Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Психосексуальное развитие детей трех-пяти лет. Половое развитие мальчика

Акселерация - явление, встречающееся повсеместно. Ускоренное половое развитие подростков сегодня беспокоит психологов и медиков. Преждевременное созревание может привести к непредвиденным последствиям. Внешне подросток может казаться достаточно взрослым - в этом и заключаются анатомические особенности пубертатного периода у мальчиков и девочек. Однако высокий рост или пышный бюст не являются свидетельством стабилизации гормонального фона и окончательного созревания головного мозга. Попробуем разобраться, как в норме проходит физическое и половое развитие у детей, а также на что следует обращать внимание их родителям.

Что такое пубертатный период

В организме у каждого из нас есть свои биологические часы. Этим абстрактным понятием объясняют своевременность роста и развития организма, появления и увядания рефлексов, функций. В малыши сосут пальцы и учатся ходить, но уже через несколько лет, приобретя множество навыков, идут в школу, чтобы познать мир. У женщин с годами появляются морщины, а у стариков - седина. Все эти и многие другие естественные перемены - следствие нормальной работы эндокринной системы, а также гипоталамуса и гипофиза. Эти железы расположены в головном мозге и выделяют гормональные вещества, необходимые для запуска возрастных биологических процессов.

Для каждого характерны свои особенности. Но наибольший стресс организму приносит течение пубертата. Перемен, которые происходят с неокрепшим детским телом, не счесть, но мы прямо сейчас постараемся все разложить по полочкам.

Развитие половых клеток и органов у представителей обоих полов проходит в три этапа. У девочек и мальчиков они наступают не одновременно:

  1. Препубертат. У мальчиков начинается в 8 лет и завершается ближе к одиннадцати. У девочек начинается 1-2 годами раньше.
  2. Пубертатный период. Возраст, с наступлением которого детей можно считать подростками, также отличается. У мальчиков он наблюдается в 11-17 лет, у девочек обычно завершается к 15 годам.
  3. Взросление. Половозрелыми девушек считают в возрасте 15-18 лет. Формирование юношей завершается к 19-20 годам.

Как взрослеют мальчики

Начинается с формирования вторичных половых признаков, толчком для которого служит повышение в организме концентрации андрогенов тестикулярной природы.

Процесс созревания мужской репродуктивной системы стартует с изменения размеров гениталий. Сначала увеличивается продольный диаметр каждого яичка, приобретает пигментацию и складчатость мошонка. К 11-12 годам у подростка появляется лобковое и аксиллярное оволосение. В редких случаях растительность в интимных зонах возникает до того, как яички увеличатся в объеме. Это не является нормой, подобное нарушение вызывает избыточная выработка андрогенов. В медицине данное явление называют ускоренным адренархе.

По мере нарастания тестикулярного объема размер пениса становится больше. Сначала увеличивается его длина, а после и диаметр. Пигментация (потемнение кожных покровов) продолжает нарастать.

Приблизительно к 13-14 годам у юноши появляется оволосение на лице, шее, грудной клетке. В этом возрасте гениталии вполне могут соответствовать размерам взрослых мужчин, но пока рано говорить о наступлении половой зрелости. Свидетельствовать об этом должен сперматогенез. Первые эякуляции и поллюции наступают ближе к 16 годам. Половое созревание у мальчиков продолжается до 19-20 лет, но фертильными, т. е. способными оплодотворить женскую яйцеклетку, они становятся раньше.

Еще одно изменение, которое происходит под влиянием повышенной секреции мужских гормонов, - это приобретение телом характерной архитектоники: увеличение плечевого пояса, рост костей и мускулатуры.

Как меняются девочки-подростки

У девочек также начинается с появления вторичных признаков, а о его завершении свидетельствует установление регулярного менструального и овуляторного цикла. Первые заметные перемены выражаются увеличением груди: под областью ареолы происходит уплотнение железистой ткани, а околососковая зона темнеет. Рост молочной железы обеспечивается секрецией эстрогенов - в возрасте 10-11 лет они вырабатываются в достаточном количестве. Часто девочек пугает асимметрия (одна грудь кажется больше), которая исчезает лишь в период формирования зрелой железы.

Следующий вторичный признак полового развития у представительниц слабого пола является лобковое и подмышечное оволосение. Чаще всего рост волос в подмышечных впадинах говорит о приближении менархе - первой менструации. Несмотря на то что процесс формирования половых признаков чаще всего происходит именно в такой последовательности, приблизительно у 1 % девочек сначала развивается оволосение. Неправильное течение пубертата бывает вызвано повышенным присутствием в организме мужских гормонов.

Параллельно с развитием половой системы изменяется архитектоника тела. У девочек увеличение массы тела происходит за счет наращивания преимущественно жировой ткани. «Накапливаться» в организме она начинает с шестилетнего возраста. В раннем пубертате жировая ткань перераспределяется и откладывается в области бедер и таза.

Несколько этапов созревания юношей и девушек

Итак, каждый из периодов полового развития вкратце можно описать так:

  • Своеобразная подготовка к предстоящим переменам - это препубертатный период. В течение 2-3 лет организм накапливает достаточно сил для того, чтобы совершить большой скачок в росте и половом развитии. Далее наступает подростковый период, с особенностями которого приходится сталкиваться каждому человеку.
  • Для подросткового (пубертатного) возраста характерен интенсивный рост, усиленная работа половых желез, значительные изменения в фигуре. У представителей обоих полов также меняется голос: у мальчиков вследствие мутации он становится низким и глубоким, у девочек - теряет свою звонкость.
  • Взросление. Закрепление приобретенных половых признаков, остановка роста, начало активной половой жизни и воспроизведение потомства.

Негативные проявления пубертатного периода

Кроме того, с началом полового созревания у девочек и мальчиков появляются схожие проблемы со здоровьем. Часто подростки страдают воспалением сальных желез, распространением угревой сыпи по лицу, спине, плечах, иногда ягодицах. Лоснящаяся жирная кожа в возрасте 12-16 лет предрасположена к акне.

Возможны боли в мышцах и суставах, головокружения и обмороки, нарушения координации. У девочек может часто болеть грудь и низ живота, а перед первыми месячными - сильно тянуть поясницу.

Сложный характер подростка

Половому развитию представителей обоих полов сопутствует еще один немаловажный аспект - психологический. О сложностях переходного возраста не понаслышке знают родители. Изменения в характере и бунтующая манера поведения имеют преимущественно гормональную природу происхождения. Явным признаком «внутренней ломки», спровоцированной поступлением в кровь подростка большого количества тестостерона и эстрогена, являются резкие перепады настроения. Более чувствительны к гормональным перестройкам девушки. Они могут стать буйными без конкретной на то причины, а через пять минут - жалостливыми и слезливыми.

Сразу стоит отметить, что подобные психические явления у подростков не лечатся. Помочь ребенку преодолеть пубертатный период способен правильно подобранный рацион. Чтобы смягчить гормональный «шторм» подростка, важно минимизировать суточное количество поступающих в организм калорий, исключая в первую очередь быстрые углеводы, шоколад, кофеин, энергетические напитки и жирные блюда. Приоритет в питании лучше отдавать продуктам животного происхождения, содержащим кальций и белок, особенно необходимые в период активного роста. Девочкам, помимо этого, важно постоянно восполнять дефицит железа. Оно содержится в говяжьей печени, гранатовом соке, яблоках, красном мясе.

Если подросток тяжело переживает пубертат, стоит обратиться к неврологу или психотерапевту. Юношам и девушкам обычно рекомендуют пропить витамины, гомеопатические седативные средства и адаптогены (экстракт эхинацеи, лимонника, янтарной кислоты).

Какие болезни возникают у подростков

Как уже было сказано, возрастное развитие половых клеток и репродуктивной системы в общем служит не самым благоприятным периодом для организма. Подростковое взросление - своеобразный «пусковой крючок» для активизации ряда заболеваний и патологических состояний. В пубертатном периоде часто обостряется гастрит, обнаруживается холецистит, сахарный диабет. Первые приступы мигрени у большинства девушек, страдающих этой проблемой, возникали как раз в подростковом возрасте. Близорукость, декомпенсация врожденных, но вовремя не диагностированных болезней сердца, сколиоз, плоскостопие - у детей в возрасте от 10 до 16 лет достаточно шансов на подобные проявления. В тяжелых случаях развивается ювенильная шизофрения или онкология.

С другой стороны, активный рост в период формирования юношей и девушек позволяет многим «перерасти» астму, энурез, аденоиды. Случается, что у ребенка ослабевают или вовсе исчезают аллергические реакции.

Нарушения в работе половой системы

Существуют специфичные заболевания, типичные только для подростков. Самые распространенные из них:


Слишком рано: причины акселерации

Говоря о нарушениях полового развития, имеют в виду два варианта: преждевременное созревание и его задержка. Иногда во внутренней системе организма, которая определяет ритм его жизнедеятельности, происходит сбой, и естественные процессы наступают раньше или позже положенного срока.

Так, акселерация - это преждевременное половое развитие, которое начинается у мальчиков до 9 лет, а у девочек - до 8. В столь раннем возрасте организм еще не готов к пубертатным изменениям. В будущем преждевременное половое развитие приводит к раннему угасанию репродуктивных функций. К тому же дети-акселераты нередко начинают раннюю сексуальную жизнь, которая опасна для здоровья, особенно в случае незапланированной нежелательной беременности.

Патологическими причинами акселерации являются нарушения в эндокринной системе, доброкачественные и злокачественные опухоли мозга, гипофиза, болезни надпочечников и неправильная работа половых желез. При возникновении первых признаков акселерации нужно обратиться к врачу. Чтобы не допустить раннего наступления пубертатного периода, врачи рекомендуют родителям не перекармливать детей, ограничить потребление углеводов и отдать в спортивную секцию.

Пятилетняя мама из Книги рекордов Гиннесса

Самый известный случай в истории девочки с ранним половым созреванием просто шокирует. Перуанке на момент рождения сына было всего 5 лет и 7 месяцев. Несмотря на то что происхождение беременности осталось невыясненным, в 1939 году ее сынишка родился абсолютно здоровым с весом 2700 г. Врачи, проводившие кесарево сечение, опубликовали отчет, в котором отметили, что менархе у Лины наступило в 2 года и 8 месяцев, а к 4 годам ее молочные железы были почти сформированы.

Раннее взросление вызывают либо естественные, либо патологические причины. Сегодня многие врачи считают, что виной преждевременного наступления пубертата служат гормональные добавки в корме скота, мясо которого мы едим, вещества, выделяемые из пластиковых упаковок и пластмасс. Созревание раньше срока не проходит последовательно: например, у мальчика внезапно может появиться сексуальное влечение и полноценная эрекция, а только потом развиться оволосение.

Задержка вторичных половых признаков

Встречается у подростков и другая ситуация - задержка полового развития. Для этого нарушения характерно отсутствие вторичных половых признаков к 14-15 годам: у девочек нет растительности на теле, грудь практически не развита, а у мальчика размер пениса не увеличивается. Иногда такое запоздание в развитии считают нормальным. Паниковать раньше времени не стоит, если подросток астенического телосложения.

Также причиной задержки может стать перенесенное тяжелое заболевание, анорексия (у девочек) или занятие профессиональным спортом. Но если вторичные половые признаки не появляются и к 16 годам, проконсультироваться с доктором просто необходимо: возможно, имеют место генетические отклонения.

В детальном обследовании нуждаются девочки с оволосением по мужскому типу, сформировывавшейся грудью и отсутствием менструации - такие симптомы могут быть вызваны аномальным отсутствием матки при функционирующих яичниках.

За здоровьем ребенка в переходном пубертатном возрасте нужно тщательно следить. Важно, чтобы подросток правильно питался и отдыхал. С профилактической целью каждый год желательно сдавать лабораторно-клинические анализы мочи и крови - этот простейший вид обследования является достаточно эффективным способом выявления воспалительных процессов в организме.

Также родители в ответе перед детьми за их половое воспитание. Уроки в виде разъяснительных бесед о правилах гигиены, вреде ранней половой жизни и контрацепции нужно проводить с каждым подростком, каким бы взрослым и всезнающим он себя ни считал.

– обширная группа заболеваний различной этиологии, проявляющихся несвоевременным или неправильным формированием половых органов и нарушением половой дифференцировки, в основе которых лежат изменения гормональной регуляции на центральном или периферическом уровне. Заболевания сопровождаются замедлением или ускорением полового развития, возникновением половых признаков, характерных для противоположного пола, диспропорциональным физическим развитием и другими симптомами. Нарушения полового развития диагностируются клинически и анамнестически, подтверждаются лабораторно. Проводится заместительная гормональная терапия, хирургическая коррекция половых органов.

    Нарушения полового развития представляют особый интерес для педиатров и эндокринологов . В течение последних десятилетий нормы несколько сдвинулись в сторону более раннего начала полового созревания, что порождает определенные трудности в диагностике. Это усугубляется частым отсутствием симптомов до пубертата, поэтому врачи не имеют возможности своевременно начать терапию. Кроме того, все заболевания данной группы в той или иной степени снижают фертильность, а значит, и качество жизни пациентов, не позволяя им в будущем иметь своих детей. Сбор статистических данных по заболеваемости осложняется разнородностью патологий.

    Нарушения полового развития, связанные с недостаточностью функции половых органов, называются гипогонадизмом . Известно, что гипогонадизм является причиной задержки полового развития примерно в половине случаев. Статистика показывает, что большинство нозологий чаще встречается у девочек. Это же относится к гормон-продуцирующим опухолям, которые также чаще диагностируются у лиц женского пола. В то же время некоторые хромосомные патологии крайне редко выявляются у пациентов обоих полов. Рост заболеваемости в последние годы связан и с более пристальным вниманием к нарушениям полового развития, и с увеличением частоты патологий беременности и родов, способных нарушить правильную закладку и формирование мозговых структур и половых органов.

    Причины нарушений полового развития

    Половая дифференцировка начинается с момента формирования эмбриона, а половое созревание завершается после окончания пубертата. Этот длительный процесс регулируется гипоталамо-гипофизарной системой, внутренними половыми органами и множеством внешних факторов. Повреждение на любом участке системы может привести к различным нарушениям полового развития. Чем раньше имело место воздействие, тем более серьезным, как правило, является отклонение от нормы. В первую очередь, деструктивное влияние оказывают любые внутриутробные инфекции , гипоксия плода и травмы, то есть факторы, способные вызвать микроповреждения на центральном уровне регуляции (гипоталамус и гипофиз) и на периферии, непосредственно в яичниках, яичках и других половых органах.

    Причиной нарушения половой дифференцировки на этапе внутриутробного развития могут стать хромосомные аномалии, например, синдром Клайнфельтера и т. д. Кроме того, нарушения полового развития могут быть обусловлены внутриутробными инфекциями, воздействием радиации и других тератогенных факторов. Изредка причиной являются опухоли гипоталамо-гипофизарной системы, самостоятельно продуцирующие гормоны. Очевидно, что процесс половой дифференцировки и дальнейшего развития половых органов регулируется множеством гормонов, поэтому изменение метаболизма любого из них может необратимо влиять на закладку гонад и их правильное формирование.

    Нарушения полового развития могут происходить в связи с поломкой в периферическом звене, то есть в гонадах. Это могут быть опухоли яичников и яичек, неправильная их закладка и т. п. Именно гонады в женском и мужском организме являются основными источниками половых гормонов и потенцируют развитие половых признаков, начиная еще с внутриутробного периода. Как и в предыдущих случаях, патология сводится к изменениям концентрации тех или иных гормонов, что приводит к нарушениям полового развития. Стоит отметить огромную роль, которую играют в организме эстрогены и андрогены. Они влияют не только на половое, но и на общее физическое развитие ребенка, в частности, потенцируя рост костей.

    Гормоны и рилизинг-факторы гипоталамо-гипофизарной системы являются предшественниками не только половых гормонов, но и многих других. По этой причине нарушения центрального генеза всегда проявляются многообразной клиникой. Половые гормоны вырабатываются также надпочечниками, то есть нарушения полового развития могут быть связаны с заболеваниями этой железы внутренней секреции – опухолями, врожденными патологиями и пр. Таким образом, речь идет о многообразной группе нарушений, возникающих на разных этапах определения пола и формирования половых органов.

    Классификация нарушений полового развития

    Существует множество классификаций данной патологии, однако огромное количество вариантов нарушений полового развития часто не позволяет четко разделить их на группы по тому или иному признаку. Выделяют центральные и периферические нарушения, первые из которых связаны с повреждением мозговых структур, а вторые – с патологиями половых органов. Также может меняться скорость полового развития, и тогда можно говорить либо о задержке, либо о преждевременном развитии. Важно понимать, что в этих случаях половая дифференцировка ребенка идет правильным путем. Нарушается лишь темп, и чаще всего это заметно в пубертатном возрасте.

    Развитие может менять не только скорость, но и направление, когда в женском организме начинают преобладать мужские половые гормоны и наоборот. К таким нарушениям полового развития относится, например, вирильный синдром, который является следствием множества заболеваний (часто – опухолевой природы). Отдельно выделяют группу патологий с нарушением половой дифференцировки, когда закладка пола нарушается внутриутробно. В эту группу можно отнести синдром Шерешевского-Тернера, синдром дисгенезии яичек, тестикулярную феминизацию и т. д. Иногда нарушения полового развития можно спутать с конституциональными особенностями, которые являются вариантом нормы.

    Симптомы нарушений полового развития

    Неполное или неправильное развитие наружных половых органов педиатр может заметить уже при первом осмотре новорожденного. Также с рождения можно обнаружить патологии общего развития, стигмы и пороки. Такие дети часто рождаются недоношенными , имеют признаки перенесенных внутриутробных инфекций и гипоксии. В остальных случаях нарушения полового развития становятся заметными после начала полового созревания, поскольку именно в этот период в норме отмечается максимальная концентрация половых гормонов и важнейшая их роль в становлении половозрелого организма. Когда этот процесс нарушается, появляются первые жалобы.

    Дети могут отставать в физическом развитии или, наоборот, опережать сверстников. Кроме того, их тело часто бывает диспропорциональным, а для некоторых хромосомных аномалий присущ характерный набор внешних признаков. Преждевременное половое развитие проявляется ранним увеличением размеров полового члена и яичек у мальчиков, увеличением размеров половых губ у девочек, а также оволосением наружных половых органов и подмышечных впадин в нетипичном возрасте. Стоит отдельно сказать о нормах, которые, по данным разных авторов, значительно варьируют. Большинство специалистов считают нормой начало пубертата у мальчиков в возрасте 10 лет и менархе у девочек с 12 лет. Более позднее начало можно рассматривать, как задержку.

    Нарушения полового развития также проявляются неправильным формированием половых органов, как наружных, так и внутренних. У новорожденных девочек можно заметить увеличенный клитор, намного реже – сформированный половой член. У мальчиков встречаются различные формы гермафродитизма , при котором имеются и мужские, и женские половые органы. Когда в организме начинают преобладать гормоны противоположного пола, у девочек не начинаются или прекращаются менструации, развивается гирсутизм (оволосение по мужскому типу). У мальчиков исчезают или не начинаются поллюции, тембр голоса не меняется и остается детским.

    Все перечисленные нарушения полового развития почти всегда сопровождаются психоэмоциональными расстройствами. Отчасти это связано с подростковым возрастом, в котором даже в норме встречается эмоциональная лабильность и перфекционизм. При наличии таких серьезных для ребенка патологий перечисленные проявления обычно усугубляются. Кроме того, негативизм и агрессия могут быть обусловлены аномально высокой концентрацией гормонов и имеющимися повреждениями мозговых структур – в подобных случаях психические нарушения являются частью клинической картины. При нарушениях половой идентификации возможны психосексуальные расстройства.

    Диагностика нарушений полового развития

    Установление точного диагноза представляет большие трудности для специалистов. Симптомы часто незаметны с рождения, а до наступления пубертатного периода, например, норма размеров половых органов у мальчиков имеет очень широкий коридор. То же касается роста. Врач или родители крайне редко обращают внимание на умеренную низкорослость или, наоборот, быстрый темп роста ребенка, поскольку обычно это является вариантом нормы. Нарушения полового развития можно диагностировать в раннем возрасте, если они имеются в составе синдромов вместе с другими проявлениями, либо обнаруживается патология развития наружных половых органов (недоразвитие, гермафродитизм и т. д.).

    Большинство заболеваний, вызывающих нарушения полового развития, проявляются в пубертатном периоде. В это время можно заметить нехарактерное для возраста пациента общее физическое развитие и состояние наружных половых органов, преждевременное оволосение подмышечных впадин и другие признаки, указывающие на гормональный дисбаланс. Диагноз всегда требует лабораторного уточнения, поскольку необходимо достоверное подтверждение расстройств гормональной регуляции. Для этого, в частности, проводится проба с гонадолиберином, позволяющая определить уровень нарушений полового развития (центральный или периферический). Также устанавливается уровень половых гормонов в крови и продуктов их метаболизма в моче.

    Так как причиной заболевания часто являются опухоли различной локализации, необходимо проведение рентгенографии черепа с проекцией турецкого седла для исключения неоплазий гипофиза и других структур головного мозга. Осуществляется УЗИ-диагностика. Особенно это актуально для девочек, поскольку так можно оценить состояние матки и маточных труб, а также яичников, установить их наличие и соответствие размеров возрасту. Немалую роль играет визуальный осмотр и пальпация наружных половых органов. В частности, так можно диагностировать крипторхизм у мальчиков.

    Необходимо тщательно собрать семейный анамнез для исключения наследственных патологий. При подозрении на хромосомные заболевания проводится определение кариотипа. Изучение истории настоящей беременности и родов также может выявить причину нарушения полового развития. Поскольку уровень многих гормонов в организме взаимосвязан, стоит обратить внимание на состояние других желез внутренней секреции, в частности, надпочечников, участвующих в продукции половых гормонов, а также щитовидной железы.

    Лечение и прогноз нарушений полового развития

    Основа лечения – заместительная гормональная терапия, цель которой заключается в нормализации уровня половых гормонов. В дальнейшем такая коррекция приводит к нормализации скорости полового развития, формированию соответствующего фенотипа у девочек и мальчиков. В зависимости от уровня повреждения могут назначаться синтетические гормоны гипоталамо-гипофизарной системы или аналоги половых гормонов. Нарушения полового развития у девочек, приводящие к росту концентрации тестостерона, лечатся так называемыми антиандрогенами. Опухоли удаляются хирургическим путем. При необходимости проводится хирургическая коррекция наружных половых органов. Гормональная терапия, как правило, длительная, иногда пожизненная.

    Успехи педиатрии последних десятилетий значительно улучшили прогноз при подобных заболеваниях. Гормональная терапия позволяет минимизировать либо полностью устранить имеющиеся нарушения. Вторичные половые признаки при их преждевременном либо ускоренном развитии в короткие сроки приходят в соответствие возрастным нормам. Задержка полового развития также нивелируется за счет заместительной терапии. Исключение составляют гормон-продуцирующие опухоли половых органов, зоны гипоталамуса и гипофиза, которые могут быстро становиться злокачественными, что представляет опасность для жизни ребенка.

    Профилактика нарушений полового развития заключается в медико-генетическом консультировании родителей, планировании беременности, особенно при наличии хронических соматических патологий. Большую роль играет ранняя диагностика заболеваний с целью своевременной коррекции уровня гормонов. Можно сказать, что современная медицина успешно справляется с большинством причин, вызывающих нарушения полового развития, однако в дальнейшем фертильность таких пациентов, как правило, значительно снижена вплоть до бесплодия, что неизбежно отражается на качестве жизни уже взрослых больных.

Краткое содержание: Половое воспитание. Сексуальное просвещение. Интимное воспитание. Психосексуальное развитие детей. Половая дифференциация детей-дошкольников

Если спросить родителей, осуществляют ли они в семье половое воспитание ребенка, ответить на вопрос смогут далеко не все. Да и что вообще значит "половое воспитание"? Попробуем разобраться в этих и других вопросах, которые волнуют родителей, воспитывающих детей трех - пяти лет.

Младший дошкольный возраст - период активного проявления любознательности ребенка. Ребенку интересно все: животные и растения, то, что создано руками человека, и, конечно, сам человек - и как биологическое существо, и как представитель определенного пола, и как субъект, вступающий в самые разные отношения с другими людьми.

Свою потребность в любознательности ребенок удовлетворяет по-разному. Ежедневно он делает открытия, которые позволяют ему чувствовать свою значимость (конечно, если она имеет внешнее подкрепление в виде поддержки или похвалы взрослых). Он задает вопросы, на которые сам же пытается ответить, если же не получается - обращается к тем, кто - и малыш уверен в этом - непременно знает ответ.

В возрасте трех - пяти лет ребенок усваивает модель поведения "как мама" или "как папа" в зависимости от того, является девочкой или мальчиком. В этой связи у него тоже возникает множество вопросов, требующих разрешения.

Родители очень часто бывают не готовы к "каверзным" (а для детей - жизненно важным!) вопросам. А тут еще их любопытство к противоположному полу, манерничанье, желание жениться на маме у мальчиков и выйти замуж за папу - у девочек, которое, к ужасу мам и пап, иногда сопровождается желанием избавиться от неугодного родителя.

Действительно, перед взрослыми стоит непростая задача: удовлетворить детское любопытство и в то же время не травмировать очень ранимую детскую психику.

Беседовать с ребенком на сексуальные темы - огромная ответственность, особенно если нет уверенности в качестве родительских знаний.

Бывает, доходит до крайностей: либо родители, считая "невинность ребенка" идеальной, скрывают даже намеки на половые различия людей, либо под предлогом: "У меня подрастает мужик - пусть все знает" - воспитывают слишком откровенно.

Что понимается под сексуальностью взрослого человека? Прежде всего - половое влечение, осознание принадлежности к своему полу, эротические мечты и ласки и т. д. Можно ли подобное обнаружить в детях от трех до пяти лет? Должны ли взрослые тактично воспитывать или, наоборот, приглушать в них эти взрослые "проявления" сексуальности?

Мы отлично знаем, что настоящий мужчина не всегда высок и внешне мужествен. И женственность не ограничивается очертаниями тела. Есть понятие полового сознания, которое и определяет половое поведение.

Постараемся, вспоминая, как мы сами взрослели и какие вопросы возникали у нас, вместе пройти возраст первичной половой идентификации ребенка, отвечая и на его вопросы.

Как формируется половое сознание

Тенденция смешивать женские и мужские ролевые функции, как и во всем мире, укореняется в современной России. Женщины водят автомобили, юбкам и платьям предпочитают брюки, курят. Мужчины пользуются духами и дезодорантами и носят украшения. Осталось не так уж много признаков, говорящих о половой принадлежности человека. Длина волос, манера поведения, круг интересов и характер занятий... Такая схожесть между мужчинами и женщинами вызывает растерянность у детей при отнесении "бесполого" человека к определенному полу. Дети зачастую не видят четко различимых имиджей, которым могли бы соответствовать, поэтому им остается по наитию выбирать подходящие модели поведения и образы.

Ценность воспитания традиционного чувства принадлежности к мужскому или женскому полу и выполнения детьми соответствующих ролей с самого раннего возраста неоспорима. Исключить полоролевую ориентацию из жизни ребенка - значит еще больше разрушить его ощущение половой принадлежности.

Формирование женских и мужских полоролевых функций происходит с помощью кодирования самими родителями определенных различий: мужское или женское имя (Ваня или Маша), различия в одежде (брючки, рубашечки - платьица, бантики), осознание своей близости по тем или иным признакам с мамой - женщиной или папой - мужчиной. Поручая выполнять ту или иную работу по дому, мы кодируем и соответствующее поведение (уборка, наведение чистоты - починка бытовой техники), здесь же на помощь приходят и игрушки (куклы и наборы посуды - девочкам, солдатики, оружие - мальчикам).

Не думаем, что надо паниковать, почувствовав стремление ваших девочек играть роль мальчишек-озорников, так же как не стоит требовать от мальчиков, чтобы они вели себя только как настоящие мужчины, не позволяя им плакать или быть по-девичьи сентиментальными. Нет ничего страшного (даже наоборот!) в том, чтобы мальчик помыл посуду или помог в приготовлении обеда, а девочка помогла папе повозиться с компьютером. Но все-таки родители должны тактично помочь своим детям правильно определить свою традиционную половую роль.

Период дошкольного детства начинается с момента осознания себя членом человеческого общества (два-три года) и длится до момента систематического обучения в школе (до шести-семи лет). Здесь решающая роль не за календарными сроками развития, а за социальными факторами формирования личности.

Для детей в возрасте трех - пяти лет характерна в первую очередь потребность в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей (в любви и заботе, духовных, познавательных потребностей и т. д.).

В процессе психического и сексуального развития ребенка происходит становление его личности. Благодаря собственной деятельности по освоению действительности, опосредованной его отношениями со взрослыми, ребенок приобретает социальный опыт. В это же время он переживает одно из важнейших противоречий: необходимость жить жизнью взрослых, занимать определенное положение в жизни общества, с одной стороны, и все возрастающая потребность в самостоятельности - с другой.

Сексуальность человека проходит в своем развитии несколько этапов. Обобщенные представления о сексуальности строятся на том убеждении, что половое влечение и сексуальные инстинкты не пробуждаются неожиданно в возрасте полового созревания (двенадцать - семнадцать лет), а созревают постепенно.

Гибко изменяясь при взрослении детей, меняя одну форму выражения на другую, сексуальные инстинкты превращаются во взрослую сексуальность, отличающуюся гармоничным и сложным состоянием и сочетанием чувств, которые дополняют друг друга, усиливают и уравновешивают. Сексуальность, ощущение принадлежности к определенному полу неотъемлемы от личности.

Дети нередко распознают во входящем к ним в комнату человеке мужчину или женщину и только потом маму, папу, воспитателя и т. д. Самые выраженные физиологические, эмоциональные, социальные и культурные явления формируют нашу сексуальность в раннем и позднем детстве, а не в зрелом возрасте.

Норма в сексологии - понятие трудновыводимое. Детский возраст под "норму" не подпадает, то есть выделить границы нормы в психосексуальном развитии маленького ребенка не просто.

Сексуальность в раннем и позднем детстве до Зигмунда Фрейда освещалась достаточно скудно, поэтому настоящим шоком для взрослых явилось не то, что дети с возрастом входят в сексуальную активность, а то, что она является существенной и неотъемлемой частью формирования характера любого ребенка (а не только "дурно воспитанных" детей, как считалось ранее).

Психосексуальное развитие детей рассматриваемого нами возраста Фрейд определяет как инфантильную сексуальность. Рассмотрим некоторые ее проявления.

1. Оральная стадия , или сосание, появляется уже у младенца. Состоит в ритмически повторяемом сосущем прикосновении ртом, причем цель принятия пищи исключается. Часть самих губ, язык, любое другое место кожи, которое можно достать, выбираются для сосания. Сосание по большей части поглощает все внимание малыша и кончается сном.

2. Анальная стадия , или проявление зоны заднего прохода. Эрогенное значение этой части тела велико, а испытываемое малышом удовольствие от процесса дефекации - научно установленный факт.

3. Генитальная , или урогенитальная, стадия - получение удовольствия от акта мочеиспускания. Благодаря анатомическому положению, раздражению выделениями, мытью и вытиранию при гигиеническом уходе, случайным возбуждениям ощущение удовольствия, которое способны давать эти части тела, неизбежно обращает на себя внимание ребенка уже в младенческом возрасте. (Отметим, что такое деление все же достаточно условно.)

Итак, природа словно бы подсказывает ребенку, в каком направлении совершать свои исследования и задаваться вопросами. Интерес к половым органам, удовольствие от акта мочеиспускания и дефекации и т. д. для ребенка трех - пяти лет не более чем желание уравновесить (как и во всех других случаях) свое представление о предмете или явлении и представление окружающих, и прежде всего авторитетных взрослых. И тут возникает парадокс: то, что доставляет удовольствие ребенку, оказывается неприемлемым с точки зрения взрослых.

Бывает, ребенок встает перед дилеммой: подавить в себе любопытство или, проигнорировав запрет взрослых, предаться удовольствию тайком. Конечно, это крайние варианты. Чаще малыш, нацеленный на поиск гармонии своего существования в окружающем мире, все-таки пытается так или иначе найти ответ на волнующий вопрос. Безусловно, многое здесь зависит от позиции родителей. Как они отвечают на вопросы малыша: тактично и исчерпывающе или с установкой на неприличность затрагиваемых сыном или дочкой тем? Хорошо, если мамам и папам удается найти золотую середину, то есть удовлетворить детское любопытство и познавательную потребность ребенка - конечно, в соответствии с его возрастом. И плохо, если к неудовлетворенному любопытству добавляется резко негативная реакция взрослого на обозначенные ребенком темы и ребенок остается один на один со своими вопросами.

Попробуем разобраться в сущности детских вопросов, имеющих столь важное значение в формировании полоролевой идентификации ребенка, и в наиболее приемлемых способах удовлетворения любопытства малыша.

Вопросы, которые ставят в тупик

Во многих современных молодых семьях практически нет запретных тем. Любые "что?", "где?" и "почему?" родители пытаются объяснить с учетом возраста маленького ребенка. Но есть вопрос, перед которым пасует большинство родителей, осознавая в то же время его неизбежность: "Откуда берутся дети?".

Многие из нас могут ясно вспомнить, как интенсивно в период, предшествующий половой зрелости, они интересовались вопросом, откуда берутся дети. Анатомическое разрешение вопроса было различным: дети "появляются из груди", или "их вырезают из живота", или "пупок открывается, чтобы выпустить их". Детей "получают из того, что едят" (как в сказках), они "рождаются через кишечник" и т. д.

Например, когда А. исполнилось четыре года, у него появилась сестра. Интересен тот факт, что взрослые не особенно старались это объяснить подробно, что натолкнуло на вполне естественный поиск ответа. В те годы это решилось само собой: поскольку в начале 1960-х годов XX века по радио очень часто передавали сообщения о вновь открытых детских комбинатах (ясли-садик), сообразить, что это места для "делания детей", для ребенка его возраста было вполне логично. Своей догадкой А. поделился с мамой, которая не стала его разубеждать, а похвалила за сообразительность.

Каждый день тысячи родителей делают попытки рассказать детям о появлении пчелок, птичек, коровок, уток, щенят, котят и т. п. Когда же речь заходит о появлении детей, многие внезапно вспоминают, что не уверены в знаниях медико-анатомических терминов, и начинают сыпать деталями, от которых сконфузился бы даже медик - первокурсник.

Дети покорно принимают эту информацию из дебрей науки и... придумывают сами различные версии своего появления на свет. Возможно, однако, что некоторые дети, не удовлетворившись ответами взрослых, продолжают упорствовать в разъяснениях.

Наиболее эффективным средством в развитии ребенка считается правдивая информация, соответствующая его возрастным запросам. Если мы поймем, о чем именно хочет узнать ребенок, мы сможем дать правильный ответ на интересующие его вопросы. Самое интересное в общении с детьми то, что вы можете прочитать им научно выверенную лекцию о деторождении и даже услышать почти дословный пересказ, а через день понять, что ваши старания пропали даром.

Как только дети узнают что-либо правдивое от взрослых о деторождении, история сразу же получает собственное толкование.

Когда Б. исполнилось три года, то на вопрос, не хочет ли она узнать, как появилась на свет, ее отец получил полное согласие. Взяв семейный альбом, показал фотографию мамы до родов и после, снабдив весь показ соответствующими пояснениями. Тот же рассказ чуть позже Б. уже сама с помощью фотографий передала бабушке. "Экзамен" сдан! Но вот недели через две: "Папы, мамы раньше не было. А я была всегда!" (Кстати, многие дети уверены, что были всегда.)

С. М. Мартынов: "Каким бы для вас каверзным ни был вопрос, реагировать на него надо спокойно, чтобы у ребенка не создалось (а если оно уже есть, то разрушилось) представление о том, что он коснулся какой-то запретной области. Конкретную схему ответа дать трудно - все зависит от обстановки, в которой задавался вопрос, от того, как он сформулирован, даже от выражения лица малыша: ведь всегда можно увидеть, действительно ли ребенок ничего не знает или что-то знает и хочет вас испытать. Во всех случаях информация должна быть правдивой - конечно, ребенку преподносится та часть правды и в такой форме, какая может быть ему доступна. Немецкие исследователи, участвовавшие в свое время в разработке программы полового воспитания детей, считают обязательными три принципа информации для дошкольников: правдивость, ясность и соответствие возрасту".

Еще одна детская фантазия на тему появления на свет из уст четырехлетней девочки: "Чтобы ребенок вырос в животике, надо сначала там поместить несколько глаз, затем голову и волосы. Это делается вместе с материалом, который продается в магазине. Наконец мама и папа собрали ребенка, кладут его в животик, откуда он затем быстро появляется". Ни о чем подобном этому ребенку не говорили. Она соединила в один ответ информацию, которой обладала на данный момент, и, используя детскую логику, создала понятную ей картину окружающего мира.

Обратите внимание: ребенок, выстраивая собственные умозаключения или же интерпретируя услышанные от взрослых, адаптирует их к своему уровню развития и понимания. А потому, отвечая на вопросы детей, мамам и папам прежде всего следует ориентироваться не на детальность информации, а на ее доступность пониманию трех-, четырех- или пятилетнего ребенка!

Детское понимание появления на свет из ответов детей разных возрастов можно распределить на несколько уровней. Различия между любыми соседними уровнями определяют и различие решаемых родителями воспитательных проблем.

Первый уровень условно назовем "географический". Ребенок считает, что до его "приобретения" где-то находился: "в детском мире", "в животике", "в разных местах" и т. п. На первом уровне дети верят, что все окружающие его люди уже существовали. Это характерно для возраста три-четыре года. Где и как рос ребенок до рождения - выше детского понимания. Ребенок, у которого сформировалось подобное убеждение, не может себе представить мир без него самого.

Второй уровень - "изготовление детей". На этом уровне дети верят, что детей изготавливают точно так же, как делают холодильники, телевизоры или автомобили. Сейчас дети уже знают, что они раньше не существовали, но их должны были сделать. Вот примерное рассуждение четырехлетней девочки. "Когда люди уже сделаны, они делают других людей. Они делают кости, и кровь, и кожу... Чтобы оказаться в мамином животике, их надо завернуть в пакетик, а мама в себя его положит". На вопрос о том, где же дети были до того, как их завернули в пакетик, прозвучал ответ: "Их покупают в магазине". Дети не смущаются тем, что не видели фабрик по производству детей или полок в супермаркетах, на которых бы лежали пакетики с детьми. Застигнутые врасплох провокационными вопросами, они рассказывают то, что им когда-то говорили, или то, что они сами представляют. Поскольку на этом уровне дети верят в волшебство и деятельность других людей, то и дети, по их разумению, появляются либо по волшебству, либо как другие предметы.

Некоторые дети на этом уровне уже понимают необходимость отца в деторождении, но считают, что это все-таки механический процесс: "Он своей рукой достает из своего животика семя и кладет его в низ маминого животика, а мама достает из своего животика яйцо и кладет на эту горстку семени. Затем они закрывают свои животики, и ребенок рождается". Дети считают, что семена и яйцеклетки могут соединяться только тогда, когда их соединят руки родителей.

Третий уровень - "переходный". В четыре-пять лет дети представляют деторождение как процесс слияния физиологии и техники и уверены, что это в принципе возможно. На этом уровне дети знают, что мама и папа не могут открывать и закрывать свои животики, в их представлении зачатие невозможно без женитьбы. Уже достаточно литературно дети могут объяснить участие родителей в зачатии как "засевании семени": "Папа сеет семена, как цветок, только здесь не нужна земля". Дети на этом уровне верят, что мир природы живой, а говоря об одушевленных и неодушевленных предметах, приписывают им целеустремленность в действиях.

На "переходном" уровне дети могут знать, что есть три необходимых условия для появления детей: социальные отношения - любовь и брак, половая связь и слияние сперматозоида с яйцеклеткой. Но попытка все это объяснить и объединить весьма поверхностна.

Как вести разговор с детьми о деторождении?

Никогда не переполняйте ребенка информацией, а говорите о том, что он хочет знать, и теми словами, которые он понимает. Детское любопытство должно удовлетворяться достаточно полными вашими объяснениями. Начните со встречных вопросов, уточняющих взгляды ребенка, но не подсказывающих ему ответы: откуда у людей берутся дети? Как мамы становятся мамами? Как папы становятся папами?

С. М. Мартынов: "Детских вопросов страшиться не надо. Интерес к данным проблемам у ребенка, как правило, еще не имеет сексуальной окраски, а бывает лишь проявлением общей любознательности. И от такта взрослых зависит, будут ли полученные сведения восприняты как нечто естественное или приобретут окраску чего-то стыдного, запретного, а значит, по-особому влекущего".

Дети уже готовы принять объяснения терминами, стоящими на ступеньку выше их уровня. Если родители к этому интересу относятся спокойно и реалистично, то дети почувствуют, что могут спросить обо всем, что хотят знать. Никогда не заставляйте ребенка чувствовать себя глупым только лишь потому, что он фантазирует на тему деторождения. Поддержать детские усилия по разрешению этих проблем можно, лишь подтверждая или уточняя информацию.

Например, если дети считают, что уже когда-то существовали, дайте понятия из второго уровня, сказав: "Только от людей могут появиться другие люди. Чтобы появился ребенок, нужны два взрослых человека - мужчина и женщина, которые станут его папой и мамой. Мама и папа сделают ребенка из яйца, которое находится в мамином теле, и из семени, которое находится в папином теле".

Детям второго уровня, считающим, что их где-то делают, родители могут сказать: "Это интересный взгляд на вещи. Этим путем можно сделать куклу, для чего можно купить голову, волосы и все остальное и соединить их вместе. Но изготовление настоящего, живого ребенка очень отличается от изготовления неживых предметов - куклы, пирога или самолета".

Ребенок должен понять, что если вещи делаются из разных частей - деталей на фабрике, то дети делаются из частей, которые можно взять только в организмах матери и отца. Продолжить можно так: "Мамы и папы имеют специальные органы в своих телах, которые они используют для изготовления детей. У мамы есть маленькие яйцеклетки, а у папы есть маленькие семена-сперматозоиды. Когда мамина яйцеклетка сливается с папиным сперматозоидом, они вместе становятся новым существом, вырастающим в ребенка".

Как видим, нет ничего сложного и тем более противоестественного в разговоре с детьми на тему деторождения. Но этой темой детское любопытство не ограничивается. Исследовательский интерес ребенка выходит за рамки его вопросов и умозаключений.

"Запретный" плод?

Волнующая тема появления на свет содержит также интерес к детям противоположного пола, который можно заметить в возрасте четырех-пяти лет, хотя эротическое начало здесь представлено в несколько иной, детской форме. Иногда мы наблюдаем такие действия, как объятия и поцелуи, а в редких случаях - взаимное разглядывание половых органов. Последнее порой шокирует родителей, и они с ужасом думают о порочных наклонностях детей. Хотя чаще всего такой интерес обусловлен интересом к строению человека вообще.

В возникновении чувства симпатии большую роль играет внешность. Маленький ребенок оказывается способным, хотя и по-своему, различать привлекательную и непривлекательную внешность. А вот скрывается ли за этим хоть доля эротичности, сказать трудно. Можно только предположить, что в этом чувстве симпатии только чуть брезжит проявление инстинкта. Скорее всего, положительный отклик на внешнюю привлекательность - гораздо более общее свойство. Любой взрослый может вспомнить тысячу примеров, когда какое-либо лицо противоположного пола ему просто нравилось - без всяких сексуальных устремлений.

Действия маленьких детей, внешне напоминающие эротические: объятия, ласки, дотрагивания, поглаживания, поцелуи - являются, по существу, подражательными. Мальчик четырех-пяти лет, подойдя к симпатичной девочке, играющей в песочнице, приветствует ее словами: "Куколка ты моя". Выясняется, что так его папа обращается к маме. Малыши, подражая взрослым, видимо, испытывают удовольствие, точно такое же, как и при любой другой игре. Поэтому неверно усматривать в их играх нечто только сексуальное.

Что же касается рассматривания половых органов или дотрагивания до них, то здесь проявляется обычное детское любопытство, дополненное первым интересом к различиям полов. В подобных исследовательских действиях нет ничего предосудительного. Однако заслуживает внимания одна важная деталь. А именно: совершает ли ребенок упомянутые действия, не опасаясь порицания со стороны взрослых, или же действует тайком и, будучи застигнутым "на месте преступления", испытывает страх и смущение. Здесь важно уловить первоначальный настрой ребенка до того, как он столкнулся с реакцией взрослых.

Застигают чаще всего где? В укромных уголках парков или детских площадок, в детских туалетах, где собираются три-четыре ребенка обоего пола. Многие родители, как и воспитатели, реагируют на подобные "исследования" бурным негодованием, вплоть до наказания ремнем, и малыш, естественно, опасается повторить свои действия, что закрепляется в комплексе неполноценности. Ну а если его не ругали за это, но он все равно старается действовать тайком? В таком случае ребенок каким-то образом понял, что существует область, знание которой лучше всего скрывать от родителей.

Сам факт появления в жизни ребенка такой "ужасной" двойной тайны ("взрослые скрывают от меня, а я должен скрывать, что догадываюсь об этом") означает возникновение первой трещины в половом воспитании ребенка. В дальнейшем такая взаимная скрытность еще более усугубит первоначальные смутные представления о сексуальном как о чем-то постыдном и недостойном.

Конечно, вовсе не обязательно первые столкновения с областью сексуального происходят в дошкольном возрасте. Не обязательно и то, что эта тема будет воспринята ребенком как запретная.

Где же обо всем можно поговорить вслух? Да, конечно же, на улице, в месте так называемой внесемейной социализации. Однако не всегда влияние улицы должно расцениваться непременно как отрицательное. В среде сверстников и при самостоятельных встречах с явлениями взрослой культуры (не исключается и сексуально окрашенная ненормативная лексика, имеющие сексуальную направленность картинки, брачное поведение животных и т. д.) ребенок получает более широкие и разносторонние сведения о поле, отношениях мужчин и женщин, чем может получить дома, и более свободно "примеряет" их на себя, вырабатывая собственные оценки, позиции и предпочтения.

Иногда единственными просветителями в половых вопросах являются дворовые приятели и подружки. Когда рядом нет авторитетных взрослых и дети предоставлены сами себе, в компаниях обсуждаются многие, в том числе "запретные", вопросы.

Обнаружив в своей компании более осведомленных, готовых поучать и демонстрировать некоторые манипуляции сверстников, дети легко воспринимают малодостоверную и искаженную информацию. Обстановку осложняет объединение старших и совсем маленьких детей. Маленький ребенок - самый благодатный материал для уличного "просвещения", если в семьях не задумываются над этими вопросами.

Если бы во всех семьях правильно воспитывали детей, то проблемы улицы стали бы мягче - поведение детей в компаниях было бы более предсказуемым. Опасность заключается в том, что улица играет на эмоциях - отсюда и сильный воспитательный эффект. И дурно она воспитывает не всегда и не потому, что она "улица", а потому, что на улицу дети выносят то, чему не научились (или чего не постигли) в семье.

И еще раз о роли взрослых

К эмоциональной неустойчивости ребенка, мешающей его общению, формированию нормальных отношений в детском обществе и со взрослыми. Это, в свою очередь, может провоцировать патологическую робость, застенчивость, некоммуникабельность либо, наоборот, агрессивность, неадекватность реакций, постоянную сверхвозбудимость, то есть отягощающие развитие ребенка факторы как психического, так и нравственного плана.

В пять лет выраженный до этого интерес к анатомическим различиям полов часто исчезает, сменяясь вопросами о детстве родителей и выражением желания иметь брата или сестру и своих детей, когда вырастет.

Если к трем-четырем годам ребенок осознает отличия людей по полу, но еще не придает им решающего значения, то к пяти-шести годам тот же ребенок уже уверенно идентифицирует себя с полом, осознавая необратимость половой принадлежности. В этом возрасте психологически "переделать" пол практически невозможно.

"Мама, я на тебе женюсь!" Такие слова хотя бы раз сказал каждый нормально развивающийся мальчик. Явление первичной половой идентификации позволяет четырех-пятилетнему мальчику почувствовать себя мужчиной. Однако названное чувство возникает лишь в том случае, если мама для него настоящая женщина, то есть если она демонстрирует так называемое женское поведение. То же самое происходит между дочерью и отцом. Такие отношения продуктивны только в данном возрасте. Некоторые элементы восторга родителем противоположного пола и поиска образца допустимы в подростковом возрасте. Но затянувшийся поиск, ориентация на родителя противоположного пола как на образец в выборе полового партнера опасны.

Детское любопытство следует удовлетворять спокойно. Для этой цели служат открытые туалеты для малышей в группах детских учреждений, совместное мытье детей одного пола. Следует научить детей относиться к обнаженности без страха и предрассудков, отвечать на все вопросы ребенка, используя необходимые примеры из книг и жизни.

Однозначно запрещать или поощрять совместное обнажение родителей и детей или диктовать меру обнажения нельзя. Это зависит от культурных традиций общества и семьи, но, по заключению многих специалистов, обретенный в раннем детстве стыд обнаженности во взрослом возрасте может мешать в сексуальных отношениях.

Не принуждая детей к обнажению, надо помнить, что для многих случайные наблюдения за обнаженным братом или сестрой - главный источник обучения половым различиям. Совместное мытье брата и сестры чаще прекращают сразу после пяти-шести лет.

Холодность родителей, их занятость собой, своими делами, другими детьми и непонимание переживаний ребенка приводят к тому, что он чувствует себя лишним и ненужным. У таких сына или дочери не возникает потребности в подражании, приобретении навыков и привычек отца или матери. Они хуже других детей усваивают образцы половых ролей и оказываются менее подготовленными к жизни. Кроме того, ими усваиваются методы, которые они повторят при воспитании собственных детей.

Аналогичная ситуация складывается и в том случае, когда семья оказывается неполной. Отсутствие воспитателя-отца отрицательно сказывается на психосексуальном развитии не только сына, но и дочери. Если мальчику при этом будет не от кого перенять мужскую половую роль, то девочке не удастся усвоить идеал противоположного пола, она не увидит женственного поведения матери-жены по отношению к мужу. Отсутствие же в семье матери не только затрудняет формирование примера женственности, но и может препятствовать приобретению эмоциональной теплоты, необходимой в человеческих взаимоотношениях.

Крайне неблагоприятное влияние оказывает искажение нормальных образцов поведения мужчин: отец-пьяница, дебошир и скандалист, поднимающий руку на жену и детей, приносит больше вреда, чем отец, ушедший из семьи. Мальчики при этом часто отвергают вместе с отрицательными поступками отца и положительные проявления его мужественности - либо, наоборот, стремятся походить на отца во всем без исключения. Дочери же, воспитанные в подобных условиях, либо долгие годы потом неспособны установить нормальные, без страха и ненависти, отношения с мужчинами, либо считают непременным признаком мужчины употребление алкоголя и грубость - деликатный, тактичный и непьющий, некурящий мужчина в их представлении просто "баба". Сходные процессы в психике ребенка происходят и при аморальном поведении матери.

Появление в семье отчима или мачехи нередко вызывает дополнительное эмоциональное напряжение у ребенка, уже пережившего распад семьи. Если же между ребенком и новым членом семьи почему-либо не устанавливаются хорошие отношения, это приводит к сопротивлению любым воспитательным мерам, отвержению наблюдаемых образцов поведения и ускоряет уход детей из семьи к любым лицам, проявляющим искреннюю или показную расположенность.

Существуют ли правила, на которые нужно ориентироваться родителям (в том числе и приемным)? Да, существуют. Так, не следует быть слишком мягким и уступчивым либо чрезмерно строгим по отношению к ребенку своего пола. К чему это приводит? Ребенок перестает подражать и учиться у своего родителя. Выражения: "Когда вырасту, стану как папа" или "Я, как мама, уложила своих дочек (кукол) спать" - не будут радовать родителей, они таких слов просто не услышат.

Необычайно робкие мальчики в четыре-пять лет могут смущаться при виде обнаженного отца. Их не следует настойчиво принуждать обнажаться вместе со взрослыми или ровесниками - это может привести к слишком волнующим переживаниям.

Следующее правило поведения заключается в том, что родитель противоположного пола не должен быть слишком нежным, или, наоборот, часто наказывающим, или эмоционально неустойчивым. Как иначе ребенок сможет доверять лицам противоположного пола? Сегодня часто можно услышать, что у кого-то чрезмерно властная мать и мягкий отец. Если, вырастая, мальчики становятся мягкими, послушными, с женскими чертами, значит, мать, воспитав сына, сделала его себе подобным. Девочка, получившая мужское воспитание, становится часто черствой, неженственной. Иногда неправильное воспитание, основанное на представлении, что все связанное с полом порочно, приводит к постоянному контролю за ребенком, вплоть до подбора ему друзей или изоляции от сверстников. Все это чревато развитием или нарциссизма - направленности полового влечения на самого себя, или гомосексуализма, одной из его форм. Ласковые мальчики-тихони становятся приманкой для взрослых совратителей.

Если родители воспринимают поведение ребенка как благополучное, игры в "папу-маму" продолжаются и в школьные годы, расширяя и обогащая опыт полоролевого поведения.

Как мы видим, для усвоения и закрепления нормальной гетеросексуальности ребенку важны не только биологические свойства, данные от рождения, но и родительское воспитание и собственный опыт.

Сила подражания людям, которых дети обожают, хорошо известна. Образцом первых моделей поведения являются родители. Позже дети сознательно копируют любимых героев, воспитателей, понравившихся людей. Получается, что личность ребенка и его взгляды составляются из подражаний другим людям: они складывают собственную неповторимую мозаику. Пол - очень важная основа, вокруг которой скрепляются все навыки и подражания.

Любознательный пятилетний ребенок каждый день решает множество трудных задач. Часто неясно, где кончается здоровое самовыражение и начинается непослушание. Теперь, когда матери уже не являются главными дневными няньками детей, вопросы воспитания стали больше интересовать отцов, нянь, родственников, воспитателей и др. Важно признать, что в семье все отношения взаимозависимы. Наверное, самое важное то, что дети учат своих родителей не меньше, чем родители детей. Другими словами, дети далеко не пассивные комки глины и значительно влияют на свое собственное воспитание.

Усвоение мужской или женской половой роли - важная жизненная необходимость для ребенка, не проходящая сама без "каких-то там хлопот". Все, что делают или говорят люди для самораскрытия, является признаком мальчика или девочки, мужчины или женщины.

Половая роль - это не врожденное качество, а самоутверждение, приходящее с опытом и общением, получающее "внеплановые уроки" и точную инструкцию. Иначе говоря, половая роль выучивается как родной язык. И хотя критический период может наступить и в полтора, и в три-четыре года, полоролевое научение начинается с рождения.

Сегодня появился новый взгляд на дошкольный возраст, который ранее считался временем "скрытого периода", когда сексуальное развитие вроде бы останавливается. Но так ли это? С трех до пяти лет детский кругозор значительно расширяется за счет информации и новых приятелей. К четырем годам интеллект ребенка развивается на 50 процентов от взрослого состояния. За выражением "от нуля до семи" обычно скрывается не только возрастной, количественный, но и качественный смысл. В этот период ребенок из "никого" становится "кем-то" - личностью вообще, мальчиком или девочкой со своими способностями, склонностями, индивидуальными чертами поведения.

Есть смысл упомянуть о кризисе трех лет - периоде становления собственного Я. Родителям, наверное, хорошо знакомы яркие его признаки: упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, протестное поведение, деспотизм или ревность. Кроме того, не освоены еще понятия "хороший - плохой", "красивый - некрасивый" и т. д., которые помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире и составлять о происходящем правильное мнение. Но после столь подробного ознакомления с вышеизложенными сведениями стоит понять, что эти негативные черты отражают не желание ребенка настоять на своем, а понимание того, что этого потребовал он. Удовлетворить потребность в ощущении собственной значимости помогает проигрывание различных ролей. Ребенок может исполнить без особых стрессовых переживаний любую роль - даже роль собственных родителей. И это очень важно, тем более что подражательная игра подготавливает детей к взрослой жизни.

games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

М. А. ЖУКОВСКИЙ, профессор

Обычно родители знают, когда у ребенка появился первый молочный зуб и когда выпал, когда малыш начал ходить. А вот за тем, опустились ли у мальчика яички в мошонку, своевременно ли появляются у него вторичные половые признаки, родители следят не всегда.

И бывает, что лишь в школьном возрасте или еще позднее обнаруживается то или иное отклонение от нормы, тот или иной дефект, а время для его устранения уже в значительной мере упущено.

Когда ребенок рождается, у него должны быть полностью сформированы половые органы. У мальчика - половой член длиной 1,5-2 сантиметра и мошонка с двумя яичками, которые достигают примерно одного сантиметра в длину и 7-8 миллиметров в ширину. (Статья о половом развитии девочки опубликована в № 10 за 1979 год.)

В первые четыре года жизни мальчика величина яичек практически не меняется. В последующем они постепенно увеличиваются, причем особенно заметно с 9-11 лет, когда мальчик вступает в фазу полового созревания.

Примерно в 14-15 лет яички опускаются на дно мошонки, которая к этому времени теряет подкожный жир, становится складчатой и более темной в результате пигментации кожи.

К пятнадцати - восемнадцати, иногда к двадцати годам яички должны стать такими, какими они бывают у взрослого мужчины.

Одновременно с их увеличением растет и половой член. В 10 лет длина его в норме составляет 3-8 сантиметров, в 12 лет - 4,5-9 сантиметров, в 15 лет - 9-15 сантиметров и в 18 лет - 10,5-18 сантиметров.

В период полового созревания происходят и другие заметные изменения. В 11-13 лет начинается оволосение лобка. В 13-15 лет уплотняется ткань грудной железы, «ломается» голос, увеличивается гортань и образуется так называемый кадык, появляются волосы в подмышечных впадинах, покрываются пушком верхняя губа и подбородок. С 16-17 лет волосы начинают расти и на теле (спине, груди, бедрах).

Но не всегда эти процессы протекают так, как запрограммировано природой. Нам, врачам, приходится сталкиваться с различными отклонениями от нормы в половом развитии мальчиков.

Возникают они преимущественно у тех детей, матери которых перенесли во время беременности инфекционные или эндокринные заболевания, курили и употребляли алкоголь, что сопровождалось интоксикацией их организма и неблагоприятно отразилось на состоянии плода.

Причиной неправильного, ускоренного или, наоборот, замедленного развития могут стать также генетические нарушения, некоторые заболевания ребенка (в частности, эпидемический паротит, или свинка, а иногда и грипп), неправильное, ведущее к ожирению питание.

Одно из наиболее частых проявлений задержки полового развития - крипторхизм . Различают истинный крипторхизм, когда одно яичко, а иногда и оба постоянно находятся в паховом канале или брюшной полости, и ложный, когда яички то опускаются в мошонку, то поднимаются из нее в паховый канал.

Ложный крипторхизм, связанный с непроизвольным, рефлекторным сокращением мышц, поддерживающих яичко, со временем проходит сам собой и не требует лечения.

А вот истинный, который особенно часто возникает у недоношенных детей, может обернуться в будущем трагедией. Ведь нормально развиваются и функционируют яички только в мошонке, способной поддерживать наиболее благоприятную для них температуру.

У вас растет сын

Со дня рождения и до 17-18 лет продолжается формирование мужского организма: мальчик превращается в подростка, подросток - в юношу. И каждый период имеет свои специфические особенности. С какими проблемами вы можете столкнуться? >>>

Дети у компьютера

М. И. СТЕПАНОВА,
кандидат медицинских наук

Все труднее найти сферу человеческой деятельности, где бы не использовались электронно-вычислительные машины. «Нашествие» компьютеров - уже не завтрашний, а сегодняшний день. А это значит что школьник должен быть готов к тому, что помощником в его будущей профессии станет компьютер.

Для приобщения детей к электронно-вычислительной технике компьютерами сейчас оснащаются школы, дома пионеров, пионерские лагеря и даже детские сады. И в ребячьем досуге компьютерные игры занимают все больше времени.

Дети быстро преодолевают робость перед незнакомой техникой, осваивают ее даже легче, чем взрослые. А педагоги и психологи отмечают, что работа с компьютером развивает логическое мышление.

Сексуальное воспитание подростков: Руководство для родителей
  • О безопасности, несчастных случаях и умении принять решение
Половые органы

ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ - органы размножения. Различают внутренние и наружные половые органы. У мужчин к внутренним половым органам относятся две семенные железы (яички), расположенные в правой и левой половине мошонки; их функция заключается в выработке семенных телец (сперматозоидов).

Отходящий от каждого яичка семявыносящий проток поднимается в составе семенного канатика из мошонки, проходит через паховый канал в брюшную полость и спускается в малый таз под основание мочевого пузыря.

Здесь в каждый из семявыносящих протоков открывается проток семенного пузырька, также представляющий парную железу, расположенную в малом тазу под основанием мочевого пузыря.

Половое бессилие

ПОЛОВОЕ БЕССИЛИЕ, импотенция (от латинского im - отрицание и potentia - мощь, сила, способность), - нарушение половых функций с полной или частичной потерей способности мужчины к совершению полового акта.

Компоненты нормального полового акта - половое влечение, эрекция (напряжение полового органа), эякуляция (семяизвержение) и оргазм (сладострастное ощущение), взаимно связанные между собой при нормальной половой функции, могут раздельно подвергаться нарушению при патологии половой жизни.

Половые извращения

ПОЛОВЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ - разнообразная по своим проявлениям группа расстройств, при которых половое удовлетворение вызывается источником, не вызывающим у здорового человека полового возбуждения и удовлетворения.

Половые извращения не относятся к врожденным заболеваниям; в их формировании решающую роль играют условия жизни и воспитания, в частности в юношеском возрасте.

В основе половых извращений обычно лежат случайное образование и последующее закрепление условного рефлекса.

Находясь же в паховом канале или брюшной полости, где более высокая, чем в мошонке, температура, они перегреваются. А это чревато перерождением тканей яичек.

Крипторхизм, особенно двусторонний, влечет за собой бесплодие. Поэтому очень важно как можно раньше выявить этот порок развития и сделать то, чего не сделала природа - низвести яички в мошонку.

В таких случаях врачи проводят лечение гормональными препаратами, а если оно не дает эффекта, - прибегают к операции. Когда это сделано своевременно, половое развитие мальчика в последующем идет нормально.

Бывают случаи, к счастью, чрезвычайно редко, когда мальчик рождается вообще без яичек. У таких детей половой член остается маленьким, голос не «ломается», отсутствуют и другие признаки полового развития. Кроме того, нарушаются пропорции тела: верхняя часть туловища бывает удлиненной.

При врожденном отсутствии обоих яичек врачи проводят постоянное гормональное лечение. Оно дает возможность предотвратить тяжелые нарушения роста, а когда мальчик становится взрослым - позволяет вести нормальную половую жизнь. Однако иметь детей такие мужчины, естественно, не могут.

Если же отсутствует только одно яичко (такой врожденный дефект называется монорхизмом), то половое развитие мальчика проходит, как правило, нормально и он не нуждается в лечении.

Подобные дефекты обычно обнаруживаются при первом осмотре ребенка педиатром в родильном доме. Но, бывает, они остаются незамеченными. Помочь их выявить могут и должны родители. И очень важно это сделать как можно раньше!

После выписки из родильного дома и в последующие 2-3 года надо внимательно следить за половым развитием мальчика. Насторожить должны маленькие размеры, а у более старших детей и отсутствие пигментации кожи мошонки. Если вы заподозрите, что у мальчика нет одного или обоих яичек, немедленно покажите его врачу.

Бить тревогу надо и в том случае, если яички будут прощупываться как очень маленькие, мягкие, лишенные упругости горошины. Это может свидетельствовать об их врожденном недоразвитии (гипоплазии).

К сожалению, такой дефект нередко выявляют лишь в возрасте 7-8 лет, когда уже заметно отстает развитие половых органов и из-за нарушения гормональной деятельности появляется ожирение.

Если так случилось, гораздо труднее восстановить равновесие в организме. Своевременное, в раннем возрасте начатое лечение помогает ускорить рост яичек и предотвратить в дальнейшем нарушение полового развития.

Следует иметь в виду, что недоразвитие яичек бывает не только врожденным. Их рост может приостановиться либо вовсе прекратиться и в результате воспаления, возникшего в связи с заболеванием мальчика эпидемическим паротитом .

Сигнализирует о воспалительном процессе в мошонке ее покраснение и отек, а также сильная боль, которая длится обычно 5-6 дней. Старшие дети жалуются на боль, маленькие дают о ней знать, трогая мошонку руками, суча ножками.

Как следствие недоразвития яичек нередко нарушается баланс вырабатываемых организмом гормонов, что, в свою очередь, ведет к ожирению.

Среди моих пациентов был мальчик, который в 12 лет весил 65 килограммов при росте 130 сантиметров. В пятилетнем возрасте он перенес эпидемический паротит, осложнившийся тяжелым воспалением яичек, функцию которых нам, к сожалению, полностью восстановить не удалось.

Ведь только своевременно начатое гормональное лечение помогает предотвратить тяжелые поражения яичек, в результате которых может возникнуть их функциональная недостаточность.

У мальчика может наблюдаться врожденное расширение вен семенного канатика (варикоцеле). Это заболевание легко заметить: в области мошонки появляется клубок выпячивающихся сосудов. При осторожном, несильном надавливании этот клубок уходит из-под пальцев.

Устранить варикоцеле можно только хирургическим путем. И надо это сделать по возможности раньше, чтобы предупредить осложнения.

В первое время после рождения у мальчика внутренний листок крайней плоти как бы склеен с поверхностью головки полового члена. Такое состояние, называемое физиологическим фимозом , не должно внушать опасений: на втором или третьем году жизни ребенка происходит самопроизвольное отделение крайней плоти от головки полового члена. И если отделившуюся крайнюю плоть попытаться сдвинуть назад, головка обычно легко обнажается.

Однако у некоторых детей обнажению головки препятствует слишком узкое отверстие крайней плоти, то есть истинный врожденный фимоз. Крайняя плоть в таких случаях удлинена и по форме напоминает хоботок.

При истинном фимозе ребенку, как правило, требуется несложная операция - рассечение или иссечение крайней плоти. Если этого не сделать своевременно, могут развиться осложнения.

Особенно опасно медлить с операцией, если затруднен нормальный отток мочи и она изливается по каплям или тонкой струйкой. В таких случаях во время мочеиспускания ребенок ведет себя беспокойно: тужится, плачет, краснеет.

Одно из самых опасных осложнений фимоза - парафимоз . Иногда, испытывая неприятные ощущения и пытаясь как-то избавиться от них, мальчики насильственно отодвигают узкую крайнюю плоть за головку полового члена.

В результате происходит ее ущемление суженным кольцом крайней плоти, что может привести к отеку и даже омертвению тканей. В этом случае требуется экстренная медицинская помощь.

Приходится врачам сталкиваться и с преждевременным половым развитием мальчиков. Оно чаще всего связано с заболеваниями центральной нервной системы, образованием опухолей эндокринных желез и так называемым адрено-генитапьным синдромом.

Такие мальчики в первые два-три года жизни быстро растут, в 3-5 лет их рост может соответствовать росту 7-8-летнего ребенка. Но зоны костного роста закрываются раньше, чем положено: в 8-10 лет, тогда как это должно происходить лишь к 19-20 годам.

Вместе с тем интенсивно развиваются мышцы, фигура становится непропорциональной. Слишком рано (с 2-3 лет) и чрезвычайно быстро начинает расти половой член, а размеры яичек могут отставать от возрастной нормы. Преждевременно появляется и огрубение голоса.

Малейшие признаки слишком раннего полового развития мальчика должны послужить для родителей тревожным сигналом и заставить немедленно обратиться с ребенком к эндокринологу.

Своевременно начав лечение, в большинстве случаев удается задержать бурное половое развитие и добиться того, чтобы мальчик нормально рос и развивался.

Фото Г. ОБРЕЗКОВА, Магнитогорск

Резус положительные. Резус отрицательные

«Анализы показали, что у меня в крови есть резус-фактор. Скажите, это опасно для ребенка?» - в глазах беременной женщины застыли тревога и ожидание.

Нет, совсем неопасно. Напротив, это прекрасно! Ибо в данном случае никогда, никогда не возникнет резус-конфликт между матерью и тем, кого она носит под сердцем.

Раннее развитие детей дошкольного возраста — мнение специалиста. Последствия переутомления. Недостатки домашнего развития. Методики и сферы раннего развития

Спорные вопросы возникают у родителей по поводу развития детей. Одна группа родителей за то, что нужно усиленно развивать малыша, а другая — оставить его в покое, пусть все идет своим чередом. Мнение первой группы — любовь и внимание самое главное для нежного возраста. Другая группа родителей «за» усердные занятия, посещение учебных детских центров, использование новомодных методик. Польза или вред — вот что беспокоит родителей.

Самые известные методики раннего развития детей

Рассмотрим три наиболее популярные методики развития ребенка.

1. Метод Марии Монтессори. Заключается в том, чтобы понять, чем интересно малышу заниматься и создать для этого все условия, предоставляя полную свободу выбора.

  • мало затрагивает развитие творческих способностей, эмоциональной сферы
  • отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, тормозящее интеллектуальное развитие

Дети занимающиеся по этой программе с трудом адаптируются в школе, детском саду, так, как привыкают к демократической атмосфере и подчиняться правилам им тяжело. Не рекомендуются такие методы для слишком стеснительных, застенчивых ребят. Методика предполагает полную самостоятельность. Застенчивые дети, если вдруг не справятся с каким-либо заданием, постесняются просить о помощи.

2. Методика семьи Никитиных. Отличается принципом условного невмешательства в жизнь ребенка. Дети делают, что хотят и сколько хотят. Обязательное условие — наличие спортивных снарядов и инвентаря в доме. Спорт наравне с другими занятиями входит в жизнь малыша с раннего возраста. Взрослые активно участвуют во всех детских играх, не ограничивая ни в чем детей.

  • маленькие дети получают недостаточно внимания
  • нет индивидуального подхода
  • творческие способности практически не развиваются

3. Методика Зайцева. Основана на чтению по слогам, созданные им кубики быстро учат чтению и счету.

  • нет должного внимания к развитию мелкой моторики
  • формируется завышенное мнение о себе

Родители сами решают какая из методик подходит их малышу. Часто преподаватели комбинируют методики, что дает хороший результат.

С чего начать развитие маленького ребенка

С момента рождения малыш начинает развиваться — прикосновение рук мамы, вкус ее молока, звуки мобиля или мамино пение колыбельной. Дополнительно родители выполняют действия для развития ребенка:

  • освобождают от одежды пальчики – быстрее развивается хватательный рефлекс
  • оставляют на какое-то время приоткрытым балкон – развивается чувство разности температур (в пределах разумного)
  • набрасывают в ванночку разноцветных игрушек, разных форм и размеров – развивается радостно-деятельное состояние

В первые месяцы побольше разговаривайте с малышом. Выкладывайте на животик, чтобы ребенок учился поднимать головку.

В период с 3 до 6 месяцев:

  • учите держать погремушку
  • помогайте переворачиваться со спинки на животик
  • способствуйте ползанию

С 6-9 месяцев:

  • показывайте на предметы и называйте их
  • побуждайте поднимать упавшие игрушки
  • делайте различные движения его ножками и ручками

От 9 месяцев до года:

  • устраивайте совместные игры с другими малышами
  • учите самостоятельно играть с игрушками
  • вводите в обиход новые развивающие игры

От года до трех лет:

  • приучайте самостоятельно держать ложку
  • научите бросать мяч двумя руками
  • выполняйте с ребенком постройки из кубиков
  • приветствуйте процесс самостоятельного одевания
  • учите держать карандаши
  • разучивайте небольшие стишки
  • приучайте лепить простые фигурки

К трем годам словарный запас ребенка в пределах 500-600 слов. Ребенок умеет играть в сюжетно-ролевые игры.

Существует 6 сфер развития:

На каждом году взросления ребенок получает развитие сразу в нескольких сферах. Особого внимания требует эмоциональная сфера развития.

Старайтесь уделять внимание всем шести сферам развития вашего малыша — залог успеха для ребенка.

Развитие детей в домашних условиях: за и против

Как известно, ребенок развивается играя, чем больше правильных игрушек, внимания со стороны взрослых, тем быстрее он познает и научится контактировать с окружающим миром. Воспитывая малыша дома, мама не всегда может уделить ему должного внимания, нет общения с другими детьми. Или наоборот, слишком усиленная опека может воспитать в нем чувство эгоизма или превосходства. Мнения на этот счет расходятся, одни считают, что только в кругу семьи, есть возможность получить правильное развитие. Другие полностью с этим не согласны.

Развитие ребенка в стенах дома приносит отличные результаты, если


Воспитывая ребенка дома, старайтесь:

Для полноценного, гармоничного развития детям мало общения только с мамой или гувернанткой. Эффективным считается развитие в небольших группах или ежедневное посещение детских учебных центров.

Сейчас родителям предоставляется возможность отдать ребенка в детский садик или в учебный центр. Существует разница между этими заведениями.


В саду ребенок проводит время не на столько насыщенно, как в развивающем центре. В детском саду действуют определенные методики развития. В учебном центре педагоги определяют к чему у ребенка есть талант, в какой сфере он наиболее развит, подберут индивидуальную программу для него, заинтересуют. Всё это проводят в игровой форме и дети не чувствуют дискомфорта. Во всех центрах есть квалифицированные психологи, которые вовремя увидят даже самые небольшие проблемы и помогут их скорректировать.


Детский садик в основном выбирают семьи, где все работают и нет возможности посещать малышу занятия в центре дошкольного развития. Отдавая ребенка в сад, необходимо пройти вакцинацию и получить справку определенного образца. Дети находятся в нем целый день: кушают, спят днем, гуляют, занимаются. Но рацион питания может не подойти, малыш не привык спать часы «тихого часа», да и занятия не всегда проходят на должном уровне. Родители не могут присутствовать ни при игре, ни при развивающих занятиях в отличие от дошкольных центрах развития.


Дошкольные развивающие центры обладают массой преимуществ, хотя цена за обучение на порядок выше, чем в детском саду.

Переутомление и каким детям не подходит раннее развитие

Множество кружков, секций, учеба в центре развития утомляет ребенка. Важно вовремя понять не переутомился ли ребенок. Симптомы переутомления:

Заметив эти симптомы родители должны обратиться за медицинской помощью.

Главное не переусердствовать в желании вырастить из ребенка гения. Не всегда отличная память — залог успеха. Если малыш склонен к переутомлению, часто болеет простудными заболеваниями, любит играть в одиночестве, немного отстает в чем-то от сверстников — методики раннего развития не для него. Дайте возможность побыть ребенком, как говорится «каждому овощу, своё время».

Изобразительная деятельность в развитии

Рисование, аппликация и лепка помогают развиваться кистям и пальцам рук. Дети получают наглядно – образное мышление.

Образовательные задачи:

  • развивать способность эмоционально воспринимать проявления эстетического в мире природы, вещей, искусства, игры, человеческих взаимоотношений, выражать свои эмоции и чувства в различных видах изобразительной деятельности, проявлять свое отношение к произведениям искусства. Очень важно для развития ребенка выбирать игрушки для детей по возрастам
  • знакомить детей с различными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура)
  • формировать общие представления об архитектуре и декоративно — прикладное искусство, дать представление об основных жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, сказочный, бытовой, анималистический)
  • знакомить с характерными особенностями и средствами выразительности разных видов изобразительного искусства
  • при создании образа учить применять разнообразные средства выразительности (цвет, форму, линии, штрихи, пропорции, композицию, пластичность, ризнофактурнисть и др.), широкий спектр материалов (карандаши, краски, фломастеры, восковые карандаши, свечи, природный материал, глину, пластилин, тесто, бумага, картон) и оборудование (кисти, ножницы, подложки, стеки, лекала, мольберты и т.д.)
  • совершенствовать технические умения и навыки создания образов
  • привлекать к использованию различных нетрадиционных техник (штамповка, рисование пальчиком, ладошками, обрыв бумаги, оригами, рисование песком и т.д.)
  • поощрять создание простых и сложных художественных образов, многофигурных сюжетных композиций с натуры, по памяти, по представлению, самостоятельного нахождения приемов изображения при интеграции различных видов изобразительной деятельности
  • воспитывать эстетический вкус и чувство гармонии
  • развивать способность к оценке эстетической ценности объектов окружающей среды, результатов изобразительной деятельности (собственной и других людей)
  • способствовать формированию устойчивых интересов к определенным видам обрзотворческой деятельности и развития творческой направленности личности

Занятия изобразительным искусством — важное средство для успешного обучения в школе.

Загрузка...