Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Профилактика нарушений нервных и психических заболеваний. Методы психопрофилактики и социальной реабилитации больных психическими расстройствами

Психические заболевания, называемые также расстройствами человеческой психики, встречаются у людей разных возрастов, от младенчества до старости. Вопреки распространенному мнению, они не всегда проявляются внешне - например, агрессивным поведением или другими грубыми нарушениями, именуемыми как «безумие» или «ненормальность».

Список и описание таких болезней не смогут дать исчерпывающую информацию, так как каждое проявление какой-либо патологии - индивидуально.

Особенность таких недугов в том, что некоторые из них имеют эпизодический характер, то есть проявляются время от времени, и считаются неизлечимыми. Также, многие психические болезни до сих пор до конца не исследованы врачами, и никто не может точно объяснить факторы, их вызывающие.

Люди, у которых были диагностированы какие-либо болезни, получают определенные ограничения и запреты - например, им могут не выдать водительские права или отказать в принятии на работу. Избавиться от проблемы можно не только в амбулаторных условиях - необходимо сильное желание самого пациента.

Сейчас существуют разные виды психических недугов, в зависимости от их особенности, среднего возраста больных и других характеристик.

Психические заболевания, передающиеся по наследству

Их возникновение не всегда можно предугадать. Ребенок, у которого родители имели подобные расстройства, не обязательно должен родиться больным - он может только иметь предрасположенность, которая навсегда останется таковой.

Список наследственных психических недугов таков:

  • депрессия - человек постоянно находится в подавленном настроении, испытывает отчаяние, его самооценка снижается, и он не интересуется окружающими людьми, теряет способность радоваться и испытывать счастье;
  • шизофрения - отклонения в поведении, мышлении, движениях, эмоциональной и других сферах;
  • аутизм - наблюдается у маленьких детей (до 3 лет) и выражается в задержках и нарушениях социального развития, однообразном поведении и ненормальных реакциях на окружающий мир;
  • эпилепсия - характеризируется припадками внезапного характера.

Классификация подобных расстройств включает в себя также самые страшные и опасные психические заболевания. К ним относят такие, которые могут нанести большой вред здоровью и жизни человека:

  • невроз - основан на галлюцинациях, бреде и неадекватном поведении;
  • психоз - временное нарушение, возникает как реакция на стресс, когда человек впадает в состояние аффекта;
  • Психопатия - состояния неуравновешенности, связанное с ощущением собственной неполноценности, в основном формирующееся в детстве. Точные причины до сих пор неизвестны.
  • Зависимости - от алкоголя, наркотиков, сигарет, компьютерных и азартных игр. Их коварство в том, что больные часто не подозревают о наличии проблемы.

Эндогенные заболевания - такие, в появлении которых большую роль играет наследственность. Это:

  • шизофрения;
  • маниакальные, депрессивные психозы;
  • эпилепсия.

Отдельное место занимают психические заболевания в пожилом и старческом возрасте:

  • ипохондрия - убеждение в наличии тяжелых физический отклонений без подтверждения существования таковых от врача;
  • мания - повышение настроения, перемежающееся с внезапной агрессивностью, некритичность к себе;
  • бред - заболевший становится подозрительным, его посещают странные мысли, галлюцинации, он может слышать голоса или звуки;
  • деменция или слабоумие - нарушение памяти и других функций;
  • болезнь Альцгеймера - забывчивость и рассеянность, бездеятельность и прочие расстройства.

Существуют также редкие психические заболевания, о которых многие не слышали никогда.

Некоторые из них получили свое название в честь знаменитых людей или героев сказок:

  • синдром Алисы в стране чудес - нарушение восприятия пространства;
  • синдром Капгра - человек уверен, что кого-то из его друзей подменили двойником;
  • деперсонализация - характеризируется отсутствие ощущения собственной личности, и потеря контроля над собой;
  • страх перед числом 13;
  • ощущение отрезанных частей тела.

Психические заболевания у детей:

  • задержки речи, развития;
  • гиперактивность;
  • умственная отсталость.

Такой список психических расстройств неполный, на самом деле существует очень много, редких и неизвестных, либо еще не определенных докторами видов.

Самые распространенные недуги в наше время - аутизм, речевые и двигательные нарушения у детей, депрессии, различные формы психозов и шизофрении.

Заболевания психики характеризируются созданием неудобств для окружающих людей, особенно родных и проживающих в одной квартире с заболевшим. Не всегда они обращаются в больницу.

Некоторые нервно-психические отклонения неизлечимы, и может возникнуть потребность в пожизненном содержании человека в специальном учреждении.

Симптомы психических заболеваний

Признаки такого типа проблем разнообразны, и имеют индивидуальный характер:


При возникновении таких симптомов психических недугов необходима консультация у доктора. Возможно, состояние временное, и его реально устранить.

У женщин признаки психической болезни могут быть связаны с моментами их жизни (родами, беременностью, менопаузой):

  • склонность к голоданиям, или наоборот, приступы обжорства;
  • угнетенное состояние, чувство собственной никчемности;
  • раздражительность;
  • послеродовые депрессии;
  • нарушения сна, снижение либидо.

Не всегда эти проблемы неустранимы, в большинстве случаев после консультаций психолога и адекватного лечения удается справиться с ними.

Причины психических заболеваний

Они бывают разными, в некоторых случаях определить их невозможно. Ученым до сих пор точно неизвестно, почему возникает аутизм или болезнь Альцгеймера.

Влиять на психологическое состояние человека и изменять его могут такие факторы:

Обычно к патологии приводит совокупность нескольких причин.

Лечение психических заболеваний

Методы терапии нервно-психических патологий предусматривают комплексный подход, и имеют индивидуальную направленность. Они состоят из:

  • медикаментозной схемы - приема антидепрессантов, психотропных, стимулирующих препаратов;
  • Аппаратного лечения - некоторые виды расстройств могут устраняться посредством воздействия электротоков. Например, при аутизме часто используется процедура микрополяризации мозга.
  • психотерапии - методик внушения или убеждения, гипноза, бесед;
  • физиотерапии - иглоукалывание, электросон.

Широкое распространение получили современные методики - общение с животными, лечение творческим трудом и другие.

Узнайте о психических расстройствах, проявляющихся соматическими симптомами

Профилактика психических заболеваний

Избежать проблем с психикой возможно, если:


К профилактическим мероприятиям относится и регулярное посещение больницы для проведения обследований. Расстройства на начальных этапах, возможно, предотвратить, если вовремя их диагностировать и принять меры.

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время (остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

Стресс — защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители.

Дистресс - форма стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий роль патологического фактора.

Невротические расстройства — это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

  • все они относятся к функциональным видам расстройств, т. е. не сопровождаются органическим поражением головного мозга;
  • имеют невротический уровень проявления, т. е. больной независимо от тяжести состояния не утрачивает контакта с реальной действительностью;
  • расстройство имеет четкую временную связь с провоцирующим его фактором.

Профилактика психического стресса

Повышение устойчивости к психическому стрессу. Она заключается в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, а также приобретение навыков управления состоянием психики.

Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть непосредственным, либо в позже смоделированной ситуации. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков, людей атлетической конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада).

Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах они может включать: комплекс движений для внутренней утилизации адреналина); релаксацию всевозможными способами; самовнушение; использование внешних расслабляющих воздействий (музыка, запахи, природные факторы).

Фармакологическая коррекция, которая включает использование лекарственных препаратов или трав (адаптогенов), преимущественно успокаивающего характера.

Необходимо применять методы снятия стрессовых реакций, как:

  • глубокий здоровый сон, достаточный по продолжительности;
  • повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охотой (во время мышечной активности сжигаются излишки адреналина — химической причины стресса);
  • различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов — социального работника или психолога (медитация, аутогенная тренировка, групповой тренинг);
  • занятие любимым или монотонным делом (вязание, наблюдение за рыбками, перебирание четок, раскладывание пасьянса, рыбалка);
  • нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения — смехотерапия);
  • секс и др.

Для укрепления психического здоровья существуют эффективные мероприятия

  • Мероприятия в раннем детстве (например, посещения на дому беременных женщин, дошкольные психо-социальные мероприятия, сочетание мероприятий по питанию и психо-социальных мероприятий среди популяций, находящихся в неблагоприятных условиях);
  • Поддержку детей (например, программы по выработке навыков, программы по развитию детей и молодежи);
  • Предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию, схемы микрокредитов);
  • Социальную поддержку популяций пожилых людей (например, инициативы дружеской поддержки, дневные центры и центры помощи пожилым людям в общинах);
  • Программы, нацеленные на уязвимые группы, включая меньшинства, коренные народности, мигрантов и людей, пострадавших во время конфликтов и стихийных бедствий (например, психо-социальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • Деятельность по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические перемены в школах, школы с благоприятными условиями для детей);
  • Мероприятия по охране психического здоровья на работе (например, программы по профилактике стресса);
  • Политика по решению жилищных проблем (например, улучшение жилищных условий);
  • Программы по предупреждению насилия (например, инициативы по полицейской охране общественного порядка в общинах)
  • Программы по развитию общин (например, инициативы «Общины, проявляющие заботу», комплексное сельское развитие)

Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

Маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз

Шизофрения

Психические нарушения при острых общих и мозговых инфекциях, интоксикациях и травмах мозга

Неврозы и реактивные психозы

Психопатии

Эпилепсия

Олигофрения (малоумие)

Нервно-психические нарушения, наблюдаемые у детей и подростков, многообразны по картинам, тяжести, течению и исходам.

В происхождении нервно-психических расстройств у детей играют важнейшую роль разнообразные пре- интра- и постнатальные вредности - патология беременности и родового акта, различные инфекционные, токсико-септические и дистрофические состояния ребенка в первые годы жизни, эндокринно-вегетативные и метаболические расстройства, травмы черепа, заболевания внутренних органов и многое другое. С другой стороны, при многих, соматических заболеваниях детского возраста отмечаются одновременно выраженные нарушения нервно-психического состояния ребенка, учет и правильная оценка которых могут оказаться нередко очень важными для суждения о прогнозе заболевания и индивидуализированного лечения его. Под наблюдением детских психоневрологов имеются немалые контингента детей (с различными невротическими состояниями, умеренной отсталостью, многообразными припадками и другими проявлениями), которые поступают и остаются под длительным наблюдением педиатров, обязанных оказать этим детям квалифицированную помощь.

Маниакально-депрессивный, или циркулярный, психоз характеризуется течением в форме приступов или фаз - маниакальных и депрессивных с совершенно светлыми промежутками между ними. У больных не появляется каких-либо признаков деградации психики даже после многих фаз, какой бы тяжести и продолжительности они не были. Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, высокой самооценкой, двигательным и речевым возбуждением, отвлекаемостью внимания, бурной активностью и др. У части больных при этом наблюдаются гневливость, агрессивность, «скачка идей», спутанность сознания и др. В депрессивных фазах наблюдаются тоска, двигательное и речевое торможение, идеи самоунижения и виновности, суицидные мысли и попытки и др.

У младших детей (до 8-10 лет) это заболевание встречается очень редко, у подростков - заметно чаще. Обе фазы длятся у них в отличие от взрослых, как правило, недолго, но повторяются часто, с короткими промежутками, а иногда почти беспрерывно следуют одна за другой. Картины обеих фаз у детей также нередко атипичны: в депрессивных фазах преобладают иногда тревога, идеи преследования, сноподобные нарушения сознания с фантастическими переживаниями, а в маниакальных - необузданная шаловливость, недисциплинированность при малой продуктивности и др. У некоторых детей и подростков это заболевание протекает в более мягкой форме (в виде циклотимии) и ошибочно расценивается иногда в таких случаях, как проявление невроза, соматической болезни, либо своевольства и распущенности.



В депрессивных фазах важен строгий надзор за больными. Из медикаментозных средств показаны тофранил (75-100 мг в сутки), фтивазид, иногда аминазин, витамины С, B12 и др. В маниакальных состояниях, хуже поддающихся пока лечению, применяют барбитураты, хлоралгидрат, сернокислую магнезию, аминазин и ванны для снижения возбуждения и др.

Эффективные меры предупреждения психических и неврологических расстройств часто выпадают из обычной деятельности специалистов сферы психического здоровья (более того, зачастую они вообще не связаны со здравоохранением). Это является одной из возможных причин, из-за которой многие специалисты сферы психического здоровья склонны недооценивать возможности первичной профилактики заболеваний в своей области.

Концепция первичной профилактики означает методы, направленные на предотвращение возникновения специфического расстройства или группы расстройств. В это определение входят меры, применяемые к определенному заболеванию или группе болезней, чтобы остановить действие их причин прежде, чем они поразят людей.

«Первичную профилактику» следует отличать не только от лечения и

реабилитации больных, но и от пропаганды здорового образа жизни.

Последняя подразумевает « ... процедуры, применяемые для улучшения

здоровья, не направленные на какую-либо определенную болезнь или

расстройство и служащие для улучшения общего состояния здоровья и

благополучия» и является лишь одним из аспектов первичной профилактики заболеваний.

Разграничения между первичной, вторичной и третичной профилактикой даны в Приложении 1.

При обсуждении мер первичной профилактики психических, неврологических и психосоциальных расстройств необходимо учитывать ряд

особенностей:

Меры первичной профилактики, особенно в социокультуральном

контексте, неизбежно воздействуют на целый ряд факторов помимо тех, на которые направлены; так, многие условия, которые создают предрасположенность к какому-то одному заболеванию, могут вызывать и другие расстройства. До начала той или иной болезни, мы не можем определить, у кого именно она возникнет и проявится ли вообще. Следовательно, любые рекомендации по профилaкrике должны делаться в контексте более широкой концептуальной модели. Примечательным аспектом предупреждения психических, неврологических и психосоциальных расстройств является тот факт, что относительно простые и недорогие меры могут дать положительный эффект, намного превышающий первоначальную цель.

Многочисленные причины психических, неврологических и психосоциальных расстройств отличаются по происхождению, последствиям, механизмам действия и временным параметрам. Не существует простыx и быстрых решений для сложных и разнообразных проблем в обществе и здоровье.

Профилактическая деятельность должна отражать понимание того, что решающим фактором является поведение человека. Для эффективного предупреждения заболеваний изменения необходимы не только в поведении и установках отдельных людей, но и в социальных системах.

Методология

Поскольку невозможно обсуждать методы первичной профилактики для всех форм психических, неврологических и психосоциальных

заболеваний, было решено выбрать ряд из них на основе следующих критериев:

Частота - заболеваемость; распространенность заболевания.

Степень тяжести - измеряется уровнем смертности или степенью нарушения функций и нетрудоспособности, группой инвалидности, которые вызывает у человека данное заболевание, либо бременем, которое вынуждена нести семья, общественность и общество в целом.

Важность - существование определенного уровня обеспокоенности, проявляемого общественностью или медицинскими работниками в отношении данного заболевания безотносительно к степени тяжести.

Возможность контроля - определяется существованием продуктивных, целесообразных и, следовательно, действенных и эффективных методов борьбы с заболеванием (определения понятий продуктивности, действенности и эффективности см. ниже).

Затраты - включают расходы на необходимые для проведения конкретных мероприятий технические приспособления, оборудование, медицинские принадлежности и персонал.

Исходя из этих критериев, для рассмотрения в данной лекции отобраны следующие расстройства: умственная отсталость, эпилепсия, самоубийство и синдром выгорания медицинских и социальных работников.

Показателu

В области здравоохранения при оценке превентивных мер полезно использовать следующие показатели:

Действенность - полезность и практичность применяемого либо пропагандируемого метода лечения, режима, лекарственного средства, превентивной или контрольной деятельности для пациента.

Эффективность - конечные результаты деятельности, ее полезность для населения с точки зрения поставленных целей.

Продуктивность, целесообразность - достигнутые конечные результаты с учетом затраченных усилий с точки зрения финансовых, материальных ресурсов и времени.

ПРИНЦИПЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

является расстройством, которым поражено более 120 миллионов людей во всем мире. Оно проявляется при множестве условий, будучи следствием самых разнообразных причин (более 1000), многие из которых вполне можно предотвратить.

«Под умственной отсталостью понимают состояние задержки или неполноты развития психики, которое характеризуется главным образом проявляющейся в период развития недостаточностью навыков, определяющих общий уровень интеллекта, - то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любым другим пси­хическим или соматическим расстройством или вне такого сочета­ния. Вместе с тем, умственно отсталые лица могут страдать широ­ким спектром психических расстройств, и частота возникновения других психических расстройств в этой популяции в три или че­тыре раза превышает соответствующие показатели в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица подвергаются более высокому риску эксплуатации и физического / сексуального на­силия. Адаптивное поведение у них всегда является нарушенным, однако в защищенном социальном окружении, где доступна под­держка, это нарушение может быть совершенно незаметным у лиц с легкой умственной отсталостью»

В классификации МКБ-10 выделяются четыре различные степени умственной отсталости.

Легкая умственная отсталость – IQ в диапа­зоне от 50 до 69 баллов

Умеренная – IQ обычно находится в диапазоне 35-49.

Тяжелая – IQ обычно находится в пределах от 20 до 34 баллов

Глубокая – показатель IQ ниже 20 баллов;

АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ ПЛОДА

Этот синд­ром характеризуется умственной отсталостью, аномалиями развития нервной системы, задержкой роста, черепно-лицевыми аномалиями и врожденными пороками сердца.

Факторы риска. Был выявлен ряд предупреждающих признаков и предвестников злоупотребления алкоголем, которые могут оказаться полезными для выявления людей, включая беременных женщин, подвергающихся рис­ку начать злоупотреблять алкоголем. Наиболее частыми факторами рис­ ка являются:

История зависимости от наркотиков, алкоголя или табака у чле- нов семьи;

Неполная семья (например, разведенные родители);

Низкий доход и низкий социально-экономический статус;

Связь с ровесниками, зависимыми от наркотиков или алкоголя;

Плохие условия труда.

Вследствие генетических характеристик, семейных или долговремен­ных моделей поведения у человека с семейной историей зависимости от наркотиков, алкоголя или табака с большей вероятностью могут развиться проблемы, связанные с употреблением алкоголя. Например, для детей родителей, зависимых от алкоголя, риск начать злоупотреблять спиртным является в 3 или 4 раза большим, чем у других, даже если они воспитывались отдельно от страдающих алкоголизмом родителей.

К другим подтвержденным факторам его развития относятся:

Негроидная раса;

Частое употребление пива;

Низкий вес или резкое увеличение веса у матери.

В типичных случаях беременные женщины, злоупотребляющие ал­ коголем, чаще являются старшими по возрасту, неоднократно рожавши­ ми, курящими, с высокой частотой разводов.

Медицинские учреждения являются основным местом проведения профилактических мероприятий по проблемам, связанным с употреблением алкоголя в период беременности, поскольку для большинства женщин это время является этапом жизни, когда интенсивность и частота контак­ тов с медицинскими службами и медицинским персоналом возрастает. Выявление медицинских, в том числе психиатрических проблем, кото­ рые могут повредить плоду, является первоочередной задачей медицинс­ ких служб, ответственных за работу с беременными женщинами.

Скрининг и раннее выявление являются особенно эффективными превентивными мерами в борьбе с такими состояниями как АСП.

ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ

для нормального роста и развития человека необходим фенилала­нин, содержащийся в любой естественной белковой пище. Однако при недостаточности одного из ферментов печени - фенилаланин-4-гидро­ксилазы (ФГЛ), ответственного за метаболизм в организме фенилалани­на, происходит накопление последнего в крови и моче. Как полагают, именно избыточный фенилаланин или один из его метаболитов ингиби­рует биохимические процессы, необходимые для нормального развития головного мозга. Существует по крайней мере три типа этого состояния, из которых только один (наиболее распространенный) поддается ус­пешной превенции. Многие исследователи предполагали наличие свя­зи между тяжестью поражения, вызванного фенилкетонурией (ФКУ), и уровнем ФГЛ в крови матери. Снижения интеллекта следует ожидать у 95% не леченных или по­здно выявленных детей с ФКУ. Кроме умственной отсталости, частая клиническая симптоматика ФКУ включает судорожные приступы, ги­перактивность и экзему; однако клинический диагноз редко ставится до достижения ребенком шестимесячного возраста, обычно уже после того, как появляются явные признаки умственной отсталости. Во многих странах скрининг новорожденных дает возможность раннего установления диагноза ФКУ, что позволяет предупреждать по­вреждение головного мозга путем назначения диеты с низким содержа­нием фенилаланина. Правильное диетическое лечение пациентов с классической ФКУ, начатое до достижения ребенком возраста четыреx недель, является высоко эффективным в уменьшении степени тяжести психических нарушений. После начала диетотерапии периодическое лабораторное определение уровня фенилаланина в крови помогает удо­стовериться, что диета обеспечивает его требуемые низкие количества. Сравнительно новая проблема состоит в том, что многие девочки с ФКУ, получавшие раннее лечение, в настоящее время достигают дето­ родного возраста и у них возникает риск рождения детей с умственной отсталостью, микроцефалией, врожденными пороками сердца и весом, низким при рождении.

В этом случае контроль диеты в период беременности явля­ется важной превентивной мерой; соблюдение диеты матерью служит частичной, а иногда полной защитой для плода, особенно если оно на­чато до зачатия.

Все младенцы в возрасте до семи дней независимо от преждевре­менности рождения, наличия болезни, истории кормления или лечения антибиотиками должны подвергаться скринингу на ФКУ.

Эффективное осуществление превентивной программы при ФКУ у матерей проводится в четыре стадии: 1. Предотвращение незапланированной беременности. 2. Принятие решения о рождении ребенка. 3. Начало соблюдения диетыI. 4. Продолжение соблюдения диеты на протяжении всей беременности.

Действия по превенции умственной отсталости Повышение уровня осведомленности у населения должно быть основной частью любой превентивной программы. До 15% случаев умственной отсталости может быть предуп­ реждено путем воздействия на причины заболеваний, кото­ рые могут привести к умственной отсталости, как в следую­ щих примерах: Расстройства, вызванные йодной недостаточностью Йодирование поваренной соли или воды в источниках водо­ снабжения. Лечение лиц, относящихся к группе риска, йодированным маслом или раствором люголя. Синдром Дауна Рекомендации женщинам в возрасте старше 35 лет воздер­ живаться от деторождения. Осуществление амниоцентеза при беременности у женщин старше 35 лет. Алкогольный синдром плода Использование скрининroвых тестов для выявления женщин из группы риска. Рекомендации женщинам воздерживаться от употребления алкоголя в период беременности. Предупреждение женщин, что употребление алкоголя во время, близкое к зачатию, увеличивает риск для ребенка. Фенилкетонурия Скрининг всех новорожденных для диагностики фенилкето­ нурии. Лечение специальной диетой с низким содержанием фенил­ аланина. Рекомендации женщинам с фенилкетонурией воздерживать­ ся от деторождения.

ЭПИЛЕПСИЯ

Состояние, характеризующееся повторными эпилеп­тическими припадками, - поражает приблизительно 1 человека из 100 и представляет собой тяжелое бремя для пациентов, их семей, а также экономики как развитых, так и развивающихся стран. Из 50 миллионов людей, сегодня страдающих эпилепсией во всем мире, по меньшей мере половина находятся на некачественном лечении либо совсем не получают никакого. Более того, некоторые пациенты получают меди­ цинскую помощь вообще только в тех случаях, когда из-за припадков с ними случаются травмы.

Пренатальные причины Многие лица, страдающие эпилепсией, происходят из семей, некото­рые члены которых болели не осложненной эпилепсией либо эпилепси­ей, сопровождавшейся такими симптомами как умственная отсталость, аномалии развития или двигательные нарушения

Признаки эпилепсии были выявлены и у лиц с врожденным токсоп­лазмозом. Посмертное вскрытие лиц, болевших эпилепсией, выя­ вило большую частоту аномалий развития ЦНС, в частности эктопий и аномальной миграции нейронов.

САМОУБИЙСТВО

для того, чтобы действие по причинению себе смерти можно было обоснованно назвать самоубийством, оно должно быть преднамеренно задумано и осуществлено человеком при полном осознании или ожида­нии фатального исхода своих действий. Суицидальные действия, не завершившиеся смертельным исходом, называются суицидальными попытками, попытками самоубийства, парасуицидами или актами преднамеренного самоповреждения. Среди экспертов в области суицидологии растет тенденция к расширению концепции самоубийства, которую они предлагают заменить понятием суицидального поведения

Факторы риска

Наличие психических расстройств (включая злоупотребление алкоголем и наркотиками) является наиболее существенным фактором риска самоубийства,

Психиатрические диагнозы,

Примечаиие. * - Число диагнозов превышает число пациентов, так как некоторым больным бьmо поставлено более одного диагноза.

СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ

Стресс могут вызывать следую­щие факторы рабочей ситуации и организации, имеющие место в служ­бах здравоохранения:

Перегруженность обязанностями или обслуживаемыми пациен­ тами при недостаточном количестве структурированных пере­ рывов;

Пренебрежение потребностями клиентов при предпочтитель­ ном соблюдении административных, финансовых и бюрократи­ ческих интересов самого учреждения;

Неадекватность руководства и/или супервизии;

Недостаточность специфического для данной формы работы обучения и ориентации;

Отсутствие чувства влияния на рабочую ситуацию или контро­ ля над ней; недостаточность социального взаимодействия и поддержки между членами коллектива;

Преобладание среди курируемых больных исключительно труд­ ных клиентов;

Посвящение большей части времени административной и «бу­ мажной» работе.

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

Это болезни центральной и периферической нервной системы, иными словами, болезни головного мозга, спинного мозга, черепных нервов, периферических нервов, нервных корешков, вегетативной нервной системы, нервно-мышечных узлов и мышц. Эти нарушения включают эпилепсию, болезнь Альцгеймера и другие виды деменции, болезни сосудов мозга, включая инсульт, мигрень и другие виды головной боли, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, нейроинфекции, опухоли мозга, травматические нарушения нервной системы, такие как мозговые травмы, и неврологические нарушения в результате недостаточного питания.

Сотни миллионов людей в мире страдают неврологическими нарушениями. Более шести миллионов человек ежегодно умирают от инсульта; более 80% случаев смерти происходят в странах с низким и средним уровнем дохода. Более 50 миллионов людей в мире страдают эпилепсией. По оценкам, 47,5 миллиона людей в мире страдают деменцией, а ежегодно происходит 7,7 миллиона новых случаев заболевания. Основной причиной деменции является болезнь Альцгеймера, на нее приходится 60-70% случаев деменции. Показатели распространенности мигрени в мире превышают 10%.

Психические расстройства (называются также душевными болезнями, психическими заболеваниями) в общем своем значении являются расстроенными состояниями психики, отличными от нормальных. Этот термин имеет более частное понятие в некоторых конкретных областях, например, в юриспруденции, психиатрии, психологии.

Противоположным душевной болезни является психическое здоровье. Этот термин характеризует людей, умеющих без нагрузки своей психики приспосабливаться к жизненным условиям и решать любые возникающие перед ними проблемы.

Виды психических расстройств

Классификаций психических расстройств существует несколько. Все они построены на трех принципах:

  • синдромологическом: в основе используется понятие «единый психоз» как концепция;
  • нозологическом, в котором главными являются этиология, патогенез и схожесть болезней по клинической картине;
  • прагматическом или статистическом.

Основной классификацией расстройств считается предлагаемая ВОЗ в Международном классификаторе болезней десятой редакции. Она является обязательной и в РФ с 1997 г., а типы психических расстройств в документе (имеет сокращенное название МКБ-10) представлены:

  • органическими и соматическими психическими расстройствами;
  • шизофренией, шизотипическими и бредовыми состояниями;
  • невротическими, связанными со стрессом; соматоформными;
  • такими, которые провоцируются психоактивными веществами, принимаемыми человеком;
  • поведенческими синдромами, проявляющимися при физиологических нарушениях и физических факторах;
  • аффективными, отображающими изменения в настроении;
  • расстройствами личности, поведения у людей зрелого возраста;
  • умственной отсталостью;
  • расстройствами психического развития;
  • эмоциональными и поведенческими расстройствами, начало которых детский или подростковый возраст;
  • психическими нарушениями без расшифровки причин.

Другие классификации основаны, например, на причинах душевных болезней. По этому признаку они бывают:

  • экзогенными, вызванными действием внешних факторов; причин много: злоупотребление алкоголем, наркотиками, попадание вовнутрь организма промышленных ядов, токсических веществ, вирусов, микробов; облучение радиацией; травмы психики, связанные с черепом; в этой группе психические заболевания, причина которых в эмоциональных стрессах, в социальных и семейных отношениях;
  • эндогенные – «вина» возникновения – внутренние факторы.

Существует разделение заболеваний по объему и глубине нарушений психики. Здесь формы психического расстройства бывают самые разные. Они бывают «легкими» расстройствами и «очень тяжелыми», способными даже стать угрозой для жизни пациента и окружающих.

Душевные болезни у женщин

Жизнь женщины, что присуще, в общем, и мужчинам, может быть в любой момент нарушена какими-либо душевными болезнями, тревожными психическими расстройствами, нарушениями настроения. Но она изобилует и специфическими возрастными периодами, условия которых значительно повышают риск появления проблем с психикой. Их обнаружение требует от специалиста подробно расспрашивать пациентку, тщательно подходить к обследованию ее ментального статуса.

Во время учебы в школе девочек часто посещают фобии, выражающиеся в навязчивом страхе, обостряющемся, к примеру, на определенных уроках. Со временем, из-за недостатка внимания со стороны, в частности, мальчиков, у них может проявляться синдром гиперактивности, сопровождающийся часто расстройствами в обучении.

У подростков часто происходят нарушения психики, связанные с пищевым поведением. Это:

  • желание есть не при чувстве голода, а лишь при виде пищи;
  • «заедание» чувства беспокойства, тревоги, раздражения, подавленности, обиды;
  • соблюдение строгих, но бессистемных диет, ограничений в пище.

Риск психических расстройств в виде предменструальной дисфории высок в период, связанный с первым менструальным кровотечением. А после полового созревания еще больше увеличивается и выражается депрессией и у девочек, и женщин гораздо старше.

Беременность и время после нее также в числе специфических периодов, когда женщин могут поразить психические расстройства и заболевания. У очень многих, после родов, часто меняется настроение; бывает непродолжительная по времени депрессия (проходит без лечения). Редко последствия последней бывают тяжелыми, с нарушением трудоспособности; совсем редко все заканчивается психотическими расстройствами, воздействующими на разум.

Средний возраст женщин также не лишен для них риска получить тревожное расстройство и нарушение настроения. Возможно заболеть и более тяжелым психическим расстройством, например, шизофренией.

В среднем возрасте возможны сексуально-психические расстройства, вызываемые нарушениями сексуальной функции. Особенно это проявляется, когда женщина лечится антидепрессантами от каких-то расстройств психики. В итоге могут быть разные побочные эффекты, может снижаться половое влечение и пр.

Возникновение психических расстройств часто является следствием наступления менопаузы , в частности, может наступать сильная депрессия. Период рискованный из-за серьезных изменений в семье, жизни. К этому добавляется смена активной роли с воспитания детей на уход за престарелыми родителями.

Старея, женщины подвержены развитию старческому слабоумию; особенно это заметно у тех, кто переживает своего супруга и остается одним. А если у них есть уже соматические заболевания и они их лечат множеством медикаментов, то возможен приход безумия. После 60-летнего возраста высока вероятность опасного психического расстройства – парафрении или бредом, в котором бывает и мания величия, и страх постоянных преследований и пр.

Симптомы психических заболеваний и их диагностика

Признаки психического расстройства – понятие довольно тонкое, постоянно корректируется в конкретике, в проявлениях. Но в нем остается всегда постоянным то, что симптоматика касается нарушений, происходящих в мышлении человека, в его настроении, поведении. Причем все сравнивается с существующими нормами в обществе, в отношениях людей, с тем, как вел себя пациент до болезни, насколько отличаются такие изменения.

У людей, страдающих психическими расстройствами, присутствуют самые разные по характеру и сущности симптомы. Например:

  • среди эмоциональных: чрезмерное чувство счастья и наоборот; несоизмерное восприятие чего-либо; может быть отсутствие чувств вообще на что-то; болезненные ощущения; галлюцинации; патологическая замкнутость;
  • в мышлении: нарушение взаимосвязи в суждениях, в мыслях; отсутствие критической оценки ситуации; чрезмерная оценка или недооценка и себя, и других; бесплодное мудрствование; разорванность речи; ускоренное мышление; навязчивые идеи;
  • в поведении: частые бессмысленные движения; навязчивые действия; половое извращение и пр.

Первое, что делают при диагностике нервно-психических расстройств, – определяют нет ли у пациента какого-либо соматического (телесного) заболевания. Лишь удостоверившись в этом, можно предположить у него проблемы с психикой.

Характерные признаки психического расстройства у женщины, у мужчины или у ребенка выявляют, пользуясь специально разработанными диагностическими тестами. Они разные для различных уровней психических расстройств и конкретных проблем. К примеру, для оценки депрессии существуют шкалы Бека и Занга, существует еще и отдельный опросник. Такая же шкала Занга используется, если есть подозрения на расстройства фобического или тревожного типа. Навязчивые состояния выявляют шкалой Йеля-Брауна. Есть специальный тест, который позволяет выявить отношение к пище.

Некоторые душевные болезни имеют явно выраженные признаки, по которым из и диагностируют. К примеру, симптомы шизофрения включают галлюцинации (псевдо, комментирующие, слуховые) и бред. Причем часто они имеют причудливый характер. В дальнейшем у пациента развивается апатия ко всему, он становится замкнутым, его суждения обо всем отличаются негативизмом.

Причины психических расстройств

Проблемы с психикой могут возникнуть по разным причинам, но затрагивают они один человеческий орган – мозг.

Развитию нервно-психических расстройств способствует наследственность, особенно если к этому добавляются травмы, инфицирования, интоксикации, определенные ситуации, травмирующие психику. Часто началом психического расстройства, в частности, эпилепсии служит повреждение плода еще в утробе матери.

Давно доказана связь алкоголя и психических расстройств. Ситуации могут быть: в пьянстве родителей, потребление спиртного женщиной при беременности. Заболевание может быть итогом попадания вовнутрь организма токсических веществ, проявляться из-за травмирования головы, из-за инфицирования мозга. Токсины, в частности, могут образовываться и в самом организме при болезнях внутренних органов, например, сыпном тифе, бруцеллезе, сифилисе мозга, энцефалитах.

В особенностях психических расстройств наблюдается и «половой» признак. По частоте развитие их больше у мужчин. Причем, они страдают больше алкогольными и травматическими психозами, а вот у женщин это больше депрессия, предстарческий или маниакально-депрессивные психозы.

По возрастному признаку есть группы психических расстройств, присущие только детям; есть такие, которые проявляются только у пожилых людей; есть «привязанные» к конкретному возрасту. Самый опасный, по возможности попасть в число людей с психическими расстройствами, является 20…35-летний возраст. К старости статистика говорит о резком снижении заболеваний, связанных с психикой.

Лечение психических расстройств

В лечении легких и острых психических расстройств используют целый комплекс методов. Среди них применение специальных лекарственных препаратов, психотерапия, подходы соматической направленности в терапии, нетрадиционная медицина и пр.

Психиатрическая помощь включает беседы специалиста с больным, выполнение специально разработанных упражнений. Цель этого: смягчить страдания человека, избавить его от навязчивых мыслей, страха, навалившейся депрессии; помочь ему в приведении к норме своего поведения, избавиться от появившихся в характере плохих черт.

Лекарственная терапия, особенно соматический подход к ней, направлена на приведение организма к нормальному состоянию. Выражается это в том, что пациенту вводят тот химический элемент, которого не хватает в организме и от которого пострадало его психическое состояние. Естественно перед этим проводят исследования, подтверждающие связь химвещества с заболеванием.

Терапия психических расстройств медпрепаратами дает хорошие эффекты. Однако механизм действия большинства лекарств для специалистов не ясен сегодня. Часто медикаменты позволяют лишь убирать признаки заболевания, не устраняя ее причин. Поэтому нередко серьезные психические расстройства, стоит только перестать принимать лекарства, возвращаются к человеку.

В принципе, все описанные в МКБ-10 распространенные психические расстройства сегодня излечимы. Трудности в людях, пораженных ими, которые не только не понимают свою болезнь, но не хотят даже признавать ее наличие.

Профилактика психических расстройств

Существующая концепция борьбы с душевными болезнями включает проведение первичной, вторичной и третичной профилактики. Каждая из них содержит комплекс мероприятий, решающих задачи определенной уровня и направленности. К ним привлекается специалисты, работающие в самых разных направлениях. Это, помимо врачей и психиатров, например, педагоги и социологи, юристы и спортивные тренеры.

В первичную психопрофилактику входит:

  • обучение людей психогигиене;
  • устранение инфекций;
  • улучшение окружающей среды;
  • предотвращение травматизма;
  • исключение удушений и травм плода при родах;
  • выявление людей, которые склонны к душевным болезням;
  • устранение ситуаций, способствующих психическим расстройствам у мужчин, женщин, детей;
  • своевременная психокоррекция психики.

Усилия специалистов во второй психопрофилактике направлены на работу с теми людьми, которые уже подвержены невротическим психическим расстройствам или проблемы с психикой у них находятся в зародышевой стадии. Задача – их выявить и предупредить дальнейшее осложнение в развитии заболевания.

Третичная психопрофилактика – это этап социальной реабилитации больных. Здесь три направления – медицинское, профессиональное и социальное. Медицинская реабилитация психических расстройств предусматривает вылечивание больного при возможности до нормального уровня. Профессиональная – дает ему надежду быть работоспособным, обслуживать себя самому. Социальная – обеспечивает бывшему пациенту условия для нормального общения с окружающими.

Очень важно, в плане реабилитации, развитие специализированных учреждений и структур, занимающихся целенаправленно такими серьезными болезнями.

Загрузка...