Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Вера православная - сон-алфавит. О снах и видениях

Сны, сновиде́ния – призраки деятельности, сопровождающие состояние частичного самозабвения (утраты самосознания) во время сна.

Три рода сновидений

Характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву. Вот как об этом пишет :

«Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.

То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву.

Вот почему святые отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.

Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия».

Ум, очищенный от всякой нечистоты, по блестящим и светлым разумениям бывает для души звездным небом, имея в себе Солнце правды сияющим, и светлые лучи богословия испускающим, в уяснение, что есть глубина и высота, и широта ведения Бога.

Приняв в недра свои эти лучи, Он изъясняет потом словом глубины Духа всем, имеющим Духа Божественного в себе, обнаруживает лукавство духов, и поведает о тайнах Царствия Небесного».

Обратившись к Библии , мы найдем в ней все три перечисленных рода сновидений.

О простых снах-мечтаниях говорится в книге Иисуса, сына Сирахова: Безрассудные люди обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале (). О таких снах говорит книга Екклезиаста: Сновидения бывают при множестве забот () и продолжает: во множестве слов, много суеты ().

В Библии мы встречаем также множество снов-видений, требующих истолкования. Способность истолковывать сны по отношению сновидений к будущим событиям, конечно, была сверхъестественным даром, так как эти сны известны только единственно Верховному Виновнику их. Например, Иосиф получил Божественное откровение истолковать сон хлебодару и виночерпию (). Не от Бога ли истолкования? -сказал он им () и растолковал сон; впоследствии Бог приводит Иосифа, чтобы он растолковал сон фараону (). Да и злоключения Иосифа, промыслительные для его судьбы и судеб народа Божия, начинаются с его отроческих снов, которые он тут же истолковывает (). Даниил по Божественному внушению напомнил и разъяснил забытый сон об исполине на глиняных ногах Навуходоносору ().

Знаменателен и сон жены Понтия Пилата. Перед казнью Спасителя она говорила Пилату: Не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ().

Наконец, к снам - откровениям мы без сомнения можем отнести видение Иаковом таинственной лестницы, соединявшей небо с землею, по которой сходили и нисходили ангелы Божии, а наверху стоял сам Господь (). Этот сон, несомненно, свидетельствовал о неусыпном Промысле Божием, о мире и человеке, о том, что ангелы суть служители Божии между людьми и что сам Господь есть верховный Владыка и Промыслитель всего сотворенного.

В Новом Завете, в первой же главе первого из Евангелий, мы встречаем сон-откровение праведного Иосифа, усомнившегося в девстве Пречистой Девы. Когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (). Волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду (), а после их ухода Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и

беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (). Наконец, по смерти Ирода Ангел еще дважды является Иосифу во сне - сперва с вестью о смерти Ирода и повелением вернуться в землю Израилеву, а затем с указанием поселиться в Галилее (). Так через сны Господь являет Свою волю о спасении всего мира, вершину Божественного Промысла.

Как относиться к снам

Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, Страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь беспечную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность».

«Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения», – учит св. .
(Из книги «Сновидения. Жизнь души во сне»)

Анонсы статей

Освящение квартиры

При въезде в новую квартиру или дом после ремонта мы замечаем, что там как-то не уютно, не обжито. Внешне все хорошо: есть электрика, газ, вода, ремонт вроде не плохой, а все равно, что-то не то.

Помочь Храму

Православие о снах или Как относиться православным верующим к снам

По причине того, что человеческая душа бессмертна, душевная жизнь человека не прекращается даже во сне. Только во сне наша воля (сознание) подавляется и включается так называемое подсознание. Во сне к нам приходят слова, мысли, которые присылаются откуда-то. А вот откуда они, это и нужно осознать, чтобы правильно относиться к снам.

Стоит ли придавать особое значение снам?

Святой Симеон Новый Богослов говорит: "Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит ли день в заботах о делах человеческих, о них же суетится она и в сновидениях; если же она все время пучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями".

Мнение Святого Симеона также поддерживает психолог отец Александр Ельчанинов, который пишет, что когда во сне гаснет наше нормальное сознание и мы теряем контроль над собой, тогда всплывают из глуин подсознательные основы нашей личности и мы, больше чем когда-либо, являемся сами собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния - есть самые верные, ничем не крытые проявления нашей настоящей личности.

Таким образом, сны в определенной степени могут характеризовать чистоту нашей души. Значит, характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву.

Если человек видит жизнь далекую от Бога, то он является пленником грехов, страстей, которые остаются нераскаянными. Другими словами, человеком владеют злые духи (бесы). А если они владеют его мыслями, руководят делами наяву, в реальной жизни, то для них нет ничего проще порабощать человеческий сон. Вот почему святые отцы рекомендуют не обращать особого внимания на сновидения, какого характера они бы не были.

Как в отношении суждения о снах - являются ли они от лукавого или нет, так и в отношении вообще всех сверъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: "Не принимай и не отвергай". Это мудрое правило спасает человеа от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от поношений благодати, если действительно имело место проявление благодати.

С медицинской точки зрения, сон является продуктом жизнедеятельности человеческого мозга. С православной точки зрения, это состояние души, когда она наиболее подвержена влиянию сил зла.

Таким образом, можно сделать вывод, что доверять снам не стоит. Также не нужно молиться о том, чтобы кто-то приснился, что-то сказал, ведь этим мы только открываемся для духов зла и даем им возможность в очередной раз ввести нас в заблуждение.

18.04.2015

Что святые отцы говорят о сновидениях. Верить ли снам?

Каждому человеку снятся сны. Психологи относят сны к области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог. Они утверждают, что сновидения являются бессознательным отражением действительности, указывают на слабые места и проблемы человека.

Есть люди, придающие излишнее значение своим снам, даже пытающиеся толковать сны по сонникам.

Стоит ли верить снам? Этим вопросом люди задавались на протяжении многих веков.

Святые отцы Православной Церкви также не обошли вопрос сновидений стороной. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми святоотеческими высказываниями на эту тему.

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение… Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения».

Блаженный Августин: «Душа и во сне не утрачивает способности ни чувствовать, ни понимать. Ибо она и тогда имеет перед своими глазами образы чувственных предметов, причем зачастую их нельзя даже отличить от тех предметов, чьими образами они являются; и если душа при этом что-либо постигает, то оно одинаково истинно и для спящего, и для бодрствующего. Например, если кто-нибудь во сне увидит себя рассуждающим и будет в состязании утверждать что-либо на основании истинных положений, то положения эти и по пробуждении останутся такими же истинными, хотя и окажется ложным все остальное, например место, где, как ему снилось, он вел свои рассуждения, лицо, с которым они велись, и тому подобное, что, впрочем, нередко проходит бесследно и забывается даже бодрствующими».

Преподобный Симеон Новый Богослов считал, что на характер сновидений влияет образ мыслей и занятия человека: «Чем душа занята и о чем разглагольствует наяву, о том мечтает или философствует она и во сне; или, проведши весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; или, поучавшись все время в вещах божественных и небесных, в видение их входит и во время сна и умудряется видениями, по пророку: “Юноши ваши видения узрят” (Иоил. 2: 28; Деян. 2: 17). И не прельщается ложными сновидениями, но видит во сне истинное и поучается откровениями».

Святитель Григорий Двоеслов: «Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают сам голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью».

Святитель Феофан Затворник: «В письме великопостном вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство - молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории».

И завершаем подборку цитат высказыванием святителя Игнатия Брянчанинова: «Сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного — Святый Дух. «На них же осияла Божественного Духа благодать, - сказал преподобный Макарий Великий, - и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть» (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями».

Современные психологи и святые отцы сходятся во мнении, что сон – это продолжение мыслительной деятельности человека. Однако святые отцы настойчиво предупреждают об опасности вверяться сновидениям, отчего могут быть беды. Возможно, стоит прислушаться к многовековому опыту христианской Церкви и к снам относиться именно как к снам, то есть фантазиям, получаемым посредством нашего воображения. И пусть всем нам снятся хорошие, добрые и красивые сны.

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни.
Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека.
Прямое назначение сна - отдых, восстановление физических и душевных сил.
Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии.
Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается.
Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования.
Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками.
Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек.
Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.

Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований?
Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу. «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание» .

Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?»
Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.
Так же и появление образа, даже греховного, во сне - грехом не является.
На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.
Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.
В первую очередь сказанное касается блудных грехов.
Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии.
Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.
Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.
Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…»
Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне.
Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.


А сейчас мы переходим к самому важному.
Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.
В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.
Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне .

Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.
Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Появление во снах страхований и бесов в их собственном виде, а также в образах змей, нечистых животных и чудовищ, а вслед за ними и зрелищ адских мучений - обычное явление в жизни каждого усердного христианина, не равнодушного к своему спасению. Они не содержат в себе опасности впадения в прелесть, но активизируют духовную жизнь, укрепляют в вере, побуждают к усердной молитве, уверяют в силе крестного знамения. Такие сновидения уже нельзя считать рядовыми снами. Душа при этом переходит в особое состояние – состояние видения. Оно характерно тем, что тело пребывает в состоянии сна, а сознание начинает работать очень ясно. Виденное остается в памяти на долгие годы, часто на всю жизнь, оставляя сильное впечатление, тогда как обычные сны «пустопорожни и беспорядочны», и мы утром не всегда можем их вспомнить.

Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.

Переход в состояние видения происходит легче во сне, чем наяву, поэтому неудивительно, что пророкам видения приходили большей частью во время сна. Сны пророка Даниила, Иосифа Прекрасного, праотца Иакова, а также фараона, хлебодара, виночерпия и Навуходоносора хотя и называются в Писании снами, фактически были видениями. Видения бывают разной силы. То, что видим мы, едва отличается от простого сна и относится к самому низшему их разряду. Различаются видения и по своему происхождению. Они могут быть от Благодати и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике в некотором смысле есть дар Божий, так же, как даром Божиим является простое зрение, с помощью которого мы видим и плохое и хорошее. При всей своей пугающей безобразности и ужасности, эти видения соответствуют истине и дают нам возможность правильного поведения и верной оценки происходящего.

Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь. Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление? В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу. После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному. Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются. Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости. Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.

Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.

Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее.

Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам». Что же это означает? Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому. Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов. «Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет» .

По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.

Частым гостем в сновидениях верующего человека, наряду с блудным бесом, является бес богохульный. Он показывает нам в извращенном виде то, что связано с Богом и Церковью. Например, мы видим во сне храмы без крестов или зайдя в храм, попадаем в кинотеатр, на иконах вместо ликов святых видим страшные рожи. В таком сновидении все люди могут свободно заходить в алтарь, хор - петь современные песни, богослужение вместо священника совершать пономарь и т. д. Более того, демон устраивает во сне ситуации, вынуждающие нас отречься от веры. Во сне мы можем даже претерпеть мучения за веру.

К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.

Справедливо мнение, что бес не может подделать изображение Креста, но касается это только Креста правильной формы и пропорций. Искаженные же и перевернутые кресты у него хорошо получаются. Поэтому если в видении мы видим крест, его надо хорошенько рассмотреть. Дав заранее себе такую установку, мы можем надеяться, что различим подделку. Если же мы Крест не рассмотрели, но просто помним, что он был, - это еще не говорит об истинности видения.

Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов. Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня. Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.

Сказанное в этой главе относится отнюдь не к подвижникам благочестия, которые уже живут по законам Духа, а к современным православным христианам. Для новоначальных, которые не имеют духовной рассудительности, сны, в целях безопасности, лучше оставлять без внимания и забывать их, по совету Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова.
Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.
В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва . Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.

Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.347

Архим. Георгий Тертышников. «Свт. Феофан Затворник и его учение о спасении». М, 1999 г. стр.218

Старец: Что такое, брат Иоанн, что с тобой? С некоторых пор все время вижу тебя подавленным. Ты раньше не был таким. Что случилось, почему ты стал озабоченным и погруженным в свои думы? И почему не приходишь рассказать мне, что за мысли и неприятности так гнетут твою душу, что довели тебя до подобной удрученности?

Брат: Вижу, преподобный отец настоятель, что вы по моему виду поняли мое душевное состояние. И поскольку вы, кажется, сегодня менее заняты, то прошу благословить мне остаться у вашего преподобия и открыть вам мысли, смущающие и терзающие меня.

Старец: Хорошо, брат Иоанн, но решился ли ты и готов ли сейчас исповедаться?

Брат: Да, преподобный отче! И прошу, простите меня: я должен был сделать это уже давно, но меня сильно одолевала леность, и я не дерзал прийти, раскрыть свою совесть и попросить у вас разъяснений по поводу того, что меня волнует.

Старец: Но какие мысли терзают тебя, брат Иоанн, и какие недоумения у тебя в душе?

Брат: Вот, преподобный отче, какие мысли терзают меня. С некоторых пор я все время слышу о том, что в миру появились люди, сподобившиеся от Господа небесных видений, и что некоторые получили дар пророчества и предсказывают то, что случится в будущем. И даже слышу, что некоторые сподобились видеть ангелов света, Божию Матерь и Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Я слышал, что многие люди пошли за ними и почитают их как пророков, посланных Богом в мир для того, чтобы проповедовать покаяние. И когда я слышу об этом, то сильно скорблю, потому что вот уже столько лет, с самого детства, я тружусь на послушании в монастыре и нисколько не преуспел в духовном, ибо Господь ни разу не сподобил меня ни одного видения. В этом причина моей скорби, преподобный отче, что я не сподобился получить такого утешения. Очень прошу вас, объясните мне это и дайте совет, как избежать этих мыслей, ибо они очень волнуют меня.

Старец: Знай, брат Иоанн, что, по учению святых и божественных отцов, имеется семь главных путей, по которым входит в ум и сердце человека губительное для души обольщение бесовскими видениями и мечтаниями.

Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите и мне, каковы эти пути.

Старец: Брат Иоанн, первое и самое известное ухищрение, с помощью которого диавол производит в уме и сердце человека обольщение бесовскими видениями и мечтаниями, это великий и гибельный грех гордыни, по достойному всецелого доверия свидетельству святого и божественного отца Иоанна Лествичника, который говорит: «Когда бес высокомерия укрепится в своих служителях, он начинает являться им во сне или видениях в образе светлого ангела или святых, которым дано откровение тайн, чтобы они, окаянные, лишили нас ума» .

Второе ухищрение, с помощью которого диавол производит обольщение своими видениями и мечтаниями, это тщеславие, которое есть первая отрасль и ветвь проклятого дерева гордости . Это подтверждает и божественный отец Исаак Сирин в совете, который он дал святому Симеону Дивногорцу, говоря: «Преподобие твое, как памятующий об этой слабой стороне видений, стой на страже призраков бесовских помыслов. Ибо это обычно бывает с монахами ума тонкого и любителями суетной славы» .

Третий путь, по которому вкрадывается в душу человека обольщение ложными видениями и снами, это ум слабый и неискушенный. Эту истину выражает тот же святой и божественный отец Иоанн Лествичник, говоря так: «Бесы тщеславия испытывают слабых умом (неискушенных)» .

Четвертая причина – это рвение безумное и безрассудное, загоревшись которым некоторые слабые умом начинают предаваться суровому и длительному посту и другим тяжким подвигам с целью получить от Бога дар чудотворений, удостоиться явления ангелов, небесных видений и откровений или стать похожим на кого-нибудь из святых. О подобном безумном рвении писал божественный отец Исаак Сирин, говоря так: «Тяжкою болезнью страдает тот, в ком есть злое рвение» . А в другом месте тот же святой Исаак Сирин, говоря о подвизающемся со злым рвением и злой целью, пишет так: «Кто дерзает молить Бога, желая, чтобы его руками совершались чудеса и силы, тот искушается в уме своем бесом-насмешником» .

Безумное рвение, подобное этому, было у того монаха, о котором повествуется в «Патерике», что он молил Бога сподобить его стать похожим на патриарха Исаака, и который по причине этого безрассудного прошения был поруган диаволом самым жалким образом .

Пятая причина попадания в западню видений и бесовских мечтаний – это непослушание и строптивость, как показано в «Патерике» в случае с братом Авраамием и учеником аввы Ираклита .

Шестая причина, доводящая человека до падения в пропасть мечтаний и бесовских видений и в другие обольщения, губительные для души, это проклятое самочиние и неисповедание помыслов духовным отцам .

Седьмая и последняя из причин, по которым человек скатывается в губительную для души опасность диавольских видений, это незнание себя и незнание Божественных Писаний. Ибо человек, не знающий ни себя, ни Божественных Писаний, тотчас вдается в самомнение и потому легко впадает в прелесть. А тот, кто достиг основательного знания себя и глубины своей ничтожности, тому трудно счесть себя достойным иметь небесные видения. Потому и святой Исаак Сирин так говорит о том, кто познал себя: «Удостоившийся видеть себя лучше удостоившегося видеть ангелов» .

И вправду, великая и сильная помощь человеку – знание своей немощи, ибо оно не даст человеку попасть в западню бесовских мечтаний и в другие великие грехи. Тот же святой Исаак Сирин называет знание себя основанием всякой добродетели: «Блажен человек, сознающий свою немощность». И продолжает: «Ибо это знание делается для него основанием всей благости» . Еще и божественный отец Петр Дамаскин говорит о знании себя: «Нет ничего лучше, чем знать свою немощь и неведение, и ничего хуже, чем не знать этого» .

Вот, брат Иоанн, таковы семь главных путей, по которым диавол всевает в ум и сердце человека прелесть снов и видений, губительную для души. Ты хорошо поступил, искренне открыв свое сердце пред Богом и моим недостоинством и решив прийти и исповедать эти помыслы, пагубные для души. Этим, брат мой, ты смог с помощью Божией извлечь из логова ума твоего мысленного змия, угнездившегося там, и из глубины сердца братства твоего – того, кто непрестанно плодился в тебе и отравлял душу твою смертоносным ядом своего коварства и прелести.

Знай и помни, брат Иоанн, что душа наша подобна кораблю, плывущему по мятущимся волнам мира сего, а ум, который есть око души, Богом назначен быть кормчим этого корабля. И знай еще, что кораблю нашему предстоят многие и великие опасности. Эти опасности устремляются с волнующегося житейского моря – ветры встречные и очень сильные, то есть брани со стороны плоти нашей, они обрушиваются извне и проникают в нас через открытые двери пяти наших чувств. Вздымаются яростные волны из глубины нашей души, то есть наши злые и разнообразные помыслы, исходящие из сердца, как сказал Господь: «Из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы» (ср.: Мф. 15: 19). Подстерегают нас мысленные хищники, то есть бесы коварнейшие. Мы садимся на мели, которые суть слепота нашего неведения, и попадаем в глубокие водовороты, они внезапно возникают на пути, угрожая нам кораблекрушением. И все это – духовная неподготовленность душ наших. А когда кормчий корабля, то есть ум, дремлет, тогда вода поднимается в корабле и может погрузить нас в бездну, и это есть неисповедание грехов наших.

Загрузка...