Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Роль медицинской сестры в уходе за больными с хроническими гнойными отитами. Реабилитация больных с нарушением слуха Диффузный наружный отит

Острый отит протекает поэтапно: сначала развивается воспаление слизистой оболочки, затем возникает гноетечение, перфорация барабанной перепонки. Может протекать относительно легко, без заметной общей реакции организма, или принять тяжелое течение с резкими реактивными явлениями со стороны всего организма. Причиной развития острого среднего отита является проникшая в барабанную полость инфекция в результате резкого ослабления и переохлаждения организма. Часто это заболевание развивается вторично, как осложнение при инфекционных поражениях верхних дыхательных путей и после гриппа, а у детей - после перенесенных скарлатины, кори, дифтерии и т.д. Острое воспаление среднего уха может быть следствием острых и хронических воспалений глотки и носа.
Патофизиология
  • В зависимости от тяжести заболевания различают местные и общие симптомы среднего отита. Наряду с легкими формами отита бывают и тяжелые, осложняющиеся уже в первые дни заболевания. При обычном благоприятном течении острого среднего отита часто наступает выздоровление с полным восстановлением слуховой функции. При неблагоприятных условиях процесс в ухе может приобрести затяжной, вялый характер и перейти в хроническую форму.
  • В типичном течении острого гнойного среднего отита выделяют три периода.
  • Первый период характеризуется возникновением и развитием воспалительного процесса в среднем ухе. Боль в ухе обычно сильная, постепенно нарастающая; иногда она становится мучительной и нестерпимой, что лишает больного покоя. Обычно боль ощущается в глубине уха и по характеру может быть пульсирующей, ноющей, рвущей, колющей, стреляющей. Нередко боль иррадиирует в зубы, висок, затылок или распространяется по всей голове. Боль усиливается при чихании, сморкании, кашле, глотании, поскольку при этом еще больше повышается давление в барабанной полости.
  • Второй период - прободение барабанной перепонки и гноетечение. При этом наблюдается быстрое стихание боли с улучшением самочувствия. После появления гноетечения из уха температура снижается. Гноетечение из уха обычно продолжается 4-7 дней. Вначале оно обильное, затем заметно уменьшается, гной приобретает более густую консистенцию. При остром среднем отите гной обычно не имеет запаха, если при этом отсутствует наружный отит.
  • В третьем периоде наблюдается постепенное прекращение воспалительного процесса, исчезает гноетечение, зарастает перфорация барабанной перепонки, нормализуется функциональное состояние среднего уха.
  • Продолжительность каждого периода колеблется от нескольких дней до 2 недель.
Первичный осмотр
  • Просмотрите историю болезни пациента, узнайте о характере боли. Если заболел ребенок, узнайте у родителей, есть ли такие симптомы, как трудности при еде, отказ ложиться спать из-за боли в ухе. Узнайте о наличии лихорадки, раздражительности, потере аппетита, выделений из носа, кашля, рвоты, диареи.
  • Осмотрите наружный слуховой проход на наличие гнойного отделяемого.
  • При диагностике отметьте уменьшенную подвижность барабанной перепонки.
Первая помощь
  • Примените антибиотики по назначению врача.
  • Местно примените согревающие компрессы, уменьшающие инфильтрацию и застойные явления и ускоряющие разрешение воспалительного процесса. В целях лучшего действия компресс ставят таким образом, чтобы согревалась область сосцевидного отростка.
  • Для компресса готовят марлю или бинт (4-5 слоев), смачивают ее спиртом пополам с водой, отжимают и накладывают на область уха. Поверх этого слоя кладут клеенку или слой целлофана, можно также использовать вощеную бумагу.
  • Для хорошей фиксации компресса на сосцевидном отростке во всех слоях прорезают отверстие для ушной раковины. Наружный слой компресса состоит из ваты или фланели. Компресс фиксируют платком или несколькими оборотами бинта. Меняют компресс через 4-5 ч.
  • В тех случаях, когда после 1-2 дней лечения улучшения в состоянии больного не наступает, сильные боли в ухе продолжаются, температура остается высокой и появляются признаки раздражения внутреннего уха или мозговых оболочек (рвота, головокружение, сильная головная боль и т.д.), срочно показан разрез барабанной перепонки.
  • Если требуется хирургическое вмешательство, подготовьте пациента к операции.
Последующие действия
  • Обеспечьте послеоперационный уход.
  • Если болен ребенок, обучите родителей использовать тампоны для уха, чтобы избежать попадания воды во время купания.
Превентивные меры
  • Необходимо поддержание иммунитета (витамины, физкультура и пр. мероприятия).

Простейшие приемы ухода и лечения при заболеваниях уха обычно не требуют специальных приспособлений и сложных инструментов. Они легко выполнимы как в больничной, так и в амбулаторной обстановке, равно как и на пунктах первой помощи предприятий, совхозов или колхозов.

Уход за больными с заболеваниями уха состоит в очистке уха и введении в него различных лекарственных веществ.

Способы очистки уха. Во многих случаях перед осмотром барабанной перепонки необходимо очистить наружный слуховой проход от серы, гноя или корок. Очистка наружного слухового прохода является одним из элементов лечения уха; она может быть произведена влажным и сухим способом.

Влажный способ очистки (промывание уха) производится в тех случаях острого или хронического гнойного воспаления среднего уха, когда гноетечение настолько обильно, что удаление гноя путем высушивания ватой не может быть полным (в руках больного) или отнимает много времени у лечащего персонала.

Промывание уха можно произвести при помощи 100граммового ушного шприца или лучше для безопасности, особенно в руках не медицинского персонала, с помощью обыкновенного резинового баллона. Резиновые баллоны бывают двух видов: сплошь резиновые с толстым наконечником, который трудно ввести в отверстие слухового прохода, и с костным наконечником, более пригодные для этой цели.

Во избежание случайного ранения стенок наружного слухового прохода на костяной наконечник следует надеть тоненькую, на конце косо срезанную резиновую трубочку длиной 3 - 4 см.

Ухо промывают теплыми дезинфицирующими растворами, чаще 3% раствором борной кислоты. Больной сам придерживает почкообразный тазик, плотно прижимая его к боковой поверхности шеи. Для лучшего выпрямления слухового прохода ушную раковину у взрослых оттягивают левой рукой кзади и кверху, правой же рукой резиновый конец баллона вводят в ухо больного, но не глубже 1 см. Струя теплой воды отдельными порциями с умеренной силой направляется вдоль задней стенки слухового прохода.

Наполняя резиновый баллон жидкостью, следует путем выжимания убедиться в том, что в нем нет воздуха; в противном случае пузырьки воздуха, смешиваясь с водой, вызывают при промывании шум, неприятный для больного. После промывания голову больного наклоняют набок, чтобы дать вытечь воде из уха. Остатки воды из глубины слухового прохода удаляют вагой, навернутой на зонд.

Перед промыванием серной пробки последняя должна быть размягчена впусканием в ухо в течение 2 - 3 дней щелочных капель.

Сухой способ очистки уха более целесообразен, чем промывание, так как при промывании легко можно внести вторичную инфекцию в ухо. Высушивание или протирание слухового прохода ватой применяют для удаления гноя из слухового прохода в тех случаях, когда гноетечение невелико или когда промывание противопоказано вследствие состояния раздражения кожи стенок слухового прохода (например, при дерматитах, экземе, фурункуле).

Для протирания и высушивания уха пользуются тонкими зондами с винтовой нарезкой на конце. Гладкие и пуговчатые зонды для этой цели не годятся. Наматывать вату на зонд следует туго; острый конец зонда надо хорошо прикрыть ватой, чтобы не поранить стенок слухового прохода или барабанной перепонки.

Перед тем как приступить к очистке уха, необходимо тщательно вымыть руки с мылом; вату следует употреблять гигроскопическую стерильную. Приготовленный зонд с ватой с целью стерилизации проводят над пламенем спиртовки.

Вытирание уха производят следующим образом. Левой рукой удерживают ушную воронку и оттягивают ушную раковину кзади и кверху, а правой осторожно вводят зонд с навернутой на конце ватой на глубину до 2,5 см или до самой барабанной перепонки. Легкие вращательные движения зонда способствуют лучшему впитыванию ватой выделений. Вытирание уха повторяют до тех пор, пока вата, вынутая из уха, не будет совершенно сухой; только тогда, если нужно, впускают капли.

Сухой способ лечения гнойных воспалений среднего уха с помощью введения ушных тампонов имеет целью дренировать среднее ухо и является в некоторых случаях одним из лучших способов лечения . Он может применяться также и после промываний или впускания капель в ухо, но в этих случаях перед введением тампона необходимо высушивать слуховой проход. Введение ушных тампонов производят следующим образом.

Для выпрямления и расширения слухового прохода левой рукой оттягивают ушную раковину кзади и кверху. Захватив коленчатым пинцетом конец ушного тампона, который представляет собой узкую марлевую специально сложенную полоску длиной не более 5 см, осторожно продвигают его вдоль слухового прохода на глубину не более 2,5 см. Вынув пинцет, опять захватывают марлевый тампон, на 1 - 1,5 см отступя от его конца, и осторожно продвигают до соприкосновения с барабанной перепонкой.

Слуховой проход следует выполнять ушным тампоном рыхло, чтобы он не вызвал задержки гноя в глубине. Ушные тампоны меняют 5 - 6 раз в день при обильном гноетечении или 1 - 2 раза в день при более скудном. Все приемы ухода за ухом должны выполняться нежно, с соблюдением самой строгой асептики, иначе возможно развитие осложнений (например, наружного отита).

«Справочник по оториноларингологии», А.Г. Лихачев

  • Характеристики различных видов вестибулярного нистагма, методы его регистрации. Вестибулярные реакции при остром лабиринтите.
  • Які судинозвужуючі краплі призначають при гострому риніті?
  • СП при заболеваниях органов дыхания

    Формирование органов дыхания заканчивается к семи годам, а в дальнейшем увеличиваются только их размеры. Особенности дыхательных путей у детей раннего возраста:

    1. Относительно малые размеры и узкие просветы.

    2. Слизистая тонкая, сухая, легко ранимая.

    3. Слабое развитие желез, вырабатывающих секрет.

    4. Снижение секреции иммуноглобулина А и сурфактанта.

    Верхние дыхательные пути – от отверстия носа до голосовых связок.

    Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи, легкие.

    При нормальном дыхании вдох всегда активный, а выдох пассивный. Усиленное дыхание требует активного вдоха и активного выдоха. При форсированном дыхании в акт дыхания вовлекается дополнительная мускулатура.

    Продолговатый мозг контролирует частоту и глубину дыхания. Деятельность дыхательного центра зависит от концентрации газов, растворенных в крови (в частности углекислого газа).

    Функциональные исследования дыхательной системы проводят по трем основным показателям:

    1. Глубина дыхания и ритм.

    2. Тип дыхания (зависит от возраста и пола, у детей раннего возраста брюшной тип дыхания, у мальчиков он сохраняется и дальше, а у девочек с 5 лет переходит в грудной тип дыхания).

    3. Частота дыхания – зависит от возраста:

    · новорожденные: ЧДД 40-60 в минуту

    · 1-2 года: ЧДД 30-35 в минуту

    · 3-4 года: ЧДД 25-30 в минуту

    · 5-6 лет: ЧДД 20-25 в минуту

    · 10-12 лет: ЧДД 18-20 в минуту

    Острый ринит

    Это острое воспаление слизистой оболочки полости носа. Возбудители: риновирусы. Пути передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой. Инкубационный период: 1-2 дня.

    Клиника

    У детей раннего возраста насморк протекает тяжело:

    1. Ребенок вялый, температура субфебрильная, беспокойный непродолжительный сон.

    2. Носовое дыхание затруднено, выделения из носа водянисто-слизистые, позже густые и слизисто-гнойные.

    3. Акт дыхания и состояния нарушены.

    4. В зеве гиперемия небных душек.

    5. Возможна рвота.

    У недоношенных и новорожденных детей ринит протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ. У детей старшего возраста ринит сопровождается более обильной секрецией, длительно выраженный субфебрилитет (длительность заболевания 7-10 дней).

    Осложнения: воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, трахеит, бронхит, ларингит, отит).

    Отит

    Отит – воспаление среднего уха. Заболевание чаще возникает в зимне-весенний период. Отит может осложнить ОРВИ, корь, скарлатину, ангину.

    Возбудителем является бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, пневмококк, различные вирусы.

    Предрасполагающие факторы:

    · тонкая барабанная перепонка;

    · короткая Евстахиева труба (поэтому инфекция легко попадает в ухо);

    · снижение иммунитета;

    · переохлаждение.

    Клиника:

    1. Отказ от груди.

    2. Общее беспокойство.

    3. Вскрикивание при сосании.

    4. Субфебрилитет.

    5. Резкая боль при надавливании на козелок уха.

    При осложненном течении: перфорация барабанной перепонки, когда выделяется серозно-гнойное отделяемое.

    При тяжелом течении появляются менингиальные симптомы (судороги, рвота).

    Прогноз в большинстве случаев благоприятный, иногда может возникать рецидив.

    Основные принципы лечения острого ринита:

    1. Симптоматическая терапия.

    2. Антибиотикотерапия.

    3. Местное лечение.

    Профилактика острого ринита и отита:

    1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

    2. Санация полости носа.

    3. Избегать переохлаждений.

    4. Систематически проводить закаливающие процедуры.

    СП при остром рините и отите.

    Возможные проблемы пациента:

    ¾ нарушение дыхания

    ¾ боль в ухе

    ¾ нарушение сна, сосания, глотания

    ¾ дискомфорт, связанный с заболеванием

    ¾ риск развития осложнений

    ¾ страх перед манипуляциями

    Проблемы родителей:

    ¾ дефицит знаний о заболевании и уходе

    ¾ дефекты в организации режима, вскармливания и ухода в связи с отсутствием навыков

    ¾ неадекватная оценка состояния ребенка

    Сестринские вмешательства:

    1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах, особенностях течения, профилактики и методах лечения возможных осложнений.

    2. Создать обстановку взаимного доверия, вовлекать родителей в процесс лечения и ухода за ребенком.

    3. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, ухо; постановке согревающего компресса согласно алгоритмам.

    5. Во время кормления держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями в жидком или полужидком виде.

    6. Витаминизированное питье (чай с молоком и тд).

    7. Выполнять назначения врача.

    8. После курса антибиотикотерапии в диету включить биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

    Ангина

    Ангина – острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

    Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и тд).

    Возбудители заболевания : бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, вирусы, грибы.

    Источники заболевания : больные ангиной, бактерионосители.

    Пути передачи : воздушно-капельный, контактно-бытовой, алиментарный.

    Факторы риска развития ангины : переохлаждение, хронические очаги инфекции, снижение иммунитета.

    Дети до года ангиной болеют редко, так как в этом возрасте миндалины еще недостаточно развиты.

    Различают следующие виды ангин:

    1. Катаральная воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

    2. Фолликулярная – воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин.

    3. Лакунарная – миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализуется в лакунах.

    4. Флегмонозная – воспалительный процесс локализуется в углублениях ткани миндалин с последующим формированием абсцесса, чаще локализующегося в области передней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

    Такое разделение ангины является условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

    Основные клинические проявления ангины:

    · общие симптомы интоксикации: высокая температура, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, рвота (особенно у маленьких детей);

    · боль при глотании, усиление саливации, неприятный запах изо рта;

    · местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса в глубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса;

    · регионарный лимфаденит – подчелюстные узлы увеличены, болезненные при пальпации.

    Длительность заболевания 5-10 дней.

    Осложнения : отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

    Основные принципы лечения ангины:

    1. Постельный режим на 5-7 дней.

    2. Обильное теплое питье.

    3. Антибиотики, курс 7-10 дней.

    4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми растворами антисептиков.

    5. Жаропонижающие.

    6. Антигистаминные препараты.

    7. Витаминотерапия.

    Профилактика:

    · своевременная санация хронических очагов инфекции

    · рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков

    · закаливание организма

    · избегать тесного контакта с больным ангиной

    СП при ангинах

    Своевременно выявлять настоящие, потенциальные, приоритетные проблемы, нарушенные жизненно-важные потребности пациента и его родителей.

    Возможные проблемы пациента:

    · нарушение аппетита

    · нарушение глотания из-за болей в горле

    · дефицит жидкости в связи с лихорадкой

    · нарушение сна

    · риск развития осложнений

    · страх перед манипуляциями

    Возможные проблемы родителей:

    · дефицит знаний о заболевании и уходе

    · недостаточное внимание ребенку

    · дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков

    · неадекватная оценка состояния ребенка

    Сестринские вмешательства

    1. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения, принципах лечения, возможных осложнениях.

    2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить в постели комфортное положение, разнообразить его досуг.

    3. Вовлечь ребенка и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Объяснить родителям, что курс антибиотиков должен быть 7-10 дней во избежание развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений.

    4. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева:

    ¾ настой из шалфея – 1 столовую ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки;

    ¾ настой из тысячелистника – 2 столовые ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 1 час, процедить, полоскать 4 раза в сутки;

    ¾ настой из календулы – 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6 раз в сутки.

    5. Обучить родителей постановке согревающего компресса на шейно-подчелюстную область (45% теплый р-р этилового спирта), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса и оставить еще на 4-6 часов.

    6. Легкоусвояемая, полужидкая пища, увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 л в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, отвар шиповника (3 столовые ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут, в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день).

    7. После курса антибиотиков включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

    8. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделять отдельную посуду, после ее использования кипятить, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить легко моющиеся, влажная уборка, проветривание).

    9. Вне обострения заболевания проводить профилактические мероприятия: сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапия, санация полости рта.

    10. При повторяющихся ангинах – динамическое наблюдение у педиатра, кардиоревматолога, ЛОР, стоматолога.


    1 | | | |

    Глава 14. Уход за больными с поражениями уха, горла и носа (Докт. мед. наук М. А. Шустер)

    Вдувание порошков . В оториноларингологической практике порошки вдувают при заболеваниях носа, глотки и ушей. Применяемые порошки должны быть сухими, тщательно измельченными. Вдувают порошки обычно с помощью специальных порошковдувателей или небольшого резинового баллона. Перед вдуванием порошка в ухо наружный слуховой проход должен быть тщательно очищен от гноя. Вдувание порошков в глотку чаще всего производится больным после тонзиллэктомии для лучшего заживления послеоперационных ниш. Перед вдуванием порошка больного нужно предупредить, чтобы он во время процедуры не дышал, во избежание попадания порошка в дыхательные пути, что может вызвать приступ кашля.

    В нос порошок больной может втягивать сам.

    Вливание лекарственных веществ в гортань производит, как правило, врач. В обязанности медицинской сестры входит подготовка инструментов и растворов для вливания. Вливания производят специальным шприцем, отличающимся от обычного шприца длинным изогнутым наконечником. Шприц стерилизуют ежедневно, а наконечник перед каждым вливанием.

    Медицинская сестра перед каждым вливанием обязательно проверяет лекарство во избежание ошибочного введения в гортань кислот, щелочей, ляписа, что может привести к тяжелым осложнениям, вплоть до смертельного исхода. Медицинская сестра обязана показать врачу пузырек (повернув его этикеткой), из которого набирается раствор для введения в гортань. Наполняет лекарство в шприц только врач.

    Вливание капель в нос производят пипеткой. Детям закапывают 3-4 капли в каждую половину носа, взрослым 6-7 капель, а масляные капли до 15-20 капель. Перед закапыванием следует очистить нос. Закапывание капель в нос производят в сидячем положении с запрокинутой головой или, лежа на спине, не подкладывая подушку под голову. Пальцем приподнимают кончик носа больного и, стараясь не касаться крыльев носа, медленно впускают капли. После этого больной наклоняет голову в сторону той половины носа, в которую производилось закапывание. Для лучшего орошения слизистой оболочки носа можно также рекомендовать больному после закапывания капель пальцами прижать крылья носа к перегородке и сделать несколько движений головой спереди назад и обратно. Через 1-2 мин таким же образом вливают капли во вторую половину носа.

    Вливание капель в ухо производят пипеткой. Детям закапывают 5-6 капель, взрослым - 6-8 капель. Если у больного имеется гноетечение, то перед закапыванием необходимо очистить наружный слуховой проход от гноя. Вливание капель в ухо при наличии гноя совершенно не эффективно, так как лекарственное вещество не проникает к барабанной перепонке, что является основным-назначением ушных капель.

    Капли в ухо закапывают обязательно подогретыми до температуры тела. Холодные капли раздражают лабиринт и могут вызвать головокружение и даже рвоту. Закапывание в ухо производят в положении больного лежа. Перед введением капель голову больного поворачивают на бок так, чтобы ухо, в которое должны закапывать капли, было сверху. Ушную раковину для выпрямления наружного слухового прохода оттягивают у взрослого кзади и кверху, а у маленьких детей - книзу.

    После закапывания пальцем несколько раз нажимают на козелок, что улучшает проникновение капель в барабанную полость. Если больной отмечает, что лекарство попало в рот, то это свидетельствует о проникновении капель в среднее ухо, и через него в евстахиеву трубу. Для удлинения контакта лекарственного вещества с барабанной перепонкой и слизистой оболочкой среднего уха после введения капель в ухо больной должен находиться 10-15 мин в лежачем положении с повернутой головой. Больным с острым катаральным воспалением среднего уха нередко назначают карбол-глицериновые капли. Эти капли можно закапывать только до появления гноетечения, так как при наличии гноя они вызывают ожог барабанной перепонки и слизистой оболочки среднего уха.

    Ингаляцией называется введение в дыхательные пути мелко распыленного лекарственного раствора (масло, сода, димедрол, антибиотики и др.) в смеси с водяным паром или воздухом. В настоящее время многие лечебные учреждения оснащены стационарными ингаляционными установками и их обслуживают специально обученные медицинские сестры.

    Ингаляция часто выполняется и с помощью специального парового ингалятора. В стаканчик наливают раствор питьевой соды (половина чайной ложки на стакан воды). Ингалятор включают в электрическую сеть, и, когда вода в резервуаре ингалятора закипает, образующийся пар начинает поступать в трубку пульверизатора, увлекает за собой раствор соды и выходит через трубку.

    Больной садится перед ингалятором таким образом, чтобы трубка ингалятора находилась на уровне его рта, и ртом вдыхает выходящий из трубки пар.

    Длительность ингаляции 5-7 мин.

    При отсутствии ингалятора эта процедура может быть выполнена с помощью чайника, в который заливают 2-3 стакана воды и ставят на огонь. Когда вода в чайнике закипит, из носика чайника будет поступать пар, которым больной дышит так же, как и из ингалятора. Во избежании ожога кожи лица на кончик носика чайника надевают раструб, сделанный из плотной бумаги, и через этот раструб дышат паром. Щелочные и масляные ингаляции можно делать несколько раз в день.

    Этап сестринского процесса - сбор информации.

    Головокружение создает у пациента иллюзию, что его тело или окружающие предметы кружатся или падают. Часто больные жалуются на головокружение, подразумевая ощущение измененной пространственной ориентации, например, неустойчивость, потерю равновесия или легкость в голове. При сборе анамнеза важно отличать чувство общей неустойчивости от ощущения вращения. Например, если пожилой пациент быстро встанет, он может почувствовать головокружение по причине ортостатического перераспределения крови, а не вследствие болезни вестибулярной системы. Головокружение обычно указывает на заболевание вестибулярного аппарата. Ощущение опрокидывания или падения может носить изначально вестибулярный характер.

    Если подозревается заболевание, связанное с дисфункцией ЦНС, нужно спросить пациента, страдает ли он головными болями, и наблюдаются ли у него зрительные, сенсорные или моторные нарушения. Приступы, сопровождающиеся падением, или глубокие обмороки с нарушением нормального процесса мышления, подсказывают, что происхождение заболевания носит центральный (мозговой) характер. Пациент с поражением центральной нервной системы также может рассказать о развитии головокружения при внезапной вспышке света или быстрой смене окружающей обстановке. У пациентов старшего возраста с гипертонической болезнью причиной головокружения могут быть преходящие нарушения мозгового кровообращения.

    Необходимо знать подробную историю приема пациентом лекарств. Головокружение обычно вызывают нейролептики и гипотензивные средства. Нерегулярный пульс, слабость, усталость или затруднение мышления в комбинации с приступами головокружения и сильной головной болью, а также пониженное давление – могут стать причиной предобморочного головокружения. На неспецифическое головокружение обычно жалуются пациенты с гиповолемией.

    Возникновение чувства тревоги объясняется сведениями из анамнеза болезни. Такие пациенты жалуются на немотивированное возникновение паники и фобии. Они редко упоминают непосредственно о головокружении, но могут описывать свое состояние как плавающее, сопровождаемое чувством отрешенности. При подозрении, что головокружение пациента связано с чувством тревоги, не следует тут же ставить диагноз вестибулярного заболевания, так и от чувства тревоги. Зная продолжительность симптоматики, врач может облегчить себе задачу при определении причины появления головокружения. Поэтому важно спросить: «Как долго обычно продолжаются головокружения?».

    Секунды Доброкачественное позиционное головокружение

    Минуты Вертебробазилярная недостаточность, мигрень

    Часы Болезнь Меньера

    Дни Вестибулярный неврит, инфаркт лабиринта.

    Примеры сестринских диагнозов при заболеваниях уха:

    Чувство потери (или снижения) слуха после приема водных процедур

    Заложенность уха

    Боль в ухе стреляющего характера

    Выделения из уха

    Головная боль

    Ощущение прорыва барабанной перепонки

    Постоянное гноетечение (при эпитимпанитах)

    Беспокойство

    Недомогание, слабость, разбитость

    Осуществление плана сестринских вмешательств.

    Подготовка к операции на верхних дыхательных путях и ухе производится по общим правилам с некоторыми дополнениями. В настоящее время при операциях на ухе практически отказались от стрижки головы наголо. Вечером перед операцией выбривают кожу позади ушной раковины (размером примерно 4-6 см.). Остальные волосы зачесывают на сторону, противоположную оперируемому уху, а около операционного поля закрепляют повязкой с клеолом. Утром перед операцией больной чистит зубы и полощет рот дезинфицирующим раствором.

    Медсестра аудиологического кабинета.

    Медицинская сестра сурдологического (аудиологического) кабинета должна уметь проверять слух шепотной и разговорной речью, камертонами, проводить тональную аудиометрию, воспроизводить ее на специальных бланках - аудиограммах. Перед обследованием сестра должна объяснить больному, что ему следует делать, как вести себя в процессе исследования. Если больной не слышит, надо написать задание на бумаге. Лишь после того, как сестра убедиться, что ее поняли, можно выполнять обследование. Аккуратность, внимание - основные качества, облегчающие труд медицинской сестры на этом посту.

    Как поступать, если показания аудиограммы расходятся с результатами осмотра и теста камертоном? Возможно, аудиологическое оборудование уже давало ошибочные результаты в последнее время? Оба ли наушника исправны? Правильно ли тестирующий пользуется камертонами? Понял ли пациент указания медицинской сестры? Возможно, у пациента замедленное восприятие. Необходимо просмотреть (если это возможно) старые аудиограммы для сравнения.

    Все пациенты с потерей слуха должны пройти медицинское освидетельствование, прежде чем приобретать слуховой аппарат. Часто пациентам с нарушением слуховой проходимости может помочь консервативное или хирургическое лечение.

    Пациент с внезапной потерей слуха из-за травмы или инфекции или с асимметричной потерей слуха должен пройти обследование с применением слуховых тестов.

    При таких симптомах, как шум в ушах, чувство заложенности, головокружение или травма уха – обязательная консультация оториноларинголога - сурдолога.

    Элементы сбора анамнеза и осмотра пациента с потерей слуха.

    1. Сбор анамнеза включает выявление событий того периода, когда произошла потеря слуха, например, была ли она следствием травмы, инфекции, напряжения или консервативного лечения.

    2. Выяснение природы начала симптомов, включая время, определение пораженной части, отологических симптомов: боли, выделений, шума в ушах, головокружения, дисфункции черепных нервов и других неврологических отклонений.

    3. Выявление событий, предшествовавших потере слуха, - наследственность, оториноларингологические вмешательства на ухе, чрезмерное воздействие шума.

    4. Физикальное обследование – полный осмотр области головы и шеи, включая исследование состояния черепных нервов, проведение пневматической отоскопии, тестов с камертонами.

    5. Неврологический осмотр – по показаниям.

    Тест слуха.

    Ниже приведена серия вопросов, специально разработанных для оценки состояния слуха и обнаруживающая признаки ухудшения слуха.

    1. Вам хочется, чтобы с Вами говорили медленнее, так как Вам трудно понять содержание разговора.

    2. Вы часто просите собеседника говорить громче.

    3. Вам трудно разговаривать по телефону, так как Вы не понимаете отдельных слов.

    4. Ваши близкие жалуются, что Вы слишком громко включаете телевизор или радиоприемник.

    5. На совещаниях, докладах, в гостях, в театре Вы напрягаете свой слух и при этом пропускаете, не слышите отдельных слов и даже иногда теряете смысл отдельных фраз.

    6. Вы с трудом разбираете женские и детские голоса

    7. Вы чувствуете, что перестали слышать знакомые Вам ранее звуки: пение птиц, шорохи листьев, тихую музыку, тихий разговор окружающих и так далее.

    8. Вы стали плохо слышать звонок телефона или дверной звонок.

    9. Находясь в транспорте, Вы с трудом понимаете разговор.

    Если хотя бы на один из вопросов у Вас будет утвердительный ответ, если к тому же у Вас в детстве болели уши, если Вы любите слушать громкую музыку, - Вам необходимо обратиться в Центр коррекции слуха, где Вам смогут помочь. Помните, что слух – это Ваше здоровье и Ваш комфортный стиль жизни.

    Если у пациента с потерей слуха возникают объективные или субъективные трудности при общении, ему может помочь усилитель звука. Виды слуховых аппаратов:

    заушный слуховой аппарат,

    внутриушной слуховой аппарат,

    внутриканальный слуховой аппарат,

    укороченный внутриканальный слуховой аппарат,

    карманный слуховой аппарат,

    слуховой аппарат в оправе очков.

    в настоящее время активно используются и применяются цифровые (компьютерные) слуховые аппараты, а также слуховые импланты.

    Медицинская сестра сурдологического кабинета должна знать особенности каждого из аппаратов и объяснить при необходимости их преимущества и недостатки.

    Преимущества заушного слухового аппарата:

    Достаточная мощность, чтобы помочь пациенту с глубокой потерей слуха;

    Внешне более привлекателен, чем карманный;

    Устройство достаточно велико, чтобы осуществлять многосторонний контроль электроакустических свойств, легко настраивать;

    Недостатки заушного слухового аппарата:

    Требуется навык в обращении;

    Ушные раковины должны быть нормально развиты. Слуховые аппараты запотевают и внешне менее привлекательны по сравнению с теми, которые вставляются в ушное отверстие или канал.

    Человек, который не слышит, лишен возможности полноценного общения, ему недоступно богатство и красота звуков. Это ведет к возникновению чувства одиночества, сковывает рамками непонимания. Люди такого типа легко ранимы, обидчивы. Недостаток звуковой информации проявляется в недопонимании, а иногда и в недружелюбном отношении глухого к слышащему. Это надо учитывать медсестре при работе с больными со сниженным слухом. Они не сразу понимают, чего от них хотят, часто просят повторить сказанное, записать, что требует от медицинского персонала терпения и такта, неукоснительного соблюдения правил деонтологии и этики. Человек не должен чувствовать себя виноватым из-за своего недостатка.

    Надо сказать, что люди со сниженным слухом часто подвергаются насмешкам окружающих. При обращении больного в сурдологический кабинет, первый, с кем ему приходится общаться, - медицинская сестра. Следует подойти к нему тактично, дать высказаться, при необходимости вести диалог на бумаге. Внимательное отношение к больному, стремление оказать ему поддержку поможет ему обрести уверенность в себе. Иногда, чтобы больной проникся доверием к медицинскому работнику, ему достаточно просто проявить себя доброжелательным слушателем.

    Загрузка...