Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Отделы скелета название костей значение таблица. Скелет человека — строение с названием костей: схема, фото спереди, сбоку, сзади, описание

В человеческом организме все взаимосвязано и устроено очень мудро. Кожный и мышечный покров, внутренние органы и скелет, все это четко взаимодействует друг с другом, благодаря стараниям природы. Ниже изложено описание скелета человека и его функции.

Общая информация

Каркас из костей разного размера и формы, на котором фиксируется тело человека, называется скелетом. Он служит опорой и обеспечивает надежную безопасность важным внутренним органам. Как выглядит скелет человека можно увидеть на фото.

Описываемый орган , соединяясь с мышечными тканями, представляет собой опорно-двигательный аппарат хомо сапиенс. Благодаря этому все индивиды могут свободно двигаться.

Окончательно развитая костная ткань состоит на 20% из воды и является самой крепкой в организме. Человеческие кости включают в себя неорганические вещества, благодаря которым имеют прочность, и органические, дающие гибкость. Именно поэтому кости крепкие и упругие.

Анатомия костей человека

Рассматривая орган более детально, видно, что он состоит из нескольких слоев:

  • Внешний. Образует костная ткань высокой прочности;
  • Соединительный. Слой плотно покрывает кости снаружи;
  • Рыхлая соединительная ткань. Здесь расположены сложные переплетения сосудов крови;
  • Хрящевая ткань. Обосновалась на концах органа, за счет нее кости имеют возможность расти, но до определенного возраста;
  • Нервные окончания. По ним, как по проводам, передаются сигналы от головного мозга и обратно.

В полость костяной трубки помещен костный мозг, он бывает красным и желтым.

Функции

Без преувеличения, можно сказать, что организм погибнет, если скелет прекратит выполнять свои важные функции:

  • Опорная . Твердый костно-хрящевой каркас тела формируют кости, к которым прикрепляются фасции, мышцы и внутренние органы.
  • Защитная . Из созданы вместилища для содержания и защиты спинного мозга (позвоночник), головного мозга (черепная коробка) и для остальных, не менее важных, органов жизнедеятельности человека (реберный каркас).
  • Двигательная . Здесь наблюдается эксплуатация костей мышцами, как рычагами, для движения тела при помощи сухожилий. Они предопределяют слаженность движений суставов.
  • Накопительная . В центральных полостях длинных костей идет накопление жира - это желтый костный мозг. От него зависит рост и крепость скелета.
  • В обмене веществ костная ткань играет не последнюю роль, ее можно смело назвать кладовой фосфора и кальция. Она несет ответственность в обмене дополнительных минеральных веществ в теле человека: серы, магния, натрия, калия и меди. Когда возникает нехватка какого-нибудь из перечисленных веществ, они выделяются в кровь, и распространяются по всему организму.
  • Кроветворная . В кроветворении и костеобразовании, наполненный сосудами и нервами, принимает активное участие красный костный мозг. Скелет содействует созданию крови и ее обновлению. Происходит процесс гемопоэза.

Организация скелета

В строение скелета входит несколько групп костей. Одна содержит в себе позвоночник, черепную коробку, грудную клетку и – это основная группа, которая является несущей конструкцией и образует каркас.

Во вторую, добавочную группу, входят косточки формирующие руки, ноги и кости, обеспечивающие соединение с осевым скелетом. Более подробно каждая группа описана ниже.

Основной или осевой скелет

Череп – является костной основой головы . По форме он представляет собой половину эллипсоида. Внутри черепной коробки расположен головной мозг, здесь же нашли себе место органы чувств. Служит твердой опорой для элементов дыхательного и пищеварительного аппарата.

Грудная клетка – костная основа груди. Имеет сходство со сжатым усеченным конусом. Она является не только опорным, но и подвижным устройством, участвуя в работе легких. В грудной клетке помещены внутренние органы.

Позвоночник – важная часть скелета, он обеспечивает устойчивое вертикальное положение тела и вмещает в себе спиной мозг, защищая его от повреждений.

Добавочный скелет

Пояс верхних конечностей – предоставляет возможность верхним конечностям присоединяться к осевому скелету. В его состав входит пара лопаток и пара ключиц.

Верхние конечности – уникальный рабочий инструмент , без которого не обойтись. В состав входят три отдела: плечевой, предплечья и кисти.

Пояс нижних конечностей – присоединяет нижние конечности к осевому каркасу, а также является удобным вместилищем и опорой для пищеварительной, половой и мочевыделительной системы.

Нижние конечности – в основном выполняют опорную, двигательную и рессорную функции человеческого тела.

О скелете человека с названием костей, а также сколько их всего в теле и каждом отделе, изложено ниже.

Отделы скелета

У взрослого человека скелет содержит 206 костей. Обычно его анатомия дебютирует черепом. Отдельно хотелось бы отметить наличие наружного скелета – зубной ряд и ногти. Каркас человека состоит из множества парных и непарных органов, образуя отдельные скелетные части.

Анатомия черепа

В состав черепной коробки тоже входят парные и непарные кости. Одни являются губчатыми, а другие смешанными. В черепе два основных отдела, они отличаются по своим функциям и развитию. Тут же, в височной области, находится среднее ухо.

Мозговой отдел создает полость для части органов чувств и мозга головы. В нем выделяют свод и основание. Насчитывается в отделе 7 костей:

  • Лобная;
  • Клиновидная;
  • Теменная (2 шт.);
  • Височная (2 шт.);
  • Решетчатая.

В лицевой отдел входит 15 костей. Он вмещает в себя большую часть органов чувств. Здесь берут начало отделы дыхательной и пищеварительной системы .

Среднее ухо содержит цепь из трех мелких косточек, они передают колебания звука от барабанной перепонки к лабиринту. В черепной коробке их 6. Справа 3 и слева 3.

  • Молоточек (2 шт.);
  • Наковальня (2 шт.);
  • Стремя (2 шт.) это самая маленькая кость размером 2,5 мм.

Анатомия туловища

Сюда входит позвоночник начиная с шеи. К нему крепится грудная клетка. Они очень связаны по расположению и функциям, которые выполняют. Отдельно рассмотрим позвоночный столб , затем грудную клетку.

Позвоночный столб

Состоит осевой скелет из 32–34 позвонков. Они соединены между собой хрящами, связками и суставами. Позвоночник делится на 5 отделов и в каждом отделе несколько позвонков:

  • Шейный (7 шт.) сюда входят эпистрофей и атлант;
  • Грудной (12 шт.);
  • Поясничный (5 шт.);
  • Крестцовый (5 шт.);
  • Копчиковый (3–5 сросшиеся).

Позвонки разделяют межпозвоночные диски, количество которых составляет 23 штуки. Такое сочетание имеет название: частично-подвижные суставы .

Грудная клетка

Эта часть скелета человека, формируется из грудины и 12 ребер, которые прикреплены к 12 грудным позвонкам. Сплющенная спереди назад и расширена в поперечном направлении, грудная клетка, образует подвижную и прочную реберную решетку. Она защищает легкие , сердце и основные кровеносные сосуды от повреждений.

Грудина .

Имеет плоскую форму и губчатое строение. На ней заключается реберная клетка спереди.

Анатомия верхних конечностей

С помощью верхних конечностей человек совершает массу элементарных и сложных действий. Руки включают в себя множество мелких частей и разделяются на несколько отделов, каждый из которых добросовестно выполняет свою работу.

В свободную часть верхней конечности входят четыре раздела:

  • Пояс верхней конечности включает в себя: 2 лопатки и 2 ключицы.
  • Плечевые кости (2 шт.);
  • Локтевые (2 шт.) и лучевые (2 шт.);
  • Кисть. Эта сложная часть устроена из 27 мелких фрагментов. Кости запястья (8 х 2), пястья (5 х 2) и фаланги пальцев (14 х 2).

Руки являются исключительным аппаратом для мелкой моторики и точных движений. Кости человека крепче бетона в 4 раза, так что можно выполнять и грубые механические движения, главное не переусердствовать.

Анатомия нижних конечностей

Костями тазового пояса образован скелет нижних конечностей. Человеческие ноги состоят из множества мелких частей и подразделяются на отделы:

Скелет ноги похож на скелет руки. Структура их одинакова, а разница виднеется в деталях и величине. На ноги ложиться вся тяжесть человеческого тела при передвижении. Поэтому они крепче и сильнее чем руки.

Формы костей

В теле человека кости не только разного размера, но и формы. Существуют 4 вида форм костей:

  • Широкие и плоские (как у черепа);
  • Трубчатые или длинные (в конечностях);
  • Имеющие составную форму, несимметричные (тазовые и позвонки);
  • Короткие (косточки запястья или стопы).

Рассмотрев строение скелета человека можно прийти к выводу, что он является важным структурным компонентом тела человека. Выполняет функции, благодаря которым организм осуществляет нормальный процесс своей жизнедеятельности.

Организм человека - сложная и многогранная система, каждая клетка, каждая молекула которой тесно взаимосвязана с другими. Находясь в гармонии друг с другом, они способны обеспечивать единство, которое, в свою очередь, проявляется в здоровье и долголетии, однако при малейшем сбое вся система может рухнуть в один миг. Как устроен этот сложный механизм? Благодаря чему поддерживается его полноценная работа и как предотвратить дисбаланс слаженной и в то же время чувствительной к внешнему воздействию системы? Эти и другие вопросы раскрывает анатомия человека.

Основы анатомии: науки о человеке

Анатомия - это наука, повествующая о внешнем и внутреннем устройстве организма в нормальном состоянии и при наличии всевозможных отклонений. Для удобства восприятия строение человека анатомия рассматривает в нескольких плоскостях, начиная с маленьких «песчинок» и заканчивая крупными «кирпичиками», составляющими единое целое. Такой подход позволяет выделить несколько уровней изучения организма:

  • молекулярный и атомный,
  • клеточный,
  • тканевой,
  • органный,
  • системный.

Молекулярный и клеточный уровни живого организма

Начальный этап изучения анатомии тела человека рассматривает организм как комплекс ионов, атомов и молекул. Как и большинство живых существ, человек образован всевозможными химическими соединениями, основу которых составляют углерод, водород, азот, кислород, кальций, натрий и другие микро- и макроэлементы. Именно эти вещества поодиночке и в комплексе служат основой молекул веществ, входящих в клеточный состав человеческого тела.

В зависимости от особенностей формы, размеров и выполняемых функций выделяют различные виды клеток. Так или иначе, каждая из них имеет схожее строение, присущее для эукариотов - наличие ядра и различных молекулярных компонентов. Липиды, белки, углеводы, вода, соли, нуклеиновые кислоты и т. д. вступают в реакции друг с другом, обеспечивая тем самым выполнение возложенных на них функций.

Строение человека: анатомия тканей и органов

Сходные по строению и функциям клетки в комплексе с межклеточным веществом образуют ткани, каждая из которых выполняет ряд определённых задач. В зависимости от этого в анатомии тела человека выделяют 4 группы тканей:

  • Эпителиальная ткань отличается плотной структурой и малым количеством межклеточного вещества. Такое строение позволяет ей отлично справляться с защитой организма от внешнего воздействия и всасыванием полезных веществ извне. Впрочем, эпителий присутствует не только во внешней оболочке организма, но и во внутренних органах, например, железах. Они быстро восстанавливаются практически без постороннего вмешательства, а потому считаются наиболее универсальными и прочными.
  • Соединительные ткани могут быть очень разнообразны. Они отличаются большим процентом межклеточного вещества, которое может быть любой структуры и плотности. В зависимости от этого варьируют и функции, возложенные на соединительные ткани, - они могут служить опорой, защитой и транспортом питательных веществ для остальных тканей и клеток организма.
  • Особенностью мышечной ткани является умение изменять свои размеры, то есть сокращаться и расслабляться. Благодаря этому она отлично справляется с координацией тела - перемещением как отдельных частей, так и целого организма в пространстве.
  • Нервная ткань - самая сложная и функциональная. Её клетки управляют большинством процессов, протекающих внутри других органов и систем, однако при этом не могут существовать самостоятельно. Всю нервную ткань условно можно разделить на 2 вида: нейроны и глии. Первые обеспечивают передачу импульсов по всему организму, а вторые оберегают и питают их.

Комплекс тканей, локализованный в определённой части организма, имеющий чёткую форму и выполняющий общую функцию, является самостоятельным органом. Как правило, орган представлен различными типами клеток, однако, какой-то определённый вид ткани всегда преобладает, а остальные носят, скорее, вспомогательный характер.

В анатомии человека органы принято условно классифицировать на наружные и внутренние. Наружное, или внешнее, строение человеческого тела можно увидеть и изучить без каких-либо специальных приборов или манипуляций, поскольку все части видны невооружённым глазом. К ним относятся голова, шея, спина, грудь, туловище, верхние и нижние конечности. В свою очередь, анатомия внутренних органов более сложна, поскольку для её изучения требуется инвазивное вмешательство, современные научно-медицинские приспособления или как минимум наглядный дидактический материал. Внутреннее строение представлено органами, находящимися внутри тела человека, - почками, печенью, желудком, кишечником, головным мозгом и т. д.

Системы органов в анатомии человека

Несмотря на то, что каждый орган выполняет какую-то определённую функцию, существовать по-отдельности они не могут - для нормальной жизнедеятельности необходима комплексная работа, поддерживающая функциональность целого организма. Именно поэтому анатомия органов не является самой высокой ступенью изучения тела человека - гораздо удобнее рассматривать устройство организма с системной точки зрения. Взаимодействуя друг с другом, каждая система обеспечивает работоспособность организма в целом.


В анатомии принято выделять 12 систем организма:

  • опорно-двигательный аппарат,
  • покровная система,
  • кроветворение,
  • сердечно-сосудистый комплекс,
  • пищеварение,
  • иммунная,
  • мочеполовой комплекс,
  • эндокринная система,
  • дыхание.

Чтобы детально изучить строение человека, рассмотрим каждую из систем органов более подробно. Краткий экскурс в основу анатомии человеческого тела поможет сориентироваться в том, от чего зависит полноценная работа организма в целом, как взаимодействуют ткани, органы и системы и каким образом сохранить здоровье.

Анатомия органов опорно-двигательной системы

Опорно-двигательный аппарат представляет собой каркас, который позволяет человеку свободно перемещаться в пространстве и поддерживает объёмную форму тела. Система включает скелет и мышечные волокна, которые тесно взаимодействуют друг с другом. Скелет определяет размеры и форму человека и формирует определённые полости, в которых помещены внутренние органы. В зависимости от возраста количество костей в скелетной системе варьирует в пределах выше 200 (у новорождённого 270, у взрослого 205–207), часть из которых выполняют функцию рычагов, а остальные остаются неподвижными, защищая органы от внешних повреждений. Кроме того, костные ткани участвуют в обмене микроэлементов, в частности, фосфора и кальция.


Анатомически скелет состоит из 6 ключевых отделов: пояса верхних и нижних конечностей плюс сами конечности, позвоночный столб и череп. В зависимости от выполняемых функций состав костей включает неорганические и органические вещества в разных пропорциях. Более прочные кости преимущественно состоят из минеральных солей, эластичные - из коллагеновых волокон. Наружный слой костей представлен очень плотной надкостницей, которая не только защищает костную ткань, но и обеспечивает ей необходимое для роста питание - именно из неё в микроскопические канальцы внутренней структуры кости проникают сосуды и нервы.

Соединительными элементами между отдельными костями служат суставы - своеобразные амортизаторы, которые позволяют изменять положение частей тела относительно друг друга. Впрочем, соединения между костными структурами могут быть не только подвижными: полуподвижные сочленения обеспечиваются хрящами различной плотности, а полностью неподвижные - костными швами в местах срастания.

Мышечная система приводит в действие весь этот сложный механизм, а также обеспечивает работу всех внутренних органов благодаря контролируемым и своевременным сокращениям. Скелетные мышечные волокна прилегают непосредственно к костям и отвечают за подвижность тела, гладкие служат основой сосудов и внутренних органов, а сердечные регулирует работу сердца, обеспечивая полноценный кровоток, а значит, жизнеспособность человека.


Поверхностная анатомия человеческого тела: покровная система

Наружное строение человека представлено кожей или, как её принято называть в биологии, дермой, и слизистыми оболочками. Несмотря на кажущуюся незначительность, эти органы играют важнейшую роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности: вкупе со слизистыми кожа является огромной рецепторной площадкой, благодаря которой человек может тактильно ощущать различные формы воздействия, как приятные, так и опасные для здоровья.

Покровная система выполняет не только рецепторную функцию - её ткани способны защищать организм от разрушающего внешнего воздействия, выводить через микропоры токсичные и ядовитые вещества и регулировать колебания температуры тела. Составляя порядка 15 % от общей массы тела, она является важнейшей пограничной оболочкой, регулирующей взаимодействие человеческого тела и окружающей среды.

Система кроветворения в анатомии тела человека

Кроветворение является одним из основных процессов, поддерживающих жизнь внутри организма. Как биологическая жидкость кровь присутствует в 99 % всех органов, обеспечивая их полноценное питание, а значит, и функциональность. Вкупе органы кровеносной системы отвечают за образование форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, лимфоцитов и тромбоцитов, которые служат своеобразным зеркалом, отражающим состояние организма. Именно с общего анализа крови начинается диагностика абсолютного большинства заболеваний - функциональность органов кроветворения, а значит, и состав крови чувствительно реагирует на любое изменение внутри организма, начиная с банального инфекционного или простудного заболевания и заканчивая опасными патологиями. Такая особенность позволяет оперативно приспособиться к новым условиям и быстрее восстановиться, подключив иммунитет и другие резервные возможности организма.


Все выполняемые функции чётко разделены между органами, составляющими кроветворный комплекс:

  • лимфатические узлы гарантируют поставку плазматических клеток,
  • костный мозг формирует стволовые клетки, которые позднее трансформируются в форменные элементы,
  • периферические сосудистые системы служат для транспортировки биологической жидкости к другим органам,
  • селезёнка фильтрует кровь от омертвевших клеток.

Всё это в комплексе является сложным саморегулируемым механизмом, малейший сбой в котором чреват серьёзными патологиями, затрагивающими любую из систем организма.

Сердечно-сосудистый комплекс

Система, включающая сердце и все сосуды, начиная с самых крупных и заканчивая микроскопическими капиллярами диаметром в несколько микрон, обеспечивает циркуляцию крови внутри организма, питая, насыщая кислородом, витаминами и микроэлементами и очищая от продуктов распада каждую клеточку человеческого тела. Эту гигантскую по площади сложнейшую сеть нагляднее всего демонстрирует анатомия человека в картинках и схемах, поскольку теоретически разобраться, как и куда ведёт каждый конкретный сосуд, практически нереально - их количество в организме взрослого достигает 40 млрд и более. Тем не менее, вся эта сеть является сбалансированной замкнутой системой, организованной в 2 круга кровообращения: большой и малый.


В зависимости от объёма и выполняемых функций сосуды можно классифицировать следующим образом:

  1. Артерии - крупные трубчатые полости с плотными стенками, которые состоят из мышечных, коллагеновых и эластиновых волокон. По этим сосудам насыщенная молекулами кислорода кровь разносится от сердца к многочисленным органам, обеспечивая их полноценное питание. Единственным исключением является лёгочная артерия, по которой, в отличие от остальных, кровь движется к сердцу.
  2. Артериолы - более мелкие артерии, способные менять величину просвета. Они служат связующим звеном между объёмными артериями и мелкой капиллярной сетью.
  3. Капилляры - самые маленькие сосудики диаметром не более 11 мкм, сквозь стенки которых из крови в близлежащие ткани просачиваются молекулы питательных веществ.
  4. Анастомозы - артериоло-венулярные сосуды, обеспечивающие переход из артериол в венулу в обход сети капилляров.
  5. Венулы - такие же мелкие, как и капилляры, сосуды, которые обеспечивают отток крови, лишённой кислорода и полезных частиц.
  6. Вены - более крупные по сравнению с венулами сосуды, по которым обеднённая кровь с продуктами распада движется к сердцу.

«Двигателем» столь крупной замкнутой сети является сердце - полый мышечный орган, благодаря ритмичным сокращениям которого кровь продвигается по сосудистой сетке. При нормальной работе каждую минуту сердце перекачивает не менее 6 литров крови, а за день - примерно 8 тысяч литров. Неудивительно, что сердечные заболевания являются одними из самых серьёзных и распространённых, - с возрастом этот биологический насос изнашивается, поэтому необходимо тщательно отслеживать любые изменения в его работе.

Анатомия человека: органы пищеварительной системы

Пищеварение является сложным многоступенчатым процессом, в ходе которого поступившая в организм пища расщепляется на молекулы, переваривается и транспортируется к тканям и органам. Весь этот процесс начинается в ротовой полости, куда, собственно, и поступают питательные элементы в составе блюд, включённых в суточный рацион. Там крупные куски пищи подвергаются измельчению, после чего перемещаются в глотку и пищевод.


Желудок - полый мышечный орган в брюшной полости, является одним из ключевых звеньев пищеварительной цепочки. Несмотря на то, что переваривание начинается ещё в ротовой полости, основные процессы протекают именно в желудке - здесь часть веществ сразу всасывается в кровоток, а часть подвергается дальнейшему расщеплению под воздействием желудочного сока. Основные процессы протекают под воздействием соляной кислоты и ферментов, а слизь служит своего рода амортизатором для дальнейшей транспортировки пищевой массы в кишечник.

В кишечнике желудочное пищеварение сменяется кишечным. Поступающая из протока желчь нейтрализует действие желудочного сока и эмульгирует жиры, повышая их соприкосновение с ферментами. Далее, на протяжении всей длины кишечника, оставшаяся непереваренной масса расщепляется на молекулы и всасывается в кровоток через кишечную стенку, а всё, что остаётся невостребованным, выводится с каловыми массами.

Помимо основных органов, отвечающих за транспортировку и расщепление нутриентов, к пищеварительной системе относятся:

  • Слюнные железы, язык - отвечают за подготовку пищевого комка к расщеплению.
  • Печень - самая крупная в организме железа, которая регулирует синтез желчи.
  • Поджелудочная железа - орган, необходимый для выработки ферментов и гормонов, принимающих участие в метаболизме.

Значение нервной системы в анатомии тела

Комплекс, объединённый нервной системой, служит своего рода центром управления всеми процессами организма. Именно здесь регулируется работа тела человека, его способность воспринимать и реагировать на любой внешний раздражитель. Руководствуясь функциями и локализацией конкретных органов нервной системы, в анатомии тела принято выделять несколько классификаций:

Центральная и периферическая нервные системы

ЦНС, или центральная нервная система, - это комплекс веществ головного и спинного мозга. И тот, и другой одинаково хорошо защищены от травмирующих внешних воздействий костными структурами - спинной мозг заключён внутри позвоночного столба, а головной располагается в полости черепа. Такое строение организма позволяет предотвратить повреждения чувствительных клеток мозгового вещества при малейшем воздействии.


Периферическая нервная система отходит от позвоночного столба к различным органам и тканям. Она представлена 12 парами черепных и 31 парой спинномозговых нервов, по которым различные импульсы молниеносно передаются от мозга к тканям, стимулируя или, наоборот, подавляя их работу в зависимости от различных факторов и конкретной ситуации.

Соматическая и вегетативная нервные системы

Соматический отдел служит связующим элементом между окружающей средой и организмом. Именно благодаря этим нервным волокнам человек в состоянии не только воспринимать окружающую действительность (например, «огонь горячий»), но и адекватно на неё реагировать («значит, надо убрать руку, чтобы не получить ожог»). Такой механизм позволяет защитить тело от немотивированного риска, подстроиться под окружающую обстановку и правильно проанализировать информацию.

Вегетативная система более автономна, поэтому медленнее реагирует на влияние извне. Она регулирует деятельность внутренних органов - желёз, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем, а также поддерживает оптимальный баланс во внутренней среде человеческого тела.

Анатомия внутренних органов лимфатической системы

Лимфатическая сеть хоть и менее обширна, чем кровеносная, но не менее значима для поддержания здоровья человека. К ней относятся разветвлённые сосуды и лимфатические узлы, по которым движется биологически значимая жидкость - лимфа, находящаяся в тканях и органах. Ещё одним отличием лимфатической сети от кровеносной является её незамкнутость - сосуды, несущие лимфу, не смыкаются в кольцо, оканчиваясь непосредственно в тканях, откуда всасывают лишнюю жидкость и впоследствии переносят к венозному руслу.


В лимфатических узлах происходит дополнительная фильтрация, позволяющая очистить лимфу от молекул вирусов, бактерий и токсинов. По их реакции медики обычно и узнают, что в организме начался воспалительный процесс, - места локализации лимфоузлов становятся отёчными и болезненными, а сами узелки заметно увеличиваются в размерах.

Основная сфера деятельности лимфатической системы заключается в следующем:

  • транспорт липидов, всосавшихся с пищей, в кровяное русло;
  • поддержание сбалансированного объёма и состава биологических жидкостей организма;
  • эвакуация скопившихся излишков воды в тканях (например, при отёках);
  • защитная функция тканей лимфоузлов, в которой вырабатываются антитела;
  • фильтрация молекул вирусов, бактерий и токсинов.

Роль иммунитета в анатомии человека

На иммунной системе лежит ответственность за поддержание здоровья организма при любом внешнем воздействии, особенно вирусной или бактериальной природы. Анатомия тела продумана таким образом, чтобы болезнетворные микроорганизмы, попадая внутрь, максимально быстро встречались с органами иммунитета, которые, в свою очередь, должны не только распознать происхождение «незваного гостя», но и правильно отреагировать на его появление, подключив остальные резервы.


Классификация органов иммунитета включает центральную и периферическую группы. К первой относятся костный мозг и тимус. Костный мозг представлен губчатой тканью, которая способна синтезировать клетки крови, в том числе лейкоциты, отвечающие за уничтожение чужеродных микробов. А тимус, или вилочковая железа, является местом для размножения лимфатических клеток.

Периферические органы, отвечающие за иммунитет, более многочисленны. К ним относятся:

  • Лимфатические узлы - место фильтрации и распознавания патологических микроэлементов, проникших в организм.
  • Селезёнка - многофункциональный орган, в котором осуществляется депонирование элементов крови, её фильтрация и производство лимфатических клеток.
  • Участки лимфоидной ткани в органах - место, где «работают» антигены, вступая в реакцию с болезнетворными микроорганизмами и подавляя их.

Благодаря работоспособности иммунитета организм может справляться с вирусными, бактериальными и другими заболеваниями, не обращаясь за помощью к медикаментозной терапии. Крепкий иммунитет позволяет противостоять чужеродным микроорганизмам на начальном этапе, предотвращая тем самым возникновение болезни или как минимум обеспечивая её лёгкое течение.

Анатомия органов чувств

Органы, отвечающие за оценку и восприятие реалий внешней среды, относятся к органам чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Именно через них к нервным окончаниям поступает информация, которая молниеносно обрабатывается и позволяет правильно реагировать на обстановку. К примеру, осязание позволяет воспринять информацию, поступающую через рецепторное поле кожи: на ласковые поглаживания, лёгкий массаж кожа мгновенно реагирует едва ощутимым повышением температуры, которое обеспечивается благодаря притоку крови, тогда как при болезненных ощущениях (например, при термическом воздействии или повреждении тканей), ощущаемых на поверхности дермальных тканей, организм мгновенно реагирует сужением кровеносных сосудов и замедлением кровотока, который обеспечивает защиту от более глубоких повреждений.


Зрение, слух и другие органы чувств позволяют не только физиологически реагировать на изменения во внешней среде, но и испытывать различные эмоции. Например, видя прекрасную картину или слушая классическую музыку, нервная система посылает организму сигналы к расслаблению, умиротворению, благодушию; чужая боль, как правило, вызывает сострадание; а неприятные новости - грусть и озабоченность.

Мочеполовая система в анатомии тела человека

В некоторых научных источниках мочеполовую систему рассматривают как 2 составляющие: мочевыделительную и репродуктивную, однако, из-за тесной взаимосвязи и смежного расположения их всё же принято объединять. Строение и функции этих органов сильно разнятся в зависимости от половой принадлежности, поскольку на них возложен один из самых сложных и загадочных процессов взаимодействия полов - репродукция.

И у женщин, и у мужчин мочевыделительная группа представлена следующими органами:

  • Почки - парные органы, которые выводят из организма излишек воды и токсичные вещества, а также регулируют объём крови и других биологических жидкостей.
  • Мочевой пузырь - полость, состоящая из мышечных волокон, в которой накапливается моча до момента её выведения.
  • Уретра, или мочеиспускательный канал - путь, по которому моча эвакуируется из пузыря после его наполнения. У мужчин он составляет 22–24 см, а у женщин - всего 8.

Репродуктивная составляющая мочеполовой системы сильно разнится в зависимости от пола. Так, у мужчин она включает яички с придатками, семенные железы, простату, мошонку и пенис, которые в комплексе отвечают за формирование и эвакуацию семенной жидкости. Женская половая система устроена более сложно, поскольку именно на представительниц прекрасного пола ложится ответственность за вынашивание ребёнка. К ней относятся матка и маточные трубы, пара яичников с придатками, влагалище и наружные половые органы - клитор и 2 пары половых губ.


Анатомия органов эндокринной системы

Под эндокринными органами подразумевают комплекс различных желёз, которые синтезируют в организме специальные вещества - гормоны, отвечающие за рост, развитие и полноценное протекание многих биологических процессов. К эндокринной группе органов относятся:

  1. Гипофиз - небольшая «горошина» в головном мозге, которая вырабатывает около десятка разнообразных гормонов и регулирует рост и размножение организма, отвечает за поддержание метаболизма, артериального давления и мочеиспускания.
  2. Щитовидная железа, расположенная в области шеи, контролирует деятельность обменных процессов, отвечает за сбалансированный рост, интеллектуальное и физическое развитие личности.
  3. Паращитовидная железа - регулятор усвоения кальция и фосфора.
  4. Надпочечники вырабатывают адреналин и норадреналин, которые не только контролируют поведение в стрессовой ситуации, но и влияют на сердечные сокращения и состояние сосудов.
  5. Яичники и яички - исключительно половые железы, которые синтезируют гормоны, необходимые для нормальной половой функции.

Любое, даже самое минимальное, повреждение эндокринных желёз может стать причиной серьёзного гормонального дисбаланса, который, в свою очередь, приведёт к сбоям в работе организма в целом. Именно поэтому исследование крови на уровень гормонов является одним из базовых исследований в диагностике различных патологий, особенно связанных с репродуктивной функцией и всевозможными нарушениями развития.

Функция дыхания в анатомии человека

Система дыхания человека отвечает за насыщение организма молекулами кислорода, а также выведение отработанного углекислого газа и токсических соединений. По сути, это последовательно соединённые между собой трубки и полости, которые сначала заполняются вдыхаемым воздухом, а потом изгоняют изнутри углекислый газ.


Верхние дыхательные пути представлены носовой полостью, носоглоткой и гортанью. Там воздух согревается до комфортной температуры, позволяя предотвратить переохлаждение нижних отделов дыхательного комплекса. Кроме того, слизь носа увлажняет слишком сухие потоки и обволакивает плотные мельчайшие частички, которые могут травмировать чувствительную слизистую.

Нижние дыхательные пути начинаются гортанью, в которой не только осуществляется функция дыхания, но и формируется голос. При колебании голосовых связок гортани возникает звуковая волна, однако трансформируется в членораздельную речь она только в ротовой полости, с помощью языка, губ и мягкого нёба.

Далее воздушный поток проникает в трахею - трубку из двух десятков хрящевых полуколец, которая прилегает к пищеводу и впоследствии распадается на 2 отдельных бронха. Затем бронхи, впадающие в ткани лёгких, ветвятся на меньшие по размеру бронхиолы и т. д., вплоть до образования бронхиального дерева. Сама же лёгочная ткань, состоящая из альвеол, отвечает за газообмен - всасывание кислорода из бронхов и последующую отдачу углекислоты.

Послесловие

Организм человека представляет собой сложную и уникальную в своем роде структуру, которая способна самостоятельно регулировать свою работу, реагируя на малейшие изменения окружающей среды. Базовые знания анатомии человека обязательно пригодятся каждому, кто стремится сохранить свой организм, поскольку нормальная работа всех органов и систем является основой здоровья, долголетия и полноценной жизни. Понимая, как происходит тот или иной процесс, от чего он зависит и чем регулируется, вы сможете вовремя заподозрить, выявить и скорректировать возникшую проблему, не пуская её на самотёк!

О существовании костей в нашем организме знает каждый. Будучи твердым остовом, скелет (от греч. “скелетон” - “высохший”, “высушенный”) выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями – хрящами, связками, сухожилиями – дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Кроме того, кости, мышцы и связки служат надежным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей. На рисунке 1 Вы можете просмотреть скелет человека.

Рис. 1. Скелет человека.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Костной ткани в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше), т.е. составляет 1/5–1/7 массы тела человека. Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Во-первых, оно несколько различно у разных людей. Примерно у 20 % людей есть отклонения в количестве позвонков. Один человек из каждых 20 имеет лишнее ребро, причем у мужчин это встречается примерно в три раза чаще, чем у женщин (вопреки библейской легенде о сотворении Евы из ребра Адама). Во-вторых, количество костей меняется с возрастом: со временем некоторые кости срастаются, образуя плотные швы. Поэтому современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300. каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами, которые приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами.

Просмотрите видео 1.

Ребята, посмотрите видео ".


В скелете человека различают: осевой скелет и периферический скелет. Рисунок 2.

Рис. 2. Схема строения скелета человека

Осевой скелет. Скелет головы (черепа)

Состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. Единственная подвижная кость черепа - нижняя челюсть. Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем.

В черепе выделяют крупный мозговой и меньший лицевой (висцеральный) отделы. Мозговой отдел образуют кости: непарные – лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные – теменные и височные.

Наиболее крупные кости лицевого отдела – парные скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные и непарные – нижняя челюсть и расположенная на шее подъязычная кость.


Рассмотреть скелет черепа Вы можете на рисунке 3.

Рис. 3. Скелет головы

На рисунку 4 показано соединение костей черепа

Рис. 4. Соединение костей черепа

Модель человеческого черепа увидим на видео 3



Скелет туловища

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки . Рисунки 5 и 6 соответственно.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Рис. 5. Позвоночник

Позвоночник имеет 4 изгиба, играющих роль амортизаторов: благодаря ним смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.
Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

А сейчас ребята попробуйте самостоятельно выполнить задание(Предварительно создайте копию документа. Подпишите документ, указав свою фамилию и имя).

Строение шейных позвонков

Строение шейных позвонков


Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости. их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Рис. 6. Грудная клетка


Пояс верхних конечностей

Образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет верхней конечности (Рисунок 7) состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья (лучевая и локтевая) и кисти (3 отдела – запястье, пясть, фаланги пальцев). Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение (плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения.

Рис. 7. Скелет верхней конечности

Пояс нижних конечностей

Пояс нижних конечностей (тазовый пояс) составляют три неподвижно соединенные между собой кости, сросшиеся с крестцом, что позволяет им выдерживать большие физические нагрузки и выполнять защитную функцию для внутренних органов. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка кости свободной нижней конечности.

Малая берцовая или малоберцовая — одна из костей голени человека. Она расположена рядом с большой берцовой, выше голеностопного сустава, ниже коленного. К ней крепятся мышцы, связки, обеспечивающие координацию положения тела человека.

Большая берцовая, она же большеберцовая кость человека — одна из двух костей голени. Она расположена рядом с малой берцовой, ниже коленного, выше голеностопного суставов. Это длинная трубчатая кость, внутри которой находится жёлтый костный мозг — жировая ткань, запасающая энергию.

Коленный сустав — один из синовиальных суставов человека. Он образован бедренной, малой берцовой, а также большой берцовой костями. Данная структура позволяет двигаться голени относительно бедра на сто двадцать градусов назад.

Кость бедра — длинная круглая кость — самая большая, тяжёлая из всех. Она соединяется на верхнем конце с тазобедренным суставом, а на нижнем — с коленным. Благодаря наличию шейки и структуре тазобедренного сустава, она обладает очень широким диапазоном движения.

Тазобедренный сустав человека образован тремя тазовыми костями, а также головкой бедренной кости. Он позволяет выполнять ноге широкий диапазон движений: вращение на триста шестьдесят градусов и отведение в сторону на девяносто. От вывиха его поддерживают связки, а также мышцы, прикреплённые к нему.

1 …

Скелет человека и его кости

Это — уникальное по своим свойствам, а также функциям устройство. Оно позволяет осуществлять опору, движение всего организма. Человеческий скелет обладает одновременно прочностью, позволяющей всему организму выдерживать значительные физические перегрузки, и, в тоже время лёгкостью, а также гибкостью, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Он состоит из позвоночника, костей черепа, плечевого пояса, рёбер, тазовых костей рук, ног. Скелет человека обычно состоит из около двухсот десяти костей, 30 из которых являются парными, а все остальные — не парными. Они делятся на длинные, короткие, а также плоские, воздухоносные. Скелет человека обладает следующим рядом функций: опорной, двигательной, защитной (защищает внутренние органы от внешнего воздействия), рессорно-амортизирующей, кроветворной, а также частично участвует в процессе обмена веществ. Различают два основных отдела: осевой (включает в себя череп, грудную клетку, позвоночник), а также добавочный (пояса верхних, нижних конечностей и сами верхние, нижние конечности). Самой длинной считается бедренная кость человека.

Продолжаем углубление в анатомию, на этот раз расскажем детям про скелет человека. Сложные темы нужно подать ребенку в интересных занятиях. Первоначально обратим внимание если интерес к собственному телу уже присутствует, затем проанализируем что именно нравится вашему маленькому ученику: эксперименты, лепка из пластилина, аппликация – все может идти в ход. В статье я делюсь полной информацией занятий по данной теме с сыном.

  1. Скелет человека для младших дошкольников
  2. Скелет человека с названием костей – карточки
  3. Строение скелета человека: голова, туловище, конечности

Здравствуйте, уважаемые читатели, приветствую вас на блоге . Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир человеческих костей. Именно так, мы постараемся как герои мультфильмов углубиться в недра организма. На чем будем путешествовать, на волшебном автобусе или летающем корабле, решать вам. Главное, чтобы нашим маленьким пассажирам было интересно. Поехали!

Это первый кроссворд в жизни сына за его 5 лет 6 месяцев. Для познаний моего ребенка он оказался достаточно легким, что свидетельствует о полноценном усвоении информации из детских энциклопедий. Литературу нашей детской библиотеки я упомяну по ходу рассказа.

На 6 карточках написала от руки вопросы, а на отдельном листе начертила сетку для заполнения. При желании вы можете сделать тоже самое, но сначала оцените познания своего ребенка. Если ответы на вопросы ему еще не знакомы, отложите данный кроссворд до окончания нужных тем.

Вопросы:

  1. Не часы, а тикает.
  2. Поезд бесконечно развозящий по телу питательные вещества.
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит.
  4. Орган зрения.
  5. Орган дыхания человека.
  6. И говорит, и кушает.

Александр с удовольствием взялся за дело, ему действительно было интересно разгадывать кроссворд. После окончания мне был заказан новый о растениях и их выращивании.

Скорей всего ваш ребенок заинтересовался собственным телом в младшем дошкольном возрасте. Ведь малыши такие любознательные и начинают задавать множество вопросов. Но не стоит торопиться и вести дитя на экскурсию в мединститут, ограничьтесь рассматриванием подобного скелета человека из книги Мое тело от макушки до пяток . Где девочка Аня рассказывает про кости человека, наши мышцы и как она растет.

Если сохранились вещи ребенка, из которых он вырос, то достаньте их и поговорите о том как меняется его тело. Догадается ли малыш, что размер обуви и одежды меняется из-за того, что растут его кости? После прочтения данной книги, обязательно догадается! На этом этапе будет прекрасным дополнением собрать свой скелет, даже ребенок 5 лет справится с этим.

У многих сохранились дома снимки рентгена, покажите их своему маленькому ученику. Рассмотрите вместе и дайте возможность угадать какая часть скелета расположена на снимке. Если они хорошего качества, то можно увидеть даже текстуру костей. У нас был снимок ребер Александра в возрасте трех лет и стопы мамы.

Для деток лет с четырех будет интересна и понятна книга “Секреты человека” из серии Волшебные створки. В ней уже дается информация по анатомии, но все еще в облегченном для понимания детей варианте.


Увеличить

Именно благодаря данной книге мы решили подурачиться и разрисовать нашего скелетика. Плюсы подобных игр заключаются в том, что ребенок чувствует каждую свою косточку во время прорисовывания, а затем может увидеть себя в зеркале. Мой скелетик затем потребовал нарисовать тазовую кость, но этого мы вам уже не покажем.

Не могу не упомянуть книгу издательства МИФ “Кости и скелеты”, где малыш сможет увидеть скелет человека в свой рост, а также рассмотреть скелеты разных животных.

Покажите детям скелет человека в видео, которое не очень анимированное, но все же лучше воспримется чем презентация на слайдах.

Скелет. Строение тела для детей – развивающий мультфильм

Можно также посмотреть мультфильмы про Адибу, который нам уже знаком по . Адибу путешествует по скелету “Почему я стою прямо”:

И объяснение про мышцы человека “Почему я двигаюсь”:

Для маленьких любителей развивающих карточек, есть замечательные пособия, в которые входит скелет человека с названием костей. Появились они у нас уже давно на русском, английском, французском и испанском языках. Две прекрасные мамы Катрин и Ольга поделились ими со всеми желающими, здесь можно скачать карточки . Как видно на фотографии речь идет не только о скелете человека с названием костей, но также и названии всех мышц, органов.

Очень советую сразу заламинировать карточки, так как они пригодятся вам не только на вводных занятиях по анатомии, но также и в изучении иностранных языков. Мы не проживаем в России, поэтому в нашем случае это очень важно. Ведь нет ничего хуже, когда хочешь рассказать то что знаешь и не можешь из-за незнания терминов на языке собеседника.

Строение скелета человека

Итак перейдем к более серьезному познанию. Первое что мы объясним ребенку, что скелет человека делится на следующие части:

  • Скелет головы;
  • туловища;
  • верхних конечностей (плечевой пояс, конечности);
  • нижних конечностей (тазовый пояс, конечности).

Если вы покажете это на картинке или на макете скелета, то дошкольник обязательно поймет.

Скелет головы человека

Скелетом головы человека является череп, об этом наши детки узнают из мультиков еще задолго до того как мы решаем рассказать им об их собственном теле. Ребенку дошкольного возраста будет достаточно знать, что череп надежно защищает его мозг, который в свою очередь очень мягкий и уязвимый.

Также многих детей может заинтересовать, почему на черепе нет носа? Объясняем, что на самом деле нос состоит из приросшего к кости мягкого хряща. А после смерти хрящ разлагается.

Давайте посмотрим на схему скелета в книге Тело человека . Что ребенок сразу заметит в черепе?


Фото увеличивается при клике
  • Глазницы, которые защищают наши глаза;
  • зубы закрепленные корнями в верхней и нижней челюстях;
  • задняя часть черепа короче чем лицевая.

Объясните, что именно в задней части находится наш мозг. Единственная подвижная часть черепа – это нижняя челюсть. Пусть дитя откроет и закроет ротик, он сам это почувствует.

Если есть желание углубиться еще, то разберите некоторые кости черепа, которые не сильно отличаются от знакомых ребенку слов. Показывайте на своей голове, а он пусть повторяет за вами показывая на своей.

  1. Лоб – лобная кость.
  2. Виски – височная кость.
  3. Нос – носовая кость.
  4. Затылок – затылочная кость.
  5. Темечко – теменная кость.
  6. Скулы – скуловая кость.
  7. Нижняя челюсть – нижнечелюстная кость.
  8. Верхняя челюсть – верхнечелюстная кость.

Так как занятие рассчитано на дошкольников, то им достаточно объяснить, что скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки . Ребра защищают сердце и легкие, а всего у человека 12 пар ребер. Если ребенок уже умеет считать, то ему не составит труда прибавить 12+12 и узнать общее число.

Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими?

Как мы узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков. Давайте посмотрим наглядно как это происходит.

Нам понадобится:

  • Синельная проволока;
  • 2 шариковые ручки;
  • ножовка.

Вытаскиваем все детали шариковых ручек, нам необходим только каркас (пластмассовая трубочка). Одну трубочку оставляем как есть, она должна иметь открытые отверстия с обеих сторон. Другую распиливаем на кусочки.

Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения.

Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь, наш “позвоночник” стал более гибким?

После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом. Пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Функции конечностей человека – рук и ног – совершенно разные. Ноги отвечают за опору и передвижение. А кисти рук обеспечивают разнообразные сложные движения. Просим ребенка взять предметы ногами и походить на руках, это весело и он сразу поймет разницу в функциях. Скелет кисти руки состоит из 27 костей, а скелет стопы из 26 костей.

Мы с Александром подробно разобрали только одну конечность, сын сделал ее из пластилина.

Наблюдая за работой ребенка, я поняла, что любое знание скелета человека можно хорошо понять и выучить если делать подобные пластилиновые рентгены. Ведь во время создания подобного макета приходится анализировать, считать количество деталей, обращать внимание на их форму.

Так сколько костей в скелете человека?

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей. А скелет новорожденного примерно из 300. Что же случается потом? Малыш развивается и некоторые косточки срастаются, из них образуются более крупные кости. Мужчины и женщины не различаются по количеству костей – папа и мама могут иметь одинаковое их количество.

Уважаемые родители, в разных источниках дается информация о скелете взрослого человека с 206 костями, 210, чуть больше 200. И все эти данные верны. Просто объясните ребенку, что каждый организм индивидуален, срастание детских косточек у всех происходит по разному. Так что данные 200-218 оптимальны.

  1. Наш череп состоит из 29 костей.
  2. Скелет туловища:
    Позвоночный столб состоит из 32-34 позвонков;
    Грудная клетка состоит из 37 костей, куда включены 12 пар ребер.
  3. Кости верхней конечности 80.
  4. Кости нижней конечности 60.

Общий подсчет ведется таким образом: 29+37+80+60=206. Именно поэтому во многих источниках дается данная цифра, но не забываем об индивидуальности.

Сколько весит скелет человека?

Все мы знаем выражение “легкие кости и тяжелые кости”. Порой берешь ребенка на руки и удивляешься насколько он легок или наоборот тяжел – внешний вид порой обманчив. Не смотря на это имеется таблица, по которой принято рассчитывать вес скелета человека:

Кости мужчины составляют 17-18% от массы тела.
Женщины – 16% от общего веса.
Вес детского скелета равняется 14% от веса ребенка.

Если дома есть весы, то взвесьтесь всей семьей и просчитайте вес костей мамы, папы, ребенка. Такая подача информации обязательно запомнится ребенку.

Теперь после всего пройденного можно посмотреть видео Скелет человека, для закрепления знаний.

Даже при том, что кости очень легкие, они также очень сильные. А вот насколько они сильны, зависит от того, сколько карбоната кальция они содержат. Давайте проведем эксперимент!

Что нам понадобится:

  • Высушенная, чистая куриная кость (кость ноги или крыла, у нас и то и другое);
  • колбочки для эксперимента (стакан);
  • белый уксус (у нас 5%).

Даем ребенку кость и просим его попробовать сломать ее. Отмечаем насколько она жесткая и не поддается детским ручкам. Рассматриваем кость под лупой и с боков прекрасно видим губчатую костную ткань.

Теперь помещаем куриные кости в колбы, у нас их три, и покрываем уксусом.

Позвольте костям полежать в уксусе в течение 1-3 дней, затем вылейте уксус. Первую кость с крылышка, самую тонкую, мы достали через сутки. Теперь дайте ребенку потрогать кость и определить в чем разница. Видно как края кости гнутся. На ребенка это производит впечатление!

Вторую и третью кость мы достали через трое суток. Если хочется бОльшего эффекта, можно сливать и обновлять уксус раз в сутки. А можно взять уксусную эссенцию, но у нас таких чудес не продают. Кость с крылышка, через 3 дня, действительно отлично гнулась по всей длине. А вот толстая кость с ножки размягчилась только по краям. Теперь можно легко разломать и увидеть внутри костномозговой канал.

Выводы эксперимента

Кости сделаны из карбоната кальция и мягкого материала коллагена. Когда куриная кость была помещена в стакан с уксусом, уксусная кислота растворила карбонат кальция и остался практически только коллаген. Кальций необходим, чтобы сделать наши кости сильными. Состав наших костей меняется в зависимости от того что мы кушаем (состава пищи). Несколько продуктов, которые содержат много кальция: молоко, сыр, соевые продукты, бобы, миндаль, рыба (в консервах) и капуста. После подобного занятия ребенок понимает насколько важно их употребление.

На тему из чего состоят кости человека, Александр посмотрел мультфильм, который запал ему в душу. Просил пересмотреть на протяжении трех дней. На мой взгляд, для дошкольников тема раскрыта хорошо но сложно. Мнение же ребенка говорит об обратном. После просмотров сын может сдать экзамен по анатомии о лейкоцитах и кровяных тельцах.

– А каким был бы человек без костей?

Такой провокационный вопрос я задала Александру. Мой ребенок лег на пол и начал двигаться как слизень.

– Как лужа из кожи!

Да, вот такое сравнение выдал мой мальчик. А я предложила ему посмотреть это наглядно. Раз уж лужа, то вода. Взяла резиновую перчатку, налила в нее воду из под крана – вот и получили кисть без костей!

Дорогие друзья, наше путешествие по скелету человека закончено. Напоследок покажу какой подарок решил сделать сыночек мне на день рождения, который совпал с нашими занятиями. Он просил меня не подсматривать, чтобы я получила настоящий сюрприз. И вот он!

– Смотри мама, череп улыбается тебе! – с такими словами мне был преподнесен подарок.

И я уверена, что ни одна мама не получала такого замечательного скелета человека в свой день рождения.

Загрузка...