412 года в одной крестьянской семье, проживающей в деревне Домреми, родилась дочь Жанна и ее рождение сопровождалось долгими криками петуха. Почти сразу после появления на свет ее постоянно сопровождали различные мистические события.

  1. Жанна провела все детство возле того места, где росло волшебное дерево фей . Как можно узнать из летописи, маленькая Жанна очень любила гулять в местном лесу. Однажды вернувшись с прогулки, она рассказала родителям, что около любимого дерева она увидела открытую дверь, которая вела в волшебную страну. Когда она вошла туда, то ее встречала главная фея, которая и предсказала Жанне д’Арк великое известное будущее. Именно с данных пор юная девушка стала слышать постоянные голоса и наблюдать странные и необычные видения.
  2. Впервые Жанна услышала потусторонний голос, обращенный к ее персоне, в 12-летнем возрасте . Во сне он ее оповестил, что на девочку возложена особая миссия, и она должна защитить своего короля и спасти Францию.

  3. В 1429 году среди французского народа прошла весть, что их спасет «девственница, держащая в руке топор» , хотя уже не оставалось никакой надежды на то, что удастся избавиться от английских захватчиков. В мае данного года это пророчество полностью сбылось, когда Жанна Д’Арк со своим отрядом напала на английские войска.

  4. Когда Жанна родилась, Домреми был самостоятельным округом. Вплоть до 19 века д’Арк не была национальным героем Франции, так как о ней забыли спустя несколько лет после смерти . Когда к власти пришел Наполеон, он нуждался в «личном» герое, который пробуждал бы гордость французов. Для этих целей хорошо подходила именно Жанна д’Арк, которую Наполеон и выбрал в качестве такого героя.

  5. В деревне, где жила девушка, все звали ее Жанеттой . Родителями героини был небогатый крестьянин Жакад’Арк и Изабель Роме. В 1430 годах фамилия д’Арк писалась слитно, так как в то время еще не знали такого понятия, как апостроф и не выделяли при помощи письменности двухбуквенные частицы «де» и «дю». Поскольку в Средние века люди еще не были знакомы с бумажной бюрократией и не имели понятия об удостоверениях, выражающих личность, фамилию Жанны постоянно произносили и писали на холстах по-разному: Дэй, Тарк, Дарк Дар. Лишь к концу 16 века появилась привычная нынешнему поколению форма написания фамилии, когда один малоизвестный поэт, решил возвысить и прославить героиню и переделал ее инициалы на нынешний манер (дворянский).

  6. Во время судебного процесса д’Арк клялась, что в боях не пролила ни единой капли крови и все время выступала только как стратег и военачальник, кидая свое войско в труднодоступные места. Это было возможно благодаря дару гипноза, которым наверняка обладала Жанна.

  7. Еще одно секретное оружие девушки – ясновидение, в этом ей не было равных . Она постоянно сверялась со своими внутренними голосами и блестяще выигрывала одну битву за другой. Одна из побед французского войска, которая прошла под руководством Жанны, даже вошла в историю. Со стороны французов в ней принимало участие около полутора тысяч человек, а со стороны англичан – около 5 тысяч. Но, несмотря на явное преимущество, англичане с позором бежали, оставив на поле битвы около 2,5 тысяч убитых воинов, а многие из тех, что уцелели – попали в плен. Французские потери составили всего 10 человек.

  8. Во время казни Жанны, которую церковь назвала ведьмой и приговорила к смертной казне на костре, произошла мистическая история . После догорания костра, в кучке угля было найдено целое и не обгоревшее сердце дамы. Его осторожно отнесли на берег реки Сена, и выбросили в ледяную воду. А спустя несколько месяцев после этой кровавой казни по разным причинам умерли судьи и свидетели по обвинению.

  9. Благодаря своему видению, которое снизошло к девушке во время церковной службы, она заранее знала, что при участии в следующем бое ее возьмут в плен , о чем девушка и сообщила своим друзьям. Они отговаривали ее начинать атаку, однако она не послушалась и вскоре была захвачена бургундским лучником.

  10. Поскольку слухи о таинственном даре Жанны д’Арк попали к врагам, они не задумываясь обвинили ее в колдовстве и пытали, стараясь выведать, какие голоса оказывали ей постоянную поддержку. В результате допросов и пыток девушка заразилась лихорадкой, и пришедший к ее постели лекарь отказался от лечения, сказав, что медицина здесь бессильна. Но вскоре на Жанну вновь снизошли голоса, и спустя 2-3 дня она полностью вылечилась от смертельной лихорадки.

  11. В 1455 году мать Жанны подала прошение о ее реабилитации . На протяжении всего процесса были заслушаны показания 110 свидетелей и в июле 1456 года Жанна д’Арк была реабилитирована.

  12. Современники Жанны постоянно говорили о сверхвозможностях девушки . Когда один всадник выругался при виде Жанны в доспехах, она предрекла ему быструю смерть, что вскоре и произошло. В другом случае девушка предупредила друга, чтобы он отошел в сторону, иначе в него попадет снаряд. Когда рыцарь отошел, его место сразу же занял другой, которого сразу убило.

  13. Когда секретарь английского короля вернулся после казни, он плакал об увиденном, говоря: «Все мы погибли, ведь сожгли доброго и святого человека» .

  14. После казни д’Арк было инкриминировано ранее разрешенное ношение мужской одежды и доспехов . Для того чтобы выйти из этой ситуации, ее сторонники начали изображать девушку на картинах в платье, но так как она не могла появиться на поле битвы совсем без доспехов, они заковывали в латы ее руки и шею.

  15. Первая поэма, которая посвящалась Жанне, была написана через 5 лет после ее смерти . В нее входит более 20500 стихов. Также о Жанне часто писали Вольтер, Шиллер, Дж. Бернард Шоу, Шекспир, Твен и другие. Много музыкальных произведений ей посвятили Верди, Чайковский, Лист и др.

В истории любого периода существуют такие явления и персонажи, изучение которых возможно сразу в нескольких контекстах, будь то политический, религиозный, социальный или общекультурный. Исследование этих персонажей помогает ученым и историкам сделать более полные выводы о времени, об эпохе и о жизни наших предков. Один из таких важных персонажей для понимания истории Средних веков — Жанна д’Арк.

При каких обстоятельствах на исторической арене появилась Жанна д’Арк? Франция пребывает в состоянии войны с Англией, той самой войны, которая впоследствии получит название Столетней. Французы терпят одно поражение за другим, у них остается единственный город, который преграждает англичанам путь на юг Франции, — Орлеан. Город осажден, дофин — будущий французский король Карл VII — ничем не может помочь. Он лишен казны, его армия ослабла, кажется, что Франция очень скоро проиграет войну. И вот весной 1429 года ко двору прибывает никому еще не известная Жанна д’Арк и заявляет, что спасет королевство. Всего через два месяца она оказывается во главе войска, которое отправляется под Орлеан держать бой с англичанами.

«Непонимание того, кем она является, сопровождает Жанну д’Арк не только при дворе Карла VII, но и на протяжении всей ее очень недолгой политической карьеры, которая заканчивается в 1431 году. Жанна д’Арк, по всей видимости, обладала исключительным даром убеждения, иначе очень сложно понять, как она смогла уговорить Карла и его окружение поверить ее словам».

Ольга Тогоева

Уже в мае 1429 года осада Орлеана снята, город остается французским и не сдается англичанам. За этим следует так называемая неделя побед в долине Луары, когда французские войска под предводительством Жанны д’Арк освобождают небольшие городки вокруг Орлеана. 17 июля 1429 года Жанна сопровождает Карла в Реймс на его коронацию — и тот наконец-то становится законным правителем Франции. А после, в сентябре того же года, Жанна предпринимает штурм Парижа, чтобы вернуть своему новоиспеченному королю столицу, но безуспешно. Париж не покорен, и это становится первой неудачей для Жанны д’Арк; постепенно спасительница Франции все больше отдаляется от двора, веры в нее становится все меньше. До мая 1430 года она продолжает небольшие военные кампании, а затем попадает в плен к бургундским войскам, союзникам англичан. Оттуда ее везут в Руан, где происходит суд, а затем и сожжение.

«Уже современники пытаются осмыслить, кем является Жанна д’Арк. Естественно, что для сторонников Карла VII она божественная посланница, истинный пророк, чьи предсказания сбываются. Она ведет за собой войско, и это войско одерживает одну победу за другой. Таким образом, они видят в ней воплощение божественной воли. Совершенно другое впечатление Жанна д’Арк производит на противников, англичан, которые постоянно пишут о том, что она ведьма. О том, что ей нельзя верить, она обманом втерлась в доверие к королю и его окружению, она околдовала их, она заставила их поверить ее словам и ее устами говорит не Господь, а сам дьявол. Это противопоставление двух образов — истинный пророк или ложный, ведьма или, может быть, святая, — сопутствует Жанне д’Арк на протяжении всей ее недолгой политической карьеры».

Ольга Тогоева

Любопытно, что в последующие за сожжением 20 лет о ней почти не вспоминают — именно потому, что никто не знает, как к ней относиться. И только в 1456 году происходит процесс по реабилитации Жанны д’Арк, аналогов которому нет в истории Средних веков. Церковная и королевская французская власть выстраивает новый образ Жанны д’Арк. И именно этот образ остается в памяти людей — образ настоящего пророка, практически образ святой. 

Конспект

Принято считать, что в XVI-XVII веках о Жанне д’Арк совершенно забыли. Это не совсем так. Действительно, в хрониках и анналах этого времени о ней не находится практически ничего. Но в том же XVI веке появляется другой жанр — жизнеописания знаменитых людей, и в этих работах Жанна д’Арк занимает одно из центральных мест. Однако по сравнению с XV веком, в хрониках которого Жанна представала робкой богобоязненной девушкой, ее образ довольно сильно меняется. Теперь это активная женщина, героиня, которая искренне ненавидит врагов Франции и делает все для того, чтобы изгнать их с родной земли.

«Теперь Жанну д’Арк сравнивают отнюдь не со средневековыми святыми, как это было раньше. Ее даже не сравнивают с Иисусом Христом, что тоже было некогда очень популярно. Главными для сравнения становятся героини античности — это Афина Паллада, это Камилла, это королева амазонок Пентесилея, и наконец, это Беллона, мать — или, по другим данным, сестра — бога Марса, бога войны. Также очень часты в это время и сравнения Жанны с мужчинами, с героями античной истории. Это Кастор и Полидевк, это Геракл, это Ганнибал, Юлий Цезарь и Александр Македонский. Она приравнивается к ним — и именно этот новый образ, очень кровожадный и воинственный, преобладает на протяжении всего раннего Нового времени».

Ольга Тогоева

В то же время огромное внимание уделяется еще одному качеству Жанны, на котором настаивала и она сама, — ее девственности. В раннее Новое время Жанну, как и в Средние века, продолжают сравнивать с Девой Марией. Образ воинствующей Богородицы и образ воинствующей Жанны д’Арк стоят рядом, тем более что возникают эти два образа на фоне религиозных войн между католиками и протестантами во второй половине XVI века.

«Как религиозные войны Нового времени сказываются на трактовке образа Жанны д’Арк? Протестанты не приемлют саму идею девственности — они сомневаются в том, что Дева Мария была девственна после рождения Иисуса Христа. Таким образом, они полностью отметают эту возможность и для Жанны д’Арк. Точно так же протестанты с большим сомнением относятся к институту святости — они не верят в то, что существуют святые, которых так чтят католики. На фоне постоянного противопоставления протестантской и католической этики католики идут в поход на протестантов и начинают все активнее пропагандировать святость Жанны д’Арк».

Ольга Тогоева

Первая попытка обосновать святость Жанны д’Арк была сделана французской писательницей Мадлен де Скюдери в начале XVII века. В качестве аргументов она приводила девственность, скромность и набожность Жанны. Кроме того, де Скюдери превозносила ее способность творить чудеса, то есть давать истинные пророчества.

Уже к концу XVII века, в 1672 году, появляется первый официальный призыв к канонизации Жанны д’Арк, исходивший от представителя церкви, — идею поддерживает и такой выдающийся политический деятель, как кардинал Ришелье, первый министр короля. Он старается активно пропагандировать культ Жанны д’Арк во Франции и заказывает авторам серии художественных произведений о Жанне. Самым известным из всех стала поэма «Освобожденная Франция» Жана Шаплена. Главной задачей автора было утверждение святости его героини — и через это утверждение сильной королевской власти: сильному королю помогает женщина, и эта женщина по определению могла быть только святой. Тем не менее издание поэмы, которое должно было подхлестнуть французское общество и убыстрить процесс канонизации Жанны д’Арк, на самом деле сыграло с образом героини злую шутку. Поэма оказалась настолько слаба, что, наоборот, сделала из Жанны д’Арк предмет насмешек. 

Конспект

«Пусть — Франция, война, победа;
Однако лебедя любила Леда,
Однако дочь Миноса-старика
Всем паладинам предпочла быка,
Орел унес, лаская, Ганимеда,
И бог морей, во образе коня
Филиру пышнокудрую пленя,
Был вряд ли обольстительней меня».

Перед нами речь влюбленного из поэмы «Орлеанская девственница» Вольтера. Речь, обращенная к Жанне д’Арк, в которой он уверяет свою избранницу в том, что ей вовсе не обязательно хранить девственность, чтобы защищать страну от захватчиков. Устами этого героя, влюбленного в Жанну д’Арк, говорит сам Вольтер — это его собственное мнение: не нужна девственность для того, чтобы защитить страну.

Но необычна эта речь тем, что произносит ее не кто иной, как боевой осел Жанны. Многими современниками Вольтера Жанна д’Арк уже считалась святой, в поэме же ставилось под сомнение одно из главных условий ее канонизации — ее девственность. Зачем Вольтеру так поступать с национальной героиней? Он считал абсурдной идею, что именно девственность помогла Жанне привести французские войска к победе; для него главное в героине — ее уверенность в своих поступках, простота нрава и благоразумие.

«Вольтер, будучи рационалистом, совершенно рационалистически объясняет и появление Жанны д’Арк, и ее политическую и военную карьеру. Он очень скептически относится ко всем легендам, которые окружали эту героиню. Вольтер сомневается в том, что у Жанны д’Арк были откровения, он не верит в то, что она совершала какие-то чудеса. Ему вообще чужда идея боговдохновенности. Так же критично он относится и к идее канонизации Жанны д’Арк. И в частности — к ее девственности».

Ольга Тогоева

Произведение Вольтера было задумано как ответ на неудачную поэму Жана Шаплена «Освобожденная Франция» второй половины XVII века, в которой особенно важна была именно святость Жанны. Вольтер начинает писать свою поэму в 1730 году и через год заканчивает четыре главы, которые с огромным успехом расходятся в списках по всей Европе. К 1752 году он заканчивает 14 песен, но собирается завершить поэму, так как появляется слишком много пиратских изданий, в которых авторский текст оказывается изменен и сопровождается скабрезными гравюрами. К 1762 году он доводит поэму до конца и издает ее. То есть на протяжении 43 лет вся Европа читает «Орлеанскую девственницу».

Но возникает вопрос: почему Вольтер выбирает именно осла? С одной стороны, это сказочный сюжет, осла дарит сам Господь для того, чтобы тот помогал Жанне в ее военных подвигах. С другой стороны, осел — очень опасное животное. Поэма Вольтера была изначально рассчитана на образованный круг читателей, которые понимали отсылки к древнегреческой и римской традициям, где осел — животное, связанное с сексуальной распущенностью, с развратом.

«В осла вселяется демон, который дает животному речь и заставляет его влюбиться в Жанну д’Арк, та слушает осла и даже начинает сомневаться: не стоит ли ей, действительно, проститься со своим обетом и принять ухаживания такого влюбленного существа? Но все‑таки Жанна не отвечает на призывы осла. Во всяком случае, так происходит в авторском тексте Вольтера. В пиратских же изданиях поэмы (которые особенно были популярны в Англии) все заканчивалось совсем иначе: Жанна д’Арк отвечала на притязания осла, и поэма завершалась песней, в которой она отдавалась влюбленному в нее животному, а на упреки ее ближайшей подруги Доротеи отвечала: „Ах, если б ты знала, какой он любовник“».

Ольга Тогоева

У Вольтера Жанна, конечно, отказывает ослу во взаимности, но тем не менее отдается влюбленному в нее графу Дюнуа. За стенами спальни происходит финальное сражение с англичанами за Орлеан, город отвоеван, Жанна д’Арк лишается невинности. То есть, по замыслу автора, тот факт, что Жанна теряет девственность, совершенно не мешает ей быть победительницей и противостоять врагу. Собственно, поэма была написана Вольтером, чтобы продемонстрировать абсурдность идей французских католических авторов, пропагандировавших девственность Жанны и настаивающих на ее святости.

«Французское общество оказалось после выхода поэмы Вольтера расколото на два лагеря. Первый — католические круги, которые протестовали очень жестко против публикации „Орлеанской девственницы“, она была занесена в индекс запрещенных книг. Второй — либеральные круги, которые с восторгом восприняли появление этой поэмы и при возвращении Вольтера в Париж из его швейцарского поместья Ферне встречали его криками „Да здравствует ‚Девственница‘!“».

Ольга Тогоева

Конспект

На протяжении веков восприятие образа Жанны д’Арк постоянно менялось. Для второй половины XVIII века характерна острая реакция французского общества на любые произведения, посвященные Жанне д’Арк, к какому бы жанру они ни относились. Католики активно пытаются канонизировать Жанну, интеллектуалы во главе с Вольтером, настаивая на значимости героини, не признают ее чудес, девственности, а соответственно, и святости. Канонизации Жанны мешают и политические события во Франции конца XVIII века.

«Происходит революция, и о Жанне забывают на некоторое время, потому что она ассоциируется исключительно с королевской властью, а французы свергли короля — и теперь больше не должны помнить о героине, которая способствовала укреплению монархии, а вовсе не ее свержению. И только в 1803 году Наполеон Бонапарт, еще не император, но уже первый консул республики, возрождает почитание Жанны д’Арк в Орлеане, где в ее честь еще в XV веке был учрежден специальный праздник. Революционные события отменяют этот праздник, и Наполеон своим особым декретом указывает, что вновь орлеанцы могут его праздновать».

Ольга Тогоева

Особое место в истории канонизации Жанны д’Арк занимает, конечно же, город Орлеан. Именно здесь был создан совершенно особый корпус исторических сочинений, ей посвященных. Причем создавались они даже сразу после того, как она была осуждена церковью как еретичка. Но наибольшей активности орлеанский епископат достигает начиная с 1849 года, когда кафедру занимает монсеньор Феликс Дюпанлу, выдающийся представитель французской католической церкви, сенатор, человек, искренне любивший и почитавший Жанну д’Арк. Именно он первым добивается от Папского престола согласия на начало процесса канонизации.

«Для того чтобы собрать необходимые документы для канонизации, нужно было собрать свидетельские показания. В случае Жанны д’Арк это было совершенно невозможно сделать: все свидетели умерли еще в XV веке. Дюпанлу пошел по другому пути. Он использовал материалы и обвинительного, и реабилитационного процессов Жанны д’Арк и попросил сотрудников своей канцелярии сделать большие выписки оттуда. Эта своеобразная шпаргалка была предложена наиболее достойным жителям города Орлеан, которые и стали „свидетелями“ на процессе. По этой шпаргалке они должны были давать свои показания».

Ольга Тогоева

Тем не менее попытки канонизировать Жанну ни к чему не приводят. В 1875 году свидетельские показания с орлеанского процесса отправлены в Рим, откуда в скором времени приходит отказ — на том основании, что во Франции якобы уже существует культ Жанны д’Арк. Разумеется, реальная причина заключалась в том, что инициативу Дюпанлу не поддержало французское правительство. В результате канонизация отложилась еще на полвека.

Официально Жанна наконец была канонизирована только в 1920 году папой Бенедиктом XV. Главным обстоятельством, поспособствовавшим ее канонизации, стала Первая мировая война. Во Франции печатались плакаты с изображениями Жанны д’Арк, в ее честь служили мессы. Жанна стала восприниматься французами как защитница страны от захватчиков.

«Точно так же, как в XV веке, в Первую мировую войну Жанна воспринималась как защитница Франции от интервентов. И на волне этого народного почитания французское правительство пошло на уступки, поддержав идею католической церкви о канонизации. Отныне она является покровительницей Франции и отдельно покровительницей Французских вооруженных сил наравне с Девой Марией».

Ольга Тогоева

Валерий Стольников


Жанна Дарк


Стихи: В.Стольников
Музыка: В.Беседина


Архангел Михаил

Вот и пробил твой великий час -
Не считай мой голос наважденьем!
Небеса дают тебе наказ
Господу и Франции служенья!

У тебя остались позади
Детские мечты и развлеченья.
Каждый сердца стук в твоей груди -
Господу и Франции служенье!

Веры свет покуда не погас,
Не ищи в покое утешенья.
Пробил, Жанна, твой великий час -
Господу и Франции служенья!

Жанна после коронации

Ликует весь народ –
Виват король!
Ликует и поет и пьет без меры.
За Родину печаль свою и боль
Готов сменить он на мечи и веру!

Ликует весь народ -
Виват! Виват!
И праздник разрастается лавиной.
Ведь каждый, кто француз, безмерно рад
Узнать о коронации дофина.

Ликует весь народ.
О мой король!
Я Францию и трон тебе вручила.
Но почему сжимает сердце боль?
И грудь морозит холодом могилы?

Ликует весь народ,
А я грущу….
Прости, Господь, я путь свой предвкушаю.
Кто мне в любви клянется, палачу
Предаст меня. Я знаю, знаю, знаю…

Молитва Жанны

Прости мне, господь, сомнения,
Была я тогда незрячею.
Прости мое удивление,
Что мне эта роль назначена.
Мечты о семейной радости
Прости своей хрупкой дочери.
Прости мне минуты слабости
И слезы мои полночные.

Дай сил мне, Господь, и мужества
Не ждать от судьбы спасения.
Над городом дьявол кружится
Душе моей шлет мучения.
Над городом дьявол кружится,
Меня искусить старается.
На нервах моих натруженных
Напрасно играть пытается.

Дай сил мне в пути завещанном
Не делать шагов ошибкою.
И, с небом костром повенчанной,
На небо взойти с улыбкою.
Я лягу, как божье семечко,
Для будущего взращенное.
Прости, я всего лишь девочка
На подвиг тобой крещеная!

«Эй, король!»
(Придворная знать - после коронации)

Эй, король! Ты решай, с кем тебе по пути!
Кто у трона достоин стоять - ты решай!
Эй, король! Невзначай мы ведь можем уйти
И оставить тебя одного - невзначай!

Эй, король! Ты подумай, что будет потом?
Ведь у трона играть короля - наша роль!
Ты без нас - станешь голым смешным королем!
Так что думай монаршим умом - наш король!

«Прими судьбу»
(Николя - друг детства, он же - Св. Николай)

Прими судьбу свою, прими!
В деревне мирной Домреми
Росла с другими ты детьми,
Но голос прозвучал…
И срок пришел оставить круг
Своих друзей, своих подруг.
Поскольку среди божьих слуг
Тебя Господь избрал.

Неси свой крест и не перечь.
Тебя кольчуга ждет и меч.
Себя тебе не уберечь -
Судьбу свою прости.
И небеса тебе велят
Забыть про девичий наряд
И в бой войска за рядом ряд
Французские вести!

«Перед костром»

СОЛДАТЫ
Пламя занимается! Пламя поднимается,
Как у змейки голова!
Славно разгорается! славно разгорается!
Хороши у нас дрова

Мы казним неверную! Мы казним неверную!
Так решили господа!
Правильно, наверное. Правильное, наверное!
Пламя спишет, не беда!

ЖАННА
Мне мало лет, мне мало лет.
Я жить хочу и видеть свет.
Но небеса дают ответ:
Спасенья нет, спасенья нет.
Простите мне, отец и мать!
Я не могу себя предать.
И родину врагу продать,
Я не могу….

Загрузка...