Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Свой бизнес: как открыть специализированное книжное издательство.

Книжный бизнес активно развивается в России уже 15 лет, в стране действуют более тысячи издательств, а объем рынка достигает $3 млрд. Однако, несмотря на внушительные масштабы и давние традиции, отрасль не выглядит успешной. Издательства не привлекают больших инвестиций, не выходят на финансовый рынок и не становятся подразделениями крупных финансовых групп.

Книжный бизнес активно развивается в России уже 15 лет, в стране действуют более тысячи издательств, а объем рынка достигает $3 млрд. Однако, несмотря на внушительные масштабы и давние традиции, отрасль не выглядит успешной. Издательства не привлекают больших инвестиций, не выходят на финансовый рынок и не становятся подразделениями крупных финансовых групп.

Этой осенью знаменитый «колбасник» Вадим Дымов решил создать собственное издательство. Некоторые эксперты поспешили объявить, что издательский бизнес – новое направление вложений для капиталов в России. Однако сам Дымов сказал, что это бизнес «для души». Осторожность предпринимателя вполне понятна: инвестиционная привлекательность книгоиздания вызывает большие сомнения – что особенно странно, если вспомнить, какими богатыми традициями обладает российский книжный бизнес.

Старая история

Книжное дело – один из старейших секторов рыночной экономики, где советские граждане стали проявлять свои предпринимательские таланты. В начале 90-х все, кто имел склонность к бизнесу, бросились в первую очередь в торговлю шмотками и продуктами и во вторую очередь – в издательство и книготорговлю. Спрос на книги тогда был огромен, к тому же издательский бизнес не требовал больших капиталовложений. К этому надо добавить бескорыстную любовь к книгам, которую питали многие пионеры книжного бизнеса. В итоге за короткий срок в первой половине 90-х годов в России появились тысячи новых издательств. Многие существуют до сих пор, в частности, лидеры рынка – «Эксмо» и АСТ – появились именно в эту эпоху. При этом как вышеуказанные отраслевые лидеры, так и многие другие игроки первоначально были книготорговыми организациями. Потом торговцы начали заниматься изданием наиболее дефицитных книг – от случая к случаю. Постепенно торговые фирмы переросли в полноценные издательства.

Казалось бы, имея столь долгую историю, книжный бизнес должен был стать образцом развития отрасли по рыночным рельсам. Однако, героически возникнув в разгар 90-х, российская издательская система замерла почти в неизменном виде. «Рынок еще не сформированный до конца, малоденежный, не структурированный, с невысоким уровнем менеджмента и без отчетности по международным стандартам», – констатирует директор по маркетингу издательства «Альпина Бизнес Букс» Александр Лиманский.

Правда, в 1996 году отрасль претерпела первый кризис перепроизводства – народ наелся «анжелик». Издательствам пришлось улучшить полиграфию, усилилась их специализация, на рынке возникли лицензионные продукты – например, переводные детские книги с иллюстрациями. После дефолта 1998 года в России появились богатые люди, «разочаровавшиеся», по выражению доцента Московского государственного университета печати Елены Соловьевой, в других отраслях бизнеса. В издательское дело стали поступать капиталы из новых для него секторов – по оценкам Елены Соловьевой, больше всего пришло денег из банков, в особенности – в Санкт-Петербурге. Именно в 1998 году возникли такие издательства, как «Амфора» и «Альпина Бизнес Букс». Однако и тогда качественных изменений на рынке не произошло. Вплоть до сегодняшнего дня подавляющее число издательств – это сравнительно небольшие, независимые, замкнутые и крайне непрозрачные организации. Практически ни одно из них не является составной частью финансово-промышленной группы. Естественно, почти ничего не слышно о каких-либо публичных инвестициях в издательский бизнес. Правда, в прошлом году финансист Александр Мамут, купив издательства «Колибри», «Махаон» и «Иностранка», создал группу «Аттикус» (по слухам, инвестиции Мамута не превысили $4 млн). В июле 2007 года голландская международная издательско-консалтинговая группа «Волтерс Клувер» приобрела российскую компанию МЦФЭР и, по оценке, сумма сделки могла составить около 40 млн евро, но надо иметь в виду, что МЦФЭР – не только издательская, но еще и образовательная, и консалтинговая компания. Наконец, недавно Вадим Дымов создал издательство «Третья смена», но общие инвестиции в проект не превысят $2 млн.

Этими тремя случаями практически исчерпывается история публичных взаимоотношений книжного бизнеса с внешними инвесторами. Новые издательства сейчас вообще основывают крайне редко, а если и основывают, то делают это, как правило, топ-менеджеры уже существующих (например, бывший главный редактор «Рипол Классик» Нина Комарова в 2004 году стала инициатором создания «Этерны»). Ни одна компания до сих пор не проводила IPO. На всю отрасль зарегистрирован практически единственный случай выпуска облигаций, да и тот имеет отношение не к издательству, а к торговой фирме «Топ-Книга». Учредители большинства компаний либо неизвестны, либо ими являются собственные топ-менеджеры. «Те люди, которые сегодня возглавляют издательства, начинали с простой торговли книгами, – рассказывает генеральный директор «Аттикуса» Аркадий Витрук. – Это те, кто просто увлекался книгами и менял их в букинистических магазинах. В начале 90-х кто-то уловил волну и пытался печатать тиражи простым самопальным способом, торгуя ксерокопированными экземплярами. Сейчас крупным и средним бизнесом обычно управляют наемные менеджеры, а вот в издательском деле типично, что люди, стоявшие у основания этих издательств, до сих пор являются в них управленцами. Во многих других секторах это уже пройденный этап».

Постепенная консолидация отрасли идет, но, по единодушному мнению экспертов, гораздо медленнее, чем могла бы – об этом свидетельствует тот факт, что в России активно действует приблизительно 1300 – 1500 издательств (по данным «Книжного бизнеса», их количество с 2004 года сократилось примерно на 19%). Иностранный капитал на издательском рынке практически не присутствует. Самый старый российский бизнес по многим параметрам продолжает жить в прошлом веке.

Враг на пороге

И все же перемены грядут: перед издательствами встали вопросы, на которые приходится искать ответы. Главный из них – постепенное снижение читательского спроса. Совокупные тиражи последние пять лет резко сокращаются – с 702 млн экземпляров в 2003 году до 633 млн в 2006-м. «Социальный статус книги упал, – говорит Елена Соловьева. – Сейчас не стыдно признаться, что ты ничего не читаешь – у тебя просто нет времени! Ты серьезный человек, и на дурость времени не хватает».

К этому надо прибавить рост себестоимости книги, обгоняющий рост цен на них. «В последние годы наблюдается рост всех составляющих: материалы, полиграфия, зарплаты сотрудников, аренда офисов и складов, транспорта, авторские гонорары, стоимость прав на зарубежные книги», – отмечает Александр Лиманский из «Альпина Бизнес Букс». Немаловажную роль играет рост курса евро, ведь именно в Европе покупается большая часть типографских машин и значительная доля полиграфического сырья. Между тем доля импортных (то есть высококачественных) материалов, в частности, высокосортной бумаги, постоянно растет: читатель становится все более взыскательным. Снижение рентабельности издательского бизнеса можно считать свершившимся фактом.

Естественным ответом могло бы стать ускорение консолидации рынка. Крупные игроки экономят за счет «эффекта масштаба». Не случайно Александр Мамут объединил сразу три издательства под крышей холдинга «Аттикус». «Мы стали закупать больше бумаги, картона, пленок и всех остальных материалов. В связи с ростом объемов наших заказов типографии тоже идут навстречу, мы становимся большим и интересным клиентом. Кроме того, чем больше размер издательства, тем эффективнее можно управлять складами, бухгалтерией – всем, что называется бэк-офисом. За счет этого мы и стараемся удерживать прибыльность на достаточном уровне», – объясняет глава «Аттикуса» Аркадий Витрук.

Можно предположить, что главным направлением развития рынка станет постепенная консолидация бизнеса вокруг нескольких десятков лидеров. «У небольших компаний много идей и проектов, но не хватает ресурсов, чтобы их реализовать и довести до потребителя, обеспечить необходимую поддержку и продвижение. При этом экономика многих маленьких издательств находится в плачевном состоянии», – отмечает гендиректор «Эксмо» Олег Новиков.

Искусство поглощений

Уже сегодня структура издательского рынка похожа на пирамидальную конструкцию. На вершине два лидера – группы «АСТ» и «Эксмо», которые вместе выпускают примерно 30% книжной продукции. За ними с некоторым отрывом следуют «Просвещение», «Олма-Пресс», «Дрофа». Пятерка лидеров издает половину всех российских книг. Их размеры уже таковы, что они могут заинтересовать сторонних инвесторов, а привлеченные средства использовать как для увеличения своей доли на рынке, так и для скупки конкурентов. Правда, по мнению Олега Новикова из «Эксмо», для выхода на IPO стоимость компании должна быть не менее $500 млн, а таких издательств в стране пока нет. Но опыт поглощений у лидеров рынка есть, хотя эти сделки проходили иногда по довольно специфическим, характерным только для издательского бизнеса схемам.

Дело в том, что ценность издательства в значительной степени определяется качеством его команды. Крупные предпочитают не покупать фирмы, а поглощать команды опытных редакторов. Сотрудничество с мелким издательством может начаться с совместного проекта. Мелкое – придумывает идею книги, находит автора, подготавливает текст, крупное – вкладывает средства в тиражирование и предоставляет свои реализационные каналы. Прибыль от проекта делится между партнерами, а в выходных данных, как правило, стоят названия обоих издательств. После некоторого периода сотрудничества крупная фирма может предложить команде партнера целиком перейти под свою эгиду. При этом младший партнер иногда формально сохраняет самостоятельность – хотя фактически это означает, что он просто берет у крупной группы на аутсорсинг работы по редактированию и подготовке текста. «Сейчас только крупные издательства, обладающие собственной сильной системой дистрибуции, могут обеспечить своим книгам масштабную и эффективную работу с розничными операторами, – разъясняет Олег Новиков. – Сегодня таких – единицы, остальные же работают через оптовиков, ассортимент которых из многих тысяч позиций позволяет продвигать в лучшем случае топ-100 каждого издательства. А все остальные книги остаются лежать где-то на складе. Если же маленькое предприятие попадает в структуру большого, то все ресурсы большого становятся ему доступны». По оценкам Елены Соловьевой, именно АСТ – крупнейшее российское издательство – обладает особой склонностью к подобному сотрудничеству с мелкими и средними, с их последующим поглощением. Благодаря такой политике группа «АСТ» состоит из 50 отдельных редакционных команд, причем, по мнению Соловьевой, фактически реализационные подразделения группы управляют этим творческим хозяйством. Второй гигант – «Эксмо» – предпочитает поглощения мелких игроков без сохранения их бренда, хотя также прибегает к совместным проектам – например, с издательствами «Око» или «Зебра Е». Впрочем, случаются и официальные покупки: в начале этого года группа «АСТ» приобрела «Аванту+» – лидера в сфере выпуска энциклопедий. Эксперты оценивали стоимость сделки в диапазоне от $4 млн до $10 млн. В начале октября «Эксмо» завершило сделку по приобретению 25% издательства «Манн, Иванов и Фербер», специализирующегося на деловой литературе (оценочная стоимость сделки – $1 млн).

Второй механизм консолидации – перекупка авторов. Как утверждают специалисты, любой автор, чьи книги достигли коммерческого успеха на рынке, немедленно получает предложение от конкурентов. А поскольку более крупные фирмы обладают и большими финансовыми возможностями, то они, как правило, могут сделать лучшее предложение. В результате на рынке наблюдается феномен, который можно было бы назвать вертикальной миграцией писателей: от мелких издательств – к средним и от средних – к крупнейшим. Конкуренция предложений имеет и еще одно важное следствие – постепенный рост гонораров. Если в конце XX века человек, написавший детективный роман, получал за свой труд $3000 – 5000, то теперь авторы бестселлеров могут претендовать на десятки и сотни тысяч долларов. Выплачивать такие гонорары могут только лидеры рынка.

Судьба вертикали

Крупные издательства даже в условиях снижающегося спроса могут поддерживать приемлемый уровень рентабельности еще и потому, что способны создавать вертикально интегрированные структуры, включая в состав холдингов типографии и книготорговые организации. Сегодня все крупнейшие игроки владеют либо типографиями, либо долями в капитале полиграфических комбинатов. Однако интеграция натыкается на ряд объективных трудностей. Во-первых, российская типография часто не умеет «делать все», и владельцы вынуждены печатать часть книг в чужих типографиях. Во-вторых, издательство обычно не может целиком загрузить полиграфический комбинат, поэтому тот должен искать клиентов на стороне. В-третьих, российская полиграфия остро нуждается в модернизации, а у издательств нет для этого инвестиционных ресурсов.

Более перспективным направлением развития является интеграция крупных издательств с оптовой книготорговлей. В России сегодня явственно ощущается нехватка оптовиков федерального масштаба. Мелкие есть в каждом регионе – но они известным только издателям, которые с ними работают.

В этом звене существует почти единоличное доминирование одной крупной компании – «Топ-Книги». Другие фирмы – «Клуб 36,6», «Лабиринт», «Мега Л», «Мастер-Книга» – отстают от лидера с большим отрывом. Но даже «Топ-Книге» не под силу организовать доставку товара во все субъекты Федерации. «В Германии на оптовом книжном рынке всего два игрока – KNV и Libri, – говорит Любовь Касьянова, начальник управления оптовых продаж «Топ-Книги». – Для России при ее масштабах вполне возможно существование 3 – 4 крупных игроков».

Возникает патовая ситуация: региональные оптовики не могут налаживать связи с московскими издательствами, а федеральные – все-таки недостаточно крупны, чтобы охватить своей сбытовой сетью все регионы – в частности, из-за конкуренции с мелкими. «У нас мало крупных оптовиков, потому что много мелких. При этом книжной отрасли не хватает существующего количества этих компаний, – говорит Владимир Драбкин, главный редактор журнала «Книжный бизнес». – Организация подобного звена требует слишком больших вложений. Крупные оптовики не могут поглощать мелких из-за нехватки средств. В ближайшие годы мало что изменится».

По словам Любови Касьяновой, в среднем наценка оптовика в России составляет 20 – 25%, почти столько же, сколько в Германии, где торговец набавляет 30%. Однако в региональные магазины продукция попадает, пройдя через нескольких посредников. И суммарная наценка может перевалить за 100%. Искусственное повышение цены снижает прибыль издателя и в то же время тормозит спрос на книги. К тому же у издателей и торговцев отсутствует общее понимание роли оптового звена на книжном рынке. «Логисты не должны заниматься продвижением отдельных названий, это прерогатива издательства. А издатели ждут, что мы будем стимулировать сбыт именно их продукции, – сетует Любовь Касьянова. – Иногда они выступают в роли наших конкурентов, предоставляя равные коммерческие условия оптовикам и рознице. В этом случае нам приходится снижать цены, и соответственно рентабельность».

В итоге крупнейшие издательства не ждут милости от оптовиков, а начинают создавать сети собственных региональных дистрибьюторских центров. Остальным приходится ждать, когда федеральные игроки дорастут до нужных размеров.

Невездесущая розница

Имеются у издательств и серьезные трудности во взаимоотношениях с розничной торговлей. Причем эти трудности возрастают по мере того, как российский читатель становится все более требовательным. В «золотые» для книжного дела 90-е годы более 70% книжной продукции в России продавалось на лотках, в киосках, на ярмарках. Постепенно такая система перестала устраивать и издателей, и читателей. Книги – товар специфический. Успех реализации во многом зависит от разнообразия ассортимента, торговых площадей, комфорта и удобной навигации. Сегодня на долю лотков и киосков приходится не больше 10% оборота. Между тем рост продаж сдерживается неразвитой системой торговли. Книга до потребителя просто не доходит. На Москву и Санкт-Петербург приходится 40 – 60% оборота. В районе с населением в 100 000 человек может не оказаться ни одного магазина, способного предоставить достойный выбор. «Серьезная конкуренция существует только в Москве, да и то со стороны старых магазинов «Москва», «Библио-Глобус», «Молодая гвардия», – говорит Дмитрий Кушаев, совладелец сети «Букбери». Своим успехом они во многом обязаны выгодному «историческому» местоположению. «В Германии на каждые 15 000 жителей приходится один специализированный магазин, в России одна точка обслуживает 60 000 человек, – сетует Алла Штейнман, генеральный директор издательства «Фантом Пресс». – Более-менее нормальная ситуация только в Москве и Питере, неплохая – в Екатеринбурге и Новосибирске. В провинции розница не удовлетворяет спроса».

Участники рынка уже заговорили о приближении кризиса перепроизводства. «Российские торговые площади могут «освоить» чуть больше 30% производимой в стране печатной продукции. Но ведь еще есть остатки прошлых лет, – говорит Ольга Шерман, и.о. директора департамента маркетинга «Топ-Книги». – Нормальная система возврата издателям нереализованного товара практически отсутствует. Например, в США доля возврата составляет более 20% поставленных книг, в Западной Европе – около 15%, в России – не более 5%. И это не означает, что наши издатели отлично прогнозируют спрос, просто они не принимают остатки своих «шедевров». Другие каналы реализации («Книга – почтой», Интернет) контролируют не более 12 – 13% оборота.

Опутанные сетями

Решить проблему нехватки цивилизованной розницы могли бы сетевые игроки. По прогнозам экспертов маркетингового агентства Step by Step, количество сетевых книжных магазинов будет расти на 35 – 40% в год. Правда, подобные прогнозы эксперты давали еще несколько лет назад, однако темпы прироста оказались намного ниже. По данным «Топ-Книги», на долю сетевой розницы приходится лишь 15% оборота книжной продукции. В России насчитывается примерно 15 сетей, но в основном они работают в столицах. Сетевая торговля – также плод вертикальной интеграции, большая часть ее находится под контролем издательств или оптовиков. Акционером «Нового книжного» и «Буквоеда» является издательство «Эксмо», «Азбука» владеет сетью «Книжный салон «Престиж» и контролирует питерскую «Снарк». Издательству «АСТ» принадлежит сеть «Буква». Компания «Топ-Книга» создала пять сетей разных форматов. Владелиц «Аттикуса» Александр Мамут также контролирует сеть «Букбери».

При этом, создавая собственные розничные сети, издатели постоянно вынуждены преодолевать соблазн: превратить их в каналы продажи только собственной продукции. Например, большая часть ассортимента «Буквы» приходится на книги издательства «АСТ». «Я не понимаю такой модели. Это не книжный магазин, а пункт продаж товара конкретного издательства», – сетует Дмитрий Кушаев. В собственной торговой сети можно привлекать покупателя более выгодными ценами, ведь наценка посредника отсутствует. Но отсутствует и выбор, который обычно обеспечивает приток покупателей. Не случайно некоторые проекты не получили должного развития. Холдинг «Терра», например, благодаря серьезным вложениям европейской книжной сети «Бертельсман» купил Ярославский полиграфический комбинат и организовал сеть «Книжный клуб «Терра». «У них были связи с властями в регионах, хорошие места для магазинов, – рассказывает Елена Соловьева. – Но продвигали они продукцию «Терры». Но одно издательство не может обеспечить нормальный поток новинок! Если клиент заходит и видит, что книги в магазине не поменялись – ему становится неинтересно».

Крупных независимых игроков, в равной степени заинтересованных в продвижении продукции всех издательств, в сфере розницы очень мало. В Москве к таковым относится только муниципальная сеть «Московский дом книги», поскольку владельцы сетей «Букбери» и «Республика» тоже стали издателями. Розничная торговля книгами считается не слишком привлекательным бизнесом. С одного квадратного метра площади книжный супермаркет приносит вдвое меньше доходов, чем продуктовый, при равных затратах на оборудование. Основная статья расходов любой розничной точки – арендная плата. Однако в книжном бизнесе одни магазины платят по коммерческим расценкам, другие – по льготным, а третьи не платят вовсе (если магазин – государственный). В результате участники рынка поставлены в заведомо невыгодные условия: кто-то вынужден закладывать свои арендные издержки в цену книги, а кто-то может позволить себе демпинг. По словам Ольги Шерман, в зависимости от формата уровень рентабельности колеблется от 7% до 15%. «С точки зрения оперативной рентабельности, сегодня по-прежнему наиболее выигрышным является формат магазина в 200 – 300 метров», – рассуждает генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов.

Пока жители провинции страдают от дефицита продукции, розничные торговцы пытаются бороться за покупателя на самых конкурентных рынках – московском и питерском. Например, «Буквоед» первым реализовал концепцию книжного магазина-клуба с дополнительным сервисом. «Мы предоставляем услуги по поиску и бронированию книг через Интернет и через единый телефонный номер, – говорит Денис Котов. – Наши книжные клубы работают круглосуточно, у нас можно бесплатно воспользоваться доступом Wi-Fi, оставить ребенка в детской комнате и раздеться в гардеробе. Московский дом книги проводит мероприятия для читателей: фестиваль детской книги, неделю русской фантастики. С конца 2005 года в магазинах «Букбери» стали открывать кофейни-«Шоколадницы» по принципу американской книжной сети Barnes & Noble, там в каждом магазине работают кофейни Starbucks. «Мы сотрудничаем с несколькими операторами, в том числе и с «Шоколадницей». Они платят нам за аренду, а мы получаем от них дополнительных клиентов, – говорит Дмитрий Кушаев. – Аудитории кофеен и книжных магазинов пересекаются. Есть определенная синергия кофе, чая и книги. В больших магазинах такая модель работает».

За ценой не постоим

Участники рынка, начиная с издателей и заканчивая розничными торговцами, объясняют все проблемы российской книжной отрасли низкими ценами. Дескать, в России книги значительно дешевле, чем на Западе. «Особенность нашего рынка в том, что книга является дешевым продуктом. Люди не привыкли тратить деньги на нее. В той же Польше она стоит $8 – 9, а у нас редко выше $3. Цены на все товары растут, а на книги – нет», – считает Алла Штейнман. Подобные речи слышны на протяжении десяти лет. По мнению издателей и торговцев, низкая конечная стоимость книги лишает возможности развиваться, поскольку каждый участник цепочки ограничен определенным уровнем маржи. Правда, многие указывают «плачущим» издателям, что в Москве книга в твердом переплете стоит те же $8 – 10. В регионах, конечно, цены ниже, но именно столичный рынок приносит издателям и торговцам основные доходы.

В некоторых странах приняты фиксированные розничные цены на книги. Изначально цена уже указана на обложке, издатель продает товар со скидкой, которую потом по очереди накручивают оптовики и розница, а конечный потребитель покупает книгу по той самой фиксированной цене. Но в России введение фиксированных цен представляется маловероятным. За их существование обычно борются издательства, однако у нас они активно развивают розницу, поэтому сколько бы ни сетовали на тяжелую жизнь, свободные цены им выгодны.

«Книжный рынок имеет одну особенность, которую часто упускают: низкую эластичность спроса. Это означает слабую зависимость числа приобретаемых книг от цены на них. Цена будет основным фактором роста российского книжного рынка, в то время как количество проданных книг в натуральном выражении уменьшится или останется на прежнем уровне, – предсказывает Ольга Шерман. – До 2009 года цены на книги будут расти примерно на 20% за год, соответственно и книжный рынок будет увеличиваться как минимум на 15%».

Таким образом, главные направления развития издательского бизнеса в России – консолидация, вертикальная интеграция и рост цен. Но развитие по этим трем направлениям будет происходить не быстро. Ценам не позволят расти бедные читатели. На пути консолидации встанет упорство владельцев мелких и средних издательств, не готовых лишиться бизнеса. По оценкам Александра Лиманского, консолидация отрасли будет происходить самое большее со скоростью две-три крупные сделки в год.

Книгам не хватает полок

Интервью с Аркадием Витруком, генеральным директором группы «Аттикус»

Проект Александра Мамута, издательская группа «Аттикус», учрежден не в самое лучшее время: книжный рынок затоварен, нераспроданной, по некоторым данным, остается треть всех напечатанных книг. Однако генеральный директор группы «Аттикус» Аркадий Витрук уверен, что существуют пути развития бизнеса, позволяющие издательствам процветать даже в условиях стагнации.

Любое издательство мечтает выпустить бестселлер – книгу, которую раскупают сотнями тысяч экземпляров. Любое издательство мечтает открыть писателя, способного производить бестселлеры по несколько штук в год. Но в России работает больше тысячи издательств, и на всех бестселлеров явно не хватит.

– Какие, на ваш взгляд, самые привлекательные проекты появились за последнее время в издательской сфере?

– Самые удачные – те, что незаметны. Удачные проекты – это стабильные продажи, а стабильные продажи идут по специализированным каналам. Это учебники, специальная литература для бухгалтеров, специальная литература для юристов. Мы все подписаны на обновление юридических баз данных, и те, кто издает печатные «эквиваленты» подобных баз, не слишком заметны, но их бизнес очень привлекателен. За это платят, сколько бы оно ни стоило. Если же говорить о ярких книжных проектах, то достаточно посмотреть рейтинги – и они говорят, что на первом месте у нас детективы, и тут издательство «Эксмо» выходит на первое место со своими женскими детективами, которые они делают огромными тиражами. Когда книги издаются тиражом по 200 000 – 300 000 экземпляров, то, думаю, что с прибылью там все в порядке.

– Если писатель вроде Минаева или Робски получает внезапный успех – это удача издательства или результат целенаправленной маркетинговой политики?

– Без маркетинговой работы успеха добиться невозможно. Практически все новые проекты требуют поддержки. Успех книги с рекламным сопровождением может быть в разы выше, чем без него. Реклама становится все большим и большим двигателем нашей торговли. Бизнес окреп и может позволить себе выборочно спонсировать поддержку отдельных проектов. Тут каждое издательство обладает собственным ноу-хау. Обычно стандартный набор включает, как минимум, какие-то листовки, плакаты, рассылки для партнеров в рознице, и сегодня стоимость всего этого измеряется уже тысячами долларов. Когда издательство начинает устраивать какие-то промоакции, все становится еще дороже, потому что, даже когда делаешь это совместно с какими-то федеральными сетями, выясняется, что практически невозможно организовать акцию на всю страну. Тут же федеральная сеть дробится на множество локальных сетей и магазинов, потому что сети хоть и федеральные, но состоят из сегментов, и в каждом из них приходится организовать акцию отдельно. Такие акции в идеале должны совмещать в себе усилия прокатчиков фильмов, издательств, изготовителей игрушек, и тогда успех гарантирован.

– Часто говорят, что маркетинговым усилиям издательств мешает элементарная нехватка книжных магазинов.

– Так и есть. Все мы стремимся открыть новые имена, которые завтра станут знаменитыми. Но поскольку в ином магазине и полок не хватает, то любая книга на стенде новинок находится недостаточно долго, чтобы читатели успели понять: ей уделяется специальное внимание. Обычно в магазине книга лежит на такой выкладке в течение двух недель. И если человек, который интересуется книгами, старается заходить в магазин пару раз в месяц, то он ее видит один раз. В лучшем случае – два. Вряд ли этого достаточно, чтобы книга примелькалась и в подкорке засело ее название.

– Какое, на ваш взгляд, сегодня главное направление развития издательств?

– Издательства будут сейчас фокусироваться на выстраивании вертикальной цепочки. Они постараются наладить взаимоотношения с ключевыми сетями таким образом, чтобы получать дополнительные услуги, информацию, чтобы книги конкретного издательства приобретались эффективнее. Плюс займутся повышением уровня сервиса – повышением скорости и расширением географии доставки, маркировкой книг для розницы. Не секрет, что у нас в регионах много мелкого опта, который никогда до Москвы не добирается и перебивается, беря книжки у крупного федерального оптовика. Региональные игроки с удовольствием переключились бы на прямую работу с издательством, если бы оно могло предоставить такие услуги.

– А ваше издательство?

– У нас есть планы строительства собственной типографии. Мы рассчитываем, что она, хотя и станет входить в корпоративную структуру, но будет оперировать в рамках рынка, и наше издательство станет только одним из ее заказчиков.

– Начнете организовать свои магазины?

– Такой вариант мы рассматриваем очень внимательно, только ведь это очень дорогостоящая вещь. В любом случае мы не станем подходить к этому как к магазинам издательства. И типография, и магазины будут не придатками издательства, а самостоятельным бизнесом. Но собственная розница – это большой проект, он требует и соответствующих инвестиций, и, самое главное, человеческих ресурсов. В России найти человеческие ресурсы труднее, чем инвестиции.

– А когда мы услышим о первом IPO издательской компании?

– Масштаб крупнейших игроков уже позволяет выходить на IPO, исходя из понимания, что это вызовет достаточный интерес инвесторов. Но готовиться к IPO нужно в течение трех лет. Если этим кто-то сейчас занимается, то в лучшем случае года через два произойдет первое размещение.

Артем Казаков, Константин Фрумкин

Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок - издание одной книги стоит не больше $5–10 тыс. Однако удержаться на нем крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать.

Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его спецификой. Потребление продуктов питания весьма лимитировано, больше определенного количества пива или молока человек просто физически потребить не может. Поэтому перед ним неизбежно встает дилемма: купить продукт X или его конкурента, продукт Y.

Потребление же книг организовано по-иному. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости от того, есть в данный момент на рынке хороший продукт или нет. И если покупает какую-то книгу, делает это не в ущерб другой. Скажем, появился «Гарри Поттер» - рынок детской литературы моментально вырос в разы, нет- на рынке начинается стагнация.

Об открытости рынка свидетельствует и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес. Некоторые из них начались с такой мотивации: «Я сталкивался с проблемой - книги, которые были нужны мне по предыдущему бизнесу или которые нравились мне, имели либо плохой перевод, либо плохое оформление, либо я вовсе не мог их купить в России. Решил своими силами компенсировать пробел». Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно на деловых изданиях.

Прежде чем запускать издательский проект, нужно понять его цели и возможности: какие книги будет выпускать издательство, какова целевая аудитория этой литературы, каким образом доносить продукт до потребителя и т. д. Если это условие выполнено, шансы на успех достаточно велики: Россия - страна большая, и любая хорошая книга имеет миллионы потенциальных читателей.

Инвестиции в издательство

На руку новому издателю сыграет и достаточно низкая цена входа на рынок. Больших инвестиций издание одной-двух книг не потребует. Себестоимость выпуска одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5–10 тыс.

Правда, придется рассчитывать преимущественно на собственные ресурсы. Я не помню примеров участия, например, банков в начинающих издателях. Им это не интересно, поскольку книгоиздательство - высокорискованный бизнес.

Новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства- обычная ситуация для рынка. Залогов под кредиты издатель также предоставить не может, потому что если книга «не пошла», это уже неликвидный товар, и в качестве залога она никому не интересна.

На рынке распространены два варианта финансирования новых проектов. Во-первых, привлечение частных инвесторов. Учитывая небольшой объем первоначальных инвестиций, некоторые инвесторы вкладываются в книгоиздательство не как в бизнес-проект, а как проект «для души», либо статуса- все-таки «издатель книг» звучит весьма статусно. Во-вторых, небольшие начинающие издательства часто приглашают к участию в проекте крупные издательские компании. «Малыши» приходят с идеей, большие издательства, если идея интересна и оригинальна, финансируют ее реализацию, прибыль делят.

Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибуторскую сеть. Начинающее издание получает в таком альянсе финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны. Кроме того, преимуществом мелких подрядчиков является оперативность, которой зачастую лишены компании-лидеры. Мы, например, постоянно участвуем в четырех-пяти подобных альянсах.

Специализация

Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. У нас, например, издательство разделено на четыре редакции разной специализации: профессиональной литературы, остросюжетной (детективы, женские романы), прикладной книги, современной и классической прозы. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку не стоит создавать себе такие проблемы.

Оптимальная модель стартапа - выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. Замечу, речь не о художественной литературе. С нее, кстати, сложнее всего начинать. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т. д. В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% - художественная, детская и подростковая и по 7–8% - фантастика и фэнтези, современная проза и бизнеслитература. Из структуры рынка видно, что не художественная литература- шанс для молодого издательства. Тем более что в узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством. В крупных компаниях процесс принятия и реализации решений идет дольше, и универсальное издание не так глубоко знает ту или иную специализированную нишу, как издатель, работающий только в ней.

Примеров узкоспециализированных и успешных изданий достаточно много: «Росмэн» выпускает только детские книги, BBPG - только книги по вину, «Армада» - только фантастику, «Альпина бизнес букс» специализируется только на деловой литературе и т. д.

Авторы

Поиск новых авторов - возможно, самая сложная часть в работе издательства. Для начинающего издательства эта задача сложна вдвойне. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, что крупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы.

Например, у нас годовой бюджет на продвижение некоторых авторов может достигать $100 тыс. Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. Конечно, есть и успешные примеры сотрудничества двух новичков - издателя и автора.

Например, издательство «Захаров» поверило в Бориса Акунина и издало его, когда тот был совсем неизвестным автором.

Тандем оказался успешным.

А издательство «София» стало широко известным благодаря только одному автору - Паоло Коэльо. Но такие примеры единичны. Просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. К нам ежегодно приходит до 2 тыс. рукописей, из которых всего лишь пятая часть рекомендуется к изданию. Но и из этих 420 авторов тиражом больше чем 2–4 тыс. экземпляров продаются не больше 20, бестселлерами станут и того меньше - один-два автора. Прибыль от продажи оставшихся 400 авторов крайне незначительна.

Персонал

Формирование штата начинайте с поисков редактора. В отличие от производителей продуктов, где человек номер один- это директор по продажам, в издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам- человек номер два.

Но я не случайно говорил, что издательский рынок очень специфический. Да, крупные компании содержат штат из 500 и более сотрудников. Но при этом, чтобы быть эффективным издательством, иметь такой штат необязательно. Например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» работает без штата. Трое учредителей участвуют в процессе создания своих книг только на уровне создания концепции книги и мерчендайзинга книг в магазинах, все остальные процессы выполняют подрядчики. С поиском подрядчиков проблем сегодня нет.

Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку.

Дистрибуция Больших средств, как я говорил, издание книги не требует. Производство занимает немного времени - от одобрения рукописи до выхода книги в свет проходит в среднем тричетыре месяца. Но это лишь часть работы издателя. Вторая проблема рынка - отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало.

Все оптовые и дистрибуторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. На начальном этапе развития издательского проекта, если на его книге нет известного и популярного имени или книга не является очевидным бестселлером, шансы, что дистрибутор захочет работать с новичком, невелики. Впрочем, если даже оптовик согласится взять новую книгу на реализацию, это не гарантирует ее высоких продаж- в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.

Риски

С одной стороны, для издателя это хорошо - не приходится распыляться на нескольких писателей, публика привыкает к одному имени и т. д. С другой - издатель попадает в зависимость от успехов или неуспехов своего главного пера.

Между тем любой автор имеет свой жизненный цикл. У кого-то он может длиться два года, у кого-то десятилетиями, но рано или поздно продажи любого автора начинают снижаться: появился новый, более интересный автор, или ваш автор «исписывается» и т. д. Если издательство не смогло диверсифицироваться, оно остается ни с чем. Весьма типичная ситуация для нашего бизнеса.

Могут начаться разногласия с авторами. Например, писателя перестанут устраивать условия работы или ему захочется творческих экспериментов, результаты которых не будут устраивать издателя, поскольку окажутся невостребованными читателем. В лучшем случае издатель может потребовать возврата аванса за будущие книги, однако оперативно найти замену автору практически невозможно.

В конце концов, автор может быть перекуплен конкурентом. Законодательство в этом вопросе полностью на стороне авторов, так как издательства не могут заключать с авторами договоры на будущие книги, поэтому инструментов для удержания писателей практически никаких. Тем более что небольшое издательство не может предложить авторам таких гонораров (около 10–12% от продаж тиража) и продвижения, как крупные игроки.

Также, начиная бизнес, не стоит забывать два важных момента. Во-первых, успех книг непросчитываем. Весьма распространенная ситуация: по всем критериям книга должна стать бестселлером - автор известный, сюжет интересный, язык хороший. А продаж нет! Все технологии продвижения книг на рынке гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет. Во-вторых, шансов продать бизнес крайне мало. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны инвестору. Нереализованные остатки книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы.

Издательский бизнес - сфера сложная, трудности связаны не только с выбором произведений, но и с тиражами, работой с авторами, подготовкой изданий, их распространением. Если вы ориентируетесь в книгоиздании, попробуйте взвесить шансы и оценить перспективность бизнеса.

В настоящее время существует множество видов частного предпринимательства, от в кадках до высокотехнологичных стартапов.

Однако одним из самых интересных не только с точки зрения зарабатывания денег, но и с точки зрения социальной функции, является издательский бизнес. Издание газет и журналов, книг и электронных приложений – это разнообразная и достаточно интеллектуальная сфера деятельности, которая принесёт не только стабильный доход, но и интересные знакомства.

Чтобы начать издательский бизнес, нужно обладать не только коммерческой жилкой, но и очень хорошо разбираться в ситуации на рынке. Впрочем, это важно в любом деле, поэтому важно правильно выбрать место приложения сил.

Для начала нужно будет зарегистрироваться в качестве или создать . Второе требует несколько больше документов, однако предпочтительнее для расчётов с крупными организациями и для работы с крупными суммами.

Если же планируется открыть небольшое издательство или , на первых порах достаточно просто стать индивидуальным предпринимателем. Затем нужно выбрать сферу деятельности, и тут нужно очень точно представлять себе, чем придется заниматься в дальнейшем. Рассмотрим по порядку.

Одна из самых интересных и почётных работ – это издательство книг. Достаточно сложно быть издателем книжной продукции, хотя бы даже потому, что для этого нужно быть начитанным человеком, постоянно следить за новыми авторами, однако при этом вполне хорошо ориентироваться в современном законодательстве, в методах заключения экономических сделок, понимать принципы работы рынка книг, знать условия работы с типографиями.

И даже этого, возможно, будет мало. Чтобы быть хорошим издателем книг, то есть успешно вести деятельность издательства и публиковать , которые хорошо покупаются, нужно быть на короткой ноге с авторами, понимать, какие тексты наиболее востребованы, а может быть, иметь какие-то связи в специализированных компаниях или государственных учреждениях – знакомые помогут получить крупный заказ или хотя бы подскажут, в каком тендере нужно участвовать.

Несмотря на все сложности, издание книг это очень интересное и полезное дело, которое помогает увековечить тексты и кто знает, может быть, какой-то выдающийся писатель, которого вам удалось найти и издать, принесет вам отличный доход и известность.

Интересное продолжение этого вида бизнеса в современном мире и планшетных компьютеров – издание электронных книг. Конечно, пока что это зарождающаяся сфера деятельности, однако её экономическая модель вполне внятно описана и понятна даже далёким от высоких технологий людям.

Суть в том, что книги издаются в электронном виде, то есть в виде файла, который затем покупается читателями у издателя или у крупных . В этом виде бизнеса отсутствуют такие издержки, как типографская печать и дистрибуция, а также наценка крупных книжных сетей, которая порой увеличивает стоимость книги на несколько сотен процентов.

Вместе с тем книжный бизнес – достаточно спокойная и размеренная сфера, и кому-то нравится более динамичные виды деятельности. Как раз для таких людей существует издание средств массовой информации – газет и журналов. Как и книжный бизнес, эта отрасль достаточно сложная, к тому же сейчас она несколько стагнирует. Вместе с тем важно заметить, что в издательском бизнесе периодических изданий совершенно иные принципы заработка, нежели в книжном.

Здесь тоже важны тиражи, однако основная прибыль делается за счёт продаж рекламы. Лишь некоторые издания наподобие «Здорового образа жизни» и «Комсомольской правды» имеют возможность заработка за счёт миллионных тиражей. Большая часть журналов и газет существует за счёт рекламы. И особенно выгодно издавать журнал – ведь рекламодатели предпочитают глянец, иногда даже в ущерб охвату аудитории. Именно поэтому стоит заметить, что в журнальном бизнесе можно достичь больших заработков.

Однако это и несколько сложнее, чем издание газеты – ведь читатели ожидают не просто новостей, а взвешенных, хорошо написанных текстов, качественных фотографий, красочных рекламных макетов и неожиданных редакционных ходов. Все это требует определённых затрат, поэтому важно хорошенько прикинуть, сколько денег планируется затрачивать на развитие редакционной составляющей издания.

Ведь если читатели платят деньги за то, чтобы читать журнал, они должны видеть усилия журналистов, авторов, художников, редакторов, фотографов. Если даже не стараться сделать качественный продукт, читатели сразу же увидят это и продажи начнут резко падать.

Не менее интересным видом издательской деятельности, который появился лишь в последнее время, однако уже набрал огромную популярность и продолжает увеличивать долю рынка и прибыли, является издание мини-игр для всевозможных платформ – как для мобильных телефонов и смартфонов, так и для различных сайтов и социальных сетей.

Здесь, как и во всех остальных сегментах издательского бизнеса, важно хорошо знать рынок и точно представлять, что нужно покупателям вашей продукции. Как правило, все компании, которые издают игры, работают по одной и той же схеме – сначала придумывается игровой сюжет, затем дизайнеры рисуют основных персонажей и игровые пейзажи, а затем программисты соединяют все это воедино.

Далее методы действия издателей игр расходятся. Получившуюся игру для мобильных телефонов, как правило, публикуют на специальных интернет-магазинах, в каталогах которых покупатели могут ознакомиться с игрой и скачать её. Если же игра предназначена для пользователей интернета, её продают игровым порталам, которые занимаются скупкой подобного рода игр и предоставления их конечному посетителю, зачастую бесплатно.

В сети есть много интервью с различными издателями игр, как правило, это молодые амбициозные люди, очень часто программисты, которые изучили рынок мини-игр и стали успешно работать на нем.

На сегодняшний день издательский бизнес один из самых популярных в Российской Федерации. Сейчас их насчитывается около 16 тысяч! Такая цифра обуславливается в первую очередь невысокой стоимостью выхода на данный рынок, но удержаться здесь очень сложно. Кроме того успех и рентабельность того или иного издательства трудно, а иногда просто невозможно просчитать.

Данный рынок открыт благодаря своей специфики. Посудите сами, ведь потребление продуктов питания является лимитированным явлением. Больше того или иного потребитель не сможет физически употребить. Вот почему неизбежно встаёт дилемма купить продукт этого производителя или же отдать предпочтение его конкуренту? В книжном бизнесе всё по-иному. Человек может столько книг, сколько ему потребуется! Если потребитель приобретает книгу, то не делает никакого ущерба другой.

Прежде чем запускать проект необходимо в первую очередь найти свою специализацию и выбрать направление литературы, которую вы будете выпускать. Кроме того задумайтесь о своей целевой аудитории, как вы будете доносить готовый продукт до потенциальных потребителей. Если вы всё продумаете до мелочей, то шансы на успех велики: наша страна большая и любая полезная и хорошая книга имеет более миллиона потенциальных читателей.

Инвестиции

Низка цена выхода на рынок – это именно то, что сыграет на руку любому начинающему бизнесмену. Привлечение больших инвестиций для одной-двух книг не потребуется. Если рассчитывать себестоимость выпуска одной книги тиражом 10 тысяч, то в итоге получится около 1$. Соответственно вам необходимо будет вложить от 5 до 10 тысяч долларов.

Рассчитывать придётся исключительно на собственные силы! Всё потому что у вас не получится добиться кредита или же помощи от какого-либо банка. Это обуславливается исключительно высоким риском бизнеса. Автор может не сдать работу в срок, да и книга вовсе может оказаться невостребованной. Такие форс-мажорные ситуации на этом рынке самое обычное явление, так что вам изначально нужно будет к этому подготовиться!

В данном случае наблюдаются следующие варианты финансирования проектов:

Первый вариант: привлечение частных инвесторов. Учитывая, что вам требуется не большая сумма денег, то многие охотно вкладываются в издательство книги. Кто-то это делает ради своего статуса, кто-то ради души, но многие всё же рассчитывают на хорошую прибыль. Главное правильно преподнести очередной проект (той или иной книги).

Второй вариант: небольшие издательские компании достаточно часто обращаются к своим «старшим братьям». К солидным издателям «малыши» приходят с хорошей идеей, и если она заинтересует, то финансирование обеспечено. Такая практика достаточно распространена в России.

Специализация

Начинающим бизнесменам даже не стоит замахиваться на универсальность своего издательского дома. Для этого как минимум потребуется довольно большой штат сотрудников. Если всё же вы желаете стать универсалом в своём деле, то необходимо будет разделить издательство на несколько редакций различной специализации.

Кроме кадровых вопросов подобным издательствам придётся решить большую массу различных проблем: работа с несколькими типографиями, большие объёмы различных книг, разветвление в сети дистрибьюторах.

Совет: если вы только начинаете, то вам просто необходимо в первую очередь выбрать определённую нишу, в которой вы хотя бы слегка разбираетесь. Только не стоит выбирать художественную литературу – этот жанр не подходит для начала маленького издательского дома.

Что сегодня востребовано?

Можно перечислить несколько направлений:

  • Кулинарные книги.
  • Цветоводство.
  • Приусадебное хозяйство.
  • Эзотерика.
  • Психология.

Если рассматривать статистику по России, то следует отметить следующие факты:

  • 20% от общего объёма продаж занимает остросюжетные книги и обучающая, прикладная литературы.
  • 15% — детская, подростковая и художественная литература.
  • 8% — современная проза, фантастика, фэнтази, а так же деловая литература.

Конечно, из таких расчётов можно спокойно сделать вывод, что художественная литература – это реальный шанс для новоиспечённого издательства. Однако конкурентов у вас будет очень и очень много! Тем более что крупные издательские дома вас просто «задавят». Лучше всего занять более узкую нишу.

Примеры: «Росмэн» — ориентировано исключительно на детей; «Армада» — фантастика, «BBPG» — книжники обо всём, что связано с вином.

Если вы последуете такому примеру, то высока вероятность того, что вы уже после второго издания достигните успеха.

Издательский бизнес с нуля и подбор авторов

Это самая сложна часть в издательском бизнесе и все трудности только удваиваются для тех, кто только начинает развиваться в этом деле. Всё потому что уже состоявшиеся «акулы пера» точно откажутся работать с новичком, так как крупные издательские дома могут предложить привлекательные условия сотрудничества.

Пример: годовой бюджет для продвижения отдельных авторов может достигать отметку в 100 тысяч долларов! При этом вероятность того, что издатель сможет спокойно выйти на рынок с новичком, очень мала. Конечно, никто не отменял самородков, которых пока не заметили. Яркий пример: издательство «Захаров» поверили в молодого, тогда ещё неизвестного автора, Бориса Акунина, который сегодня известен многим!

Успешный тандем залог успеха

Помните, что вы можете стать известны благодаря автору! Как издательство «София» стали узнаваемы из-за своего автора Паоло Коэльо. Однако таких примеров единицы. Просчитать данный фактор просто невозможно. Даже в молодое издательство могут приходить до тысяч рукописей, из которых лишь пятая часть может быть зарекомендована к издательству. Вот только и из этого числа авторов 2-4 тысячей экземпляров не более 20 будут проданы и только один-два автора создадут настоящие бестселлеры.

Необходимый персонал

Формирование своего штата следует начинать с поиска хороших редакторов . Если в продуктовой стези самым важным является директор по реализации товара, то в издательском доме абсолютно всё держится именно на редакторах! Именно они отбирают рукописи, которые в итоге будут выпущены в свет.

Именно эти специалисты должны представлять себе, кто сможет читать тот или иной «шедевр», как правильно донести до читателя информацию о книге. Обложка должна соответствовать, доступная цена, подобрать нужный канал для сбыта.

Директор по реализации товара – второй по важности человек. Так как бывают ситуации, что книжка становится бестселлером в ларьке на остановке, но в крупных магазинах вовсе не продаётся!

Очень крупные компании держат более 500 сотрудников, но чтобы стать хорошим издательством не нужно иметь столько людей в подчинении! Вот вам пример:

  • «Манн, Иванов и Фербер» — этот издатель работает вовсе без какого либо штата сотрудников. Три учредителя компании учувствуют исключительно в процессе создания книги на уровне мерчендайзинга и общей концепции. Всё остальное выполняют подрядчики!

Дистрибуция

Больших средств, как уже мы упоминали ранее, бизнесмену на открытие издательского дома не потребуется. Производство занимает не так много времени: от одобрения рукописи автора до выхода книги в продажу проходит около 4 месяцев. Однако это лишь часть работы!

Важная проблема – это отсутствие эффективной системы сбыта. В России достаточно трудно донести книгу до потенциального читателя: страна очень большая, а магазинов достаточно мало. Любые оптовые компании и дистрибьюторы, которые занимаются распространением готовой книжной продукции из Москвы в другие регионы, ориентируются исключительно только на крупные издательства и большие объёмы.

Поэтому если на первых парах развития на вашей книге нет популярного имени автора или нет подтверждения того, что у вас действительно на руках бестселлер, дистрибутор не захочет сотрудничать с новичками в издательском бизнесе. Однако если даже оптовик согласится на реализацию вашего товара, то это не гарантирует вам высоких уровней продаж. Так как книжка может просто потеряться на краю дальней полки.

Оптимальный выход:

Стоит заняться продвижением своей продукции самостоятельно! Лучше чем вы этого никто не сделает. Так что вам стоит взять всё в руки:

  • Наладить контакты с ритейлерами.
  • Договориться о поддержке продукции.
  • Провести рекламную акцию.
  • Убедите магазин в том, что ваша книга должна занять выгодную позицию на витрине!

И это не полный перечень ваших обязательств! Более того ваши усилия обойдутся вам не дорого, да ещё и обязательно плоды принесут.

Важный момент: рассчитывать следует на все магазины в столице и регионах! Собирать все свои силы и распространять книгу исключительно по известным книжным магазинам в центре не стоит. Так как по статистике продажу бестселлеров они осуществляют всего в соответствии с 1-2%, а обычные и вовсе продаются единичными экземплярами.

Издательский бизнес с нуля и предпринимательский риск

К примеру:

Издательство смогло сделать для себя имя на одном из авторов. С одной стороны это очень хорошо – не нужно распыляться на нескольких авторов, публика уже реагирует на его имя и т.д. Вот только есть и обратная сторона – теперь от его «пера» будет зависеть ваш успех и репутация. Кроме того не каждый автор может выдавать (а точнее практически никто) один шедевр за другим. Рано или поздно продажи у любого автора снижаются, так как на рынок выходит более интересный писатель.

Если в такой ситуации издательский дом не сможет диверсифицироваться, то 100% останется у разбитого корыта. Это довольно типичная ситуация для тех, кто занимается издательством.

Ещё вариант:

У вас могут начаться разногласия с авторами! К примеру, писатель потребует более высокие бонусы и условия для работы или ему захочется поэкспериментировать! Такие повороты могут не устроить вас. Кроме того автора могут переманить конкуренты.

Законодательство не будет на вашей стороне, так как в этом вопросе все будут на стороне автора. Заключать контракт на бедующие книги вы не сможете. Так что держать писателей возле себя вы не сможете. Тем более что предложить малое издательство высокий гонорар не сможет в отличие от крупных игроков на книжном рынке.

Кроме того начиная подобный бизнес вам стоит помнить о двух важных моментах:

  1. Во-первых – успех книг просчитать не получится. Очень часто бывает так, что книга подходит по всем канонам и просто обязана стать бестселлером, тем более, что автор известный и сюжет интересный. Продажи при этом отсутствуют! Любая технология маркетинга на книжном рынке гарантирует лишь 20% успеха, остальные 80% зависят от такого, насколько книга понравится читателю.
  2. Во-вторых – продать свой бизнес у вас не будет шансов! Всё потому что в издательском бизнесе отсутствуют активы, которые были бы интересны инвесторам. Нереализованный товар, который будет пылиться на складе, никому не нужен! Всех интересуют исключительно авторы.

Сравните всевозможные риски и подумайте, хотите ли вы ввязаться в такую «бумажную авантюру» или нет? Помните, что при хороших раскладах вы сможете обеспечить себе не просто безбедную жизнь, а спокойно жить в особняке на берегу моря!

Издательская деятельность более чем востребована, более того, издательство это не только книги. Многие компании, научные институты и просто частные лица нуждаются в написании, предпечатной подготовке брошюр, корпоративной полиграфической продукции, как-то журналы, газеты, книги, методички и многое другое. Собственно, существуют три основных направления деятельности: книгоиздание , издание специализированных журналов и издание газет.

Важное преимущества в издательском бизнесе — это полная прозрачность и малые вложения на старте. К тому же, выбрав свою нишу и четко сформулировав концепцию, всегда можно занять достойное место и получать хороший доход.

Конечно, многое зависит от грамотности в построении бизнеса, от профессионализма коллектива и от выбранного пути развития. Зато некоторое количество креатива, постоянная договоренность с типографией или же наличие собственной типографии, дадут зеленый свет в будущее.

Организация издательского бизнеса

Итак, для организации издательского дела вам необходимы, прежде всего, квалифицированные сотрудники: литературные редактора, корректоры, верстальщики и дизайнеры, а также группа авторов и журналистов для работы с материалами заказчиков, когда речь идет о корпоративной продукции или о пожеланиях частых лиц. Другая важная составляющая - договоренность с проверенной, но недорогой типографией, которая оперативно будет выполнять ваши заказы. Надо учитывать, что себестоимость средней книги, сделанной на обычной бумаге, при тираже в 10 тыс $ составит всего 1$, тогда как в продажу или же к клиенту оно поступит по цене в два, а то и четыре раза выше.

Обычно выгоднее всего работать сразу в двух направлениях. Исполнять заказы от компаний на подготовку к печати корпоративных изданий любой направленности, когда клиент поставляет партию разрозненных материалов и свои пожелания, а сотрудники издательства на основе оных создают конечный продукт.

Или же предоставлять только предпечатную подготовку, проводя литобработку уже готового текста, довершать начатое создание макета книги (журнала) и сдавать на печать в типографию.


Попутно с такой рутинной деятельностью не мешает проводить рекогносцировку в области большой литературы и искать собственный выигрышный проект. Как бы ни был заполнен книжный рынок, всегда остается возможность найти автора, который принесет издательству известность и прибыль. Правда, сложно предугадать судьбу выпущенного проекта. Да и не надо забывать, что даже самая гениальная книга, которую все долго ждали, без рекламы пройдет незамеченной. Единственное, пугаться рекламной деятельности не стоит, так как креативный подход помогает при минимуме средств достигать шикарных результатов. А прибыль в издательском деле формируется от объема постоянных тиражей и продаж.

Единственный минус, для издательского дела практически нереально найти инвестора , банки и союзы инвесторов категорически не заинтересованы в столь непредсказуемом бизнесе. Зато частные лица проявят благоволение и будут не против поддержать начинающий проект, так как книгоиздание всегда считалось престижной отраслью.

Загрузка...