Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Как зимуют травы кустарники и деревья. Растения зимой методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок 37Окружающий мир

гля-дишь
«Всю-то долгую
на
зиму
снегом
засыпанную
землю да невольно и
задума-ешься: что там
под ним, под этим
холодным
сухим
морем снега? Осталось
А как вы
ли там, на дне его,
думаете, есть
ли жизнь под
хоть
что-нибудь
живое?»
снегом?

Б е с е д а «Как зимуют травы»
– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы
думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега,
что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.
А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают
себя: «Ну что же, так уж положено природой!»
Как мало мы ещё знаем природу!
Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.
Почему у трав
зелёные листья
не погибают в
зимнюю стужу?

Факты
Потому, что под снегом не бывает сильного
мороза. Снежная шуба защищает землю от
зимней стужи.
сеют осенью. Вскоре
– Озимую пшеницу
появляются
подрастает,
Пшеница
всходы.
кустится и в таком виде перезимовывает под
снегом. Весной она продолжит рост и к концу
лета принесет урожай.

Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья»
– Какие кустарники и деревья растут в нашем
парке?
– Как вы думаете, живы ли эти растения?
– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как
они выглядят? Есть ли на них листья?
– Засыпаны ли они снегом?
– Может ли мороз убить дерево?
– Если дерево промёрзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно
умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало
деревьев, большей частью – молоденьких.

Всё лето деревья с усердием запасают в
стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал)
дерева становятся густыми-густыми, и движение
соков замедляется. Дерево словно бы засыпает.
Создав запасы такого питания, дерево готово
выдержать небольшие морозы. Первые морозы
закаляют его, делают еще выносливей; сок
дерева ещё более густеет. И деревья впадают в
настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у

В. Бианки «Лес зимой»
холод,
«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются
от еды, перестают питаться, перестают расти…
погружаются в глубокий сон.
Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья!
Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них,
чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А
кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья
сами дают тепло и предохраняют нежные корни
деревьев от промерзания.
Мало того! На каждом дереве есть панцирь,
защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год
откладывают деревья под кожицей своего ствола и
веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку.
Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться
теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем
толще в нем пробковый слой – вот почему старые,
толстые деревья лучше переносят
чем
молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями...
Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное
покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно
пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца
снегом: так им теплее. В
и
многоснежные
снег, как пуховое одеяло,
забрасывают их
зимы

Будущие листья спрятаны зимой в
этих почках.
– А как человек может
помочь деревьям зимой?
Закрыть деревья
укрывным материалом
Засыпать приствольные
круги снегом.

с
Занимательная страничка
1) Какие природные явления
можно наблюдать зимой?
2) Что происходит в зимнее
время
лиственными
деревьями?
3) А почему не
хвойные деревья?
4) А вот кто из вас знает, почему
хрустит снег под ногами?
5) Какое хвойное растение
по
является
чемпионом
выделению фитонцидов?
6) О чем беспокоятся рыбы подо
льдом?
засыпают

Старохмелевской филиал

МБОУ Новоникольской СОШ

Урок-исследование по окружающему миру в 1-м классе

"Как зимуют травы, кустарники и деревья"

Разработала учитель начальных классов

Забелина О.В.

2013 – 2014 учебный год

Цели:
-формирование представлений обучающихся о жизни растений зимой;
-формирование у обучающихся исследовательских умений (наблюдение, умозаключения, анализ, поиск необходимой информации, классификация);
-развитие умений использовать свои навыки в индивидуальной и парной работе.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период;
Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.
УУД:
Познавательные: проводить наблюдения, использовать лабораторное оборудование, выдвижение гипотезы, делать выводы на основании полученных результатов.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение выражать и доказывать свои мысли.
Личностные: самоконтроль.
Вид урока: урок – исследование.
Методы обучения:
-метод постановки учебных вопросов,
-метод «Учебное исследование»,
-информационно- коммуникативный метод.
Техническое обеспеченье: интерактивный комплекс.
Оборудование: учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками, микроскоп, иллюстрации деревьев,кустарников и трав, компьютерная презентация «Как зимуют травы, кустарники и деревья»
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование, в котором вы
будите настоящими учеными.
-А кто такие ученые,чем они занимаются?
(Ответы детей)
Молодцы!
2. Создание проблемной ситуации: выбор объекта исследования, цели исследования, выдвижение гипотезы.
Учитель Давайте определим объект исследования.
Учитель загадывает загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.
На доске прикреплены картинки деревьев, кустарников и трав, временно закрытые.
Дети Растение
Учитель. Почему так решили?
Дети. Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают.
На доске появляются карточки с этими словами.
Учитель. Что ещё скажете об этих предметах?
Дети. Это живая природа.
Учитель. Так что же будет являться объектом нашего исследования?
Если обобщить ваши ответы,то объектом нашего исследования будет являться живая природа – растения.
-А зачем мы будем проводить исследование?
(Ответы детей)
Учитель. Из ваших слов можно сформулировать ЦЕЛЬ исследования.
«Узнаем как зимуют травы, кустарники и деревья».
Учитель. Недавно вы изучали тему «Природа и ее сезонные изменения»
Отличаются ли их жизнь? (Ответы детей)
Учитель. Если обобщить ваши ответы,то можно предположить,что жизнь растений зимой отличается от осени и лета.
Предположение, которое делают дети, называют ГИПОТЕНЗОЙ.
Гипотеза обязательно нужно проверять. Проверяя гипотезу, ученые получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом:
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
3.Проверка гипотезы
Учитель. И мы с вами, как настоящие ученые проведем эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мы с вами проведем мысленный эксперимент. Для этого мы отправимся в путешествие в лес.
На доске открываются картинки.
(На каждой парте набор картинок)
Учитель. Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?
Дети. Можно разделить на группы.
Учитель. Какие, и как их определить?
Дети. Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов.
Учитель. Как они выглядят летом и осенью?
Дети. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.
Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.
(Остальные дети работаю парами)
Учитель. А как выглядят кустарники, деревья и травы зимой? (презентация)
Дети. Они стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их
укрыл снег.
Откройте учебник с. 42-43
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?
Дети. Да.
Учитель. Что делает папа Маши и Миши?
Дети. Он стряхивает снег с плодовых деревьев.
Учитель. Зачем?
Дети. Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.
Учитель. Почему вы решили, что это плодовые деревья?
Дети. На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками.
Учитель. Погибают ли лиственные деревья на зиму?
Ответы детей:
- Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла.
- Нет. Они засыпают на зиму, а весной проснутся, и появятся листочки.
На этом наш мыслительный эксперимент заканчивается
4.Физминутка
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
А теперь проведем реальное исследование.
Учитель. Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?
Дети. На ветках почки.
Учитель. Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками. Что теперь видите?
Дети. Внутри маленькие зелёные листики. (На экране через микроскоп рассматриваем почку)
Учитель. Какой вывод сделаете?
Дети. Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.
Учитель. Когда появилась эта почка?
Ответы детей:
- Летом
- Не знаю.
Учитель. Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.
Просмотр сказки или прослушивание на интерактивной доске «Где зимуют почки?» Н.Павловой
5. Работа в тетрадях.
Учитель. В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.
6.Вывод по результатам исследовательской работы. Рефлексия.
Учитель. Мы предположили, что жизнь трав, кустарников и деревьев зимой отличается от жизни летом и осенью.
-Доказали мы эту гипотезу
-Что является доказательством нашей гипотезы?
Молодцы! Уважаемые ученые, кто сегодня на уроке узнал что-то новое, достаньте из конверта зеленую карточку и покажите мне ее. А кто ничего нового не узнал, покажите красную карточку. На этом мы свое исследование завершили.
Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными.
7.Подведение итогов урока
Учитель. Ребята вы сегодня были настоящими учеными. Я хочу вас наградить за работу эмблемами ученых.

Сказка «Где зимуют почки»
Сейчас все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки.
Где же зимуют эти почки?
У деревьев – высоко над землёю. А у трав – по-разному.
Вот у лесной звездчатки (см.1) они в пазухах листьев на поникшем стебле. Почки-то у неё живы и зелены, а листья уже с осени пожелтели и засохли, и растение кажется мёртвым.
А кошачья лапка (см.2), ясколка (см.3), дубровка (см.4) и много других низких трав берегут под снегом не только почки – сами там сохраняются невредимыми, чтобы встретить весну зеленея.
У всех этих трав почки, значит, зимуют над землёю, хоть и не очень высоко.
У других – почки на зиму помещены иначе.
От прошлогодних полыни, вьюнка, мышиного горошка, купавки (см.5) и калужницы (см.6) над землёю сейчас уже не осталось ничего, кроме полусгнивших листьев и стеблей.
А если поискать их почки, найдёшь их у самой земли.
У земляники, одуванчика, кашки, щавеля и тысячелистника почки тоже на земле, но они окружены розетками зелёных листьев. Эти травы тоже выйдут из-под снега зеленея. Множество других трав держат свои почки зимой под землёю. Там зимуют почки на корневищах ветреницы (см.7), ландыша, майничка (см.8), льнянки (см.9), иван-чая, мать-и-мачехи, в луковицах дикого чеснока и гусиного лука, в клубеньках хохлатки.
Вот где перезимовывают почки наземных растений. А почки водяных проводят зиму на дне прудов и озёр, закопавшись в ил.
Сноски
1. Звездчатка – род трав семейства гвоздичных. Ок. 120 видов, по всему земному шару. Звездчатка злаковидная (пьяная трава) ядовита для лошадей и рогатого скота, звездчатка средняя (мокрица) – сорняк.
2. Кошачья лапка (манжетка)– многолетнее травянистое стелющееся растение.
3. Ясколка – род травянистых растений семейства Гвоздичные, распространенных в зонах с умеренным климатом Северного полушария.
4. Дубровка (живучка) – род травянистых растений семейства Яснотковые.
5. Купальница (купавка) – род многолетних травянистых растений из семейства Лютиковые.
6. Калужница – небольшой род многолетних травянистых растений семейства Лютиковые, обитающих во влажных или заболоченных местах.
7. Ветреница – род корневищных трав (изредка полукустарников) семейства лютиковых. Ок. 150 видов, по всему земному шару. Многие из них - ранневесенние растения, некоторые декоративны. 2 вида охраняются.
8. Майник – многолетнее травянистое растение, растущее в России по тенистым лесам.
9. Льнянка – род трав семейства норичниковых. Ок. 150 видов, во внетропической области Северного полушария, обычны на Кавказе и в Ср. Азии. Льнянка обыкновенная - сорняк; медонос. Некоторые виды декоративны. 1 вид охраняется.

К зиме готовятся все представители живой природы по-своему. Жизненные формы растений имеют отличия зимовки. Однолетние травянистые растения с наступлением холодов отмирают и оставляют семена, из которых произрастут новые побеги. В свою очередь многолетние травы прячут под землей луковицы, клубни или корни, а наземная часть отмирает. Некоторые виды остаются зелеными на поверхности земли, и зимой снежный покров их скрывает до наступления весны. У них могут развиваться стебли, и расти листья, сильные морозы им не страшны.

На зиму широколиственные деревья и кустарники сбрасывают листья и погружаются в состояние покоя, которое длится до середины, а иногда и до конца зимы. Те деревья, которые имеют толстую кору, хорошо переносят зиму. Почки древесных растений имеют защитные чешуйки и находятся на высоком уровне от земли, что позволяет им переносить даже низкие температуры. Опасность представляется лишь для молодых ветвей. В зимний период времени почки деревьев находятся в состоянии физиологического покоя. Они пробуждаются с наступлением тепла. Ученые объясняют стойкость различных видов флоры тем, что в зависимости от температурного режима у них происходят внутриклеточные изменения.

Зимовка хвойных деревьев

Стоит отметить, что сосновые деревья ведут себя не так, как широколиственные виды. Они переносят любые, даже самые суровые зимы, со снегом и повышенной влажностью. Снежный покров укрывает корни деревьев и лесную подстилку. Негативное влияние для хвои оказывает не мороз, а отсутствие влаги. В холодное время года ствол и корни сосновых деревьев «спят», но им требуется влага, которая накапливается в хвоинках. Они покрыты специальной защитной пленкой, что предотвращает лишнее испарение воды. Это позволяет им менять листья постепенно в течение длительного времени. Также устьица запечатываются специальным веществом, поэтому хвоя не погибает даже при самых низких температурах. В зимнее время вода из корней плохо поступает к веткам и другим частям, и если на ветвях нет иголочек, то они могут сломаться.

Что касается иных видов растений, то некоторые из них могут зимовать с зелеными листьями. Это , вереск, зимолюбка, грушакнка и линнея северная. В результате не снег самый негативный фактор зимой, а морозы и недостаточная влага, но все растения имеют возможность нормально переносить холодное время года без проблем.

Тема урока: «Как зимуют травы, кустарники и деревья»

Цели : показать особенности жизни травянистых растений зимой; учиться делать выводы на основе наблюдений, развивать у ребят умения наблюдать, сравнивать, обобщать; воспитывать любовь к прекрасному, красоте родной природе, бережному отношению к ней, а также воспитывать самостоятельность, организованность

Вид урока : урок усвоения новых знаний.

Форма : урок с использованием презентации иFlash -анимаций

Дидактический материал : О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов «Наш мир», учебник 1 класс

Наглядные пособия :презентация с элементами анимации, ветки ели и сосны и других лиственных деревьев

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация деятельности. Слайд № 2 Слово учителя

Сегодня наш урок мы начнём со слов удивительного знатока русской природы Виталия Бианки:

«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно задумываешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Остались ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»

Кто догадается и скажет: почему именно с этих слов мы начнем сегодняшний урок? (Мы были на экскурсии и наблюдали, что скрывается под снегом).

3. Актуализация знаний

1) Слайд № 3 Беседа по наблюдениям, полученным на экскурсии

Что мы нашли под снегом на экскурсии? (опавшую листву)

Кто на зиму устраивает в опавшей листве себе уютную постельку? (различные насекомые)

А остались ли на дне «снежного моря» травы? (Да, только они сухие, а значит, мертвые)

А кому удалось найти живую траву? Зеленую?

Что это была за зелень? (листья земляники, одуванчика и стебельки белоуса)

А кто из вас, ребята, исследовал свои сады и огороды?

2) Выступление учащегося с сообщением о находках в своём саду

Видите, ребята, оказывается, не умирают на зиму и другие травянистые растения: гвоздика, флокс.

Кто, ребята, сможет объяснить, почему зелёные листочки этих растений не погибают под снегом? (под снегом нет сильного мороза, снежная шуба защищает землю от зимней стужи).

4. Слайд № 4 Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

5. Деятельность учащихся по теме урока

Сегодня, ребята, мы продолжим нашу экскурсию в зимний мир природы. Только экскурсия наша будет заочной. Мы отправляемся с вами в мир деревьев и кустарников.

1) Слайд № 5 Слово учителя

Как живут деревья зимой?

Как они защищаются от холода?

Именно этим вопросам будет посвящена первая тропа нашей экскурсии.

Всё лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запас такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, сок дерева делается ещё гуще. И деревья впадают в настоящую спячку. Чем холоднее, тем глубже спячка (покой) у деревьев.

Каждый год цветоводы-любители волнуются, как переживут зиму многолетние цветы и кустарники. В последние годы именно кустарники набирают популярность, потому что без особых хлопот могут украсить сад и цветами, и пышной зеленью. Какие меры нужно предпринять, чтобы зимовка прошла благополучно?

НАЧНЕМ С ПОКУПКИ

Выбор посадочного материала играет огромную роль в зимостойкости вашего растения. Импортные саженцы часто плохо зимуют, так как изнежены теплым климатом Европы. Даже зимостойкие виды и сорта имеют более низкую зимостойкость по сравнению с теми же растениями, выращенными в местных питомниках.

К таким кустарникам относятся форзиции, дейции, вейгелы, рододендроны. Первые 2-3 года желательно их укрывать. Укрытие заключается в мульчировании приствольного круга (так как страдают корни) и утеплении надземной части с помощью спанбонда, мешковины или других материалов. Гибкие ветви можно пригнуть к земле и прижать досками.

Если у вас есть такие кустарники, позаботьтесь о них хотя бы сейчас, если не укрыли раньше. Сильных морозов еще не было, вы успеете сберечь свои растения.

С годами зимостойкость импортных саженцев повышается, но порой они погибают уже в первую зиму. Очень удобно покупать растения в садовых центрах (там такие красивые коробочки!), но если саженцы из Европы, не поленитесь съездить в ближайший питомник!

ВИДЫ ИЛИ СОРТА?

Как правило, видовые растения зимуют лучше, чем сортовые, а тем более гибридные. Очень крупные цветы - это не норма для растения, они нарушают биологическое равновесие и снижают его иммунитет. Поэтому в некоторых случаях стоит отказаться от сортов.

Бытует мнение, что видовые растения не такие красивые, как сортовые. Далеко не всегда! Например, видовые рододендроны очень красиво и пышно цветут. Порой их не отличить от сортовых.

Кроме того, есть особое изящество, когда цветы у кустарника не такие крупные. А главное, эти растения будут цвести каждый год, а сортовые могут подмерзать.

В качестве примера - вейгела. Самые зимостойкие виды - вейгела цветущая и вейгела ранняя. У них розовые обильные цветы.


Вейгела гибридная, которая часто бывает в садовых центрах, имеет яркие, малиново-красные или бордовые цветы. Листья и побеги тоже с красноватым оттенком. Выглядят такие растения очень декоративно. Но в первые годы после посадки они подмерзают, да и позднее, в суровые зимы, могут пострадать.

КУСТАРНИКИ ИЗ СЕМЯН

Зачем выращивать кустарники из семян, если их можно посадить сразу кустиком? Дело в том, что сеянцы более зимостойки. Выращенные сразу в ваших условиях, они привыкают к этому микроклимату с младенчества.

Прекрасный пример - буддлея. Саженцы буддлеи часто погибают после первой зимы, а сеянцы живут голами и превращаются в пышно цветущий куст! На зиму его обрезают "на пень" и укрывают. Это совсем несложно, так как пенек в 15-20 см достаточно укрыть лапником и спанбондом.

ЛОПАТУ В РУКИ!

Как только выпадет первый снег, нужно использовать его для утепления нежных культур. Лопатой сгребаем снег с дорожек и набрасываем его на укрытые розы, клематисы и в приствольный круг слабозимостойких кустарников. Каждый сантиметр снега снижает мороз примерно на 1 градус. Таким образом, при толщине снега в 10 см и морозе -20С, у корней температура будет всего -10С, а такие условия многие растения терпят.

Итак, за лопату, друзья! Снег - наш главный помощник!

Загрузка...