Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Антропометрические исследования и их прикладное значение. Антропометрия Антропометрические исследования

Методы антропометрии - это, прежде всего, совокупность измерительных мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в основном на учете морфологических внешних и количественных показателей. Однако существует также целый ряд исследований, направленных на определение параметров внутренних органов и показателей систем организма.

Для чего требуется проведение антропометрии?

Оценивая окружающих, мы задаемся вопросом, почему люди настолько отличаются друг от друга по целому ряду внешних параметров. Причина наличия характерных отличий кроется не только в генетических задатках, но также в мировосприятии, особенностях мышления и характера.

Человеческое существование предполагает течение последовательных процессов созревания, зрелости и старения. Развитие и рост являются взаимообусловленными, тесно связанными процессами.

Метод антропометрии - это эффективное средство для определения соответствия некоторых параметров развития нормам, характерным для конкретного возрастного периода человека. Исходя из этого, основное предназначение метода кроется в выявлении особенностей развития как ребенка, так и взрослого половозрелого человека.

Факторы антропометрических исследований

Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование энергии становится определяющим фактором, который отражается на особенностях развития. Как показывает метод антропометрии, темпы изменения окружностей, массы и других параметров тела в отдельные периоды формирования человека не идентичны. Впрочем, об этом можно судить наглядно, не прибегая к научным исследованиям. Достаточно вспомнить самого себя в дошкольном, юном и зрелом возрасте.

Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности. Однако существует немало факторов, которые могут отразиться не только на нарушении последовательности развития, но также привести к появлению необратимых изменений негативного характера. Здесь следует выделить:

  1. Внешние факторы - социальные условия существования, неправильное отсутствие рационального питания, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие вредных привычек,
  2. Внутренние факторы - наличие серьезных заболеваний, негативная наследственность.

Основы антропометрических исследований

Основы метода антропометрии - это совокупность научных исследований по измерению параметров человеческого тела, которые зародились еще в середине прошлого века, когда ученые заинтересовались закономерностями изменчивости отдельных антропометрических показателей.

Рассматривая данные антропометрии, например, длину тела и конечностей, особенности роста, изменения массы, преобразования окружности частей тела, возникает возможность для наглядной оценки нормы физического развития человека.

Проведение антропометрии позволяет составить общие представления касательно Получают такие представления в процессе выполнения нескольких основных измерений:

Условия проведения антропометрии

Методы антропометрии - это измерения, основанные на применении отрегулированных, проверенных измерительных механизмов. Здесь чаще всего применяются весы, ростомеры, динамометры, прочее.

Антропометрические исследования обычно производятся натощак в первой половине дня. При этом обследуемые должны быть одеты в легкую обувь и одежду. Чтобы антропометрическая оценка оказалась максимально приближенной к реальности, требуется тщательное соблюдение правил измерения.

Анализ соответствия необходимых показателей физического развития конкретным нормативам - важнейшие элементы, на которых основывается антропометрия. Шаблон исследований позволяет выявить факторы риска, признаки неправильного развития и наличия некоторых заболеваний. Поэтому правильная оценка результатов антропометрии может поспособствовать установлению направления на ведение здорового образа жизни и здоровое развитие.

Ниже приведен шаблон для проведения антропометрии в детском саду:

Фамилия, имя ребенка

Группа здоровья

Рост

Осень

Весна

Осень

Весна

Шаблон заполняется данными по каждому воспитаннику определенной группы детского сада. Здесь представлены колонки с ФИ ребенка, информацией о данными о росте и весе по отдельным сезонам.

Измерение длины тела

Наиболее распространенной процедурой является антропометрия детей. Проводят ее при условии наличия целого комплекса измерительных приборов. Проводятся измерения показателей роста в положении стоя. Для этого применяются специализированные ростомеры. Обследуемый размещается на площадке прибора, прислоняясь спиной к измерительной стойке в естественном вертикальном положении. К голове ребенка без излишнего надавливания прикладывается горизонтальная скользящая планка, положение которой отвечает определенной градации на измерительной шкале.

Крайне важно, чтобы детская антропометрия проводилась в первой половине дня, ведь ближе к вечеру рост человека в среднем уменьшается примерно на 1-2 сантиметра. В корне явления лежит наличие естественной усталости, снижение тонуса мышечного аппарата, уплотнение хрящевых позвонков, а также уплощение стопы в результате нагрузок во время хождения.

На показателях длины тела человека отражается целый ряд генетических факторов, возрастных и половых различий, состояния здоровья. Рост может как соответствовать возрасту человека, так и существенно отличаться от приемлемой нормы. Так, недостаточную длину тела в соответствии с определенными возрастными рамками называют нанизмом, а заметное превышение роста - гигантизмом.

Измерение массы

Антропометрия детей и взрослых при измерении веса проводится при помощи специальных напольных весов. При измерении веса допустимой погрешностью считается отклонение от реальных показателей не более чем в 50 г.

По сравнению с длиной тела, показатели веса являются достаточно нестабильными и могут изменяться ввиду наличия широкого ряда факторов. Например, колебание веса у среднестатистического человека в сутки составляет порядка 1-1,5 кг.

Антропометрическое определение соматотипа человека

Существуют отдельные соматотипы, определением которых занимается антропометрия. Шаблоны для детского сада, начальных и высших учебных заведений, а также для лиц половозрелого возраста позволяют выделять мезосоматический, микроскопический и макроскопический соматотипы. Отнесение индивидуума к одному из указанных соматотипов выполняется исходя из суммы значений шкалы при измерении массы, длины тела и окружности грудной клетки.

Соматотип чаще всего определяет антропометрия в детском саду. Именно на начальных стадиях развития можно получить наиболее достоверные результаты, которые соответствуют характеристикам того или иного типа строения тела. Так, при сумме до 10 баллов согласно вышеуказанным параметрам строение тела ребенка относят к микроскопическому типу. Сумма от 11 до 15 баллов свидетельствует о мезосоматическом строении. Соответственно, высокая сумма баллов от 16 до 21 говорит о макросоматическом типе строения тела ребенка.

Определение степени гармоничности развития

Заявлять о гармоничном развитии строения тела ребенка на основе результатов антропометрических исследований можно лишь в том случае, если разница в показателях массы, окружности грудной клетки и длины тела не превышает единицы. Если среднестатистическая разность между указанными показателями равняется двум и более, в таком случае развитие тела ребенка считают дисгармоничным.

Техника выполнения антропометрических исследований

В настоящее время применяется довольно простая техника, при помощи которой выполняется антропометрия. Шаблоны для детского сада и начальных учебных учреждений позволяют быстро выполнить исследования для получения результатов с незначительной погрешностью.

Обычно антропометрические исследования строения ребенка проводятся медицинскими сестрами. Однако, как и в случае с другими научными методами, проведение антропометрии нуждается в соблюдении определенных условий, наличие которых наряду со специальными навыками обеспечивает точность и правильность результатов.

Главными условиями технически правильной антропометрии являются:

  • проведение исследований согласно унифицированной методики для всех обследуемых;
  • выполнение измерительных мероприятий одним специалистом с использованием одной и той же технической базы;
  • проведение исследований в одно время для всех обследуемых, например, утром натощак;
  • на обследуемом должно находиться минимум одежды (обычно допускаются легкие трусы или хлопчатобумажная одежда).

В итоге

Антропометрические исследования имеют особое значение, в частности при обследовании детей, так как позволяют своевременно выявить закономерности развития ребенка в соответствии определенным возрастным и физическим требованиям. Более того, результаты антропометрических исследований дают представление не только о норме развития параметров тела, но также могут поведать о зачатках определенных заболеваний.

В ходе антропометрических исследований важно не забывать об универсальности значений параметров тела. До недавнего времени оценка здоровья ребенка нередко проводилась исходя из соответствия роста и массы тела табличным требованиям. Однако такой подход в корне неверен. В частности, на резком изменении массы тела отражается целая группа факторов, таких как наследственность, прочее. Именно поэтому не стоит делать решающие выводы о состоянии здоровья на основе антропометрии, ведь подтвердить имеющиеся предположения могут лишь специальные тесты, направленные на выявление конкретного заболевания.

Оценка антропометрических показателей основывается на антропоскопии (соматоскопии), которая предусматривает определение степени выраженности описательных признаков (расовых, конституциональных, особенностей осанки, формы позвоночника, грудиной клетки, ног, наличия плоскостопия, развития мышечной и жировой ткани, вторичных половых признаков и так далее) и, в большей степени, на антропометрии (anthropos — человек, metreo — измерять) — совокупности методой и приемов измерения морфологических особенностей человеческого тела Все антропометрические показатели условно можно разделить па две группы: основные (длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и головы) и дополнительные (прочие антропометрические показатели, например, длина ноги, высота головы и др.). Анализ основных антропометрических показателей на момент обследования дает возможность оценить физическое состояние ребенка, в динамике — темпы физического развития. Дополнительные антропометрические показатели могут использоваться как показатели биологической зрелости (расчет индексов пропорциональности) или как показатели состояния питания ребенка (например, индекс Чулицкой). Ряд антропоскопических показателей (оценка состояния позвоночника, грудной клетки и др.) приведены в соответствующих разделах. В данной главе подробно освещена методика антропометрического исследования и методы оценки физического состояния и развития ребенка.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности грудной клетки и головы). В ряде случаев (более точная оценка состояния питания ребенка, определение биологической зрелости по антропометрическим данным) используется измерение и дополнительных антропометрических показателей. Наиболее часто определяют окружности плеча, бедра, голени, длину ноги, высоту головы и верхнего лица. Также имеет значение проведение «филиппинского теста» и определение средней точки тела.

Измерение длины тела у детей первого года жизни производится с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80 см, шириной 40 см.

Ростомер для измерения грудных детей

На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка.

Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором наружный край глазницы и козелок уха находятся в одной вертикальной плоскости. Легким надавливанием на колени распрямляют ноги и плотно подводят под пятки подвижную планку ростомера.

Измерение длины тела у детей первого года жизни

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Измерение длины тела детей старше 3 лет производят с помощью ростомера с откидным табуретом

Деревянной ростомер

или подвижного антропометра. На вертикальной стойке ростомера нанесены 2 шкалы: одна (справа) — для измерения роста стоя, другая (слева) — длины корпуса (длины тела сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, ноги выпрямлены в коленях, стоны плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойки ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка подводится к голове без надавливания:

Измерение длинны тела стоя

Измерение длины тела детей в возрасте от 1 года до 3 лет проводится тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку, и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Одновременно с длиной тела можно измерить высоту головы, высоту верхней части лица (верхнее лицо), длину ноги, определить положение средней точки тела, соотношение верхнего и нижнего сегментов тела.

Высота головы определяется измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от наиболее выдающейся части подбородка:

Расположение точек для измерения высоты головы и верхней части лица

Верхнюю часть лица определяют измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от нижненосовой точки (преддверие носа). Положение головы при измерении высоты головы и верхней части лица должно быть таким же, как и при измерении роста.

Для определения длины ноги сантиметровой лентой измеряют расстояние от большого вертела бедра до основания стопы. Методика измерения длины ноги приведена на следующем рисунке:

Расположение точек для измерения длины ноги нижнего сегмента

При затруднении пальпаторного определения вертельной точки ребенку перед измерением несколько раз сгибают ногу в тазобедренном суставе.

Для определения средней точки тела ребенка его длину делят пополам, полученный результат проецируют на срединную линию тела. Отмечают место расположения средней точки тела (на пупке, между пупком и симфизом, на симфизе, ниже симфиза) и расстояние до пупка. Нижний сегмент измеряют от верхнего края симфиза (лобковая точка) до основания стопы по средней линии тела. Верхний сегмент определяется как разность между длиной тела и нижним сегментом.

Определение массы тела детей в возрасте до 3 лет проводится на чашечных весах с максимальной нагрузкой до 25 кг (точность измерения — 10 г), которые состоят из лотка и коромысла с двумя шкалами делений: нижняя — в килограммах, верхняя — в граммах. Перед началом взвешивания весы уравновешивают. Затем, при закрытом коромысле, на весы и ранее взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки — на узкой. При взвешивании нижняя гиря, определяющая массу тела в килограммах, должна помещаться только в имеющиеся на шкале вырезки (насечки). После определения массы тела коромысло закрывают, ребенка снимают с весов и после этого считывают результат (из показаний весов необходимо вычесть вес пеленки).

В последнее время широко используют электронные весы, которые значительно упрощают взвешивание.

Измерение массы тела детей старше 3 лет проводят утром натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации. В большинстве медицинских учреждений используются рычажные весы типа Фербенкс (точность измерения — 50 г). После предварительной проверки уравновешенности весов раздетый ребенок должен встать на середину площадки весов при закрытом коромысле. Дальнейшая тактика взвешивания и записи результатов описаны выше.

Измерение окружностей проводят с использованием сантиметровой ленты. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к мягким тканям, а считываемый результат находился перед глазами исследующего.

Для измерения окружности головы сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры:

Спереди сантиметровая лента располагается по надбровным дугам:

При измерении окружности груди измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди к месту прикрепления IV ребра к грудине:

У девочек пубертатного возраста с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность плеча измеряется при расслабленной мускулатуре руки на границе верхней и средней трети плеча перпендикулярно длиннику плечевой кости:

Окружность бедра измеряется в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги» под ягодичной складкой, перпендикулярно длиннику бедренной кости:

Окружность голени измеряется также в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги в области наибольшего развития икроножной мышцы:

Для наблюдения за изменяющимися в процессе роста пропорциями тела, в частности — за увеличением длины конечностей, которое впервые наиболее четко прослеживается в периоде первого вытягивания, применяется «филиппинский тест». Для его выполнения необходимо руку ребенка при вертикальном положении головы поперечно наложить через середину темени. Рука и кисть при этом плотно прилегают к голове. Положительный тест (когда кончики пальцев достигают противоположного уха) знаменует окончание периода первого вытягивания (6-7-летний возраст).

Проведение «филиппинского теста»

Слева тест положительный, справа отрицательный.


Метод антропометрических исследований широко используют для определения физического развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Этот метод исследования человеческого тела в основном основан на учете количественных, внешних морфологических показателей. Однако ряд антропометрических исследований (спирометрия, динамометрия) дает представление и о функциях различных систем и органов. В целом показатели физического развития отражают функциональное состояние организма и являются важными для оценки состояния здоровья и работоспособности.

Техника проведения антропометрических исследований не сложна. Обычно их проводят медицинские сестры. Однако, как и всякий другой научный метод исследования,

антропометрия требует навыков и соблюдения определенных условий, которые обеспечивают правильность и точность показателей. Такими основными условиями для проведения всех антропометрических изменений являются:

Выполнение исследований по единой унифицированной методике;

Проведение первичных и повторных исследований одним и тем же лицом и теми же инструментами;

Исследование в одно и то же время дня (лучше всего утром натощак);

Исследуемый должен быть без одежды и обуви (допускают только трусы).

Определение веса. Взвешивание проводят на обычных десятичных медицинских весах, которые перед употреблением должны быть выверены и отрегулированы. Площадка весов должна быть точно горизонтальна полу (это проверяют по отвесу или водяному «глазку», установленным на весах). Весы должны быть чувствительны к весу 100 г. Проверяют правильность весов путем периодического взвешивания клейменных гирь (не менее 30 кг). Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. На площадке целесообразно отметить краской следы ног, куда должен становиться исследуемый.

Измерение роста. Рост измеряют обычным станковым деревянным ростомером или металлическим антропометром системы Мартина.

Измерение роста стоя при помощи деревянного ростомера производят следующим образом: исследуемый становится на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касается ее тремя точками - пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Голова не должна касаться ростомера 1, а должна быть слегка наклонена так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельной полу.

Измеряющий становится сбоку от исследуемого и опускает на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отсчет проводят по нижнему краю планшетки. Нужно следить, чтобы исследуемый стоял без напряжения; у женщин с высокой прической волосы при измерении должны быть распущены.

Измерение роста в положении сидя проводят тем же деревянным ростомером, имеющим откидную скамеечку, закрепленную на расстоянии 40 см от пола. Измерение производят следующим образом: исследуемый глубже садится на скамейку спиной к стойке ростомера,

Касание головой ростомера возможно при долихоцефалической форме черепа у исследуемого.

Измерение роста антропометром . Металлический антропометр Мартина состоит из 4 складывающихся полых металлических стержней. По стержню, на который нанесены деления с точностью до 1 мм, скользит муфточка с вырезом. На верхнем конце антропометра неподвижно прикреплена вторая муфта с измерительной линейкой. Верхним стержнем антропометра можно пользоваться отдельно как циркулем для определения ширины частей тела. Весь прибор можно разбирать на части и убирать в футляр, легко перевозить н переносить, в чем большое удобство пользования антропометром.

Измерение окружности грудной клетки . Его проводят прорезиненной сантиметровой лентой в трех положениях: з состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Разница между величиной вдоха и выхода называется экскурсией грудной клетки; это важный показатель состояния функции дыхания.

Методика исследования окружности грудной клетки. Исследуемому предлагают развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так. чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мужчин и детей обоего пола до 12- 13 лет - по нижнему сегменту соска, у женщин - над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине; после наложения ленты исследуемый опускает руки. Следует проверить, правильно ли наложена лента. Для удобства рекомендуется проводить исследование перед зеркалом, к которому исследуемый повернут спиной. В зеркале видно, правильно ли сзади наложена лента.

Окружность грудной клетки в спокойном состоянии у взрослых мужчин равна 88-92 см, у женщин 83-85 см. Экскурсия грудной клетки в зависимости от роста исследуемого и объема грудной клетки равна у взрослых мужчин 6-8 см, у женщин 3-б см.

В результате регулярных занятий физическими упражнениями, особенно спортом, экскурсия грудной клетки может значительно увеличиться и достигать 12-15 см.

Спирометрия - метод, при помощи которого определяют жизненную емкость легких. Измерение проводят водяным спирометром, который состоит из двух полых металлических цилиндров, вставленных один в другой. Емкость спирометра обычно 7 л.

Методика исследования. Исследуемый становится лицом к спирометру, берет мундштук с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха и выдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мунднос. Исследование проводят три раза подряд; отмечают лучший результат. При этом каждый исследуемый должен пользоваться индивидуальным стеклянным мундштуком. После использования мундштуки кипятят.

Спирометрия является хорошим методом определения функции дыхательного аппарата. По показателям спирометрии можно до известной степени судить и о функции сердечно-сосудистой системы.

С возрастом показатели жизненной емкости легких меняются.

Средние показатели жизненной емкости легких для взрослого мужчины составляют 3500-4000 см3, для женщин - 2500-3000 см3.

У спортсменов, особенно у гребцов, лыжников, пловцов, жизненная емкость легких может достигать 5000-6000 см3 и больше.

Величина емкости легких зависит от роста и массы тела, а потому имеет значение определение так называемого жизненного показателя, представляющего собой соотношение между жизненной емкостью легких и весом тела. У взрослого этот показатель не должен быть ниже 60. Нормой для взрослого физкультурника считают показатель 62-68.


Динамометрия - метод, при помощи которого определяют мышечную силу кистей и силу мышц разгибателей спины.

Ручной динамометр представляет собой эллипсоидную стальную пластинку, сжимание которой показывает силу мышц, выраженную в килограммах.

Методика исследования. Динамометр берут в кисть циферблатом внутрь (пуговка обращена к пальцам). Руку вытягивают в сторону и максимально сжимают динамометр. Ручную силу отмечают для каждой кисти отдельно. Исследование для каждой кисти проводят 3 раза

и записывают лучший результат. Средние показатели силы правой кисти для взрослых мужчин 40-45 кг, для женщин - 30-35 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

Становую силу исследуют специальным пружинным динамометром. Исследуемый становится на подножку с крюком, на котором закрепляют цепь от динамометра. Становиться следует так, чтобы 2/3 каждой подошвы заходили за металлическую основу (обычно ее вделывают в деревянную платформу). Ноги должны быть выпрямлены и поставлены рядом. Туловище сгибают, цепь закрепляют за крюк так, чтобы рука от прибора находилась на уровне колея. После этого исследуемый, не сгибая рук и ног, медленно разгибается, вытягивая цепь до отказа. Обычно достаточно бывает однократного исследования. Становая сила у взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, у женщин - 80-90 кг.

Объем антропометрических исследований. При массовых медицинских исследованиях физкультурников обычно ограничиваются определением веса, роста, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти и становой силы.

Для более полного и специального обследования объем исследований может быть расширен и включать в себя определение окружности плеча, предплечья, бедра, голени, живота, шеи и диаметра грудной клетки, передне-заднего ее размера, диаметра таза и т. д. Эти измерения производят при помощи сантиметровой ленты и толстотного циркуля. Большой интерес, в частности, представляет определение пропорций тела. Все эти измерение становой сил. исследования могут значительно расширить наше представление о степени и особенностях физического развития обследуемых спортсменов.

Оценка результатов антропометрических исследований производится методами стандартов, корреляции, профилей, индексов.

Оценка методом стандартов наиболее точная и объективная. Оценку физического развития физкультурников по этому методу проводят путем сравнения (сопоставления) полученных данных со средними - стандартными - величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста.

Путем обработки большого числа (обычно число обследуемых выражается в тысячах) антропометрических исследований методом вариационной статистики определяют среднюю величину-«медиану» (М) и среднее квадратическое отклонение- сигму (±а). Полученные стандартные величины сводят в таблицы оценки физического развития, которыми очень удобно пользоваться. Полученные при измерениях данные сравнивают с соответствующими показателями антропометрических стандартов. Если измеренная величина совпадает с указанной в таблице стандартов или разнится от нее в ту или другую сторону не больше чем на величину показанного здесь же «среднего отклонения» (±1/2о), то оценка может быть признана удовлетворительной. Если полученная величина отличается от средней, указанной в таблице, больше чем на одно среднее квадратическое отклонение, то соответствующий индивидуальный признак следует признать большим или малым в зависимости от того, в какую сторону от средней величины он отклонен. Если же полученная величина отличается от приведенной в таблице средней больше чем на два отклонения (±а), то оценку исследуемого признака считают очень хорошей или очень плохой, что тем самым указывает на крайние вариации.

Следует иметь в виду, что метод стандартов предусматривает обработку материалов, полученных на однородных контингентах обследуемых: студентах, школьниках, рабочих, колхозниках, спортсменах-разрядниках и т. д., проживающих в одинаковых географических и климатических условиях, в том же городе или той же местности.

В настоящее время такого рода таблицы стандартов имеются не только в республиканских научно-исследовательских учреждениях, но и во многих спортивных и других организациях, учебных заведениях. Эти таблицы разработаны силами местных специалистов.

Важно учитывать и время, когда разрабатывали антропометрические стандарты, так как хорошо известно, что физическое состояние населения СССР из года в год улучшается и полученные старые антропометрические стандарты для использования уже не пригодны.

Ниже, только в качестве образца, приводим таблицу оценки показателей физического развития спортсменов.


Некоторые авторы для целей научной обработки материалов и оценки результатов антропометрических исследований считают наиболее рациональным метод корреляции. Он основан на соотношениях отдельных антропометрических показателей, которые вычисляют математически с помощью коэффициента корреляции, им определяют так называемый коэффициент регресии. Последний показывает, на какую величину изменяется один признак при изменении другого на одну единицу. При помощи коэффициента регрессии можно построить шкалу регрессии, т. е. узнать, какими при данном росте должны быть вес, окружность груди и т. д.

Метод профилей основан на вариационно-статистической обработке результатов обследований. Он позволяет полученные данные изобразить графически. Обычно для этой цели заранее заготовлены сетки, на которых нанесены цифровые показатели.

Для примера приводим образец антропометрического профиля. Недостатком этого метода являются затруднения, связанные с изготовлением большого количества сеток и работой по вычерчиванию профилей; поэтому, по-видимому, этот метод в настоящее время мало применяют.

Метод индексов (показателей) представляет собой набор особых формул, при помощи которых можно проводить оценку отдельных атропометрических показателей и их соотношений. Представляет интерес и имеет известное практическое значение ряд показателей.

Росто-весовой показатель характеризует пропорциональный (по отношению к росту) вес тела.

Распространенным и наиболее примитивным является показатель Брока, но которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Эту формулу применяют с поправками Брукша; у людей с ростом от 165 до 170 см следует вычесть 105 единиц, при росте 175-185 см-ПО единиц; этот показатель непригоден в детском и юношеском возрасте.

Другим распространенным показателем является весо-ростовой показатель Кетле, получаемый путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах; этот показатель показывает, сколько граммов веса приходится на сантиметр роста (показатель упитанности). В среднем на 1 см роста должно приходиться 400 г веса. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г и ниже - на понижение питания.

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью груди. К наиболее распространенным показателям такого рода относится грудной показатель. Для его вычисления окружность груди в сантиметрах умножают на 100 и делят на рост в сантиметрах; в норме этот индекс равен 50-55. Индекс меньше 50 указывает на узкую, более 50 - на широкую грудь.

Имеет широкое распространение показатель Эрисмана; его определяют путем вычитания из показателя окружности грудной клетки в спокойном состоянии половины роста; в норме окружность грудной клетки должна равняться полуросту.

Если окружность грудной клетки преобладает над половиной роста, этот показатель обозначают знаком плюс, если же окружность грудной клетки отстает от половины роста,- знаком минус. Средние величины этого показателя для хорошо развитого взрослого физкультурника равняются — 5,8, для физкультурницы -3,8 см.

Индекс общего физического развития. Примером такого рода индекса является показатель Пинье. Его вычисляют путем вычитания из показателя роста в сантиметрах (L) суммы величины окружности грудной клетки в сантиметрах (Т) и веса тела в килограммах (Р), т.е. L-(Т—Р); чем меньше остаток, тем лучше телосложение. Телосложение при показателе 10- 15 крепкое, при 16-20 хорошее, при 21-25 среднее, при 26-30 слабое, при 31 и больше очень слабое.

Теоретически индекс составлен неправильно, так как сопоставляют разноименные величины не в их отношениях, а посредством простого сложения или вычитания. У лиц низкого роста, но с большим весом показатель будет всегда высоким; этот индекс совершенно непригоден для детей и подростков.

Большинство индексов составлено механически, а потому не выдерживает научной критики. Оценивать состояние физического развития по индексам следует с большой осторожностъю. По этой причине, видимо, интерес к использованию индексов во врачебно-физкультурной практике за последние годы резко снизился. Однако многие видные терапевты (А. Л. Мясников и др.) рекомендуют в своих руководствах некоторые индексы для целей клинической антропометрии.

15411 0

Многие заболевания и травмы приводят к нарушению функций поражённой системы, ограничивающему физические возможности больного (способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя), нарушающему трудоспособность и нередко приводящему к инвалидности.

Поэтому определение функционального состояния пострадавшей системы имеет чрезвычайно важное значение в реабилитации и оценке её эффективности.

С этой целью, наряду с клиническими исследованиями, применяются специальные методы, дающие количественную оценку эффективности восстановительного лечения.

К ним относятся: антропометрия (измерение массы, объёма движений, силы мышц, жизненной ёмкости лёгких и др.) и функциональные пробы.

Антропометрия (соматометрия)

Антропометрия отражает количественную характеристику показателей физического развития, а проводимая в динамике, позволяет оценить эффективность медицинской реабилитации.

При антропометрических исследованиях обследуемый должен быть без одежды. Техника и методика антропометрии требуют определенных практических навыков. Необходимы точность, аккуратность, внимательность, умение обращаться с антропометрическим инструментарием, проверять его и производить метрологический контроль.

Измерение массы

Для измерения массы тела используются медицинские весы чувствительностью до 50 г. Взвешивание необходимо производить в одно и то же время, утром, натощак. Обследуемый встаёт на середину платформы весов при опущенном затворе арретира. Обследующий должен поднять затвор арретира и передвигать гирю по нижней планке коромысла от нулевого деления к свободному концу до тех пор, пока коромысло не станет делать значительные размахи по отношению к уровню клювовидного выступа. Вслед за этим надо передвигать в том же направлении гирю по верхней планке до момента уравновешивания и затем опустить затвор арретира. Масса обследуемого выводится из суммы двух чисел, фиксированных передвижением гирь по нижней и верхней планкам.

Измерение роста

Измерение роста производится при помощи ростомера или антропометра. Ростомер состоит из двухметровой вертикальной планки с сантиметровыми делениями, по которой перемещается горизонтальная планшетка. Стойка укреплена на площадке. Для измерения роста в положении стоя обследуемый становится на площадку деревянного ростомера таким образом, чтобы касаться вертикальной планки (стойки) ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью; голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, была горизонтальной. После того как обследуемый принял правильное положение, сверху по стойке осторожно опускают скользящую муфту с горизонтальной планшеткой до соприкосновения с головой. Цифра, на которой фиксирована планшетка, показывает рост в сантиметрах (определяется по показаниям правой шкалы). Измерение роста производится с точностью до 0,5 см.

Измерение окружности грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки производят сантиметровой лентой в вертикальном положении обследуемого. Ленту располагают сзади у лиц обоего пола под нижние углы лопаток. Спереди у мужчин по нижнему сегменту околососковых кружков, у женщин над грудной железой на уровне прикрепления 4 ребра к грудине. При наложении сантиметровой ленты обследуемый отводит руки в стороны. Измеряющий, удерживая в одной руке оба конца ленты, свободной рукой проверяет правильность ее наложения. Измерения проводят при опущенных руках. Окружность грудной клетки измеряется на максимальном вдохе, полном выдохе и во время паузы. Чтобы уловить момент паузы, обследуемому задают какой либо вопрос и во время ответа про-изводят измерения. Разница между величинами окружностей в фазе вдоха и выдоха определяет степень подвижности грудной клетки (экскурсию, размах).

Измерение жизненной емкости легких

Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - спирометрия, производится следующим образом: обследуемый предварительно делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз глубоко вздохнув, берет наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает в трубку до отказа.

Измерение силы мышц

Измерение силы мышц - динамометрия. Величины динамометрии характеризуют силу мышц кистей, разгибателей спины и т. п. Измерение силы мышц производится динамометрами, ручным и становым. Измерение силы мышц кисти (силы сжатия) производится ручным динамометром. Обследуемый в положении стоя захватывает рукой динамометр, без напряжения в плече вытягивает руку в сторону и сжимает динамометр с максимальной силой (не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе).

Измерение силы мышц спины
(разгибателей) или становой силы производится становым динамометром. При измерении ста-новой силы рукоятка динамометра должна находиться на уровне коленей. Обследуемый становится на специальную подставку, сгибаясь в пояснице, берется обеими руками за ручку динамометра и затем постепенно, без рывков, не сгибая коленей, с силой выпрямляется до отказа. Противопоказанием для измерения ста-новой силы являются: беременность, менструация, наличие грыж, отсутствие одной кисти или нескольких пальцев, наличие грыжи Шморля, выраженный артроз.

В практическом здравоохранении наиболее удобным и объективным методом оценки антропометрических данных считается метод индексов, заключающийся в сопоставлении, как правило, двух показателей.

Массо-ростовой индекс Кетле - это отношение массы в граммах к росту в сантиметрах. У женщин этот показатель составляет 300-375 г/см, у мужчин - 350-400 г/см.

Индекс Эрисмана - разница между окружностью грудной клетки на паузе и 0,5 роста. У женщин индекс в норме равен 3-5 см, у мужчин - 5 7 см.

Размах грудной клетки - разница между окружностью груд-ной клетки на вдохе и выдохе. У женщин размах составляет 5-7 см, у мужчин - 7 9 см.

Жизненный индекс - отношение ЖЁЛ (в мл) к массе тела (в кг). У женщин этот показатель равен 50-60 мл/кг, у мужчин - 60-70 мл/кг.

Силовой индекс - отношение показателя динамометрии к массе тела в процентах. Силовой кистевой индекс равен: у женщин - 50 %, у мужчин - 75 %, становой индекс составляет: у женщин - 140-160 %, у мужчин - 200-220 %.

Функциональные пробы и тесты

Функциональными методами называют специальные методы исследования, используемые для оценки и характеристики функционального состояния организма.

Функциональная проба - нагрузка, применяемая для оценки сдвигов функции различных органов и систем.

К функциональным пробам предъявляют следующие требования:

  • проба должна быть нагрузочной, т.е. она должна вызывать устойчивые сдвиги в исследуемой системе;
  • проба должна быть эквивалентной нагрузкам в жизненных условиях;
  • проба должна быть стандартной, надежной, воспроизводимой;
  • проба должна быть объективной, когда разные лица, пользуясь определенным тестом и обследуя одну и ту же группу лиц, получают при этом одинаковые результаты;
  • проба должна быть информативной или валидной, когда оценка, полученная при обследовании группы в целом, совпадает со спортивными результатами тестированных лиц;
  • проба должна быть безвредной.
Показания к проведению функциональных проб:
1) определение физической подготовленности к занятиям спортом, физической культурой или КТ;
2) экспертиза профессиональной пригодности;
3) оценка функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма здоровых и больных людей;
4) оценка эффективности программ тренировки и реабилитации.

Противопоказания к проведению функциональных проб:
1) тяжелое общее состояние больного;
2) острый период заболевания;
3) повышенная температура тела;
4) кровотечение;
5) выраженная недостаточность кровообращения;
6) быстро прогрессирующая или нестабильная стенокардия;
7) гипертонический криз;
8) аневризма сосудов;
9) выраженный аортальный стеноз;
10) тяжелое нарушение ритма сердца (тахикардия свыше 100-110 уд/мин, групповые, частые или политопные экстрасистолы, мерцательная аритмия, полная блокада и др.);
11) острый тромбофлебит;
12) выраженная дыхательная недостаточность;
13) острые психические расстройства;
14) невозможность выполнения пробы (болезни суставов, нервной и нервно-мышечной систем, которые мешают проведению проб).

Показания для прекращения тестирования:
1) прогрессирующая боль в груди;
2) выраженная одышка;
3) чрезмерное утомление;
4) бледность или цианоз лица, холодный пот;
5) нарушение координации движений;
6) невнятная речь;
7) чрезмерное повышение артериального давления, не соответствующее возрасту обследуемого на увеличение нагрузки;
8) понижение систолического артериального давления;
9) отклонение на ЭКГ (суправентрикулярная или желудочковая параксизмальная тахикардия, появление желудочковой экстрасистолии, нарушение проводимости и др.)

Классификация функциональных проб

I. По системному принципу (в зависимости от того, функциональное состояние какой из систем организма оценивается) подразделяются на пробы для дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем.
II. По времени проведения проб (в зависимости от того, в какой период регистрируется выходной сигнал: непосредственно во время воздействия или сразу после него). В первом случае оценивается адаптация к воздействующему фактору, во втором - характер восстановительных процессов.
III. По виду входного воздействия:
1) физическая нагрузка;
2) изменение положения тела в пространстве;
3) натуживание;
4) изменение газового состава вдыхаемого воздуха;
5) температурное воздействие;
6) введение медикаментозных средств;
7) изменение барометрического давления;
8) алиментарные нагрузки и др.
IV. По интенсивности применяемых нагрузок;
1) с малой нагрузкой;
2) со средней нагрузкой;
3) с большой нагрузкой: а) субмаксимальной, б) максимальной.
V. По характеру физической нагрузки:
1) аэробные;
2) анаэробные.
VI. В зависимости от количества применяемых нагрузок:
1) одномоментные;
2) двухмоментные;
3) трехмоментные.

Виды физических нагрузок, применяемых при проведении функциональных проб:
А. Непрерывная нагрузка равномерной интенсивности.
Б. Ступенеобразно повышающаяся нагрузка с интервалами отдыха после каждой ступени.
В. Непрерывная работа равномерно повышающейся мощности.
Г. Непрерывная, ступенеобразно повышающаяся нагрузка без интервалов отдыха.

Выбирая конкретные методы исследования, преимущество следует отдать тем, в которых результаты имеют количественное (цифровое), а не только описательное (например, лучше-хуже, больше-меньше) выражение. Для практического использования пригодны только такие тесты, для которых дана шкала оценок или нормативов (так называемые должные величины). Исключительно важное значение имеет точное соблюдение инструкции проведения обследования (методика теста).

Пирогова Л.А., Улащик В.С.

измерение основных физических показателей человека. Включает в себя взвешивание, измерение длины тела, окружности груди и живота. В ряде случаев измеряют основные показатели дыхания (спирометрия) и силу мышц (динамометрия).

Для измерения длины тела используют ростомер (вертикальную планку с нанесенной сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке). По вертикальной планке движется вверх-вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком. Больного ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Голова находится в таком положении, чтобы наружный слуховой проход и глаз были на одном уровне. Планшет опускают на голову. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.

Взвешивание производят на правильно установленных и отрегулированных медицинских весах. Для регулировки грузы на верхней и нижней планках коромысла (граммы и килограммы) ставят в нулевое положение, открывают защелку коромысла и с помощью двигающихся на винте балансировочных грузиков балансируют коромысло. Пациент должен становиться на площадку весов при закрытой защелке коромысла.

Окружность живота особенно важно измерять при асците. Измерение производят утром, желательно после дефекации и освобождения мочевого пузыря. Мягкую сантиметровую ленту располагают сзади на уровне III поясничного позвонка, спереди - на уровне пупка.

Окружность грудной клетки измеряют мягкой сантиметровой лентой. Сзади она должна располагаться под лопатками, спереди - на уровне IV ребра. Измерение производят при спокойном дыхании, на максимальном вдохе и выдохе.

Спирометрию проводят с помощью спирометра, состоящего из двух 6-7-литровых цилиндров, вставленных один в другой. Наружный цилиндр наполнен водой, а уравновешенный грузом внутренний опрокинут вверх дном. Воздушное пространство внутреннего цилиндра над водой соединено трубкой с наружным воздухом. На эту трубку надевают резиновый шланг со сменяемым стеклянным или пластмассовым наконечником. Больной совершает глубокий вдох и, зажав нос, выдувает воздух через наконечник трубки в полость внутреннего цилиндра, который при этом поднимается. Специальная школа показывает объем выдохнутого воздуха. Жизненная емкость легких у мужчин составляет в среднем 3500-4500 см3, у женщин - 1500-3500 см3.

Динамометрия проводится с помощью специальных пружинных, ртутных, гидравлических и электрических приборов со шкалой, показывающей силу мышц.

АНТРОПОМЕТРИЯ

anthropometry) - измерение параметров человеческого тела или его отдельных частей. Сравнение может проводиться между различными людьми или представителями различных полов, возрастов и рас с целью выявления каких-либо отклонений в развитии представителей той или иной группы. - Антропометрический (anthropometric).

АНТРОПОМЕТРИЯ

от греч. anthropos - человек и греч. metreo - измеряю) - раздел и метод антропологии, занимающийся измерением и описанием тела человека в целом и его отдельных частей и позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости. В прикладных науках данные А. широко используются для характеристики физического развития человека и выработки на этой основе рекомендаций по размерам одежды, мебели и других предметов, которыми пользуется человек. В инженерной психологии, психологии труда и управления данные А., такие как рост сидя и стоя, длина рук, предплечья, длина ног и величина ступни, размеры кисти и пальцев, высота глаз относительно пола и др., лежат в основе требований и рекомендации по параметрам рабочего места (кресло оператора, размеры и положение пульта управления и приборов на нем, характеристики органов управления), рабочей и защитной одежды, шлемофонов и касок, специальной обуви. Большое значение имеет учет антропометрических данных при проектировании производственных помещений, офисов, деловых и культурных центров. Данные А. разрабатываются для обнаженного человека и одетого в типичную летнюю и зимнюю профессиональную одежду. Эти данные могут быть измерительными и описательными. Первые определяются с помощью антропометрических инструментов (антропометры, циркули, ленты). Измерение производится между строго локализуемыми антропометрическими точками, которые представляют сравнительно легко доступные для наблюдения элементы внешнего строения тела. Определение описательных признаков (формы частей-тела, частей лица, пигментации кожи, волос, глаз и др.) производится с помощью шкал, муляжей, схем, построенных на основе точных разграничительных критериев. Собранные в процессе антропометрического обследования данные подвергают вариационно-статистической (биометрической) обработке и оформляют в виде таблиц, графиков, схем.

Загрузка...