Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Первичная медико санитарная помощь пмсп. Первичная медико-санитарная помощь

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н
"Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2005 г., регистрационный N 6954);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 584 "О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2006 г., регистрационный N 8200).

Регистрационный N 24726

Утверждено Положение об организации оказания первичной медсанпомощи. Речь идет о помощи взрослому населению на территории России.

Указанный вид помощи является основой системы оказания медицинской помощи. Он включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению.

Безвозмездно помощь предоставляется в рамках Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам России медпомощи за счет средств ОМС и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством.

Помощь оказывается в плановой и неотложной формах, амбулаторно и в условиях дневного стационара. Она включает в себя доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарные виды помощи.

Для повышения эффективности оказания помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренного вмешательства, в медорганизациях может организовываться отделение (кабинет) неотложной помощи.

Приказы об утверждении порядка организации оказания первичной медсанпомощи и о порядке организации медобслуживания населения по участковому принципу признаны утратившими силу.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"


Регистрационный N 24726


Настоящий приказ

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ - совокупность медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на первом (первичном) уровне контакта населения со службами здравоохранения.

Понятие «первичная медико-санитарная помощь» как отражение стратегии и программы деятельности Всемирной организации здравоохранения (см.) было предложено ею в 70-х гг. 20 в. с целью «достижения здоровья для всех к 2000 году». При этом П. м.-с. п. была определена как основное средство осуществления цели стратегии. Понятие и концепция П. м.-с. п. претерпели существенные изменения по мере изучения и обобщения опыта развития здравоохранения и социальных служб, под воздействием активной позиции СССР и других социалистических стран на сессиях ВОЗ и в ее повседневной деятельности. Первоначально эта форма медпомощи трактовалась как преимущественно лечебная, примитивная, оказываемая жителям сельских общин развивающихся стран лицами, не имеющими мед. образования, а получившими лишь первоначальные навыки оказания доврачебной медпомощи и проведения вакцинации, за счет средств общины. Более того, такая форма медпомощи в большинстве стран противопоставлялась профессиональным, в т. ч. государственным, службам здравоохранения, не способным обеспечить большинству населения медпомощь в силу острой нехватки мед. кадров и учреждений здравоохранения и непомерно высокой и все растущей стоимости медпомощи. Предлагалось называть эту форму первичной медицинской помощью, а ее осуществление считать обязанностью общин, не связанных с профессиональной мед. организацией. Однако такая позиция противоречила целям и задачам здравоохранения как неразрывной части социального развития и лишала население развивающихся стран, широкие слои трудящихся экономически развитых капиталистических стран современной медпомощи из-за ее дороговизны, одного из основных прав человека - права на здоровье; она шла в разрез с решениями самой ВОЗ, и прежде всего с принятой на XXIII Всемирной ассамблее здравоохранения (1970) резолюцией об основных принципах национального здравоохранения, с успехами строительства государственных систем здравоохранения в социалистических странах и опытом ряда других стран. Представления о примитивном характере П. м.-с. п., оторванной от служб здравоохранения и от планов и программ социально-экономического развития, следовало заменить прогрессивной концепцией, отвечающей потребностям населения, принципам и задачам ООН, по примеру ряда стран, и прежде всего социалистических, продемонстрировавших реальные возможности предоставления общедоступной, квалифицированной медико-санитарной помощи на основе создания ее всеобъемлющих систем и служб. Долголетний опыт развития в СССР П. м.-с. п., прежде всего в рамках врачебного участка, имел плодотворный эффект. После обсуждения многообразных проблем П. м.-с. п. на национальных и международных конференциях, в т. ч. в регионарных комитетах и на Всемирных ассамблеях здравоохранения, ВОЗ и ЮНИСЕФ было решено созвать специальную международную конференцию по П. м.-с. п. По инициативе и приглашению правительства СССР такая конференция была проведена в сентябре 1978 г. в Алма-Ате. Участники конференции не только обсудили многочисленные и разнообразные аспекты концепции П. м.-с. п. и ее осуществления в различных странах, но и смогли ознакомиться с леч.-проф, учреждениями Казахской ССР и других среднеазиатских республик, оценив весьма высоко организацию и эффективность их работы, вт. ч. оказываемую ими П. м.-с. п. Конференция приняла Алма-Атинскую декларацию и другие документы, в к-рых было сформулировано понятие и концепция П. м.-с. п., определены возможности стран, основные пути, средства реализации этой формы мед.-сан. помощи, обязанности государств, правительств, международных организаций. Решения алма-атинской конференции получили широкую известность и поддержку во всем мире. Они положены в основу разрабатываемой ВОЗ новой стратегии, подтверждены и развиты в документах последующих Всемирных ассамблей здравоохранения (XXXII, XXXIII, особенно XXXIV). ВОЗ считает, что через П. м.-с. п. можно будет постепенно перейти к созданию всеобъемлющих систем здравоохранения для всего населения. Уже в 1979 г. в обобщающем документе ВОЗ «Разработка стратегии по достижению здоровья для всех к 2000 году» говорилось о предоставлении каждому индивидууму доступа к первичной медико-санитарной помощи, а через нее - ко всем уровням всеобъемлющей системы здравоохранения. Концепция П. м.-с. п. означает наличие службы или системы здравоохранения, передним краем к-рой она является; предполагает существование нескольких уровней (первичного - П. м.-с. п., вторичного и др.). Еще нет полного представления о структуре, формах и функциях П. м.-с. п., ее связях с другими уровнями (эшелонами). Бесспорно (и это признано на алма-атинской конференции и в последующем), что наивысшая форма П. м.-с. п. имеет место в СССР и ряде других социалистических стран, где создана всеобъемлющая государственная система здравоохранения как важнейшая часть социально-экономического и политического развития, к-рая обеспечивает охрану и улучшение здоровья всего населения, где имеет место прочная связь всех звеньев медпомощи - амбулаторно-поликлинической, ртационарной, специализированной, где основой деятельности системы здравоохранения, и прежде всего П. м.-с. п., является профилактика (см.), социально-профилактическое направление.

Понимание концепции П. м.-с. п. как универсальной доктрины не означает, что она не учитывает разный уровень социально-экономического развития стран и их служб здравоохранения. Соответственно конкретные формы, возможности развития П. м.-с. п. различны. Однако остаются общими понятие и концепция П. м.-с. п. В Алма-Атинской декларации говорится: «Первичная медико-санитарная помощь включает основные медико-санитарные мероприятия, повсеместно доступные отдельным людям и семьям в общине и осуществляемые при их всемерном участии на основе практически применимых, научно обоснованных и социально приемлемых методов и технологии и при затратах в пределах материальных возможностей общины и страны в целом на каждом этапе их развития в соответствии с принципом самообеспечения и самоопределения. Первичная помощь составляет неотъемлемую часть как национальной системы здравоохранения, осуществляя ее главную функцию и являясь ее центральным звеном, так и всего процесса социально-экономического развития обществ. Она является первым уровнем контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения, максимально приближает медико-санитарную помощь к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья народа». В Алма-Атинской декларации и других документах ВОЗ П. м.-с. п. называется основой служб системы здравоохранения, ее неотъемлемой частью, ядром, обеспечивающим все мероприятия мед.-сан. характера, более того, предусматривает нек-рые социально-медицинские мероприятия на первом этапе деятельности по охране здоровья населения. ВОЗ подчеркивает, что П. М.-с. п. направлена на решение основных проблем охраны здоровья населения и включает мероприятия по укреплению здоровья, профилактике, лечению и реабилитации.

Поскольку характер этих функций отражает экономические и социальные условия страны и различных групп ее населения, а также обусловлен ими, то в зависимости от страны и р-на система П. м.-с. п. может иметь особенности, но должна включать следующие функции: содействие рациональному питанию и достаточному снабжению доброкачественной водой; проведение основных сан.-гиг. мероприятий; охрану здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи; вакцинацию против основных инф. болезней, профилактику местных эпидемических заболеваний и борьбу с ними; сан. просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профилактику, лечение распространенных заболеваний и травм. Учитывая крайне низкий социально-экономический уровень нек-рых развивающихся стран, в документах ВОЗ, в т. ч. материалах Всемирных ассамблей здравоохранения, имеются попытки определить минимум сан.-гиг. и мед. требований П. м.-с. п. (напр., наличие доброкачественной воды в домах или в 15 мин. ходьбы от жилища;, проведение иммунизации против дифтерии, столбняка, коклюша, кори, полиомиелита, туберкулеза; оказание мед.-сан. помощи по месту жительства, включая пользование минимум 20 лекарственными средствами; наличие персонала для акушерско-гинекологической помощи).

В условиях нашей страны П. м.-с. п. следует рассматривать как систему таких отраслей и служб, как амбулаторно-поликлиническая (включая поликлиники, здравпункты, МСЧ); скорая и неотложная медпомощь, родовспоможение; а также частично стационары, куда первично обращаются или доставляются пациенты. К учреждениям П.м.-с. п. относятся также фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, участковые б-цы в сельской местности. Более 80% всех больных начинают и завершают лечение в этой системе; она призвана также выполнять практически всю профилактическую, санитарно-противоэпидемическую работу. Эта система требует возрастающего внимания, решения многих организационных проблем - усовершенствования профилактики, диспансеризации, осмотров, преемственности, специализации, управления на различных уровнях ее иерархии, участия в ней населения. Система П. м.-с. п. как основное звено здравоохранения и система органов и учреждений здравоохранения прошла сложную и длительную эволюцию, тесно связанную с развитием советского здравоохранения (см. Здравоохранение).

На первых этапах в связи с тяжелым наследием, полученным молодой Советской республикой от царской России, организация П. м.-с. п. базировалась на привлечении к участию в здравоохранении широких масс трудящихся и создании в городах и сельской местности значительной сети медпунктов и пунктов зравоохранения. Вскоре в широком масштабе стали развиваться амбулаторно-поликлинические учреждения, диспансеры, служба скорой и неотложной медпомощи, санитарно-противоэпидемическая служба, учреждения по охране здоровья матери и ребенка.

Важнейшей формой работы амбу-латорно-поликлинических учреждений страны (объединенных с б-цами и самостоятельных), находящихся в городах и сельской местности, как основы организации системы П.м.-с.п. стал принцип участковости.

Каждый врачебный участок интегрирует первичную мед.-сан., социальную и специализированную медпомощь населению участка. Участковый врач координирует деятельность размещенных на территории участка медпунктов и его среднего медперсонала, всего санитарного и общественного актива участка, а также врачей-специалистов амбула-торно-поликлинического учреждения.

Участковость в медпомощи населению создает оптимальные условия для проведения комплекса леч.-проф, и сан.-гиг. мероприятий, изучения причин заболеваемости и определения путей их снижения и устранения (см. Врачебный участок).

В более сложных условиях функционируют сельские врачебные участки (см. Сельский врачебный участок), что связано с характером расселения, особенностями условий труда и быта сельских жителей и ведет к этапности оказания им медпомощи. Сельский врачебный участок является первым врачебным звеном в системе медпомощи сельскому населению. На него в основном возлагаются организация и осуществление П. м.-с. п. На территории сельского врачебного участка размещены следующие мед. учреждения: участковая б-ца с амбулаторией или самостоятельная амбулатория (см. Амбулатория), фельдшерско-акушерские пункты (см.), фельдшерские здравпункты (см. Здравпункт) в совхозах и на предприятиях, колхозные родильные дома, детские дошкольные учреждения. Эти учреждения осуществляют разностороннюю деятельность по оказанию П. м.-с. п.

В городах П. м.-с. п. оказывается как по месту жительства, так и по месту работы через врачебные территориальные и производственные (цеховые) участки (см. Цеховой врачебный участок), входящие в состав территориальных и заводских поликлиник (см. Медико-санитарная часть).

П. м.-с. п. детям оказывается гл. обр. в детской поликлинике (см.) по участковому принципу, а основным методом ее, как и в других леч.-проф, учреждениях, является диспансеризация (см.).

Для оказания П. м.-с. п. женщинам предназначены специальные амбулаторные учреждения - женские консультации (см.). В их работе ведущее место также принадлежит диспансерному методу.

В работе медперсонала врачебных участков и медработников амбулаторно-поликлинических учреждений большое место занимает сан. просвещение населения, направляет и координирует к-рое сеть домов санитарного просвещения (см.).

Особое место в системе П. м.-с. п. в СССР занимают скорая и неотложная медицинская помощь (см.), а также нек-рые виды выездной медпомощи (см. Помощь на дому). Для оказания скорой медпомощи создана широкая сеть учреждений: б-цы скорой медпомощи, станции и отделения скорой и неотложной медпомощи, функционирующие круглосуточно в городах и в сельской местности.

Разнообразные функции по оказанию П. м.-с. п. преимущественно сельскому населению осуществляют передвижные (выездные) службы: выездные врачебные бригады, передвижные амбулатории, лаборатории, рентгенфлюорографические, стоматологические и другие кабинеты, а также отделения экстренной и планово-консультативной помощи областных (краевых, республиканских) больниц (см. Областная больница) с организованными при них станциями санитарной авиации (см.). Передвижные службы формируются при центральных районных, областных (краевых, республиканских) и крупных городских б-цах в целях массового обследования населения, диспансеризации и оказания квалифицированной лечебно-консультативной помощи.

Одной из важнейших задач системы П. м.-с. п. является проведение сан.-гиг. и санитарно-противоэпидемических мероприятий, к-рые в СССР осуществляются, помимо медперсонала врачебных участков и сан. актива, государственной санитарно-эпидемиологической службой (см.). Эта служба располагает значительной сетью научных и практических учреждений здравоохранения. На нее возложены функции разработки проектов государственных стандартов, сан. норм и правил и других законодательных актов-по обеспечению сан. охраны объектов окружающей среды (см. Санитарное законодательство), оптимальных условий труда и быта, физ. развития населения, его питания, профилактики заболеваний. Работники этой службы не только осуществляют функции санитарного надзора (см.), но и принимают непосредственное участие в проведении сан.-гиг. и противоэпидемических мероприятий.

Т. о., леч.-проф., лечебно-консультативная и сан.-гиг. деятельность различных звеньев и служб советского государственного здравоохранения по оказанию П. м.-с. п. городскому и сельскому населению страны не только полностью соответствует разработанному ВОЗ определению, но и далеко выходит за его рамки. В СССР понятие «Первичная медико-санитарная помощь» значительно шире и глубже. Его следует интерпретировать как первичную врачебную медико-санитарную помощь, сочетанную на государственной основе со всеми другими видами и формами оказания медпомощи населению страны, со всем советским социалистическим здравоохранением и всей системой социалистического государственного и общественно-политического строя.

Библиография: Алма-Атинская конференция по первичной медико-санитарной помощи, Хроника ВОЗ, т. 33, № 3, с. 123, 1979; Буренков С. П. Развитие советского здравоохранения, Сов. здравовхр., № 11, с. 3, 1979; Конституция (©сновной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1978; Лисицын Ю. П. Международная конференция по первичной медико-санитарной помощи в Алма-Ате, Здравоохр. Рос. Федерации, № 3, с. 31,1979; Основы законодательства Союза ССР и союзных республик ® здравоохранении, М., 1970; Первичная медико-санитарная помощь, ВОЗ/ЮНИСЕФ, М., 1978; Петровский Б. В. Основные этапы, состояние и перспективы развития лечебно-профилактической помощи населению СССР, М., 1978; Работа ВОЗ в 1978 - 1979 годах, Женева, ВОЗ, 1980; Серенко А. Ф., Ермаков В. В. и Петраков Б. Д. Основы организации поликлинической пом@щи населению, М., 1976; Шарманов Т. Ш. Опыт организации первичной медико-санитарной помощи в Казахской ССР, Алма-Ата, 1978.

Ю. П. Лисицын, Н. И. Гаврилов.

Первичная медико-санитарная помощь I

совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, осуществляемых на первичном уровне контакта отдельных лиц, семьи и групп населения со службами здравоохранения.

Согласно определению, данному на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи (Алма-Ата, 1978), П. м.-с. п. является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя амбулаторно-поликлиническую, скорую, неотложную и общепрофильную медицинскую помощь (см. Лечебно-профилактическая помощь). Ее в нашей стране имеет особенности. В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками (см. Детская поликлиника , Поликлиника), медсанчастями (см. Медико-санитарная часть), женскими консультациями (см. Женская консультация), врачебными и фельдшерскими здравпунктами (см. Здравпункт). В сельской местности первым звеном в системе этой помощи являются лечебно-профилактические учреждения сельского врачебного участка (Сельский врачебный участок): участковая , Амбулатория, фельдшерско-акушерские пункты (см. Фельдшерско-акушерский пункт), здравпункты, медицинские профилактории. Для жителей районного центра основным учреждением, оказывающим П. м.-с. п., является центральной районной больницы (см. Больница).

Неотложная помощь населению городов оказывается пунктами (отделениями) медицинской помощи на дому (Помощь на дому); жителям сельской местности - средними медработниками фельдшерско-акушерских пунктов, врачами амбулаторий и участковых больниц.

Для оказания скорой медицинской помощи (Скорая медицинская помощь) в городах создана широкая сеть соответствующих станций (подстанций); в сельских административных районах организованы станции скорой медицинской помощи или отделения скорой медицинской помощи при центральных районных больницах.

Особое место в системе П. м.-с. п. занимает выездная помощь, оказываемая выездными врачебными бригадами, а также подвижными средствами и кoмnлeкcaми медицинского назначения (Подвижные средства и комплексы медицинского назначения). Выездные службы формируются обычно на базе центральных районных, областных, краевых, республиканских и крупных городских больниц.

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий возлагается на санитарно-эпидемиологическую службу (Санитарно-эпидемиологическая служба) при непосредственном участии врачей и средних медработников территориальных и производственных врачебных участков (см. Врачебный участок).

Дальнейшее развитие П. м.-с. п. должно быть направлено на решение следующих задач: обеспечение доступности этого вида медпомощи для всех групп населения, проживающих в любых регионах страны; полное удовлетворение потребности населения в квалифицированной врачебной лечебно-профилактической и медико-социальной помощи; переориентация деятельности учреждений П. м.-с. п., которая имеет индивидуально-лечебную направленность на медико-социальную профилактику; повышение эффективности работы учреждений П. м.-с. п., совершенствование управления П. м.-с. п.; повышение культуры и качества медико-социальной помощи.

Для полноценного функционирования службы П. м.-с. п. необходимы следующие условия: приоритетное материальных, кадровых и финансовых ресурсов на ее развитие; разработка и внедрение системы специальной подготовки врачей, средних медицинских и социальных работников для работы в учреждениях П. м.-с. п.; обеспечение эффективных мер, способствующих повышению престижа службы П. м.-с. п. и отдельных ее работников, укрепление доверия среди широких слоев населения.

Важным в организации П. м.-с. п. является активное привлечение к ней самого населения. Представители населения должны участвовать в оценке существующего положения в своих районах, в распределении ресурсов, в организации и выполнении программ охраны здоровья. может оказывать поддержку финансовыми средствами и своим трудом. Это может проявляться в различных формах: общественная помощь пожилым, инвалидам, социально не защищенным группам населения, организация групп самопомощи и взаимной поддержки, служб сиделок и т.п. Контроль и координацию работы общественных и добровольных организаций должны осуществлять медработники учреждений первичной медико-санитарной помощи.

Важным условием успешной реализации целевых установок П. м.-с. п. является взаимодействие здравоохранения с другими социальными и экономическими секторами, деятельность которых направлена на решение основных социальных проблем в обществе, создание условий для охраны и улучшения общественного здоровья.

Библиогр .: Всеобщее право на и его реализация в различных странах мира, под ред. Д.Д. Бенедиктова, М., 1981; Гаджиев Р.С. , М., 1988; Задачи по достижению здоровья для всех. Копенгаген, ВОЗ, 1985.

II Перви́чная ме́дико-санита́рная по́мощь

совокупность лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на первом (первичном) уровне контакта населения со службами здравоохранения.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), по определе­нию ВОЗ,-удовлетворение потребностей населения (каждого лица, семьи, общины) путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное обслу­живание, приближенное к месту жительства и работе.

Оказание ПМСП является одной из гарантий медико-социальной помощи.

ПСМП представляет собой комплекс медико-санитарных, ле­чебных, профилактических и гигиенических мер: диагностика и лечение заболеваний и травм, снабжение самыми необходимыми лекарственными средствами, охрана материнства и детства, имму­низация против основных инфекционных заболеваний, профилак­тика инфекционных заболеваний, планирование семьи, санитарной просвещение, снабжение безопасной питьевой водой и продукта­ми питания, и пр.

ПМСМ включает в себя все виды амбулаторно-поликлиниче­ской помощи, службу скорой и неотложной помощи, родовспомо­жение, санитарно-противоэпидемические учреждения, центры са­нитарного просвещения.

В настоящее время ПМСП находится в стадии реформирования. Предусмотрен переход к организации ПМСП по принципу семейно­го врача (врача общей практики). Основной функцией семейного врача является оказание населению многопрофильной амбулатор­ной медицинской помощи. В связи с этим возникает необходимость переориентации деятельности участковых терапевтов и педиатров: значительное расширение объема их деятельности по смежным специальностям, обучение практическим навыкам, выполняемым узкими специалистами. Объем лечебно-диагностических манипуля­ций, которые обязан выполнять семейный врач, чрезвычайно разно­образен: хирургические, отоларингологические, гинекологические, офтальмологические манипуляции.

С целью совершенствования ПМСП в дополнение к существу­ющим созданы стационары дневного пребывания, детские реаби­литационные центры, центры реабилитации женщин с патологией беременности, кабинеты медико-социальной реабилитации, меди­ко-генетические консультации и т. д.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению

Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания медицинской помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.

Поликлиника - многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимос­ти для обследования и лечения больных в домашних условиях. В по­ликлинике ведут прием врачи разного профиля, а также функци­онируют различные диагностические кабинеты. Основной принцип работы поликлиники территориально-участковый, когда за участ­ковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закрепляется участок с определенным числом жителей (1700 человек старше 14 лет на 1 должность участкового терапевта, норма нагрузки - пять посещений в час на приеме в поликлинике и два - при обслу­живании пациентов на дому терапевтом).

Амбулатория, так же как и поликлиника, осуществляет медицин­скую помощь приходящим больным и на дому. Отличается от поликли­ники меньшим объемом работы и ограниченными возможностями специализированной медицинской помощи (не более пяти специалис­тов). Амбулатории, как правило, обслуживают сельское население.

Основные задачи поликлиники:

    оказание квалифицированной специализированной медицинс­кой помощи населению при обращении в поликлинику и на дому;

    организация и проведение диспансеризации населения;

    организация и проведение профилактических мероприятий сре­ди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности и смертности;

    экспертиза временной нетрудоспособности;

    организация и проведение работы по санитарно-гигиеническо­му воспитанию населения и формированию здорового образа жизни.

Одним из структурных подразделений поликлиники является отделение профилактики, которое включает в себя кабинет довра­чебного контроля, смотровой женский кабинет и др. В отделение профилактики направляются больные из регистратуры, впервые пришедшие на прием к врачу. В кабинете доврачебного контроля выдают различные справки и проводят предварительные осмотры.

Диспансеризация населения

Диспансеризация является основным средством профилакти­ки в отечественной системе здравоохранения.

Под диспансериза­цией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплекс­ного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровле­нию условий их труда и быта, предупреждению развития и рас­пространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здо­ровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев нетрудоспособности. Конеч­ной целью диспансеризации является сохранение и укрепление здоро­вья и трудоспособности диспансеризуемого контингента. Этим опреде­ляется социально-гигиеническая сущность диспансеризации.

В настоящее время существуют различные диспансеры: врачебно-физкультурные, кожно-венерологические, противотуберку­лезные, наркологические, кардиологические, онкологические, пси­хоневрологические.

Лекция №1.

- это зона первого контакта населения со службами здравоохранения ,которая обеспечивает не только лечебную, но и профилактическую работу, а также организацию медицинской помощи прикрепленному населению.

Значение первичной медико-санитарной помощи для населения определяется высокой доступностью медицинской помощи, возможностью получения квалифицированного обследования и лечения без госпитализации , а зачастую и без освобождения от работы или учебы. Для государства большое значение имеет снижение финансовых затрат на дорогостоящее стационарное лечение, а также возможность увеличения доли внебюджетного финансирования за счет развития платных услуг и договоров с организациями и предприятиями.

ПМСП включает:

1. амбулаторно-поликлиническая служба

2. скорая и неотложная медицинская помощь

3. санитарно-эпидемиологическая служба

4. аптечная служба.

Принципы оказания ПМСП

1. Доступность медицинских и социальных услуг.

2. Комплексность обследования больных.

3. Согласованность в работе с другими службами и ведомствами.

4. Непрерывность наблюдения пациентов в различных организациях здравоохранения.

5. Ориентация деятельности на оказание медицинской, социальной и психологической помощи.

Функции ПМСП

1. Лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравления и других неотложных состояний.

2. Родовспоможение.

3. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидимических мероприятий.

4. Медицинская профилактика заболеваний.

5. Гигиеническое обучение населения.

6. Проведение мер по планированию семьи, охране материнства, отцовства и детства.

Учреждения системы ПМСП

В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками, врачебными амбулаториями, медсанчастями, женскими консультациями, врачебными и фельдшерскими здравпунктами. В сельской местности первым звеном в системе этой помощи являются лечебно-профилактические учреждения сельского врачебного участка: фельдшерско-акушерский пункт, здравпункт, амбулатория ВОП, участковая больница, врачебная амбулатория. Для жителей районного центра основным учреждением, оказывающим ПСМП, является поликлиника центральной районной больницы.



Для оказания скорой медицинской помощи р городах создана широкая сеть соответствующих станций (подстанций); в сельских административных районах организованы отделения скорой медицинской помощи при центральных районных больницах.

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий возлагается на санитарно-эпидемиологическую службу при непосредственном участии врачей и средних медработников территориальных и производственных врачебных участков.

В осуществлении ПСМП наиболее велика роль медработников амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ). Обязанность АПУ по оказанию первичной медико-санитарной помощи исполняется медицинскими работниками данных учреждений: терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными), акушерами-гинекологами, другими врачами, а также специалистами со средним медицинским (фельдшер, акушерка) и высшим сестринским образованием.

Важным условием успешной реализации установок ПСМП является взаимодействие здравоохранения с социальными и экономическими секторами, деятельность которых направлена на решение основных социальных проблем в обществе, создание условий для охраны и улучшения общественного здоровья.

Организация ПМСП по принципу врача общей практики

Врач общей практики - специалист, имеющий высшее базовое медицинское образование по специальности «лечебное дело», прошедший дополнительное профессиональное обучение, ориентированное на первичную медико-санитарную помощь, и допущенный к медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Основная цель введения врача общей практики в систему здравоохранения - дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи населению, улучшение доступности, повышение ее качества и эффективности.

Основная задача общей практики - самостоятельное решение большинства проблем, касающихся здоровья обслуживаемого населения, направленных на его сохранение и укрепление.

Основные принципы деятельности ВОП: профилактическая направленность, доступность, непрерывность, всеобщность, комплексность, групповой подход, координация, конфиденциальность.

Характер помощи, оказываемой общепрактикующим врачом, наряду с терапевтической и педиатрической, включает помощь по наиболее часто встречающимся видам патологии в области неврологии, малой амбулаторной хирургии, оториноларингологии, офтальмологии, акушерства и гинекологии.

В нашей стране чаще всего ВОП работает на селе и в амбулаториях врача общей практики в городе.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОЛИКЛИНИКИ

В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 35 от 28.09.2005 г. «Об утверждении номенкла­туры организаций здравоохранения» к амбулаторно-поликлиническим ор­ганизациям относятся:

Амбулатория; поликлиника; диспансер; центр; медико-реабилитационная экспертная комиссия; военно-врачебная комиссия; медико-санитарная часть.

Поликлиника - лечебно-профилактическая организация, предна­значенная для оказания квалифицированной помощи населению, прожи­вающему в зоне обслуживания, как в организациях, так и на дому.

Мощность поликлиники определяется числом посещений в смену.

Амбулатория - лечебно-профилактическая организация, предна­значенная для оказания первой врачебной помощи. К амбулаториям отно­сятся организации здравоохранения, имеющие не более 7 штатных вра­чебных должностей по 4 основным специальностям: терапия, педиатрия, акушерство и гинекология, стоматология.

В РБ амбулатории функционируют преимущест­венно в сельской местности (сельская врачебная амбулатория, амбулато­рия врача общей практики).

Амбулаторно-поликлинические организации делятся по организационному принципу:

1. самостоятельные

2.объеди­ненные со стационаром;

По территориальному принципу: районные, городские, централь­ные, областные;

По профилю деятельности: общие (для обслуживания взрослого и детского населения), организации отдельно для взрослых и детей.

Территория обслуживания поликлиники и график ее работы устанав­ливаются органами управления здравоохранения и согласовываются с ор­ганами административно-территориального управления. В интересах обеспечения доступности медицинского обслуживания поликлиника рас­полагается в максимальной близости к месту жительства прикрепленного к ней населения.

На центральную районную (городскую) поликлинику возлагается организационно-методическое руководство медицинским обслуживанием населения.

Принципы организа­ции медицинской помощи населению в амбулаторно-поликлинических условиях: доступность, участковость, профилактическая направленность, преемственность, этапность.

Участково-территориальному принципуобслуживания : на­селение, проживающее в зоне обслуживания поликлиники, для получения медицинской помощи закреплено за участковым врачом-терапевтом по­ликлиники. В РБ кроме территориальных (терапевти­ческие, педиатрические, акушерско-гинекологические) участков, функ­ционируют участок врача общей практики, сельский врачебный участок , приписной и цеховой участки. Базовым местом работы участковых врачей является поликлиника. В сельской местности - сельская участковая больница (СУБ) или сельская врачебная амбулатория (СВА) сельского врачебного участка.

Такое закрепление дает ряд преимуществ в организации медицинско­го обслуживания населения. Одним из наиболее ценных является осве­домленность врачей поликлиники о населении, состоянии здоровья, в том числе демографической ситуации, заболеваемости, а также условиях тру­да, жизни, местных обычаях, традициях и пр.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 811 от 20.06.2007 г. «Об утверждении минимальных стандар­тов по обслуживанию населения» утверждена средняя численность об­служиваемых жителей на терапевтическом участке 1700 человек, уча­стке врача общей практики - 1200 человек (взрослые и дети).

Численность населения даже на однопрофильных участках может быть разной. Это связано с тем, что руководство поликлиники при фор­мировании участков с целью обеспечения равной доступности учитывает протяженность участков (наличие частного сектора), удаленность от по­ликлиники, состояние транспортного сообщения.

Задачи поликлиники:

1. Организация и осуществление комплекса профилактических ме­роприятий.

2. Организация и осуществление диспансеризации населения.

3. Организация и осуществление противоэпидемических мероприя­тий в районе обслуживания.

4. Организация и проведение мероприятий по гигиеническому вос­питанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни.

5. Организация и осуществление лечебно-диагностической помощи населению в поликлинике и на дому.

6. Организация и осуществление мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в районе обслуживания.

7. Анализ состояния здоровья населения, прикрепленного для меди­цинского обслуживания к поликлинике.

8. Соверщенствование организационных форм и методов работы по­ликлиники по повышению качества и эффективности лечебно-диагности­ческой работы, медицинской реабилитации больных и инвалидов, внедре­ние в практику работы поликлиники стационарозамещающих технологий.

СТРУКТУРА ПОЛИКЛИНИКИ

Структура поликлиники зависит от ее мощности и представлена сле­дующими функциональными подразделениями:

1) руководство поликлиники;

2) регистратура;

3) отделение профилактики;

4) лечебные отделения;

5) лабораторно-диагностическое отделение:

Клинико-диагностическая лаборатория;

Рентгенологический кабинет; флюорографический кабинет;

Кабинет ультразвуковой диагностики;

Кабинет (отделение) функциональной диагностики;

Эндоскопический кабинет.

6) отделение медицинской реабилитации;

7) централизованная стерилизационная;

8) организационно-методический отдел (кабинет медицинской ста­тистики);

9) административно-хозяйственная часть; бухгалтерия;

Отдел кадров,

Кабинет юриста;

Кабинет инженера по гражданской обороне;

Кабинет инженера по охране труда и технике безопасности;

Вся специализированная служба поликлиники предназначена, преж­де всего, для помощи участковому врачу в его профилактической, диагно­стической и лечебной работе.

Отделение медицинской реабилитации. Отделение медицинской реабилитации является структурным подразделением поликлиники. По­ликлиническое отделение медицинской реабилитации является много­профильным и включает по возможности весь арсенал реабилитационных средств.

Целью поликлинического этапа медицинской реабилитации является предоставление пациентам всех доступных тренировочных средств и ус­ловий, позволяющих под руководством и контролем врача-реабилитолога полнее компенсировать утерянные функции, восстановить здоровье и ра­ботоспособность.

В отделение медицинской реабилитации поликлиники пациенты на­правляются лечащими врачами, заведующими лечебно-профилактически- ми отделениями поликлиники. Прием и отбор пациентов в центры реаби­литации осуществляется врачебно-консультационной комиссией поли­клиники, врачами-реабилитологами или при необходимости отборочными комиссиями.

В отделение принимаются пациенты после купирования острого пе­риода заболевания или его обострения, а также инвалиды с индивидуаль­ной программой реабилитации.

Структура отделения медицинской реабилитации зависит от мощно­сти поликлиники. В состав отделения медицинской реабилитации вклю­чаются кабинеты;

Лечебной физкультуры;

Механотерапии (тренажеров);

Функциональной стимуляции;

Иглорефлексотерапии;

Массажа;

Трудотерапии и бытовой реабилитации; логопеда;

Физиотерапии;

А также отделение дневного пребывания и бассейн.

Основными задачами отделения медицинской реабилитации являются:

1. Своевременное формирование индивидуальной программы реаби­литации.

2. Выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалидов и пациентов.

3. Использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации для восстановления состояния здоровья пациента.

4. Разъяснительная работа среди населения о средствах и методах восстановления и укрепления, поддержание здоровья и работоспособности.

В соответствии с поставленными задачами специалисты отделения осуществляют:

Индивидуальную программу реабилитации больного и инвалида; ее своевременное осуществление с использованием современных средств и методов;

Выполнение индивидуальной программы реабилитации, состав­ленной МРЭК;

Освоение и внедрение в практику работы отделения новых совре­менных средств и методов реабилитации, основанных на достижениях науки, техники и передового опыта;

Привлечение для консультации необходимых специалистов боль­ницы, поликлиники, в структуре которой находится данное отделение, и других лечебно-профилактических организаций;

Экспертизу трудоспособности и направление на МРЭК в соответ­ствии с действующими положениями;

Взаимосвязь и преемственность с другими отделениями поликли­ники, а также учреждениями социального обеспечения;

Проведение клинических разборов дефектов в ведении пациента на этапах лечения, неэффективности проводимых реабилитационных меро­приятий и др.;

При необходимости направление пациентов в отделения реабили­тации в больницах;

Учет и отчетность по формам и в сроки, утвержденные МЗ Рес­публики Беларусь.

Отделение дневного пребывания. Отделение дневного пребывания городской поликлиники входит в состав отделения медицинской реабили­тации. Его руководство осуществляется заведующим отделением меди­цинской реабилитации, а при отсутствии отделения медицинской реаби­литации - другим лицом по назначению главного врача поликлиники.

Профиль отделения, его мощность, штатная структура и режим рабо­ты определяются и утверждаются главным врачом организации по согла­сованию с вышестоящими органами управления здравоохранения, с учетом численности населения, характера деятельности, потребности, а также имеющейся базы лечебно-профилактической организации.

Лечебно-диагностическая помощь пациентам отделения дневного пребывания осуществляется с привлечением всех структурных подразде­лений поликлиники.

Основными задачами отделения дневного пребывания являются:

1. Обеспечение в амбулаторных условиях лечебно-диагностической, консультативной и реабилитационной помощи пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.

2. Оказание скорой медицинской помощи посетителям, находящим­ся в поликлинике.

3. Внедрение в практику современных методов профилактики, диаг­ностики и лечения пациентов на основе достижений медицинской науки и передового опыта.

4. Обеспечение взаимосвязи и преемственности с другими структур­ными подразделениями поликлиники и лечебно-профилактическими ор­ганизациями в обследовании, лечении и медицинской реабилитации больных и инвалидов.

5. Проведение экспертизы временной нетрудоспособности лицам, находящимся на лечении в отделении дневного пребывания.

6. Осуществление экономии и рациональное использование финан­совых и материально-технических ресурсов поликлиники.

Показатели, характеризующие объем и уровень помощи в амбу­латорно-поликлинических условиях.

1. Среднее число посещений к вра­чам на одного жителя в год:

Число посещений враче й поликлиники + число посещений вра чами на дому

Среднегодовая численность населения, проживающего в районе обслуживания

2. Распределение посещений поликлиники по виду обращения:

Число посещений поликлиники по поводу заболевания (с профилактической целью) 100

Общее число посещений поликлиники

3. Структура посещений к врачам по специальностям:

Число посещений к врачам данной специальности 100

Общее число посещений

4. Объем врачебной помощи на дому:

Число посещений терапевтами пациентов н а дому 100

Число посещений пациентами терапевтов в поликлинике + число посещений терапевтами пациентов на дому

Число посещений врачей по ликлиники (за день, месяц, год)

Число фактически отработанных часов по графику на приеме в поликлинике (за день, месяц, год)

Число посещений больных на дому (за день, месяц, год)

Число фактически отработанных часов по обслуживанию больных на дому

Показатели, характеризующие профилактическую работу поли­клиники.

1. Полнота охвата профилактическими осмотрами контингентов населения, подлежащих осмотру:

Число фактически о смотренных лиц 100

Число лиц, подлежащих осмотру по плану

2. Охват населения профилактическими осмотрами с целью выявления определенного заболевания:

Число лиц, осмотренных с целью раннего выявления заболеваний 100

Среднегодовая численность населения района деятельности организации здравоохранения

Загрузка...