Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Алгоритм вербальных назначений лекарственных препаратов. Этика раздачи медикаментов больным детям

ЦЕЛЬ: Подготовить лекарственные средства к раздаче и приему их пациентами.

ПОКАЗАНИЯ: Назначение врача.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ : Выявляются в процессе обследования пациента врачом или -медсестрой.

ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Листы назначений.
  2. Лекарственные средства для внутреннего употребления.
  3. Передвижной столик дня раскаладки лекарственных средств,
  4. Емкость с кипяченой водой,
  5. Мензурки, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями).
  6. Ножницы.

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА:

  1. Сообщить пациенту о назначенном лекарственном средстве, его действии, лечебном эффекте,возможном побочном осложнении.
  2. Получить согласие.

1. СПОСОБ РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

  1. Поставьте на передвижной столик лек. вещества, пипетки, мензурки, ножницы, графин с водой, листки назначений.
  2. Вымоете руки и вытирите насухо.
  3. Переходя от пациента к пациенту, раздайте лек вещества непосредственно у постели пациента согласно листку назначений (м/с должна внимательно прочитать название лек. средства, его дозировку на упаковке, обратить внимание на срок годности).
  4. Давая лек. средства пациенту, предупредите его об особенностях данного средства: горький вкус, резкий запах, изменение цвета мочи или кала после приема.
  5. Пациент должен принять лек. вещество в вашем присутствии.

Упаковку с таблетками из фольги или бумаги выдавите в мензурку, а таблетки из флакона аккуратно поместите в ложку. Жидкие лек. средства следует тщательно перемешать.

ПРЕИМУЩЕСТВА ДАННОГО СПОСОБА РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ:

  1. Медсестра контролирует прием лек. вещества.
  2. Медсестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лек. средстве.
  3. Исключены ошибки при раздаче лек. средств.


2 СПОСОБ РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

С целью экономии времени медсестра заранее раскладывает лек. средства в лотки, разделенные на ячейки В каждой ячейке Ф. И. О. пациента и номер палаты.

АЛГОРИТМ

  1. Вымойте руки и вытрите на сухо.
  2. Ознакомьтесь внимательно с листом назначений
  3. Прочитайте внимательно название лек. средства и дозировку на упаковке, сверьте его с листком назначеий.
  4. Обратите внимание на срок годности лек. средства.
  5. Разложите лек. средства по ячейкам на каждого пациента на один прием.
  6. Разнесите лоток с лек. средствами по палатам (не оставляйте лек. средства на тумбочках у постели пациента, если пациента нет в палате, за исключением валидола, нитроглицерина).
  7. Проследите, чтобы пациент принял лек. средства в вашем присутствии.
  8. Обработайте использованные мензурки и пипетки в соотовегетвии с требованиями сагопидрежима.

НЕДОСТАТКИ ДАННОГО СПОСОБА РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

  1. Отсутствие контроля за приемом лек. средств пациентом (пациенты забывают принять, выбрасывают их, принимают с опозданием).
  2. Не соблюдается индивидуальная схема приема и раздачи (до еды, во время еды, после еды и т. д.).
  3. Возможны ошибки при раздаче (по невнимательности медсестры лек. средства могут попасть в другую ячейку).
  4. Трудноо ответить на вопросы пациента по поводу назначенных ему лек препаратов, т. к. они в лотке находятся без аптечной упаковки.

Смотрите также:

ОСНАЩЕНИЕ: мерные цилиндры; урометр; мерная емкость; бланки для записи результатов ис­следования, клеенка, пеленка, лоток, маска, перчатки. АЛГОРИТМ: Наденьте маску. Вымойте руки, наденьте перчатки. Для определения объема мочу из первой банки вылейте в цилиндр вместимостью 50 - 100 мл (во избежании образования пены на поверхности мочи цилиндр нужно держать наклон­но, а мочу наливать по стенке). Количество мочи каждой порции занесите в бланк...

ПОКАЗАНИЯ: острые, гнойные воспалительные процессы почек (пиурия). ОСНАЩЕНИЕ: чистая сухая банка (емкостью 200 - 250 мл); бланки направлений; аптечные резин­ки, клеенка, контейнер, маска, перчатки, лоток. ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА: психологическая; право на информацию (цель и ход ее проведения); получение согласия. АЛГОРИТМ: 1. Наденьте маску. 2. Вымойте руки, наденьте перчатки. 3. Приготовьте все необходимое для сбора анализа. 4.


Раздача лекарственных средств.

Оптимальная методика:


  1. Расположить на передвижном столике упаковки с твердыми и флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, емкость с водой, ножницы, положить «Листки врачебных назначений».

  2. Переходя от пациента к пациенту, давать лекарственные средства непосредственно у его постели, согласно «Листку врачебных назначений".

Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:


  • внимательно прочитайте «Листок врачебных назначений»;

  • убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в «Листке врачебных назначений»;

  • проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

  • проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

  • будьте внимательны к пациентам с одинаковыми фамилиями и/или получающими одинаковые лекарственные средства;

  • никогда не давайте лекарственные средства без упаковки;

  • упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхивайте в ложку;

  • жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать;

  • сообщите пациенту чем запивать лекарственное средство;

  • пациент должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Правила раздачи лекарственных средств:


  1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в «Листке врачебных назначений».

  2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.

  3. Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).

  4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 минут до приема пищи, с пометкой «после еды» – через 15 минут после приема пищи; средства, назначенные «натощак» пациент принимает утром за 20–60 минут до завтрака.

  5. Снотворные препараты пациент принимает за 30 минут до сна.

  6. Предупредите пациента об особенностях того или иного средства: горьком вкусе, резком запахе, продолжительности действия, изменении цвета мочи или кала.

  7. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.

Необходимо обучить пациента правилам приема лекарственных средств:


  • таблетки, драже, капсулы пациент помещает на корень языка и запивает небольшим количеством (не менее 50 мл) воды (в некоторых случаях – киселем или молоком). Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предложить ему предварительно разжевать ее (если это разрешено в аннотации к лекарственному средству). Драже, капсулы принимают в неизмененном виде. Разжевывание таблеток и других твердых лекарственных средств часто изменяет действие лекарственного препарата;

  • порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде;

  • спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы назначают в каплях. Во флаконах со спиртовыми настойками капельница вмонтирована в пробку. Если ее нет, необходимо пипеткой отмерить нужное количество капель, добавить немного воды и выпить;

  • настои, отвары, микстуры чаще назначают в мл. Можно пользоваться градуированной мензуркой или ложками: чайная ложка – 5 мл; десертная ложка – 10 мл; столовая ложка – 15 мл.

Необходимо уточнить, знает ли пациент:


    • цель приема назначенного лекарственного средства;

    • ожидаемый эффект и возможные побочные действия;

    • как поступить при возникновении побочных явлений;

    • способ и время приема;

    • чем запивать лекарственное средство;

    • о необходимости исключить из рациона какие-нибудь продукты на время лечения;

    • о необходимости исключить алкоголь;

    • предполагаемую продолжительность лечения;

    • последствия несоблюдения схемы лечения;

    • о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарственных средств, которые ему не были назначены).

Пути введения лекарственных средств.

В зависимости от механизма действия лекарственных средств различают пути их введения. Лекарственные средства могут оказывать резорбтивное (через кровь) и местное действие.

Резорбтивное действие осуществляется энтеральным (через пищеварительный тракт), парентеральным (минуя пищеварительный тракт) и сублингвальным путем.

Местное действие оказывают лекарственные средства, применяемые наружно. Жирорастворимые лекарственные средства всасываются через кожу (это должен учитывать сестринский персонал для обеспечения собственной безопасности!).

Энтеральный путь

Энтеральные способы введения лекарственных средств:


  • через рот;

  • через прямую кишку;

  • под язык.

Применение лекарственных средств через рот наиболее удобно и широко распространено, так как этим способом можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, микстуры и др.) и этот способ не требует соблюдения стерильности.

Однако такой способ введения имеет ряд недостатков:


  • медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте;

  • частичная инактивация лекарственного препарата в печени;

  • эффективность действия, зависящая от индивидуальной чувствительности, возраста и патологических процессов в организме;

  • невозможность применения при рвоте и в бессознательном состоянии пациента.
К преимуществам сублингвального способа введения (под язык) относится то, что лекарственное средство быстро всасывается, не разрушаясь, поступает в кровь, минуя печень и пищеварительный тракт. Этим способом применяют препараты только быстрого действия, изготовленные в таблетках, капсулах, растворах (нитроглицерин, валидол).

Лекарственные средства, введенные в прямую кишку (ректально) оказывают как резорбтивное действие на организм, всасываясь через геморроидальные вены, так и местное – на слизистую прямой кишки. Ректально вводят жидкие (отвары, растворы), а также твердые лекарственные средства, которые становятся жидкими при температуре тела (суппозитории). Перед введением в прямую кишку лекарственных средств следует очистить кишечник.

Ингаляционный путь

Введение в организм лекарственных средств путем их вдыхания называется ингаляцией. Лекарственный препарат находится во флаконе в виде аэрозоли. С помощью ингаляции лекарственные средства вводят через рот или нос. Медицинская сестра должна обучить пациента этой процедуре, поскольку он выполняет ее, как правило, самостоятельно.

Парентеральный путь

Парентерально (минуя пищеварительный тракт) лекарственные средства вводят инъекционным способом. Существуют виды инъекций: внутрикожная, подкожная, внутримышечная, внутривенная. Также к парентеральному пути относится внутривенное капельное вливание.

Наружный путь

К способам наружного применения лекарственных средств относится введение лекарственных средств на кожу и слизистые.


  • применение присыпки;

  • нанесение мази на кожу;

  • применение компрессов;

  • растирания;

  • введение мази за нижнее веко, в нос, в ухо;

  • закапывание капель в глаза, в нос, в ухо.

Осложнения инъекций и взятия венозной крови и меры, направленные на предупреждение осложнений.
Аллергические реакции на введение того или иного лекарственного средства могут протекать в виде крапивницы, острого насморка, острого конъюнктивита, отека Квинке. Самая грозная форма аллергической реакциианафилактический шок.

Анафилактический шок развивается в течение нескольких секунд или минут с момента введения лекарственного препарата. Чем быстрее развивается шок, тем хуже прогноз. Молниеносное течение шока заканчивается летально.

Чаще всего анафилактический шок характеризуется следующей последовательностью признаков :


  • общее покраснение кожи;

  • сыпь;

  • одышка;

  • приступы кашля;

  • выраженное беспокойство;

  • нарушение ритма дыхания;

  • снижение артериального давления;

  • аритмия.
Симптомы могут появляться в различных сочетаниях. Смерть обычно наступает от острой дыхательной недостаточности вследствие бронхоспазма и острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Причины:

Первая доврачебная помощь: проводится на месте возникновения АШ; препараты вводятся в/м, чтобы не тратить время на поиск вен; если АШ возник при в/в введении лекарственных средств, то иглу оставляют в вене для введения лекарственных средств.

  • прекратить введение лекарственного средства, вызвавшего АШ;

  • уложить пациента, ноги приподнять выше уровня головы, голову повернуть набок; удалить съемные протезы;

  • ввести 0,1% р-р адреналина 0,3–0,5 мл п/к, в/м; при необходимости через 15–20 минут повторить инъекцию до нормализации АД;

  • обколоть место инъекции 0,1% р-ром адреналина 1:10 с 0,9% р-ром натрия хлорида в 5-6 точках;

  • наложить жгут выше места инъекции;

  • ввести преднизолон из расчета 1-2 мг/кг массы тела пациента или гидрокортизон (100-300 мг) или дексаметазон (4-20 мг);

  • ввести в/м супрастин 2% 2-4 мл или димедрол 1% 1-2 мл или тавегил 0,1% мл;

  • при бронхоспазме – 2,4% р-р эуфиллина 5,0–10,0 мл или 2-адреномиметики ингаляционно (сальбутамол); при наличии цианоза, диспноэ, хрипов – обеспечить подачу кислорода;

  • при пероральном введении лекарственных средств – промыть желудок; если лекарственное средство закапано в глаза, нос – промыть проточной водой, закапать 0,1% р-р адреналина и 1% р-р гидрокортизона;

  • вызвать врача и реанимационную бригаду.
Профилактика:

  • спрашивать пациента о переносимости лекарственных препаратов;

  • на титульном листе должна быть информация о непереносимости лекарственных средств;

  • перед первой инъекцией антибиотика провести пробу на чувствительность.

Инфильтрат – наиболее распространенное осложнение после подкожной и внутримышечной инъекций, рассматривается как внутрибольничная инфекция.

Признаки:


  • уплотнение в месте инъекции;

  • боль при пальпации.
Причины:


  • использование тупых игл;


  • многократные инъекции в одно и то же место.
Первая помощь, лечение:

  • согревающий компресс;

  • грелка на место инфильтрата.
Профилактика:



  • менять места инъекций.

Абсцесс – воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и ограниченной от окружающих тканей пиогенной мембраной.

Признаки:


  • боль;

  • уплотнение в месте инъекции;

  • гиперемия.
Причины:

  • использование для в/м инъекций коротких игл;

  • введение не подогретых масляных растворов;

  • многократные инъекции в одно и то же место;

  • инфицирование мягких тканей в результате нарушения правил асептики.
Лечение: хирургическое.

Профилактика:


  • использовать для в/м инъекций иглы соответствующей длины;

  • подогревать масляные растворы перед введением;

  • менять места инъекций;

  • соблюдение правил асептики.

Поломка иглы

Причины:


  • введение иглы во время инъекций до канюли;

  • резкое сокращение мышц во время инъекции.
Первая помощь, лечение: если возможно – вынуть обломок иглы пинцетом; если это не удалось – лечение хирургическое.

Профилактика:


  • вводить иглу не до канюли, оставлять над кожей 1/3 иглы;

  • перед инъекцией проводить беседу с пациентом;

  • выполнять в/м инъекции в положении пациента лежа.

Медикаментозная эмболия может произойти при инъекции масляных растворов подкожно или внутримышечно (внутривенно масляные растворы не вводят!). Масло, оказавшись в артерии, закупорит ее и это приведет к нарушению питания окружающих тканей, их некрозу. Признаки некроза: усиливающиеся боли в области инъекции, отек, покраснение или красно-синюшное окрашивание кожи, повышение местной и общей температуры. Если масло окажется в вене, то с током крови оно попадет в легочные сосуды.

Признаки эмболии легочных сосудов:


  • внезапный приступ удушья;

  • кашель;

  • посинение верхней половины туловища (цианоз);

  • чувство стеснения в груди.
Причины:

  • попадание иглы в сосуд при п/к и в/м инъекциях;

  • введение масляного раствора в вену.
Лечение: по назначению врача.

Профилактика:


  • после введения иглы п/к и в/м потянуть поршень, чтобы убедиться, что игла не попала в сосуд;

  • не вводить масляные растворы в/в.

Воздушная эмболия при внутривенных инъекциях и вливаниях является таким же грозным осложнением, как и масляная.

Признаки те же, что и медикаментозной эмболии, но появляются очень быстро (в течение минуты).

Причины:


  • попадание воздуха в шприц или систему для в/в капельного вливания и введение его в сосуд.
Лечение: по назначению врача.

Профилактика:


  • тщательно вытеснять воздух из шприца и системы для в/в капельного вливания;

  • при в/в инъекции вводить раствор не до конца, оставляя в шприце до 1 мл раствора.

Ошибочное введение лекарственного средства

Признаки: от болевой реакции до анафилактического шока.

Причины:


  • невнимательное выполнение манипуляций.
Лечение:

  • ввести в место инъекции 0,9% р-р натрия хлорида 50–80 мл;

  • положить пузырь со льдом на место инъекции;

  • если инъекция введена в конечность – наложить жгут выше места инъекции; дальнейшее лечение по назначению врача.
Профилактика:

  • внимательно читать назначение, название лекарственного средства на упаковке, ампуле, флаконе, дозу, концентрацию препарата.

Повреждение нервных стволов

Признаки : различны – от неврита (воспаления нерва) до паралича (выпадение функции) конечности.

Причины:


  • механическое повреждение иглой при неправильном выборе места инъекции;

  • химическое повреждение, когда близко с нервным стволом создается депо лекарственных средств.
Лечение: по назначению врача.

Профилактика:


  • правильно выбирать место для выполнения различных инъекций.

Тромбофлебит воспаление вены с образованием в ней тромба.

Признаки:


  • боль;

  • гиперемия кожи;

  • отек по ходу вены;

  • может быть повышение температуры тела.
Причины:

  • частые венепункции одной и той же вены;

  • использование недостаточно острых игл.
Лечение:

  • согревающий полуспиртовый компресс;

  • мазевый компресс с линиментом Вишневского.
Профилактика:

Некроз (омертвение) тканей

Признаки:


  • усиливающаяся боль в месте инъекции;

  • гиперемия или гиперемия с цианозом;

  • отек;

  • появление волдырей, язв;

  • омертвение тканей.
Причины:

  • неудачная венепункция и ошибочное введение под кожу сильно раздражающего средства (например, 10% р-ра кальция хлорида).
Лечение:

  • прекратить введение лекарственного средства;

  • максимально отсосать шприцем введенное лекарственное средство;

  • место инъекции обколоть 0,25% р-ром новокаина с 25% р-ром магния сульфата в соотношении 1:1.
Профилактика:

  • вводить лекарственные средства строго в места для инъекций.

Гематома – кровоизлияние под кожу.

Признаки:


  • кровоподтек в виде багрового пятна.
Причины:

  • неаккуратное выполнение венепункции;

  • использование тупых игл.
Лечение:

  • прекратить венепункцию (выполнить в другую руку);

  • наложить полуспиртовый компресс или повязку с гепарином.
Профилактика:

  • соблюдение техники венепункции;

  • использование острых игл.

Липодистрофия

Признаки:


  • ямки под кожей в местах введения инсулина из-за рассасывания инсулина.
Причины:

  • введение инсулина в одни и те же места.
Профилактика:

  • чередовать места инъекций инсулина.

Сепсис, СПИД, вирусный гепатит

Признаки: отдаленные осложнения, проявляющиеся как общие заболевания организма.

Причины:


  • нарушения асептики, антисептики, дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации.
Профилактика:

  • соблюдение правил асептики, антисептики и режимов обработки медицинских инструментов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Пр авила раздачи лекарственных средст в пациентам

Цель: выполнение назначения врача.

Материальное обеспечение:

· Передвижной столик

· Лекарственные средства (согласно назначениям врача)

· Листы назначения

· Ножницы

· Градуированные стаканчики

· Графин с водой

· Емкость для использованных материалов

Последовательность выполнения:

1. Передвижной столик с лекарственными средствами и всем необходимым транспортируйте в палату.

2. Подберите каждому больному лекарственное средство согласно листу врачебного назначения, с учетом способа и времени приема (до, во время и после еды).

3. Проверьте годность лекарственного средства, изучите маркировку, сверьте с назначенной дозой (лекарственное срество должно быть только в аптечной упаковке).

4. Капсулу или таблетки достаньте из упаковки пинцетом или отрежьте от конвалюты ножницами, освободив от обертки, положите на корень языка и дайте запить водой.

Примечание:

· Выдавать лекарства только на один прием.

· Пациент должен принять лекарственное средство в присутствии медсестры.

· Средства, назначенные до еды, следует принимать за 15 мин до приема пищи, после еды - через 15 мин после приема пищи.

· Снотворные средства принимаются за 30 мин до сна.

2 . Уч етно-отчетная документация

медицинский медикамент лекарственный пациент

Медсестра должна правильно уметь выписывать медикаменты, необходимые для работы в данном отделении, хранить их, обеспечивать своевременную раздачу лекарств больным и знать методы их введения. Раздача лекарств производится только медсестрой, и принимать их больные должны в ее присутствии. Передоверять эту работу младшему медперсоналу или самому больному категорически воспрещается.

Выписывать медикаменты следует ежедневно. Медсестра, участвующая во врачебном обходе больных, должна тщательно записывать все назначения. После обхода медсестра выписывает из истории болезни все лекарственные назначения в лист назначений и рецептурные тетради, состоящие из 2 половин: одну отправляют в аптеку, а другую оставляют в отделении для контроля. Сильнодействующие и ядовитые вещества выписываются в отдельных тетрадях, где отмечают фамилию, имя, отчество больного, номер истории болезни, дату, количество ампул, и медсестра ставит свою подпись. Рецептура всего отделения поступает к старшей сестре отделения, которая их проверяет и относит для проверки и подписи к зав. отделению.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности анализа полезности лекарств. Выписка, получение, хранение и учет лекарственных средств, пути и способы их введения в организм. Строгие правила учета некоторых сильнодействующих лекарственных средств. Правила раздачи лекарственных средств.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Должностные лица, ответственные за хранение и расход лекарственных средств в отделении. Обзор оборудования для хранения медикаментов. Предупредительные мероприятия в целях предотвращения профессиональных ошибок. Порядок раздачи лекарственных препаратов.

    презентация , добавлен 05.11.2013

    Оригинальные лекарственные средства и "дженерики". Особенности хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Обеспечение правил безопасности пациента при применении медикаментов. Обучение пациента правилам приема лекарственных средств.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2016

    Исследование источников получения лекарственных средств. Классификация медикаментов по Машковскому. Характеристика систем создания, производства, аптечного и промышленного производства, распределения лекарственных препаратов и других аптечных товаров.

    презентация , добавлен 02.04.2019

    Информация о государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, разрешенных к медицинскому применению и реализации на территории РК. Формулярная система. Информация о регистрации лекарственных средств.

    презентация , добавлен 05.10.2016

    Помещение и условия хранения фармацевтической продукции. Особенности контроля качества лекарственных средств, правила Good Storage Practice. Обеспечение качества лекарственных препаратов и средств в аптечных организациях, их выборочный контроль.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    Актуальность проблемы фальсификации лекарственных средств. Группы поддельных медикаментов в зависимости от условий их производства. Структура выявленных фальсифицированных препаратов. Комплексные меры по выявлению их поступления на фармацевтический рынок.

    презентация , добавлен 26.10.2016

    Группы медицинской учетной документации ее назначение. Анализ деятельности стационара и поликлиники. Наименование учетно-отчетных документов, используемых в данных учреждениях. Основные показатели качества и эффективности стационарной медицинской помощи.

    презентация , добавлен 07.04.2014

    Обязанности медицинской сестры приемного отделения. Доврачебный осмотр пациента. Правила выписывания и хранения лекарственных средств. Функции медицинской сестры инфекционного отделения. Техника промывания желудка. Профилактика внутрибольничной инфекции.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2015

    Порядок забора лекарственного средства из ампулы. Техника выполнения медицинской сестрой внутримышечной, подкожной, внутрикожной, внутривенной инъекций. Выполнение внутривенных вливаний и забора крови из вены на анализ. Виды постинъекционных осложнений.

Цель: Обеспечить своевременный прием лекарств пациентами.

Оснащение : лекарственные препараты, листки назначений, стерильные пипетки, ложки, мензурки, емкость с кипяченой водой, ножницы.

Алгоритм действий:

1. Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственными препаратами (твердыми и жидкими), пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, листки назначений.

2. Подойдя к пациенту, убедитесь, что перед вами пациент, фамилия которого указана в листе назначений. Будьте внимательны при наличии однофамильцев.

3. Внимательно прочитайте назначение: название лекарственного вещества, его дозировку и способ применения.

4. Проверьте соответствие этикеток на упаковке и на лекарственном средстве. Упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрежьте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхните в ложку.

5. Жидкие лекарственные средства необходимо перемешать, а затем налить в мензурку необходимое количество и дать выпить. Если препарат назначен в каплях то необходимое количество капель накапывают в мензурку или ложку с водой.

6. Пациент должен принять соответствующим способом препараты в вашем присутствии. При необходимости научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально.

7. Сделайте отметку в листе назначений о приеме препаратов. Перейдите к другому пациенту.

Данный способ раздачи лекарственных средств пациентам лечебного отделения имеет ряд преимуществ:

· медицинская сестра контролирует прием пациентом лекарственного препарата;

· медицинская сестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лекарственном веществе;

· исключены ошибки при раздаче лекарственных средств.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Пм младшая медицинская сестра по уходу за больными

Среднего профессионального образования республики татарстан.. казанский медицинский колледж.. специальности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Заполнение экстренного извещения
Экстренное извещение составляется врачами и средним медицинским персоналом УЗ в случае выявления у пациента педикулеза, инфекционного заболевания (подозрения на него), пищевого, острого профессиона

Заполнение документации при выписке из стационара
Цель. Документально оформить исход заболевания. Показания. Завершение пребывания пациента в стационаре. Материальные ресурсы: 1. Медицинская карта

Определение массы тела пациента
Регулярное взвешивание пациентов является надежным методом контроля отеков. Масса тела, имеют большое значение для клинической практики, в частности для диагностики некоторых заболеваний: ожирения,

Алгоритм измерения массы тела пациента
Подготовка к процедуре: 1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению. 2. Постелить салфетку на площадку весов. 3. В

Определение роста пациента
При поступлении, если позволяет состояние пациента, принято определять рост специальным деревянным ростомером в положении стоя или сидя. Если у пациента имеются расстройства слуха, использ

Алгоритм измерения роста
Подготовка к процедуре 1. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры и получить его согласие 2. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика) 3.

Алгоритм выполнения
Подготовка к процедуре. 1. Надеть дополнительный халат, фартук, перчатки. 2. Объяснить пациенту необходимость и последовательность предстоящей процедуры и получить согласие на про

Алгоритм выполнения
Подготовка к процедуре 1. Объяснить пациенту ход мытья и получить его согласие. 2. Наполнить ванну, измерить температуру воды (35-37 °С). 3. Предупредить пациента о возмо

Алгоритм выполнения
Подготовка к процедуре 1. Объяснить ход предстоящей процедуры и получить согласие (если это возможно). 2. Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня (или до максимально

Транспортировка пациента
Способ доставки пациента из приемного в специализированное отделение определяет врач в зависимости от тяжести состояния пациента: на носилках или на каталке, на кресле-каталке, на руках, пешком.

Аппараты для определения АД
Аускультативный метод измерения АД был предложен в 1905 г. Н.С. Коротковым. Различают ручной (тонометр), полуавтоматический и автоматический типы приборов, измеряющих АД. Тонометр

Измерение АД (приказ МЗ России от 24.01.03 № 4), регистрация показателей. Информирование пациента
Для корректного измерения артериального давления необходимо соблюдать ряд условий. 1. Условия измерения артериального давления. Измерение должно проводиться в спокойной комфортной обстанов

Алгоритм исследования артериального давления на плечевой артерии
Подготовка к процедуре: 1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры. 2. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика). 3. Придать пациенту у

Ошибки при измерении АД. Обучение пациента самоконтролю АД
Для того чтобы избежать ошибки при изменении АД необходимо строго придерживаться определённых правил. Эти универсальные правила следует соблюдать независимо от типа аппарата: - за 30 мин д

Алгоритм выполнения
Подготовка к процедуре 1. Сказать пациенту, что вы обучите его измерять АД. 2. Определить мотивацию и способность пациента к обучению. 3. Уточнить у пациента, согласен ли

Определение ЧДД, регистрация
Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания. В норме дыха

Глоссарий
Акроцианоз синюшная окраска дистальных частей тела, обусловленная увеличением количества восстановленного гемоглобина в крови из подкож

Определение пульса, места определения пульса, регистрация
Исследование пульса можно проводить не только на лучевой артерии, но и на сонной, височной, бедренной артериях, а также артериях стопы и пр. Исследования пульса следует проводить на обеих конечност

Алгоритм исследования пульса
Подготовка к процедуре 1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры по исследованию пульса. Получить согласие пациента на процедуру. 2. Обработать руки гигиеническим

Алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине
Подготовка к процедуре: 1. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика). 2. Приготовить термометр (стеклянный ртутный): проверить его целостность, при необходимос


Подготовка к процедуре: 1. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика). 2. Приготовить термометр: проверить его целостность, при необходимости – протереть насухо

Алгоритм измерения температуры в прямой кишке
Подготовка к процедуре: 1. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика), надеть перчатки. 2. Приготовить термометр: проверить его целостность, при необходимости –

Регистрация температуры в температурный лист
Для графического изображения суточных колебаний температуры составляют температурные листы, в которые указывают фамилию пациента, заносят результаты измерения температуры тела. Его заводят в приёмн

Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки
Повышение температуры тела выше 37 °С называется лихорадкой. Температура тела повышается при инфекционных болезнях и некоторых состояниях, сопровождающихся нарушением деятельности терморег

Второй период - стабилизация высокой температуры тела
Может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Сосуды кожи расширяются, теплоотдача увеличивается в соответствии с теплопродукцией, поэтому дальнейшее повышение температуры тела прекращается

Третий период лихорадки - снижение температуры
Температура может падать критически, т. е. очень быстро - с высоких цифр до низких, например с 40 до 36 °С в течение часа. Это сопровождается резким падением сосудистого тонуса, снижением АД, появл

Составление порционного требования
Лечебное питание - диетотерапия - важнейший элемент комплексной терапии. Назначается в сочетании с другими видами терапии (фармакологические препараты, физиотерапевтические процедуры). Лечебное пит

Характеристика диет
Диета №0.Назначают: после операции на органах пищеварения, при черепно-мозговой травме, нарушении мозгового кровообращения. Цель: обеспечить прием пищи, когд

Раздача пищи
Непосредственно перед раздачей пищи столы должны быть подготовлены, покрыты чистыми скатертями, клеенчатые скатерти должны быть хорошо вымыты. Следует подчеркнуть, что очень важное значение для пац

Кормление тяжелобольного ложкой
Цель: кормление пациента. Показания: невозможность самостоятельно принимать пищу. Подготовка к процедуре: 1. Уточнить у

Кормление тяжелобольного с помощью поильника
Цель: кормление пациента. Показания: невозможность самостоятельно принимать твёрдую и мягкую пищу. Оснащение: поильник; салфетка

Глоссарий
Порционник – лист, содержащий сведения о количестве различных диетических столов, видов разгрузочных и индивидуальных диет.

Выполнение процедуры
4.Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. 5.Обильно обработать слепой конец зонда глицерином (или другой водорастворимой смазкой). 6.Попросить пациента слегка запрокинуть назад го

Алгоритм кормления тяжелобольного через назогастральный зонд
I. Подготовка к процедуре. 1. Представиться пациенту (если пациент в сознании), проинформировать о предстоящем кормлении, составе и объеме пищи, методе кормления. 2. Вымыть и осуш

Питьевой режим; помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости
Питьевой режим - это наиболее рациональный порядок употребления воды в течение суток. При этом питьевой режим напрямую привязан к правильному питанию, так как помимо приема пищи для человеческого о

Определение водного баланса
Цель: диагностика скрытых отеков. Оснащение: медицинские весы, мерная стеклянная градуированная емкость для сбора мочи, лист учета водного баланса.

Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному
Функциональное назначение простой медицинской услуги:профилактика пролежней, обеспечение личной гигиены пациета. Материальные ресурсы:комплект чистого бел

Приготовление и смена нательного белья и одежды тяжелобольному
Функциональное назначение простой медицинской услуги:профилактика пролежней, обеспечение личной гигиены пациента. Материальные ресурсы: перчатки нестериль

Подготовка к процедуре
1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры (если пациент находится в сознании). Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. 2.Обработать ру

Уход за полостью рта тяжелобольного пациента
Функциональное назначение простой медицинской услуги: обеспечение личной гигиены пациента. Материальные ресурсы: лоток, корнцанг, пинцет, вакуумный электр

Удаление корочек из носовой полости тяжелобольного пациента
Функциональное назначение простой медицинской услуги:предупреждение нарушения носового дыхания, обеспечение личной гигиены пациента. Материальные ресурсы:

Уход за глазами тяжелобольного пациента
Функциональное назначение простой медицинской услуги:обеспечение личной гигиены пациента. Материальные ресурсы: стерильные лоток, пинцет, марлевые шарики,

Завершение процедуры
13.Убрать полотенце. Разместить пациента в удобном положении. 14. Собрать принадлежности по уходу и доставить в специальную комнату для дальнейшей обработки. 15. Сня

Симптомы опрелостей
Проявляется опрелость в виде эритемы (покраснения) кожных складок. В дальнейшем, если лечение не начато, в глубине складки появляются поверхностные трещины, в запущенных случаях возникают кровоточа

Подача судна тяжелобольному пациенту
Функциональное назначение простой медицинской услуги: обеспечение личной гигиены. Материальные ресурсы: подкладное судно, клеенка, туалетная бумага, полот

Подача мочеприемника тяжелобольному пациенту
Функциональное назначение простой медицинской услуги: обеспечение личной гигиены. Материальные ресурсы:подкладное судно (для женщин) или мочеприемник (для

Смена подгузника
Функциональное назначение простой медицинской услуги: профилактика пролежней, обеспечение личной гигиены пациента. Материальные ресурсы:нестерильные перча

Алгоритм выполнения манипуляции
I. Подготовка к процедуре. 1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. 2. Отгородить пациента ширмой (при необходимости). 3. Обработать руки гигиенич

Уход за волосами, ногтями, бритье тяжелобольного пациента
Функциональное назначение простой медицинской услуги:обеспечение личной гигиены пациента. Материальные ресурсы: водный термометр, мыло жидкое, шампунь. кр

Применение горчичников
Показания: 1. Воспалительные заболевания дыхательных путей. 2. Стенокардия. 3. Гипертонический криз. 4. Миозит. 5. Невралгия. 6. Остеохондроз.

Выполнение процедуры
6. Погрузить горчичник в воду, температура – 40-45°С. 7. Плотно приложить горчичник к коже стороной, покрытой горчицей. 8. Повторить пп. 6-7, размещая нужное количество горчичнико

Применение банок
Показания: 1. Воспалительные заболевания дыхательных путей. 2. Межреберная невралгия. 3. Радикулиты. 4. Миозиты. 5. Повышение АД. Противопоказа

Выполнение процедуры
8. Нанести на кожу тонкий слой вазелина. 9. Смочить фитиль в спирте и отжать его. Флакон закрыть крышкой и отставить в сторону. Вытереть руки. 10. Зажечь фитиль. 11. Ввес

Применение грелки
Показания: 1. Боли, вызванные спазмом гладкой мускулатуры. 2. Кишечная колика. 3. Боли при хроническом гастрите. 4. Печеночная и почечная колика

III.Окончание процедуры.
11. Убрать грелку. 12. Осмотреть кожу пациента, помочь пациенту принять удобное положение, укрыть. 13. Вымыть, осушить руки, надеть перчатки. 14. Открыть пробку у грелки

III. Окончание процедуры.
9. Снять компресс через положенное время. 10.Вытереть кожу пациента. 11.Вымыть руки. 12.Сделать запись о выполненной процедуре и реакции пациента в медицинской документац

III.Окончания процедуры.
12.Снять компресс через положенное время. 13.Вытереть кожу и наложить сухую повязку. 14.Вымыть руки. 15.Сделать запись о выполненной процедуре и реакции пациента в медици

III. Окончание процедуры.
13. Снять компресс через положенное время. 14. Вытереть кожу и наложить сухую повязку. 15. Вымыть руки. 16. Сделать запись о выполненной процедуре и реакции.

III. Окончание процедуры.
18. .По окончании процедуры удалить катетер, поместить его в дезраствор. 19. Снять перчатки, вымыть руки. 20. Сделать запись о выполненной медицинской услуге.

Глоссарий.
Спазм сужение сосудов Некроз омертвение Инфильтрат уплотнение тканей воспалительного

Постановка газоотводной трубки. Наблюдение и уход за пациентом после окончания процедуры
Усиление газообразования в кишечнике при нарушении его двигательной функции носит название метеоризм. Если выделение газов из кишечника при помощи очистительной клизмы нежелательно, а мете

Алгоритм действий
Подготовка к процедуре: 1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход предстоящей процедуры. 2. Отгородить пациента ширмой (если процедура выполняется в многоме

Клизмы
Клизма – лечебно-диагностическая медицинская услуга, представляющая собой введение в нижний отрезок толстой кишки различных жидкостей. Лечебные клизмы применяются с целью:

Подготовка пациента и постановка очистительной клизмы
Цель: опорожнить кишечник. Процедура проводится в отдельном помещении (клизменной). Глубина введения наконечника в прямую кишку зависит от возраста и варьирует от 2-3 см новорожде

Алгоритм действий

Алгоритм действий
Подготовка к процедуре: 1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры. 2. Отгородить пациента ширмой, обеспечивая его изоляцию. 3. Надеть фар

Алгоритм действий

Алгоритм действий
Подготовка к процедуре: 1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход предстоящей процедуры. 2. Подготовьте все необходимое оснащение для выполнения данной услу

Подготовка пациента и постановка лекарственной клизмы. Наблюдение и уход за пациентом после окончания процедуры
Лекарственные клизмы - лечебные клизмы с введением различных лекарственных веществ. Чаще всего они являются микроклизмами, их объем составляет 50-100 мл. Показания:

Алгоритм действий
Подготовка к процедуре: 1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход предстоящей процедуры. 2. Подготовьте все необходимое оснащение для выполнения данной услу

Виды катетеров, размеры
Для катетеризации мочевого пузыря используют уретральный катетер (трубка, которую проводят через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь). Катетеры могут быть: 1) резиновые (мяг

Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме)
Оснащение: стерильный катетер, 1 пара стерильных перчаток, стерильные салфетки, стерильный глицерин, антисептический раствор, емкость для сбора мочи, стерильные лотки.

Надеть стерильные перчатки
6. Обернуть половой член стерильными салфетками. 7. Оттянуть крайнюю плоть (если она имеется), захватить половой член сбоку левой рукой и вытянуть его на максимальную длину перпендикулярно

Надеть стерильные перчатки
8. Обложить стерильными салфетками вход во влагалище. 9. Развести в стороны левой рукой малые половые губы. Правой рукой взять стерильную салфетку, смоченную раствором антисептика, и обраб

Уход за промежностью пациента (пациентки) с мочевым катетером
Оснащение: рукавички из махровой ткани, полотенце, перчатки, впитывающая пеленка (клеенка и обычная пеленка), емкость для воды, ватные шарики. Подготовка в

Виды, применение съемных мочеприемников. Уход за катетерами и мочеприемниками
Системы для сбора мочи – съемные мочеприемники, изготавливаются из резины, полимерного материала (капрон, нейлон). Мочеприемник состоит из катетера и дренажного мешка. Применяются при нарушениях ес

Виды желудочных зондов
Вид зонда Характеристика Предназначение Тонкий желудочный Диаметр 5-9 мм Фракционное исследован

Алгоритм действий
Промывание с применением желудочного зонда (пациент в сознании) Подготовка к процедуре: 1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. 2. Уса

Материальные ресурсы
1. Толстый стерильный желудочный зонд диаметром 10-15 мм, длиной – 100-120 см с метками на расстоянии 45, 55, 65 см от слепого конца – 1 шт. 2. Резиновая трубка длиной 70 см (для удлинения

Алгоритм действий
Подготовка к процедуре: 1. Измерить артериальное давление, подсчитать пульс. 2. Снять зубные протезы у пациента (если они есть). 3. Медицинскому работник

Алгоритм действий
Подготовка к процедуре: 1. Сообщить врачу. 2. Надеть перчатки. 3. Если у пациента есть зубные протезы, их следует снять. 4. Усадить пациента на

Алгоритм действий

Алгоритм действий
Подготовка к процедуре: 1. Срочно вызвать врача. 2. Надеть перчатки. 3. Если у пациента есть зубные протезы, их следует снять. 4. Убрать подушки

Дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация зондов
1. Провести преддезинфекцию в 3% растворе хлорамина. Промывные воды вылить в канализацию. 2. Зонды поместить в 3% раствор хлорамина на 1 час. 3. Промыть под проточной водой.

Листок врачебных назначений
Наименование больницы Наименование отделения ФИО больного ___Сидоров А.П._______ № истории болезни__1256_______________ ДИАГНОЗ:___________________________________Поступил____16.0

Оформление требований на лекарственные средства и порядок получения их из аптеки
В соответствии с потребностями отделения старшая медицинская сестра выписывает и получает из аптеки лекарственные препараты. Для выписывания лекарственных препаратов из аптеки существует специальны

У старших медицинских сестер, на посту, процедурных кабинетах
Наименование лекарственного средсва_______________________________________________________________________ Концентрация, дозировка, единица измерения ______________________

Сублингвальный путь введения (sublinqua)
При сублингвальном и суббукальном введениях (разновидности приема через рот) препарат не подвергается воздействиям пищеварительных и микробных ферментов, быстро всасывается

Ректальный путь введения (per rectum)
Введение лекарственных средств через прямую кишку (ректально)относитсяк энтеральному пути введения. Через прямую кишку вводят жидкие лекарственные формы: отвары, растворы, слизи в виде микроклизм и

Возможные проблемы пациента и сестринские вмешательства при них
При проведении медикаментозной терапии возможно возникновение проблем, которые связаны с отказом пациента от приема назначенных лекарственных препаратов. Как правило пациенты могут мотивировать сво

Наружный путь введения
Наружный путь введения – это применение лекарственных веществ на кожу и слизистые оболочки глаз, носа, влагалища, в уши. Этот путь введения рассчитан преимущественно на местное дейс

Применение присыпки
Присыпки или припудривание порошкообразными лекарственными веществами (тальком) применяют для подсушивания кожи при опрелости и потливости. Поверхность, на которую наносят порошок, должна быть чист

Ингаляционный путь
Введение в организм лекарственных средств путем их вдыханиям называется ингаляцией. Лекарственный препарат находится во флаконе в виде аэрозоля. С помощью ингаляции лекарственные с

Обучение
4. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику. Не распылять лекарственный препарат в воздухе. Это опасно для вашего здоровья. 5. Предложить пациенту на время обучения сесть,

Обучение
4. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику. 5. Предложить пациенту на время обучения сесть. 6. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный б

Виды шприцов и игл, их устройство. Подготовка шприца однократного применения к использованию
Инъекция (в переводе с латинского – «впрыскивание»)– парентеральное введение лекарственных веществ (попадание лекарственных препаратов в организм, минуя пищеварительный тракт). Для выполнени

Выбор иглы зависит от вида инъекции
Вид инъекции Длина иглы, мм Диаметр иглы, мм Внутрикожная 0,4 Подкожна

Набор лекарственного средства из ампулы и флакона
Материальные ресурсы: манипуляционный стол, шприц (необходимого объёма, для определённого вида инъекции), лоток, пинцет, антисептик или спирт этиловый 70°, лекарственные средства п

Расчет и разведение антибиотиков
Вводят антибиотики внутримышечно или внутривенно. Существует 2 способа разведения антибиотиков: 1:1 и 1:2. При разведении 1:1 в 1 мл раствора должно содержаться 100000 ЕД антибиотика.

Техника внутрикожной, подкожной и внутримышечной инъекций
План: 1. Анатомические области и техника внутрикожной инъекции. 2. Анатомические области и техника подкожной инъекции. 3. Анатомические области и техника

Алгоритм внутрикожного введения лекарственных средств

Анатомические области и техника подкожной инъекции
В связи с тем, что подкожно-жировой слой хорошо снабжен кровеносными сосудами, для более быстрого действия лекарственного вещества применяют подкожные инъекции. Анатомические области:

Алгоритм подкожного введения лекарственных средств
I. Подготовка к процедуре. 1. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру введения лекарственного препарата. В случае отсутствия такового, уточнить да

Анатомические области и техника внутримышечной инъекции
Мышечная ткань имеет обширную сеть кровеносных и лимфатических сосудов, что создает условия для быстрого и полного всасывания лекарственных средств. Для выполнения внутримышечной инъекции выбирают

Алгоритм внутримышечного введения лекарственных средств
I. Подготовка к процедуре. 1. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру введения лекарственного препарата. В случае отсутствия такового, уточнить да

Расчет и правила введения инсулина
Инъекции инсулина и гепарина вводятся подкожно. Инсулин выпускается во флаконах по 5 мл, в 1 мл содержится 40 ЕД или 100 ЕД. Инсулин вводят специальным одноразовым шприцем, учитывая, что о

Расчет и правила введения гепарина
Флаконы с раствором гепарина выпускаются по 5 мл, в 1 мл может содержатся 5000 ЕД, 10000 ЕД, 20000 ЕД. Оснащение: флакон с гепарином, шприц и 2 иглы, пинцет, спирт, стерильные ватные шарик

Техника внутривенной инъекции. Заполнение системы для внутривенного капельного введения жидкостей
План: 1. Анатомические области и техника внутривенной инъекции. 2. Заполнение системы для внутривенного капельного введения жидкостей. 3. Техника внутрив

Анатомические области и техника внутривенной инъекции
Анатомические области: внутривенное введение лекарственных препаратов выполняется в периферические вены (вены локтевого сгиба, тыла кисти, запястий, стопы), а также в центральные вены. Внутр

Алгоритм внутривенного введения лекарственных средств (струйно)
I. Подготовка к процедуре. 1. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру введения лекарственного препарата. В случае отсутствия таков

Заполнение системы для внутривенного капельного введения жидкостей
Материальные ресурсы: кушетка, столик манипуляционный, лоток почкообразный стерильный, лоток нестерильный, жгут венозный, пинцет анатомический стерильный, пинцет анатомический нест

Алгоритм внутривенного введения лекарственных средств
(капельно с помощью системы для вливания инфузионных растворов) I. Подготовка к процедуре. 1. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоя

Алгоритм взятия крови из периферической вены
I. Подготовка к процедуре. 1. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового, уточнить дальнейшие действия у врача.

Соблюдение универсальных мер предосторожности при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов
1. Провести гигиеническую обработку рук до и после проведения процедуры. 2. Использовать во время процедуры перчатки, очки, маску, фартук, халат, шапочку. 3. Использовать непрокал

Универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического материла в лабораторию
К работе по взятию и транспортировке биологического материала допускается медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж по технике работы и мерам безопасности. При взятии биологич

Техника взятия содержимого зева, носа и носоглотки для бактериологического исследования
Мазок из зева и носа позволяет посеять его на питательную среду, выявить возбудителя, а так же определить его чувствительность к антибиотикам. Функциональное назначение простой мед

Забор материала из носа
ЭТАПЫ ПРИМЕЧАНИЕ ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ 1. Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования

Сбор мочи на общий анализ
Цель - диагностика заболеваний и наблюдение за течением болезненного процесса Показания - заболевания почек, мочевыводящих путей, сердечно-сосудистой системы, болезни обмена, беременность

Сбор мочи по Зимницкому
Цель - исследование функционального состояния почек (определяют дневной, ночной, суточный диурез, а также количество и относительную плотность мочи в каждой из 8 порций). В норме дневной диурез пре

Сбор мочи на сахар
Цель - выявление глюкозы в моче (в нормальной моче глюкоза имеется в виде следов и не превышает 0,02%). Появление сахара в моче - глюкозурия может быть физиологической обусловленной приемом пищи с

Сбор мочи для бактериологического исследования
Бактериологическое и бактериоскопическое исследование мочи позволяет определить возбудителя при инфекционном заболевании мочевой системы, произвести количественный и качественный состав микрофлоры

Правила хранения полученного материала. Оформление сопроводительного документа
Мочу следует доставить в лабораторию не позже чем через 1 час после того, как она собрана, иначе инфицирование ее из окружающей среды может привести к щелочному брожению. Для исследования

Сбор кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, на наличие гельминтов, простейших, для исследования на энтеробиоз
Собирают кал в чистую сухую стеклянную посуду. В нем не должно быть примесей мочи и других веществ. Известно, что в кале содержится огромное количество микроорганизмов (миллиарды!). И хотя большая

Сбор кала на скрытую кровь
Цель - выявление скрытого кровотечения из органов пищеварительного тракта. Показания - язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, рак желудка, гастриты и т.д. Результат

Взятие кала для исследования на яйца гельминтов, на энтеробиоз
В кале встречаются яйца гельминтов: трематод, или сосальщиков (печеночной двуустки, ланцетовидной двуустки), цестод, или ленточных червей, нематод, или круглых червей (аскарид, остриц, власоглава,

Оформление сопроводительного документа. Правила хранения полученного материала
Мокроту до исследования в лаборатории можно хранить не более 1-2 ч. в холодильнике при температуре 40С, поэтому нужно доставить материал в лабораторию как можно быстрее, снабдив его сопр

Желудочное зондирование
Функциональное назначение простой медицинской услуги: исследование секреторной и двигательной функций желудка. Желудочное содержимое получают натощак и после "пробного зав

Дуоденальное зондирование
Функциональное назначение простой медицинской услуги: взятие желчи для диагностики заболеваний желчного пузыря, желчных путей и с лечебной целью - для стимуляции оттока


Рентгенологическое исследование толстой кишки (ирригоскопия) проводится обычно после введения в толстую кишку с помощью клизмы бариевой взвеси. Для этого пациент должен выполнить определенные требо

Подготовка к рентгенологическому исследованию
При рентгенологических методах исследования определяют форму, величину и подвижность желудка, обнаруживают язву, опухоль и другие патологические изменения. Медицинская сестра должна подготовить пац

Подготовка к эндоскопическому исследованию
Эндоскопическое исследование пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки в настоящее время - один из важнейших диагностических методов, позволяющих с большой точностью визуально определить локализ

Подготовка к рентгенологическому исследованию печени и желчевыводящих путей
Это исследование основано на способности печени выделять с желчью йодсодержащие препараты, что и дает возможность получить изображение желчных путей (внутривенная и инфузионная холангиохолецистогра

Подготовка к рентгенологическому исследованию почек и мочевыводящих путей
При рентгенологическом исследовании почек применяют чаще всего обзорную рентгенографию почек и мочевыводящих путей и внутривенную (экскреторную) урографию, при которой контрастный препарат, выделяю

Подготовка к исследованию почек, мочевого пузыря, органов малого таза и предстательной железы
Ультразвуковое исследование почек не требует специальной подготовки. Однако УЗИ осмотр матки, яичников (при невозможности трансвагинального исследования), мочевого пузыря, предстательной железы, во

Алгоритм действий.
1. Вызвать бригаду скорой помощи через третье лицо. 2. Встать сзади пострадавшего и расположить руки вокруг грудной клетки. 3. Пальцы одной руки сжать в

Алгоритм действий.

Алгоритм действий.
1. Вызвать бригаду скорой помощи через третье лицо. 2. Уложить пациента на жесткое основание, расстегнув стесняющую одежду, подложить под плечи пострадавшего валик на уровне лопаток.

Алгоритм действий.
1 вариант 1. Сжать одну руку в кулак и поместить ее в эпигастральную область под грудину.

С. Непрямой массаж сердца (НМС)
9. Пальпировать нижние ребра по направлению к грудине.

Сердечно-легочная реанимация двумя спасателями
Один спасатель осуществляет искусственную вентиляцию легких, другой выполняет непрямой массаж сердца, их движения согласованные, четкие, энергичные. Обязательное условие –

Алгоритм действия
1. Снять с тела одежду и уложить на спину без подушки. 2. Снять с умершего имеющиеся ценности в отделении в присутствии лечащего или дежурного врача, о чем составить акт вместе с врачом и

Техника дачи лекарств детям различного возраста имеет свои особенности.

В отличие от взрослых больных, дети не всегда отчетливо представляют необходимость приема «невкусных» таблеток и микстур и нередко уклоняются от их употребления, могут их выбросить или надежно спрятать и тем самым нарушить курс лечения.

В таких случаях отсутствие эффекта от проводимой терапии врач относит за счет нерационально подобранных лекарств, заменяет их другими, более сильнодействующими.

Период госпитализации затягивается, а запоздалое лечение нередко влечет за собой осложнения заболевания.

Кроме того, внезапная «отмена» таких препаратов, как глюкокортикоиды (преднизолон, дексаметазон), может вызвать так называемый синдром отмены, который характеризуется возобновлением всех симптомов болезни и более тяжелыми последствиями вплоть до развития коллаптоидкого состояния, опасного для жизни (падение артериального давления, недостаточность сердечной деятельности).

Во избежание этого обычно отмена лекарственного препарата осуществляется медленно, в течение нескольких дней.

Особенно важно контролировать прием глкокортикоидных препаратов при некоторых заболеваниях (болезни соединительной ткани, болезни почек и др.), когда их назначают в больших дозах (по б-10 таблеток в сутки).

В случае необходимости их отмены дозу препарата уменьшают постепенно, в течение нескольких месяцев.

Медицинской сестре следует лично проследить за приемом этих лекарств больным ребенком, строго соблюдая подобранные врачом дозы препарата.

В детском отделении должна быть четко отработана, и строго соблюдаться процедура и порядок раздачи лекарств.

Это поможет избежать досадных ошибок, которые возникают при плохо организованном процессе раздачи лекарств больным.

Порядок начинается со шкафа, где хранятся медикаменты. На верхней полочке обычно ставят лекарства для внутреннего употребления (с белыми этикетками):

  • бутылочки с микстурами - одну за другой в один ряд
  • затем капли
  • далее порошки в пакетиках и коробках.

На второй полке хранят:

  • наружные средства: спирт, йод, перекись водорода, скипидар;
  • затем капли глазные, для носа, ушные;
  • рядом с ними ставят мази;
  • далее отдельно - средства для подкожного введения;
  • около мазей - присыпки и порошки, тут же - пластырь и горчичники.

На третьей полке в больших бутылках хранят дезинфицирующие растворы, а также запасной материал, вощеную бумагу, бинты и вату. Ядовитые и сильнодействующие лекарства (списков «А» и «Б») должны храниться под замком.

Из всех способов введения лекарств в педиатрической практике самым распространенным является прием лекарств (порошки, таблетки, микстуры, капли, настои и отвары лекарственных растений) внутрь.

Этот путь введения самый естественный, безболезненный и удобный для больных.

Медсестры должны помнить, что:

  • детям раннего возраста (до 3 лет) микстура обычно дается чайными ложками (4-5 мл);
  • детям дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет) - десертными (8-10 мл);
  • детям среднего и старшего школьного возраста и подросткам (от 10 лет и старше) — столовыми ложками (15- 20 мл).

Твердые лекарственные вещества могут вводиться внутрь в виде мелкодисперсных порошков, которые, благодаря измельченности, контактируют с большой поверхностью слизистой оболочки желудка, что облегчает их растворение и всасывание.

Детям младшего возраста не следует назначать пилюли, таблетки, гранулы, капсулы: ребенок не может их проглотить или глотает с большим трудом, иногда они могут попасть в дыхательные пути.

Известен случай, когда медсестра при раздаче лекарств положила порошки и таблетки на прикроватную тумбочку, не объяснив матери, как их следует давать больной. У двухлетней девочки во время насильственного введения матерью медикаментов произошла аспирация таблетки, в результате чего наступила асфиксия со смертельным исходом.

При раздаче медикаментов медсестра пользуется листом назначения. В нем есть специальная графа с указанием лекарств, назначаемых внутрь. Медсестра должна уточнить порядок назначения лекарств конкретному больному с учетом приема пищи.

Этика раздачи лекарств является важным составным элементом лечения больных детей. Для успешного выполнения назначений врача при пероральном приеме лекарств наряду с профессиональной грамотностью, четкостью в работе большое значение имеет особый подход к каждому ребенку.

Благоприятное впечатление у больных создают внешний опрятный вид палатной сестры, порядок на столике для раздачи медикаментов с лекарствами, обязательная термическая обработка посуды, из которой больные принимают лекарства (мензурки, ложки, пипетки).

Руки у медсестры должны быть всегда чистыми. При раздаче лекарств необходимо исключать волевые приемы. Это достигается путем спокойного ласкового обращения с больным ребенком, применением в некоторых случаях элементов игры, в других - предварительных бесед об эффективности данных медикаментов.

Особое внимание требуется от медицинской сестры при выполнении назначений тяжело и длительно болеющим детям, которые очень часто проявляют негативизм к лечению и отказываются от приема лекарств.

Медицинская сестра не должна при этом проявлять поспешности. Нужно уметь уговорить ребенка принять лекарства, отвлечь его внимание беседой на другие темы (о школе, игрушках, фильмах, книгах и т. д.).

При всем многообразии проводимых в стационарах диагностических и лечебных процедур незыблемой остается главная функциональная обязанность и цель медицинских работников - лечить не пораженный орган, не болезнь или безликого больного, а ребенка, страдающего определенным заболеванием, с присущими только ему особенностями, что создает неповторимость и своеобразие клинической картины.

В этой связи необходимо помнить, что у больного ребенка легко возникают неврологические и неврозоподобные расстройства психической деятельности, усугубляющие течение соматической болезни и затрудняющие ее лечение.

Во время раздачи лекарств медицинская сестра может заметить ряд отклонений в психике ребенка:

  • категорический отказ от приема лекарств и выполнения других назначений,
  • явления аггравации (преувеличения) симптомов болезни или, наоборот,
  • диссимуляции (их утаивания).

В подобных случаях медицинская сестра может использовать метод психотерапевтического потенцирования, то есть усиления действия медикаментов с помощью прямого и скрытого внушения.

Например, для ребенка дошкольного возраста психотерапевтическое потенцирование и формирование позитивной психологической установки на лечение можно провести в следующей игровой манере: задать ему вопрос:

«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Ты хочешь быть летчиком? (космонавтом, футболистом)» и добавить: «Для этого нужно быть сильным и крепким. Выздороветь тебе помогут вот эти таблетки, они твои друзья».

Во время раздачи лекарств медицинской сестре необходимо применять индивидуальный подход к каждому больному и с помощью продуманного психологического воздействия (например, игровой психотерапии) преодолевать затруднения, связанные с приемом лекарств.

При выполнении назначений не следует отвлекать сестру другими делами, не должно быть суетливости, очереди у столика, шума.

На прием медикаментов сестра должна приглашать ребенка по имени, ласковым, спокойным голосом, при этом следует подбодрить его, успокоить и обязательно убедиться, что лекарство принято.

Приведем пример из практики.

Из районной больницы в областную был доставлен больной Н., 14 лет, с диагнозом: ревматоидный артрит, суставно-висцеральная форма, активная стадия.

Состояние мальчика при поступлении было тяжелым: высокая температура тела, отсутствие аппетита, опухание суставов. Из-за боли в суставах он не мог ходить и сидеть.

Больному назначили комплексное медикаментозное противовоспалительное (в том числе гормональное) лечение, другие виды терапии. В первые дни заболевания лекарства вводили внутримышечно.

За короткое время был достигнут хороший эффект: нормализовалась температура, уменьшилась боль и восстановились движения в суставах, повысился эмоциональный тонус.

После достижения клинического эффекта был назначен преднизолон внутрь с постепенным уменьшением его дозы. Медицинская сестра не контролировала прием препарата, надеясь на сознательность мальчика.

Воспользовавшись отсутствием контроля, он перестал принимать лекарство по утрам, то есть самовольно отменил утреннюю (самую большую) дозу преднизолона; его состояние ухудшилось - появился отек суставов, повысилась температура тела до 38° С и пр.

Палатная медицинская сестра заметила на тумбочке больного сложенные таблетки, и он ей признался в самовольном изменении приема препарата. Узнав о нарушениях допущенных в лечении больного, врач назначил глюкокортикоидный препарат в инъекциях.

За короткое время состояние Н. вновь улучшилось, позднее стабилизировалось. После проведения курса лечения в стационаре Н. был выписан для продолжения лечения в амбулаторных условиях.

Этот пример подтверждает важность соблюдения назначений врача, контроля за приемом лекарств внутрь детьми любого возраста, в том числе и подростками.

У некоторых больных после приема микстуры или таблеток может возникнуть рвота. В этих случаях сестра должна успокоить, отвлечь ребенка, напоить его чаем или кипяченой водой, и через некоторое время снова дать лекарство. В случаях упорной рвоты сестра обязана доложить об этом лечащему врачу.

Раздача медикаментов обычно производится по индивидуальным листам назначений в палатах. Предварительно медицинская сестра в спокойной обстановке (во время тихого часа или ночного сна) раскладывает в индивидуальные пакеты или ячейки порошки, таблетки, капсулы, а непосредственно перед входом в палату наливает в мензурки микстуры и капли и раздает их каждому больному, при этом строго следит за приемом лекарств в ее присутствии.

Медикаменты группы «А» следует подготавливать отдельно от всех лекарств.

Начинающая медицинская сестра должна в течение определенного времени поработать с опытными сестрами и овладеть методикой и навыком перорального введения лекарств больным детям.

Обычно микстуру дают с ложечки. Капли разводят в воде и тоже дают с ложечки Порошки и таблетки предварительно разводят или размешивают в воде.

Чтобы ребенок не поперхнулся, лекарство нужно давать за несколько приемов. Не рекомендуется смешивать его с пищей.

В таких случаях после нескольких приемов (особенно насильственных) у ребенка может выработаться отрицательная условно-рефлекторная реакция на кормление и даже появиться анорексия - отвращение к тому виду пищи, к которому добавляли лекарство, обладающее неприятным вкусом или запахом.

Лекарство с неприятным вкусом (горькое, соленое, кислое) дети отталкивают, нередко выплевывают. В этих случаях следует смешивать его с сиропом или сладким чаем.

При сопротивлении ребенка необходимо второму лицу придержать его за руки, зажать ему нос, опрокинуть ложечку с лекарством в рот и держать ее до тех пор, пока ребенок не проглотит лекарство. Совсем маленьким детям следует выливать в рот не все лекарство сразу, а в несколько приемов.

Большинство лекарств нельзя смешивать перед употреблением, особенно заготавливать впрок. При неправильной комбинации препаратов могут возникнуть изменения фармакологического действия и даже образоваться ядовитые соединения.

Медицинская сестра должна всегда помнить, что лекарство лечит, но оно является для ребенка и ксенобиотиком, то есть чужеродным для его организма веществом, способным оказать токсическое влияние на функционально незрелые печень и почки, нервную систему.

Любые лекарства, если забыть об их побочных свойствах, могут вызвать у ребенка лекарственную аллергию, ухудшение течения болезни.

Уместно вспомнить, что более 25 столетий назад Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» предостерег от причинения больному «всякого вреда и несправедливости».

Это деонтологическое требование приобрело еще большее нравственное и профессиональное значение в наше время, когда чрезмерно расширился арсенал лекарственных средств, биопрепаратов, увеличилось число людей с аллергической предрасположенностью, повысилась степень риска лекарственных осложнений.

«Не вреди» - древняя медицинская заповедь продолжает оставаться актуальной, несмотря на огромные достижения современной медицины.

Итак, выполнение врачебных назначений в детской больнице является непростой задачей и требует от медицинской сестры специальных знаний фармакотерапии, предельного внимания к назначению возрастных доз лекарств, определенной настороженности при их приеме, соблюдения этики раздачи медикаментов и деонтологии в общении с больными детьми.

Все эти задачи успешно решаются, если у медицинской сестры выработано чувство глубокой ответственности за свои действия, если она проявляет постоянный живой интерес к судьбе ребенка, стремление помочь и облегчить его страдание, если во все, что делает медицинская сестра, она вкладывает частицу своей души.

Совершенно справедливо писал В.В. Вересаев: «Можно обладать громадными распознавательными талантами, уметь улавливать тонкие детали своих назначений и все это остается бесплодным, если нет способности покорять и подчинять себе душу больного».

Медицинская сестра обязательно должна помнить:

НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ:

Алкалоиды (растворы солей алкалоидов) – с основаниями, белковыми и дубильными веществами, концентрированными растворами бромидов, йодистыми солями, солями тяжелых металлов, марганцовокислым калием.

Ацетилсалициловую кислоту, диуретики – с кислотами, основаниями, солями железа.

Белковые вещества – с алкалоидами, дубильными веществами, спиртами, солями тяжелых металлов, кислотами.

Вазелиновое масло – со спиртом.

Глицерин – с эфиром, хлороформом.

Гликозиды – с основаниями, кислотами, йодом, солями тяжелых металлов.

Камфорный спирт, хлороформ, эфир – с водой.

Кислоты – с хлоралгидратом, тимолом, салолом, резорцином.

Соли металлов (соли тяжелых металлов) – с бромистыми, йодистыми солями, основаниями, кислотами, дубильными веществами, гликозидами.

Загрузка...