Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Профессия дирижер. Кто такой дирижер? Молодежный кадровый центр Профессия дирижер описание

Среди музыкальных профессий есть одна, без которой не состоится ни один концерт оркестровой . Данная статья посвящена такой профессии как «дирижер». Здесь мы расскажем, дирижер кто это такой, а так же, чем занимается и что за профессия это. Дадим описание личных психологических качеств, которыми должен обладать представитель профессии. А так же, где пройти обучение, что бы стать дирижером.

Из википедии нам известно, что дирижер – это человек, который виртуозно управляет игрой оркестра или хора.

Чем занимается дирижер

Стоит отметить, что дирижер является одной из самых сложных музыкальных , поэтому и функциональные обязанности у него далеко не простые.

К ним относятся:

Несение полной ответственности за звучание того или иного произведения во время концерта;

Иметь глубокие познания в большинстве классических музыкальных произведений;

Умеет правильно расставлять акценты между всеми участниками оркестра или хора;

Видит музыкальные возможности всех музыкантов и согласно этому составляет партии в представлении.

Требования к профессиональным навыкам

  • Обладать идеальным музыкальным слухом и чувством такта;
  • Иметь отличную интуицию;
  • Обладать музыкальной грамотностью;
  • Иметь гибкость рук и пальцев;
  • Обладать хорошей координацией движений;
  • Иметь высшее академическое образование по дирижерству;
  • Быть лидером по жизни и в коллективе;
  • Обладать организаторскими способностями;
  • Быть творческим человеком;
  • Возможно создание своего личного сценария по управлению коллективом музыкантов;
  • Быть коммуникабельным и общительным человеком.

Как стать дирижером

Для того, что бы стать дирижером, необходимо следующее:

Полное соответствие профессии со стороны личных качеств;

Обязательно окончание музыкальной школы, знание нотной грамоты, сольфеджио;

Получить высшее музыкальное образование;

Практические занятия.

Только обладая идеальными знаниями и практическими умениями, можно стать успешным управленцем в музыкальной среде.

Плюсы и минусы дирижерства

В этом разделе предоставим важную информацию , которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.

Разберем плюсы:

  • Быть старшим и главным всегда приятно;
  • Появляется значимость и уважение в коллективе;
  • Частые гастроли;
  • При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
  • Есть вероятность стать медийной личностью;
  • Высокий уровень оплаты .

А теперь о минусах:

  • Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
  • Придется долго учиться;
  • Высокая ответственность;
  • Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.

Подведем итоги

Данная статья является информационным пособием для тех, кому интересно, дирижер это кто такой. Мы рассказали, чем он занимается, каковы его функциональные обязанности в управлении музыкальным коллективом. Ну и конечно, здесь представлено описание плюсов и минусов в этой сфере деятельности.

Дирижёр (от французского слова diriger - управлять, направлять, руководить) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.
Как самостоятельный вид музыкального исполнительства, дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии (от др.-греч. xeir - рука и др.-греч. nomos - закон, правило), которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе. Этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии - её движение вверх или вниз и т. д.

Caricature by Grandville A young composer conducting a concert with a score for gunfire from Louis Reybaud"s novel Jérome Paturot à la recherche d"une position sociale. Paris, 1846 г.

С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью «баттуты» - палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта. Самое раннее изображение управления ансамблем (церковным) с помощью баттуты относится к 1432 году. Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость. Руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, - такое дирижирование было и шумным, и небезопасным. Известна история, когда придворный композитор Людовика XIV Жан Батист Люлли (1632 – 1687), разучивая 8 января 1687 года со своим оркестром Te Deum, назначенный к исполнению по случаю нездоровья короля, наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной, и вскоре умер от гангрены.

Vangelis Gokas, The Dead Orchestra Conductor.

Everett Shinn The Orchestra Pit, Old Proctor"s Fifth Avenue Theatre.

Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования. Так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы. С появлением в XVII веке системы генерал-баса, обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе. Он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. В XVIII веке генерал-басу всё чаще помогал первый скрипач - концертмейстер, который задавал тон своей игрой на скрипке, а мог, прекратив игру, использовать смычок в качестве баттуты.

Владимир Карначев Дирижёр Валерий Хлебников. 2012 г.

В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования - при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений. Так, в опере певцами управлял клавесинист, оркестром – концертмейстер, а третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер. В отдельных случаях число дирижёров могло доходить до пяти. По мере отмирания системы генерал-баса (во второй половине XVIII века) возрастало значение скрипача-концертмейстера. В XIX веке такой способ дирижирования сохранялся при исполнении несложных сочинений, в частности в бальных и садовых оркестрах, он используется нередко и в настоящее время при исполнении старинной музыки.

Сергей и Николай Легаты Композитор и дирижер Риккардо Дриго (дружеский шарж).

Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века потребовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле. Дирижирующий концертмейстер уступил своё место человеку, стоящему перед оркестром. При этом в качестве баттуты могла использоваться трубка из кожи, набитая шерстью, или рулон нот. Например, композитор Феликс Мендельсон использовал обтянутую кожей трость, а его коллега Гектор Берлиоз предпочитал сучковатые ветки. Рассказывают историю, что однажды в парижском театре «Опера комик» в середине оперетты Оффенбаха вдруг погас свет. Дирижер не растерялся, достал сигару, которую приберегал для антракта, зажег ее и продолжал с ее помощью управлять оркестром. Рассказывают, что Вагнер в качестве дирижерской палочки использовал костяную китайскую лопатку для почесывания спины, в виде согнутой ладони. Эта лопатка сейчас хранится в Музее истории Риги. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка. В Вене дирижерскую палочку первым использовал Игнац фон Мозель в 1812 году. В 1817 году с помощью палочки управляли оркестром К. М. Вебер в Дрездене и Л. Шпор во Франкфурте-на-Майне. Последний еще в 1810 году на Франкенгаузенском музыкальном празднике дирижировал палочкой, скатанной из бумаги. Поначалу этот невиданный дотоле способ управления оркестром поверг всех в изумление. Но довольно скоро дирижеры поняли его преимущества. Как правило, палочки делают из бука, клена, яблони, ореха, березы или красного дерева, а также из слоновой кости и черного дерева и эбонита.

Илья Репин Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. 1881 г.

Мартирос Сарьян Портрет дирижёра Константина Сараджева. 1940 г.

На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Так, в Вене с 1771 года в публичных благотворительных концертах Музыкального общества, которыми сначала руководил Флориан Леопольд Гассман, а затем на протяжении многих лет Антонио Сальери, часто исполнялись сочинения ушедших композиторов или современников, которые по тем или иным причинам лично участвовать в концертах не могли. Практика исполнения чужих сочинений в конце XVIII века распространилась в оперных театрах; чужими операми нередко дирижировали Йозеф Мысливечек, пропагандировавший, в частности, творчество К. В. Глюка, и Джованни Паизиелло.

Samuel Burston Sir John Barbirolli (1899–1970), Conductor and Cellist.

Valerie Beere Frederick C. Morris, Conductor of the Shrewsbury Orchestral Society. 1952 г.

Если в XVIII веке композиторы-дирижёры выступали в основном со своими оркестрами, исключение составляли лишь оперные композиторы, ставившие и исполнявшие свои сочинения в разных городах и странах, то в XIX веке на эстраде появились гастролёры, выступавшие как с собственными, так и с чужими сочинениями, дирижируя чужими оркестрами, как, например, Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон, а позже Р. Вагнер.
Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра.
Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром требовало специальных навыков и специальной одарённости. Среди первых профессиональных дирижёров, получивших международное признание, - Ганс фон Бюлов и Герман Леви. Бюлов стал первым в истории дирижёром, гастролировавшим вместе с оркестрами, в том числе с Берлинским филармоническим.

Лев Русов Портрет Евгения Мравинского.

Лев Русов Ленинградская симфония. Дирижирует Е.А. Мравинский. 1980 г.

Со второй половины XIX века в Европе доминировала немецко-австрийская школа дирижирования, что не в последнюю очередь было обусловлено преобладанием немецко-австрийской симфонической музыки в концертном репертуаре. На рубеже веков её представляла, прежде всего, так называемая «послевагнеровская пятёрка»: Ганс Рихтер, Феликс Мотль, Густав Малер, Артур Никиш, Феликс Вейнгартнер, - а в дальнейшем дирижёры следующего поколения: Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер, Эрих Кляйбер и нидерландский дирижёр немецкой школы Виллем Менгельберг.
Чувствуя себя сотворцом исполняемого сочинения, дирижёр иногда не останавливался перед внесением изменений в партитуру, прежде всего касающихся инструментовки, не видел большого греха в отступлении от обозначенных в партитуре темпов и т. д. Композиторы нередко советовались с дирижерами и вносили в партитуру исправления после неправильного, но впечатляющего исполнения. Но иногда вольности, которые позволяли себе в отношении партитур, например, Вагнер или Ганс фон Бюлов, осуждались нередко их современниками.
В первой половине ХХ века стремились адаптировать сочинения давно ушедших композиторов к восприятию современной аудитории Виллем Менгельберг и Леопольд Стоковский.

Василий Плотников Дирижёр Юрий Темирканов. 1969 г.

Любовь Костенко Портрет Юрия Темирканова. 1976 г.

Во второй половине XX века в дирижировании появился термин «аутентизм». Дирижеры пытались освоить стилистические особенности музыки XVI-XVIII веков. Но большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века ищут свою «золотую середину», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени - управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке. В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки - вообще или в медленных частях сочинений. Те же, кто не отказывается, держат её, как правило, в правой руке.

Зуфар Гимаев Профессор, хоровик - дирижёр Казачков С. Л. 2006 г.

June Stratton Conductor Peter Shannon Process.

Графов В. Портрет дирижёра Валерия Георгиева. Концерт в Цхинвали.

Самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) - движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку.
Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников.

Андрей Аранышев Дирижёр.

Андрей Аранышев Дирижёр II.

Гиви Сипрошвили Дирижёр.

Профессия дирижёра и в настоящее время остается преимущественно мужской, однако в XX веке появились и дирижёры-женщины.
На рубеже столетий концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее, в 1912 году дебютировала как дирижёр Надя Буланже, Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 г.
Известностью пользовались Сара Колдуэлл – первая женщина, дирижировавшая в Метрополитен Опера, и более 50 лет работавшая с крупнейшими оркестрами СССР Вероника Дударова.

Giancarlo Vitali. Andante sostenuto. 1998 г.

Giancarlo Vitali Direttore II. 1991 г.

Источники - Википедия и этот

Дирижер – представитель одной из сложнейших музыкальных профессий. Слаженность выступления всего коллектива зависит от его знаний, опыта и способности руководить работой каждого хориста или музыканта. Именно он распределяет партии в выбранном произведении с учетом возможностей участников коллектива. Профессиональный дирижер способен придать произведению необычное звучание и особую выразительность.

Корни происхождения данной профессии уходят во времена Древнего Египта. Слово «дирижер» во многих языках обозначает «кондуктор», в переводе с французского — «руководить, управлять».

Барельефы многих зданий древности украшены изображениями, где дирижер — это человек с жезлом в руках, руководящий группой музыкантов. Одним из первых «задавателей ритма» Древней Греции был Ферекид из Патр. Исторические источники указывают, что он руководил коллективом из восьмисот музыкантов еще в 709 г. до н.э.

Что делает дирижер и зачем он нужен

Если проводить аналогию, то руководитель музыкального коллектива – это как тренер для спортивной команды. Основная цель его работы – прекрасный результат всей группы. Оркестр или ансамбль может обойтись без дирижера, но все же предпочитает выступать под его руководством.

Функции работников данной профессии менялись на протяжении тысячи лет, но по-прежнему остаются важным фактором слаженной работы сотни инструментов. Для того чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо пройти специальную подготовку и обладать специфическими чертами характера. Работа дирижера заключается не только в руководстве коллективом во время выступления, но и в постановке всего спектакля, распределения ролей, выбора исполнителей, составления плана репетиций и графика выступлений.

Во время выступления с помощью определенных жестов дирижер управляет музыкантами и целостным звучанием произведения.

Для этого ему необходимы следующие знания и навыки:

  • музыкальный слух и чувство ритма;
  • интуиция и врожденная музыкальность;
  • совершенное знание нотной грамоты;
  • отличная память;
  • гибкие, подвижные пальцы рук и хорошая координация;
  • академические музыкальные знания;
  • знание истории и технические характеристики инструментов;
  • наличие лидерских качеств;
  • организаторские способности;
  • наличие собственного стиля управления.

Освоить профессию можно в консерваториях, институтах культуры и колледжах искусств. Трудоустроиться достаточно сложно, так как данную профессию трудно назвать востребованной на современном рынке труда. Карьерная лестница дирижера формируется из разрядов: стать профессионалом 13-го разряда сможет талантливый дирижер с не менее 10 летним опытом работы по профилю.

Я - дирижер Мюнш Шарль

Глава III Как становятся дирижером?

Глава III

Как становятся дирижером?

Вы знаете теперь, как я стал дирижером. Разрешите, однако, дать вам совет: не подражайте мне. Случай, я повторяю, счастливый случай сыграл громадную роль в моей карьере, но гораздо разумнее выработать план битвы, не очень рассчитывая на удачу, которой, конечно, нужно воспользоваться, в том случае если она представится.

Кроме того, в наше время, когда все организовано, систематизировано, регламентировано, карьера дирижера не является лишь результатом какого- то случая.

Во Франции, как и за ее пределами, сейчас существует целая серия колес, зубчатых передач, которые нужно со всей решимостью пустить в ход, если вы хотите встать во главе симфонического коллектива. Когда вы пройдете через эту машину, производящую дирижеров, вы получите куда больше возможностей, чем имели музыканты моего поколения. Есть огромная помощь радио; заинтересованность хорошего импресарио может быть очень полезной, подчас необходимой; есть телевидение, есть записи, я через это прошел... К сожалению, до сих пор нет бюро по найму, которое занялось бы нами!

Но совсем не достаточно напечатать на вашей визитной карточке звание “дирижер”, чтобы получить право его носить. Нужно еще заслужить это право. А дать его может только ваша работа, доказывающая, что вы действительно талантливы и обладаете артистическим даром.

Заметьте, что, несмотря на все благоприятные условия нашего времени, в мире сейчас не больше великих дирижеров, чем прежде. Я нахожу это отрадным. Не доказывает ли это, что талант, врожденный дар остается; фактором, без которого невозможна ни слава, ни попросту добрая репутация?

Но борьба в наши дни стала менее суровой, и я не верю, что абсолютно необходимо страдать, терпеть голод и холод, чтобы стать настоящим артистом.

Профессия трудна, потому что она предполагает множество специальных теоретических и технических знаний. "Дирижер управляет всеми инструментами оркестра - значит, он должен иметь представление о каждом из них. Он дирижирует партитурами, подчас ему незнакомыми (ведь было время, когда и Пятая симфония исполнялась им в первый раз); он должен слиться с композитором, чтобы суметь открыть его намерения, постигнуть состояние его души. Нужно усовершенствовать, углубить средства, помогающие дирижеру быть лучше понятым музыкантами.

И так как музыка становится сложнее день ото дня, нельзя игнорировать малейшие крупицы знания при учебе в консерватории.

Прежде всего я считаю, что необходимо самым тщательным образом изучить оркестровые инструменты. Более того, я убежден, что любой дирижер должен овладеть каким-нибудь струнным инструментом. Смычковые - основа оркестра; очень важно знать точно, чего можно от них требовать. В прежние времена большинство дирижеров выходило из среды скрипачей; концертмейстер первых скрипок - такова была традиция - занимал место дирижера, если тот ошибался.

Вспомним, что Никиш был скрипачом, Тосканини виолончелистом...

Владение инструментом позволяет изучать музыку “изнутри”. Открываешь при этом проблемы, стоящие перед исполнителем; они являются всего- навсего тенью тех проблем, которые должен решить дирижер, но они идут по его следу. С первого взгляда, с первого аккорда сложно определить, знает ли дирижер все тонкости струнных; сумел ли он определить штрихи для каждой ноты, чтобы она звучала так, как он хочет. Но он никогда не сможет достичь этого, если сам не познает возможности инструмента. В то же время следует избегать видимости игры на воображаемой скрипке. Изобразительный жест может быть порою полезным, но мимика, систематически имитирующая исполнение, только осложняет задачи артистов оркестра, которые прежде всего нуждаются в точных и выразительных указаниях.

Полезно также узнать как следует и духовые инструменты - дерево и медь. Анализируя их виртуозные возможности, знакомишься с разнообразными тембрами.

Проблема атаки звука у валторны и у виолончели решается, конечно, по- разному. Для того чтобы вступили тромбоны, не делают того жеста, каким показывают вступление флейты. Музыкантам необходимо брать дыхание в доли секунды, а эти секунды всегда драгоценны, ибо от них зависит идеальный ансамбль. Нужно инстинктивно почувствовать тот точный момент, когда нужно дать им вступление. Так постепенно раскрывается совершенный и сложный инструмент, каким является современный оркестр.

Затем - есть еще музыка... Музыка, записанная на двадцати нотоносцах, которые нужно читать одновременно. Для того чтобы не попасть в неловкое положение, лучше всего в совершенстве изучить язык гармонии и контрапункта. Необходимо развивать свои уши, так как уши работают куда больше, чем руки. Руки следуют за ушами. Сколько раз говорил я на репетициях: “Господа, слушайте внимательнее то, что делают другие, слушайте, что происходит вокруг. Репетиция вам покажется менее длинной и более интересной. Все зазвучит лучше...”

Спрашивайте чаще у второй скрипки, хорошо ли она слышит английский рожок или второй фагот.

Порою в консерваториях слишком легкомысленно относятся к урокам сольфеджио, которое является фундаментом нашего искусства; тем более необходимо не пренебрегать ими сегодня, когда современная политональная или додекафонная музыка просто создана для того, чтобы обманывать плохо тренированный слух.

Нужно знать цифрованный бас, гармонию, контрапункт, уметь играть каждое утро хорал Баха в четырех ключах - все это дает возможность анализировать текст, разобраться в его пружинах, оценить конструкцию и эквилибр. В фортепианном изложении определить аккорд нетрудно. Чтобы провести ту же операцию с оркестровой партитурой, нужно иметь более тренированные зрение и слух.

Прекрасное упражнение - копирование партитур: нет ничего более скучного, но и более продуктивного; в тот момент, когда ноты наносятся на бумагу, звуки врезаются в вашу память; пока сохнут чернила, происходит некая слуховая кристаллизация, и при известном навыке вы “слышите” то, что пишете, гораздо точнее, чем при простом чтении. Отныне вас уже не удовлетворит легкое скольжение глаз по партитуре: вы уже не дадите ей скрыть от вас свои тайны.

Рекомендую вам заняться инструментовкой - это куда интереснее, чем просто переписывать партитуры. Возьмите любую пьесу или сонату, оркеструйте фортепианное переложение симфонии, что позволит вам позже сравнить вашу работу с авторским оригиналом. Сколько сюрпризов вас ожидает!..

И разумеется, необходимо прочно усвоить трактаты по инструментовке. Изучите трактат Геварта или Берлиоза - Штрауса.

Память - один из основных козырей дирижера. Изучение, переписывание, оркестровка музыкального текста позволяют обострить гармоническую и визуальную память. Звуковая память требует выработки особых рефлексов. Она предполагает одновременно память на звуки и память на тембры. Эта последняя возвращает нас к инструментам оркестра; невозможно овладеть игрой на всех инструментах, и лучший способ узнать их - это ходить на концерты с партитурой в руках, чтобы следить за репликами флейты- пикколо, тромбона или гобоя.

Можно еще посещать конкурсы консерватории в конце года: когда вы услышите, как три десятка кларнетистов исполняют “Каприс” большой трудности, специально написанный, чтобы блеснуть всеми возможностями инструмента и исполнителя, вы уже не сможете забыть тембр кларнета. Почему бы также не присутствовать время от времени в качестве простого слушателя на занятиях оркестровых классов консерватории? Всегда узнаете что-то новое. Я это понял во время каникул 1953 года, на улице Мадрид, присутствуя в классе ударных у Пассерона и в классе трубы у Сабарича.

Правда, будущий дирижер слишком занят в своем собственном классе: классе оркестрового дирижирования.

В течение двух лет я вел этот класс в Парижской консерватории. Как и прежде, когда я преподавал игру на скрипке в Страсбурге, я сам многому научился. Моей первой заботой, когда мы приступали к какой-нибудь части симфонии, было проанализировать ее конструкцию, увидеть, как она задумана, из чего “состоит”. Возьмем для примера первую часть Третьей симфонии Бетховена: два аккорда составляют ее первые такты, затем идет двенадцатитактовый эпизод, который вы можете разделить на три четырехтактных.

Если это вас заинтересует, вы можете периодизировать так всю симфонию.

Сделав гармонический анализ, один из учеников садится за рояль, а другой тактирует. Я требую прежде всего, чтобы он дирижировал ясно и просто. Я не разрешаю дирижировать без палочки, что, к сожалению, стало модным. На мой взгляд, это дурная привычка, осложняющая работу оркестрантов. Любой из них, без сомнения, меня в этом поддержит.

Я не требую, чтобы партитуру заучивали наизусть. Как пишет Ринальдо Хан, “на концерт приходят восхищаться музыкой, а вовсе не памятью дирижера”. Я видел, как самым постыдным образом ошибались крупнейшие из акробатов памяти. Считаю особенно несостоятельным дирижирование на память аккомпанемента. Убежден, что все солисты и наиболее крупные виртуозы не терпят этого. Но вернемся к нашим ученикам.

Главное - это выработать ясные жесты: это особенно трудно в современной музыке, где ритмы бывают зачастую очень сложными.

Правая рука отбивает такт, левая указывает нюансы. Первая - от разума, вторая - от сердца. И сердце не должно диктовать рассуждения, которых рассудок не сможет понять. Необходима совершенная, исключающая всякое противоречие координация жестов. Нужно указать ученику все подстерегающие его ловушки, но только собственный опыт поможет ему понять все до конца.

В конечном итоге достигнуть реальных успехов можно лишь встав за дирижерский пульт. Но неразумно толкать ученика в гущу сражения без мудрого руководителя, главная цель которого - отшлифовать его стиль, устранить все лишние жесты, откорректировать движения.

Между прочим, я хочу спросить: представляет ли себе публика, какое физическое напряжение испытывает дирижер в течение двухчасового концерта? Причем требуется, чтобы он был одинаково точен и темпераментен и в начале, ив конце. Есть, таким образом, некая спортивная сторона в дирижировании оркестром, и я рассматриваю занятия гимнастикой как необходимость. Гимнастика помогает достигнуть постоянной собранности, и дирижеру - этому, в идеале, вдохновенному и поэтическому существу - нужно такое нервное и мускульное равновесие, какого обычно себе не представляют.

И вот приходит день, когда учащийся дирижерского класса покидает консерваторию. Естественно, ему нужно зарабатывать на жизнь - но очень мало шансов, что какой-то оркестр поспешит к нему, выражая желание встать под его знамена. И это великолепно... ибо настоящая профессионализация только здесь и начинается. Дипломированный студент напоминает автомобилиста, только что получившего водительские права... Лучше ему не выезжать на магистраль, пока он не овладеет делом как следует. А для этого следует без колебаний искать место в оркестре, скромное место обычного исполнителя. Отсюда он будет наблюдать за работой мастеров, сменяющих друг друга на эстраде; он узнает также своих соседей, своих коллег, он научится понимать их реакции. Оркестр - батальон: нужно проникнуть в глубины его психологии, прежде чем помышлять о командовании.

Наконец пробьет час, и он, в свою очередь, встанет за пульт. Но пусть он не думает, что на этом учеба кончается. Жизнь дирижера - это непрерывное обновление знаний, и бывает полезно возвратиться к учебе. Я никогда не забуду случай, который произошел у меня с Тосканини. Я уже был дирижером, когда он приехал на гастроли в Париж. Решив, что ничего не может быть для меня поучительнее, я попросил у организаторов концерта разрешения присоединиться к первым скрипкам. Я сел на последний пульт, но, так как был “сверхштатным”, мне дали невыверенную партию, где были проставлены не те штрихи, что у остальных музыкантов. Тосканини немедленно заметил, что мой смычок идет вниз в то время, как другие идут вверх, и сделал мне замечание. Мне показалось, что во время всего исполнения он следил за мной, не отрывая взгляда. Удивительно, что много лет спустя, в Нью-Йорке, выяснилось, что он это отлично помнит.

В течение всей карьеры нельзя упускать ни одной из представляющихся возможностей: нельзя перестать учиться!

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Дирижирование представляет собой, пожалуй, одну из наиболее сложных отраслей музыкальной деятельности. Именно на дирижера ложится вся ответственность за выступление музыкального коллектива. В задачи будущих специалистов входит детальное изучение музыкальных произведений, особенностей исполнительской манеры каждого из членов коллектива, подбор репертуара, распределение партий с учётом возможностей подчиненных, индивидуальная интерпретация музыкального произведения таким образом, чтобы придать ему экспрессивность, выразительность и необычность звучания.

Дирижер - эксклюзивная, штучная профессия, научиться которой без наличия таланта практически нельзя. Дирижером нужно родиться, а стремление к профессионализму приходится годами.

Условия поступления

Для выявления у абитуриента способностей к реализации этой творческой, эксклюзивной деятельности вузы предлагают сдать следующие дисциплины в качестве вступительных испытаний:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история;
  • творческий экзамен, в качестве которого может выступать экзамен по теории музыки, гармонии, фортепиано, сольфеджио, исполнение программы (дирижирование симфоническими, хоровыми произведениями, сольное исполнение одного из голосов партитуры хора) и т. д.

Будущая профессия

Главные задачи дирижера - увлечение музыкантов за собой и организация слаженной работы оркестра.

От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.

Куда поступать

Дирижер является соавтором композитора и создателем музыкальной репрезентации произведения. Как уже отмечалось, без врожденного таланта стать дирижером практически невозможно. Развитием творческих способностей талантливых студентов сегодня занимаются следующие ведущие вузы РФ:

  1. Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
  2. Российская академия музыки имени Гнесиных;
  3. Государственная классическая академия имени Маймонида;
  4. Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова;
  5. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 4 года.

Изучаемые дисциплины

Дирижер - своего рода медиум, отвечающий за качество музыки перед композитором музыкального произведения и аудиторией. Смысл дирижерской интерпретации заключается в умении глубоко прочесть, понять, постигнуть внутреннее содержание музыкального произведения, а затем передать его до современного слушателя. Принимая во внимание разницу исторических эпох, смену мировоззренческих парадигм, появление инновационных средств оформления музыкального звучания, задача воплощения в музыкальных образах замыслов автора, жившего, возможно, не одно столетие назад, требует от дирижера синтеза теоретических знаний, практических навыков, уникальных личностных качеств и таланта. Формирование теоретического багажа знаний осуществляется при изучении следующих специальных дисциплин курса:

  • дирижирование,
  • гармония,
  • история отечественной музыки,
  • история зарубежной музыки,
  • музыка второй половины xx и начала xxi веков,
  • музыкальная форма,
  • сольфеджио,
  • полифония,
  • фортепиано,
  • музыкальная педагогика и психология.

Приобретаемые навыки

Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном - организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.

Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания - именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:

  1. Дирижировать учебными, любительскими, профессиональными оркестрами и хорами.
  2. Руководить творческими коллективами.
  3. Проводить репетиции с солистами и творческими коллективами.
  4. Создавать аранжировку музыкальных произведений различных стилей, жанров, исторических эпох.
  5. Создавать фонограммы для ансамблей и отдельных солистов.
  6. Выступать в качестве сольного артиста либо артиста хора и оркестра.
  7. Осуществлять педагогическую деятельность в отношении специальных дисциплин музыкального цикла.

Перспективы трудоустройства по профессии

Профессию дирижера достаточно сложно назвать востребованной. Как уже отмечалось, это весьма эксклюзивная, штучная профессия, что сказывается и на оплате труда. Начинающий специалист может рассчитывать на заработную плату от 200 у. е. в случае трудоустройства по данному профилю. При наличии таланта и постоянном совершенствовании уровня профессионализма дирижер может рассчитывать на оплату до 2 000 у. е. Именитые дирижеры, гастролирующие в составе известных оркестров, получают большие гонорары.

Окончание обучения по данному профилю позволяет бакалавру, помимо реализации дирижерской деятельности, занимать должности:

В зависимости от выбранной сферы деятельности заработная плата может колебаться от 4 000 руб. (аранжировщики детских театров) до 60 000 руб. и выше (руководители коллективов).

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Уже отмечалось, что даже глубоких теоретических знаний и доведенных до автоматизма практических навыков для признания недостаточно. Помимо таланта, будущему виртуозу необходимо постоянно продолжать профессиональное совершенствование, целям чего служит продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Кроме углубленного изучения теоретических основ профессии, дальнейшего формирования, развития практических навыков и творческих способностей, магистратура даст возможность принимать участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, общаться с выдающимися культурными деятелями нашей страны, что представляется чрезвычайно важным.

Диплом магистра позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны, не проходя процедуры переаттестации . Поскольку отечественная музыкальная традиция является одной из наиболее сильных и перспективных в мире, талантливые дирижеры востребованы во многих мировых странах, где уровень заработной платы достигает 20 000 долл. в месяц.

Загрузка...