Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Тёмная триада. За что отвечает правое полушарие мозга

Строение полушарий головного мозга человека. Конечный, или большой, мозг состоит из правого и левого больших полушарий. У взрослого человека вес больших полушарий равен 80% веса головного мозга. Они разделены глубокой продольной бороздой. В глубине этой борозды находятся соединяющие большие полушария мозолистое тело и свод. Мозолистое тело состоит из нервных волокон и относится к новой коре. У человека оно достигает наибольшего развития. Передняя его часть называется коленом, переходящим в клюв; средняя - стволом, а задняя, постепенно утолщаясь, образует валик. Поперечные волокна мозолистого тела в каждом полушарии веерообразно расходятся, образуя лучистость. Под мозолистым телом расположен свод. Передние ножки свода направляются в сосковидные тела, а задние - в аммониев рог.


Каждое полушарие состоит из плаща, или мантии, и обонятельного мозга. Внутри полушария находятся подкорковые центры (см. выше) и боковые желудочки. Каждое полушарие имеет 3 поверхности: внутреннюю, спинно-боковую и нижнюю и делится на 4 доли: переднюю - лобную, заднюю - затылочную, среднюю - теменную и нижнюю - височную. Границей между долями являются 3 наиболее крупные основные борозды.

Рис. 121. Головной мозг сверху:
1 - верхняя лобная извилина, 2 - средняя лобная, 3 - передняя центральная, 4 - задняя центральная, 5 - верхняя теменная долька, 6 - нижняя теменная долька, 7 - затылочные извилины

На спинно-боковой поверхности находится боковая (сильвиева) борозда, которая начинается на нижней поверхности полушария в виде сильвиевой ямы и идет по боковой стороне вверх и назад.

Она отграничивает нижнюю - височную долю, от остального мозга. Передний закругленный край височной доли называется височным полюсом. На дне сильвиевой ямы находится так называемый островок Рейля.

Центральная (роландова) борозда проходит поперечно спинно-боковой поверхности полушария, от верхнего края до сильвиевой борозды, не достигая ее. Она отделяет переднюю - лобную долю от средней - теменной. Передний закругленный конец лобной доли называется лобным полюсом.

Теменно-затылочная борозда находится в задней области внутренней поверхности полушария, отделяя среднюю - теменную долю от задней - затылочной. Задний закругленный конец затылочной доли называется затылочным полюсом.

Кроме этих борозд, в каждой доле есть еще и другие, между которыми расположены извилины.

В лобной доле впереди центральной борозды параллельно ей проходят 2 борозды: верхняя предцентральная и нижняя пред-центральная. От этих борозд начинаются 2 борозды, идущие горизонтально в передне-заднем направлении: верхняя лобная борозда от верхней предцентральной и нижняя лобная - от нижней пред-центральной. Между бороздами образуются извилины: 1) передняя центральная извилина - между центральной бороздой (сзади) и двумя предцентральными (спереди); 2) верхняя лобная извилина - между верхним краем лобной доли и верхней лобной бороздой; 3) средняя лобная извилина - между верхней и нижней лобными бороздами; 4) нижняя лобная извилина - между нижней лобной бороздой и сильвиевой.


В теменной доле позади центральной борозды параллельно ей проходит зацентральная борозда. От ее середины горизонтально, в передне-заднем направлении к границе между теменной и затылочной долями проходит межтеменная борозда. Эти борозды разделяют теменную долю на 3 участка: 1) задняя центральная извилина - между центральной и зацентральной бороздами; 2) верхняя теменная долька - между верхним краем теменной доли и межтеменной бороздой; 3) нижняя теменная долька - между меж-теменной бороздой и границей височной доли. В нижней теменной дольке различают 2 извилины: надкраевую, замыкающую конец сильвиевой борозды, и угловую, замыкающую конец височной борозды. В затылочной доле имеются мелкие поперечные и боковые борозды.

В височной доле на спинно-боковой поверхности в передне-заднем направлении проходят 2 борозды: верхняя височная и средняя височная, а на нижней ее поверхности - нижняя височная. Эти борозды ограничивают 3 височные извилины: 1) верхнюю височную извилину - между сильвиевой и верхней височной бороздами; 2) среднюю височную извилину - между верхней и средней височной бороздами и 3) нижнюю височную извилину - между средней и нижней височными бороздами. На внутренней поверхности каждого полушария находятся борозда мозолистого тела, окаймляющая поперечный разрез мозолистого тела, и опоясывающая борозда, идущая параллельно предыдущей между мозолистым телом и верхним краем полушария. Они ограничивают поясную извилину, окружающую мозолистое тело. Кзади мозолистое тело огибает извилина морского коня (гиппокамп), заканчивающаяся крючком.

Серое и белое вещество больших полушарий. Серое вещество больших полушарий состоит из нейронов, клеток глии и нервных волокон. Количество нейронов в обоих полушариях головного мозга колеблется от 10 до 18 млрд. Клеток глии примерно в 10 раз больше. Глия является опорной тканью больших полушарий и выполняет трофическую функцию.

Серое вещество покрывает поверхность больших полушарий подобно коре. В среднем толщина коры у взрослого человека равна 2,5-3 мм, а поверхность- 145-220 тыс. мм2, из которых 1/3, или 72 тыс. мм2, составляет свободная поверхность, а 2/3, или 148 тыс. мм2, находится в глубине борозд. Наибольшая толщина коры - в области передней центральной извилины.

Различают древнюю, старую и новую кору. К древней коре относятся входящие в обонятельный мозг обонятельный бугорок, переднее продырявленное вещество, расположенное между перекрестом зрительных нервов и началом сильвиевой борозды, подмозолистая извилина, полулунная извилина, окружающая миндалевидное ядро, и боковая обонятельная извилина. К старой коре относятся гиппокамп, или аммониев рог, и зубчатая фасция (извилина). Старая кора максимально развита в глубине гиппокамповой борозды. В области крючковидной извилины, которая является загибом кзади переднего конца гиппокамповой извилины, старая кора аммониева рога и зубчатой фасции выходит на поверхность. Новой является вся остальная часть коры. Кора лимбической извилины относится к новой за исключением коры нижней трети борозды мозолистого тела, расположенной в самом переднем ее отделе и относящейся к старой коре.

Рис. 122. Соотношение новой, древней, старой и межуточной коры в головном мозге человека:
1 - большие полушария, 2 - мозжечок, 3 - продолговатый мозг, 4 - мозолистое тело, 5 - зрительные бугры, 6 - обонятельная луковица, 7 - зрительный нерв, 8 - гипоталамическая область, 9 - гипофиз; горизонтальный штрих - новая кора; косой перекрестный - древняя; вертикальный - старая; прямой перекрестный - межуточная; пунктир - вегетативные образования

Древняя и старая кора и небольшой слой промежуточной коры, который отделяет их от новой, на ранней и конечной стадиях развития отличаются неполнотой строения. Новая кора достигает наибольшего развития у человека; ее поверхность составляет около 96% всей поверхности полушарий. По местоположению, строению и функции нейронов она делится на основные 52 поля. В новой коре различают 6 основных слоев: 1) светлый, молекулярный, состоящий из нервных волокон и мелких нейронов; 2) наружный зернистый, который состоит из густо расположенных мелких нейронов, имеющих форму зерен и мелких пирамидных клеток; 3) слой пирамидных нейронов разной величины, различно расположенных в вертикальном направлении; 4) внутренний зернистый слой, состоящий из густо расположенных мелких нейронов - он почти отсутствует в двигательной области коры и наиболее развит в зрительной области; 5) глубокий слой пирамидных нейронов - в двигательной области пирамидные нейроны достигают наибольшей величины; 6) слой многоформенных нейронов, имеющих треугольную и веретенообразную форму. В некоторых областях коры различают и 7-й слой - из веретенообразных нейронов. Зернистые и звездчатые нейроны 2, 4 и 6-го слоев - воспринимающие, чувствительные; к ним поступают центростремительные волокна из нейронов промежуточного мозга (зрительных бугров). Волокна их, как правило, не выходят за пределы коры и даже одного слоя. Пирамидные нейроны 3-го и 5-го слоев - двигательные. Веретенообразные нейроны связывают все слои коры, их волокна поднимаются до 1-го слоя. В воспринимающих (сенсорных) областях преобладают зернистые нейроны, а в двигательных (моторных) - пирамидные.

В сером веществе больших полушарий головного мозга по сравнению с белым воды содержится относительно больше. В нем содержится также больше кровеносных сосудов, чем в белом.

Белое вещество состоит из нервных волокон, которые делятся на проводящие пути: 1) проекционные, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, 2) ассоциационные, связывающие между собой отдельные участки одного и того же полушария.

Рис. 124. Длинные ассоциативные пути верхней поверхности головного мозга:
1 - верхний продольный пучок, 2 - крючковидный пучок

Волокна ассоциационных путей делятся на короткие и длинные. Короткие пути называются дуговыми; они связывают между собой отдельные извилины и близкие поля. Длинные пути связывают между собой отдаленные поля одного полушария. Наиболее короткие пути располагаются близко к коре, а чем длиннее пути, тем они глубже от поверхности. У человека ассоциационные пути достигают наибольшего развития, обеспечивая в процессах высшей и низшей нервной деятельности тонкую координацию разных отделов больших полушарий. К ассоциационным путям относятся: а) верхний продольный пучок - соединяет отдаленные участки выпуклой поверхности полушария, б) крючковидный пучок - соединяет лобную и височную доли, в) нижний продольный пучок - соединяет затылочный полюс с височным, г) поясной пучок - соединяет переднее продырявленное вещество с передним краем гиппокампа; 3) спаечные, или комиссуральные, связывающие между собой большие полушария и подкорковые центры. Большая часть их проходит через мозолистое тело, а меньшая - вне мозолистого тела. К комиссуральным путям относятся передняя спайка и мозолистое тело, которое объединяет функцию не только коры, но и подкорковых центров. Передняя часть передней спайки обеспечивает объединенную функцию обеих обонятельных зон. Гиппокампова спайка соединяет оба гиппокампа.

Рис. 125. Длинные и короткие ассоциативные пути срединной и нижней поверхностей головного мозга:
1 - нижний продольный пучок, 2 - поясной пучок, 3 - дуговые волокна, или собственные волокна извилин

Все проекционные, ассоциационные и комиссуральные пути связаны между собой.

Похожие материалы:

Статья врача-психиатра, психотерапевта . Задачей статьи является попытка приоткрыть тайну нейропсихологических законов развития психики ребенка. Специальная литература на эту тема для обывателя категорически не читабельна. Подобные знания очень наукоемки и практически не популяризируются. При желании самостоятельно изучения вопросов нейропсихологии любознательным родителям придется читать научные труды со словарем.

    • я (раздел статьи вынесен в отдельную публикацию);

Функции полушарий мозга

Полушария мозга человека отличаются в своей работе друг от друга. Правое полушарие, отвечает за следующие основные функции: чувственное восприятие, образное восприятие, запечатление картинок и использование их в творческом воображении и памяти. Продукты работы правого полушария становятся материалом для работы левого полушария, которое их логически связывает, осмысляет, абстрагирует. То есть правое полушарие творит без критики и ограничений, дает, можно выразиться, сырье для переработки левому, мыслительному полушарию.


«Исследования нейропсихологов показали, что работа правого полушария человеческого мозга преимущественно осуществляется на уровне восприятия, перцептивном уровне. На этом уровне идут процессы анализа чувственно-образных свойств, рецепторных раздражителей, вне их понятийных и познавательных качеств. То есть, в правом полушарии происходит распознавание символов без их осмысления. Категориальный уровень – более высоко организованный уровень, где уже анализируются категориальные характеристики стимулов, где оценивается их содержательная сторона, воспринимается смысл, - этот уровень связан с левым полушарием» [Меерсон, 1986; Глозман, 2009].

Левое полушарие определяет существующие причинно-следственные связи, зависимости между событиями и явлениями, обрабатывает и осмысливает информацию, которую передают с помощью знаков и слов, (например, учителя в школе). Короче – сортирует и систематизирует.


Каждое полушарие мозга человека понимает и воспринимает мир, по-своему, иначе, чем другое, второе полушарие, и только в согласованной работе мир предстает таким, какой он есть. Целостность и осмысленность получается только при взаимодействии полушарий между собой.

Межполушарное взаимодействие

Функции между полушариями изначально разделены, но они замещают и дополняют в работе друг друга. И полноценная работа психики человека возможна только при их точном и качественно организованном взаимодействии и сотрудничестве.

Поэтому любая сложная человеческая деятельность обеспечивается сложнейшими сочетаниями в работе между ПП и ЛП. Только их полная и точная координация обеспечивает успешность любой сложной деятельности. Учебная деятельность ребенка - пример такой сложной деятельности.

Если слаженность в работе полушарий головного мозга нарушена – возникают проблемы в обучении, письме, устной речи, запоминании, формулировании ответов, устном и письменном счете, последовательном и логическом изложении мыслей, заучивании текстов и восприятии учебной информации.

Без качественного развития межполушарного взаимодействия страдает анатомо-физиологическая, материальная основа психического развития ребенка. Без соблюдения этого условия требовать от ребенка успеваемости и успехов во всех видах учебной и иной деятельности, высокого интеллектуального развития – бессмысленно.

Так же как пытаться принимать участие в гонке на автомобиле, ее имеющем необходимого технического состояния. Он будет ехать, конечно, но не быстрее, чем позволят его собранные в единое целое детали. И, самое нелепое в такой ситуации, – жать на газ!

Пример взаимодействия полушарий при списывании (с доски или учебника)

Рассмотрим, что происходит при выполнении обычных упражнений по русскому языку. Начнем со списывания с доски или учебника.

При списывании:

  1. Зрительная информация: образы, изображения букв и целых слов, поступает непосредственно в правое полушарие.
  2. Электрические реакции мозга говорят о том, что при выполнении заданий правое полушарие начинает активно воспринимать письменную речь. Здесь происходит ее зрительно-пространственный анализ.
  3. Затем его результаты передаются в левое полушарие для окончательной специализированной обработки, для распознания смысла текста.

То есть левое полушарие распознает и понимает, о чем эти слова и для чего эти буквы, а правое просто воспринимает картинки, не озадачиваясь смыслом ни букв, ни слов. Именно при таком распределении ролей письменная информация опознается человеком.

Пример взаимодействия полушарий при устной речи или диктанте

Продолжим рассматривать, что происходит при выполнении упражнений по русскому на примере написания диктантов на слух.

  1. Сначала активируется слуховая зона – височный отдел левого полушария. При поступлении туда, информация сначала перешифровывается в знаки (буквы, слова) и в лобных долях головного мозга вырабатывается алгоритм написания этих слов. Фонемы – звуки слов, произносимых учителем при диктанте, переводятся в графемы – знаковые буквенные изображения слов.
  2. Процесс этой перешифровки и есть передача поступившей информации из левого полушария в правое.

И только потом, после всех этих событий, произошедших в полушариях мозга, ребенок начинает писать, когда подключится уже моторная функция, управляющая кистью и пальцами под контролем лобных отделов головного мозга. Именно и только при таком распределении ролей между отделами головного мозга происходит выполнение письменных заданий по русскому языку. И никак, по-другому.

Важные этапы развития мозга

Результаты многочисленных нейропсихологических исследований состояния высших психических функций в детском возрасте помогли приблизиться к пониманию механизмов, лежащих в основе неодинакового проявления изменений на разных этапах индивидуального развития ребенка.

Если онтогенез (индивидуальное развитие) ребенка происходит согласно норме, изменения в развитии и установлении мозговых процессов идут в установленном порядке и хронологии. На программу развития человека, предопределенную видовой генетической программой развития, воздействуют конкретные особенности развития каждого конкретного ребенка, такие как семья, социальная среда, физические воздействия, перенесенные болезни, особенности протекания беременности и родов у мамы и т.д. Все это вместе как раз дает возникновение индивидуальных различий в развитии и созревании человеческого мозга и огромное количество вариантов психики человек, неповторимой человеческой индивидуальности.

«Скачок» развития межполушарного взаимодействия — этап ползания

Этап ползания в младенчестве является критически важным для формирования межполушарного взаимодействия. Детальное описание вынесено в .

«Скачок» развития левого полушария — развитие речи

В 2-3 года у ребенка начинает активно развиваться речь за счет общения со взрослыми носителями языка, подражанию словам, словосочетаниям, которые ребенок слышит.
Лингвистический объем нарастает в геометрической прогрессии, и поэтому левое полушарие все в большей степени забирает на себя функции анализа и понимания всех видов речи. Правое полушарие в этот период не может с ним в этом конкурировать. Так левое полушарие становится доминирующим, а правое берет на себя функции приемника и расшифровщика знаков (букв и слов), в нем осуществляется зрительно-пространственный анализ и происходит передача в левое полушарие уже обработанной информации для понимания и осмысления. Только при таком раскладе и только в такой последовательности восприятие устной и письменной речи происходит быстро и надежно.

Интересные факты

  • В семьях, где родители являются представителями интеллигенции, дети имеют больше возможностей совершенствования речи поэтому левое полушарие у них развито.
  • Деревенские дети, предоставленные большую часть времени самим себе и природе, обладают более развитым правым полушарием.

«Скачок» развития левого полушария — школа

Дошкольники и первоклассники в первые две четверти обучения в норме демонстрируют более высокую активность правого полушария. В последние месяцы обучения в первом классе ведущим становится левое полушарие . То есть в первом классе в норме происходит смена доминантного полушария. Это происходит потому, что в первом классе при начале обучения самая большая нагрузка ложится на правополушарные мозговые структуры, и это полушарие стимулируется, в ответ на стимуляцию развивается быстрее. К концу первого класса занятия, которые включают большое количество логических операций (развитие речи и др.), приводят к доминированию левого полушария.

Проблема сниженной активности левого полушария

При высоком уровне интеллектуального развития появляются плохие навыки чтения, сложности в усвоении нового материала, ребенок не обращает внимания на целые сказанные ему фразы, «пропускает их мимо ушей». Он сложно обучается навыкам письма и чтения, при написании переставляет слова и буквы, повторяет одни те же ошибки при работе в классе. У такого ребенка часто страдают запоминание и выучивание. Он начинает испытывать затруднения в самовыражении.

Однако трудные задания для детей с пониженной функцией правого полушария даются детям со сниженной активностью левого полушария легче.

Такая левополушарная дисфункция может быть вызвана повышенной функцией правого полушария, которая тем самым мешает созреванию и активности левого.

Проблема сниженной активности правого полушария

Младшие школьники и дошкольники все больше времени проводят в виртуальной реальности.

Из-за этого у них часто наблюдается преимущественное развитие зон левого полушария головного мозга, которые отвечают за сбор информации и рациональное логическое мышление. При этом речевые зоны развиваются в меньшем объеме, не развиваются и даже угнетаются за счет преимущественного развития не речевых зон.

Это примерно так же, как если ограниченное количество пищи давать большому количеству рыбок в аквариуме. Будут кушать, и развиваться самые сильные и активные из них. То есть те, которые поели утром, поедят и в обед. Соответственно именно они будут процветать, и развиваться за счет остальных.

При стимуляции развития частей левого полушария с помощью виртуальной реальности, полушарие правое, ответственное за творческую сторону личности, подавляется в своей активности и используется в работе у таких детей все меньше и меньше.

На таких детей обычно оказывается совершенно бессмысленное психологическое и педагогическое воздействие. Его водят на психологическую коррекцию к психологам. Пытаются найти неврологические проблемы. Разыскивают какие-то проблемы в семье. Ищут истину в диапазоне вопросов: Что повлияло? Может, кто напугал? Обидел? Или отчим строгий? И т.д.

Зачем? Если у ребенка просто доминирует другое полушарие, чем необходимо для нормального овладения чтением, или письмом или счетом. Хоть завоспитывайся – сделаешь только хуже. Все ваши усилия, массированное психолого-педагогическое воздействие, только усугубят процесс. Например, любые попытки ускорить процесс овладения чтением или письмом, больше, чем позволяет межполушарное взаимодействие – только утяжеляют и процесс чтения, и процесс письма. И к одной беде добавляется другая - невротические реакции на обучение. Вот тут уже и на растерзание к психологам можно будет.

Помочь таким детям справиться со своими особенностями можно только использованием в обучении оптимального метода и темпа, которые учтут особенности ребенка.

Проблемы при нарушении взаимодействия полушарий

Если образы букв и слов вдруг не поступят в правое полушарие, а направятся сразу в левое? Тогда полученные не по адресу образы мгновенно отсылаются левым полушарием в правое, так как само левое полушарие не разбирается в буквах и изображениях слов, «не понимает», не распознает их. И оно перекидывает их для распознания правому, а то, проделав эту работу, возвращает левому обратно уже для понимания смысла речи, не умея делать это самостоятельно, также хорошо, как левое.

Естественно, что в этом случае время обработки лингвистического материала резко возрастает, а ее точность падает , так как во время двойной пересылки из полушария в полушарие резко возрастает опасность потери или искажения информации. Вот и появляется ребенок, который сидит, старается, но пишет в тетрадке как попало и что попало. На «тройку». Про такого говорят «тормозит на ровном месте». Это происходит при списывании.

Вышеприведенные примеры показывают какие последствия имеют нарушения в развитии нервной системы ребенка. Той самой нервной системы, которая в юном возрасте еще несовершенна, но при этом развивается гигантскими темпами, ежедневно, ежечасно. И, не побоюсь этого слова, - ежесекундно.

В данной статье я не претендую на подробное и доскональное изложение огромного массива нейропсихологической информации. Я просто хочу проиллюстрировать одну маленькую частность – а именно, как нарушается процесс правильного межполушарного взаимодействия, а вместе с ним и все становление ЦНС ребенка, его психика, обучение, качество социальных контактов, и даже физиология и соматическое здоровье.

Повторюсь, одним из важнейших этапов развития межполушарного взаимодействия является ползание. О важности ползания для развития межполушарного взаимодействия . Нередко причиной неуспеваемости детей является отсутствие периода ползания. Родители, стараясь решить проблему неуспеваемости, привлекают психологов и педагогов, но обычно до сути проблемы мало, кто добирается.

Завершение

Теперь, когда вы введены в курс дел о дисбалансе развития мозговых структур, вы должны понимать насколько осторожно необходимо рассматривать вопрос использования развивающих методик. При использовании методик важно учитывать, что ни одна из методик раннего развития не имеет официального подтверждения безвредности, но большинство из них имеют влияние на последовательность созревания мозговых структур и может привести к дисбалансу.

Важно обозначить, что изучением и корректировками развития мозга в зависимости от психики занимается нейропсихология . Причины по которым обычно не используются прямые нейропсихологические способы понять и избавить своего ребенка от проблемы:

  • надо заставить себя много прочитать очень скучной и тяжелой для понимания «не специалиста» литературы;
  • надо потратить много реального времени на понимание того, что происходит с ребенком на самом деле;
  • надо потратить огромное количество усилий в применении полученного знания, потому что нейропсихологическая коррекция очень длительный, скажу даже нудный процесс, в котором самое сложное – найти специалиста;
  • процесс нейропсихологической коррекции напоминает тренировки в спортзале для того, чтобы скорректировать фигуру (ну не вырастет нужная мышца быстрее, чем она может расти);
  • другое дело, что специалист нейропсихолог поможет, как тренер, выбрать нужную методику, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
  • упрощенный путь – «накоплю денег, приведу к психологу и скорректирую, особенно, если с психологом повезет» в данной ситуации не работает.

Зачастую в современном обществе люди не имеют возможности обратиться к нейропсихологу и пытаются решить проблемы при помощи психологов, психиатров, психотерапевтов.

Антиреклама. Я сам далек от нейропсихологии. Я – врач-психиатр, психотерапевт. Понимаю, что мое воздействие на ситуацию и помощь ребенку сводится в подобных случаях только к тому, чтобы объяснить родителям и помочь им понять, что в моем лечении, как и в работе с психологом такой ребенок не нуждается вообще. Не приходите к нам на лечении и коррекцию с подобными нарушениями. Ни психотерапевт (я в том числе), ни психолог вам не помогут.

Нейропсихология – очень трудоемкое занятие. Знание там собирается годами по мельчайшим крупицам. Знание очень точное, надежное, не предположительное, не умозрительное и пустое. Специалисты в этой области проводят годами экспериментальные научные исследования и по крупицам собирают знания о законах развития человеческого мозга, нервной системы и психики. О взаимодействии отдельных анатомических единиц и зон мозга человека. На это у них уходит масса времени поэтому они редко занимаются коррекционной практикой. Они, являясь фанатиками науки, а в этой специальности по-другому нельзя, если оказывают помощь, то штучно и с большими затратами сил и времени. Многие родители просто не готовы к такому раскладу. А другого правильного пути нет.

Те, кто уже столкнулся с необходимостью гармонизации мыслительной деятельности ребенка, должны знать, что в таких случаях необходима дифференцированная система подбора корректирующих методик в соответствии с типом, асимметрии его полушарий. Для развития межполушарных связей, а также для развития правого и левого полушарий можно использовать комплексы специальных упражнений. Компетентными специалистами в этих вопросах являются нейропсихологи. Лечение проблем снижения активности представляет собой точную коррекцию учебного процесса. Безусловно, такая коррекция более эффективна на ранней стадии развития этих нарушений, а её профилактика позволяет выявить предрасположенности к данному нарушению и заключается в проведении комплекса предупредительных мер. Медикаментозное лечение при подобных нарушениях имеет недоказанную эффективность и его применение не рекомендуется. Равно, как не рекомендуется и большинство психолого-педагогических методик.

Конечный мозг продольной щелью делится на два полушария, соединяющиеся друг с другом посредством системы спаек. Полушария большого мозга - наиболее прогрессивно развивающаяся у позвоночных животных часть головного мозга. В ходе эволюции позвоночных животных полушария становятся относительно и абсолютно все более крупными. Даже у таких примитивных плацентарных животных, как еж, они доминируют в головном мозге. Если общую массу мозга принять за 1000, то у слона на долю полушарий приходится 630/1000, а на долю мозгового ствола-370/1000, у кошки - соответственно 614/1000 и 386/1000, у узконосых обезьян (например, мартышек) - 709/1000 и 291/1000. Наконец, у человека полушария составляют 780/1000 общей массы головного мозга, а на все другие части мозга, в том числе мозжечок, - только 220/1000.

Каждое полушарие разделено на 5 долей: лобную, височную, теменную, затылочную и островковую. У человека лобная доля полушария весит 450 г, теменная - 251 г, височная и затылочная вместе - 383 г.

Полушария большого мозга имеют сложный рельеф, обусловленный наличием борозд и извилин. Поверхность полушарий покрыта серым веществом - корой большого мозга. Внутренние части полушарий состоят из белого вещества, в котором располагаются нервные ядра и боковые желудочки.

Кора полушарий

Кора большого мозга является наиболее дифференцированной и сложно устроенной нервной структурой. С корой связаны высшие формы отражения внешнего мира, все виды сознательной деятельности человека.

Образование борозд полушарий начинается на 5-м месяце эмбрионального развития. Первой образуется латеральная (сильвиева) борозда, затем появляются другие первичные борозды: центральная (роландова), теменно-затылочная, гиппокампальная, шпорная. С 7 месяцев процесс образования борозд идет очень быстро, появляются вторичные борозды и в конце внутриутробного периода в основном формируется рельеф полушарий. После рождения происходит образование мелких третичных борозд, которые определяют индивидуальные особенности рельефа полушарий. Отмечаются различия в расположении борозд правого и левого полушарий, а также в величине некоторых извилин. Полагают, что различия служат внешним выражением функциональной асимметрии полушарий большого мозга.

Площадь поверхности обоих полушарий варьирует у взрослых людей от 1469 до 1670 см 2 . Из общей поверхности коры 2/3 находится в глубине борозд и щелей, а 1/3 занимают извилины и видимая поверхность полушарий. У человека толщина коры колеблется от 1.25 до 4 и даже до 6 мм. В глубине борозд ширина коры уменьшается в 2-2.5 раза по сравнению с вершиной извилины. Если принять во внимание, что поверхность коры в одном полушарии составляет в среднем 800 см 2 , а ее толщина равна в среднем 3 мм, то объем коры составит 240 см 3 , или 44% всего объема полушария. Количество нейронов коры оценивается в 10-18 млрд., их суммарная масса составляет 21.5 г, а объем - около 20 см 3 (1:27 относительно объема коры). Если считать, что отростки одного нейрона имеют длину в среднем 4 см, то длина всех нервных волокон коры превысит 400 000 км.

Учение о строении коры большого мозга, ее архитектонике, имеет несколько разделов. Нейроноархитектоника, или цитоархитектоника, изучает нейрональный состав коры, миелоархитектоника рассматривает ее волокнистое строение, глиоархитектоника занимается глиальными элементами, ангиоархитектоника - распределением в коре сосудов.

В филогенетическом отношении выделяют древнюю (paleocortex) старую (archeocortex) и новую (neocortex) кору. Древняя и старая кора располагаются на медиальной и базальной поверхности полушария. Их окружают межуточные корковые формации, выделенные под названием перипалеокортекса и периархикортекса (mesocortex). На долю древней коры приходится только 0.6% общей поверхности коры, на долю старой - 2.2%, на долю промежуточной - 1.6%. В совокупности это составляет 4.4% поверхности полушария. Остальные 95.6% поверхности занимает новая кора.

На основании эмбрионального развития древняя, старая и межуточная кора относятся к гетерогенетической коре, которая не проходит стадии шестислойного строения и в окончательном виде имеет меньшее число слоев. Новая кора определяется как гомогенетическая кора. На 6-м месяце внутриутробного развития ее зачаток подразделяется на 6 слоев. В дальнейшем шестислойность коры может сохраняться. В таком случае говорят о гомотипической коре. Если же после шестислойной стадии количество слоев увеличивается или уменьшается, то такую кору называют гетеротипической.

Поверхностный слой гомотипической гомогенетической коры носит название молекулярной пластинки . Она состоит из сплетения нервных волокон и содержит немногочисленные горизонтальные нейроны. Толщина этого слоя – 0.15-0.20 мм. Второй слой образует наружная зернистая пластинка толщиной 0.10-0.16 мм с густо расположенными малыми зернистыми нейронами. В ней находятся также малые пирамидные нейроны. Третий слой называется наружной пирамидной пластинкой , его толщина – 0.8-1.0 мм. Для него характерно наличие средних и больших пирамидных нейронов с длинными аксонами. Глубже лежит внутренняя зернистая пластинка , которая содержит малые зернистые и звездчатые нейроны. Ширина этого слоя – 0.12-0.30 мм. Пятый слой представлен внутренней пирамидной пластинкой толщиной 0.4-0.5 мм. Здесь находятся самые большие пирамидные нейроны с аксонами, выходящими из пределов коры. Шестой слой составляет мультиформная пластинка , в которой располагаются нейроны различной формы. Ширина ее – 0.6-0.9 мм. Три наружных слоя коры принято объединять под названием главной наружной зоны, три внутренних - под названием главной внутренней зоны.

Гетеротипическая кора отличается от гомотипической тем, что внутренняя зернистая пластинка слабо выражена или отсутствует (агранулярная кора). Может отсутствовать внутренняя пирамидная пластинка. В других местах наружная пирамидная, внутренняя зернистая или внутренняя пирамидная пластинки бывают сильно развиты и в них выделяют подслои.

Функциональное значение пластинок коры определяется их клеточным составом и межнейрональными связями. В молекулярной пластинке оканчиваются волокна из других слоев коры и противоположного полушария. Здесь находятся разветвления верхушечных дендритов пирамидных нейронов, на которые переключаются импульсы, приходящие от других корковых нейронов. Наружная зернистая и наружная пирамидные пластинки содержат в основном ассоциативные нейроны, осуществляющие внутрикорковые связи по горизонтали и вертикали. Эти две пластинки представляют наиболее молодые филогенетические структуры, их сильное развитие характерно для коры большого мозга человека. В онтогенезе наружная зернистая и наружная пирамидная пластинки дифференцируются и созревают позже других. Внутренняя зернистая пластинка представляет собой главный воспринимающий слой коры. Здесь оканчивается большинство специфических проекционных афферентных волокон из таламуса и ядер коленчатых тел. Внутренняя пирамидная пластинка является местом начала эфферентных проекционных путей. Мультиформная пластинка содержит функционально неоднородные нейроны. Полагают, что от них отходят комиссуральные волокна, а также волокна, направляющиеся в вышележащие корковые слои.

Наряду с горизонтальной организацией коры в форме пластинок в настоящее время рассматривают принцип вертикальной модульной организации коры. Основу модулей составляют такие конструктивные заготовки как колонки нейронов и пучки их апикальных дендритов. Принято считать, что в коре мозга существуют две разновидности стабильных генетически обусловленных объединений нейронов: микро- и макроколонки. В процессе жизнедеятельности из них могут формироваться функционально подвижные и варьирующие по структуре модули нейронов.

Микроколонка считаются основной модульной субъединицей в коре. Она представляет собой вертикально ориентированный тяж клеток, состоящий примерно из 110 нейронов и проходящий через все пластинки коры. Корковые колонки представляют собой модули, единицы обработки информации, обладающие собственным входом и выходом. Диаметр колонок составляет около 30 мкм. Почти во всех областях коры количество нейронов в колонках относительно постоянно, и только в корковых центрах зрения количество нейронов в колонках больше. Несколько сотен микроколонок объединяются в более крупную структуру - макроколонку, имеющую диаметр от 500 до 1000 мкм. Корковые колонки окружены радиально расположенными нервными волокнами и кровеносными сосудами. Каждый такой модуль рассматривается как фокус конвергенции нескольких тысяч локальных, ассоциативных и каллозальных волокон. Между корковыми колонками и подкорковыми образованиями существуют топографически упорядоченные нервные связи, отдельным колонкам соответствуют определенные группы нейронов в базальных ядрах, таламусе, коленчатых телах.

Наиболее простыми и константными объединениями элементов нейронов являются пучки дендритов. Вертикальные пучки дендритов выполняют, по-видимому, основную конструктивную роль в консолидации нейронов. Объединение нейронов различных микроколонок осуществляется, главным образом, аксонными терминалями релейных эфферентных волокон, а макроколонок - ассоциативными и каллозальными волокнами.

Отдельные дендриты в пучке могут на значительном протяжении непосредственно прилегать друг к другу, что создает благоприятные условия для реализации несинаптических влияний обмена ионами и метаболитами. В объединениях нейронов, образованных с помощью пучков дендритов, создаются структурные предпосылки как для дивергенции, так и для конвергенции синаптических импульсов.

С точки зрения миелоархитектоники в коре выделяют радиальные и тангенциальные нервные волокна. Первые вступают в кору из белого вещества, или наоборот, выходят из коры в белое вещество. Вторые располагаются параллельно поверхности коры и образуют на определенной глубине сплетения, называемые полосками. Различают полоски молекулярной пластинки, наружной и внутренней зернистых пластинок, внутренней пирамидной пластинки. Волокна, проходящие в полосках, связывают между собой нейроны соседних корковых колонок. Число полосок в различных полях коры неодинаково. В зависимости от него различают однополосковый, двухполосковый и многополосковый тип коры. Особенно хорошо выражены полоски в затылочной доле, в зрительных полях (стриарная кора).

В нервной системе особенно ясно выступает принцип единства строения и функции. В свое время И.П.Павлов сформулировал применительно к нервной системе принцип структурности, по которому все мельчайшие детали строения мозга имеют динамические (функциональное) значение. Исходя из этого, нужно признать, что особенности архитектоники коры большого мозга, различия в структуре ее областей и полей связаны с их функциональными отправлениями.

В структурно-функциональном отношении кора большого мозга может быть разделена на передний (лобная доля) и задний (затылочная, теменная и височная доли) отделы. Граница между ними проходит по центральной борозде. Задний отдел осуществляет восприятие афферентных сигналов. Расположенные здесь корковые поля неравноценны в функциональном отношении, и их можно разделить на первичные, вторичные и третичные.

Первичные поля коры представляют собой четко отграниченные участки, которые соответствуют центральным частям анализаторов. В эти поля проходит по специфическим проекционным афферентным путям основная масса сигналов от органов чувств. Первичные поля характеризуются сильным развитием внутренней зернистой пластинки. Первичные поля связаны с реле-ядрами таламуса и ядрами коленчатых тел. Они имеют экранную структуру и, как правило, жесткую соматотопическую проекцию, при которой отдельные участки периферии проецируются в соответствующие им участки коры. Повреждение первичных полей коры сопровождается нарушением непосредственного восприятия и тонкой дифференцировки раздражений.

Представительство кожной и сознательной проприоцептивной чувствительности находится первичных корковых полях (1, 2, 3), занимающих постцентральную извилину. В каждом полушарии имеется обратная проекция поверхности противоположной половины тела. В верхней части извилины находится проекция нижней конечности, ниже располагается проекция живота, груди, еще ниже проецируется нижняя конечность. Самую нижнюю часть постцентральной извилины занимают зоны, связанные с иннервацией головы и шеи, но проекция частей лица является не обратной, а прямой. Данные изучения колонковой организации коры свидетельствуют о том, что каждый сегмент тела (дерматом) проецируется на кору в виде узкой полоски, идущей спереди назад через все цитоархитектонические поля постцентральной коры; при этом к колонкам поля 1 подходят афферентные волокна от кожи, к полю 2 - от суставов и к полю 3 - от мышц.

Первичное зрительно поле (17) расположено на медиальной поверхности полушария вдоль шпорной борозды. Здесь хорошо развита внутренняя зернистая пластинка, которая подразделяется посредством белых полосок на 3 части. Корковые колонки образуют чередующиеся вертикальные пластинки для правого и левого глаза. Полагают, что нейроны глубоких слоев коры обладают свойствами «анализатора движения», а нейроны поверхностных слоев действуют как « анализатор формы».

Первичные слуховые поля (41, 42) локализуются в поперечных височных извилинах (Гешля) и заходят в верхнюю височную извилину. В этих полях представлены по порядку участки улитки, воспринимающие различные звуковые частоты. Деление на колонки выражено в слуховой коре наиболее отчетливо.

Первичные обонятельные поля находятся в археокортексе, покрывающем обонятельный треугольник, переднее продырявленное вещество, прозрачную перегородку и подмозолистое поле.

Первичное вкусовое поле располагается, по мнению большинства исследователей, в нижнем участке постцентральной извилины, в глубине латеральной борозды, и соответствует проекции языка.

Корковый конец вестибулярного анализатора, по данным различных авторов, имеет представительство в средней височной извилине (поле 21), верхней теменной дольке, верхней височной извилине.

Представительство в коре внутренних органов изучено недостаточно, по-видимому, оно имеет более диффузный характер. Важная роль в регуляции функций внутренностей отводится лимбической области коры, в которую входит поясная и парагиппокампальная извилины, гиппокамп, прозрачная перегородка и подмозолистое поле. Лимбическая кора вместе с подкорковыми образованиями (миндалевидное тело, ядро поводков, ядра сосцевидных тел) составляет лимбическую систему , которая представляет субстрат эмоций и реакций, связанных с основными биологическими влечениями (голод, жажда, страх и т.д.).

Вторичные поля коры примыкают к первичным полям. Их можно рассматривать как периферические части корковых анализаторов. Эти поля связаны с ассоциативными ядрами таламуса. При поражении вторичных полей сохраняются элементарные ощущения, но нарушается способность к более сложным восприятиям. Вторичные поля не имеют четких границ, в них не выражена соматотопическая проекция.

Вторичное поле общей чувствительности локализуется в верхней теменной дольке (поля 5, 7). Вторичные зрительные поля (18, 19) занимают медиальную поверхность затылочной доли и большую часть латеральной поверхности. Вторичное слуховое поле (22) находится в верхней и средней височных извилинах. Вторичные обонятельные и вкусовые поля локализуются в парагиппокампальной извилине и крючке (поля 28, 34).

Третичные поля коры отличаются наиболее тонкой нейронной структурой и преобладанием ассоциативных элементов. Они занимают всю нижнюю теменную дольку и часть верхней теменной дольки, а также затылочно-височно-теменную область. Эти поля связаны с задними ядрами таламуса. В третичных полях осуществляются наиболее сложные взаимодействия анализаторов, лежащие в основе познавательного процесса (гнозия), формируются программы целенаправленных действий (праксия).

Кора височной доли имеет отношение к хранению и воспроизведению впечатлений. При электрическом раздражении некоторых точек височной коры наблюдаются своеобразные реакции в форме «вспышек пережитого» или ощущения «уже виденного». Полагают, что в коре височных долей создается нейронная запись потока сознания, она хранится неопределенно долгое время, но не может произвольно воспроизводиться, а «оживает» лишь при искусственной стимуляции и некоторых болезненных состояниях.

Передний отдел полушария имеет отношение к организации действий и также подразделяется на первичные, вторичные и третичные корковые поля. Первичное двигательной поле (4) располагается в предцентральной извилине. Здесь отсутствует внутренняя зернистая пластинка (агранулярная кора) и особенно сильно развита внутренняя пирамидная пластинка с гигантскими пирамидными нейронами Беца. Аксоны этих нейронов образуют пирамидный путь. На клетки Беца непосредственно переключаются импульсы, поступающие из мозжечка через центральное медиальное ядро таламуса. В первичном двигательном поле вся мускулатура тела представлена в обратной проекции, как и кожный покров в постцентральной извилине. Кора здесь разделена на колонки, которые связаны с определенными группами двигательных нейронов спинного мозга и управляют движением отдельных мышц или мышечных групп.

Вторичные двигательные поля (6, 8) находятся кпереди от предцентральной извилины. Они характеризуются сильным развитием наружной и внутренней пирамидных пластинок, в которых преобладают большие пирамидные нейроны. Во вторичные поля передаются сигналы из мозжечка. Эфферентные волокна идут отсюда к ядрам полосатого тела. Таким образом, вторичные двигательные поля имеют отношение к экстрапирамидной системе, их функция необходима для выполнения сложных стереотипных двигательных актов. Первичные и вторичные двигательные поля имеют богатые связи с задним отделом полушария. Обратная связь между аппаратом движения и корой осуществляется через мозжечок, который воспринимает проприоцептивные раздражения и после соответствующей переработки передает их в кору большого мозга.

Третичные поля занимают большую часть лобной доли, на них приходится около 1/4 всей поверхности коры. Здесь хорошо выражена внутренняя зернистая пластинка, к нейронам которой идут волокна из медиальных ядер таламуса. Третичные поля лобной коры связаны с высшими формами целенаправленной деятельности и играют важную роль в социальном поведении. При их поражении не нарушается ощущение или движение, но человек становится пассивным, не может оценивать происходящие события и свое поведение, теряет способность к предвидению.

Важнейшую особенность человека составляет членораздельная речь. Академик И.П.Павлов относил речь ко второй сигнальной системе, с помощью которой происходит непрямое отражение действительности. Речевые функции имеют широкое представительство в коре большого мозга. На основании данных, полученных при электрическом раздражении и удалении у больных различных участков коры, выделены три корковых речевых поля. Заднее речевое поле располагается в затылочно-височно-теменной области, захватывая все три височные, надкраевую и угловую извилины. Это поле связано преимущественно с восприятием и пониманием речи и функционально является ведущим. При его поражении всегда наступает расстройство речи - афазия. Переднее речевое поле лежит в задней части нижней лобной извилины и соответствует моторному центру речи Брока. Верхнее, дополнительное, речевое поле локализуется у верхнего края полушария кпереди от предцентральной извилины, при его поражении не всегда наблюдаются расстройства речи. Речевые поля, как другие части коры, связаны с ядрами таламуса. Заднее поле связано с задним ядром, верхнее поле - с латеральным ядром, переднее поле - с медиальными ядрами. Все речевые поля связаны ассоциативными путями в единую функциональную систему.

Особенностью речевых центров коры является их асимметрия. У большинства людей они локализуются в левом полушарии, которое является доминантным в отношении речи. Принято считать, что эта доминантность связана с праворукостью, и что у левшей речью управляет правое полушарие. В последнее время вопрос о функциональной асимметрии полушарий трактуется более широко. С левым полушарием связывают речь и абстрактное мышление, а с правым полушарием - пространственное представление, образное мышление, музыкальные способности.

Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. У гармонично развитого человека оба полушария работают слаженно и уравновешивают друг друга. Тренируемся и достигаем совершенства.

3. Нагружаем правую сторону тела

Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.

4. Делаем массаж

На нашем теле есть точки, соответствующие разным органам. За мозжечок отвечают точки, расположенные на стопах у оснований больших пальцев ног. Чуть ниже - точки обоих полушарий. Массируя такую точку на правой стопе, мы активизируем левое полушарие.

5. Развиваем мелкую моторику рук

Кончиком мизинца левой руки коснемся кончика большого пальца правой, а кончиком мизинца правой - большого пальца левой. Большой палец левой руки при этом будет внизу, а правой - вверху. Затем быстро меняем пальцы местами: большой палец левой руки окажется вверху, а правой - внизу. То же самое проделываем с указательными и безымянными пальцами.

Упражнения

Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.

  1. Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.
  2. Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой - треугольник (или другие геометрические фигуры, главное - чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.
  3. Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.
  4. Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой - за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой - кончика носа.
  5. Улучшают координацию движений и развивают оба полушария занятия танцами, в частности танго.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сегодня речь пойдет о левом полушарии головного мозга, которое отвечает за логическое мышление и речь, а также разберем способы как развить и активировать его функции. В предыдущей статье я описывал его “собрата” — , которое больше отвечает за творческие способности. Сбалансировав работу обоих частей можно достичь больших результатов и успехов во всех сферах жизни, поэтому это важная вещь практически для всех людей.

Левое полушарие мозга иногда называют доминирующим. Во-первых, потому что у 90% людей оно более развито чем правое, а во-вторых, роль его психических функций в деятельности человека сложно переоценить. Рассмотрим их более детально.

Функции левого полушария

Мышление

В мышлении участвуют оба полушария, но они отвечают за разные аспекты. Так левое полушарие, в отличии от правого, которое рассматривает ситуацию в целом, обрабатывает информацию последовательно. Оно анализирует каждый отдельный факт и дает логическую оценку.

Вербальная речь

Одна из основных функций левого полушария — вербальная речь. Это наша способность говорить, читать и писать. У людей с поврежденной левой частью мозга происходит нарушение речевых функций и сложности в восприятии информации. Людям с хорошо развитым левосторонним мышлением проще дается изучение иностранных языков.

Счет

За распознавание символов и чисел также отвечает левое полушарие. С его помощью мы решаем математические задачи и уравнения, можем запоминать даты и номера телефонов.

Установление причинно-следственных связей

Благодаря левому полушарию, люди способны прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. Поэтому левосторонний склад ума еще называют аналитическим. Люди, у которых преобладает такое мышление часто идут работать следователями, аналитиками и т. д.

Положительные эмоции

В ходе последних психологических исследований было установлено, что левое полушарие отвечает за положительные эмоции, а правое за отрицательные.

Контроль над правой стороной

Левое полушарие контролирует работу правой части тела, и наоборот. То есть когда мы пишем правой рукой или совершаем какие-то другие действия, это значит, что сигнал поступил из левой части мозга.

Свойства левостороннего мышления

Перечисленные выше функции, левое полушарие выполняет у всех людей. Но также у него есть свойства более узкой специализации, которые преобладают у людей с левосторонним мышлением. Им присущи такие качества, как целеустремленность, логика, практичность, быстрая обучаемость, организованность.

В статье о правом полушарии я рассказывал о том, что оно отвечает за творчество. Но если у людей с правосторонним мышлением, левое полушарие развито слабо, им тяжело реализовать свои идеи, из-за непоследовательности действий и отсутствия целеустремленности. Поэтому очень важна гармонизация всего головного мозга.

Активация левого полушария

Существуют специальные упражнения, помогающие включить левое полушарие. Но даже если оно у вас и так доминирует, лишняя тренировка не помешает.

Решение задач

Математические и логические задачки отлично развивают левое полушарие мозга. Можно начинать с простеньких, а затем переходить к более сложным.

Хорошо подойдет разгадывание кроссвордов, особенно судоку, так как они построены на цифрах, и для их решения необходимы логика и анализ.

Физические упражнения

Для активации левого полушария нужно задействовать правую сторону тела. Например, выполнять обычные действия правой рукой (писать, чистить зубы, размешивать чай). Для правшей это не составит никакого труда, а вот левшам придется сложнее.

Также выполняя обычную гимнастику уделяйте больше внимания правой стороне тела. Например, можно попрыгать на правой ноге, делать наклоны в правую сторону и т.д.

Самомассаж

На теле человека есть множество точек, которые отвечают за разные органы, в том числе и за мозг. На основании больших пальцев ног находится точка, отвечающая за мозжечок, а под ней располагаются точки больших полушарий мозга. Массируя точку под большим пальцем правой стопы, вы активизируете левого полушарие.

Мелкая моторика рук

Для развития полушарий очень полезна мелкая моторика рук. Для этого есть специальное упражнение. Прислоните кончик мизинца правой руки к кончику большого пальца левой руки, а мизинец левой к большому пальцу правой. Прокручивайте кисти так, чтобы положение пальцев поменялось местами. Затем тоже самое нужно проделать с безымянными и указательными пальцами.

Но самое лучшее для этого средство — это перебирание четок правой рукой. Тогда вы сразу выполняете 3 функции:

  • активизируете левое полушарие
  • медитируете
  • массажируете точки на подушечках пальцев

Боли в левом полушарии

Многих людей мучает головная боль, локализованная в левой части головы. Наиболее распространенное заболевание, вызывающее такие боли — это мигрень. Специалисты выделяют следующие причины:

  • физическая и психологическая истощенность;
  • обезвоживание организма;
  • стресс;
  • плохое кровообращение головного мозга

Для снятия симптомов мигрени необходимо пить много воды и дать организму отдохнуть. Также в этом может помочь медитация. Особенно хорошо подойдет пранаяма. Дыхательные упражнения помогут насытить мозг кислородом и улучшить кровообращение.

Но необходимо учитывать, что боли в левой части головы могут свидетельствовать и о других заболеваниях, более серьезных чем мигрень, поэтому если вы не знаете в чем их причина, то лучше обратиться к врачу.

Я рассказал вам о функциях левого полушария и о его активации, но для более эффективной работы мозга необходимо развивать обе его части. А какое полушарие ведущее у вас, вы можете написать в комментариях к статье. Также буду рад если вы поделитесь своими знаниями об упражнениях на активацию мозговой деятельности. С уважением, Руслан Цвиркун.

Загрузка...