Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Картотека гимнастики для глаз в детском саду. Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология

Благодаря развитию компьютерных технологий, дети с самого раннего возраста становятся постоянными пользователями планшетов, компьютеров, смартфонов и многих других современных девайсов.

Именно поэтому, очень важно ежедневно заниматься гимнастикой для глаз в детском саду, в период, когда организм только развивается.

Цели и задачи проведения зрительной зарядки

Помимо того, что гимнастика для глаз с раннего детства приучает ребенка заботиться о своем зрении, регулярные упражнения помогут решить многие серьезные задачи:

Гимнастика для глаз с раннего детства приучает ребенка заботится о своем зрении

защитить глаза от переутомления и усталости благодаря снятию с них напряжения;

увеличить работоспособность зрительной системы;

остановить ухудшение зрения;

скорректировать нарушения и ;

успокоить и расслабить нервную систему малыша;

улучшить кровообращение органов зрения;

произвести профилактику развития многих (например, );

укрепить мышцы глаза.

Гимнастика для глаз в детском саду также важна для правильного развития зрения у дошкольников. От простой ежедневной зарядки может зависеть то, насколько хорошо будет видеть кроха в будущем.

Гимнастика для глаз в детском саду: виды

Зарядка для глаз обычно выполняются в течение 5 минут по 2-3 раза в день. Глазки детей, при этом, не должны переутомляться, поэтому после тренингом практикуются специальные расслабляющие упражнения

Зарядка для глаз обычно выполняются в течение 5 минут по 2-3 раза в день. Глазки детей, при этом, не должны переутомляться, поэтому после тренингом практикуются специальные расслабляющие упражнения.

Комплекс упражнений на зрение бывает нескольких видов:

1. Со словесными инструкциями, без использования дополнительных предметов . Для большей наглядности воспитатель на себе показывает последовательность и правильность выполнения движений. Наиболее интересными для деток являются занятия в стихотворной форме, когда все движения сопровождаются веселыми четверостишьями.

2. С применением зрительных тренажеров . В качестве тренажеров служат плакаты с разноцветными фигурами, спиралями и лабиринтами, по которым малыши следуют глазами. Размещать такие поля нужно выше уровня глаз, в центре комнаты.

3. С различными предметами (игрушками, изображениями, карточками с буквами и цифрами различных размеров).

4. В виде игры (используя презентации, музыкальное сопровождение).

Все тренинги проводятся с неподвижной головой, а сами занятия выбираются, учитывая возраст и состояние зрения детей.

Базовый комплекс занятий

Гимнастика для глаз для детей 2-3 лет в детском саду, картотека которой состоит из множества тренингов, основана на повторении простейших движений, понятных для выполнения всем малышам.

Со временем упражнения будут усложняться, но начинать гимнастику лучше с основ:

1. Сперва рекомендуется сделать подготовительную разминку, во время которой нужно растереть друг о дружку ладошки, и прислонить их к глазам. В это время, водить глазными яблоками вверх-вниз, в стороны, и по кругу. Продолжать движения глазами на протяжении 30 сек., после убрать ладони, и немного отдохнуть.

2. После разминки, можно проделать то же упражнение, но уже с открытыми глазами, а время выполнения удвоить.

4. Сильно-сильно зажмурить глаза на протяжении 10 сек. После, медленно, не напрягая, открыть их. Повторить упражнение 4-6 раз.

5. Нарисовать на доске или плакате различные фигуры (круг, квадрат, сердце, перевернутую восьмерку) и попросить детей обвести их глазами. Усложняя задание, можно нарисовать более сложные фигуры (улитку, цветочек, конвертик).

6. Поставить перед собой ладошку на расстоянии 30 см. от глаз, концентрируя на ней свое внимание на протяжении 5 сек. После перевести взгляд на предмет, который находиться вдалеке. Выполнить тренинг 5-6 раз, поочередно останавливаясь то на ладошке, то на предмете.

Пример комплекса упражнений для зарядки глаз, проводимой в детском саду

Для наилучшего результата важно создать спокойную, благотворную обстановку, чтобы дети были увлечены и заинтересованы предложенными упражнениями.

Зрительные упражнения в стихах

Все дети лучше усваивают информацию, если она подана в рифмованные ненавязчивые истории. Поэтому большинство комплексов для дошкольников сложены в виде стихотворений и потешек. Несколько самых распространенных стишков для развития зрения:

Часовщик, прищурив глаз (один глазик прикрыли),
Чинит часики для вас (оба глаза прищурить, после открыть).

Вышла кошка на карниз,
Посмотрела кошка вниз.
Глаз направо отвела,
Посмотрела на кота.
Улыбнулась, потянулась,
И налево повернулась.
Муху взглядом провела,
И прищурила глаза.

Подобные стишки развивают в ребенке привычку самостоятельно делать маленькие пятиминутки в течении дня. Таким образом, малыш сам приучается заботиться о здоровье своих глазок.

Развивающая зарядка для ребенка 3-4 лет

Гимнастика для глаз для детей 3-4 лет в детском саду (картотека Найденова А.А.):

На фото: цветовой спектр для снижения напряжения и расслпбления глаз

Тренинг №1
В качестве расслабляющего упражнения, в центре комнаты вешается плакат с изображением спектра. Малыши рассматривают разноцветные участки плаката на протяжении 1-2 мин., при этом снимается напряжение с глазных мышц.

Тренинг №2
1. Не двигая головой (считая до 4-х), посмотреть вверх. После, считая до 6-и посмотреть прямо. По той же аналогии, направить взгляд вправо и прямо, вниз и прямо, влево и прямо.
2. Расслабить веки, и на счет 4 прикрыть глаза. Посчитать до 6-и, резко посмотреть, как можно дальше. Проделать данное движение 5-7 раз.
3. Со всей силы зажмуриться, резко открыть глаза и тут-же взглянуть вдаль. Сделать 5 таких повторений.

Тренинг №3
1. Поставить руки по бокам, выставив, при этом, локти. Поворачивая голову то влево, то вправо, сконцентрировать внимание на кончике левого, а после правого локтя.
2. Вытянуть вперед кисть одной руки. Не отрывая взор от указательного пальца, плавно выполнять движения рукой вверх-вниз и влево-вправо.
3. Как можно быстрее поморгать на протяжении 10-15 сек.
4. Спокойно опустить веки, и с помощью указательных пальцев, легкими круговыми движениями помассировать верхнее, а после нижнее веко.

Тренинг №4
1. Каждому малышу дать в руки игрушку (или карточку с рисунком). Внимательно смотреть 3-4 сек. на игрушку в своих руках, после направить взгляд на предмет в руках воспитателя (также на 3-4 сек). Повторить тренинг 4-5 раз.
2. В виде игры, сказать детям, как весело любит прыгать и бегать персонаж в руках воспитателя (вниз-вверх, по кругу, вправо-влево). При этом, детки должны внимательно следить за всеми перемещениями игрушки.
3. Попросить малышей сильно зажмурить глаза на 4-5 сек. В это время, запрятать игрушку в доступное для взора место. Затем предложить отыскать предмет, не вставая с места. Повторить игру в прятки 4-5 раз.

Тренинг №5. Рисуем носом
Для подобной зарядки нужно приготовить несколько геометрических фигур или контурных рисунков. Попросите детишек запомнить, показанную им карточку, и с закрытыми глазами, попробовать нарисовать ее в воздухе.

Тренинг №6. Лабиринт
На плакате или доске рисуются всевозможные разноцветные спирали, линии и полосы. При помощи указки, воспитатель показывает по какой из линий, и в каком направлении следует следить.

Тренинг №7. Цветовой спектр

1. Прикрыть глаза и не спеша, сперва отвести их вправо, потом прямо, после вверх, и затем переключить взгляд вниз. Проделать движения еще 3-4 раза, голова ребенка в это время остается неподвижной.
2. Со счетом 6 переводить глаза из угла в угол по диагонали на протяжении 30 сек.
3. Вытянуть указательный палец на расстояние 30 см., и медленно, не сводя с него взгляд, коснуться кончика носа. После быстро посмотреть далеко вперед, и повторить занятие 4-5 раз.

Регулярность выполнения комплексов упражнений для глаз в дошкольном учреждении, их разнообразие и игровая форма проведения обеспечивают позитивные результаты работы педагогов.

Упражнения для старших групп

На фото: проведение гимнастики для глаз в детском саду

Гимнастика для глаз для детей 4-5 лет в детском саду, картотека которой усложнена определенной тематикой, может тренировать не только зрительные функции, но и память, воображение и развивать мышление дошкольника в целом.

По примеру различных карточек с фигурками, зарядку с закрытыми глазами можно усложнить применением цифр и букв.

Можно предложить сосчитать разноцветные кольца на пирамидке, а после обвести глазами только заданные цвет. Наиболее популярными считаются тренировки по дням недели («Веселая неделька»), со стрелками часов («Бегущие стрелки») и упражнения с помощью фруктов и овощей («Собираем урожай»).

Регулярная зрительная гимнастика способна улучшить кровообращение, способствовать быстрой , и в течение нескольких минут снизить усталость с глазодвигательной мышцы.

Проводя ежедневные , можно избежать многих офтальмологических проблем в школьном возрасте, когда нагрузка на глаза будет значительно выше.

Развитие зрительного аппарата начинается еще в утробе матери, а завершается только к 12 годам - до этого возраста легко ухудшить и без того еще неокрепшую систему. Предрасположенность к близорукости, дальнозоркости и другим нарушениям зрения у детей может привести к печальным последствиям при переутомлении, больших нагрузках в школе или просто из-за простуды. К сожалению, немногие думают о том, что гимнастику для глаз нужно начинать делать еще в детстве - в это время она наиболее эффективна и дает больший результат. С началом учебы в школе на ребенка сваливается большой объем информации, приходится много сидеть и мало двигаться, к тому же не во всех школах мебель подразумевает хоть какую-то заботу о здоровье ребенка или просто ему не вредит - все это приводит к переутомлению, усталости, напряжению глаз. Поэтому гимнастику для глаз для детей важно делать как во время занятий в школе, так и дома.

Детская гимнастика для глаз отличается от других тем, что сопровождается стихами, песнями, присказками и поговорками - так легче заинтересовать ребенка, чтобы занятия не стали чем-то неприятным. Цель детской гимнастики не просто расслаблять глаза и снимать напряжение, но и тренировать глазные мышцы, пока они еще развиваются.

Цели детской зарядки для глаз

Гимнастика для глаз для детей ориентирована больше на тренировку глазных мышц, потому что от них зависит будущее зрения ребенка. Комплексы упражнений:
● успокаивают нервную систему;

● помогают перерабатывать полученную информацию;

● облегчают нагрузку, снимают усталость глаз;

● замедляют или вовсе предотвращают ухудшение зрения.

Это основные функции гимнастики для глаз для детей. При ежедневных занятиях, рекомендованных офтальмологами, результат будет заметным.

Показания к выполнению гимнастики для глаз детям

Для того, чтобы подобрать нужный комплекс упражнений для ребенка самостоятельно, необходимо посетить специалиста. Если есть жалобы - это обязательно.

● при склонности к нарушениям зрения: близорукости, дальнозоркости, при астигматизме;

● если ребенок жалуется на усталость глаз или боли в области лба (могут возникать из-за напряжения глаз);

● если чадо много времени проводит за книгами, телевизором, играми в телефоне или на компьютере;

● при проблемах со зрением;

● при серьезных заболеваниях.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста предусмотрены простые интересные и увлекательные упражнения, чтобы по большей части выработать у ребенка привычку и интерес к гимнастике глаз.

Занятие в образовательном ДОУ - дошкольном учреждении - делится на три этапа:

  • разминка,
  • основная часть,
  • заключение.

В детском саду занятие проводит воспитатель. Дома этим могут заниматься родители.

Разминка начинается с обычного движения глаз вверх-вниз, затем, из стороны в сторону. Затем расслабление - глазки закрывают руками и считают до пяти.

Основная часть включает в себя упражнения - более сложные комбинации движений глазами.

● «Буратино» - нужно смотреть на кончик носа, затем, представить, как он увеличивается, а потом снова уменьшается. Главное условие при выполнении этого упражнения: детки не должны гримасничать.

● «Рожицы» - дети представляют себя в роли животных и изображать их: щуриться, корчить рожи и т.д.

● «Геометрические фигуры» - воспитатель предлагает детям рисовать геометрические фигуры глазами.

В заключение гимнастики дети от 3х лет рисуют носом - на доске развешиваются картинки - изображения разных животных, транспорта, фруктов и предметов для дошкольников. Детям нужно повторить рисунок глазками. Гимнастика для глаз в картинках создана специально для того, чтобы увлечь детей полезным для их здоровья процессом.

Детская гимнастика для глаз в стихах

Стихи в детской гимнастике для глаз можно использовать как в детских садах, так и в младших классах школы. Вот несколько стишков для физкультминуток для разминки уставших глаз у малышей:

«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Все закрывают глазки)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубоко вдыхаем. Глазки еще закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глазки открыты. Поворачиваем зрачком по кругу по часовой стрелки и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Быстро моргаем глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Слегка касаемся глаз кончиками пальчиков)
«Увидят мои глазки все!»

А эта гимнастика для глаз в стихах поможет деткам запомнить дни недели и способствует профилактике глазных заболеваний:

Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник. как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глазки вверх; опустить их вниз, голова не двигается)

Во вторник часики-глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть вправо глаза, потом влево, голова не двигается)

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотрим перед собой прямо, располагаем пальчик на расстояние 25-30 см от глаз, переводим взгляд на пальчик и смотрим на него, опускаем руку)

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднимаем взгляд вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Смотрим в верхний правый угол, потом - в нижний левый; Смотрим в верхний левый угол, затем — в нижний правый)

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрываем глаза, массажируем их круговыми движениями подушечками пальцев: верхнее веко — от внешнего к внутреннему краю, нижнее веко от внешнего к внутреннему, и наоборот)

Упражнения для детей школьного возраста

Для школьников есть другие упражнения для улучшения зрения детей и тренировки мышц глазного дна. Использования других упражнений связано с возросшей нагрузкой на глаза.

1. Зарядка начинается с быстрого моргания в течение 10 секунд для того, чтобы снять напряжение с глаз. Затем, минутный перерыв и еще один подход.

2. Следующее упражнение: нужно зажмуриться и досчитать до пяти. Необходимо сделать это три раза.

3. Выставить перед собой правую руку. Двигать ее влево, затем в противоположную сторону, вверх, вниз. Голова при этом не должна двигаться. Упражнение выполняют три раза.

4. Движение глазами по кругу: медленно нужно нарисовать глазами окружность в левую сторону - 3 раза, затем, в правую.

5. Завершение: плотно закрыть глаза ладонями, но не давить на них, глазами нарисовать все цифры от 0 до 9.

Гимнастика для глаз: комплекс Аветисова

Для школьников также подходит методика Аветисова. Этот комплекс упражнений для глаз используют как для профилактики, так и в лечебных целях - для восстановления зрения. Методика Аветисова построена на трех группах упражнений:

● для улучшения циркуляции крови;

● для укрепления мыщц;

● улучшение аккомодации.

Обратите внимание, что для каждого упражнения указано свое количество повторений.

Первая группа - циркуляция крови:

1. Для выполнения первого упражнения нужно присесть, сильно зажмуриться на 5-7 секунд, затем, открыть глаза и расслабиться в течение нескольких секунд. И повторить еще 6-7 раз.

2. Моргание: нужно быстро-быстро моргать минуту, затем закрыть глаза и аккуратно, плотно сжатыми пальцами, мягко надавливать на глазное яблоко, массируя его. Затем упражнение повторяется и глаза массируют круговыми движениями указательными пальцами.

Вторая группа - тренировка мышц

1. Опустите взгляд на пол, затем медленно поднимите на потолок, не двигая головой, затем снова на пол и на потолок. Это упражнение рекомендуется выполнить 10 раз.

2. Аналогично выполняется второе упражнение: взгляд нужно максимально направить направо, затем медленно перевести влево.

3. Ромб: глаза движутся по траектории справа наверх, затем влево и вниз. Десять повторов, затем, 10 раз в другую сторону.

4. По кругу: глазами медленно рисуют круг максимального диаметра сначала в одну сторону, затем в другую. По пять раз в каждую.

Третья группа — приспособление к новым условиям

1. Вытяните вперед руку, поднимите вверх указательный палец, он должен находиться примерно на 30 см от лица. Посмотрите вдаль 2-3 секунды, переведите взгляд на палец на 3-4 секунды. Повторите 12 раз.

2. Встаньте прямо, указательный палец для этого упражнения должен быть прямо перед вашим лицом. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте его к лицу, пока не станет тяжело фокусироваться. Медленно отодвигайте его от лица. Упражнение выполняется 7 раз.

3. Для выполнения этого упражнения нужно вытянуть перед собой левую руку, указательный палец должен смотреть вверх. Смотрите на кончик пальца 5-6 секунд, затем, правой рукой закройте правый глаз. Поменяйте руки и выполните упражнение, прикрывая ладонью левый глаз. Повторите 7-8 раз.

4. Для того, чтобы сделать это упражнение, нужно прикрепить на окно на уровне глаз бумажный круг, диаметром до 5 мм. Для выполнения нужно отойти на расстояние, примерно, 30 см от бумажного круга. Смотрите на круг 3-5 секунд, затем на любой предмет вдалеке за окном. Первое время на упражнение нужно не более 5 минут, затем, 7. Рекомендуется выполнять его не менее трех раз в день.

Разделение комплекса на группы позволяет использовать упражнения при астигматизме и при миопии для восстановления зрения.

Видео детской гимнастики для глаз

Видео детской гимнастики помогает лучше понять, как ребенку нужно выполнять упражнения, а также позволяет организовать самостоятельные занятия.

Зарядка для глаз для детей с использованием видео занимает меньше времени и вызывает у ребенка больший интерес, чем самостоятельное выполнение. Особенно актуально это для дошкольников.

Для самых маленьких созданы специальные видео, где с помощью визуальных элементов взгляд ребенка направляется в нужную сторону и по определенным траекториям, чтобы тренировать мышцы при близорукости и дальнозоркости. Гимнастика для глаз при астигматизме у детей по видео поможет быстрее достичь улучшения зрения.

Гимнастика для глаз определенно стоит внимания. В более раннем возрасте она приносит больший результат и помогает предотвратить нарушение зрения у детей или уменьшить их проявленность.

В современном мире огромный процент информации поступает в наш мозг через зрительные анализаторы. Этому во многом способствует активное использование персональных гаджетов – смартфонов, планшетов, ноутбуков, игровых приставок, без которых мы уже не может представить свою жизнь.

В ногу со временем идут и наши дети. Уже с раннего возраста большинство из них умело использует в своих целях необыкновенно интересные достижения науки и техники. К сожалению, это увлечение создает большую нагрузку на развивающиеся органы зрения малыша, что негативно сказывается на их здоровье.

Поэтому для сохранения и профилактики различных заболеваний зрительной системы в образовательных учреждениях проводится специальная гимнастика. О том, что представляют собой спортивные упражнения для глаз в детском саду, расскажем в данной статье.

Здоровье глаз нужно беречь с раннего возраста!

Специальная гимнастика для глаз считается самой популярной формой профилактики и коррекции патологий зрительной системы в дошкольных образовательных учреждениях.

Регулярное выполнение простых упражнений позволяет:

  • избежать переутомления глаз;
  • снять зрительное напряжение;
  • улучшить кровоток в тканях глаза;
  • развить мышечный аппарат органа зрения;
  • улучшить состояние глаз, повысить их функциональные возможности.

Поэтому зрительная гимнастика относится к числу важнейших здоровьесберегающих технологий, рекомендованных к ежедневному применению в ДОУ.

Особенности проведения гимнастики для глаз в детских садах


Спортивные упражнения нужно проводить в игровой форме

Зрительная гимнастика в ДОУ имеет свои особенности. Для получения положительного результата, при выборе методики проведения и подготовке упражнений воспитателю важно учитывать возрастные особенности малышей, состояние их здоровья.

Гимнастика для глаз должна проводиться ежедневно. Длительность упражнений зависит от возраста дошкольников, постепенно увеличиваясь с двух-трех до четырех-пяти минут.

Кроме того, необходимо постепенно наращивать интенсивность тренировок, повышая сложность упражнений и скорость их выполнения. В первую очередь следует обучить детишек элементарным двигательным действиям: зажмуриваться, моргать, смотреть в разные стороны, не поворачивая головы.

Как правило, в младшей и средней возрастной группе (с 2 до 4 лет) выполняются самые простые упражнения для глаз, так как ребенок только начинает знакомиться с данным видом занятий. Проводить данное оздоравливающее мероприятие рекомендуется несколько раз в течение суток.

Воспитателю важно не просто провести , а приобщить малышей к самостоятельному ее выполнению, приучая с раннего возраста заботиться о здоровье зрительной системы.

Поэтому следует применять различные формы организации данных физкультминуток, развивая интерес дошкольников к зрительной гимнастике. Это может быть использование во время выполнения спортивных упражнений для органов зрения стишков, песенок, необычных движений, различных предметов, картинок, в том числе и при помощи современных технологий.

Занятие должно проводиться в игровой форме, давая малышам возможность расслабиться и отдохнуть.

Какие виды гимнастики для глаз используются в ДОУ?


Воспитатели должны владеть методиками упражнений для глаз

Как правило, в детских садах используются схожие комплексы упражнений для зрительной гимнастики. Поэтому деление их на различные типы осуществляется в зависимости от выбранной методики проведения занятия.

По тому, как озвучиваются воспитателем упражнения, выделяются комплексы:

  1. со стихотворным сопровождением;
  2. без стихотворного сопровождения.

Кроме того, в зависимости от того, используются ли в оздоровительном комплексе упражнений дополнительные предметы и средства, гимнастика для глаз делится на следующие типы:

  • Без использования дополнительных атрибутов.
  • С использование различных предметов (в том числе, и различных изображений, размер которых варьируется от одного до трех см).
  • С использованием специальных плакатов, на которых могут быть изображены цветные дорожки, лабиринты, овалы, спектр и многое другое.
  • С использованием ИКТ. При этом упражнения могут быть созданы воспитателем самостоятельно, при помощи простых компьютерных программ, или же содержаться в специально разработанных электронных приложениях.

Как правило, малыши больше всего любят упражнения, в которых используются веселые стишки и песенки, различные предметы. Кроме того, дошкольников привлекает, когда упражнения носят игровой и творческий характер и озвучиваются воспитателем в виде различных увлекательных заданий.

Базовые комплексы упражнений для глаз

Как правило, зрительная гимнастика в детском саду включает следующие группы упражнений:

  • Зажмуривание глазок на пять секунд.
  • Круговые движения .
  • Движения глазками в различных направлениях.
  • Фокусирование взгляда попеременно на ближних и дальних объектах.
  • Слежение глазками за траекторией движения предмета
  • Частое моргание.

Данные упражнения сочетаются в различных вариациях и проводятся в интересных, игровых формах. Приведем пример нескольких разработок комплексов гимнастики для глаз, используемых в детских образовательных учреждениях.

Комплекс № 1


Гимнастика для глаз позволяет расслабить органы зрения

Под счет воспитателя выполняется движение зрачками по диагонали попеременно то в одну, то в другую сторону. По команде педагога малыши закрывают глазки.

Под счет ребята выполняют движение зрачками вправо, затем переводят взгляд прямо. Далее упражнение повторяется в левую сторону, а потом вверх и вниз.

Ребятам предлагается вытянуть руку и посмотреть на свой указательный пальчик. Под счет пальчик необходимо медленно подвести к кончику носа и дотронуться до него.

А после посмотреть вдаль, например, в окно или указанную воспитателем игрушку в другом конце комнаты. Каждое упражнение рекомендуется воспроизводить 4-5 раз.

Комплекс № 2

В течение нескольких секунд быстро поморгать, закрыть глазки и дать в течение пяти секунд им отдохнуть. Зажмуриться на пять секунд. Затем открыть глазки и поглядеть вдаль.

Вытянуть руку перед собой, следя глазками за движениями указательного пальчика в различные стороны. Занять ИП: «сидя, руки на поясе». Повернув голову в правую сторону, поглядеть на локоток левой руки. Затем повторить упражнение в другом направлении.

Помассировать подушечками указательных пальчиков верхние и нижние века, слегка дотрагиваясь до них. Каждое упражнение воспроизвести 4-5 раз.

Комплекс №3 «Спектр»

В течение нескольких минут ребятам предлагается посмотреть на цвета спектра, изображенного на специальном плакате, размещенном на стене или классной доске.

И таких комплексов может быть разработано огромное множество. Таким образом, зарядка для глаз является неотъемлемым компонентом здоровьесберегающих технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Регулярные занятия зрительной гимнастикой в детских садах способствуют снижению риска возникновения различных офтальмологических заболеваний и являются отличным способом коррекции имеющихся патологий.

С методикой гимнастики для глаз в детском саду вас ознакомит видеосюжет:

Основная цель зрительной гимнастики - тренировка глазных мышц. Специальные комплексы упражнений направлены на то, чтобы дать отдохнуть глазам, снять усталость при зрительных нагрузках. В процессе выполнения упражнений идет воздействие на нервную систему ребенка, что помогает мозгу обрабатывать и усваивать информацию, полученную через зрительный канал.

Органы зрения человека развиваются и формируются с самого раннего возраста до 10–12 лет. Специальная методика призвана помочь формирующимся детским глазкам противостоять чрезмерным зрительным нагрузкам и предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи рекомендуют выделять время на занятия ежедневно, утром или вечером, тогда пользу от нее можно будет ощутить через месяц.

Универсальный комплекс упражнений

В этом комплексе гимнастика для глаз подходит детям и взрослым. Простота упражнений позволяет выполнять их даже малышам. Перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток, а выделившаяся слеза увлажнила глаза.

Решив заниматься с ребенком зарядкой для глазок, важно проводить ее в виде игры и каждый раз стараться заинтересовать малыша. Большое значение имеет собственный пример и спокойная, располагающая к взаимному общению, обстановка. Дети всегда с удовольствием относятся к рифме и ритму, любят поэзию. Существует много коротеньких стихов, сопровождающих упражнения для восстановления остроты зрения. Вместе со взрослым, а потом и самостоятельно ребенок учится проделывать глазками все, что говорится в стихотворении. Большинство детей постепенно запоминает стихи наизусть, тем самым развивая память и расширяя кругозор.

Все упражнения комплекса сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Подбородок положить на руки, чтобы голова не крутилась вместе с глазками, а оставалось неподвижной. Глаза смотрят наверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Отдохнуть, сосчитать до 10. Повторить 4 раза и сделать перерыв.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно - в высоту.

2. Упражнение «Маятник».

Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.

Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это упражнение настолько легкое, что с ним справятся даже детки 1–2 лет. Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет - до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!

4. Упражнение «Переключение зрения».

Дети очень любят сидеть и играть на подоконнике. Нужно попросить малыша найти в окне на улице предмет, который расположен ближе всех, и внимательно смотреть на него, рассматривать. Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет - и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко! »

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали глазки видеть чтоб могли.

5. Упражнение «Часики».

Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

В пятницу мы не зевали - глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять - в другую сторону бежать .

6. Упражнение «Уголки».

Посмотреть в верхний правый угол комнаты, затем - в нижний левый угол. Перевести взгляд в верхний левый угол, затем - в нижний правый.

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки .

7. Упражнение «Массаж».

Закрыть глаза. Легко, с минимальным нажимом, погладить их пальцами: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать .

В последнем стишке неслучайно говорится о прогулке и свежем воздухе. Подвижные игры, бег, активные виды спорта помогают органам зрения правильно развиваться и лучше функционировать. Следует выработать у ребенка правильную осанку. Искривление позвоночника влечет за собой нарушение кровоснабжения головного мозга. Одним из последствий являются проблемы со зрением.

Зрительная гимнастика для дошкольников

Начиная с 3 лет детские глазки испытывают значительные нагрузки. Основную часть информации ребенок получает через зрительный канал. Родителям и работникам детского сада, особенно воспитателям старшей группы, рекомендуется регулярно проводить у детей зарядку для глаз, направленную на физическое и интеллектуальное развитие. Если ребенок уже испытывает проблемы со зрением, при близорукости, дальнозоркости, астигматизме и косоглазии в легкой степени, гимнастика для глаз дает положительный эффект. Следует набраться терпения: за первый месяц результаты бывают малозаметны .

Если ребенок носит очки, то при занятиях зрительной гимнастикой следует надевать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения выполняются без очков, если параметры привычных очков находятся в пределах 1 диоптрии.

Методика, о которой говорилось выше, применима для детей дошкольного и школьного возраста. Ее можно разнообразить дополнительными упражнениями, которые, в силу некоторой сложности, доступны для детей с 4-летнего возраста.

1. Упражнение с кругами.

Понадобятся два цветных круга разных размеров. Их можно вместе с ребенком вырезать из бумаги или картона и прикрепить повыше в двух углах комнаты. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голову поворачивать нельзя, движения выполняются исключительно глазами. Ведь круги не должны догадаться, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малышу нужно закрыть глазки (считаем до 15) и повторить упражнение еще 5 раз.

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называют «скорой помощью», так как оно позволяет глазам расслабиться и помогает восстановить остроту зрения, повышает четкость изображения. Его следует регулярно выполнять всем тем, кто много работает перед монитором или подолгу смотрит телевизор.

Чтобы научить ребенка правильно делать упражнение, следует освоить технику выполнения самому. Сесть лицом к стене в 1 метре от нее. Голова, как и при выполнении большинства методик для глаз, остается неподвижной. Лицо должно быть полностью расслаблено. Сначала нужно посмотреть в верхний левый угол стены, сразу опустить взгляд к полу и одновременно закрыть глаза на 5–7 секунд. Теперь нужно перевести взгляд в верхний правый угол стены, и снова опустить глаза вниз. Таким образом, глаза рисуют воображаемую латинскую букву V, а глазные яблоки двигаются с максимальной амплитудой. Повторить 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для выполнения этого упражнения будет необходим большой контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. п. Можно нарисовать его на листе ватмана яркими красками (синей, зеленой, красной, черной). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, пройти глазами траекторию по заданию взрослого. На иллюстрации представлен «Тренажер В. Ф. Базарного».


4. Упражнение с часами.

Помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Упражнение должно выполняться в течение 3–4 минут. Понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом, четкими цифрами и минутными черточками-делениями. Ребенку нужно будет постараться рассмотреть и назвать цифры с разного расстояния. На первом этапе часы расположены в 30–40 см от лица. Затем взрослый медленно отодвигает часы на 1 метр, на 1,5 метра. После этого приближает часы к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

В процессе выполнения этой методики улучшается кровоснабжение глаз, развиваются глазные мышцы. Формируется навык синхронно фиксировать движущиеся предметы. Особенно показано упражнение с маятником тем, у кого в семье кто-то из родственников страдал косоглазием: тогда оно будет иметь профилактическое значение.

Необходимо приготовить маятник - яркий шарик, бусина, крупная пуговица на нитке. Упражнение выполняется сидя перед окном. Взрослый становится за спиной ребенка, располагая маятник приблизительно в 40 см от его лица, и просит его следить за движениями маятника. Голова должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд. После этого взрослый предлагает ребенку посмотреть в окно на какой-нибудь далекий предмет. Если там автостоянка, пусть опишет машины и людей, которые там находятся. Если дом, пусть расскажет, сколько окон, что он в них видит, что находится на крыше. Малыш вряд ли сможет рассмотреть детали, но подобное упражнение является эффективной тренировкой зрения. Необходимо выяснить у малыша, на каком расстоянии он видит мелкие детали. Например, видит листики вон на том дереве, а на следующем - уже нет.

Доказано, что при регулярных тренировках дети начинают описывать все больше деталей и предметов, которые им удалось рассмотреть вдали.

6. Методика «Воображаемая гимнастика».

Эта методика предложена офтальмологом Мариной Ильинской в книге «Как учиться и не испортить зрение». Помимо улучшения остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает познавательные процессы - восприятие и воображение. Основана она на принципе реакции глаз на представляемые образы. Если представить, что вы находитесь в затемненной комнате, то зрачки расширяются.

Для проведения этой методики нужно удобно сесть, расслабиться и представить приятную глазу картину. Автор рекомендует как можно подробнее вообразить океанский берег с островом, пальмами, чайками, лайнером - цвета, контрасты, мелкие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленный взгляд медленно переводится с одного объекта на другой. Следует акцентироваться на том, что у вас хорошее зрение, не нужны очки и рассмотреть все детали вы можете с легкостью. Упражнение выполняется в течение 5–7 минут.

Если ребенок никогда не отдыхал на море, то нужно расспросить, какие события в жизни запомнились ему как самые приятные. Это может быть воспоминание о катании на «Колесе обозрения» или о рыбалке с папой на лесном озере. Необходимо действовать исходя из запомнившейся ребенку ситуации.

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Важно сесть в удобную позу с прямой спиной. После выполнения каждого упражнения закрывать глаза на несколько секунд. Начинающие выполняют каждое упражнение 1 раз, через две - три недели можно делать 2 раза, через месяц - 3 раза. Все движения необходимо делать без усилий.

  1. 1. Глубоко и медленно вдохнуть, посмотреть в межбровное пространство в течение нескольких секунд. Медленно выдохнуть, вернуть глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохнуть, посмотреть на кончик носа. Задержать глаза на несколько секунд, вернуться в исходное положение на выдохе.
  3. 3. Вдохнуть, посмотреть вправо до упора. Не задерживаясь, выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое влево.
  4. 4. Вдохнуть, посмотреть в правый верхний угол. Без задержки выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое в нижний левый угол. Повторить упражнение, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и медленно поворачивать их по часовой стрелке. В верхней точке без задержки начать выдыхать и продолжить поворот вниз. Начинать следующий круг надо без задержки.

Методика расслабления глаз

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm - ладонь).

Упражнение можно выполнять в перерыве между учебой, работой на компьютере.

Нужно сесть прямо, постараться расслабиться, дышать спокойно и равномерно. Напряжение в шейно-воротниковой зоне нарушает правильное кровоснабжение глаз, тем самым лишая их необходимого питания. Середины ладоней следует мягко положить на глаза, ни в коем случае не прижимать их к лицу с усилием. Пальцы рук можно расположить параллельно или перекрестить на лбу - польза должна быть комфортной. Главное условие - это не допускать щелочек, которые пропускают свет. Теперь можно опустить веки: закрытые глаза прикрыты ладонями. Теперь следует опустить локти на стол, стараясь не изгибать позвоночник в стороны. Тело, спина и шея не должны быть в напряжении. В таком положении следует провести 10–15 секунд, но лучше дольше: за это время глаза успевают отдохнуть. Выход из упражнения не должен быть резким: медленно приоткрываются ладони, затем нужно несколько секунд посидеть с закрытыми веками, потом уже открывать глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа - это фломастер или кисть с краской. Теперь можно писать или рисовать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические фигуры, простые рисунки. Это упражнение также расслабляет шею.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста без особых усилий могут справиться с большинством упражнений. Проблема будет заключаться в том, что в этой возрастной группе апелляция к разумности не работает: дети просто не могут понять необходимость таких занятий, которые к тому же не дают мгновенного результата. Непростая задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы настойчиво дать понять ребенку, что регулярная зрительная гимнастика - это так же необходимо, как ежедневный туалет и чистка зубов.

Если серьезных проблем у ребенка нет, родители могут позаниматься с малышом основными упражнениями самостоятельно. Если проблемы имеются, лучшую методику восстановления и улучшения зрения посоветует офтальмолог.

Загрузка...