Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Психология познавательных психических процессов память внимание мышление. Психические познавательные процессы

Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.

Психические состояния

Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные - к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и

Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек - весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.

Уровень деятельности

То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.

В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик - от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности - вдохновения.

Свойства личности

Психические - устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным - чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.

Синтез

Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.

Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:

  • Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
  • Темперамент - природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
  • Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
  • Характер - система способов поведения и отношений.

Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность - сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом - оставшаяся в памяти информация.

Психические явления

Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.

Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.

Особенности личности

Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот - только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично - они всегда остаются апатичными и вялыми.

Отношение к науке

Отечественная психология все разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.

Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах - это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.

Воля и эмоции

Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое - аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.

А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, - это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции - точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

Познание и интеллект

Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.

Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, - одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.

Выводы

Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания - специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными - это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.

Универсальные, или неспецифические, процессы психики - это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.

Познавательнаядеятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов:ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Понятие окружающего мираосуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себяощущения, восприятия, представления, и логического познания посредством понятий,суждений, умозаключений.

Ощущение

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов,непосредственно действующих на наши органы чувств.

Разнообразную информацию осостоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в видеощущений с помощью органов чувств. Ощущения – источник наших знаний о мире и осамих себе. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающихнервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющихголовной мозг и кору головного мозга.

Предметы и явлениядействительности, воздействующие на наши органы чувств, называютсяраздражителями. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или инойраздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическиммеханизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов,называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенныхраздражителей на из внешней и внутренней среды и преобразовывают их в ощущения.Анализатор состоит из трех частей:

Рецепторов, или органовчувств, преобразующих энергии внешнего воздействия в нервные сигналы (каждыйрецептор способен только к определенному виду воздействий);

Проводящих нервныхпутей, по которым эти сигналы передаются обратно в мозг и обратно к рецепторам;

Корковых проекционныхзон головного мозга.

Ощущения можноклассифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности выделяютощущения:

· зрительныеощущения являются отражением цветов как ахроматических, так и хроматических.Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн,излучаемых телами на зрительный анализатор.

· Слуховые ощущенияявляются отражением звуков различной высоты, силы и качества. Они вызываютсявоздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.

· Обонятельныеощущения – отражение запахов. Возникают вследствие проникновения частиц пахучихвеществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где онивоздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора.

· Вкусовые ощущенияотражают некоторые химические свойства вкусовых веществ, растворенных в водеили слюне.

· Осязательныеощущения являются отражением механических свойств предметов, которыеобнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения также отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевоевоздействие.

Указанные ощущенияназываются экстероцептивными, и в свою очередь делятся на контактные идистантные.

Другую группу ощущенийсоставляют такие, которые отражают движения и состояния самого тела. Ихназывают двигательными или проприоцептивными.

Есть так же группаорганических ощущений – внутренних (итероцептивных). Эти ощущения отражаютвнутреннее состояние тела.

Свойства ощущений:

· качество –сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений отдругих, а так же различные вариации внутри вида;

· интенсивность –количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующегораздражителя и функциональным состоянием рецептора.

· продолжительность– временная характеристика ощущений.

Основные характеристикичувствительности анализаторов:

· нижний порогощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметноеощущение;

· верхний порогощущений – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватновоспринимать анализатор;

· диапазончувствительности – интервал между верхним и нижним порогом;

· дифференциальныйпорог – наименьшая улавливаемая величина различий между раздражителями;

· оперативный порог– величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различиядостигают максимума;

· временной порог –минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая длявозникновения ощущения;

· латентный периодреакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновенияощущения;

· инерция – времяисчезновения ощущений после окончания воздействия.

Изменениечувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувствназывается взаимодействием ощущений, которое наблюдается в явлениях:

Сенсибилизация –повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя.

Синестезия –возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения,характерного для другого анализатора.

Восприятие

Восприятие – целостное отражение предметов иявлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный моментна органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечиваетнепосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Восприятие субъективно –одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости отинтересов, способностей, потребностей. Зависимость восприятия от прошлогоопыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией.

Свойства восприятия:

1. Целостность –внутренняя органическая взаимосвязь в образе. Проявляется в двух аспектах:объединение разных элементов в целом; независимость образованного целого откачества составляющих его элементов.

2. Предметность –объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельноефизическое тело.

3. Обобщенность –отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

4. Константность –относительное постоянство восприятие образа.

5. Осмысленность –связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

6. Избирательность –преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Виды восприятия:

Восприятие человекачеловеком;

Восприятие времени;

Восприятие движения;

Восприятиепространства;

Восприятие видадеятельности.

Восприятие бываетвнешненаправленным и внутренненапрвленным.

Восприятие может бытьошибочным (иллюзорным). Иллюзия – это искаженное восприятие реальносуществующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различныханализаторов. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

Внимание

Внимание – направленность и сосредоточенностьсознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлеченииот всего остального.

Внимание непрерывносвязано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность иизбирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

Точность восприятия,являющаяся своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения;

Прочность и избирательностьпамяти, выступающие как фактор, способствующий сохранению нужной информации вкратковременной и оперативной памяти;

Направленность ипродуктивность мышления, выступающие как обязательный фактор правильногопонимания и решения задач.

Основные функциивнимания:

· отбор значимыхвоздействий и игнорирование других;

· сохранение всознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

· регуляция иконтроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости от волевыхусилий личности:

· непроизвольноевнимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, беззаранее поставленной цели, без усилия воли;

· произвольноевнимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровнякоторого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы сболее сильными воздействиями;

· послепрозвольноевнимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.Когда при решении задачи появляются первые положительные результаты, возникаетинтерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требуетспециальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работысохраняется.

2. По характерунаправленности:

· внешненаправленноевнимание направлено на окружающие предметы;

· внутреннеевнимание – направлено на собственные мысли и переживания.

3. По происхождению:

· природноевнимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те илииные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационнойновизны;

· социальнообусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения,воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, сволевой регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

· непосредственноевнимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

· опосредованноевнимание регулируется с помощью специальных средств.

5. По направленности наобъект:

· сенсорное;

· интеллектуальное.

Основные свойства внимания:

1. Сосредоточенностьвнимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности приотвлечении от всего остального.

2. Устойчивостьвнимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяетсяиндивидуальными физиологическими особенностями организма, психическимсостоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

3. Объем внимания –определяется количеством объектов, на которые может быть одновременнонаправлено внимание в процессе восприятия.

4. Распределениевнимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видовдеятельности.

5. Переключаемостьвнимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности ивключаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Память

Памятью называют процессы запоминания,сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

· Запоминание –процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путемсвязывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памятисохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

· Сохранениеинформации не является пассивным процессом, описываемым лишь толькоколичественными показателями, зависит от установок личности, условий иорганизации заучивания, влияния последующей информации, мыслительнойпереработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие видыорганизации информации в памяти: пространственную, ассоциативную,иерархическую.

· Воспроизведение –процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение можетпротекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

· Забывание –процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие назабывание: возраст, характер информации и степень ее использования,интерференция, подавление.

Характеризуя качествапамяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти:

1. Генетическаяпамять включает в основном инстинкты и почти не зависит от условийжизнедеятельности человека.

2. Прижизненнаяпамять является хранилищем информации, полученной с момента рождения и досмерти. Прижизненную память классифицируют:

2.1. по целевойустановке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

· непроизвольнаяпамять – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящеебез усилий со стороны человека и установки на запоминание;

· произвольнаяпамять – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующееопределенных волевых усилий.

2.2. по степениосмысленности:

· механическаяпамять основана на повторении материала без его осмысливания;

· смысловая памятьпредполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано напонимании внутренних логических связей между его частями.

2.3. в зависимости отустановки:

· кратковременнаяпамять хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенныйобраз воспринятого, его наиболее существенные элементы;

· оперативнаяпамять рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранеезаданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

· долговременнаяпамять способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

2.4. по материалу,сохраняемому памятью:

· когнитивнаяпамять – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения,выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепеннопревращаются в опыт и убеждения человека;

· эмоциональнаяпамять – сохранение в сознании переживаний и чувств;

· личностная памятьобеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

2.5. по модальности:

· словесно-логическаяпамять тесно связана со словом, мыслью, логикой;

· образная памятьподразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную,обонятельную, слуховую.


Воображение

Воображение – это психологический процесс созданияновых образов на основе ранее воспринятых.

По степени выраженностиактивности различают:

Активное воображение,которое характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желаниюусилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:

· активноевоображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственномужеланию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:

Творческое активное воображение,возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемоев оригинальных и ценных продуктах деятельности, является неотъемлемой сторонойтехнического, художественного и иного творчества;

Воссоздающее активноевоображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующихописанию.

· пассивновоображение образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека,характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, может быть:

Преднамеренноепассивное воображение создает образы, не связанные с волей, котораяспособствовала бы их осуществлению;

Непреднамеренноепассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при егорасстройствах, в полудремном состоянии, во сне.

Воображение можетпроявляться в разных формах:

1. Мечты. Формойпроявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизньтворческих сил человека, направленных на преобразование действительности,являются мечты – отодвинутые во времени желания.

2. Грезы. Воображениеможет выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходи тотдействительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся емунеразрешимыми задач.

3. Галлюцинации.Являются фантастическим видением, е имеющим почти никакой связи сдействительностью. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивноговоображения, при котором человек воспринимает несуществующий объект.

4. Сновидения. Кряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся сновидения.

Приемы и способы процессавоображения:

1. Агглютинация –«склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей несколькихпредметов в один образ.

2. Акцентированиеили заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемомобразе.

3. Гиперболизация илитота – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частейпредмета или их смещение.

4. Схематизация –сглаживание различий предмета и проявление черт сходства меду ними.

5. Типизация –выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение егов конкретном образе.

Воображение различается улюдей по нескольким признакам:

Яркости образов;

Степени ихреалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

Произвольности, т.е. умениюподчинять воображение поставленной задаче;

Типу представлений,которыми преимущественно оперирует человек;

Устойчивости.

Функции воображения:

· Представлениедействительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.

· Регулирование эмоциональныхсостояний.

· Произвольнаярегуляция познавательных процессов и состояний человека.

· Формированиевнутреннего плана действий.

· Планирование ипрограммирование деятельности.

· Управлениепсихофизиологическим состоянием организма.

Мышление

Мышление – это обобщенное и опосредованноеотражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление дает возможностьпонять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природеи в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.

Физиологическую основумышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервныесвязи, которые образуются в коре больших полушарий.

Стадии мышления:

· Допонятийноемышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью кпротиворечиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления осохранении количества.

· Понятийное мышлениеу ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складываниепредметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-мэтапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляетсяпонятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет.

Мыслительный процессосуществляется в двух основных формах:

Формирование и усвоениепонятий, сужений, умозаключений;

Решение проблем.

Понятие – форма мышления,отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений,выраженная словом или группой слов.

Умозаключение – формамышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. Кумозаключениям можно прийти следующими методами: индукция – логический вывод,отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция – от общего кчастному; аналогия – от частного к частному.

Каждый акт мышленияпредставляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходепознания или практической деятельности человека.

Процесс решения задач состоитиз пяти этапов:

Мотивация;

Анализ проблемы;

Поиск решения еепроблемы на основании ее алгоритма, выбора оптимального варианта ипринципиального учета логических рассуждений, аналогий, эвристических иэмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;

Доказательство иобоснование правильности решения;

Реализация и проверкарешения, его коррекция в случае необходимости.

Основные мыслительныеоперации:

· анализ – мысленноерасчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

· синтез –воссоединение элементов в целостную структуру;

· сравнение –установление отношений сходства и различия;

· обобщение –выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств илисходства;

· абстрагирование –выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительностисамостоятельно не существующих;

· конкретизация –отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

· систематизацияили классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам иподгруппам.

В определении видовмышления существуют различные подходы:

1. По степени развернутостирешаемых задач: дискурсивное и интуитивное.

2. По характерурешаемых задач: теоретическое и практическое.

· наглядно-действенноемышление – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальноепреобразование ситуации в процессе действий с предметами;

· наглядно-образноемышление – характеризуется опорой на представления и образы;

· словесно-логическоемышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями,различаются:

Теоретическое мышление– познание законов, правил, разработка концепций, гипотез;

Практическое мышление –подготовка преобразования действительности;

Аналитическое(логическое) мышление – носит временной, структурный и осознаваемый характер;

Реалистическое мышление– направлено на внешний мир, регулируется законами логики;

Аутистическое мышление– связано с реализацией желаний человека;

Продуктивное мышление –воссоздающее мышление на основе новизны мыслительной деятельности;

Репродуктивное мышление– воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию;

Непроизвольное мышление– предполагает трансформацию образов сновидения;

Произвольное мышление –целенаправленное решение мыслительных задач.

Качества мышления:

· самостоятельность– умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая кпомощи других людей;

· инициативность –постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;

· глубина –способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинныезакономерности;

· широта –способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;

· быстрота –скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;

· оригинальность –способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;

· пытливость – потребностьвсегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем;

· критичность –объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезыи решения;

· торопливость –непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание изнее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Все операциимыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, еецелями и задачами.


Речь

Мышление органичносвязано с речью и языком. Важно отличать язык от речи. Язык – это системаусловных символов, с помощью которого передаются сочетания звуков, имеющие длялюдей определенное значение и смысл.

Речь – это совокупность произносимых ивоспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что исоответствующая им система письменных знаков.

Язык един для всех людей,пользующихся им, речь – индивидуальна. Речь без усвоения языка не возможна, вто время как язык может существовать и развиваться относительно независимо ототдельного человека.

Речь выполняет рядфункций:

Выражает индивидуальноесвоеобразие психологии человека;

Выступает носителеминформации, памяти, сознания;

Является средствоммышления;

Выступает регуляторомчеловеческого общения и поведения;

Выступает средствомуправления поведением других людей.

Речь является основнымсредством человеческого общения и характеризуется такими качествами, как:конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство групповогосуждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса,достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального иневербального.

Становление и развитиеречи происходит в течение трех периодов:

1. Фонетического –по усвоению звукового облика слова.

2. Грамматического –по усвоению структурных закономерностей организации высказывания.

3. Семантического –по усвоению понятий отнесенности.

Виды речи:

· Устная речь –представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух,делится на:

Монологическая речь –развернутая речь человека, обращенная к другим людям;

Диалогическая речь –представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двухи более людей.

· Внутренняя речь –беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.

· Письменная речь –представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монологастроится при помощи письменных знаков.

Цель лекции : рассмотреть целостность процесса познания как построения образа мира, сформировать представления об основных познавательных процессах, их отличительных особенностях, обратить внимание на сложность и многообразие подходов к их изучению, показать возможности развития познавательных способностей.

План лекции

1. Понятие и виды познавательных процессов.

2. Ощущения.

3. Восприятие.

4. Внимание.

5. Память.

5.1. Виды памяти.

5.2. Закономерности процессов памяти.

6. Мышление.

6.1. Общие представления о мышлении.

6.2. Формы мышления и мыслительные операции.

6.3. Виды и индивидуальные особенности мышления.

7. Воображение.

Понятие и виды познавательных процессов

Любой акт взаимодействия человека с миром опирается на представление о его среде. Чувственное и отвлеченное познание обеспечивает регуляцию различных видов деятельности человека.

Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды и самого организма . В формировании образа принимает участие вся психика (опираясь на отдельные ощущения, строит целостный образ и располагает его вне себя).

На основании специфики вклада в построение образа в психологии принято условное выделение следующих познавательных процессов:

    ощущения дают первичную информацию, отражая отдельные стороны предметов и явлений;

    восприятие интегрирует ощущения, способствует построению целостного первичного образа предмета или явления;

    внимание обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации;

    память сохраняет и воспроизводит информацию; процессы памяти участвуют в восприятии, воображении, мышлении;

    воображение способствует созданию образов не представленных актуально предметов и явлений;

    мышление производит информацию, не данную в непосредственном восприятии, обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решений, присутствует в процессах памяти, воображения, восприятия;

    речь – «обозначающее отражение бытия», форма существования мышления .

На познавательные процессы оказывает влияние эмоциональное состояние человека. Все психические процессы, в том числе и познавательные, протекают в личности и зависят от нее :

    от индивидуальных особенностей человека;

    от общего развития личности;

    от интересов, целей человека (познавательные процессы превращаются в действия, сознательно регулирующиеся личностью).

Ощущения

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы .

Ощущения могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. До достижения интенсивности раздражителя абсолютного нижнего (физиологического) порога ощущения возбуждения рецептора не происходит. Если интенсивность раздражителя выше физиологического порога, но ниже порога восприятия – рецептор реагирует на сигнал, информация поступает в нервную систему, но не осознается. Физиологический порог определяется генетически, зависит от физиологических факторов. Порог восприятия зависит от опыта и состояния человека и является менее стабильным, чем физиологический .

Свойства ощущений : качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.

Виды ощущений.

1. Зрительные порождаются электромагнитными волнами с длинами волн 380 (фиолетовый) – 780 (красный) нм. Характеризуются цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

2. Слуховые – реакция на механические воздействия, периодические появления областей высокого и низкого давления. Характеризуются высотой, тембром, громкостью (20 – 20000 герц по частоте; 16 – 120 децибелл по громкости).

3. Обоняние – вид чувствительности, порождающий ощущения запаха – наиболее древнее, простое и жизненно важное ощущение. Чем ниже живое существо на эволюционной лестнице, тем больше обонятельная часть головного мозга.

4. Вкусовые – имеют 4 модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.

5. Осязание – кожная чувствительность – результат сложного комбинирования ощущений давления, боли, тепла и холода.

6. Другие (статические и кинестетические: ощущения равновесия, вибрации и пр.).

Ощущения классифицируются:

    по характеру контакта с раздражителем: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) иконтактные (кожные, вкусовые);

    по расположению рецептора: интероцептивные (сигнализирующие о внутреннем состоянии организма),проприоцептивные (сигнализирующие о положении различных частей тела, их движении) иэкстероцептивные (сигнализирующие о характеристиках внешнего мира).

Эффекты, связанные с ощущениями .

1. Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под вли­янием действия раздражителя. Может происходить как полное исчезновение или притупление ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя или повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (например, изменение ширины зрачка при переходе от темноты к свету).

2. Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств (например, слабые звуковые и приятные обонятельные раздражители повышают чувствительность зрительного анализатора).

3. Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. К сенсибилизации приводит: а) необходимость компенсации сенсорных дефектов (развитие обоняния и осязания у слепоглухих людей); б) постоянная специфическая деятельность.

4. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (например, цветной слух).

Введение

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил - во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно - сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.

Познавательные психические процессы.

Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов (оттенков, форм, звуков, запахов), в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощью органов чувств, в каждый момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство, окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но и имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.

Весь этот беспредельный в пространстве и времени мир умещается в маленьком пространстве человеческого организма. Организм, точнее нервная система, строит весь этот богатый образ мира и к тому же располагает его вне себя, пользуясь впечатлениями, получаемыми только сенсорной поверхностью , соприкасающейся с окружающим миром. Сенсорная (от лат. Sensus- чувство, ощущение) поверхность тела является тем экраном, на который проецируется окружающий мир, тем единственным средством и источником, с помощью которого нервная система только и может построить все богатство красок и форм этого мира. И хоть это именно поверхность, то есть тонкая ткань, располагающаяся в ограниченном пространстве и имеющая свою собственную конфигурацию и свойства, образ объекта, строящийся на основе изменений, происходящих на этой поверхности, располагается вне ее, обладает свойством глубины, а сам он кажется независимым и достоверным.

Зрительно воспринимаемый нами в данный момент мир представляет собой образ («картинку»), лежащий за пределами нашего организма действительности, в чем отчасти можно убедиться, проделав небольшой эксперимент. Для этого нужно сосредоточить взгляд на каком-то отдаленном предмете и аккуратно, сквозь нижнее веко надавить на глазное яблоко. Произойдет следующее: от «объекта» как бы отделится его «образ» вместе с окружающим его планом, при этом отделившийся «образ» приобретет безжизненный, уплощенный характер и станет действительно картинкой. Слова «объект» и «образ» взяты здесь в кавычки потому, что в действительности и то и другое суть образы объекта, которые до этого совмещались в некое целое, придавая ему качество именно отдельной вещи, а не образа.

В обыденной жизни мы не отдаем себе отчета в том, что, в частности, зрительно воспринимаемый нами мир- всего лишь его образ. Образы окружающих нас объектов представляются нам настолько достоверными, что мы отождествляем их с самими объектами, и только в особых условиях это обстоятельство начинает нами осознаваться, да и то лишь частично. В этих случаях мы говорим себе, что нам что-то «кажется», «мерещится». Если имеются какие- то понятные объяснения, то эта «кажимость» переживается нами относительно спокойно, но она приводит в ужас, если таких объяснений найти не удается. Легко понять переживания человека, который ясно видит, например, как находящаяся перед ним приборная доска начинает таять и капать на пол, стены комнаты - изгибаться, части лица стоящего перед ним человека - смещаться относительно друг друга, а сам он начинает скучиваться вдоль вертикальной оси. К счастью, подобные вещи случаются только в особых условиях, при которых происходит «поломка» органов, отвечающих за построение образов окружающего мира, или нарушение выполняющих ими функций, например, при сенсорной депривации (редких в повседневной жизни условиях, при которых ограничиваются контакты организма с окружающим миром), при поражениях головного мозга, отравлениях и при психических заболеваниях.

Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостного образа можно выявить путем искусственного (экспериментального или логического) расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие и др.) является, таким образом, условным. В то же время в основе этого деления лежат объективные специфические особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа. В совокупности они составляют своеобразную пирамиду процессов, в основе которой лежит первоисточник завершенного образа - ощущение. Первичность ощущений при этом не означает, что весь образ является простой их суммой.

Основными познавательными психическими процессами, которые участвуют в построении образов окружающего мира, являются: ощущение, восприятие, мышление, память.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы (Введение в психологию, 1996). В действительности уже в ощущениях субъекту представлены не только отдельные свойства окружающего мира, но и иные, более общие его характеристики.

Ощущения являются главным источником знания человека о себе и об окружающем мире. Ничто человек не может узнать иначе, чем через опыт, получаемый в результате восприятия окружающего мира с помощью органов чувств. Действительно, человек, не способный видеть, вряд ли сможет себе представить, что такое цвет и свет так, как это способен представлять и ощущать зрячий человек. Тот, кто лишен слуха, не в состоянии представлять и воспринимать звуки музыки и тонкие нюансы человеческого голоса точно так же, как это способен делать хорошо слышащий человек.

Таким образом, когда говорят, что ощущения являются главным источником знаний человека, под этим подразумевают то, что, не имея ощущений, человек не имел бы и сознания (в нем в основном и представлены разнообразные ощущения). Не получая ощущений, человек действительно ничего бы не знал, так как его сознание было бы отключено. Так, например, случается, когда человек на время теряет сознание. Как только у него появляются ощущения, он обретает сознание вновь, и только в этот момент времени он может иметь знание и себе и мире.

Восприятие - познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Это процесс познания целостны, сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов. Результатом восприятия как процесса является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением.

Существование образов представляется очевидным в отношении зрительного восприятия и менее очевидным по отношению к другим видам восприятия, например, слуховому. Например, образом, порождаемым слуховым восприятием речи, является набор взаимосвязанных звуков человеческой речи, представляющих букву, слово, предложение или целое высказывание. Слуховым образом может стать фрагмент какого- либо музыкального произведения или все произведение в целом, когда мы ощупываем какой-либо предмет (осязательное восприятие), мы получаем от него гамму взаимосвязанных ощущений, складывающихся в тактильный образ соответствующего предмета. Обонятельным образом предмета может служить специфический набор запахов, связанный с ним. Так, например, животные могут по запахам определять присутствие или отсутствие поблизости другого, вполне конкретного животного, не видя его и не слыша воспроизводимых им звуков. Здесь ориентация производится по так называемому обонятельному образу.

Память- это процессы организации и хранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Следует отметить, что под опытом здесь понимаются любые психические процессы, предшествовавшие текущим независимо от степени их сознания. По сути дела «опыт» и «информация» тождественны, поскольку «информация- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливанию к нему наших чувств».

Памятью называется особого рода способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разнообразной информации. Когда мы имеем дело с запоминанием, то предполагается, что человек не просто воспринимает, но сохраняет воспринятую информацию в течение определенного времени. Когда мы говорим о том, что человек пользуется памятью, припоминая или узнавая нечто, имеется в виду, что это нечто уже хранится в его голове, а не получается вновь из окружающей среды. Памятью человек пользуется практически беспрерывно, и она принимает участие почти во всех его жизненных процессах и формах поведения. Когда человек только рождается на свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, в его памяти очень много так называемой генетической информации, по которой человек развивается сам, и строится вся его жизнь, по крайней мере, в течение нескольких первых лет после рождения. Все это хранится в его памяти, передаваясь из поколения в поколение. Следовательно, память человеку нужна также для того, чтобы сохранить свой облик и быстро приспосабливаться к условиям жизни. Ведь то, что человек хранит в памяти (в данном случае мы имеем дело с так называемой генетической памятью), позволяет ему, не обучаясь вновь, сразу пользоваться информацией, которую он уже имеет, или очень быстро осваивать то, что ему крайне необходимо для жизни.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

  • 3. Сущность психики и ее основные функции.
  • 4.Основные направления современной психологии.
  • 5. Актуальные вопросы развития психики в фило- и онтогенезе.
  • 10 Этапов онтогенеза психики человека
  • Филогенез психики
  • 6. Основные направления отечественной психологии. Вклад российских психологов в теорию и практику психологии.
  • 7. Предмет и задачи психологии. Особенности психологии как науки. Многомерность структуры современной психологии. (Течения психологии, отрасли).
  • 8. Классификация методов психологического исследования.
  • 9. Система и уровни основных форм отражения. Специфика психического отражения.
  • 10. Формы проявления психики. Основные понятия, используемые для описания феноменов в психологии.
  • 11. Принципы психологического исследования.
  • 13. Принципы психологического исследования.
  • 15. Функции и свойства сознания. Проблема структуры сознания (в.П. Зинченко, а.В.Петровский).
  • 16. Психологические подходы к проблеме самосознания.
  • 17. Самосознание и самооценка. Взаимосвязь самооценки, уровня притязания и фрустрации.
  • 18. Качественная характеристика уровней сознания.
  • 19. Познавательные психические процессы. Общая характеристика.
  • 20.Общие свойства и классификация ощущений.
  • 21. Пороги чувствительности. Индивидуально-типологические особенности чувствительности.
  • 22. Классификация восприятий. Основные свойства восприятия.
  • 23. Проблема восприятия пространства и времени.
  • 24. Индивидуально типологические особенности и типы восприятия.
  • 25. Проблема внимания в психологии. Функции внимания.
  • 26. Основные свойства внимания. Проблема классификации внимания.
  • 27. Проблема памяти в психологии. Виды памяти. Процессы памяти.
  • 28. Проблема мышления в психологии. Междисциплинарный подход к мышлению.
  • 29. Функции и классификация мышления.
  • 30. Основные мыслительные операции.
  • 31. Индивидуально-типологические особенности мышления. Составляющие продуктивности ума.
  • 33. Механизмы создания образов воображения.
  • 34. Индивидуально- типологические механизмы образов воображения.
  • 35. Функции и свойства эмоций. Виды эмоций. Проблема взаимоотношения понятий «эмоции» и «чувства». Теория эмоций Эмоциональная сфера. Уровни эмоциональной сферы.
  • 36. Проблема классификации чувств. Формы проявления чувст.
  • 37. Общая характеристика и классификация психических состояний.
  • 38. Краткая характеристика различных видов психических состояний.
  • 39. Уровни анализа психических состояний и их показателей.
  • 40. Общее представление о воле в психологии. Теории воли.
  • 41. Структура сложного волевого действия. Этапы волевого действия.
  • 42. Волевые качетсва личности.
  • 43. Проблема личности в психологии. Соотношение понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность, человек.
  • 44. Система признаков человека (индивидуальные, субъективные, личностные, индивидуальные).
  • 45. Проблема структуры личности. Стратегии изучения структуры личности.
  • Личность в гуманистической теории
  • Когнитивная теория личности.
  • 47. Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии. Отечественные концепции теории личности
  • Концепция личности а. Ф. Лазурского
  • Взгляды с. Л. Рубинштейна на структуру личности.
  • Концепция личности а.Н. Леонтьева. Суть ее в том, что, по мнению а. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями».
  • 49. Классификация и виды потребностей.
  • 50. Основные потребности личности. Иерархия человеческих потребностей.
  • 51. Проблема направленности личности. Направленность личности
  • 52. Основные формы направленности личности (мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, склонности, желания, влечения)
  • 53. Основные проблемы изучения темперамента. Различные подходы к определению темперамента. Проблема соотношения темперамента и характера.
  • Точка зрения 2. Темперамент противоположен характеру
  • Точка зрения 3. Темперамент входит в характер
  • Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера
  • 54. Основные учения о темпераменте.
  • Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
  • 56. Проблема характера в психологии. Типология характера.
  • 57. Акцентуация характера.
  • 58. Проблема способностей в психологии.
  • 59. Виды способностей. Уровни развития способностей.
  • 60. Способности и задатки.
  • Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
  • 19. Познавательные психические процессы. Общая характеристика.

    Познавательные психические процессы

    Ощущения

    Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

    Восприятия

    Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих пред-метов

    Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего- либо

    Воображение

    Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта

    Мышление

    Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития

    Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

    Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств

    Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.

    Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека

    Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности

    Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия

    20.Общие свойства и классификация ощущений.

    Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух . Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам - систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой).

    Систематическая классификация ощущений

    Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения . Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения

    Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.

    Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции

    Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

    Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

    Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

    Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

    протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);

    эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.

    Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

    Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

    Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

    Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

    Загрузка...