Медицинский портал. Щитовидная железа, Рак, диагностика

Белый класс. Массовая истерия как защитная реакция сумасшедшего общества

Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. - М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . В. И. Добреньков, А. И. Кравченко . 2003-2004 .

Смотреть что такое "Массовая истерия" в других словарях:

    Массовая истерия (моральная паника) - – разновидность передающегося коллективного поведения, когда люди реагируют на реальное или предполагаемое событие иррациональными чувствами (чаще всего – страхом) … Словарь-справочник по социальной работе

    истерия - Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут … Большая психологическая энциклопедия

    Истерия массовая - [гр. hyst?ra матка (медицина XIX в. приписывала И. заболеванию матки и считала И. присущей лишь женщинам)] формы массовых расстройств психики, носящие преходящий характер и имеющие локальное распространение. Для И. м. характерен активный поиск… … Психологический лексикон

    Толпа - в Китае Толпа (др. греч … Википедия

    Массовый психоз - это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает… … Википедия

    Репрессии 1937 года

    Большая чистка - Запрос «Большой террор» перенаправляется сюда. О терроре во времена французской революции см. Якобинский террор. «Ежовщина» наименование периода в истории СССР (1937 1938 годы), когда сталинские репрессии были резко усилены и доведены до… … Википедия

    Следы Дьявола в Девоне - Следы Дьявола. Рисунок, опубликованный в The Illustrated London News, 1855 год. Следы Дьявола в Девоне название инцидента, который, возможно, имел место в феврале 1855 года около лимана Эксе в Южном Девоне. После ночи обильного снегопада на … Википедия

    Февральская революция - У этого термина существуют и другие значения, см. Февральская революция (значения). Февральская революция Часовые охраняют арестованных царских министров в Таврическом д … Википедия

    Психология толпы (mob psychology) - Р. Браун определял Т. как «действующие совместно, плечом к плечу, анонимные, случайные, временные и неорганизованные общности». Т. могут подразделяться в зависимости от того, активны они или пассивны, первые при этом наз. собственно Т., а вторые… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Мужчина мечты: Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус К.. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус… Купить за 458 руб
  • Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус Кэрол. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус…

Массовая истерия может возникнуть практически в любом месте, при условии, что в этом месте есть группа людей, способных поддаться коллективной галлюцинации. Со стороны такая ситуация кажется смешной, но представьте, что вы сами оказались посреди неконтролируемой толпы - уже не так смешно. Массовая истерия во многом похожа на стихийное бедствие - разрушительное и оставляющее после себя множество бед.

1. Мяукающие и кусающиеся монахини

В средние века таинственный случай массовой истерии произошёл в закрытом монастыре во Франции. Инцидент начался с одной монахини - она вдруг стала мяукать, как кошка. Вскоре все остальные начали делать то же самое, и весь монастырь несколько часов мяукал до конца дня.

Кошачий концерт напугал и привёл в ярость окрестных жителей. Мяукать монахини прекратили только тогда, когда посланные в монастырь солдаты пригрозили побить их кнутами и палками.

Аналогичная истерия охватила монастырь в Германии - монахиня начала кусать своих сестёр. В итоге кусаться стали и другие монахини: эпидемия охватила несколько монастырей, как мужских, так и женских, и дошла до Рима.

Странное поведение монахинь может быть связано с тем, что в те времена люди истово верили в сверхъестественное. А монахини, вынужденные жить в изоляции и волей-неволей пытавшиеся соответствовать религиозным ожиданием простого люда, были наиболее восприимчивы к истерии.

2. Великий Страх

В начале Великой Французской революции всеобщая паника охватила крестьян: до них дошли слухи, что аристократы якобы собираются разрешить своим наёмникам (которые для крестьян ничем от разбойников не отличались) грабить дома и поля. Паранойей, казалось, пах сам воздух - за разбойников принимали бродяг-попрошаек и даже стада животных.

Чтобы защитить себя, жители создали ополчение, от чего всё стало только хуже: одни крестьяне принимали за разбойников других, из соседних деревень, хотя те просто патрулировали окрестности. Некоторые ополченцы подлили масла в огонь, нападая и сжигая дворянские дома и предприятия.

Крестьяне успокоились только тогда, когда стало совершенно ясно, что никакого заговора аристократов не было и нет. Но зато этот эпизод заставил правящий класс так бояться простых крестьян, что они провели ряд реформ, чтобы их успокоить. По сути, Великий Страх стал началом конца старого социального строя сначала во Франции, а потом и во всём мире.

3. Индийский маньяк, 2002 год

Всего через год после печально известного Человека-Макаки из Дели в центре внимания индийского общества появилось другое странное существо - так называемый «Царапатель» якобы появился в северном индийском штате Уттар-Прадеш.

Говорили, что он оставляет на лицах и конечностях своих жертв ожоги и царапины. Также он якобы убил пятерых человек, что подвигло жителей устроить протесты против того, что они считали отсутствием защиты со стороны полиции. Волнения распространились так широко, что национальному правительству пришлось вмешаться и направить агентов для расследования этого дела.

О происхождении «Царапателя» выдвигалось много странных теорий. Одну из них придумал полицейский: он утверждал, что «Царапатель» был инсектоидным дроном, направленным в Индию пакистанскими боевиками для шпионажа.

Тем не менее, учёные, взявшиеся за изучение случая, выяснили, что страшный «Царапатель» был всего-навсего шаровой молнией - природным явлением, часто возникающим во время длительных периодов засухи и способным загореться при контакте с человеческой кожей.

4. Охотники за головами

В некоторых отдалённых областях Индонезии и Малайзии бытовала вера в то, что можно использовать человеческие головы в качестве строительного материала. По этой причине правительства стран якобы дали лицензии так называемым охотникам за головами, чтобы те пошли и нашли головы, которые затем будут заложены в фундамент домов или опоры моста.

Местные жители были в панике, и она достигала апогея, когда неподалёку строилось новое сооружение. Первый премьер-министр Индонезии Сотан Съяхрир рассказывал, что в 1937-м году эти беспочвенные слухи парализовали жизнь в деревеньке Банда: улицы были пусты, так как люди прятались в своих домах уже в семь вечера. Паранойю усугубляли странные истории - некоторые люди якобы даже видели охотников за головами, но сумели убежать.

Также паника возникла в 1979-м году на острове Борнео: жители деревни чуть с ума не сошли из-за слуха, что правительство похищает людей, чтобы укрепить их костями близлежащий мост. В местечке был введён комендантский час, школы закрылись, и местные жители сформировали патрули.

По словам экспертов, проводивших потом анализ этих случаев, «охотники за головами» представляют собой «всплывающие слухи» - те, которые время от времени появляются, отражая тем самым непростую идеологическую связь между коренными туземными племенами и правительством.

5. Эпидемия судорог в Луизиане, 1939 год

Весной 1939-го года в одной луизианской школе произошёл случай массовых судорог: у местных девочек-подростков вдруг начали самопроизвольно дёргаться ноги. Эпидемия началась с одной девушки, у которой во время ежегодных танцев в честь окончания учебного года задёргалась правая нога.

В течение нескольких следующих недель состояние девушки ухудшилось, а меньше чем через месяц ноги стали дёргаться у её подруг и одноклассниц. За некоторыми приехали обезумевшие от страха родители и увезли прочь из школы, что только усугубило истерию и послужило причиной бегства из школы многих учеников. Потребовалась целая неделя, чтобы все, наконец, успокоились.

Что именно вызвало судороги? Нечто в воде или в воздухе? По словам исследователей, изучавших этот случай, девушка-танцовщица, с которой всё и началось, просто хотела привлечь к себе больше внимания. Хелен (так её звали) была из бедной семьи и всё время боялась, что её парень бросит её и уйдёт к какой-нибудь более привлекательной первокурснице.

Скорее всего, подсознание Хелен решило проблему, вызвав болезненную судорогу в ноге, что позволило ей также освободиться от ненавистных уроков танцев. Двух зайцев одних ударом.

6. Страх перед поцелуйными клопами, 1899 год

Несмотря на романтичное прозвище, ничего такого в поцелуйных клопах нет. Зато благодаря одному недобросовестному репортёру поцелуйные клопы в 1899-м году вдруг стали известны во всех Соединённых Штатах.

Джеймс МакЭлхон, репортёр из «Washington Post», назвал поцелуйных клопов главными виновниками того, что на губах людей часто появляются укусы насекомых. Он написал нашумевшую историю о том, как жертвы были таким образом «отравлены», а поцелуйные клопы могут стать причиной новой эпидемии чумы.

Само собой разумеется, история породила панику во всей стране, и вскоре все небольшие ранки на лице уже приписывались поцелуйным клопам. Одна женщина даже описала, как на неё напал такой клоп - по её словам выходило, что он был больше похож на вампира, чем на насекомое.

Даже уличные нищие носили на лицах повязки, а некоторые хитрецы утверждали, что заболели из-за укуса поцелуйного клопа, работать теперь не могут и нуждаются в финансовой помощи. Любопытно, что никто не видел, как поцелуйные клопы кусают людей. Энтомологи, в конце концов, назвали происходящее «газетной эпидемией».

7. Лудонская одержимость, 1632 год

Один из самых известных случаев массовой одержимости в истории Франции произошёл (сюрприз!) в женском монастыре: так называемая Лудонская одержимость началась в 1632-м году.

Монахини из религиозного ордена урсулинок утверждали, что их приходской священник и религиозный наставник Урбан Грандье приказал демонам овладеть монахинями, чтобы сделать их более сговорчивыми и заставить участвовать в оргиях.

Сеансы изгнания демонов из монахинь и суд на Грандье стали такой сенсацией, что их посещали тысячи людей, они даже привлекли внимание короля Людовика XIII и кардинала Ришелье. Через два года Грандье признали виновным и приговорили к сожжению на костре. Справедливость восторжествовала, не так ли?

На самом деле все события были хорошо продуманной интригой, направленной на то, чтобы сместить Грандье с его высокого поста. Священник, бывший, кстати, по-настоящему красивым мужчиной, за своё пребывание в Лудоне обзавёлся множеством врагов, и неважно, что послужило тому причиной - высокомерие ли, распутный образ с жизни или любовные интрижки.

Среди его врагов были и другие священники и епископы, которые не преминули воспользоваться прекрасным случаем дискредитировать Грандье. Глава монахинь Жанна де Анге также хотела продолжать свою карьеру в монастыре, а заодно получить немного денег.

Даже интерес короны к этому делу был политическим ходом - когда-то давно Грандье успел обидеть и кардинала. Какой бы ни была точная причина, после смерти священника одержимость не прекратилась - она продолжалась вплоть до 1637-го года и стала чем-то вроде местного цирка.

8. Фантомная беременность

Вначале 1970-х годов пациентов психиатрической больницы Лондона охватила чрезвычайно редкая форма массовой истерии. Всё началось, когда 17-летняя пациентка по имени Луиза призналась другим пациенткам, что ждёт ребёнка. Само собой, это была ложь: до того, как попасть в больницу, Луиза постоянно пыталась обратить на себя внимание окружающих и вела довольно неразборчивый образ жизни.

Её состояние только ухудшилось, когда она узнала о беременности своей лучшей подруги и её последующей смерти после родов. Эксперты пришли к выводу, что этот травматический опыт и привёл к её заявлению: либо Луиза говорила о фантомной беременности из страха перед возможными последствиями незащищённого секса, либо таким образом отождествляла себя с умершей подругой.

В любом случае, Луиза была достаточно убедительна, чтобы вызвать панику фантомной беременности у остальных пациенток. Через несколько дней после заявления Луизы другие пациентки (одна из которых вообще была девственницей) испугались, что они тоже беременны, и начали шуметь в своих палатах. Только долгие постоянные внушения со стороны врачей, что ни одна из женщин беременной не является, помогли пациенткам, наконец, успокоиться.

9. Паника ядовитой кока-колы, 1999 год

Наиболее серьёзная угроза в истории для виртуальной монополии «Кока-колы» в Европе возникла в 1999-м году, когда более 100 студентов из Бельгии обратились в больницу, сообщив, что заболели после употребления напитка. Последующее расследование в сочетании с плохо сделанным обращением руководства компании к потребителям в конечном счёте стоила компании $200 млн и нескольких дней запрета в других европейских странах.

Изучение якобы испорченной партии выявило заражение - были найдены «злокачественные» углекислый газ и фенол. Но двое бельгийских учёных предположили, что этих продуктов содержалось в напитке слишком мало, чтобы причинить реальный вред.

По их словам, инцидент был случаем массовой истерии, основанным, в частности, на недавних новостях о коровьем бешенстве и испорченных диоксинами продуктов животного происхождения. Отдельное расследование Высшего совета гигиены Бельгии в марте 2000-го года подтвердило эти выводы: большинство жертв испытали «массовое психогенное заболевание».

10. Зуд Бен Ладена

В период с октября 2001-го по июнь 2002-го года у тысяч подростков на коже по неизвестным причинам вдруг появилась сыпь - высыпания оставались на коже от нескольких часов до двух недель, а затем исчезали так же таинственно, как и появились. В свете терактов 11 сентября и разговорах о сибирской язве это казалось успешным примером биотерроризма. Но так ли всё было на самом деле?

И да, и нет. Для школ такая сыпь так и осталась нормальным явлением, но страх перед биотерроризмом заставил учеников уделять больше внимания своей коже. Школьных врачей обязали сообщать в ЦКЗ обо всех случаях.

Должностные лица Центра по контролю и профилактике заболеваний также отметили, что несколько студентов намеренно натёрли кожу наждачной бумагой в надежде, что школа на некоторое время закроется. В итоге выяснилось, что так называемый «Зуд Бен Ладена» никогда не существовал, но панику он посеял изрядную.

11. Сатанинская паника

Вы знаете о МакМартине? Этот парень в 1990-х годах провёл одно из самых дорогих и самых бесполезных исследований в американской истории. Для начала работников детских садов обвинили в том, что они вовлекали детей в насильственные сатанинские ритуалы - дети якобы вынуждены были смотреть на казни, изнасилования, пытки и тому подобное. Практически всех обвиняемых позже освободили, но до того им пришлось провести немало времени в тюрьме, и жизни их в основном были сломаны.

Что стало причиной истерии? Ответ можно получить от родителей. Отцы и матери уходили на работу и были вынуждены оставлять детей под присмотром посторонних людей в детских садах - вероятно, это порождало у родителей чувства беспокойства и вины.

По сути, воспитатели стали идеальными козлами отпущения для родителей, так как помогли тем оправдать собственные недостатки. Кроме того, следователи принудили детей дать ложные показания, и в результате получился современный эквивалент средневековой охоты на ведьм.

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия. Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза

Примечания

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980

Несмотря на усилия исследователей, человеческая психика продолжает оставаться одной из самых загадочных областей знаний. Многие психические болезни и даже эпидемии до сих пор не имеют четкого однозначного объяснения. Они словно выходят за рамки привычных представлений о человеческих недугах и многим кажутся абсолютно непонятными.

«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЧУМА»

Одно из самых известных массовых психических заболеваний произошло в 1374 году сразу в нескольких деревнях, расположенных возле реки Рейн. Сотни их жителей много суток подряд выходили на улицы и танцевали, при этом люди почти не спали и не принимали пищи.

Через несколько месяцев заболевание прекратилось, но случаи «танцевальной чумы» встречались еще несколько раз. В 1518 году вспышка этой непонятной болезни произошла в городе Страсбурге (ныне территория Франции, также возле Рейна). Одна из женщин вдруг стала танцевать на улице. К ней постепенно присоединились несколько десятков, а потом и сотен горожан.

Власти города не знали, что предпринять, - ведь танцующие не нарушали никаких законов. Местные врачи рекомендовали продолжать танцы, потому что посчитали, что только это занятие излечит больных от непонятного недуга. В городе специально открыли два больших зала, где для пляшущих играли музыканты.

Эпидемия также продолжалась несколько месяцев и привела к гибели десятков людей - от сердечных приступов и истощения. Потом она прошла так же неожиданно, как и появилась.

Всего в средневековых документах отмечено не менее семи случаев массового танцевального психоза, которые поразили десятки тысяч европейцев. Ученые назвали такую болезнь хореоманией (от греческих слов choreia - «танец» и mania -«страсть»), В 1952 году исследователь Юджин Бэкмэн выдвинул версию о том, что причиной мании могли быть галлюциногенные споры плесени, которая образуется в стогах непросохшей ржи и потом попадает в хлеб.

Но уже в наше время профессор Мичиганского университета Джон Уоллер оспорил эту точку зрения. Он указал на то, что танцующие не просто содрогались в конвульсиях, а целенаправленно исполняли танцевальные движения. Вызывающая галлюцинации плесень вряд ли могла оказать такое воздействие. При этом показания свидетелей отмечали, что танцующие словно не хотели плясать - а ведь действия человека в состоянии транса обычно приносят ему удовлетворение.

Уоллер предполагает, что массовая истерия связана прежде всего со стрессами. В Средние века регион Рейна возле Страсбурга переживал плохие времена. Неурожаи сменялись эпидемиями оспы и проказы, люди умирали от болезней и голода. Жители города и близлежащих деревень испытывали постоянный страх за себя и своих близких.

В это же время в регионе была популярна легенда про святого Витта - христианского мученика, перед статуей которого нужно танцевать, чтобы обрести здоровье. Но при этом, если человек вызовет неудовольствие святого, тот заставляет его танцевать снова и снова. То есть, по мнению Джона Уоллера, люди подсознательно искали в подобных танцах спасение от смерти.

ПСИХОЗ В ТАНГАНЬИКЕ

Зимой 1962 года в одной из школ Танганьики произошел случай другого массового психического заболевания. Началось с того, что несколько девочек-учениц в деревне Кашаша без всякой причины начали смеяться. Это явление оказалось настолько заразительным, что к концу дня в школе беспрерывно хохотали более половины учеников в возрасте от 12 до 18 лет. Занятия пришлось отменить, школу на несколько дней закрыли.

Но эпидемию такая мера не остановила - через несколько дней массовый психоз распространился среди подростков соседних поселений. Врачи предположили, что в связи с закрытием школы в деревне Кашаша родители отвозили некоторых подростков в другие учебные заведения - и те заражали здоровых детей.

Предположение об инфекционном характере заболевания не нашло никаких подтверждений: большинство непрерывно смеющихся подростков были обследованы, но никаких аномалий, как и следов присутствия в организме каких-либо психотропных препаратов, у них не выявили. Причина заболевания так и осталась неизвестной.

Приступы истерического смеха у детей продолжались от двух недель до нескольких месяцев. Иногда они сопровождались рыданиями и даже вспышками агрессии. Позже массовый психоз стал слабее и через какое-то время совсем прекратился.

Всего эпидемия смеха поразила более 1000 подростков, она продолжалась 18 месяцев - и никаких научных объяснений случившемуся до сих пор не найдено.

Охота к перемене мест

Еще одно психическое заболевание, свойственное подросткам, ученые называют дромоманией (от греческого dromos -«бег»). Эта тяга к бродяжничеству, одолевающая многих несовершеннолетних, широко описана в художественной литературе. Подросткам свойственно мечтать о приключениях, которые могут случиться вдали от родного дома, поэтому дети нередко покидают его в поисках таинственных сокровищ, новых друзей и т.п.

Но иногда такое неодолимое желание охватывает взрослых. Подобная эпидемия наблюдалась во Франции в течение 1881-1909 годов. Первый из обследованных случаев произошел со слесарем из Бордо Жаном-Альбертом Дада. В 1881 году, будучи призванным на армейскую службу, он в составе своего подразделения был направлен в Бельгию - и там вдруг почувствовал непреодолимое желание путешествовать. Жан-Альберт уехал из Бельгии в Прагу, потом в Берлин, затем в Восточную Пруссию, откуда перебрался в Москву.

В том же 1881 году произошло убийство российского императора Александра II, поэтому в России Дада арестовали и как подозрительное лицо выслали в Турцию. В Константинополе его через французское консульство отправили в Вену и помогли устроиться по специальности.

Но из Вены Жан-Альберт тоже уехал. В 1886 году во Франции его поместили в госпиталь, после чего история необычного бродяги стала широко известной. В вышедшем через несколько лет сборнике статей «Безумный путешественник» медики попытались дать оценку его психическому состоянию. Отмечалось, что все свои перемещения Жан-Альберт Дада совершал, совершенно не помня, где он был и что делал.

Научные работы привлекли внимание к данной проблеме. Оказалось, что во Франции в это время было не менее десятка похожих путешественников. Признаки болезни удалось выявить и описать. Прежде всего, человек принимал решение сменить место жительства внезапно. Он забывал обо всех планах и обязательствах, в некоторых случаях даже поднимался из-за стола и уходил во время приема пищи.

Второй характерной деталью «взрослой» дромомании было полное отсутствие подготовки. Люди уезжали без денег, забывали документы, никак не беспокоились о своем багаже.

Ученые пришли к выводу, что такое психическое заболевание вызвано эмоциональным стрессом, под воздействием которого человек стремится изменить жизненное пространство. Сам Дада и некоторые его последователи говорили о своих ощущениях как о непреодолимом чувстве тревоги, пропадающем только во время перемещения. Такому человеку не важны цель и конечный пункт путешествия, для него главным становится непрерывная возможность менять место пребывания.

Иногда такого рода бродяги после нескольких лет скитаний возвращаются домой - и даже могут впоследствии осознать и осудить свой поступок. Но бывают случаи, когда скитания занимают всю оставшуюся жизнь и заканчиваются гибелью странника.

Ученые отмечают, что патологическое стремление к перемене мест нередко связано с нервными расстройствами или травмами головного мозга, но еще чаще оно проявляется у людей, которые любят фантазировать.

Считается, что дромоманией страдал известный писатель Максим Горький, причем страсть к побегам была свойственна также его матери и бабушке. Горький не мог долго жить на одном месте и, даже будучи респектабельным советским литератором, постоянно стремился покинуть жилище и куда-то уехать.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИСТЕРИЯ

Начиная с 1400 года в разных документах зафиксированы случаи неожиданного массового безумия среди женщин, живущих в монастырях. Известно, что в одном из них послушницы вдруг вообразили себя кошками. Они мяукали и пытались забраться на деревья.

Такое необычное поведение продолжалось в течение нескольких дней, после чего священники были вынуждены провести обряд изгнания бесов. Другой похожий случай произошел в 1749 году в немецком городе Вюрцбурге, где у монахинь в массовом порядке наблюдались неожиданные обмороки с пеной изо рта, одну из них тогда обвинили в колдовстве и казнили.

Уже знакомый нам профессор Джон Уоллер, изучая возможные причины коллективного безумия монахинь, пришел к выводу, что они были вызваны массовым стрессом в сочетании с религиозным трансом. Как раз с 1400 года в европейских монастырях стали действовать строжайшие условия проживания, а женщин туда чаще всего отправляли насильно.

Католическая религия того времени активно занималась истреблением темных сил, причем считалось, что именно женщина является их носителем. Поэтому монахини и послушницы подсознательно ощущали себя орудиями дьявола и при религиозном экстазе могли почувствовать эту одержимость, которую выражали в совершенно неадекватных движениях.

Как видим, непонятные психические заболевания и эпидемии чаще всего связаны со стрессами, в условиях которых живет человек. Поэтому стремитесь к позитиву во всем - и пусть вас минуют как таинственные, так и известные недуги.

До сих пор ученые не могут понять, как возникает массовая истерия. Почему всей деревней люди внезапно начинают верить в «чупакабру», а целые страны в нашествие марсиан.

Весна 1995 года выдалась для пуэрто-риканских фермеров «горячей»: день за днем поголовье их скота сокращалось. Причинами смерти коз, кроликов и цыплят становились колотые раны и «высасывание крови». На тот момент ветеринарные службы объяснить массовую гибель скота, видимо, затруднились. Так появился «козосос» - таинственный монстр, истребляющий животных. Практически сразу после первых «сигналов» об орудующем на фермах козососе нашлись и очевидцы его преступлений. Так, один из стражей порядка сообщал о «некоем гуманоиде ростом метр двадцать». К концу марта уже несколько человек подтвердили, что «видели в лесной чаще серовато-коричневое существо с крошечной головой». Страну охватила паника. Пока сформированные поисковые отряды тщательно прочесывали местность, в питейных заведениях ночи напролет спорили: козосос - это ранее неизвестное животное или вырвавшийся на свободу результат неудачного генетического эксперимента? «Портрет» монстра был воссоздан в мельчайших деталях: «двуногая крыса» с выпученными глазами, с длинными «руками» и острыми когтями, с ногами, как у кенгуру, а по всей спине - ряды шипов. Скептики пытались успокоить толпу, аргументированно доказывая, что «монстр» - всего лишь обычный хищник. Поймать козососа или доказать факт его существования не удалось, а страх людей вскоре улетучился.

Бумажный человек

В конце XIX века жители некоторых китайских городов стали участниками массовой истерии, которая длилась в течение трех лет. В 1876 году в Нанкине появились первые свидетельства о «бумажных людях», лишающих добропорядочных китайцев… косичек. Специфическая мужская прическа во времена правления маньчжурской династии в Китае считалась символом покорности и лояльности к навязанному режиму. Остричь косу считалось преступлением - пойманный с «неуставной» прической приговаривался к смертной казни. Неудивительно, что паника быстро охватила на только Нанкин, но и стремительно распространилась на другие города - Шанхай, Гуанчжоу, Пекин. «Злой дух, стригущий волосы» был неуловим, а источником всех бед автоматически становился любой иностранец. Интересно, что «бумажный человек» известен был еще со времен династии Вэй, правившей в 477-517 годах до н.э. Массовая паника сыграла на руку предприимчивым торговцам: амулеты, защищающие от вооруженных ножницами «бумажных людей», разлетались, как горячие пирожки в базарный день.

Газовая атака

Зачастую роковую роль в распространении истерии играют средства массовой информации. Так случилось осенью 1944 года, когда две жительницы городка Мэттуна штата Иллинойс позвонили в службу «911» и заявили о том, что «некая таинственная фигура» опрыскала газом их спальни. Пострадавшие жаловались на ухудшение самочувствия, тошноту и головокружение. Более детальной картины из-за отсутствия улик полицейским нарисовать не удалось. Загадочные обстоятельства инцидента стали благодатной почвой для рождения сенсации. После появления статьи в местном издании в полицию позвонили другие «пострадавшие», которые заявили о «газовых атаках», которые якобы произошли задолго до инцидента, описанного в газете. За две недели полицейские выслушали еще около 30 признаний - большинство звонивших были женщины. Исследовавший данный эпизод Дональд Джонсон заключил, что массовая истерия была вызвана не без помощи средств массовой информации: после прочтения заметки люди автоматически связали ухудшение здоровья (тошноту, рвоту, учащенное сердцебиение и пр.) с «газовыми атаками».

Эпидемия «лобовух»

В конце марта 1954 года печатные издания северо-западных штатов Америки опубликовали заметки о «загадочных» повреждениях лобовых стекол автомобилей. Сообщения роковым образом совпали по времени с испытанием водородной бомбы в Тихом океане, которое широко освещалось в прессе. Жители Сиэтла и других городов связали появление «оспинок» на «лобовухах» с «ядерным воздействием». В середине апреля в полицию поступило более двух сотен сигналов о «крошечных оспинках». В некоторых случаях сообщалось, что эпидемия охватила целые автостоянки. Истерия усиливалась и грозила обернуться массовыми беспорядками. В ночь на 15 апреля стремящийся успокоить толпу мэр Сиэтла обратился за помощью к президенту Эйзенхауэру, после речи которого количество паникеров уменьшилось. Победить «эпидемию» удалось только после обнародования результатов исследования Вашингтонского университета, ученые которого доказали, что «таинственные черные оспинки» не что иное, как продукт сгорания угля.

Охота за головами

В конце 1979 года панические настроения охватили остров Борнео. Неблагоприятная социальная обстановка, безработица, ликвидация школ совпали с правительственными работами по строительству моста. Стрессовое состояние усиливалось исторической памятью: начиная с XVII века, реализация подобных проектов (реальных или вымышленных) неизменно сопровождалась «охотой за головами», ведь по народным верованиям во время стройки необходимо закладывать в основание конструкции «жертву». Только в этом случае сооружению гарантирован долгий срок службы. Поддавшиеся массовой истерии люди начали интерпретировать рядовые события повседневной жизни в контексте «охоты» и «похищений». Изучавший местные обычаи антрополог Ричард Дрэйк доказал, что подобные эпизоды являются великолепным доказательством антагонистического противостояния между коренным населением и властью.

«Поцелуй» бабочки

Летом 1899 года в вашингтонских газетах появились сообщения о большом количестве людей, обратившихся в местные больницы. Все они просили излечить их от «укусов жучка». Желая воспрепятствовать распространению массовой истерии, в журнале «Popular Science» было опубликовано авторитетное мнение доктора Л. О. Говарда. В частности, сообщалось, что в Соединенных Штатах водятся шесть насекомых, чьи укусы, действительно, представляют опасность для жизни человека, но шанс встретить любое из этих «беспозвоночных» практически равен нулю. По мнению ученого, в основе массовой истерии лежал беспричинный страх. 9 июля того же года в «New York Herald» была размещена заметка об одиннадцати пострадавших, которые накануне обратились за помощью: их тела якобы распухли от укусов ядовитых насекомых. Некоторым из обратившихся удалось поймать «вампиров». Опубликованный в прессе отчет Филадельфийской академии естественных наук сообщал, что «покушавшимися» на жизнь людей насекомыми оказались обычные надоедливые мухи, работящие пчелы, суетливые жуки и легкокрылые бабочки.

Война миров

Вряд ли радиожурналист Орсон Уэллс мог предположить, что его креативный подход к инсценировке романа Герберта Уэллса «Война миров» окажется настолько убедительным. Накануне Хэллоуина 1938 года радиовещательная компания «Коламбия» начала вечерний эфир с анонса предстоящего радиоспектакля. Затем последовал традиционный прогноз погоды и концерт легкой музыки, который был прерван сообщением о движении в сторону Земли необычного тела. Одно за другим в эфир выдавались сенсационные сообщения: вот корреспондент рассказывает о падении с Марса метеорита, описывает массовые человеческие жертвы, берет интервью у очевидцев. Следующее сообщение повергло радиослушателей в ужас: метеорит оказался марсианским кораблем, а прилетевшие на нем существа «лучами смерти» уничтожили всё вокруг. Дальше - больше: в эпицентр стянуты регулярные войска, которые в срочном порядке готовятся вступить в войну с марсианами. Репортер живо описывал, как спасается бегством вместе с горсткой других счастливчиков, как марсиане испепеляют всё вокруг, оставляя после себя горящие руины и горы обезображенных тел. Окончание «радиошутки» слушать было некому: жители восточного побережья Америки и части Канады покидали свои дома, пытаясь избежать смерти, звонили в «911» и умоляли спасти их от марсианского нашествия. Эксперты подсчитали впоследствии, что жертвами «розыгрыша» стало более миллиона человек. Сам же Орсон Уэллс на следующее утро проснулся знаменитым - его называли человеком, который сумел напугать Америку.

Сообщение Массовая истерия: самые известные случаи появились сначала на Умная.

Загрузка...