Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

И основы эпидемиологии. Основы эпидемиологии Эпидемиология инфекционных заболеваний основы здравоохранения

Л №1: Тема: Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела. Устройство и режим инфекционных больниц и отделений. Лечение и уход за инфекционными больными.

« Инфекция » переводится с латинского как «заражение».

« Инфекционные болезни » - это обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями и простейшими.

Сущность ИБ состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия макроорганизма и микроорганизма. Но это взаимодействие не всегда приводит к болезни.

« Инфекционный процесс » - это совокупность физиологических защитных и патологических реакций, возникающих в определенных условиях внешней среды в ответ на воздействие возбудителя.

В инфекционном процессе (ИП) имеются 3 участника :

1 микроорганизм

2 макроорганизм

3 окружающая среда

Роль микроорганизма:

Способность микроорганизмов вызывать ИП обусловлена 2-мя основными характеристиками:

1. Патогенность (болезнетворность) - характеризует способность микроорганизма проникать в организм человека или животного и использовать его как среду своей жизнедеятельности, размножения и вызывать патологические изменения в органах и тканях.

2. Вирулентность - степень (мера) патогенности конкретного штамма микроорганизма.

По степени патогенности микроорганизмы разделяют на 3 группы :

Не патогенные

Условно-патогенные

Патогенные

Роль макроорганизма:

Форма проявления ИП, длительность, тяжесть и исход зависят от состояния защитных механизмов макроорганизма.

К защитным механизмам относятся :

Наружные барьеры

Внутренние барьеры

Клеточные механизмы

Гуморальные механизмы

Роль окружающей среды:

Важное значение имеют неполноценное питание, физические воздействия, интоксикации и другие.

Формы ИП:

Носительство

Латентная инфекция

Инфекционная болезнь (ИБ)

1 Носительство

Возбудитель размножается, развивается в организме, выделяется, но клинические проявления отсутствуют.

2 Латентная инфекция

Это длительное бессимптомное взаимодействие организма с инфекционным агентом, который находится в неактивной форме. Но при воздействии различных факторов может наступить заболевание.

Повторное заражение и развитие инфекции, вызванной тем же возбудителем называется реинфекцией.

Одновременное возникновение 2-х ИП-ов называется микст-инфекцией .

Возникновение ИП, вызванного активизацией нормальной флоры, населяющей кожу и слизистые оболочки, называется аутоинфекцией .

Суперинфекция - дополнительное заболевание, развивающееся на фоне не излеченной первичной болезни от возбудителя другого вида.

Особенности ИБ.

В отличие от соматических болезней для ИБ характерны следующие особенности:

1. заразительность

2. специфичность

3. реакции инфицированного организма на микроорганизм

4. формирование специфического иммунитета.

5. цикличность.

Периоды развития болезни:

1. инкубационный (скрытый)

Начинается с момента проникновения возбудителя в организм и до клинического проявления симптомов болезни. Продолжительность его различна.

2. продромальный (начальный)

Начинается с появления первых клинических признаков болезни. Его симптомы свойственны многим ИБ. Продолжительность периода 1-3 дня.

3. основные проявления болезни (период разгара)

Ярко проявляются характерные симптомы данной болезни.

4. угасание симптомов болезни (ранний период реконвалесценции)

5. выздоровление (реконвалесценция)

Выздоровление может быть полным и неполным.

В течение ИБ могут развиваться осложнения, они бывают ранние и поздние.

В зависимости от особенностей выделяют различные формы ИБ:

1. течение ИБ по продолжительности:

Острое

Подострое

Хроническое

Затяжное

2. по тяжести течения:

Лёгкое

Средней тяжести

Тяжёлое

Очень тяжёлое

3. по выраженности характерных симптомов:

Типичное

Атипичное

Классификация ИБ

по Л. В. Громошевскому

Критерии: механизм передачи возбудителя и его локализация в организме хозяина.

1 Кишечные инфекции

2 Капельные инфекции

3 Кровяные инфекции

4 Инфекции наружных покровов

Интенсивность эпидемического процесса (ЭП) бывает различной:

    спорадическая заболеваемость

    эпидемия

    пандемия

Для развития ЭП необходимо наличие 3-х основных факторов:

1. источник инфекции

2. механизм передачи

3 .восприимчивый организм

1. Источник инфекции – это среда обитания микроорганизма.

Болезни, при которых человек является источником инфекции, называют антропонозами.

Бактерионосителями могут быть практически здоровые люди. Реконвалесцентное носительство оно по длительности подразделяется на острое (до 3-х месяцев) и хроническое (от 3-х месяцев до нескольких десятков лет или пожизненно).

Транзиторные носители.

Болезни, при которых источником возбудителя инфекции является животное, называются зоонозами.

При зоонозах различают основные и дополнительные источники инфекции.

В настоящее время с появлением «новых» инфекций, выделена группа сапронозов.

Сапронозы – болезни, при которых источником инфекции являются абиотические факторы окружающей среды.

2 Механизм передачи – процесс перехода возбудителя из зараженного организма в не зараженный.

В механизме передачи возбудителя можно выделить 3 фазы:

1 Выделение возбудителя из зараженного организма

2 Пребывание возбудителя на объектах внешней среды.

3 Внедрение возбудителя в восприимчивый организм.

Механизмы передачи: - фекально-оральный

Аэрогенный

Контактный

Трансмиссивный

Вертикальный

Конкретные элементы внешней среды, которые обеспечивают перенос возбудителя, называются путями передачи .

Выделяют: - пищевой

Контактно-бытовой

Воздушно-капельный

Парентеральный и другие

Передача возбудителя от больного организма к здоровому происходит с помощью факторов передачи .

3 Восприимчивый организм – способность организма отвечать на внедрение возбудителя развитием ИП.

Определённое место, в котором существуют все 3 фактора ЭП, называется эпидемическим очагом .

Профилактика ИБ.

1.Мероприятия, направленные на устранение источника инфекции.

2. Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи.

Дезинфекция (профилактическая, очаговая)

Дератизация

Дезинсекция

3. Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости к возбудителям инфекции.

Устройство и режим инфекционных больниц и стационаров.

Специализированная медицинская помощь инфекционным больным оказывается в инфекционных кабинетах поликлиник и в инфекционных стационарах.

Инфекционные больницы отличаются от других стационаров тем, что в них поддерживается специальный противоэпидемический режим. Работа инфекционной больницы основана по принципу поточно-пропускной системы, обеспечивающей разобщение больных при их поступлении и размещении в стационаре в зависимости от вида возбудителя.

В отделениях должен строго соблюдаться противоэпидемический режим.

Уход за больными составляет важную часть лечебных мероприятий, способствующих выздоровлению пациентов. Правильный уход за больными способствует физической и психологической поддержке больных, а также предотвращению развития осложнений.

Для лечения больных назначают лечебные столы:

- № 2

- № 4

- № 5

- № 7

- № 13

- № 15

Лечение инфекционных больных.

1. Э тиотропная терапия направлена на устранение причины, вызвавшей заболевание.

Правила назначения антимикробных препаратов.

    Следует учитывать чувствительность микроба-возбудителя к применяемому препарату.

    Доза должна быть достаточной для подавления роста и размножения патогенных микробов и не оказывать токсического действия на организм человека.

    Строго учитывать особенности фармакокинетики препарата.

    Строго соблюдать кратность введения препарата в организм в течение суток.

3 группы осложнений :

1. Токсические реакции

нейротоксическое действие

нефротоксическое действие

гепатотоксическое действие.

тератогенное действие

токсическая реакция Яриша - Герксгеймера

внезапное массовое разрушение (лизис) возбудителей ИБ с образованием большого количества эндотоксина .

2. Дисбактериоз .

3. Токсико- аллергические и иммунные реакции организма.

2. П атогенетическая терапия направлена на основные действия патогенеза и устраняет нарушенные функции органов и систем и усиливает защитные механизмы организма.

3. Симптоматическая терапия п рименяется для устранения болезненных симптомов.

4. И ммунотерапия. Используют в целях профилактики, лечения и диагностики ИБ.

Бактериофаги – вирусные частицы, которые вызывают разрушение живых, активно размножающихся форм бактерий.

Сыворотки или извлеченные из них специфические фракции иммуноглобулины используют для экстренной профилактики и лечения. Они способны взаимодействовать только со свободно циркулирующими в крови возбудителями. П репараты содержат уже готовые антитела и их введение создает пассивный иммунитет.

Вакцины используют для создания активного приобретённого иммунитета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Эпидемиология. Определение и ее разделы

Эпидемиология - это общемедицинская наука, изучающая процессы возникновения, развития и распространения любых патологических состояний в человеческой популяции и разрабатывания меры борьбы и профилактики с ними.

Предметом изучения в эпидемиологии является эпидемический процесс.

Разделы эпидемиологии:

1-учение об эпидемиологическом процессе

2-противоэпидемич.средства и мероприятия (вакцины, дез.средства)

3-организация противоэпид. обслуживания населения (ЛПУ, госпитали, центры гигиены и эпидемиологии и др.)

4-частная эпидемиология (напр. эпидемиология туберкулеза и т.п.)

5-эпидемиологическая диагностика

2. Формирование и развитие эпидемиологии

Термин эпидемия - Гиппократ. Эпидемия («полюдие»).

Древний или «догиппократовский» -- XII--V в.в. до н.э. -- период эмпирических догадок и накопления некоторых фактов.

1. Гиппократовский -- V--IV в.в. до н.э. до XV--XVI в.в. -- впервые задумались над причиной (этиологией) массовых болезней, учение о конституции мест и лет.

2. Добактериологический -- XV--XVI в.в. до второй половины XIX в. -- Д. Фракосторо, Т. Сиденгейм, Д.С. Самойлович, Э. Дженнер и др.

3. Бактериологический -- 2-я половина XIX в. до 1-й четверти XX в. -- Л. Пастер, Р. Кох, И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, Д.И. Ивановский и др.

4. Современный или научной эпидемиологии -- с 1-й четверти XX в. до настоящего времени - становление эпидемиологии как науки (Д.К. Заболотный, Л.В. Громашевский, И.И. Елкин, В.Д. Беляков и др.).

1 этап - добактериальный (до посл. четверти 19 века): 3 признака эпидемий (приуроченность к определенной местности, сезонность заболеваний, неравномерное поражение людей).

Самойлович - внедрение нового метода изучения заболеваний (статистический метод)-1837г. 1870 г.-эпидемиологический листок.

2 этап-бактериологический - период открытия вакцин и сывороток (1-е десятилетие и до начала 20 века):

Луи Пастер-иммунопрофилактика - метод атенуации (ослабление микробов на модели бешенства)

Дженнер - вакцина против кори

Роберт Кох - метод выделения чистых культур, метод окраски культур, микобактериальные поражения (туберкулез)

И.И. Мечников - фагоцитоз

3 этап-спад эпидемиологии и формирование микробиологии возр-ие и развитие эпидемиол. на новой научной основе 2 четв.20 века; теоретическое обоснование эпидемиологии как науки.

4 этап- Возрождение эпидемиологии как общей медицинской науки.

5 этап-50е годы

Исторический период учения об эпидемиях начинается с Гиппократа (460 -377 гг. до н. э.). В трудах под общим названием "Семь книг об эпидемиях" Гиппократ обосновал гипотезу "эпидемической конституции". Предполагалось, что при определенной "конституции местности и времени" возникают миазмы - некие вещества, проникающие в организм из воздуха и обусловливающие заболевания людей.

итальянский врач Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг.) создал цельное учение о причинах и способах распространения эпидемических болезней. Фракасторо установил, что существуют заразные болезни, обусловленные зародышами (контагиями), которые размножаются. Болезни передаются контактом (прикосновением) - прямым и непрямым и на расстоянии. Ученый считал, что контагии способны воспроизводить себе подобных. Основоположником отечественной эпидемиологии является Данила Самойлович (1724-1810 гг.), который был последовательным сторонником представления о контагиозной природе эпидемий. Данила Самойлович принимал личное участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве в 1771-1772 гг., организовывал карантинную и противоэпидемическую службу, Д. Самойлович одним из первых сделал попытку применить микроскоп для обнаружения живых возбудителей инфекционных болезней, существование которых он твердо защищал. Благодаря работам Л.Пастера, Р. Коха, И. Мечникова и многих других ученых, в 70-90-х годах прошлого века инфекционная природа эпидемических болезней стала уже не гипотезой, а фактом. Появилась новая наука - бактериология. Д.К. Заболотный выполнил многочисленные классические исследования по микробиологии и эпидемиологии холеры, сыпного тифа. Он совместно с Л.М. Исаевым установил в 1911 году роль тарбаганов в качестве источника чумной инфекции в Восточной Азии. Д.К. Заболотный является автором первой отечественной книги "Основы эпидемиологии". Ему же принадлежит заслуга организации в 1922 году первой кафедры эпидемиологии на медицинском факультете в г. Одессе.

Особое значение имеют исследования выдающегося ученого, одного из основателей советской школы эпидемиологов Л.В. Громашевского (1887-1980 гг.). Л.В. Громашевским создано учение об эпидемическом процессе, разработано классическое учение о механизмах передачи возбудителей инфекционных заболеваний, предложена классификация инфекционных болезней.

3. Место эпидемиологии в системе медицинских наук

Эпидемиология - комплексная наука, интегрирующая достижения целого ряда отраслей знаний. «Клиническая медицина, патология, бактериология, иммунология - все несут помол на мельницу эпидемиологии», - эпидемиолог К. Сталлибрасс.

за последние годы эпидемиология, как и многие другие науки, становится целой системой взаимосвязанных дисциплин. В ней все более выделяется ряд сравнительно самостоятельных областей и направлений исследований, среди которых наиболее очерчены следующие разделы.

Количественная эпидемиология - включает специфические приемы и методы исследования, начиная от обычных статистических оценок и кончая математическим моделированием с применением электронной вычислительной техники.

Географическая эпидемиология - изучает закономерности и особенности территориального распространения и распределения инфекционных болезней.

Историческая эпидемиология - исследует эпидемиологические особенности заразных болезней в том или ином периоде исторического развития общества.

Эпидемиологическая микробиология - предполагает выяснение источников инфекции и путей циркуляции возбудителей инфекционных болезней.

Эпидемиологическая иммунология - изучает иммунологические сдвиги у населения и иммунологические факторы в развитии и угасании эпидемий.

Эпидемиологическая генетика - изучает механизмы формирования естественного иммунитета (который во многом генетически детерминирован), а также генетику патогенных микробов, изменчивость которых сказывается на течении эпидемического процесса. Экологическая эпидемиология - включает изучение комплексного воздействия факторов социальной и природной среды на развитие эпидемического процесса в различных временных и социальных условиях. Таким образом, эпидемиология как наука представлена целым комплексом взаимосвязанных направлений, включающих микробиологические, иммунологические, кибернетические, экологические и другие области знаний.

4. Механизмы развития эпидемического процесса

Эпидемический процесс является сложным социально-биологическим явлением. Биологическую основу его составляет взаимодействие трех составных звеньев ("триада Громашевского"):

Источника возбудителя инфекции,

Механизма передачи возбудителя и

Восприимчивого организма (коллектива)

Эпидемический процесс

Источник инфекции (1-е звено)

Зараженные люди, зараженные животные

Бактерионосители

Механизм передачи (2-е звено)

I фаза -- выделение возбудителя из организма

II фаза -- пребывание возбудителя во внешней среде

III фаза -- внедрение возбудителя в новый организм

Восприимчивый организм или коллектив (3-е звено)

В рамках данного раздела учения об эпидемическом процессе выделяют три теории:

1) теория саморегуляции эпидемического процесса;

2) теория механизма передачи возбудителей инфекционных болезней;

3) теория природной очаговости инфекционных болезней.

5. Влияние биологических факторов на эпидемический процесс

6. Учение об эпидпроцессе, его разделы

Современное учение об эпидемическом процессе включает три раздела: атенуация вакцина эпидемиология

Факторы эпидемического процесса;

Механизм развития эпидемического процесса;

Проявления эпидемического процесса.

7. Эпидемический процесс. Факторы и формы проявления эпидпроцесса.

Факторы эпидемического процесса:

Различают спорадическую заболеваемость (единичные, как бы не связанные между собой случаи болезни) и эпидемическую (групповую) заболеваемость

Эндемические инфекционные болезни (эндемия) -- постоянно существующие на данной территории в силу ряда природных, бытовых или социальных условий.

Экзотические инфекционные болезни -- это болезни, несвойственные данной территории. Они могут быть следствием завоза возбудителя инфицированными людьми или животными, с пищевыми продуктами или различными изделиями. При появлении экзотических болезней даже небольшое число больных дает основание для употребления термина "вспышка" или "эпидемия", например при холере.

8. Учение о природной очаговости. Основные положения теории Павловского Е.Н.

Природная очаговость (Павловский)- эпидемия - явление, при котором возбудитель инфекции, специфический его живой переносчик (кровососущее, членистоногие) животные-резервуар возбудителя инфекции в природе в течение смены своих поколений неограниченно долгое время существует в природных условиях в составе различных биоценозов вне зависимости от человека как походу прошедшей эволюции, так и в настоящее время.

Павловским для некоторых инфекционных болезней человека (так называемых трансмиссивных болезней). Характерной чертой этой группы болезней является то, что они имеют природные резервуары возбудителей среди диких животных (преимущественно грызунов) и птиц, среди которых постоянно существуют эпизоотии. Распространение же болезни происходит при посредстве кровососущих членистоногих. Так, клещи, зараженные от больных животных, нападая на здоровых, передают им инфекцию. Таким образом, возбудитель заболевания циркулирует в природе по цепи: животное -- переносчик -- животное.

9. Влияние социального фактора на эпидпроцесс

а) с позиции влияния социальных условий на эволюцию возбудителей, историческое формирование инфекционных болезней человека, становление эпидемического процесса;

б) с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней на различных этапах развития человеческого общества, а также при различных социальных потрясениях (войны, голод и т.д.);

в) с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней в современных условиях.

10. Проявление эпидемического процесса

1) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на качественной основе;

2) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на количественной основе.

11. Факторы эпидемического процесса

Колебания интенсивности эпидемического процесса в пространстве и во времени соответствует 4 фазам его развития:

Резервации;

Эпидемического становления возбудителя инфекции (предэпидемическую);

Эпидемическую;

Резервационного становления возбудителя инфекции (предрезервационную), переходящая затем в первую фазу.

Положение о фазности развития эпидемического процесса имеет наряду с теоретическим, большое практическое значение, конретизируя мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями на различных этапах - фазах развития эпидемического процесса.

Основные положения теории саморегуляции эпидемического процесса следующие:

5. Формирование эпидемического штамма начинается при достижении определенного порога восприимчивых лиц в цепи циркуляции возбудителя.

6. Переход к фазе резервации наступает при достижении определенного порога иммунных лиц в цепи циркуляции возбудителя.

7. Качественные и количественные изменения в развитиии эпидемического процесса являются результатом саморегуляции эпидемического процесса под воздействием как меняющихся социальных и природных условий, внутренних механизмов функционирования системы.

8. Механизм саморегуляции эпидемического процесса при отдельных нозологических формах и диапазон необходимых и достаточных природных и социальных условий его развития определяют направление его профилактики.

Теория саморегуляции эпидемического процесса применима к тем инфекциям, механизм передачи которых формирует иммунитет, т.е. обеспечивает постоянное массовое распространение возбудителя.

Теория саморегуляции эпидемического процесса открыла новые подходы к:

Группировке противоэпидемических мероприятий - соотвественно фазам развития эпидемического процесса;

Создала предпосылки к развитию раздела эпидемиологии - эпидемиологическая диагностика;

Обосновала систему оценки качества и эффективности противоэпидемических мероприятий, как обязательного компонента в управленческой деятельности в системе противоэпидемического обслуживания и дальнейшего развития эпидемиологического надзора.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика эпидемиологии - науки о закономерностях возникновения и распространения заразных болезней в человеческом обществе, методах их профилактики и ликвидации. Анализ признаков эпидемии, природных и социальных факторов эпидемического процесса.

    презентация , добавлен 23.01.2010

    Ознакомление с биографией Роберта Коха. Изучение основных работ данного немецкого врача в области бактериологии и эпидемиологии. Рассмотрение роли открытия бациллы сибирской язвы, холерного вибриона и туберкулезной палочки для общего развития медицины.

    реферат , добавлен 06.12.2015

    Место вакцинопрофилактики в борьбе с инфекционными болезнями. Общие сведения о вакцинах, история их появления, определение и классификация. Свойства и получение вакцин, применение сывороток в биотехнологии, их общая характеристика и способы получения.

    реферат , добавлен 21.01.2010

    Патологическая анатомия является составной частью патологии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний человека. Четыре основных периода в истории развития патологической анатомии.

    учебное пособие , добавлен 24.05.2009

    Определение понятия, предмета и методов эпидемиологии как одной из современных медицинских наук. Изучение закономерностей возникновения и распространения неинфекционных заболеваний. Рассмотрение основных вопросов профилактики заболеваемости населения.

    реферат , добавлен 15.10.2015

    История возникновения клинической эпидемиологии. Цели, основные положения, принципы и значение науки для медицинского персонала при принятии правильных решений в лечении больных. Примеры возможных систематических ошибок. Клинические вопросы и исходы.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Определение эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Области исследования науки. Организменный уровень формирования патологии. Эпидемиология неинфекционных заболеваний, показатели и характеристики заболеваемости. Профилактика соматических болезней.

    реферат , добавлен 13.10.2015

    Изучение причин воздействия и развития эпидемий. Выявление факторов риска возникновения заболевания. Информированное согласие пациентов в клинических испытаниях и медицинской практике. Значение Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации.

    презентация , добавлен 25.12.2014

    Понятие и история изучения инфекционных болезней, главные причины их возникновения, источники и пути заражения человека. Эпидемический процесс, его основные этапы и анализ возможных последствий, пути и принципы профилактики, оценка ее эффективности.

    презентация , добавлен 03.09.2014

    Характерные особенности внутрибольничной инфекции, природа ее возникновения, классификация и факторы эпидемиологии, отличающие ее от классических инфекций. Источники внутрибольничной инфекции в хирургических стационарах. Классификация хирургических ран.

Эпидемический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем.

Эпидемический процесс обусловлен непрерывностью взаимо­действия трех его элементов:

1) источника инфекции;

2) механиз­мов, путей и факторов передачи;

3) восприимчивости коллектива.

Отсутствие любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпи­демического процесса. На развитие эпидемического процесса боль­шое влияние оказывают также социальные факторы окружающей среды.

1) Источник инфекции или «источник возбудителя инфекции» оз­начает живой или абиотический объект, являющийся местом есте­ственной жизнедеятельности и размножения патогенных микро­бов, из которого происходит заражение людей или животных. Ис­точником инфекции могут быть организмы человека и животного (больного или носителя), а также абиотические объекты окружаю­щей среды (вода, пища и др.). Инфекции, при которых источни­ком инфекции служит только человек, называются антропонозными , а инфекции, при которых источником являются больные жи­вотные, но может болеть и человек - зоонозными . Кроме того, выделяют группу сапронозов , при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды. К сапронозам, например, относятся легионеллезы, иерсиниозы.

2) Подмеханизмом передачи (табл.) понимают способ переме­щения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый. Этот механизм вклю­чает последовательную смену трех фаз (стадий):

1) выведение воз­будителя из организма хозяина в окружающую среду;

2) пребы­вание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических или абиотических);

3) внедрение возбудителя в восприимчивый организм.

Различают фекалъно-оралъный, аэрогенный (респиратор­ный), кровяной (трансмиссивный), контактный и вертикальный (от одного поколения к другому, т.е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи.



Факторы передачи - элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, воздух, почва, пища, живые членистоногие, предметы окру­жающей обстановки.

Таблица 1 - Механизмы, пути и факторы передачи инфекции для различных групп инфекционных болезней (по Л.В.Громашевскому)

3) Следующим элементом эпидемического процесса является восприимчивость людей в коллективе . Установлено, что если иммун­ная «прослойка» в популяции составляет 95% и выше, то в дан­ном коллективе достигается состояние эпидемического благопо­лучия, и циркуляция возбудителя прекращается. Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах иммунной «прослойки» путем проведения массовой вакцинации против определенных возбудителей.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в показателях заболеваемости и смертности на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают 3 степени интен­сивности эпидемического процесса :

спорадическая заболеваемость - обычный формой на данной территории в
данный исторический отрезок времени;

эпидемия - уровень заболеваемости данной нозологической
резко превышает уровень спорадической заболеваемости;

пандемия - уровень заболеваемости данной нозологической
формой на данной территории в конкретный отрезок времени
резко превышает уровень обычных эпидемий. Как правило, такой
уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного
географического региона, и инфекция обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например,
пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.).

Понятие об иммунитете.

Под термином «иммунитет» (от лат. immunitas - освобожде­ние, избавление от чего-либо) понимают способ защиты организ­ма от генетически чужеродных веществ - антигенов экзогенного и эндогенного происхождения с целью сохранения и поддержания гомеостаза, структурной и функциональной целостности орга­низма, а также биологической (антигенной) индивидуальности и видовых различий.

Различают иммунитет врожденный и приобретенный .

Врожденным (или видовым ) иммунитетом называют присущую данному виду животных или человека генетически закрепленную невосприимчивость (нечувствительность) к определенным возбу­дителям болезней или антигенам. Этот вид иммунитета передается из поколения в поколение и обусловлен генетическими и биологическими особенностями вида.

Врожденный иммунитет может быть абсолютным и относительным.

Приобретенный иммунитет формируется в процессе жизни индивидуума, в результате перенесенного инфекционного заболевания (постинфекционный иммунитет) или вакцинации (поствакцинальный иммунитет), а также пассивной передачи антител от матери плоду при внутриутробном развитии. Приобретенный иммунитет может возникать естественным путем (естественно приобретенный иммунитет) как результат перенесенных инфекций или искусственным путем (искус­ственно приобретенный иммунитет) после иммунизации, вакци­нации, серотерапии и других манипуляций.

Иммунитет по своему механизму бывает активным и пассивным. Активный иммунитет - это вид невосприимчивости, который формируется в результате активного вовлечения в процесс иммунной системы под влиянием конкретного антигена, например, при вакцинации или инфекции. Пассивный иммунитет обеспечи­вается введением в организм извне уже готовых специфически «настроенных» к определенному антигену иммунореагентов, например, иммуноглобулинов, иммунных сывороток или сенсиби­лизированных лимфоцитов.

Как активный, так и пассивный виды иммунитета могут быть гуморальными (обусловлены преимущественно антителами), клеточными (обусловлены преимущественно иммунными клетками) и гуморально-клеточными (смешанная форма реагирования).

Различают также иммунитет стерильный и нестерильный. Сте­рильный иммунитет сохраняется и в отсутствие антигена в орга­низме, а нестерильный существует только при наличии в организ­ме возбудителя (например, при туберкулезе).

В зависимости от локализации иммунитет может быть также общим и местным. Местный иммунитет осуществляет защиту кожных покровов и слизистых оболочек - наиболее вероятных путей попадания в организм экзогенных инфекционных агентов. Общий иммунитет обеспечивает генерализованную иммунную защиту внутренней среды макроорганизма.

По направленности к тому или иному антигену иммунитет подразделяют на противобактериальный, противовирусный, противогрибковый, противогельминтный, антитоксический, противоопухолевый, трансплан­тационный .

Защита организма от антигенов, т.е. поддержание гомеостаза, осуществляется двумя группами факторов :

Факторами, обеспечивающими неспецифическую резистентность (устойчивость) организма к антигенам независимо от их
происхождения;

- специфическими факторами иммунитета, которые направлены против конкретных антигенов.

К факторам неспецифической резистентности относятся меха­нические, физико-химические и иммунобиологические барьеры.

Основными защитными факторами этих барьеров являются кожа и слизистые оболочки, фагоцитирующие клетки, комплемент, интерферон, ингибиторы сыворотки крови.

Факторы неспецифической резистентности участвуют в защите организма от любых антигенов независимо от их природы и характера. Они не имеют специфической направленности действия применительно к конкретному антигену, поэтому их и называют факторами неспецифической резистентности.

Специфическая защита , направленная против конкретного антигена, осуществляется комплексом специальных форм реагирования иммунной системы:

Антителообразование;

Иммунный фагоцитоз;

Киллерная функция лимфоцитов;

Аллергические реакции, протекающие в виде гиперчувствительности немедленного типа (ГНТ) и гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ);

Иммунологическая память;

Иммунологическая толерантность.

Между факторами неспецифической резистентности и специфи­ческими иммунными реакциями существуют тесная связь и взаи­модействие. Так, антигены прежде чем проникнуть в организм, должны преодолеть механические и физико-химические барьеры. Если эти барьеры преодолены, на пути антигена возникает третий мощный барьер в виде клеточной реакции (фагоцитоз) и много­численных гуморальных факторов (комплемент, интерферон, за­щитные белки крови). В случае прорыва третьего барьера начинает функционировать клеточная система Т-и В-лимфоцитов. Происходит распознавание антигена и включение одной или нескольких специфических реакций иммунитета с целью полной нейтрализации и обезвреживания антигена.

- 25.81 Кб

Основы эпидемиологии

В районах ЧС возникшие инфекционные заболевания определяются как эпидемиологический очаг. Эпидемиологическим очагом следует считать территорию, на которой в определенных границах времени и пространства появились инфекционные больные и произошло заражение людей возбудителями (микробами) заразных болезней, приняло массовый характер распространение инфекционных заболеваний. Эпидемиологическим очагом может оказаться дом или квартира, где живет заболевший, место его работы, школа, общежитие и другие места скопления людей. При эпидемиологическом обследовании очень важно четко определить границы очага.

Инфекционные заболевания передаются от больных здоровым людям при непосредственном контакте, через воздух, почву, воду, пищевые продукты.

Инфекционные заболевания вызываются специфическим микробом, свойственным только данной болезни. Микробы - это мельчайшие, не видимые простым глазом живые организмы. Они находятся в воздухе, почве, воде, пищевых продуктах, на растениях, в организме человека и животных, на поверхности их тела. Однако не все микробы опасны для человека, только патогенные (болезнетворные) могут вызвать инфекционное заболевание.

Среди микробов выделяют вирусы, бактерии, грибки их более 3 тыс. видов, они могут вызвать более 5 тыс. инфекционных болезней. Инфекционное заболевание начинается не сразу после заражения, а некоторое время спустя, после приспособления и размножения микроба в здоровом организме. Промежуток времени от момента заражения человека до проявления заболевания называется инкубационным (скрытым) периодом, продолжительность которого при различных заболеваниях может быть от нескольких часов до нескольких суток.

Большинство инфекционных заболеваний начинается остро, внезапно, сопровождается высокой температурой тела, ознобом, головной болью, общей разбитостью, возможны боли в области сердца, в мышцах и суставах, судороги. При некоторых болезнях появляются симптомы поражения дыхательных путей, при других - боли в животе, рвота, понос. При возникновении инфекционного заболевания может быть более 1000 различных симптомов проявления болезни. Возникновение инфекционной болезни и развитие эпидемии возможно при наличии 3 факторов: источника заражения, путей передачи микробов, восприимчивого организма. Отсутствие одного из трех звеньев делает невозможным распространением инфекционных болезней. Только при некоторых заболеваниях, таких как бешенство, сифилис, гонорея, СПИД и некоторых других, передача микробов идет при прямом контакте, т.е. при укусе, при половом акте и т. п., где участвуют 2 фактора - источник заражения и восприимчивый организм.

В естественных условиях источником инфекции могут быть не только инфекционные больные, но и бактерионосители, которые будучи сами здоровыми, в организме длительное время сохраняют микробы, например при брюшном тифе, дизентерии, СПИДе - годы.

Инфекционные больные и бактерионосители выделяют микробы в окружающую их среду с рвотными массами, с выдыхаемым воздухом, с испражнениями, мочой, через кровь при укусах насекомых или через шприц и другими путями. Во внешней среде, в воздухе, на почве, в воде и пищевых продуктах, на предметах окружающей обстановки, в организме насекомых, длительность нахождения возбудителя зависит от их вида, устойчивости, фактора передачи, времени года и различных условий окружающей среды.

Одни микробы быстро погибают, другие сохраняются долго. Например, возбудители кишечных инфекций остаются жизнеспособными в воде от 11 до 120 дней, в пищевых продуктах - от 6 до 130 дней. Особенно устойчивы микробы, образующие споры, вызывающие ботулизм, столбняк, газовую гангрену, сибирскую язву, которые, например, могут сохраняться в почве годами и даже десятилетиями.

Микробы, выделяемые с испражнениями больного человека, попадают в почву, воду, на пищевые продукты, где они размножаются при определенных температурных условиях.

При употреблении зараженной воды могут возникнуть массовые заболевания (холера, брюшной тиф, вирусный гепатит др.). С загрязненной почвой возбудители (столбняк, газовая гангрена) могут попадать на поврежденную кожу. При некоторых болезнях (ботулизм, пищевые токсикоинфекции, дизентерия, брюшной тиф) возбудители проникают в желудочно-кишечный тракт через рот (с пищевыми продуктами), при загрязнении рук (болезни "грязных рук"), кухонных принадлежностей. Возможно заражение через продукты питания, полученные от больных животных, например мясо (сальмонеллез, ботулизм), молоко (бруцеллез, ящур, туберкулез) и яйца водоплавающих птиц (сальмонеллез). Наибольшую опасность представляют те продукты (молоко, молочные продукты, мясо, рыба, и кулинарные изделия из них), на которых микробы размножаются быстро и в больших количествах. Источником инфекции нередко являются предметы бытовой обстановки, которыми пользовался больной (посуда, игрушки, белье, одежда, носовые платки, полотенца, судна, дверные ручки и т. д.).

Большое влияние на течение эпидемического процесса оказывает социальные фактор - условия жизни населения: плотность населения, степень комнатного благоустройства, уровень санитарной культуры, миграционные процессы, своевременность проведения профилактических мероприятий и др.

Третьим звеном эпидемиологического процесса является человек, восприимчивый к инфекционным болезням, как грипп, корь, дизентерия, холера. Степень восприимчивости зависит от наличия и напряженности у людей иммунитета, т. е. невосприимчивости к заболеванию. Иммунитет бывает наследственный (видовой) и искусственный (приобретенный). Невосприимчивость у здоровых людей формируется путем введения вакцин и других препаратов, способных защищать организм человека от инфекций.

Медицинские мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями делятся на профилактические и противоэпидемиологические. Профилактические мероприятия проводят независимо от наличия инфекционных болезней. Их цель - предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.

Под противоэпидемическими мероприятиями понимают совокупность мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию инфекции в эпидемическом очаге. От того, насколько отработана эта система, какова эффективность и своевременность их проведения, зависит результативность комплекса предпринятых мер борьбы, а следовательно, и уровень последующих заболеваний в очаге.

Комплекс противоэпидемических мероприятий должен включать следующие меры:

в отношении источника инфекции;

направленные на разрыв путей передачи инфекции;

направленные на повышение невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Особое внимание уделяется осуществлению тех мероприятий, которые являются наиболее эффективными в создавшейся ситуации и в местных условиях, и к которым следует отнести:

своевременное выявление первого инфекционного заболевания;

первичную изоляцию больного и выявление лиц, бывших с ним в контакте;

установление диапазона, эвакуацию с соблюдением требований строгого эпидемического режима, госпитализацию и лечение;

сигнализацию (экстренное оповещение) о выявленном больном;

изоляционно-ограничительные или режимные (карантинные) мероприятия;

дальнейшее выявление, обследование, изоляцию и наблюдение за лицами, контактирующими с заболевшими;

проведение экстренной и специфической профилактики;

проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в эпидемических очагах;

отбор и исследование пищевых продуктов и питьевой воды на зараженность микроорганизмами, свойственными данной инфекционной болезни в эпидемическом очаге;

усиление наблюдения за пострадавшим населением из- за возможности появления случаев инфекционных заболеваний и проведение профилактических мероприятий;

проведение разъяснительной работы о мерах личной, общественной профилактики в очагах инфекции при ЧС.

Первостепенная цель поиска источника информации для единичного случая или общего для группы случая заключается в устранении, ограничении или изоляции его, чтобы аналогичные условия не возникли вновь в ближайшее время или в будущем. Выбор метода поиска определяется тем, передается ли возбудитель от человека к человеку или другими путями, продолжается ли передача возбудителя постоянно или заражение вызвано действиями общего фактора.

Прослеживание контактов, т.е. установление эпидемиологической цепочки при передаче возбудителя от больного здоровому человеку - чрезвычайно трудный этап, а при возникновении в коллективе большего числа случаев заболевания его ценность часто невелика. Однако эта работа очень важна, когда происходит миграция населения из одного коллектива в другой и необходимо прервать передачу инфекции. Таким образом, информация о всех переездах больного приобретает значимость.

Различные виды кровососущих насекомых могут передавать болезни от больного человека или животных, являющихся резервуаром возбудителя, восприимчивым людям. К ним относятся слепни, мухи цеце, мокрицы, блохи, вши, москиты, мошки, поцелуйные клопы, клещи. Эти переносчики могут передавать только определенные болезни например, вши - сыпной тиф, комары - геморрагические лихорадки.

Прямой контакт с больными домашними и дикими животными или со здоровыми носителями (лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, собаки, кошки, домашняя птица, обезьяны, грызуны и птицы) также могут привести к передачи инфекционной болезни. Заболевания, передающиеся человеку от больных животных, называются зоонозами (бруцеллез, сибирская язва и др.). Зоонозы могут быть переданы от животных к человеку двумя путями: при укусах членистоногих, через зараженные пищевые продукты и объекты окружающей среды.

Пищевой путь передачи возбудителя следует заподозрить, если заболеет несколько человек, которые питались вместе. Установление источника заражения затруднено в тех случаях, когда подозреваемый продукт употребляется в разное время, в разных местах или смешивался с другими продуктами или напитками. Загрязнение пищевых продуктов может быть связано с больным животным, человеком, участвовавшим в обработке продуктов, с мухами или объектами окружающей среды.

Через овощи могут передаваться возбудители таких болезней, как холера, лептоспироз, паратиф, дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф.

Заражение от общего источника может произойти, если инфицированы объекты окружающей среды - вода, почва или воздух. Источником инфекции также служит человек или животное. Распространение возбудителей может происходить следующими путями:

через воду (водный путь передачи), когда факторами передачи являются используемая вода для питья, напитки или при купании в местах массового отдыха (холера, брюшной тиф и др.);

через почву - заражение в результате прямого контакта или попадание пыли на слизистые оболочки дыхательных путей, глаз (туляремия);

через воздух в виде капелек или ингаляции (дифтерия, грипп, корь и др.).

Чтобы не допускать распространения инфекции, в очаге массовых заболеваний вводится специальный режим - карантин или обсервация.

Карантин - это система санитарно - гигиенических, противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения и ликвидацию в нем инфекционной заболеваемости. Карантин включает: охрану очага заражения, запрещение выезда из него и вывоза имущества, строгое ограничение въезда в очаг, разобщение (контактное) населения на мелкие группы.

Карантин может быть заменен обсервацией при инфекциях, когда человек или животное не является источником инфекции или микробы не относятся к возбудителям особо опасных инфекций (чума, холера, оспа).

Обсервацией называется система ограничительных мероприятий, предусматривающая проведение изоляционно-лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

При обсервации осуществляется:

ограничение въезда, выезда, транзитного проезда всех видов транспорта через обсервируемую территорию;

обеззараживание объектов внешней среды;

активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

проведение санитарной обработки населения;

проведение экстренной профилактики среди лиц, подвергшихся угрозе заражения;

Эпидемиология - это часть медицинской науки, которая изучает объективные закономерности возникновения, распространения, прекращения инфекционных заболеваний в человеческом обществе и разрабатывает мероприятия, направленные на ликвидацию этих заболеваний (И. И. Елкин).

Основным объектом изучения эпидемиологии является эпидемический процесс и многочисленные факторы, влияющие на него. Эпидемический процесс - это непрерывная цепь последовательно развивающихся, взаимосвязанных эпидемических очагов, которые возникают в коллективе людей при определенных природных и особенно социальных условиях.

Наряду с этим в эпидемиологии применяется экспериментальный метод, позволяющий путем постановки различных опытов решать вопросы об эффективности тех или иных мер борьбы с заразными болезнями. Он дает возможность изучать отдельные элементы эпидемического процесса, более детально охарактеризовать свойства возбудителя, определить сроки выживания его в различных условиях, проверить эффективность средств и методов профилактики и лечения (вакцины, сыворотки, антибиотики и т. д.).

Правильная оценка результатов, полученных как в эпидемиологическом эксперименте, так и при эпидемиологическом обследовании, возможна только при условии тщательной статистической обработки полученных результатов. Поэтому эпидемиологи широко используют статистический метод. С помощью этого метода можно не только проанализировать и сравнить данный эпидемический процесс с аналогичным процессом, наблюдавшимся ранее, но и проследить его распространение по возрасту, полу, профессиям и т. д. Статистический метод необходим для того, чтобы определить изменение интенсивности течения эпидемического процесса по периодам года (сезонность), установить характер его движения (угасание, нарастание).

Эпидемиологию принято делить на два раздела:
а) общую эпидемиологию, изучающую общие закономерности эпидемического процесса и разрабатывающую общие мероприятия по борьбе и профилактике инфекционных заболеваний;
б) частную эпидемиологию, изучающую все эти проблемы более детально, применительно к отдельным инфекционным заболеваниям.

Загрузка...